Меня зовут Даша Русланова, я директор Департамента цифровых решений в Альфа-Банке. Сегодня я расскажу вам, как мы живем во время довольно значимых изменений, каких результатов в процессе этого переформатирования смогли достигнуть за год в плане скорости, и зачем нам solution-архитекторы.
Для команды IT 2018 год стал большим вызовом в части организационных изменений, процессов, проникновения инженерной культуры в бизнес. И, конечно же, масштабирования производственного процесса и снятия напряженной ситуации вокруг конфликтов в разработке фронтальных систем.
Чтобы нарастить скорость, нам потребовалось не только перестроить процессы, связанные с наймом сотрудников и работой с вендорами, но и привнести существенные инновации в уже имеющиеся процессы: поточную технологию релизов, так называемый release train – еженедельный максимально автоматизированный процесс поставки ценностей в мобильное приложение. На данный момент над ним трудится более 20 команд. В начале каждой недели автоматически собирается релиз-кандидат и запускается релизный pipeline.
К чему мы стремились прийти: автоматизировать сборку приложений и составление описания изменений — соединить «тикеты» изменений, сделанных разработчиком в Git, и описание user story с командной доски в jira, а также к полной прозрачности для клиентов и стейкхолдеров. В дальнейших планах сделать все стадии, кроме ручного приемочного тестирования, автоматическими, чтобы релизный цикл стал меньше недели.
Кстати, насчет прозрачности — мы активно внедряем практику «бизнес-партнера», идея тут в том, что коллеги работают в IT, при этом представляют интересы бизнеса, соблюдая интересы друг друга, условно — 50/50. Конечно, это идеальная ситуация и эталонный баланс, на практике все немного иначе, и перевешивает то одна, то другая сторона, но мы стремимся к ней. В такой ситуации получается, что коллеги следят и за адекватным наполнением команд, и за их синхронизацией; наблюдают как за качеством решения задач, так и за бюджетом.
Мы пошли дальше и создали систему «Ритм нашего производства», она позволяет посмотреть текущую производительность команд, увидеть узкие места на этапах оценки и реализации, статус подбора и прогнозной загрузки, и все это в режиме онлайн
Немного цифр
В период с 2014 по 2017 мы заканчивали год примерно с 900 решенными задачами. 2018 уже закончили с отметкой в 940 задач. Сейчас в месяц на платформах Банка мы проводим порядка 1500 изменений (то есть раз в сутки меняется примерно 50 факторов). Такая скорость возможна только при наличии гибкой и эволюционной архитектуры.
Как было в Альфа-Лаборатории
В 2016 у нас одновременно существовали два подхода к реализации банковских продуктов — «лабовский» и подход классического IT. Лабовский заключался в легализации архитектуры уже по факту реализации, причем часто уже при согласовании внедрения. Из-за этого временами возникали проблемы в процессе интеграции всего этого с приложениями, которые для Альфа-Лаборатории были непрофильными.
Классическое IT работало по стандартному процессу:
- Подготовка бизнес-требований.
- Подготовка и согласование архитектуры.
- Реализация.
Выглядит неплохо, но при изменении требований этот процесс становился очень долгим и неэффективным.
Поэтому мы решили объединить подходы, взяв лучшее из каждого. В итоге появилась служба solution-архитекторов.
Эти ребята работают на основе концепций, устоявшихся в банке, и в тесном контакте и с командами, и с бизнес-подразделениями. Это дает возможность уже на старте проекта предлагать решения, сочетающие в себе как полную согласованность с архитектурой банка в целом, так и эффективность при реализации. Благодаря этому согласование архитектуры и оценка проекта у нас теперь занимают около 1 недели вместо 1 месяца по старой схеме.
Почему все это так важно
Гонку технологий никто не отменял — каждые два года на рынке происходит довольно значительное обновление технологического стека, и это требует от IT-менеджмента постоянной синхронизации с внешним рынком. Нужно уметь быстро внедрять новый стек, готовить новых специалистов, оперативно проводить онбординг новых членов команды.
Поэтому мы сейчас строим поддерживающую среду как для работы, так и для синхронизации команд, стараясь максимально переиспользовать компоненты. И это тоже во многом заслуга solution-архитекторов. Даже при отсутствии специального бюджета на вывод legacy-систем, их работа позволила нам превысить ожидания главного архитектора по этому показателю на 20%.
Люди и культура
Здесь я отмечу те главные вещи, которым продолжаю сама постоянно учиться у своей команды.
Признание результатов. Это важная часть, результаты должны признаваться на уровне бизнеса, это дарит не только ощущение маленького праздника и того, что ты все сделал правильно, но и дополнительную синхронизацию: стейкхолдер ожидал от команды разработки чего-то конкретного — и она это выполнила в полном объеме. Потому что в разработке работают люди, для которых довольно важно развиваться профессионально и работать именно на результат. А это сложно делать, если результат видишь только ты, и он не очень признаётся где-то еще.
Fail fast, разбор ошибок. Ошибки — штука, которую надо быстро идентифицировать и обязательно обсуждать. На уровне руководителя стрима или вообще — бизнеса. Без прикрас говорить, что случилось, что каждый об этом думает, и идти дальше. Конечно, иногда бывают конфликты на этой почве, которые затягиваются, но за год мы научились слышать друг друга и отталкиваться все же от ценности общего дела, нежели от эмоций каждого из нас.
Итого — мы продолжаем расширять команду, прямо сейчас у нас открыто более 30 вакансий для разработчиков и архитекторов. Нам удалось взять лучшие практики Альфа-Лаборатории, в том числе связанные со скоростью поставок обновлений, и безболезненно интегрировать их в банковское IT, сведя на нет возможные конфликты между коллегами в процессах согласования тех или иных решений.
Кроме этого, мы продолжаем проводить митапы для разработчиков, дизайнеров и тестировщиков (следить за новостями можно вот тут).
А уже послезавтра наши ребята проведут в Екатеринбурге митап для любителей Atlassian.
Комментарии (15)
Permyakov
16.04.2019 12:48+1Поменял права. Есть полис ЕОСАГО. Сколько разработчиков и коллег из техподдержки надо, чтобы изменить номер прав в полисе?
1. На сайте ошибка, пишите на почту. Никаких сроков не указано.
2. По телефону говорят что обращение на почту рассматривают 10 дней (спасибо, я 10 дней без машины похожу, ок).
3. Написал в чат приложения АльфаСтрахование. Сказали написать по указанной почте, или ехать в офис. Т.е. по существу все эти техподдержки и крутые софты бесполезны, т.к. помочь никто не может\не хочет.
А вы с этими вашими разборами ошибок и т.д.
juDge
16.04.2019 14:40Относительно мобильного клиент банка… могу сказать, что в моей практике самое стабильное и быстрое приложение. Есть незначительные недочеты, но оним на мой взгялт относительно минимальны.
Пользуюсь еще мобильным клиент банком другого федерального банка и это просто печалькакая то. То не загружается… то перевод между своими счетами происходит только на следующий день… просто беда.
vis_inet
16.04.2019 15:37Даша, скажите, можно сделать чтобы суммы везде показывались с одинаковой разрядность?
Пример из Альфа-кликаeefadeev
16.04.2019 15:55Я не Даша, но спрошу: а зачем?! Сделано всё очень логично — если в операции не было копеек зачем там показывать дурацкие ".00"?
vis_inet
16.04.2019 16:05+2Затем, что при просмотре колонки человек воспринимает цифры которые сдвинуты левее как более крупные по значению.
А это совсем не так при таком формате, как на картинке…
Элементарное юзабилити, как мне кажется.eefadeev
16.04.2019 17:23Нисколько не защищая существующее решение предположу что эту проблему гораздо эффективнее решает сортировка (которую, наверное, было бы неплохо добавить).
vis_inet
16.04.2019 17:30+1Не совсем.
Смотришь же обычно последние суммы за какой-то период.
Сортировка собьёт хронологический порядок.
mgremlin
16.04.2019 16:22+5Вы меня, конечно, извините, но…
Вот зачем этот чиновно-карьерный новояз на Хабре? ну ведь кровь из глаз.
Такой стиль годится для того, чтоб лить елей на душу другим профессиональным «эффективным менеджерам», а тут люди все больше живым делом заняты. И все эти «перестройки процессов» с «вызовами менеджменту» приведут в лучшем случае к закрытому окну. А в худшем — к неприятным выводам о пригодности такого работодателя…
vlsinitsyn
16.04.2019 22:41Какая-то жуткая смесь из разнообразных утверждений, рассчитанная, похоже на презентацию для своего борда, а не для «внешнего» читателя.
Я попытался выловить из этой «воды» что то конкретное, но получились одни вопросы.
Вот, например:
К чему мы стремились прийти: автоматизировать сборку приложений и составление описания изменений — соединить «тикеты» изменений, сделанных разработчиком в Git, и описание user story с командной доски в jira
Так и какие препятствия вы встретили на своем пути? По моему, это 'база' любой современной разработки, которая замечательно покрывается продуктами atlassian, раз уж у вас jira.
мы активно внедряем практику «бизнес-партнера», идея тут в том, что коллеги работают в IT, при этом представляют интересы бизнеса, соблюдая интересы друг друга, условно — 50/50
Крайне трудно понять, что на самом деле скрывается за этими словами. Можно предположить все что угодно. Опять же, может для «борда» альфа банка интересен уже сам факт того, что в их компании внедрена какая-то практика, но для посторонних интересны детали, плюсы-минусы, результаты…
Поэтому мы решили объединить подходы, взяв лучшее из каждого. В итоге появилась служба solution-архитекторов
Я конечно, рад за банк, что у них наконец-то появилась команда архитекторов. Но возникает вопрос, а как вы до этого поддерживали архитектуру, какие стандарты использовали?
Признание результатов. Это важная часть, результаты должны признаваться на уровне бизнеса, это дарит не только ощущение маленького праздника и того, что ты все сделал правильно, но и дополнительную синхронизацию
Опять же, какие-то общие вещи. У вас что, раньше на айти отделы просто плевали и гнобили, в стиле известного сериала?
triton
удалено