Александр Епанешников, 19-летний российский студент, формально является слепым *. Недавно он решил, что хочет быть более независимым и меньше полагаться на маму при поездках в школу. Путь до школы включает 30 минут езды на трамвае и метро до старшей школы в Москве, и Александр уверенно справляется с ним с помощью трости и Moovit, городского мобильного приложения.



Я очень рад, что Moovit доступен и предлагает большое количество информации о московском общественном транспорте. Я чувствую, что это добавляет больше уверенности и независимости.
Говорит Александр, который хочет изучать информационные технологии в университете. Приложение помогает ему встречаться с друзьями в кафе и ресторанах, а также садиться на поезд в незнакомый город под Москвой, чтобы навещать семью своей девушки.

Приложение Moovit, запущенное семь лет назад в Израиле, стало самым популярным в мире приложением для планирования и навигации передвижений, с более чем 400 миллионами пользователей и доступное в 2700 городах в 90 странах. Компания также является лидером в области инклюзивных технологий, с инновационной работой, которая помогает людям со многими видами инвалидности пользоваться автобусами, поездами, метро, ??услугами проезда и другими видами общественного транспорта.

В дополнение к созданию и поддержке приложения на 45 языках, Moovit сотрудничает с Microsoft в рамках предоставления своих мультимодальных данных о перемещении разработчикам, которые используют Azure Maps и набор решений «мобильность как услуга» для городов, правительств и организаций. Партнерство позволит создать более инклюзивные, умные города и более доступные транспортные приложения.

Наша миссия состоит в том, чтобы упростить мобильность в городах и сделать ее доступной, потому что мобильность действительно является основным правом человека. Эффективные передвижения открывают множество возможностей для трудоустройства, образования и лучшей жизни, и мы хотим помочь всем пользователям сделать их путешествия максимально легкими.
Йовав Мейдад, директор по развитию и маркетингу Moovit.

Для Moovit их работа означает не только помощь жителям пригородов в передвижении до городов для работы и учебы, но и помощь людям с ограниченными возможностями передвижения. Из сотен ежедневных электронных писем, отправляемых в Moovit, письма от людей с плохим зрением являются одними из наиболее важных.

Иногда это очень эмоционально. Они говорят: «Благодаря Moovit я стал более независимым. Теперь я могу самостоятельно уйти из дома».

Свою работу по обеспечению доступности для всех компания начала всерьез в 2015 году, когда Мейдад и другие ведущие разработчики приложений встретились с целевой группой людей со слабым зрением или слабовидением, чтобы посмотреть, как они используют свои приложения.

Честно говоря, я был шокирован. Я видел людей, пытающихся использовать наш продукт, но они не могли делать это эффективно или вовсе. Это потому, что все на экране не было должным образом размечено.
Мейдад также написал об этом две статьи на Meduim.

Мейдад делал заметки и обещал большие перемены. Он работал с командой Moovit и их слепым разработчиком, чтобы оптимизировать приложение для мобильных ридеров TalkBack на Android и VoiceOver на iOS. Команда тщательно изучила каждый экран на предмет доступности, добавила полезные ярлыки и улучшила отображение сложных данных — маршрутов, данных о продолжительности поездки, времени начала и окончания, остановок, входов и выходов. Все это было трансформировано в аудио. Были учтены отзывы пользователей со всего мира с плохим зрением.

Спустя квартал мы выпустили обновление основной версии, которое полностью изменило их опыт.

Работа над доступностью на этом не остановилась. Чтобы облегчить общественный транспорт для людей, которые используют инвалидную коляску, Moovit попросил своих «Mooviters» — 550 000 локальных участников, которые помогают составить карту систем передвижения для приложения, выделить станции и остановки, доступные для инвалидных колясок в их городах. Это позволило компании добавить функцию, которая показывает только маршруты с остановками, оборудованными пандусами и лифтами.

Для пользователей с ограниченными физическими возможностями Moovit переработал меню и кнопки для более удобного использования одной рукой, особенно на более крупных телефонах. Для людей, страдающих дальтонизмом и использующих транспортные системы с цветовой кодировкой, например «зеленая линия», в Moovit добавляется название линии, а не просто цветная точка или символ, использование которых во многих картах экономит место.

Приложение также гарантирует отсутствие разбитого или наложенного текста, когда пользователю необходимо увеличить шрифт. Moovit в партнерстве с Be My Eyes, приложением, которое организует связь зрячих добровольцев с людьми со слабым или слабым зрением. Be My Eyes изучает, как использовать вибрацию и фонарик телефона для пользователей с потерей слуха. И они постоянно работают с людьми с ограниченными возможностями, чтобы улучшить приложение.

Для Microsoft работа с Moovit, которая разработала доступные сервисы, такие как программы чтения с экрана и глобальные данные о маршрутах, удобных для людей в инвалидных колясках, является частью глубокой приверженности компании к доступности и инклюзивности. Разработчики, которые используют Azure Maps, скоро получат доступ к планировщику передвижений Moovit и обширным данным о транзите для создания инновационных доступных инструментов.

Что мне больше всего нравится в Moovit, так это то, что они дают другим компаниям возможность их разработки в своих решениях. Наше партнерство может помочь людям по всему спектру инвалидности использовать технологии для более свободного и независимого передвижения, что является ключевым показателем для улучшения качества жизни.
Меган Лоуренс, старший специалист по доступности в Microsoft.



* Термин «legally blind» известен в некоторых странах и обозначает, что у человека есть некие проблемы со зрением. В действительности «юридически слепые» люди не всегда слепы полностью.

Комментарии (13)


  1. Javian
    19.06.2019 11:35

    В большинстве городов доступность среды заканчивается на ближайшей лестнице или бордюре. Уже на этом этапе не добраться до общественного транспорта.


  1. vassabi
    19.06.2019 11:44
    +3

    … тот случай, когда минут 15 искал описание — что это за приложение и как оно помогает незрячим, пока не понял, что они
    1) добавили у себя внутри правильную разметку, чтобы их приложение не только выглядело хорошо, но и нормально «читалось вслух» встроенными ассистентами
    2) сделали, чтобы маршрут прокладывался не по остановкам транспорта вообще, а ееще и с учетом «можно зайти\выйти с коляской\слепым» и т.д.
    Какую статистику (по поездкам и по маршрутам) они собирают и как ее используют внутри у себя — найти не удалось (кроме разве что общих фраз типа «для радужных поней и мира во всем мире»).


    1. user_man
      19.06.2019 13:58
      +1

      >> тот случай, когда минут 15 искал описание — что это за приложение и как оно помогает незрячим

      Таких случаев в сети — почти все. Обычная реклама. Посмотрите на сайты почти любого продукта — что там есть? Да ничего. Именно сказки про розовых пони и как они чудесно всем помогают. И такая ерунда — повсеместно. А что реально полезного в продукте, ну нет такой информации. Приходится вместо официального сайта искать альтернативные описания. Например по известным продуктам в википедии бывает дельная инфа, но и то не всегда.

      В общем эта статья есть обычная реклама, почти что тупо скопированная со стандартного ниочёмного сайта, где много воды и ноль информации. Кстати — на их сайте тоже нет информации. Там сразу карта и всякие политики конфеденциальности справа. Вот и догадайся — на кой это всё надо. Поэтому они и гонят рекламу в виде подобных блогов, с целью получения переходов на их сайт. Но такой подход действует на весьма ограниченных юзеров, которые ничего ни о чём не знают и всегда должны скачать и потыкать игрушку, что бы хоть что-то понять. И обычно понимание простое — это не то.

      Неужели 99% общества — такие идиоты? Не знают, что им надо, обязательно качают, устанавливают, регистрируются, отдают свои адреса, телефоны, явки, пароли, и потом — о чудо — даже юзают подобную ерунду без пояснительной информации! Люди делают выбор совершенно неосмысленно. Ведутся на рекламу и если хоть что-то поймут в скачанном приложении — альтернативы вообще не рассматривают, потому что искать лень, а реклама альтернатив в глаза не лезет.

      Больное общество. Ну и вредоносные способы монетизации, соответственно, вырабатываются в виде вот такой пустой бредятины для тех, кто никогда ничего сам искать не будет.


      1. mamont80
        19.06.2019 15:32

        Поддерживаю на 100%. На многих, особенно иностранных сайтах о продуктах совершенно ничего не сказано собственно о продукте. За всё хорошее против всего плохого! мы лучшие на рынке! мы сэкономим ваши деньги и улучшим все метрики!
        Ничего не понятно. У меня даже родилась мысль что именно этот способ продаж работает на западном рынке, т.к. такая подача повсеместна. Может у нас менталитет не тот? Может так и надо и это мы дураки?


        1. user_man
          20.06.2019 10:41

          >> Может так и надо и это мы дураки?

          Я бы предпочёл перевернуть вопрос — может мы лишку умные?

          На мой взгляд очевидно, что выбирать нужно осмысленно, понимая, что и зачем, по каким критериям и т.д. Но вот эта вся массовость совершенно пустых сайтов наводит на размышления. Если они что-то продают, значит у них есть аудитория, и эту аудиторию они как-то оценивают, а раз оценивают, то видимо считают, что именно эта аудитория им подходит. Но тогда получается, что им подходят практически идеальные дауны, которые сразу покупаются на розовых пони и яркую мелькающую дребедень в картинках на сайте. Мозг при этом совершенно отключен. И вот именно этот момент (полностью выключенный мозг) меня очень и очень напрягает — ну как так? Неужели вокруг реально столько даунов? Это же просто страшно, когда людей, способных на элементарный осмысленный выбор почти нет! Представляю себя страшно одиноким в океане непонятно каким местом думающих индивидов.


  1. stalinets
    19.06.2019 20:29

    Я вот не понимаю, почему не сделать простой гаджет: дешёвый лазерный дальномер в корпусе браслета, от него идёт наушник, в который подаётся звук частоты тем большей, чем ближе измеряемое сейчас расстояние.
    Идёт себе слепой человек и светит лучиком вперёд, «видя» препятствия повышением частоты звука.
    А можно и усложнить: более сложная лазерная система (светящая «листом», а не «лучом») и стерео в наушниках, помогающее практически полноценно видеть ушами.


    1. DollaR84
      20.06.2019 01:06

      Наверно потому, что толку от такого браслетика. Его полностью заменяет трость, и заменяет гораздо успешнее, без всяких писков в голове. А вот доступный навигатор, то совсем другое дело. У него задача совсем другая.


    1. saege5b
      20.06.2019 01:12

      Допустимая мощность сильно ограниченна.
      Возможность ослепления водителей.
      Отражение от различных материалов сильно гуляет, могут быть проблемы в яркий солнечный день.
      Сходу навскидку не скажу, но там вроде как не все компактные методы — дешёвые, и не все дешёвые — компактны. Ещё вопрос в быстродействии.

      По нынешним временам, три камеры, анализ глубины и опознавание предметов. Может не дёшево и не сильно автономно — зато практично.


      1. PendalFF
        20.06.2019 10:06

        Вообще-то даже ультразвук неплохо работает. Доказано вампирами летучими мышами.
        Проблема, я полагаю, в недостатке подходящих интерфейсов у хумансов.


        1. stalinets
          20.06.2019 19:16

          Я вот, будь у меня знакомые слепые + более развитые навыки в радиоэлектронике, сделал бы прототип и дал на пробу слепому, а потом послушал его мнение и написал по результатам статью на Хабр. Возможно, окажется, что это устройство ему очень поможет. Может, кто-то взялся бы сделать всё это.


    1. Mellorn
      20.06.2019 10:33

      Кроме препятствий (стена, припаркованный автомобиль впереди и т.д.), существует такая штука как ямочный дизайн тротуаров, торчащая на два сантиметра над поверхностью крышка люка, лужа и прочее.
      И если с первой группой объектов луч действительно справится, то со второй могут быть проблемы.
      Ну, или же будет непрерывный писк в наушниках, что будет только дизориентировать, а не помогать.
      Это я к тому, что старая добрая трость будет более надёжной.
      Кроме этого, наушник в ухе при движении по городу — идея так себе. Я бы всё же предпочёл, чтобы мне ничто не «заслоняло» слух.
      Более интересным был бы вариант с вибромотором: разные типы препятствий генерируют разные вибрации разной частоты и продолжительности. Как-то так. Но ещё раз повторюсь, что на мой взгляд, такой гаджет всё же был бы менее полезным, чем обычная трость.


    1. worldaround
      20.06.2019 16:32

      Специфическое оборудование, которое никому не нужно, кроме слепых, не может быть таким же массовым, как айфоны, поэтому стоить будет дорого. А деньги всем слепым на дорогие игрушки никто не дает. Платежеспособных слепых, которые бы узнали про дальномер и магазин, в котором он продается, во-видимому слишком мало.
      Здесь, кстати, на сайте, очень много статей о том, как сделать какую-нибудь совершенно ненужную вещь. Значит есть простаивающий инженерный ресурс, его только надо направить в нужное русло, что-то придумать, обкатать рабочие модели и распространить их.


  1. toivo61
    21.06.2019 14:17

    Кстати, трость — эхолокатор. Стук трости так-же отражается от препятствий.