Я почти два года работаю в мультинациональной команде. Проект голландский, фронт-офис в Нидерландах плюс пара бэк-офисов: российский и чешский. Голландия – страна, в которую переезжают работать люди с разных точек мира, и собственно эта компания не исключение. На чехах, русских и голландцах все не заканчивается, в проектах работают румыны, поляки, мексиканцы, индонезийцы, македонцы, индийцы и это только те, с кем я уже успела поработать. Как видите, у нас здесь полный набор. Конечно, во внимание нужно брать еще и специфичные черты характера каждого человека в отдельности, но какие-то особенности явно проявляются именно в зависимости от национальной принадлежности. В этой статье я хочу поделиться своим опытом о таких командах и некоторыми рассуждениям на темы: софт скилз и технические навыки, непонимание в команде из-за различия менталитетов.
Я тоже не идеальна, так что добавлю картинку со случаем из моей жизни:
Софт скилз – не наше все
В большинстве случаев софт скилз ценятся выше технических. Это бросается в глаза практически сразу же в начале работы. Культура вежливости в общении во многих станах Запада – это часть менталитета. После приветствия нужно спросить “Как твои дела”, а в моем случае с голландцами, было бы еще неплохо в паре предложений обсудить погоду. Для нас, русских, это расходится с привычным “Привет” и последующим далее вопросом по теме. К тому же мы спрашиваем о делах, как правило, у товарищей, с кем сложились хорошие отношения и рассказываем в подробностях о выходных, отдыхе или чем-то еще, а не просто «Fine, thanks». Иногда немного раздражает, когда этот типичный диалог даже следует во время релиза. У команды есть незакрытые задачи, которые надо срочно решать, а ты тут тратишь время на обсуждение погоды :) Но все же кто-то адаптируется и в таких случаях переходит сразу к делу.
На этом софт скилз конечно же не заканчиваются. Но тем нe менее рассмотрение этих навыков, как одних из главных, на мой взгляд, является ошибочным. Дело в том, что наличие технических навыков помогает найти общие темы в команде, участвовать в технических совещаниях и даже просто решать общие поставленные задачи. Именно благодаря им даже тихие члены команд могут открыться вам по-другому.
Хочу привести пример со своей старой работы. В коллективе один сотрудник даже не считал нужным здороваться со всеми. На этом его уровень социальных навыков не заканчивается. При беседе на какие-то твои вопросы он мог не отвечать сразу, а просто начать рассуждать и потом уйти. Но он всегда возвращался, просто у него такой подход мышления на сложные вопросы, ответы на которые у него сразу нет. Иногда он шел гулять по этажу, а порой уходил работать, и только потом через какое-то время(в рамках получаса) возвращался к тебе с ответом. Конечно, на первый взгляд случай с отсутствием обычного взаимного приветствия кажется грубостью и неуважением, но с кем-то из коллектива он все-таки общался. Ответ был простой – ему не интересно со мной общаться.
Надо было найти подход, и решила поучаствовать в нескольких беседах по тонкостям C++и все-таки смогла рассказать то, чего он не знал. Парень пошел за рабочее место, мы набросали несколько быстрых примеров, вот и все. После этого тебя тоже считают интересным.
То есть с одной стороны, это совершенно разные soft и hard навыки, но с другой – они тесно связаны.
Поэтому у техлидов и архитекторов в наших командах частенько возникают проблемы. Именно здесь я встретилась с таким, что архитектором С++ проекта может стать бывший программист на другом языке, с опытом программирования 2-3 года, и это хорошо, если опыт программирования вообще есть. Конечно, ты вроде бы и осознаешь, что архитектор – это же роль не обязывающая писать код, а с другой – тебе приходится объяснять, что такое невозможно реализовать в С++, а если еще начинается микроменеджмент и в твой код начинают лезть с советами не по делу, то глаз немного начинает нервно дергаться. Все-таки у человека с опытом С++ программирования есть как минимум два языка для общения с программистами: английский и C++.
Так что, работая в мультинациональных командах, придется адаптироваться всем.
Непонимание даже при использовании одного языка для общения
Менталитет играет большую роль в понимании одних и тех же поступков и даже обычных высказываний. Возьмем, к примеру, пару аспектов.
Открытость
Многие темы, которые кажутся очень личными для нас, для других – обычное дело.
Да, мы не хотим обсуждать свой поход к доктору или рассказывать, что гамал вчера вечером, это личное. Мы привыкли обсуждать подобные вещи в определенном круге людей. Более того, не уверена, что кто-то любит вообще рассказывать о посещении доктора. При этом открытость куда-то пропадает, когда речь заходит о каких-то технических вещах. Между прочем, это даже не всегда зависит от личных качеств. Имейте в виду, что в некоторые национальностях не принято напрямую спрашивать, если чего-то не поняли во время разговора, даже если об этом собственно и ведется дискуссия. Почему-то считается совершенно нормальным после дискуссии гуглить все услышанные понятия и термины и пытаться понять это самостоятельно. К тому же, ведь порой одни и те же слова имеют разные значения в зависимости от контекста, что добавляет больше недопонимания. Так что будьте готовы, читать по лицу собеседника, где нужно объяснить и рассказать побольше. Но это действительно сложно сделать в звонке по Скайпу, если только судя по неуверенному непонимающему голосу.
Подходы к обратной связи или как дается фидбэк
У русских принято давать фидбэк лично, будь он положительным или отрицательным, замечания по поведению в команде. Голландцы же делают это в группе. Я это называю “публичной поркой”, когда касается отрицательной оценки, высказанной публично в команде. Мои коллеги смеются, что я так вижу это действо, но все так и есть. Если подумать, подход “публичной порки” и у нас применяется, но, как правило, это если не дошло после двух-трех раз сделанных замечаний. Кто-то вообще может воспринять фидбэк в группе как личное оскорбление, а со стороны иностранных коллег вроде бы все нормально.
Заключение
Жалобы об особенностях и сложности работы именно с русскими программистами я слышала не только здесь, но и в других компаниях, об этом можно почитать в статьях в интернете. Конечно, этим я вам не открыла Америку. Но не все понимают, что нам тоже приходится искать особые подходы и прилагать усилия, чтобы завоевать уважение со стороны тех же русских коллег. Берите на вооружение, что это для вас большой плюс, если вы этого можете добиться. А при работе с иностранными коллегами, постарайтесь перебороть стереотип “этих грубых русских программистов”.
Свой сказ я хочу закончить советом почитать книжку по культурным различиям, которую я лично пока не читала, но многие коллеги последние пол года начали читать как must have:
“The Culture Map: Breaking Through the Invisible Boundaries of Global Business” от Erin Meyer
Комментарии (25)
elmm
29.04.2019 14:08Вам в Финляндию надо — страна молчаливых интровертов. Минимум смол-токов, не здароваешься — некоторым так даже лучше.
Estee
29.04.2019 15:11Интересно, насколько они там близки с норвежцами. Меня у норвежцев несколько раз сбивали с толку ситуации, когда человек просто молча не делает задачу. Спрашиваешь, молчит. Не оправдывается, но и не делает. Потом из третьих рук узнаю, что чувак завален по самые помидоры и сидит по ночам на работе, пытается грести. Ни разу не попросил сдвинуть сроки или хоть сказать, что зашивается. Просто молча не делал. И так даже в двух командах было… Какой-то суицидальный саботаж
elmm
29.04.2019 16:01Может это от культуры компании зависит?
Я за 4 года не видел чтоб люди в Финляднии часто работали сверхурочно в IT. Эпизодически — да, когда важный релиз на носу, за доп плату/выходные.
Хотя продак менеджеры и эгайл коач говорили, что разговорить на митинге финских работиков задача не простая, но это скорее было про то, чтоб услышать замечания/пожелания по проекту.
Судя по рассказам про дргуие компании, то в целом в Финляндии принято работать строго положенно количество времени. А молча переробатывать — запрещено законом.bazilxp
30.04.2019 05:24Ага=) В интернациональных коллективах весело =) в какой то степени.
Уже 10 лет в таком режиме :)
fck_r_sns
30.04.2019 08:10В Финляндии используется учёт времени. Каждый работник записывает, сколько он проработал в определённый день. Если переработал в один день, то можешь уйти пораньше в другой. Баланс должен сходиться: 37.5 рабочих часов в месяц.
Antervis
30.04.2019 12:38+1Баланс должен сходиться: 37.5 рабочих часов в месяц.
куда подавать анкету?elmm
30.04.2019 16:09Могу порекомендовать место где я работаю — www.rovio.com/careers :)
Хорошая рабочая атмосфера.
Учёта времени у нас не ведут — всё на доверии.
elmm
30.04.2019 16:24Зависит от предприятия — где есть сторонний кастомер и почасовая оплата на проекте — там чёткий учёт (у меня так жена работает).
В игровых конторах в Финляндии с этим не заморачиваются как правило (мой кейс).
ubivas
30.04.2019 17:03Есть мнение, что программисты любят смалл-ток примерно так же, как и велосипедисты — собак.
Аналогия хороша еще и тем, что публично признаваться и в том и в том неловко — как так, не любишь собак, это же милые пушистые друзья людей. Так же и сказать, что в гробу видел этот пустой трёп на кухне (в то время когда мысленно продолжаешь дебажить сложную багу) — атата, асоциальный тип, софт скилы плохие!
lanseg
29.04.2019 15:08+1На самом деле, нет ничего хуже американского фирменного "Indirect negative response", когда совершенно непонятно, положительный это отзыв, или отрицательный. Для себя я вывел такое правило:
- Положительный отзыв что-то значит только если он документально подтверждён (или выдан в виде бонуса).
- Если в отзыве есть хоть малейший негатив, то можно игнорировать всю положительную часть, негатив умножить в десять раз и уже тогда анализировать.
- Если отзыв негативный без положительной части, то это, фактически, "чёрная метка" — он означает, что ты конкретно накосячил.
DMGarikk
29.04.2019 15:30хмм… я тут недавно понял что именно так отношусь ко всем отзывам в моем направлении… и сбивает то что в большинстве случаев это не нужно
p.s. с американцами не работал, но теперь посетила мысль что врятли для меня такой подход будет проблемойlanseg
29.04.2019 15:33В России и, вроде бы, в скандинавских странах и Германии часто стараются не перехвалить — т.е. когда дают положительный отзыв, стараются добавить лёгкий негатив, чтобы человек не зазнавался.
mkovalevskyi
29.04.2019 23:01советом почитать книжку по культурным различиям, которую я лично пока не читала
концептуальный совет )
Но по тексту два вопроса
— вы реально на работе обсуждаете походы к врачам?
— у вас родной язык русский? Ибо сей сказ явно не помешало бы немного перевести на несколько более его стандартный вариант )AnROm Автор
30.04.2019 09:30вы реально на работе обсуждаете походы к врачам?
Мы, русские, нет. Иностранцы во фронт-офисе да. Когда они пытаются узнать подробности даже о походе к дантисту, просто отвечаем, что все хорошо.
у вас родной язык русский?
Определенноmkovalevskyi
30.04.2019 18:00+1Ну вот как-то не знаю. культурные различия — это конечно научный факт, Аллоизычь одобряет, но… За последние лет 15, я имел счастье работать с русскими, украинцами, белорусами, поляками, венграми, испанцами, различными вариантами индусов, американцами (в японских, индусских, СССРских и прочих более среднестатистических вариантах), возможно с кем-то еще, не уверен, удаленно и на прямую.
И как бы так сказать… Единственная соц группа у которой результат абсолютно стабилен — это менеджемент из москвы. У всех остальных — есть варианты.
Любой может нести бред воимялуны, любой может уйти в запой по случаю паски/рамадана/9мая/дня независимости, любой может заниматся только написанием репортов о своих проблемах, любой может сделать вид что никого в комманде кроме него не существует…
Да, в среднем, в италии сначала слишком рано, потом полчасика работы, потом сиеста, потом какие коллы в такую познь.
Да, в среднем, китайцы способны выучить 15к страниц инструкцию, ничего в ней не понять, но дословно ее выполнять.
Да, в среднем индусы любят и умеют искать отмазки и их угощения надо ооочень осторожно пробовать.
Да, в среднем у русских борис бритва их все.
И да, если человек (любой) пришел на проэкт исключительно с целью проапдейтить резюме — то ему до одного места успех проэкта, ему нужны будут какие-то конкретновзятые технологии и он их будет пихать куда сможет.
И да, если человек (любой) пришел после курсов с++ за 21 день — то он будет делать только то что ему успели рассказать на этом курсе и не будет уточнять за свой текущий уровень знаний.
И про людей пришедших чисто по результатам родтсвенно коррупционных активностей — то как бы вообще абсолютно интернациональный процесс (который, правда, большенство национальностей пытаются приписать исключительно себе ))
Так что люди разные бывают…
oracle_and_delphi
30.04.2019 05:27
Картинка справа — неправильно названа!
Должно быть написано «что знает другой человек», а общая картина множества людей может сливаться в то, что слева.
Eirik
30.04.2019 10:38Да, софт скилз тут ценится. Тут, это конкретно в Голландии, не сказал бы, что его оценивают больше чем технические навыки, но культура общения важна для людей. По сути это тест на адекватность, я провел мгого собеседований наших разработчиков. И даже для меня важнее было понять, что человек и себя представляет, а знания я потом сам ему давал и обучал. Смысл работать с гением если его нельзя убедить сделать дополнительный метод, только потому, что он будет не идеально вписываться в его гениально подобранный фэншуй. Если коротко — то тут пытаются работать с людьми, а не с тараканами в их головах.
AnthonyBY
30.04.2019 14:53Не совсем понятно что хотел сказать автор, но у меня лично фокус сместился с «трудно работать в мультинациональной команде» в трудно работать с русскоговорящими.
Хочу посоветовать книгу «Русские проблемы в английской речи» от Линн Виссон, на которую я в 2012 на хабре делал небольшую выжимку "7 типичных русских проблем в аглийской речи"
timonbandit
30.04.2019 14:53Работаю в немецкой компании.
В команде, два украинца, русский, испанец, австриец, полячка, эстонец.
Каждый daily scrum meeting — начинается с погоды и самочувствия.
Как бы не горели сроки, какие бы проблемы на проекте не были, всегда сначала погода, здоровье, пару шуток — потом дела:-)
Насчет вежливости и культуры общения, у нас конкретно — немного перегиб, как мне кажется. Т.е. никто никого не критикует, хотя я бы критиковал, особенно читая многократно повторяющуюся ошибку в пулл-реквесте.Krokodil007
01.05.2019 23:16Работал в русском стартапе, на ежедневном скайп-созвоне мне объяснили, что шуткам будет место на посиделках в баре по случаю релиза. Стартап не удался.
yoshka
Меня раньше сбивал с толку коллега-индус, который любую переписку по фиче превращал в восточный базар.
«Да я сделаю эту задачу так чисто, как никто здесь нее делал, вам всем так понравится, что вы еще попросите пять таких задач сделать».
«Посмотри мой коммит, ну правда же хорошо вышло? Вот тут надо было коннект закрыть, никто не закрыл, я закрыл, ай как хорошо теперь будет».
Поначалу казалось, он троллит, но время шло, стилистика не менялась.
Теперь читаю его коммиты с улыбкой, позитивный товарищ, в любом баге плюсы найдет.