Идут дожди проливные,
Сегун смотрит вверх с тоскою —
Протекает его палатка...


image

Пожалуй, не требует доказательств тот факт, что DDoS-атаки сегодня являются весьма актуальной проблемой для российского интернет-бизнеса. Защита от DDoS необходима. Ведь число таких кибератак растет каждый год. Хакеров и сервисов, берущихся за такую работу, в Рунете — полным-полно.

Однако все это — не более, чем страшилки из новостных лент, пока сам не столкнешься с такой проблемой. Мы — веб-студия, и всем своим клиентам при создании или взятии сайта на продвижение предлагаем определенный хостинг. Который нам казался вполне надежным за свою стоимость…

И вот черный день настал — сайт нашего самого крупного, а потому самого дорогого-любимого клиента слег. Разумеется, дорогой-любимый клиент мгновенно позвонил и устроил скандал. Ведь были потрачены немалые усилия на редизайн, посадочные страницы, инфографику и прочее… А потом начался шквал звонков и от всех остальных наших клиентов — ведь все они разместились на хостинге, который мы им рекомендовали, а тот лег под ddos-атакой…

Опустим подробности, как мы разруливали данную ситуацию. Для предотвращения подобных апокалипсисов в будущем, было принято коллегиальное с хостером решение — поискать надежную компанию, которая может быстро поднять упавшее и обеспечить стабильную защиту в дальнейшем. Решили сравнить предложения наиболее популярных российских и иностранных компаний:
  • Qrator
  • Лаборатория Касперского
  • ProtoSecurity
  • DDoS-GUARD
  • DDOS-PROTECTION.RU

Зарубежные:
  • Voxility
  • Link11
  • CloudFlare
  • BlackLotus
  • Incapsula

Все они предлагают Cloud-based DDoS Mitigation Platform. Платформы работают по следующему принципу. Есть сеть геораспределенных точек (дата-центров) с фильтрующим оборудованием. Некоторые фирмы разрабатывают собственное оборудование, другие используют купленное или арендуемое, например, от Arbor и Radware. Нахождение сервера физически ближе к клиенту минимизирует нагрузки на сеть, потерю связности данных и задержки. Во время атаки трафик принимается на ближайшей к месту генерации точке фильтрации, зловредный — блокируется, легитимный отправляется на клиентский ресурс. Все происходит автоматически, клиенту надо только изначально выставить правильные настройки межсетевого экрана.

Вроде все ясно-понятно. Разумеется, главные вопросы, которые нас волнуют — стоимость в месяц и скорость подключения, а также некоторые технические нюансы, о которых обычно не пишут в тарифных планах: асимметрия трафика (т.е. необходимость пускать через фильтры исходящий трафик), фильтрация HTTPS без раскрытия сертификатов и пр.

Итак, мы писали от лица нашего хостера о том, что фиксируем атаки каждую неделю — ботами и парсерами, иногда заливают входящий порт — на балансере 1 Гб/с. Озвучивается задача: защита подсети /24 нашей AS, трафиком 100 мб/сек входящего, 600 исходящего, с установкой BGP-взаимодействия. Также интересовала возможность хостинга на выделенном сервере компании-защитника. Уровень фильтрации — L7, желательна фильтрация https без раскрытия сертификатов. Т.к. публиковать переписки с компаниями-защитниками мы считаем некорректным, наш дизайнер нарисовал графики по стоимостным и временным показателям.

image

График 1. Скорость реакции на заявку (через сколько минут ответили)

Как видно, большинство отвечать на письмо с пометкой “СРОЧНО” не очень-то торопились. Скорость ответа варьируется от 4 минут до целой недели.

Далеко не все из списка кандидатов согласились общаться с клиентом, который не хочет афишировать свои контактные данные и название фирмы из интересов сохранения репутации. Так что из нашего обзора выпали: Лаборатория Касперского, BlackLotus, CloudFlare и Incapsula. На остальных мы составили вот такие карточки, которые облегчили нам конечный выбор. Уверены. что они пригодятся и нашим читателям.

image

image

Условные обозначения в карточках

image — онлайн-консультация, image — фильтрация на уровне L7, image — фильтрация https без раскрытия сертификатов, image — симметричный трафик (необходимость отправлять на фильтры исходящий трафик), image — возможность аренды выделенного сервера.

К слову об онлайн-консультации. Например, у DDoS-Protection такой функции на сайте нет, но и на почту они отвечают практически мгновенно, причем в любое время дня и вечера. А вот у некоторых консультант есть, да только проку от него нет, потому что в течение получаса он молчит, не подавая признаков жизни (речь про ProtoSecurity). Отметим, что в процессе переписок некоторые все же попросили у нас идентификационные данные: официальное название компании, номер телефона, адрес сайта, ASN и пр.

Красиво оформленное КП на фирменных бланках, где было все подробно расписано, мы получили всего от трех фирм: Link11 (немцы), ProtoSecurity (официальный ресселер Incapsula в России) и DDoS-GUARD (российская компания со своей инфраструктурой). Кстати, хотелось бы отметить неприятную для нас небрежность ответов некоторых менеджеров. Например, из ProtoSecurity на почту нам отвечали довольно быстро, но при этом прислали КП для другого клиента. В целом же, наиболее толково отвечали из ProtoSecurity, DDoS-GUARD: задавали наводящие вопросы, интересовались техническими нюансами.

А теперь наиболее запомнившиеся нам особенности.Qrator labs, не уточнив технических характеристик, сразу предложили нам два варианта: “недорогой” и “полноценный”. Уже сама формулировка весьма смутила: т.е. недорогой=неполноценый, а полноценный=дорогущий?

В графике мы отобразили тот тариф, который нас больше устроил по техническим характеристикам. Был вариант и дешевле — но с фильтрацией только по L5 включительно. “Дешевая” защита обошлась бы нам в 90 тысяч рублей в месяц, без стоимости подключения и без учета доплаты за SSL-фильтрацию (с раскрытием криптоключей — 6.000 рублей единоразово, без раскрытия — 9.000 разово и 9.000 ежемесячно). На наш деликатный вопрос, почему так дорого по сравнению с конкурентами, нам ответили просто: “к счастью мы не играем в ценовые войны”. К чьему счастью, осталось непонятным. А вообще, сильно смущает, что приходится за все доплачивать — что же тогда входит-то в защиту за абонплату?

Зато Qrator предлагает довольно продолжительный тестовый период — неделю. Столь же долгий триал для крупных клиентов может предложить только DDoS-GUARD. Вообще, тестовый период — понятие условное. Например, онлайн-консультант обещает одно, а вот исполнительный директор — другое. То есть всегда есть вариант договориться.

image

График 2. Бесплатный тестовый период (в сутках)

Кстати, скидки нам, как крупному клиенту, предложили только DDoS-GUARD (индивидуальные), Qrator (скидка на стоимость одного Мбит/сек трафика) и DDoS-Protection (при условии аренды выделенного сервера у их партнеров).

А вот что сильно не порадовало — это ДОПЛАТЫ ЗА МОЩНОСТЬ DDoS-АТАКИ. Такие с Вас потребуют Link11, ProtoSecurity. Кстати, у Qrator тоже есть ограничения по мощности атак на всех тарифах (кроме Corporate UN за 135.000 рублей. Как написано на официальном сайте, в случае, если скорость атаки будет больше указанной цифры (1, 3, 10 Гбит/сек), они предложат перейти на более дорогой тариф, а избыточный трафик будут сбрасывать (и легитимный, и подозрительный). Нам же в письме обещали не сбрасывать трафик автоматом и не ставить лимиты на атаки.

Возникает вопрос, как я, будучи владельцем ресурса, могу точно сказать, как сильно меня будут валить в следующем месяце, чтобы знать, сколько придется заплатить? И почему я должен терять потенциальных клиентов, притом платя несколько десятков тысяч рублей в месяц, из-за того, что защитник снимает с себя все риски?

Без учета возможных доплат и скидок стоимость защиты в месяц будет следующая:

image

График 3. Плата за месяц

Цены приведены за полосу трафика, которую нам предложили “защитники” для оптимальной работы: DDoS-Protection, ProtoSecurity — 100 мб/сек; Qrator, DDoS-GUARD — 600 мб/сек; Voxility, Link11 — 1 Гб/сек.

Скорость и цена подключения также сильно варьируются. Некоторые компании не смогли обозначить даже примерных сроков и чека.

image

График 4. Время на подключение (в часах)

image

График 5. Плата за подключение (единоразово)

Перейдем к технической части. Пункт асимметрия трафика. Одни пишут, что пускать на их фильтры нужно и входящий, и исходящий трафик, другие же фильтруют только входящий, обещая, что это никак не скажется на уровне защиты. К последним относятся DDoS-Protection, ProtoSecurity и Voxility. При этом их конкуренты (Qrator|, DDoS-GUARD, Link11) отмечают, что анализ только входящего трафика существенно снизит качество фильтрации, т.е. для качественной защиты обязательно необходимо анализировать и исходящий трафик. Но из-за этого придется покупать более широкую полосу трафика, что заметно сказывается на конечной стоимости.

DDOS-PROTECTION, ProtoSecurity и Qrator предлагают HTTPS-фильтрацию без раскрытия сертификатов, правда, последние — с оговоркой, что фильтрация будет лучше с раскрытием. (Хотя на июньской конференции StartupVillage 2015 представители Cisco четко озвучили, что фильтрация без раскрытия невозможна). По мнению технических специалистов нашей компании, подобный способ — своеобразный “костыль” (ну и маркетинговый ход). Вот как это реализовано у разных компаний:

DDoS-Protection. В режиме “под атакой" заход на https возможен только после http-верификации (сценарий: зашел на сайт, перешел в личный кабинет). Возможны и варианты с обычным рейт-лимитированием, В случае подключения по туннелям или размещения площадки на их платформе, раскрытия сертификатов не требуется.

ProtoSecurity. 1. Для веб-сайта автоматически и бесплатно выпускается сертификат от удостоверяющего центра GlobalSign — он доверенный на всех ОС и устройствах. Этот сертификат устанавливается на все прокси-серверы, при подключении пользователей используется именно он, а при соединении прокси и ваших веб-серверов (или балансировщиков) — используется ваш стандартный сертификат.

2. На прокси для домена можно установить клиентский сертификат с ключом. Это может быть существующий сертификат от веб-сервера, либо отдельный (новый) сертификат. Это вариант с раскрытием ключей, НО так как это может быть новый сертификат, не обязательно отдавать ключ от существующего сертификата.

Qrator, предлагая фильтрацию без раскрытия, пишет о том, что предоставляет клиенту возможность автоматизированного управления белыми/черными списками своей системы, позволяя осуществлять фильтрацию на периметре своей сети.

Так или иначе, эти способы предполагают внедрения софта на стороне клиента и не дают гарантий от ложных срабатываний. Поэтому лично мы практической пользы от этого не видим.

ВЫВОДЫ. DDOS-PROTECTION, несмотря на привлекательно (или подозрительно?) низкие цены, не дали информацию по своей фильтрующей сети, сославшись на конфиденциальность этих данных. С Voxility у нас возникли недопонимания из-за языкового барьера (все-таки английский язык “разный” у румын и русских). А вот от немцев Link11, которые славятся своим качеством, нас отвратил очень долгий ответ на письма и отсутствие русскоязычного саппорта.

DDoS-GUARD отвечали довольно быстро и обстоятельно, задавали уточняющие вопросы, из особенностей — обилие специфичных терминов в ответах, которые иногда сбивают с толку. ProtoSecurity постоянно были на связи и не забывали про нас, но не порадовали своими расценками, а также тем, что прислали КП для другой компании. В общем, если говорить про ценовую политику, то наименее привлекательны с этой точки зрения Qrator и Link11. В итоге, мы остановились на защите от компании, которая максимально подошла по соотношению цена/качество/поддержка.

Примечание. Для удобства сравнения мы пересчитали все цены в рубли по курсу ЦБ РФ на момент подготовки обзора. ProtoSecurity счет выставляют в долларах по курсу Центробанка плюс 1%, Voxility и Link11 — в евро.

Комментарии (8)


  1. datacompboy
    27.07.2015 21:14
    +15

    Хороший пример бесполезной инфографики!

    — Легенда в пяти метрах от карточек
    — Цвета неконтрастные (вы б еще порядок имен и значений перепутали, и вообще хорошо бы было)
    — Не сведено в единую таблицу, то есть отношения искать невозможно
    — Графики «больше-лучше» и «больше-хуже» перемешаны в одну кашицу
    — JPG для текста
    — Отсутствует нормализация данных

    В общем, бугагашка (s/^..//; s/г/к/g;)


    1. yar3333
      27.07.2015 23:50

      Зато какая КДПВ!


  1. flx
    28.07.2015 09:07
    +1

    Обычная «джинса».


  1. flx
    28.07.2015 09:23
    +1

    Будем бить молотом знаний по Fear, Uncertanity, Doubt.

    Про «полноценность»:

    Как известно, построить внятную L7 фильтрацию располоагаяю только ingress-трафиком — нереально.
    У вас просто отсутствует петля обратной связи на основе которой можно оценивать эффективность ваших фильров, зато количество обрабатываемого(и оплачиваемого) сетью трафика падает в разы. Кому-то важнее экономить.

    Полноценная — это с полным покрытием вплоть до L7.
    Бюджетный вариант предусматривает обработку только вплоть до уровня TCP, включая защиту от synflood.

    Про «бесполезный SSL:

    Если у Вас финансовые данные попадающие под сертификацию/лицензирование (PCI-DSS/Центробанк РФ), без этой „бесполезной фичи“ вам просто не обойтись.

    От работы обычного L7 классификатора это отличается только тем что L7-семантика и TCP/IP-семантика повторно „сшиваются“ на стороне Qrator на основе ваших logfiles, и идет с задержкой в несколько сотых секунды. Кстати, именно по такой технологии работает абсолютное большинство платежных систем в РФ.

    Для более внятного обьяснения работы SSL без раскрытия ключей я-бы отправил к вот этой презентации:
    www.slideshare.net/alexanderlyamin/lyamin-idc2015-45989487

    Спасибо за внимание ;)


  1. SchrodingersCat
    28.07.2015 10:17

    А вот от немцев Link11, которые славятся своим качеством… и отсутствие русскоязычного саппорта.

    Напомнило ситуацию, которую, к сожалению, достаточно часто наблюдаю за границей, когда какая-нибудь женщина в возрасте, пытаясь спросить что-то на русском в отеле/ресторане/магазине, уже переходит чуть ли не на крик, не понимая почему иностранец не говорит на русском и чуть ли не требуя, чтобы он наконец-таки заговорил на русском.


    1. phprus
      28.07.2015 11:00

      Разговаривать с поставщиком сложных решений всегда проще и понятнее на родном языке, поэтому, при прочих равных или почти равных саппорт на языке клиента является объективным конкурентным преимуществом.

      P.S. Наивно верить, что так себя ведут только русскоговорящие :))


  1. zudabi
    28.07.2015 11:27

    Нормальный пласт работы проделан, хорошая попытка собрать информацию в одном месте, хотя верно замечено — легенда должна быть повыше. C link11 хорошо, что вы до цен не дошли — цены немного дикие, как и тарифная сетка куратора. Воксилити же, на удивление, предлагают отличный дружественный саппорт, но у них очень часто дикие проблемы с сетью.


  1. Pamarkin
    28.07.2015 15:54

    Буквально в субботу это со мной случилось. Накрыли сервер на хетцнере.
    Первый час долбили запросами с разными сессионными ключами — таким образом нагрузили mysql (да, сессии у меня на mysql, а не memcache).
    После отключения сессий для гостей, где-то через час — просто завалили канал.
    Хетцнер отключил сервер от сети.
    После поиска проксей, остановился на ddosexpert.com — из-за дешевизны и мгновенного отклика за запрос (автоматического, но с полной инструкцией по подключению). Плюс — тестовый период 2 дня.
    Переключился на него. и через час он лег))))

    DDos-Guard очень быстро отвечал в онлайн-консультации. подключение — 5 минут после оплаты.
    Не понравилось, что нет отчетов о трафике.
    В эту неделю буду мониторить входящий трафик — не режут ли они лишнего.

    Хетцнер отреагировал на заявку о разблокировке в течение 20 минут.
    Не очень приятно, но в заявке надо указывать причину атаки (??) и что было сделано, чтобы она не повторилась.
    Скрин с новым адресом в днс их устроил.
    Сейчас решаем, будем ли менять ip. Хотя, сейчас уже смысла особого нет — iptables шлет всех в DROP.
    Итого — выброшенная суббота, +6000руб в мес за сервер и много опыта.