Ранее мы рассказали, какие исследования стоят за популярными советами о том, как «научиться учиться». Затем обсудили метакогнитивные процессы и полезность «каракулей на полях».

В третьей части — рассказали, как тренировать память «по науке». Кстати, про память — говорили отдельно тут и тут, еще — разбирались с тем, как «учиться по карточкам».

Сегодня — обсудим концентрацию, «многозадачность» и прокачку внимания.


Фото: Nonsap Visuals / Unsplash

Внимание — «нерв всякой психологической системы»


Общая психология определяет внимание как способность человека сосредоточиться в определенный момент времени на каком-либо объекте: предмете, событии, образе или рассуждении. Внимание может быть произвольным — зависеть от сознательного интереса, и — непроизвольным или инстинктивным (вы заметите условный удар грома вне зависимости от вашего желания). Потребность — еще один важный фактор, влияющий на внимание: так голодный человек, гуляющий по городу, будет останавливать взгляд на ресторанах и кафе чаще, чем сытый.

Важнейшие характеристики внимания — его избирательность и объем. Так на мероприятии человек сначала слышит только общий шум голосов. Однако стоит его знакомому вдруг заговорить рядом, и внимание одного и второго человека переключится на их голоса и общение. Этот феномен, известный как «эффект коктейльной вечеринки» экспериментально подтвердил в 1953 году Эдвард Колин Черри из Имперского колледжа Лондонского университета.

Объем внимания можно выразить в количестве предметов, на котором способен концентрироваться человек в определенный момент. У взрослого это — примерно четыре-пять, максимум — шесть несвязанных между собой объектов: например, букв или чисел. Это не означает, что мы одновременно воспринимаем в тексте лишь несколько слов — это могут быть и смысловые фрагменты материала. Но их количество — не более шести.

И наконец, внимание характеризуется его способностью переходить от одной задачи к другой (рассеянность с такой точки зрения — недостаточная способность эффективно это делать) и устойчивостью — возможностью сохранять концентрацию на протяжении некоторого времени. Это свойство зависит от особенностей изучаемого материала и самого человека.


Фото: Stefan Cosma / Unsplash

Фокусировка внимания — одно из условий успешной работы и учебы. Чарльз Дарвин писал в автобиографии «Воспоминания о развитии моего ума и характера», что в работе помогла не только «привычка к энергичному труду, но и внимание в отношении любого дела, которым бывал занят». А англо-американский психолог Эдвард Брэдфорд Титченер в книге «Лекции по экспериментальной психологии ощущения и внимания» (1908) назвал его «нервом всякой психологической системы».

Способность концентрироваться положительно сказывается и на академической успеваемости. Об этом свидетельствуют исследования MIT, которые были проведены в Бостоне. Они говорят о внимании как о «форме умственной активности, которую необходимо уметь поддерживать».

Многозадачность — это миф


В популярных изданиях пишут, что повысить эффективность работы и улучшить внимательность якобы можно, тренируя многозадачность. Однако согласно исследованиям, многозадачность — навык, который, во-первых, развить невозможно, во-вторых, — он совершенно не нужен.

Согласно работе нейропсихолога и профессора Университета штата Юта Дэвида Стрейера, многозадачность — уникальное свойство: им обладают не более 2,5% людей. Оно определяется генетически и развивать его — пустая трата времени. «Мы обманываем себя и склонны переоценивать свою способность к многозадачности», — убежден ученый.

Эксперименты, проведенные в Университете Стэнфорда, показали, что испытуемые, поставленные в условия решения нескольких задач одновременно, хуже справлялись с заданиями. На первый взгляд многозадачность может показаться эффективной, но в конечном счёте такой подход отнимает до 40% больше времени, а результаты полны ошибок, считают в Американской психологической ассоциации.

Как улучшить концентрацию


Стать внимательнее можно. Например, есть исследования, которые свидетельствуют, что различные техники медитации — как традиционные восточные, так и современные практики, распространенные в США и Европе, способствуют не только снятию стресса и развитию саморегуляции, но и существенно улучшают способность к концентрации внимания.

Впрочем, далеко не всем хочется медитировать. К счастью, есть альтернативы. Том Уиджек (Tom Wujec) из Singularity University, рекомендует несколько несложных упражнений. Сидите в метро или стоите на автомобильной парковке? Лучший способ убить время и одновременно натренировать внимание — сфокусироваться на пять минут на рекламном плакате или наклейке на бампере автомобиля, стоящего спереди, ни о чем другом не думая. Читаете сложную книгу и отвлеклись? Запомните фрагмент, где потерялись и перечитайте его заново.


Фото: Ben White / Unsplash

Правда, и без советов Тома Уиджека мы так делаем, но он утверждает, что это отлично работает. Сидите на скучной лекции или конференции? Сядьте максимально неудобно. Вы будете просто вынуждены внимательно слушать, убеждает Уиджек. Образовательный ресурс Mission.org советует ежедневно читать обычные печатные книги, что научит концентрироваться на одной единственной задаче достаточно долго и медитировать. Но нам кажется, что такие советы слишком очевидны.

Улучшаем внимание «по науке»


Мнение ученых кажется парадоксальным: чтобы быть внимательнее, нужно не развивать эту способность специальными упражнениями или изо всех сил себя заставлять, а попросту дать мозгу отдохнуть. Психологи-исследователи считают: человек теряет способность концентрироваться не потому, что не умеет или не хочет этого делать. Прокрастинация — не сбой в работе, а ключевое свойство нервной системы, которое помогает нашему мозгу нормально работать: напряженное внимание (за это отвечает лобная доля коры головного мозга) требует очень больших затрат энергии, поэтому отвлекаясь, мы даем мозгу отдохнуть.

Пол Сели, психолог Гарвардского университета, считает именно так, называя прокрастинацию «блужданием ума». Он утверждает, что отдыхать стоит разумно, ссылаясь на исследование, опубликованное в журнале NeuroImage. Нужно не просто «мечтать», а использовать время отдыха для решения несложной житейской проблемы, которая не требует больших интеллектуальных усилий. После этого можно вернуться к учебе и сфокусироваться вновь.

Совет Пола Сели согласуется с данными, полученными еще в 1993 году: напряженно работать мозг способен не более 90 минут. Чтобы восстановиться, необходим 15-минутный перерыв.

В более позднем исследовании специалистов Университета Иллинойса показана польза очень коротких — на несколько секунд — перерывов (mental «breaks») с той же целью. В Технологическом институте Джорджии утверждают, что восприятие материала улучшают физические упражнения, а кофеин — память и внимание. А в Австралийском национальном университете провели эксперимент со 124 студентами и выяснили, что забавные видео с YouTube помогают отдохнуть и восстановиться, чтобы позже эффективнее сконцентрироваться.

TL;DR


  • Эффективность многозадачности — это миф. Помните, что по-настоящему «многозадачных» людей — всего 2,5%. Эта способность определяется генетически и развить ее практически невозможно. Для остальных многозадачность — потеря времени и ошибки в работе.
  • Возможно, вам понравится медитировать: это действительно хороший способ научиться удерживать внимание. Правда, заниматься медитацией нужно будет постоянно.
  • Если сосредоточиться не получается — не издевайтесь над собственным мозгом. Он должен отдыхать. Делайте перерывы, но используйте их разумно: легкие физические упражнения, чашка кофе или решение несложной повседневной проблемы помогут вернуться к учебе и эффективнее сфокусироваться вновь.



Что еще у нас есть на Хабре:



Комментарии (18)


  1. Griboks
    20.10.2019 19:12
    +1

    Возможно, стоит объяснить это преподавателям и составителям расписания, которые читают книжки по 3-5 часов подряд (и называют это лекциями).

    чашка кофе или решение несложной повседневной проблемы помогут вернуться к учебе и эффективнее сфокусироваться вновь.

    Интересно, как вы предлагаете это сделать в середине лекции в аудитории на 100 человек?

    Я советую всем студентам не учить то, что не нравится. Всё-таки, начиная с 3 курса, люди уже начинают понимать, как устроена эта жизнь, и могут оценить то, что их заставляют учить.


    1. DarkTiger
      21.10.2019 13:24

      К сожалению, это не всегда применимо. Например, функциональный анализ преподается на 3-4 курсе в техническом ВУЗе в обязательном порядке. Это очень интересный и полезный предмет, но придется вначале продраться через уложение аксиоматики у себя в голове, а это боль и страдания.


    1. vrnvorona
      21.10.2019 16:24

      Для этого нужно чтобы образование было высшее нормальным в стране и чтобы не было такой проблемы как армия.


    1. LevOrdabesov
      21.10.2019 17:23

      как вы предлагаете это сделать в середине лекции в аудитории на 100 человек?

      Позволю себе обратить ваше внимание на Р. Сапольски и записи его курса лекций «Биология поведения человека». Там и перерывы прекрасно получаются, и книжки вслух не читают, и сами лекции весьма интересные.
      Правда, это Стэнфорд.


    1. semalexandro
      21.10.2019 18:14

      Интересно, как вы предлагаете это сделать в середине лекции в аудитории на 100 человек?

      А как же «мы писали, мы писали, наши пальчики устали»? Нас этому учат с начальной школы.
      Думаю, если преподаватель заинтересован в усвоении его материала, то может предложить нечто подобное и студентам.


      1. Griboks
        21.10.2019 18:25

        Ключевое слово «если»))


  1. Sly_tom_cat
    20.10.2019 20:14

    По поводу многозадачности — наверно стило раскрыть — что именно имеется в виду.

    Потому как одно дело (условно) ковырять в носу и читать книгу, и другое: вести автомобиль и решать сложные вопросы по телефону.


    1. StanEgo
      21.10.2019 13:09

      Подерживаю. Вряд ли найдётся и 2.5% людей которые смогут, гиперболизируя, плыть и писать одновременно. А людей, способных читать и идти гораздо больше этой скромной доли. Да и сама статья подталкивает к псевдо-многозадачности, поскольку внимание удерживать долго невозможно.


      1. DarkTiger
        21.10.2019 13:28

        Действительно, стоило раскрыть. Мне, например, с семечками куда как проще и приятней читать сложную техническую литературу на английском с экрана.


        1. CrashLogger
          21.10.2019 13:53

          Ходьба и семечки — это спинномозговая активность, она почти не требует внимания. А вот одновременно слушать лекцию и читать — не получится. Сознание будет прыгать с одного на другое и в памяти останутся хаотичные обрывки.


    1. Chaos_Optima
      21.10.2019 14:47

      А разве вести автомобиль и решать сложные вопросы по телефону, это проявление многозадачности? По моему настоящая многозадачность это способность одновременно концентрироваться над несколькими задачами.


      1. Griboks
        21.10.2019 15:24

        Концентрация подразумевает выделение всего имеющегося ресурса на одну задачу.

        Настоящая многозадачность — это способность выполнять две задачи, требующие одинакового количества ресурсов, в один момент времени с одинаковым качеством.

        Большинство людей, те самые 97,5%, попеременно переключаются между задачами (корутины в программировании). Однако, на само переключение тратиться слишком много дополнительных ресурсов. Поэтому рекомендуется распределить свои ресурсы на равные части, например 45-минутные интервалы + 15 минут отдыха, и в каждом блоке решать только одну задачу.


  1. andyudol
    21.10.2019 15:53

    Сознание — система с вытесняющей многозадачностью.


  1. aszhitarev
    21.10.2019 15:59

    Важно при паузе на отдых не попасть в ловушку прокрастинации и лени, что это я не даю мозгу отдохнуть, а банально увиливаю от работы под ложным предлогом.


  1. leventov
    21.10.2019 22:30

    С практической точки зрения, для большинства людей, самый эффективный и быстрый способ улучшить концентрацию — это максимально отдалиться от смартфона. Варианты:


    • Продать/отдать его и перейти на кнопочный (hardcore mode)
    • Не брать смартфон с собой на работу/учебу
    • Оставить телефон в куртке в гардеробе, в другой комнате
    • Положить телефон в ящик стола, сумку, за экран, под папку с бумагами, и т. д. — чтобы он одновременно не был виден и не прикасался к телу (что присходит, когда телефон лежит в кармане штанов).



    1. leventov
      21.10.2019 22:35

      Также, лично я вижу разницу в своей концентрации с белым шумом в наушниках, даже если вокруг тихо, или условно "не отвлекающий" шум: например дороги, кафе.


    1. DimmoNz
      23.10.2019 19:11
      +1

      Для меня это работает очень хорошо, но продать или оставить дома это уже последние меры, достаточно пользоваться этими благами в меру, это инструмент и не более.

      • Телефон лежит в ящике стола
      • Всегда находится в режиме «Не беспокоить» и только для звонков исключение (мне редко приходят, но по делу)
      • Заведенные таймеры на часах — 90 минут работы и 30 минут отдыха
      • Во время отдыха вы вольны делать что хотите. Но мне так показалось, что когда во время отдыха вместо того, чтобы просто встать из-за стола, посмотреть в окно, я начинаю лезть в мессенджер, почту, отвечать, что-то гуглить, то не чувствую себя отдохнувшим и готовым начать новый цикл
      • После трех циклов (90/30) переключаюсь на Метод «Помидора» — чаще это 50 минут и 10 минут отдыха (найдите свой ритм)
      • На столе лежит блокнот-планинг, без него мне никак. В конце дня составляется новый список дел на завтра, на выходные убираю в ящик :)


      Нету ничего, что работает для всех одинаково, пробуйте и наблюдайте за прогрессом.