
Помните очаровательного котика, которые чихал в заставке советского мультфильма? Мы помним, и нашли его — вместе с ворохом другой рисованной фантастики. В детстве она пугала и обескураживала, поскольку поднимала серьезные, взрослые темы. Настала пора пересмотреть старые мультфильмы, чтобы узнать, о каком будущем мечтали в той стране.
1977 год: «Полигон»
Мультипликатор Анатолий Петров приложил руку ко многим известным советским мультфильмам, от «Бременских музыкантов» до «Каникул Бонифация». Его самостоятельное творчество было куда интереснее: он рисовал реалистичную трехмерную графику. Самым известным примером стиля Петрова стал короткий мультфильм «Полигон» по антивоенному рассказу фантаста Севера Гансовского.
Сюжет прост: безымянный изобретатель придумал неуязвимый танк, который читает мысли противника. Полевые испытания совершенного оружия проходят на тропическом острове — видимо, это отсылка к атоллам Бикини и Эниветок. В состав военной комиссии входит генерал, под начальством которого погиб сын героя. Танк уничтожает военных, а затем и своего отомстившего создателя.

Чтобы создать эффект объема, персонажей рисовали на двух слоях целлулоида, и один снимали не в фокусе. В напряженные моменты расплывчатое изображение обретает резкость. Камера все время движется, застывая лишь ненадолго. В кадре нет крови, а единственное музыкальное сопровождение состоит из знаменитой песни «Tanha Shodam» Ахмада Захира. Все это вместе передает ощущения тревоги, страха и тоски — ощущения той эпохи, когда «Часы Судного дня» показывали 9 минут до полуночи. К слову, в 2018 году стрелку перевели на 23:58 — значит, предсказание сбылось?
1978 год: «Контакт»
В 1968 году канадский аниматор Джордж Даннинг снял знаменитую «Желтую подводную лодку». В Советский союз мультфильм попал только в 80-х на пиратских кассетах. Однако еще в 1978 году режиссер и художник Владимир Тарасов снял собственную яркую музыкальную фантасмагорию. Короткую, но в главном герое определенно угадывается Джон Леннон. Это заслуга художника Николая Кошкина, который «процитировал» музыкальный западный мультфильм.
Советский «Леннон» — художник, который выбрался на пленер. На природе ему встречается инопланетянин, тоже в своем роде художник. Бесформенное существо перевоплощается в увиденные предметы. Сначала человек пугается, но потом учит гостя насвистывать мелодию «Speak Softly Love» из «Крестного отца». В отличие от своих дальних родственников из «Аннигиляции», инопланетянин дружится с человеком и уходит с ним в закат.

Лайфхак: выключите оригинальную звуковую дорожку «Контакта» и включите Lucy in the sky with diamonds. Вы заметите, что видеоряд мультфильма почти идеально попадает в музыку.
1980 год: «Возвращение»
«Возвращение» — еще один мультфильм Тарасова. Он описывает будничные по меркам научной фантастики события: космический грузовой корабль «Валдай Т-614» попал в метеоритный поток и получил повреждения, из-за которых его можно посадить на Земле только в ручном режиме. Пилоту советуют выспаться перед посадкой. Он погружается в глубокий сон, попытки разбудить его проваливаются. Однако, когда курс корабля проходит над родным домом в деревне, космонавт каким-то образом чувствует это, просыпается и сажает корабль.

Не ясно, грозило ли беспамятство героя катастрофой. Музыка (5-я симфония Густава Малера) красноречиво указывает на то, что ситуация тревожная. Авторов консультировал космонавт Алексей Леонов, поэтому в фильме точно отражена техническая сторона полетов. В то же время реалистичность и будничность разбивается кричащими отсылками к «Чужому», который вышел как раз за год до того. Космический грузовик изнутри напоминает гигеровский инопланетный корабль, да и сам пилот на человека похож мало. Короткий мультфильм пугает не меньше, чем классическая сцена с лицехватом.
1981 год: «Космические пришельцы»
Знаменитые фантасты братья Стругацкие написали несколько сценариев для мультфильмов, однако советская цензура «зарубила» их все. Все, кроме одного, который Аркадий Стругацкий написал вместе с другом, писателем и переводчиком Марианом Ткачевым. Это был сценарий первой серии «Космических пришельцев».

Сюжеты многообещающий: на Землю спускается корабль пришельцев, пришельцы рассылают черные робозонды. Группа ученых пытается выяснить, чего хотят космические гости. Потом выясняется, что они хотят поделиться технологиями. «Прибытие» заказывали?
Нарисованный в авангардно-конструктивистской манере, этот мультфильм длится чуть больше пятнадцати минут. Кажется, что гораздо дольше, потому что темп событий на экране неровный и медленный. Летаргическое спокойствие, с которым актеры озвучивают излишне длинные фразы, особенно подчеркивают эту характерную особенность «Пришельцев».
«Экспериментальные» философские притчи были одним из любимых жанров советских аниматоров. Тем не менее, «Пришельцы» переходят грань между «это глубоко» и «это занудно» Кажется, Стругацкий и сам это понял, поэтому вторую серию снимали уже без него. В нем пришельцы испытывают моральную стойкость людей. Люди выдерживают испытание, и все, кажется, заканчивается хорошо. И хорошо, что заканчивается.
1984 год: «Будет ласковый дождь»
В 1950 году американский писатель Рэй Брэдбери написал один из самых известных постапокалиптических рассказов в истории жанра. «Будет ласковый дождь» рассказывает о том, как роботизированный «умный дом» продолжает работать после взрыва атомной бомбы. Спустя 34 года «Узбекфильм» снял по мотивам рассказа короткий, эмоциональный мультфильм.
Текст Брэдбери передан лишь с некоторыми творческими вольностями. Например, в рассказе после катастрофы прошло некоторое время — дни или месяц. В мультфильме робот, которые не понимает, что произошло, вытряхивает прах испепеленных накануне хозяев из их постелей. Затем в дом залетает птица, робот гонится за ней и случайно уничтожает дом.

Эта экранизация завоевала призы трех международных фестивалей и одного всесоюзного. Режиссером и сценаристом мультфильма выступил актер и режиссер Назим Туляходжаев из Ташкента. Кстати, на этом его работа с материалом Брэдбери не закончилась: спустя три года он снял фильм по рассказу «Вельд». Из двух экранизаций зрителям запомнился именно «Будет ласковый дождь», потому что ужас перед глобальной войной сложно чем-то перебить или развеять.
1985 год: «Контракт»
Советские мультипликаторы любили экранизировать произведения зарубежных фантастов. В результате появлялись яркие проекты, настоящие плоды любви. Такие, как мультфильм «Контракт» по мотивам одноименного рассказа Роберта Силверберга. Яркий, авангардный стиль, столь любимый режиссером Тарасовым, напоминает поп-арт. Музыкальное сопровождение — отрывки из джазовой композиции I Can't Give You Anything but Love, Baby в исполнении Эллы Фицджеральд.
Начинаются и оригинал, и мультфильм одинаково: колонист отбивается от монстров на необитаемой планете. Ему на помощь приходит робот-коммивояжер, который, оказывается, и выпустил этих монстров, чтобы вынудить человека покупать его товары. Колонист связывается с компанией, которая прислала его на планету, и выясняет, что по условиям контракта он не может торговать с роботом. Кроме того, за пересылку повседневных вещей вроде бритв с него сдерут три шкуры, поскольку снабжать его обязаны только необходимым для жизни.

Затем сюжет оригинала и экранизации расходятся. В рассказе робот угрожает застрелить колониста. Колонист остроумно выпутывается из ситуации, потребовав от компании денег для спасения жизни, а после отказа разрывает контракт и объявляет планету своей по праву первопроходца. Даже ироничное одобрение капиталистических практик было для Союза табу. Поэтому в мультфильме компании колониста и робота развязывают войну. Робот жертвует собой, чтобы согреть человека под неожиданным снегопадом. Несмотря на очевидный идеологический посыл, мультфильм оставляет приятное впечатление.
1985–1995 годы: «Фантадром»

Детский мультсериал Fantadroms выглядит так, будто его нарисовали западные аниматоры. На самом деле первые три серии выпустила «Телефильм-Рига», а затем еще десять вышли на латвийской студии Dauka.
Главный герой «Фантадрома» — робот-кот Индрикс XIII, который умеет менять форму. Именно он чихает в начале и в конце каждой серии. Вместе со своими друзьями космо-кот спасает инопланетян и людей от неприятных ситуаций вроде пожаров, непонимания или внезапной нехватки соли в завтраке. Сюжеты «Фантадрома» раскрываются без слов, только образами, музыкой и звуками, как в диснеевской «Фантазии».
Первые три «советские» серии выглядят серьезно: в них внимание уделено космическим кораблям и мегаполису, где живет Индрикс. Новые десять серий ориентированы на детей, так что фокус сместился на то, что называется slapstick comedy. Будь у студий больше ресурсов и возможностей, несложно представить, что Fantadroms мог бы стать этаким космическим «Томом и Джерри». К сожалению, потенциал сериала так и остался нереализованным.
1986 год: «Сражение»
Очередная экранизация западной фантастики, на этот раз — рассказа Стивена Кинга. Бывший военный, ставший киллером, убивает директора фабрики игрушек. Выполнив заказ, он получает посылку с игрушечными солдатиками, произведенных на фабрике жертвы. Солдатики каким-то образом оживают и нападают на убийцу. Бой заканчивается победой игрушек, поскольку в наборе оказался миниатюрный термоядерный заряд.
Мультфильм выполнен в технике тотальной анимации. Это значит, что вместе с персонажами двигаются и меняются фоны, чтобы передать движение камеры. Затратный и трудоемкий метод применяется в рисованной анимации редко, но метко. «Сражению» тотальная анимация подарила невероятную динамичность. Короткий мультфильм смотрится не хуже «Крепкого орешка», который вышел в прокат два года спустя.

Внимательный зритель обнаружит на первой минуте мультфильма отсылку к сцене езды по токийским развязками в «Солярисе» Тарковского. Футуристический пейзаж с бесконечным лабиринтом дорог подчеркивает, что происходит все в недалеком, мрачном будущем.
1988 год: «Перевал»
Рассказывая о фантастической советской анимации, нельзя не упомянуть культовый «Перевал». Мультфильм снят по первой главе повести фантаста Кира Булычева «Поселок», причем сам автор и написал сценарий.

«Поселок» рассказывает о судьбе космической экспедиции, чей корабль совершил аварийную посадку на неизвестной планете. Уцелевшим людям пришлось бежать с корабля, спасаясь от радиации из поврежденного двигателя. Люди основали поселок, научились охотиться с луком и стрелами, вырастили детей и раз за разом предпринимали попытки вернуться через перевал к кораблю. В мультфильме группа из трех подростков и взрослого отправляется к кораблю. Взрослый погибает, а дети, лучше приспособленные к опасному миру, добираются до места назначения.
«Перевал» выделяется даже на фоне других авангардных научно-фантастических мультфильмов той поры. Графику к фильму рисовал математик Анатолий Фоменко, известный спорными историческими теориями. Чтобы показать страшный инопланетный мир, он использовал свои иллюстрации к «Мастеру и Маргарите». Музыку написал Александр Градский, в том числе — песню на стихи поэта Саши Черного.

Режиссером «Перевала» выступил Владимир Тарасов, уже несколько раз упомянутый в этой подборке. Тарасов прочитал «Поселок» в журнале «Знание — сила» и проникся вопросом о том, что же на самом деле представляет человеческое общество. Результатом стал страшный и увлекательный мультфильм с открытой концовкой.
1989 год: «Здесь могут водиться тигры»

Задолго того, как Джеймс Кэмерон снял свой «Аватар», Рэй Брэдбери написал короткий рассказ на ту же тему. Человеческий корабль прибывает на необитаемую планету, чтобы добывать полезные ископаемые. Прекрасный чужой мир обладает разумом и гостеприимно встречает землян. Когда представитель компании-спонсора экспедиции пытается приступить к бурению, планета насылает на него тигра. Экспедиция улетает, оставив одного молодого космонавта.
Советским мультипликаторам удалось почти без расхождений перенести философскую историю Брэдбери на экран. В мультфильме злобный руководитель экспедиции перед гибелью успевает активировать бомбу. Земляне жертвуют собой ради спасения планеты: грузят бомбу на корабль и улетают подальше. Критика хищнического капитализма существовала и в оригинальном тексте, так что драматический поворот добавлен, чтобы добавить действие в сюжет. В отличие от «Контракта», в этом мультфильме не появилось противоположных смыслов.
1991–1992 годы: «Вампиры Геоны»
Советская анимация не умерла сразу с развалом Союза. В 90-х успели выйти несколько явно «советских» научно-фантастических мультфильмов.
В 1991 и в 1992 годах режиссер Геннадий Тищенко представил мультфильмы «Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны». Сценарий написал он сам по собственному же рассказу. Сюжет таков: инспектор Космоэкологической комиссии (КЭК) Янин отправляется на планету Геона. Там местные птеродактили («вампиры») кусают колонистов и мешают межзвездному концерну разрабатывать залежи полезных ископаемых. Оказывается, что планета обитаема, местные разумные существа живут под водой в симбиозе с вампирами и другой фауной. Концерн покидает планету, поскольку его деятельность вредит экологии.
Самая бросающаяся в глаза черта мультфильмов: два персонажа-американца, срисованные с Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне. Гигантский рисованный «Арни» чем-то сродни гипертрофированным супергероям комиксов из 90-х. Рядом с ним бородатый русский Янин кажется ребенком. На фоне неожиданной голливудской «клюквы» несколько теряется основной философский посыл фильма.

Мультфильмы должны были стать целым сериалом под названием «Звездный мир». В конце второго эпизода Янин оптимистически заявляет, что люди еще вернутся на Геону, но его словам не суждено было сбыться.
1994–1995 годы: «АМБА»

Спустя пару лет после «Геоны» Тищенко предпринял вторую попытку продолжить космическую сагу. Две серии мультфильма «АМБА» рассказывают о том, как ученый разработал способ выращивать города из биомассы. Один такой поселок, «АМБА» (Автоморфный Биоархитектурный Ансамбль) вырастили в марсианской пустыне, а другой посадили на отдаленной планете. Связь с проектом прервалась, и туда направили уже знакомого нам инспектора Янина с безымянным напарником.
Визуальный стиль фильма стал значительно более «западным». Однако содержание осталось верным прежнему курсу на твердую советскую научную фантастику. Тищенко — поклонник писателя-фантаста Ивана Ефремова. В два коротких мультфильма режиссер попытался вместить идею о том, что в будущем технологической цивилизации настанет конец (отсюда и название).
С экспозицией возникли серьезные проблемы, это типичный случай, когда о происходящем рассказывают, а не показывают. Сражений и героизма на экране хватает, но темп событий «рваный»: сначала на героев нападают инопланетные щупальца, затем они терпеливо слушают рассказ о том, откуда эти щупальца взялись.

Возможно, в третьей части «Звездного мира» удалось бы избавиться от недостатков предшествующих. К сожалению, советской традиции в новом тысячелетии окончательно не стало, так что теперь все эти мультфильмы — история.
В подборку не попал ваш любимый научно-фантастический мультфильм? Расскажите о нем в комментариях.


Комментарии (117)
Tarson
28.05.2019 19:49+4Не, забыли армянский мультик «Урок». От художника «Говорящей рыбы»
Просто маст хэвSamoglas
29.05.2019 12:19+1Офигеть, какая творческая свобода была в СССР.
Не видел фильм с детства, он оказался очень недетский.
Даже не буду говорить о сцене самоубийства главной героини, там ведь еще очень много отжига на тему секса. Такую фривольность в мультике сейчас бы на экран не пустили.
Сцена с лебедем — аллюзия на классический сюжет «Соблазнение Леды Зевсом в образе лебедя»
Посмотрите на лицо героини и что она делает с шеей лебедя :))
Здесь — мастер-класс с коктейльной трубочкой, танцы, поплавок и т. д.
Всё, везде мне мерещится, пошёл искать себе девушку. Как раз продавщица стреляла в меня глазами, как в мультике.
Армянка. Это знак :)namikiri
29.05.2019 12:37В тему творческой свободы в СССР: меня очень поразила концовка фильма «Дорогая Елена Сергеевна».
Первый раз использую спойлер для спойлераК учительнице пришли ученики под видом поздравления с днём рождения. Однако, попав в квартиру к учительнице, они заперли её в собственной квартире и начали требовать исправления оценок. Учительница не потерпела такой наглости, закрылась в ванной и совершила роскомнадзор.site6893
29.05.2019 16:06она не потому совершила роскомнадзор, а из за того на что готовы были пойти детишки чтобы добится своего.
asmln
29.05.2019 18:41Советский кинематограф не раз рвал мне шаблоны и удивлял:
Коммунист (1957) — главный герой влюбляется в замужнюю женщину. Муж у неё скотина, что облегчает ситуацию, но всё же. Есть и другие (более интересные) моменты в этом фильме. Показано, что народ без особого энтузиазма реагирует на призывы и агитацию, нужен пример.
Герои в советских фильмах не были безупречными, взять хоть Чапаева — в интернационалах путается, Македонского не знает.
Оптимистическая трагедия (1963) — революционные матросы (справедливости ради надо отметить, что они анархисты). Знаменитая сцена: "кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?". Говорят, что сцена по мотивам реального случая, который произошёл с Ларисой Рейснер. Кино своеобразное, чёрный юмор присутствует. Полезно смотреть даже анархо-капиталистам, у них ведь в начале «анархо».
Председатель (1964) — первая часть в целом хороша. Ближе ко второй части начинает казаться, что сценарий писал Солженицын. И что единственным нормальным человеком в послевоенном СССР был этот самый Председатель. Кино вышло после развенчания «культа личности», так что многое объяснимо. Но партия то осталась та же. Так что кино показалось мне смелым. Интересно показан народ.
Премия (1974) — отличное кино, можно смело смотреть. Поднимается важная и серьёзная тема. Рабочий человек преподносит урок различным «парторгам». Критика сложившейся системы, хоть и аккуратная.
Ключ (1980) — не путать с Тинто Брассом. Кино похоже на «Премию», но более молодёжное.
Цензура в СССР была не такой, какой я её себе представлял. Сегодня цензуры как бы нет, но и фильмов аналогичных почему-то нет. Может я просто не знаю про них.
xitt
29.05.2019 16:36Про свободу это вы зря, эти вещи давались нелегко и путем множественных согласований. При этом, не все мультфильмы в СССР были для детей. В программе так и было написано, мультфильм для взрослых, шел в позднее время. Но очень редко. Обычно это фестивальные мульты который гнили на полках. Большинство приведеных выше я никогда не видел по ТВ.
Dorogonov_DA
29.05.2019 23:48В «Ух ты, говорящая рыба!» Внимание на левое копыто/ногу Ээха.
drWhy
28.05.2019 22:17Спасибо за экскурс.
Не мультфильмы, но: «Москва — Кассиопея», «Через тернии к звёздам».WinPooh73
29.05.2019 04:44А ещё — сериал телеспектаклей "Этот фантастический мир". Особенно запомнились выпуски про Томаса Вульфа и про разумную подводную лодку.
drWhy
29.05.2019 10:33Прятались под одеялом от наснившегося под воздействием инопланетной психокинетической атмосферы монстра там?
vesper-bot
29.05.2019 12:08«Абсолютная защита» Роберт Шекли (Ghost V, похоже, в оригинале). Экранизировался ли, не знаю, но это единственный рассказ, который я читал и в котором такое было. Вы не о нем, случайно?
drWhy
29.05.2019 12:13Точно. Абсолютная защита
vitalyvitaly
29.05.2019 18:25Фильмы Кобрина еще, начиная с ранних учебных («Полупроводники»). Мультипликация, фантастическая тематика присутствуют.
www.youtube.com/watch?v=Yq30xqOIhE8
icCE
29.05.2019 19:31+1drWhy, фильмы известные хорошо, а есть фильмы которые уже не помнят, в силу того что они потерянны или лежат на полках.
Яркий пример Мальчик со шпагой, сериал.
drWhy
29.05.2019 20:51+1Этот сериал смутно припоминаю. В детстве хотелось приключений, романтики: «Кортик», «Два капитана»… Но, несомненно, сериал достойный. Владислав Крапивин весьма продуктивный и востребованный автор. Недавно ребёнку купили книжку «Прыгалка» (2010) — остался доволен. Хотя пару томов «Гарри Поттера» проглотил чуть ли не быстрее.
Exchan-ge
28.05.2019 22:54но в главном герое определенно угадывается Джон Леннон
Это было модно тогда.
В «Полигоне» в генерале однозначно угадывается Жан Габен, остальные персонажи тоже кого-то очень сильно напоминают (брюнет с усами — Ринго Старр, нет?)drWhy
28.05.2019 23:00+1Жан Габен ещё есть в «Ограблении по...». И Луи де Фюнес. Некоторая фантастичность, а скорее фантасмагоричность в мульте присутствует.
Dioxin
29.05.2019 09:18И там же Бриджит Бардо и Ален Делон.
drWhy
29.05.2019 10:47Спасибо, о них даже забыл.
Dioxin
29.05.2019 16:28А в итальянской версии Марче?лло Мастроя?нни и Софи Лорен.
В русской Савелий Крамаров, больше никого не узнал.eandr_67
30.05.2019 11:18В итальянской части главный герой — скорее, Нинетто Даволи.
В русской версии кроме Крамарова ещё Станислав Чекан и Михаил Жаров (в роли Анискина).
Во французской ещё Фернандель — Габен, загримированный под сантехника.
Exchan-ge
28.05.2019 22:58Будет ласковый дождь (1984) (ремастер 2019)
О, наконец-то нормальное качество!
Спасибо!
solariserj
28.05.2019 23:19Где были эти мультфильмы в 90х годах моего детства. Почему о них забыли. Ведь было что показать.
oldschoolgeek
28.05.2019 23:55«Будет ласковый дождь» точно показывали по ТВ в самом начале 90х. Я ещё помню, что этот мульт меня тогда напугал больше, чем ужастики про Фредди Крюгера.
Фантодром тоже показывали. Контакт и Контракт лично не помню, но их часто упоминают в ретро-сообществах любителей 80х-90х, так что, вероятно, они тоже попадали на телеэкраны.
Тут дело может быть в том, что в советские времена эти мультфильмы могли считаться мультфильмами для взрослых (да, была такая категория, и в 99% случаев не из-за откровенных сцен), и показывали их поздно ночью.
Собственно, «будет ласковый дождь» ночью и показывали, и посмотрел я его чисто случайно из-за того, что допоздна переделывал домашнее задание после придирчивой проверки родителями (сжалились и разрешили перерыв)DrZlodberg
29.05.2019 08:42Контакт тоже часто показывали. У меня музыка из него стойко ассоциируется именно с мультом.
Exchan-ge
29.05.2019 01:48Где были эти мультфильмы в 90х годах моего детства.
В 90х у нас по кабельному «Калигулу» показывали в прайм-тайм, в самой полной версии.
Как и документалку типа «Как и откуда берутся дети» (в детское, что ни на есть, время)solariserj
29.05.2019 08:09Так это и удивляет. У нас кабельного не было, и показывало буквально 2 канала. И то до 97 с вещанием были проблемы. (Показывал После 6). Но могли бы показывать, ведь порой они со смыслом, пусть и более глубоким.
Shtucer
29.05.2019 08:31Я уверен, что ситуация зависела от региона, но в Москве уже были, помимо двух первых:
Общеобразовательный канал (это там где всякие испанские-итальянские-немецкие языки им АБВГДейка);
"Ленинградский канал" если повезёт, почему-то не во всех районах ловил, не помню от чего зависело (это там, где Зебра, Музыкальный Ринг, 50/50, Пятое Колесо и другие 600 секунд)
Телеканал "2х2", не тот, который сейчас, а там, где ламповый MTV, кино, мультики, BIZ Interprizes, Лена Засимова, Super Channell и всякое такое.
ТВ6 всякое развлекалово, типа СТС.
И, да, все эти мультики показывали в нормальное "детское" время. Просто вы их почему-то не видели тогда.drWhy
29.05.2019 10:52Довольно часто, в зависимости от условий, заносило польское телевидение, даже посмотрел несколько серий детского фильма.
Однажды, слегка перестроив ПТК на ч/б ламповом телевизоре (над переключателем отверстие под тонкую отвёрточку было), поймал настроечную таблицу Denmark Radio.
veselovi4
29.05.2019 17:07Пытался найти мини-мульты что показывали на MTV в 90-е. Помню начинались как правило с фразы «Are you hungry ?».
braineater
28.05.2019 23:22Спасибо за подборку. «Перевал» все таки лучше сначала прочитать а потом смотреть, тогда понятнее будет. И вообще почитать всю серию про Павлыша, там много интересного.
LeToan
29.05.2019 09:02А вот вторую часть «романа» читать не нужно. «Перевал» самодостаточен, задуман и написан не подразумевая продолжения. И просто гораздо сильнее. Часть «За перевалом» приделана по просьбам трудящихся, жаждущих хэппи энда. И привязка к сериалу о Павлыше, всю повесть решающем свои амурные дела, происходит только в ней.
braineater
29.05.2019 13:26Павлыш каждый раз свои амурные дела решает. Но не готов с вами согласиться, вторую тоже стоит прочитать.
LeToan
29.05.2019 13:31И в чем смысл второй части? Какая там идея заложена?
Павлыш вообще, Джеймс Бонд от космической медицины, в каждом повести своя любовь всей жизни.drWhy
29.05.2019 14:20Просто он как кот. В смысле много жизней. Но в пределах жизни — одна-единственная.
braineater
29.05.2019 14:45Я, признаться, не помню в каком месте заканчивается первая и начинается вторая часть. Всегда воспринимал как единое целое. Тем кто не читал как минимум стоит попробовать чтобы составить собственное мнение на этот счет. Про Джеймс Бонда (В широком смысле, не в контексте любви всей жизни), в целом это стилистика у Кира Булычева такая, у него и Алиса может запросто дернуть на космическом корабле куда-нибудь (Это подросток то) и Кора Орват тоже отличалась.
dragonnur
29.05.2019 09:07И «Перевал», по-моему, мультипликаторы пере… слали в раздел туалетной бумаги. Иллюстрации в емнимс «рамочке», в которой издавался «Посёлок», со своим как-бы-натурализмом куда лучше передавали почти безнадёжное состояние людского бытия на краешке чужеродного леса посреди той планеты.
Apatic
29.05.2019 15:47Ох, серия про Павлыша — пожалуй, один из наилюбимейших циклов произведений моего детства.
Зачитывался и перечитывал по несколько раз. Город наверху, Подземелье ведьм, Последняя война… и тот же Поселок, конечно.
Когда говорят о советской (около-)космической фантастике, то сразу ассоциация именно с этими книгами.
eandr_67
29.05.2019 00:03Непонятно, почему отсчёт начинается с 1977 года. Ведь советская мультипликационная научная фантастика намного старше: достаточно вспомнить Полёт на Луну 1953 года.
Exchan-ge
29.05.2019 01:52достаточно вспомнить Полёт на Луну 1953 года.
Точно! Когда-то (больше, чем 50 лет назад) — был самый любимый мульт.
Как и сюжет из «Фитиля» — «Есть ли жизнь на Марсе?» (1969 г.)
Exchan-ge
29.05.2019 01:57+1В подборку не попал ваш любимый научно-фантастический мультфильм?
«Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию» 1985 г.
«Приятного вам млекопитания!» (с)
olezh
29.05.2019 02:15+1Попал. «Перевал», конечно, номер один.
Там есть одна ценная сцена в космолёте, когда герой стоит у пульта и слышит и видит других людей на экране, но не понимает как сделать так, чтобы они его услышали, а позже уходит и говорит: «я научусь и они меня услышат», только примерно представляя какую бездну знаний ему придется осилить и не боится этого. Это очень крутой пример.
режиссер Назим Туляходжаев из Ташкента… спустя три года он снял фильм по рассказу «Вельд»
Так вот кому надо сказать спасибо за психологические травмы. Я в юности посмотрел и единственное что помню — то что полтора часа на экране творился лютый п*****ц и другого слова тут не подобратьVassili5946
29.05.2019 09:50полтора часа на экране творился лютый п*****ц
Спасибо за рекомендацию! прямо сейчас и заценю!drWhy
29.05.2019 11:45«Сталкера» ещё, двухсерийного, ребёнку, в кинотеатре, а на улице ливеняка…
Обожаю с тех пор!
Beshere
29.05.2019 09:25Да что там — на этом выросли. Однако, время идёт и то, что мы-старпёры называем фантастикой сейчас проходит по статье ретрофутуризма. А сегодняшняя фантастика для молодёжи — это Марвел и прочее такое. Увы.
nexus478
29.05.2019 11:09А сегодняшняя фантастика для молодёжи — это Марвел и прочее такое
Ну нет, как с 80х пошел курс на киберпанк, так и остался. Бегущий по лезвию, Deus Ex, Cyberpunk 2077, вот это всё.
Тут на самом деле речь о культуре в общем: старая фантастика это все-таки период модернизма, когда были представления о светлом будущем и линейном развитии, вера в то, что технический прогресс решит все проблемы; но потом пришел постмодернизм, пришла и новая, адекватная этой культуре фантастика — киберпанк.Exchan-ge
29.05.2019 11:22но потом пришел постмодернизм, пришла и новая, адекватная этой культуре фантастика — киберпанк.
Полигон, Контракт и Сражение — вполне себе киберпанк.
Апд.: Да и «Будет ласковый дождь» — тожеardraeiss
30.05.2019 23:58Дождь чистейший постапок, киберпанк разве что намекается как бывший «до».
Полигон не очень тянет — там киберпанк ещё не наступил.
«Контракт» в оригинале НФ без примесей, «To boldly go...» и находчивость.
Вот Сражение да, вписывается в киберпанк легко.Exchan-ge
31.05.2019 00:16Дождь чистейший постапок, киберпанк разве что намекается как бывший «до».
Постапокалипсис там у Брэдбери, в мультике даже характер катастрофы не объясняется, тем более — ее масштаб (возможно, что и сугубо локальный)
А основная идея там чисто киберпанковская — бессмысленность существования ИИ и технологий в отсутствии человека.
Полигон не очень тянет — там киберпанк ещё не наступил.
Он там успел и наступить, и закончиться )MTyrz
31.05.2019 02:27в мультике даже характер катастрофы не объясняется
Если честно, в то время характер катастрофы объяснять не было необходимости. Все прекрасно понимали, о чем речь.Exchan-ge
31.05.2019 12:22Если честно, в то время характер катастрофы объяснять не было необходимости
1984 — это не 1964, когда ядерная война была более чем вероятна.
Уже были и «разрядка напряженности» и договоры ОСВ.
Именно в 1984 году я услышал от наших офицеров фразу «Войны (имелось в виду глобальная ядерная) — не будет»
А вот киберпанк уже буквально носился в воздухе («Бегущий по лезвию» был снят еще в 1981).
Хотя сам термин «киберпанк» в СССР стал широко известен только после публикации в №4-6 журнала «Химия и жизнь» за 1989 год «Нажмите „ВВОД“ Джона Варли — наверняка в стране были люди, знакомые с ним и раньше.
Beshere
29.05.2019 11:43Наблюдал недавно факты, которые привели меня к выводу, что «мужики в лосинах» — это современная фантастика.
1. 3 из 5 самых кассовых за месяц фильма недавно были про них.
2. Умный мальчик 10 лет:
— Дядя Женя, что читаете?
— Да вот фантастику. (В руках — Виндж).
— А, я тоже люблю фантастику, особенно Капитана Америку.
3. Два подростка, лет 14:
— Ну как тебе война бесконечности.
— Да я не смотрел.
— А чё так?
— Принципиально не смотрю это!
… нифига себе думаю — наверно читает Хейнлейна под одеялом по ночам, как мы в молодости!..
— А чё не смотрешь то?
— Да там все не правильно! (И начинает подводить теоретическую базу, как и кого должны мочить эти самые мужыки в трико)
Так что вот.xitt
29.05.2019 16:42+2Как будто Приключения Электроника лучше. И тоже в лосинах, кст, местами. SciFi всегда был, про инопланетян и прочее, довольно близким к трашу, все эти лягушки с марса которые хотят поработить Луну. А фильмы по комиксам — это не вообще SciFi.
drWhy
29.05.2019 17:00От лосин можно отдохнуть на сериале «Доктор кто», как в классической, так и в современной частях. Бонусом тонкий английский юмор.
xitt
29.05.2019 20:22Да полно сравнительно хорошей фантастики без лосин и в то же время без киберпанка. Любой обзор возми, вот например collider.com/best-sci-fi-movies-on-netflix. (я люблю киберпанк, но речь не о нем)
mezantrop
29.05.2019 16:28А сегодняшняя фантастика для молодёжи — это Марвел и прочее такое. Увы.
Хорошая фантастика никуда не делась, а это такой же обычный ширпотреб, как советские «Неуловимые».
paranoya_prod
29.05.2019 09:37Ностальгия…
Полигон самый любимый — очень умело манипулирует чувствами, аж до мурашек.
agp88
29.05.2019 10:29Мне в детстве очень нравился мультфильм «Чудо».
ipswitch
29.05.2019 13:55Да!!!
FRAGIL3
29.05.2019 16:26Вот только вчера посещал занятную лекцию о цензуре в советской мультипликации, оказывается у данного мультика есть вырезанная трёхсекундная сцена в которой город показывается на отдалении, и видно что город состоит из нескольких уровней расположенных друг над другом, действие мультика происходит на самом верхнем, а посреди этого пустыня
xitt
29.05.2019 16:42Интересно почему вырезали.
FRAGIL3
29.05.2019 17:29По этому мультфильму заключения комитета поднять не удалось, мне кажется комитет увидел в многоярусности классовое разделение
vitalyvitaly
29.05.2019 18:29Мультфильм хорошо перекликается с фильмом Вендерса «Алиса в городах», который создает похожую пугающую урбанистическую атмосферу.
dolovar
29.05.2019 11:52Советские мечты о будущем
Заголовок плохо коррелирует с содержанием — перечислены только экранизации, причем только мультипликационные, причем не только советского производства. И, самое главное, по произведениям не только советских писателей.
P.S. По заголовку лично мне сразу вспомнилась книга «Гость из бездны» Георгия Мартынова.
u007
29.05.2019 12:42Посадка на двигателях в 1985-м: FANTADROMS — Vol. 1 LAUGHTER.
Интересно, можно ли этим перебить патенты на Grasshopper Маска?Заголовок спойлераdrWhy
29.05.2019 13:16+1По возрасту подходит, как раз, юноша бледный со взором горящим.
И что-то в этом галстуке показалось…
androidt1c
29.05.2019 15:26Меня такая графика в мультфильмах в детстве пугала. Она взрослая, не для детей.
drWhy
29.05.2019 15:41+1Некоторые из упомянутых мультфильмов и позиционировались для взрослой аудитории. Выше писали, их всегда крутили в недетское время.
Были, конечно, и детские мультфильмы, не отличающиеся особой эстетической притягательностью. На сеансах мультфильмов в кинотеатрах (а по телевизору мультфильмы шли нечасто) юные зрители дружно вздыхали, видя начало тусклого кукольного мульта.
А были и вполне всевозрастные мультфильмы, при этом радовавшие глаз: «Падал прошлогодний снег».
kapash
29.05.2019 16:17-2я просто оставлю этот комментарий, что бы в моем трекере публикаций появилась данная статья и я мог посмотреть эти мультфильмы
bobermai
29.05.2019 16:24+5Пункт «добавить в закладки» делает то же самое, не захламляя комментарии по сути бессмысленными.
mezantrop
29.05.2019 16:22+1Что в вашем понимании означает «советская традиция»? На мой взгляд, мультфильмы выполнены в разных стилях и техниках, часто по произведениям «капиталистических» авторов. Или вы имеете в виду, только период до развала СССР?
0tt0max
29.05.2019 17:50Мне очень нравится «Голубой метеорит» youtu.be/m_uO2IBXE30
хоть и не совсем фантастика, но про подарок драгоценный.
Barafu_Albino_Cheetah
29.05.2019 17:54-2С удивлением узнал из этой статьи, что в «Будет ласковый дождь» оказывается есть антивоенная тематика. Я не читал оригинал, и даже для гротескной фантасмагории представить взрыв, который испепелил людей в домах и не тронул занавески — это перебор.
Я всегда видел смысл сюжета в моменте с птицей. У робота перемкнуло, и он спросил "пароль" у спящих людей, и когда они не ответили, робот убил их, а затем спокойно занялся своими делами. После птицы он понял, что сделал, и отроскомнадзорился.garageman
29.05.2019 18:14На момент когда я этот мультфильм увидел я уже знал про «нейтронную» бомбу.
Rikkitik
29.05.2019 20:06Кстати, на самом деле то, что мы тогда «уже знали» — миф:
Реально производимые нейтронные боеприпасы имеют мощность не более 1 кт. Подрыв такого боеприпаса создаёт зону поражения нейтронным излучением радиусом около 1,5 км (незащищённый человек получит опасную для жизни дозу радиации на расстоянии 1350 м). Вопреки распространённому мнению, нейтронный взрыв вовсе не оставляет материальные ценности невредимыми: зона сильных разрушений ударной волной для того же килотонного заряда имеет радиус около 1 км.
ardraeiss
29.05.2019 20:16+1Часы судного дня нынче переводят по вполне надуманным поводам. Например, «президент не верит в серьёзность глобального потепления». Нет, не шутка — такое обоснование было среди аргументов 2017-го года. Ранее «недостаточные усилия по борьбе с климатическими изменениями» тоже встречались.
Если с ядерным оружием символическая градуировка часов ещё какой-то смысл имела, то теперь это просто профанация, потому что у «опасность глобального потепления» градуировки нет. С ней они запросто могу уйти в «всё умерли» что при «час тридцать ночи», что при «без минуты полночь».
grey_rat
29.05.2019 23:37Забыл как мультфильм называется, конец 80-ых или начало 90-ых. По сюжету тарелка прилетает на Землю, в деревню. Где местные жители вступив в контакт научил инопланетян пить. По возвращению на свою планету, пришельцы ушли в продолжительный запой и их планета по этой причине со временем деградировала.
P.S. Нашёл :)
geher
«Тайну третьей планеты» забыли.
vitalyvitaly
«На задней парте» ещё. И еще «Встреча» 1984 года, это там, где инопланетянин перевоплощался в Бельмондо.
SSib
«Властелины времени» тоже из тех годов — youtu.be/qtwWkv9OdF0
drWhy
Отличный мульт. И пусть французский.
SSib
«Советский», в смысле, что шел в кинотеатрах в то время :)
Iwanowsky
И еще подборки советских мультфильмов:
www.youtube.com/watch?v=pYhHfiiFi2I&list=PL6_IVuS_Amz-0NpC7I7Dl7lVHImtxsWni
www.youtube.com/watch?v=CSPbnvjQ4Ww&list=PLPocbTuDlawfm8tsDpdKldmwL-pc_sl8k
www.youtube.com/watch?v=7NdzkLgFLUw&list=PLItHd89hEUs6Yo6AhKf8Q5UcT5h-0vlh-
Я и сам — любитель мультфильмов, и в моей коллекции их — огромное количество. Работал одно время в детском приюте (поддерживал работу компьютеров и обучал работе с ними), скачивал из Интернет для детей мультфильмы; и с тех пор по привычке сохраняю все понравившиеся мультфильмы, и моя коллекция все больше и больше разбухает: советские, российские и зарубежные; старые и современные.