![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/n1/nd/rk/n1ndrk1sv7cmxa_n6ckejykiqek.jpeg)
Типичная ситуация: нужно продвинуть сайт по 800 запросам, но денег хватает только на 100. Как выбрать из общей массы фразы, которые обеспечат хороший прирост трафика и конверсий в рамках бюджета?
Один из вариантов — сценарная модель прогнозирования трафика и конверсий с использованием Data Studio. Рассказываем, как собрать данные для прогноза, построить модель для Яндекса/Google и выбрать запросы для продвижения.
Прогнозную модель предложил John McAlpin в статье для SEJ. Модель отвечает на два вопроса:
- сколько трафика и конверсий вы бы получили за предыдущий период (в разрезе устройств), если бы позиции по ключам выросли на 1, 2, 3, 4, 5 и 10 строчек;
- какие конкретно ключи дают хороший прирост трафика и конверсий при небольшом «пинке» позиций (в условиях малых бюджетов это как раз актуально).
Важно! Модель не учитывает сезонность и не строит прогноз по месяцам. Это сценарный прогноз для понимания перспективности продвижения по ключам.
Как работает модель прогнозирования с использованием Data Studio
Data Studio позволяет настроить интерактивный дэшборд для оценки потенциального эффекта от роста позиций по отдельным ключевым словам. Отчет и графики автоматически обновляются при обновлении исходных данных в Google Sheets.
Мы будем работать на конкретном примере. Сразу скопируйте документ SEO Forеcasting Data. Сюда будем вносить исходные данные.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/oy/e1/xt/oye1xtwcusvthgpx4vf8fjbjq7g.png)
Сбор данных и заполнение шаблона в Google Таблицах
Для прогноза понадобятся такие данные:
- ключевые слова и позиции по ним;
- частотности;
- средний % органического десктопного и мобильного трафика;
- средний показатель конверсий для десктопов и мобильных устройств;
- CTR результатов поиска в органической выдаче Яндекс/Google.
Ключи и позиции по ним
Ключи можно выгрузить из Яндекс.Вебмастера или Google Search Console (в зависимости от того, для какой ПС нужен прогноз).
Для выгрузки из Google Search Console переходим в раздел «Эффективность», включаем отображение средней позиции, устанавливаем период — «За последние 28 дней» и загружаем данные в табличном виде.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/t1/a5/jt/t1a5jtfmuxyrc85jxyak88a7xec.png)
Для выгрузки ключей из Яндекс.Вебмастера переходим в раздел «Поисковые запросы» / «Статистика запросов». Задаем показ данных за последний месяц, добавляем показатель «Ср. позиция» и загружаем данные в формате XLSX.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/pb/bk/-x/pbbk-xlnloj5iuqdof9vf_u0sie.png)
Проблема в том, что после выгрузки ключей из панелей для вебмастеров позиция отражается десятичной дробью.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/ic/4u/-n/ic4u-ndxquncfli_dtfoxjkh3mm.png)
Нам же нужно целое число. Придется его округлить.
Еще один способ выгрузки ключей — с помощью бесплатного инструмента в SEO-модуле PromoPult. Он собирает фразы, по которым сайт находится в ТОП-50 Яндекса и/или Google.
Добавляем сайт в систему и запускаем поисковое продвижение. Кроме позиций здесь по каждому слову будет автоматически рассчитан прогноз количества переходов — эти данные полезны, если нужно быстро прикинуть трафик на продвигаемом сайте.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/t_/xf/78/t_xf783ri9xht0kiou6sjyghuma.png)
Вручную копируем таблицу с ключами в Excel.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/rf/s7/la/rfs7la571tanlylwfo_hhad9iei.png)
Возвращаемся к нашему шаблону.
В шаблоне SEO Forеcasting Data предусмотрено 150 «посадочных мест» под ключи. Почему? Объясняет John McAlpin:
Задача этой прогнозной модели — показать, какой эффект может дать SEO даже при работе с ограниченным количеством запросов.
Преимущество модели в том, что в ней оценивается потенциальный эффект от продвижения конкретных ключей, а не всего набора запросов, по которым приходит трафик на сайт. Вы анализируете только 150 топовых ключей, продвижение по которым, по вашей оценке, будет наиболее эффективным.
В этом есть логика. За пределами ТОП-20 и тем более ТОП-30 трафик стремится к нулю. Рост позиции, скажем, с 35 до 30 не повлияет на приток посетителей так сильно, как например, с 13 до 8 (и тем более с 8 до 3).
В нашем файле 896 ключей. Выбираем 150 штук так:
- сортируем ключи по позициям в интересующей ПС (пусть это будет Яндекс) по мере возрастания;
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/sr/fi/xr/srfixrudsjlj7mdahcfj0w5edhw.png)
- выбираем запросы в пределах ТОП-30 (ключи на первой позиции не учитываем);
- по факту у нас больше 150 запросов в пределах ТОП-30 — отфильтруем ключи с низкой частотностью (ниже 20).
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/d-/55/ft/d-55ftb0tpynzcgv91x7v5ceoeq.png)
Если у вас ключей в пределах ТОП-30 менее 150, используйте сколько есть, а остальные ячейки шаблона оставьте пустыми.
Важно! Если вы захотите добавить в модель больше ключей или изменить сценарии (например, прогнозировать рост не на 10 позиций, а на 15), внесите правки в шаблон.
Частотности
После выбора ключей нужно собрать их частотности. Если вы парсили ключи с помощью PromoPult, то частотности из Вордстат уже у вас будут. Для сбора частотностей в Google используйте Планировщик ключевых слов (инструмент прогнозирования показов и кликов). Также для Google подходит, например, Keywordtool.io и KeyCollector.
Итак, у нас есть ключи, позиции по ним и частотности. Заносим их в скопированный шаблон SEO Forеcasting Data на лист Main Worksheet. Заполняем колонку A (ключи), B (позиция), C (частотность) и строки 2-151 (область выделена синим цветом). Ниже 151 строки также есть данные, они обновятся автоматически — после заполнения строк 2-151. Больше ничего не меняем.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/dw/64/ca/dw64caqahd2cdxuvc_nd0v4ii10.png)
Далее заполняем второй лист в шаблоне.
Распределение трафика из органики между устройствами
В Google Analytics эта информация доступна («Аудитория» / «Мобильные устройства» / «Обзор»). Создаем сегмент «Поисковый трафик». Тип устройства «tablet» относим к мобильным.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/zt/_v/in/zt_vinhaks2h4jmaezaoxrqfsh4.png)
Для получения аналогичной информации в Яндекс.Метрике переходим в раздел «Отчеты» / «Стандартные отчеты» / «Технологии» / «Устройства». Задаем сегмент «Поисковый трафик». При подсчете процентов категорию «Планшеты» объединяем со «Смартфонами».
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/qp/gn/07/qpgn07h_xjgxwllxorqjycrsrxk.png)
Цифры в Яндекс.Метрике и Google Analytics немного разнятся, но не критично. Принимайте для себя любой вариант.
Средний показатель конверсий для десктопов и мобильных устройств
Конверсии смотрите там, где настроены цели или электронная торговля.
Например, по нашему сайту основная цель — оформление заказа. У нас настроена цель в Яндекс.Метрике. Переходим в раздел «Отчеты» / «Стандартные отчеты» / «Конверсии», задаем период — последний месяц (хотя можно и больше). Задаем условия: «Тип первого источника: Переходы из поисковых систем» и «Устройства: Смартфоны или Планшеты». Получаем коэффициент конверсии для мобайла на уровне 1,24%.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/oc/js/wu/ocjswuy7q4iqzbg8ohsmgkt0as0.png)
Для просмотра данных по десктопам достаточно просто поменять условие «Устройство:» с «Смартфоны или Планшеты» на «ПК». В нашем примере конверсия здесь составляет 1,68%.
Заносим данные о распределении трафика и конверсии между устройствами на лист Average CTR Data & Inputs шаблона SEO Forеcasting Data.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/lz/yx/tg/lzyxtgvgrbvxcyvikdri4txzp_k.png)
CTR результатов поиска в органической выдаче Яндекса/Google
Клики распределяются между результатами поиска неравномерно. И для прогнозирования нужно знать, какую долю кликов получает каждая позиция в органике.
С Google проблем нет. Сервис AdvancedWebRanking собирает данные в разрезе устройств, регионов (США/Весь мир), типов запросов (брендовые/небрендовые), поискового интента (коммерческий, информационный и т. п.) и категорий (дом и сад, финансы, спорт и фитнес и проч.).
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/bh/q5/dq/bhq5dqfsu9pz_je4ms9fjkmas68.png)
Понятно, что от региона к региону и от запроса к запросу кликабельность разная, тем не менее общая картина распределения CTR для Google ясна.
Сложнее с Яндексом. Подобных сервисов онлайн-мониторинга нет. Получить данные можно несколькими способами:
- Воспользоваться результатами сторонних исследований CTR (вот одно из последних — но здесь CTR указан только в пределах ТОП-10).
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/_a/va/id/_avaidcp8cjkni0br3rt94vfyuu.png)
Результаты исследования CTR в Яндексе (представлены на конференции CyberMarketing 2018)
- Проанализировать CTR по собственной базе сайтов. Но этот способ подходит только крупным агентствам и онлайн-сервисам, у которых в базе сотни (а еще лучше — тысячи) сайтов. Только так можно получить более-менее достоверный результат.
- Принять гипотезу, что CTR в Яндексе распределяется примерно так же, как и в Google, и использовать данные AdvancedWebRanking. За неимением других данных это не самое плохое решение.
Данные о CTR заносим на лист Average CTR Data & Inputs шаблона SEO Forеcasting Data (справа от таблицы с трафиком и конверсией). Для позиций с 1 до 20 используем данные AdvancedWebRanking. Для позиций 21-29 — 0,005, для позиций 30 и ниже — 0,002.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/vx/zs/v4/vxzsv4k5jpderfrr7nozgytc1yo.png)
Итак, данные собрали и шаблон в Google Таблицах заполнили. Остается загрузить шаблон Google Data Studio и подключить к нему источник данных.
Подключение данных к шаблону Google Data Studio
Откройте шаблон Data Studio SEO Impact Analysis Scenarios и создайте копию (оригинальный шаблон содержал ошибки — мы их исправили). При копировании шаблона в качестве источника данных укажите загруженный и заполненный вашими данными шаблон SEO Forecasting Data — Main Worksheet.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/lh/kr/9u/lhkr9urw8h94cbof4sucmfaesku.png)
Если вы верно указали источник и он не содержит ошибок, то отчет в Data Studio заполнится автоматически.
В нижней части отчета вы увидите таблицу с данными по сценариям роста позиций. Доступна сортировка по возрастанию/убыванию по каждому показателю.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/mn/rp/zp/mnrpzp0jxzqzk7kzx8kpjzvfsma.png)
В верхней части шаблона два блока диаграмм:
- трафик и конверсии по каждому сценарию роста;
- распределение трафика и конверсий по устройствам.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/qj/yg/ce/qjygceim0it-qpzptcpffcr9-8a.png)
В нашем примере общий рост на 1-4 позиции не дает существенного прироста трафика. Рост на 5 позиций более заметный, но наиболее существенный — при росте на 10 позиций. Вроде бы все логично, но в разрезе отдельных ключей картина совсем другая — и это самое интересное.
Посмотрим на динамику трафика и конверсий по запросу «goon подгузники». Для этого кликаем по кнопке «Keyword» в шапке отчета и нажимаем на кнопку «только» напротив запроса.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/yb/xa/wk/ybxawksqfvrcokyfd7qvzwa1fpk.png)
Получается, что рост по запросу на 10 позиций приведет к снижению трафика и конверсий. Связано это с тем, что, по статистике AdvancedWebRanking, CTR результатов выдачи на позициях 14-18 выше, чем на позициях 10-13. То есть если «пнуть» запрос с позиции 18 на позицию 13, получим меньше трафика.
Что делать с такими запросами? Тут все просто. Если бюджет сильно ограничен, откладываем их до лучших времен. Если ресурсы позволяют, берем в работу и выводим в ТОП-5, а еще лучше — ТОП-3.
Противоположный пример — запрос «аллергия на памперсы». Здесь при росте на 10 позиций наблюдается многократный рост трафика и конверсий.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/on/am/zw/onamzw4vhkfiuermqviftqrlvzw.png)
Особенно следует обратить внимание на запросы вроде «подгузники либеро». Даже при росте позиций на 3 пункта начинается заметный рост. Таким запросам отдаем приоритет при продвижении.
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/lo/ih/sg/loihsgh9ukbzdckfitcgbrcz71c.png)
Еще один подобный пример — запрос «российские подгузники».
![Как выбрать перспективные ключи для SEO на основе сценарного прогноза в Google Data Studio (+шаблон)](https://habrastorage.org/webt/vh/g5/gb/vhg5gbjeblda1raqg2qszwjonsa.png)
Конечно, при окончательном выборе запросов нужно учитывать их интент, уровень конкуренции, затратность продвижения.
Тем не менее рассмотренный нами сценарный анализ позволяет выявить запросы, которые дают хороший прирост трафика и конверсий при незначительном росте позиций. По ним можно добиться быстрых результатов.
Разумеется, это не единственно верный метод отбора перспективных ключей. Однако его применение вместе с другими проверенными методами позволит и прогнозировать, и добиваться результатов с меньшими затратами.
Комментарии (6)
E11E
25.07.2019 11:39А вы точно-точно на реальных сайтах анализируете?
Просто, все практики знают уже как 3-4 года, что все данные по посещаемости ключа в аналитических инструментах Яндекса и Google, мягко говоря — полный миф.
Можете взять любой сайт и проверить — посмотреть циферку посещаемости ключа, а потом посмотреть в метриках реальное кол-во людей по этим ключам. И после этого сделать вывод о том, что всё, что вы здесь написали — не имеет смысла, ввиду того, что реальная посещаемость по ключам вам не известна, и вы никогда не сможете подобрать её и спрогнозировать, пока не наберете собственную статистику по ключам, и вот только по ней вы сможете использовать свой софт в полной мере.PromoPult Автор
25.07.2019 11:41А вы точно-точно на реальных сайтах анализируете?
— В примере сайт реальней некуда.
реальная посещаемость по ключам вам не известна, и вы никогда не сможете подобрать её и спрогнозировать, пока не наберете собственную статистику по ключам
— Приходит к вам условный клиент, с которым вы никогда не работали, и говорит: «У меня есть 100 тыс. рублей, хочу продвинуть сайт в поиске. Сколько трафика я получу за мои сто штук?». А на сайте Метрики нет, и в Вебмастер он не добавлен. Что вы ему скажете? «Извините, Вордстат и Планировщик Гугла — это фикция, мне нужно вначале поставить аналитику, собрать данные пару месяцев, а потом только я вам составлю прогноз». А если у сайта ни трафика, ни позиций? Откуда данные брать тогда? Может, кто-то и согласится так работать, но, скорее всего, конкуренты составят прогноз и сильнее заинтересуют клиента.
Понятно, что Вордстат не идеален (а Планировщик Гугла и подавно), но без прогнозирования в SEO никак — и мы описали один из подходов. А исходные данные вы можете брать хоть из Вордстата, хоть из Гугла, хоть из платных или собственных баз (если у вас таковые есть). Это уже вам решать как специалисту.
использовать свой софт в полной мере
— Это не наш софт. Мы детально разобрали на примере и немного починили шаблон, который предложил John McAlpin в статье для SEJ. Наш софт — это рекламная платформа PromoPult. И у нас в модуле SEO тоже есть прогнозирование трафика — только у нас все на автомате (система собирает ключи или загружаете свои, и получаете прогноз на основе Вордстата — да, приблизительный, но лучше какой-то, чем вовсе без него).E11E
25.07.2019 14:00Приходит к вам условный клиент, с которым вы никогда не работали, и говорит: «У меня есть 100 тыс. рублей, хочу продвинуть сайт в поиске. Сколько трафика я получу за мои сто штук?». А на сайте Метрики нет, и в Вебмастер он не добавлен. Что вы ему скажете?
Вы точно-точно практики? Вы реально можете сказать, сколько трафика получит клиент, не имея метрик? И эта цифра совпадет — они получат именно столько трафа? Господа, вы волшебники и Гуру, снимаю шляпу, мне смертному — ниц — рядом с вами, удаляюсь из темы.
P.S> Всем рекомендую этих богов и ясновидящих — они вам всё точно сделают.PromoPult Автор
25.07.2019 16:18Ирония 80 лвл )
Нет, конечно. Но каждый первый клиент — это из практики) — ждет хоть каких-то оценок. Пусть с погрешностью. И мы показали (перевели) один из способов как минимум строить гипотезы.
ua30
«аллергия на памперсы» — какая исходная позиция была, 11?
PromoPult Автор
Была 12-я позиция. Исходные позиции указаны в шаблоне docs.google.com/spreadsheets/d/17mx4yBg_DCX7Y62JAHAKcokJdcmsWbw0dt4mU4pcdi8/edit?usp=sharing