Многих инженеров-машиностроителей вдохновляет талант Леонардо да Винчи — «универсального человека», успешно сочетавшего в своей деятельности искусство, науку и инженерное дело, анатомию и медицину.

Сегодня его работы можно увидеть в таких известных музеях, как Лувр в Париже и Галерея Уффици во Флоренции. Именно они побудили Алена Дюгуссе, эксперта по PLM CATIA V5/V6 в компании Dassault Systemes, принять участие в проекте 3DEXPERIENCE Lab «Open Codex», посвященном виртуальному воссозданию изобретений Леонардо.

image

Среди множества эскизов из наследия мастера (летательная машина, танк, парашют, вертолет и др.) в итальянском архиве Piazza della Scala Дюгуссе обнаружил кое-что любопытное: вид сверху и несколько видов узлов конструкции, очень похожей на боевой корабль.

image

Однако эти виды не дают окончательного представления о том, как да Винчи видел реализацию своего детища. Чтобы визуализировать корабль в 3D, было решено объединить найденные эскизы с набросками аналогичной модели танка.

image

Расскажем вкратце об этом проекте, который был выполнен в программных продуктах CATIA и 3DEXCITE на платформе Dassault Systemes 3DEXPERIENCE.

Концепция. Первым ощущением от вида сверху было то, что это прототип современного танка, — но если внимательно присмотреться к центральной части, видны колеса с лопатками, то есть наверняка Леонардо да Винчи задумывал конструкцию как средство передвижения по воде. 16 орудий на борту однозначно подтверждали, что корабль проектировался как боевой.

image

Батарейная палуба. Идеей да Винчи, как следует из вида сверху, было разместить по периметру палубы 16 артиллерийских орудий, а в центре — гребную установку.
image

16 орудий. Руководствуясь тем, что изображено на одном из разрезов корабля, Дюгуссе разместил на V-образных опорах боевые орудия.

image

Гребная установка. Внимательное изучение вида сверху показало, что в установку входят:

  • два главных гребных колеса с лопатками, расположенные на общей оси;
  • одно вспомогательное колесо с двумя рукоятками (на той же оси), придающее начальное вращение главным колесам.

image

Четко видно, что всего рукояток — не 2, а целых 5:

image

  • 2 на главной оси для вращения главных колес;
  • 2 для вращения колеса запуска;
  • и еще одно, предназначение которого поначалу было не совсем ясно.

image

Система управления движением. Размышляя о том, для чего задумывалась пятая рукоятка, Дюгуссе просмотрел несколько других эскизов Леонардо да Винчи, и наконец ему пришла в голову идея, которую в дальнейшем удалось проверить с помощью платформы 3DEXPERIENCE. Эксперт предположил, что она вращает всю гребную установку вокруг вертикальной оси корабля, и таким образом позволяет ему менять направление движения.

image

Теоретически направлением движения можно было управлять и по-другому, а именно разместив гребные колеса на отдельных осях. Но на практике это нецелесообразно по следующим причинам:

  • даже небольшая разность скоростей вращения гребных колес отклоняет корабль от прямолинейной траектории;
  • колесо запуска на эскизе только одно, и непонятно, как в этой конфигурации сообщить начальное движение другому гребному колесу.

3D. После того как была смоделирована батарейная палуба, следующим шагом стало построение объемной модели. Поскольку да Винчи в модели танка также располагал орудия равномерно по окружности, Дюгуссе построил виртуальный корабль в 3D аналогичным образом.

image

image

3D-визуализация корабля Леонардо да Винчи в реальной обстановке.
Используя платформу 3DEXPERIENCE и новые возможности решения 3DEXCITE, Дюгуссе выполнил реалистичную визуализацию 3D-модели корабля на водной поверхности.

image

image

От идей Леонардо к современным кораблям. Чтобы картина была более насыщенной и подчеркивала исторические контрасты, Дюгуссе на заключительном этапе добавил в нее несколько более современных кораблей:

image

  • многоцелевой фрегат «Аквитания» ВМС Франции (в строю до сих пор);
  • линкор «Нью-Джерси» ВМС США (в составе флота с 1942 по 1991 г.);
  • линкор «Бисмарк» ВМС Германии (спущен на воду в 1939 г., потоплен в 1941 г.);
  • линкор «Ямато» императорского флота Японии (спущен на воду в 1940 г., потоплен в 1945 г.) — один из самых больших и хорошо вооруженных военных кораблей в истории.

image

Без сомнения, многим будет любопытно сравнить идеи да Винчи, на основании эскизов которого мы создали цифровой 3D-макет, и то, что выпускает судостроительная отрасль в наши дни.
Что ж, время идет, технологии развиваются!

image

Для более подробного знакомства с функционалом CATIA предлагаем Вашему вниманию посмотреть вебинар, содержащий выдержку материалов о главных улучшениях и новшествах в 3DEXPERIENCE CATIA 2019. В данном обзоре объявлена информация о новых приложениях, рассмотрен ряд улучшений. Обзор содержит передовые разработки и предложения по инструментам для конструкторов, дизайнеров и системных архитекторов.

image

Подробнее о CATIA

Dassault Systemes официальная страница

Подписывайтесь на Dassault Systemes в соцсетях:

Facebook
Vkontakte
Linkedin
3DS Blog WordPress
3DS Blog on Render
3DS Blog on Habr

Комментарии (3)


  1. Nomad1
    22.05.2019 23:41

    Визуализация очень напоминает Unigine. frustum, binstream — ваш движок в этом CAD?


    1. eagleivg
      23.05.2019 11:59

      ЕМНИП, это in-home разработка. Они уже почти 40 лет её пилят.


  1. w3ga
    23.05.2019 12:39

    только вот это не корабль, это прообраз танка (только стационарный), для обстрела нападающей стороны. центр крепится к основанию, оборачивание происходит за счёт вращение шестерни (та которая с тремя ручками), таким образом можно вести практически безостановочный огонь из пушек с малым интервалом, а лепестки в центре это не «гребные колёса», это «система вентиляции», в противном случае этот «танк» превратился бы в отменную газовую камеру.

    в пользу этого говорит и то, что пушки того времени заряжались «через дуло», что, очевидно не возможно было бы осуществить, будь это плавающий «корабль», в виду малого пространства внутри, поскольку требовался бы полный откат орудия, вплоть до величины равной длине самого орудия и даже более ( ведь заряд требовалось «пропихнуть» в ствол, при помощи прибойника — это такая палка длинная с утолщением по ширине ствола), но вполне возможно будь это стационарная установка — пока огонь ведётся с одно стороны, с обратной стороны происходит зарядка орудий

    очевидная ненадёжность конструкции и фактически лишение полной огневой мощи, после прямого попадания в этот «механизм» я думаю вполне объясняет почему он так и не был воплощён в жизни