Привет, Хабр!

Меня зовут Анастасия, я продакт-менеджер Фрилансим. Пару дней назад мы рассказали о введении безопасной сделки. Это услуга для фрилансеров и заказчиков, благодаря которой они могут не беспокоиться о финансовых рисках во время работы. С безопасной сделкой сумма к оплате списывается с карты заказчика на специальный счет у нашего финансового партнера перед началом работы и переводится на карту исполнителю в случае ее успешного завершения.

Безопасная сделка — не новый сервис на рынке. Сегодня я хочу поделиться с вами наработками из нашего внутреннего анализа существующих решений и рассказать, где, как и почему мы решили отойти от устоявшихся практик рынка.



Схема работы Безопасной сделки на всех фриланс-площадках примерно одинаковая. Заказчик вводит данные карты на сервисе, сумма сделки переводится на счет финансового партнера или замораживаются на карте. После того как работа выполнена, заказчик отдает команду сервису о переводе средств фрилансеру. Если что-то пошло не так, деньги могут вернуться заказчику по решению арбитража. Дьявол, как всегда, кроется в деталях. О них и поговорим.

Перед тем, как вводить безопасную сделку, мы много анализировали решения конкурентов. Ситуация, в которой нужно сделать сервис при наличии десятков существующих аналогов, на самом деле, выигрышная. Нам было, с чем сравнить свое решение и на чьих ошибках научиться.

Мы выделили для себя несколько важных проблемных моментов во время анализа конкурентов:

  • разрешать фрилансерам и заказчикам работать ТОЛЬКО по безопасной сделке — плохой вариант;
  • использование чата внутри фриланс-биржи часто неэффективно;
  • для заключения договора между фрилансером и заказчиком мало информации, описанной в заказе;
  • комиссия должна быть разумной и прозрачной.

Почему мы оставили возможность выбора простой сделки


«Почему бы не оставить только безопасные сделки?» — спросили мы себя, когда только начали думать о новом сервисе. Так сделали многие конкуренты. И на первый взгляд, для нас это обернется только положительными последствиями.

Во-первых, мы отказываемся от заказов, которые не приносят компании денег (ведь комиссия с простых сделок не снимается).

Во-вторых, мы сводим к нулю мошеннические операции. В службу поддержки Фрилансим порой приходят письма от пользователей, оказавшихся в непростых ситуациях — например, от фрилансеров, которым не заплатили за работу заказчики. И мы с сожалением отвечаем, что в таком случае можем только заблокировать аккаунт мошенника и объяснить пострадавшему, как обратиться в полицию. С безопасной сделкой мы сможем самое главное — вернуть деньги за заказ.

В-третьих, оставляя только безопасные сделки, мы решаем проблему накрутки отзывов. Теперь для того, чтобы оставить самому себе отзыв, нужно будет не только не попасться в руки нашим зорким модераторам, но и задействовать две разные карты и заплатить комиссию.

Многие компании так и поступили, полностью убрав функционал простых сделок. Но мы решили, что не сможем на старте оставить без внимания интересы той группы пользователей, которые не готовы работать по безопасной сделке. У них могут быть для этого вполне весомые причины. Например, заказ стоимостью ниже минимальной суммы, с которой можно выбрать безопасную сделку. Или повторная работа фрилансера и заказчика, которые уже долго сотрудничали друг с другом и уверены в безопасности совместной работы.

Поэтому мы оставили возможность выбрать тип сделки — безопасную или простую. Риски простых сделок будут заложены в рейтинговую систему, которую мы скоро запустим на Фрилансим. Заказы, прошедшие без безопасной сделки, будут иметь меньший вес, чем заказы с безопасной.

Почему мы на старте отказались от чата внутри сервиса


Чат есть почти на любой фриланс-площадке — русскоязычной или зарубежной. Общение участников сделки — важный компонент работы. Желание игроков рынка встроить инструмент, который отвечает за это общение, прямо в саму площадку понятно.

Мы тоже хотели. Но, оценив риски, потребность пользователей, время и ресурсы, необходимые на внедрение чата, решили, что будем запускать безопасную сделку без него.

На старте нам было важно закрыть только два этапа в общении фрилансера с заказчиком. Это первые договоренности — отклик фрилансера и обсуждение условий. И финальная «сдача работы» — когда фрилансер показывает заказчику выполненную задачу. Эти этапы должны быть зафиксированы на площадке. В случае конфликта они будут являться основанием для решения спора в пользу заказчика или фрилансера. Скриншоты и фотографии из сторонних сервисов веса иметь не будут, так как их всегда можно подделать.

На Фрилансим первые договоренности фиксируются в комментариях под заказом и специальном документе, который называется «Условия работы». О нем подробнее расскажем в следующем пункте. Ссылка на готовую работу сохраняется в личном кабинете фрилансера и заказчика.

Почему мы добавили отдельный шаг с описанием условий работы


Оформляя заказ на фриланс-платформе, заказчики чаще всего описывают задачу в общих чертах. Хорошо, когда указаны нужные технологии, приложены макеты или даже готовое техническое задание. Но часто все это отсутствует и есть лишь две-три строчки, объясняющие в чем состоит идея проекта, без подробностей и с обещанием прислать техническое задание позже.

После общения с выбранным исполнителем, сама суть заказа может измениться. Профессионал может посоветовать лучшее решение или просто договориться о новых сроках или сумме сделки. Общение с потенциальным исполнителем — это что-то вроде первой консультации, с помощью которой заказчик уточняет и дополняет свое техническое задание. Заказ до этой консультации и после — две разные сущности.

Для того, чтобы зафиксировать этот важный этап с уточнением задачи, мы создали так называемые «Условия работы». Заказчик заполняет условия после того, как выбирает исполнителя. А исполнитель, в свою очередь, начинает работу только после того, как соглашается с ними. Именно этот документ мы рассматриваем как основание заказа — к нему будет обращаться арбитраж в случае возникновения конфликтной ситуации.

Как мы сравнивали комиссии


Есть несколько пунктов, по которым различаются комиссии на разных фриланс-площадках:

  1. Размер. Самый очевидный пункт. Где-то снимают 6% с суммы заказа, где-то 20%.
  2. Дополнительные комиссии. Часто в дополнение к основным комиссиям площадки снимают дополнительные, например, на вывод средств фрилансером.
  3. Динамика. На некоторых площадках комиссия меняется и зависит от суммы заказа, на некоторых она постоянна.
  4. Кто платит. Платить комиссию может заказчик, фрилансер или оба участника сделки.
  5. Минимальная и максимальная сумма заказа. Стоимость заказа, с которой заказчик может выбрать безопасную сделку.

Требования игроков на российском рынке сейчас такие:
Игрок
Основная комиссия (со сделки)
Кто платит
Дополнительная комиссия (на ввод/вывод)
Ограничения бюджета
Способы вывода
Freelansim.ru
11%
заказчик
нет
от 3000 рублей
Банковская карта
fl.ru
15.9%-19,9%
заказчик
13% НДФЛ с фрилансера
от 1 000 рублей
До 15 000 рублей — на Яндекс.Деньги

Больше 15 000 рублей — на Яндекс.Деньги или на банковскую карту
freelance.ru
6%, не менее 100 рублей
фрилансер
нет
от 500 до 30000 рублей
Банковская карта
freelancehunt.com
9%-10%
по выбору
0%-5% с фрилансера
от 300 рублей
Банковские карты, электронные кошельки, мобильный телефон, ВКонтакте
Kwork
5%-20%
фрилансер
Комиссия за ввод и вывод с заказчика и фрилансера, зависит от выбранного способа
от 500 рублей
Qiwi, Webmoney, банковские карты
Weblancer
5%
по выбору
1-5% с фрилансера и 1% с заказчика
карта ПриватБанка, Яндекс.Деньги, Webmoney

Принимая решение о нашей комиссии, мы руководствовались следующими вещами:

  1. Прозрачность ценообразования. Все, что касается денег, должно быть простым и понятным для фрилансера и заказчика. Мы не хотим, чтобы пользователю приходилось тратить много времени, закапываясь в раздел «Помощь» на сайте площадки для того, чтобы понять, сколько денег он заплатит или получит. У нас одна комиссия, она постоянна, всегда снимается с заказчика. Никаких дополнительных платежей за ввод или за вывод средств нет.
  2. Любые карты. Фриланс — работа, которая доступна всем, вне зависимости от того, где вы живете. Это замечательно и мы, со своей стороны, хотим поддерживать такую безграничность. Поэтому для нас очень важно не ставить ограничений на способы оплаты заказа и получения заработанных средств. Из-за этого, кстати, нам пришлось немного поднять комиссию с того уровня, на который мы сначала рассчитывали — чтобы охватить банковские карты, выпущенные в любых странах.
  3. Разумная комиссия. Да, комиссии мировых лидеров находятся на уровне 20%. Но этот показатель пока не может быть ориентиром для компаний, работающих в России. Наш отечественный рынок фриланса еще не настолько развит, существует большое недоверие к удаленным проектным специалистам, а компании боятся работать с фрилансерами. Комиссия должна соответствовать рынку.

Что дальше?


Дальше будем совершенствоваться!

А вы пробовали безопасные сделки на других фриланс-площадках? Расскажите, как оно было: что вам понравилось и показалось удобным, а что — нет?

Комментарии (26)


  1. iFunction
    03.06.2019 17:12

    13% НДФЛ с фрилансера


    Вы не планируете вводить что-то подобное?


    1. Salenda Автор
      03.06.2019 17:12

      Для чего?


      1. iFunction
        03.06.2019 17:20

        Для физических лиц.
        Или все фрилансеры открывают ИП сейчас?


        1. Salenda Автор
          03.06.2019 17:39

          ИП или осваивают новое направление — самозанятость.

          Большинство фриланс-площадок используют услуги партнеров, имеющих разрешение на проведение финансовых платежей. У fl.ru собственное решение для проведения безопасной сделки. Для снижения рисков они вынуждены брать на себя ответственность за выплаты фрилансером 13% НДФЛ. Для площадок, использующие сторонние специализированные сервисы, этот момент необязателен.


          1. Ti_Fix
            04.06.2019 10:00

            Осваивать новое направление могут лишь жители Москвы, Московской области, Калужской области и Татарстана.


  1. frig
    03.06.2019 21:29

    Ну вот, а где weblancer в табличке?
    И у freelance.ru комиссии, похоже по WorkCrow, а это не совсем безопасная сделка. По FairPlay комиссии другие.


    1. Salenda Автор
      04.06.2019 11:41

      Если честно, немного потерялись в вашем хелпе. Пришлите, пожалуйста, данные. Мы с удовольствием их добавим!
      Можете уточнить второй пункт, пожалуйста?


      1. frig
        04.06.2019 11:58

        Вот в правилах про комиссии: www.weblancer.net/terms/payments

        По второму пункту, очень похоже, что по WorkCrow нет рассмотрения споров. Если заказчик сказал, что не принимает работу, то ему возвращаются деньги. То есть весь смысл escrow теряется, так как заказчик может просто забрать деньги. И работу, которую ему показали. На блаббере вот есть топик на эту тему.
        Fairplay это уже, похоже, настоящий escrow сервис, но там и проценты другие. 6% на ввод, 6% на вывод и еще 6% с исполнителя за сервис.


        1. Salenda Автор
          04.06.2019 12:27

          Добавили. Подскажите, ограничения по бюджету есть какие-то (минимальная сумма сделки)?


          1. frig
            04.06.2019 12:32

            По бюджету ограничений нет.
            Все равно в табличке не точно. На входе 1% берет процессинг с заказчика. Вывод возможен в той валюте в которой были заведены деньги (webmoney, ЯД) ИЛИ на карту Приватбанка. ЯД-ЯД или WM-WM без проблем и за 1%. Вывод на Приват стоит столько же, сколько вывод через обменник.

            При отмене платежа мы все деньги возвращаем заказчику.


            1. Salenda Автор
              04.06.2019 13:57

              Не вижу противоречий. Кроме того, что у вас на сайте написано, что 5% с заказчика, откуда 1%?


              1. frig
                04.06.2019 14:02
                -1

                4.1. При создании платежа процессингом удерживается комиссия 1%, но не менее 0.5 USD или 25 RUR, в зависимости от способа оплаты.
                4.2. Комиссия сервиса Weblancer составляет 5% и по умолчанию удерживается с Исполнителя.
                4.3. По желанию Заказчик может оплатить комиссию вместо Исполнителя при создании платежа.
                4.4. При выводе средств комиссия процессинга составляет 1%, если вывод выполняется в валюте платежа; 3% при выводе WMZ на карту ПриватБанка; 5% при выводе WMR и ЯД RUR на карту ПриватБанка.

                Платеж создает заказчик, при внесении денег процессинг выставляет счет на 1% больше суммы платежа.
                5% наша комиссия.
                1% при выводе яда в яд или wm на wm
                3% при выводе wmz на приват
                5% при выводе яда на приват

                Сейчас в табличке нет ничего об 1% с заказчика и написано, что вывод только на приватбанк. Остальное верно :)


  1. MrNull
    04.06.2019 00:22

    Совершенно бестолковое занятие. Уверен на 146%.
    Вкраце:
    1) Ваша компания не имеет возможности арбитражить споры и нет контрагентов кто может адекватно их отработать.
    2) Ваша компания стоит на принципе «клиент всегда прав, даже когда просит в 100 раз больше чем изначально» (сам через это проходил)
    3) Возможные коррекции сделки, которые, при реальной работе реально происходят в 80% случаев вы не учитываете (нет денег делать нормальный чат, а на телеграме основываться ссыкотно, хотя можно, какбэ)
    4) Вы фокусируетесь на комиссии, это логично, и фрилансеру на нее пофигу, в целом, как и любому налогоплательщику на налоги — это переклдывается на заказчика (покупателя), вопрос в другом, вопрос в том, как вы будете рулить «издержки»? Тоже комиссией? Если по издержкам необходимо предоставить счет-фактуру например, и это является существенным условием задачи? Судя по изложению вы просто обрались обажить всех данью за то что «мы протянем деньги через себя и заработаем 11++%%» ну это же как бэ смешно, ребята.
    5) Т.е. вы хотите сказать что прогнав через вас 500 000 рублей сразу сходу (заплатив вам аж 55 тыр) любой араджан станет топ-фрилансером потому что у него больше БС? Вы шутите? Может быть вы хоть какую-то экспертизу исполнителей и заказчиков введете?
    У меня всё.

    П.С.: после перехода на халявную систему распространилось весьма много говноглотателей которые с удовольствием засирают отзывы адекватным исполнителям, из-за чего приходится открывать новые аккаунты. И хрен вас поборешь. Вы говорите «иди в миллицию», смешная шутка, но если вы планируете создавать инструмент для бизнеса возьмите руководителем проекта человека хотя бы с пятилетним опытом фриланса! А не теоретиков, котрые никогда не принимали участие в многодневных обсуждениях темы «кнопка #f00 недостаточно красная, сделайте что нибудь».


    1. Salenda Автор
      04.06.2019 12:01

      Что именно вы считаете бестолковым занятием?

      1) На основании чего вы сделали такой вывод?
      2) Конечно, клиент всегда прав. И и заказчики и фрилансеры бывают, что требуют в 100 раз больше, чем было запланировано изначально, вы абсолютно правы.
      3) Мы действительно не учитываем их при первой выкатке, потому что невозможно охватить все и сразу. Как только мы обкатаем основной функционал, начнем его усложнять: будем учитывать и возможные правки в процессе работы и необходимость предоплаты и многое другое.
      4) Не совсем поняла, в чем все таки вопрос?
      5) Исходя из чего вы сделали такой вывод?

      Не стоит настолько недооценивать мой опыт. :)


      1. MrNull
        07.06.2019 13:28

        Я не знаю какой у вас опыт, не хотел и не хочу никого обижать, я делаю вывод из описания, что задача по сути не решается, а лишь усугубляется.

        1) Потому что нужного уровня экспертизы не может быть в принципе в этой сфере. Простой пример, делаем сервис, загружающий данные по всем доменам всей планеты в ClickHouse, пишем на Python, а так же строящий аналитические отчеты. Заказчика не устраивает производительность системы, он «предполагал что будет летать ведь это кликхаус», Фрилансер настаивает на том, что целевая производительность готовой системы не оценивалась на старте разработки ввиду того, что при R&D делать предсказания весьма глупо. Заказчик требует нарастить производительность минимум в 5 раз либо вернуть деньги, при этом Заказчик уже получил код в свой кластер Kubernetes, но настаивает на том, что в текущем виде проект невозможно использовать и он честно при честно обещает код не использовать.

        Какова реакция вашего арбитража? Как вы будете оценивать эффективно ли написан код и не схалявил ли фрилансер? У вас есть люди с опытом в бигдате и кликхаусу с достаточным опытом для того чтобы дать оценку проекту? Вы будете привлекать людей со стороны и платить им по ставке 2000-2500 в час за экспертизу? На основании чего вы можете дать оценку компетентности подобных экспертов.

        Я десятки раз сталкивался в вышеописанной проблематикой в том или ином ключе. Наличие медиатора, которому доверяют обе стороны, обладающего необходимым уровнем экспертизы решало бы 80% споров, но специалистов такого уровня на рынке просто нет. Либо есть, но они не вызывают доверия. Либо даже есть, но они хотят 80+$/h никак не мотивируя эту ставку.


        1. Salenda Автор
          07.06.2019 14:40

          Арбитраж не является судом. Если пользователи после решения арбитража все еще остаются недовольны друг другом, то они в праве продолжить разбираться уже в судебном порядке. Наша задача помочь им не доводить ситуацию до такого состояния.


  1. shalm
    04.06.2019 04:16

    Ни разу не фрилансер, но интересно — неужели нет потребности вывода в крипту?


  1. shuchkin
    04.06.2019 06:58

    спасибо за исследование по комиссиям, получается freelance.ru дешевле


    1. Slav2
      04.06.2019 08:09

      Дешевле не лучше.


    1. Salenda Автор
      04.06.2019 12:03

      Самый дешевый, с точки зрения комиссии со стороны заказчика, — Weblancer, но у них есть еще комиссия на вывод средств для фрилансера. Которую мы включили в процент со стороны заказчика.


  1. Slav2
    04.06.2019 08:08

    Пробовал безопасную сделку на www.weblancer.net, общее впечатление — даже не думайте пользоваться. Арбитр появился, попросил ответить на заготовленный список вопросов. После чего рассмотрение дела затягивается примерно на месяц с отписками что по вашему запросу решение будет принято в течении следующих 5 дней. Когда снова появился арбитр, никаких уточняющих вопросов он не задавал, в прениях не участвовал. Свою задачу, а именно доказательство вины одной из сторон арбитр не выполнил. Вынес решение в виде портянки на несколько страниц текста в основном с описанием правоприменительной практики иногда вставляя свои комментарии. Из его комментариев было очевидно, что арбитр не смог правильно расположить события во времени, а некоторые утверждения могли быть опровергнуты скриншотами из внутренней переписки, но увы. Решение арбитра обсуждению не подлежит. Даже мой запрос оформить решение в соответствиии с регламентом был проигнорирован. Согласно статьи 82. Требования к решению Службы Арбитража, в решении должно указываться ФИО арбитра, статус (высшее юридическое образование, стаж 2 года) и вывод о компетенции.


  1. dhaenoor
    04.06.2019 08:46

    Пользовался вашей безопасной сделкой. Форменный идиотизм. Учитесь у визы и мастеркарда — там разборки оплачивает виновная в разборках сторона, причем после разборок. А у вас платит заказчик, причем разборок может и не быть. И тут ваша комиссия становится чрезмерной, тупой и жадной наглостью.


    1. Salenda Автор
      04.06.2019 12:06

      Если вам любопытно, вы можете сделать анализ рынка платежных систем, которые осуществляют услугу безопасной сделки. Что позволит вам понять, что мы зарабатываем на этой услуге не так много, как вам кажется.


  1. kolos2020
    04.06.2019 12:07
    +1

    У fl.ru БС от 1000 р.
    Нет денег на чат, это — просто несерьезно. За честность спасибо)


    1. Salenda Автор
      04.06.2019 12:10

      Чат не в ходит в минимально необходимы для проведения сделки функционал. Поэтому мы делаем его сейчас, а не к первому запуску. Это нормальное распределение ресурсов.


    1. Salenda Автор
      04.06.2019 12:28

      Да, поправили, спасибо!