Венеция — это куча мелких островов, которые ещё и плотно застроены. И там особая ситуация с транспортом. Машины запрещены, мотоциклы запрещены, велосипеды запрещены. Исторически можно только ходить пешком, ездить на коне или плыть на лодке. С конём в современности тоже проблемы — раньше мосты были гладкие, а сегодня со ступеньками.
В итоге, всё, что делается в Венеции, делается с лодки. Вот, например, скорая помощь — это скоростная лодка. Больному плохо? Доплываем по каналу до ближайшего к дому месту и забираем его на носилках в лодку.
Исторически аристократы тоже не ходили пешком, а двигались на богато украшенных лодках, поэтому основные входы в дома всегда выходили на канал.
То есть дверь богатого дома выходит просто на канал:
Или есть арка, через которую можно заплыть во внутренний двор (он тоже сделан из воды). Кстати, относительно недавно молодёжь по ночам заплывала через одну такую арку в полузаброшенный храм и предавалась там всяческим непотребствам.
В кварталах победнее просто улица кончается водой:
В общем, нет никакой сложности доплыть прямо до дома. То есть если вы будете воспринимать каналы не как преграды, а как дороги особого типа — не ошибётесь.
Для перехода через дорогу есть мосты или лодки, которые перевезут вас на другую сторону. Вместо автобусов — речные трамвайчики-вапоретто.
С этой «системой дорог» связан ещё один интересный аспект. По мере развития Венеции острова выравнивались и объединялись. Вот улица Риа Терра, то есть земляной канал.
Это взяли канал и сделали пешеходной улицей. Но, с другой стороны, к театру «Феникс» пришлось выкопать свой отдельный собственный канал — привычка аристократов двигаться везде на лодке не позволяла богатой публике прибывать по суше.
Театр тоже волшебный. Во-первых, он был основан как акционерное общество. Его единственной целью был заработок денег. Во-вторых, инвесторы были настолько жадные, что заказали у Верди «Травиату» и «Риголетто», чтобы был свой крутой контент. Заказывали и у Беллини, в честь чего назвали коктейль. В-третьих, его назвали «Феникс». Театр полностью соответствовал своему названию — горел два раза и оба раза его восстанавливали.
Пожарная служба тоже на лодках. От пожарной лодки протягиваются рукава к дому, а вода есть в канале. Тем не менее, когда горел вот этот самый «Феникс» второй раз (вроде бы, ходит байка, что подрядчик по реконструкции не успевал к сроку контракта и организовал поджог), заодно чуть не сгорела половина города. Потому что именно в этот момент было большое обмеление каналов, и пожарные лодки просто не смогли пройти к театру. Откуда-то достали вертолёт, но он был один, и не сильно помог.
Начиная с этого момента в городе решили сделать систему гидрантов — как раз был водопровод с материка новый, и сделали аварийные краны. Звучит странно — мол, зачем гидранты в городе на воде, но после истории с театром становится понятнее, в чём дело.
Это не просто висящее во дворе бельё, это на самом деле фотография гидранта в своём ареале обитания.
Единственный светофор на каналах сделан как раз для пожарных — когда что-то горит, он зажигается красным, перекрывает Большой канал, и они спешат к месту возгорания.
Аналогично пожарным работают золотари-ассенизаторы. Только пожарные заливают что-то водой, а золотари, наоборот, выковыривают отходы из домов. Тут надо сказать пару слов про канализацию. Сначала просто всё выкидывалось и выливалось в каналы. Прилив-отлив, каналы прокачиваются и выносят всё в лагуну из города. Рыба заносится течением в лагуну, например, около Бурано. Город смердел, как смердели почти все средневековые города кроме Праги. В Праге, в отличие от других городов, пахло кровью от мостовых в центре. С появлением представлений о санитарии стали делать септики с тремя камерами: для туалета, для кухни и для всего остального. Сверху желоб для попадания воды из каналов. В итоге очищенная вода выходит наружу, а твёрдые остатки уплотняются в септике. Первые септики делали из того, что получится — например, дерева. Но это всё равно было лучше, чем ничего.
Сейчас там, где септик поставить нельзя (дома слишком сложно реконструировать), используют фильтры, которые надо очень часто менять (раз в неделю). Если из вашего дома вытечет что-то грязное в канал, сегодня вас оштрафуют.
Такси тоже водные — это примерно те же лодки, что у скорой помощи, только для пассажиров. Раньше была поговорка, что самые наглые жители Венеции — это голуби и гондольеры. Теперь список пополнили таксисты. Лицензия (со слов местных) стоит почти 800 тысяч евро, такси по ценам золотое, но местами незаменимое. По условиям таксист может ставить помощника на замену (что-то вроде системы мастера и подмастерья), но полностью отвечает за его действия. В итоге, опять же, по словам местных, сами таксисты почти не работают, а их подмастерья впахивают. Плюс, я прямо подозреваю, работа с кучей наличных и не очень продвинутый налоговый контроль — и вот лицензия быстро окупается. Ну и у них такое же закрытое сообщество, примерно как у гондольеров.
Гондольеры
Венецию очень сложно представить без гондол. Полчаса стоит 70 евро днём и 100 евро ночью (потому что поднимается ветер, править сложнее). Гондола — это ассиметричная лодка с гнутым хвостом:
Гнут он так потому, что там стоит гондольер с веслом и гребёт. Удобнее это делать, когда именно весло, а не ты, находится на продольной оси лодки. Форма лодки и её украшения регламентированы, например, вот эта символическая штука на носу — почти флаг.
S-изгиб повторяет форму Большого канала. Шесть плашек символизируют 6 кварталов города. Арка — главный мост Риальто. Звёзды между плашками — три острова рядом (Мурано, Бурано, Торчелло). Колпак — корона дожа (она примерно такой формы). Сами лодки чёрные и достаточно одинаковые не просто так — это отголоски войны понтов между аристократами, которая кончилась нормативным актом, регулирующим, что понтоваться нельзя, все должны быть примерно одинаковыми, все лодки — чёрными. Хотите выделиться — спонсируйте церковь.
Барочный стиль проектировался так: богатый фасад со слотами для статуй. Дальше фасад пробовали продать кому-нибудь из богачей. Если получалось — ключевая статуя или бюст были от спонсора, и церковь строилась с шиком. Иногда не получалось — тогда фасад просто не делали, строили домик как домик. Эту церковь спонсировал адмирал, вот его большая статуя. Сегодня памятники культуры тоже не делаются на муниципальные деньги — ищут спонсора. Например, на главной площади висит невероятно здоровый баннер Визы, типа, спасите город, платите нашими картами — и будет висеть, пока там всё не починят.
Поскольку каналы мелкие, киля нет, и осадка всего около 20 сантиметров. Поэтому гондольеры не любят таксистов — те гоняют на моторных лодках и поднимают волну. За год переворачивается примерно три гондолы, что означает огромный скандал с туристами внутри.
Кстати, в каналах действует вполне нормальные правила канального движения. Вместо поворотников — крики «иду влево», «иду вправо» в качестве защиты от столкновений. Ограничение скорости — 10 километров в час в городе, 20 километров в час в лагуне. Распространены движки на 9,9 лошадиных сил, это типа наших мотороллеров — нет VIN на движке, поэтому штраф за превышение отправлять некому.
Лодки должны быть с габаритными огнями.
Такое ограничение в городе потому, что венецианцы всеми силами стараются уменьшить волны, поскольку они разрушают набережные каналов.
Кстати, набережные каналов. Они чуть приподняты над уровнем воды, поскольку тут море, и есть приливы и отливы. Ещё когда дует ветер в одну сторону может быть обмеление, в другую сторону — наводнение.
Видно подъём
Тут видна старая набережная и новая, и есть отметки уровня воды
Вот, смотрите, дамбы на домах:
А вот тут уже уложены аварийные тротуары в ожидании подтоплений (почти каждую осень):
При наводнении запускается сирена. Один звук — 1,1 метра над уровнем моря, просто закройте мини-дамбы и спите спокойно, пока вода стучит к вам в дом. Два гудка — 1,2 метра, то же самое, но можно ждать сюрприза. Три гудка — вода пойдёт в дома через плитки пола. В этот момент владельцы складов и магазинов начинают лихорадочно спасать товар. Первые этажи домов и так почти необитаемы из-за влажности (ну или сдаются туристам, а к сезону наводнений туристы уезжают), поэтому дома всё будет хорошо. А в магазине нет. 1,4 метра — вам хана, город ждёт масштабная реконструкция. В прошлом году в октябре было 1,6 — по улицам ходили в бахилах и с кошельками в руках, дети ловили рыбу руками, ночью по мостовым плавали медузы.
Но вернёмся к гондольерам. Дальше опять со слов местных (цены проверены у трёх разных людей, но могут отличаться от реальных). Итак, чтобы круто зарабатывать на туристах, вам нужна лодка. Она в общей сложности стоит около 35 тысяч евро. Причём та же уключина под единственное весло обычно делается в виде фигурки, и эта композиция стоит под штуку евро тоже. Поэтому гондольеры часто уносят её домой вечером, чтобы ушлые туристы не скрутили сувенир. Но лодка — это только полдела. Ещё нужна лицензия. Лицензия получается почти как у такси, через сложный экзамен и кучу денег (около 150 до 500 тысяч евро по моим данным в зависимости от маршрута). Гондольеры фактически объединены в закрытое династическое сообщество — как гробовщики в России. Поэтому попасть на этот рынок очень сложно: экзамен принимается или не принимается именно людьми изнутри сообщества. Без лицензии можно ходить на гондоле только в частных целях (быть кем-то вроде персонального водителя). В общей сложности в Венеции около 450 гондол с лицензиями.
Представитель этой славной профессии. Вообще, с учётом законодательства ЕС относительно биометрических данных, удивительно, что он дал разрешение на съёмку.
Гондолы ходят круговыми маршрутами и имеют чёткое место старта. То есть вместе с получением лицензии вы получаете и точку в городе у полосатого столба. У таких полосатых столбов обычные лодки парковаться не могут.
Зимой гондольеры переодеваются в Санта-Клаусов и выплывают на парад в Большой канал. В прошлом году там была замечена наша соотечественница в костюме снегурки, но она не имеет лицензию на публичные перевозки (насколько я знаю).
А каналы мёрзнут зимой?
Очень редко, раз в 10-20 лет на пару дней. И чаще мелеют, но тоже ненадолго. Вода в каналах морская, то есть солёная, и для замерзания нужны реально низкие температуры, которые сложно получить в этом климате. Но при аномальных похолоданиях случается вот такое:
Вот тут очень подробная публикация на английском про все замерзания, картинка оттуда
Снег в Венеции можно застать, но он обычно не долетает до земли и тает. За год один-два раза можно увидеть белые мостовые.
И что, у каждого жителя есть своя лодка?
И да, и нет. Проблема с парковочными местами, лодки продаются только с ними. Найти парковку сложнее, чем купить лодку — регуляция идёт именно по местам хранения. Сейчас мэр обещает новые парковочные места всем желающим, но, похоже, где-то на окраине.
В итоге лодки есть у многих коренных жителей, а для остальных — вапоретто и трагетто.
Трагетто — это лодка через канал, короткий маршрут от пристани до пристани, замена моста. Вапоретто — речной трамвайчик. Сеть речных трамвайчиков покрывает город. Днём и вечером (в момент окончания спектаклей) эти судёнышки забиты как у нас вагоны метро в час пик в Москве, то есть туда реально не протолкнуться. И в основном это туристы. Поэтому для местных на пристанях сделаны приоритетные проходы — можно приложить красный проездной и пройти до основной толпы на посадку. При этом в залах ожидания приоритетной посадки нет сидячих мест, а в обычных — есть. Это потому что туристы ждут 5-10 минут, а местные приходят прямо к трамвайчику — ходят они очень точно.
Многие дома рассчитаны именно на то, что их будут смотреть с воды. Основные фасады повёрнуты на канал.
Вапоретто ходит и по лагуне, в частности, на острова Мурано, Бурано, Торчелло и на остров-кладбище. Фарватер обозначен палками-
Ладья Данте, плывущая в ад (на местный остров с кладбищем), подробности есть вот в этом ЖЖ. Снимают памятник обычно без солнечных батарей, но они нужны для освещения ночью.
Кранцами настоящие профессионалы не пользуются, поэтому палки бывают стёсаны вот так. И поэтому их не делают из бетона или стали, кстати.
Ещё транспорт
Входной терминал сделан для лёгкого метро «People mover», идущего через небольшой пролив от острова с кучей парковок. На эту же входную площадь приходит электричка, и там же гнездуются автобусы. Из аэропорта можно приехать как на парковочный остров, так и прямо на эту площадь. На этом месте привычный транспорт заканчивается. Дальше — система вапоретто. Билет стоит 7,5 евро, проездной на 24 часа — 20 евро (действует и на автобусы и прочее в материковой части). Проездные продаются в табачных киосках. Там же, кстати, есть офигенные почтовые ящики GPS-почты.
Эта почта — отдельное крутое изобретение: жёлтые ящики стоят в почти всех табачных и сувенирных, и можно купить марки с QR-кодом. Дальше по этой марке идёт отслеживание (получили в терминал, отдали с терминала, получатель сосканил код), и можно прямо к открытке закрепить видео, тогда получатель сможет его посмотреть с телефона. Куда удобнее, чем классическая почта, но и дороже.
Вот так выглядит перемещатель людей:
Рельсы разделяются на станциях, домах-на-дереве. Точнее, на центральной станции, потому что их тут всего три, и две из них конечные.
Служебные лодки
Поскольку каналы — это дороги, на них много служебных лодок. Поставка товаров в магазины, перевозка мебели — всё лодками.
Утренняя выгрузка, похоже, что для Coop
СКС сама себя не проложит
Вот эти краны-манипуляторы — очень частое явление на лодке, почти стандартный набор экипировки:
А вот строители работают:
А здесь происходит самое интересное — обновляется парковочный шест: его вбивают в дно канала специальной штукой:
Каналы тоже обслуживаются: они постепенно зарастают илом, туда намывается песок с материка и так далее — их надо углублять примерно раз в 30-40 лет.
Всё, вот так устроен город-на-лодках с транспортной стороны. Да, я помню про Рускеалу, но про Венецию ещё нужно рассказать феерическую историю про то, как они вообще в этом пустом и недружелюбном месте умудрились построить богатейшую морскую империю и заодно свой маленький Арзамас-16 Средневековья. Ну и в нашем хабе Туту.ру есть много про другие виды транспорта.
lexnekr
Дополню
1. Венеция это не только острова. Это ещё и большая материковая часть. Есть мнение, что в островной части города остались практически только те, кто работает на туристический сектор (т.к. город представляет из себя один большой Диснейленд), а остальные уехали пор крайней мере на материк.
Milfgard Автор
Спасибо.
1. Есть Венеция как Венеция (острова), а есть городской округ. Чаще употребляется именно в значении агломерации, куда не входит материк. И там сейчас холивары про отделение от материковой части.
2. Подозреваю, что август — это ещё туристический сезон.
4. Ага, это и есть «парковочный остров», про который есть в посте.
lexnekr
Да, август — «бархатный сезон». Я чуть приврал выше, т.к. в августе мы были ещё в материковой Италии, а до Венеции добрались только в сентябре.
P.S. Скоростные поезда в Италии — одно удовольствие. Сел в Риме на вокзале, а вышел уже в Венеции… И какой же контраст с их же «электричками»…
Pono
> P.S. Скоростные поезда в Италии — одно удовольствие. Сел в Риме на вокзале, а вышел уже в Венеции…
Удовольствие — только если конкретно твой поезд попадает в расписание. С этим, к сожалению, проблемы.
lexnekr
Как говорится «я вам не скажу за всю Одессу...», но именно со скоростными поездами не было таких проблем. Вот простые поезда — да, эти идут как хотят…
Pono
Несмотря на то, что впечатления говорят об обратном, простые электрички (treni regionali) в Италии расписание соблюдают лучше, чем все эти frecciaross-ы.
Вот данные за прошлый год:
https://www.trenitalia.com/content/dam/tcom/en/info-and-contacts/Quality_Report_2018.pdf
За 2018 было полностью отменено:
Из тех, что не отменили вовсе, задерживали отправление более чем на пять минут:
Что до прибытия в пункт назначения, trenitalia мухлюют с цифрами и оглашают "прибытие без опоздания или с опозданием меньше чем на час" в одном бакете. Т.е. не хотят, чтобы публика офигела от количества опозданий на 40 минут:
У поездов Italo, дорогих и скоростных, всё еще хуже:
https://italospa.italotreno.it/static/upload/qua/quality-report-2017.pdf
Всего в точку назначения опоздало: 62.5%
из них:
esp8266
Какой же Итало дорогой?
От Турина до Милана он даже дешевле обычной электрички.
Pono
Спасибо, буду иметь в виду. Рим-Милан и Милан-Флоренция на нужные мне даты стоили как frecciarossa.
dMetrius
С Italo поездами не было никогда никаких проблем, что до Флоренции, что до Венеции. Сел на Roma Termini и строго по расписанию и уехал.
Pono
Статистика от Italo не согласна с вашим экспириенсом :)
https://habr.com/ru/company/tuturu/blog/474976/#comment_20864560
snuk182
Frecciarossa и Frecciaargenta ходят по расписанию, во всяком случае когда бы я ни приезжал. Может, везло.
puyol_dev2
За скоростные поезда придется переплатить в 2-3 раза. Можно и региональными добраться гораздо дешевле до любого места. Автоматы по продаже билетов, к слову, очень удобные и есть на любой станции. Главное не забывать компостером пробивать перед поездкой. Хотя если не пробьешь, то ничего страшного. Контролер улыбнется и махнет рукой, видя, что ты иностранец )
burzooom
надо будет так с гондольером попробовать
tvr
Гондольеро улыбнется и махнет веслом.
lexnekr
Когда мы уезжали из Римини в Болонью как раз на региональном поезде, то это был настоящий треш. Приходит поезд, останавливается, я нажимаю на двери кнопку, она отъезжает и… Из вагона буквально вываливается гроздь пассажиров с багажом, которые кое-как пытаются уцепиться друг за друга и за поручни и остаться в вагоне, машут и кричат мне мол «иди дальше, мест нет». Я бегом к следующей двери — та же история. Я дальше — тоже самое.
Так я и бежал вдоль поезда с чемоданами. Кажется в 3й вагон только кое-как смог запихать чемоданы, жену и кое-как втиснуться сам (ощущения примерно как на Выхино в час пик, только надо ещё по ступенькам вверх в вагон подниматься).
На следующих станциях такой же квест пытались пройти множество других пассажиров.
Впихнуться смогли не все — я прекрасно видел как растерянно смотрели они по сторонам, когда поезд проходил мимо, а они остались на платформе…
Ну и следующие полтора часа, стоя в тамбуре (вываливаясь из двери на каждой остановке), зажатый как селёдками другими людьми… В общем, это была самая ужасная часть моего отпуска.
Так что небольшая переплата за скорость (а скоростные идут-таки быстрее, да) и фиксированное за мною место — не такая уж большая потеря.
P.S. у скоростных есть свои приколы. Например, в тех же Italo treno места для багажа только над головой. И места там недостаточно, если каждый пассажир возьмёт хотя бы по 1 чемодану на 20кг. Так что если вы садитесь не на конечной, вам может предстоять занимательный квест «найди куда пристроить багаж». Но вы в это время уже хотя бы едете, а не остались на пероне.
tabmoo
В Italo просто надо брать высшие категории мест, там есть место для багажа между спинок сидений и полки в начале вагона. А цена будет как во Фрече обычного класса.
kababok
Весь август и первая половина сентября на юге Германии — школьные каникулы. Во многих других землях ФРГ и евространах часть августа — это уже окончание каникул. Так сделано для того, чтобы весь континент не ломился сразу в один месяц, а немного распределялся по лету.
А т.к. посещение школы во всём ФРГ законодательно обязательно, то у подавляющего большинства семей хотя бы с одним ребёнком школьного возраста нет другого выбора, кроме как привязывать свои отпуска к расписанию школьных каникул.
Одно из широко известных следствий — резкое существенное подорожание билетов на самолёты, отели и прокат авто везде в отпускных регионах европы.
Т.е. официально каникулы в Баварии в следующем году начнутся, скажем, 31 июля. Это значит что точно начиная с этого дня цены как минимум на самолетные билеты станут 0,5 -1,5 * (цена билета 30 июля) — фактически на все направления.
И нет, прогул ребёнком последних пары дней школы без уважительной причины (а полёт в отпуск — совсем не уважительная) является правонарушением и штрафуется.
Поэтому на последней неделе школы в аэропортах дежурят множество полицейских бригад и отзывают семьи с детьми школьного возраста для выяснения возраста детей и душевного разговора. С последующим штрафом в пару тысяч евро и, кажется, запретом на полёт в случае обнаружения нарушения.
Именно поэтому в конце июля одна из излюбленнейших тем у массмедиа юга Германии — школа/цены/полиция/самолёты.
Так что август — он не "бархатный сезон", а самый жирный пик отпусков с самыми высокими ценами по всем отпускным областям Европы. :)
old_gamer
Это можно обобщить на всю западную европу и большую часть центральной.
kababok
Не совсем! :)
Так, Бретань и Нормандия имеют несколько другой порядок отпусков, чем Парижский округ. ;)
И, кажется, шведы к концу июля или, может, к 10 августа оканчивают свои каникулы по всей стране.
До в общкюем — да. Я исключительно ради точности дискуссии тут дополняю. :)))
Alsandr7
В Швеции этот учебный год начался то ли 23, то ли 24 августа. Можно просить несколько дней в году дополнительно — подается заявление на коммуну, обычно удовлетворяют. Про полицию в аэропорту слышал, но не видел. За несанкционированные дополнительные дни к каникулам будут проблемы с коммуной и социальной службой. Но пара дней на которые «приболел» ребенок, могут и не обратить внимание.
sptor
В Дании тоже, в 20ых числах августа обычно- но точно не скажу. Я помню сначала не понял, почему цена домика (holiday house) на один и тот же период времени, в зависимости от начала периода — изменение в один день изменялась сразу на 600 евро где-то в меньшую сторону. То есть заказываешь с 20 августа — условно — плати 1400 за неделю, с 21 августа та же неделя стоит уже только 800 евро за ту же услугу.
trolley813
А до последней недели школы? Или штраф за каждый пропущенный день? (Как следствие, интересно, что выгоднее — заплатить штраф за пару недель пропусков, но отдохнуть подешевле или таки дождаться)
kababok
Ну, за три недели дополнительных патрулей, кажется нет — но а общем патрули есть всегда.
И раньше может быть ещё хуже — директор школы, если не сможет дозвониться до родителей или не получит внятного ответа, может/имеет право в общем тут же подключить ювеналку и полицию.
То есть ювеналка в общем достаточно разумна (а в реальности могут быть перегибы и в "плохую", и в "хорошую" сторону), но вот за прогулы школы без обоснования родители имеют недюжинные шансы узнать, каково это — отсутствие вазелина. В том числе — и оплатив пару тысяч евро штрафа...
Отакое. :)
Lissov
Не так, обязан. Школа отвечает за безопасность ребёнка, при том что многие дети ходят сами. Потому через 10 минут опоздания начинают искать родителей, если не нашли — то сразу полиция начинает поиски. А если нашли — то объяснительная с текстом «мы поехали в отпуск» это epic fail :)
А зачем? Как нам напомнили в школе, очень сложно не заметить загар у ребёнка после «тяжёлой болезни». А других причин быть не может, и см. выше. Потому только в последнюю недели перед каникулами есть смысл.
Вот что интересно, я эти патрули не видел ни разу. Хотя не думаю, что с первого взгляда можно отличить предшкольника от школьника.
kababok
Кстати, вот наш мюнхенчанин, трепетно любящий свой "альма-матер" Гамбург — товарищ Морса пишет в нескольких постах.
Настойчиво рекомендую — там весьма живо и интересно о немецких нюансах, по духу — весьма родственно к обсуждаемой статье о Венеции. :)
https://morseanen.livejournal.com/122702.html
https://morseanen.livejournal.com/131857.html
https://morseanen.livejournal.com/167289.html
kababok
UPD: Конкретно про аэропорты и полиц. наряды — развёрнуто в третьей ссылке сразу же под именем "факт айнс".
Наряды есть не только летом, но и перед Рождеством, перед Пасхой и перед затяжными праздниками.
Отакое.
elmm
У друзей в Нидерландах со школами точно такая же ситуация — патрули в аэропортах на кануне каникул, штрафы.
Строгость по отношению к прогулам в школе, мне кажется это характерно для всей северной европпы. Но в некоторых странах к этому с меньшим фанатизмом и буквальному следованию закону подходят. В Финляндии с этим проще — про патрули не слышал, и можно отправиться чуть раньше/позже в отпуск, договорившись с преподавателем. В первый учебный день не все дети присутствовали.
lingvo
Если быть точнее, то цены взмывают вверх только в первые дни начала каникул и в последнии дни их завершения, так как логически народ хочет рвануть пораньше и побыть подольше. В середине каникул цены более или менее нормальные.
kababok
Ну, блин, "нормальные" — растяжимое понятие… :)
lexnekr
Не удержусь и напишу, что отпуск в августе-сентябре в Италии по деньгам на жильё был соизмерим с отпусками в Испании на НГ и майские (2019), а по жилью примерно в 2 раза дешевле.
kababok
Спасибо за ответ — но закралась какая-то опечатка, получилась смесь текста, пардон.
Lissov
Немного помогает то, что каникулы разнесены по датам в федеральных землях. В Австрии и Италии тоже. То есть подорожают билеты Мюнхен-Венеция, но если Вы живёте в Мюнхене — для вас это естественно, а если приехали из Москвы, то зачем именно через Мюнхен?
Ну и не всё так плохо — при летних каникулах в 2 месяца так прямо стартовать в первую субботу будут далеко не все. Вот когда дорого — это перед рождеством, там каникулы короткие и совпадают у всех — рождество во всей Европе в один день. И тут тоже лайфхак — традиционно рождество это праздник семейный, и после него до нового года обычно местных туристов меньше. Они любят дома сидеть.
MaxALebedev
По ценам — в сентябре 2012 уболтали изрядно выпившего гондольера покатать нас за 50 евро.
Так что, видимо, рыночные отношения гондольерам не чужды.
Lissov
Не чужды, совершенно. Просто в августе рыночные отношения диктуют другой баланс спроса и предложения, нежели в сентябре и тем более декабре.
Ну и итальянцы — иногда им просто интересно поболтать.
unclejocker
Были там в прошлом декабре, проходим мимо гандольеров — «сколько стоит? 80. Ок, отходим, один догоняет и негромко так — 60»:) Думаю можно было еще поторговаться.
burzooom
«Нам»
Bedal
lexnekr: Те, кто работает, как раз по большинству приезжает с материковой части. В островной части города всё больше крайне дорогих пустующих квартир, владельцы которых только иногда приезжают на недельку-другую. Потому как постоянно жить в такой сырости и толпах туристов некомфортно.
Поддерживаю, у нас в 2014 тоже дешевле 80 евро (как раз в районе $100) было никак. После долгих торгов сговорился на 60 за счёт сокращения длительности.
Milfgard Автор
Про коней — до описанных событий по городу двигались на лодках или в каретах, запряжённых конями. Для этого нужны покатые мосты без ступеней, но всё равно именно в Венеции богато украшенные лодки были гораздо престижнее. В итоге «гонка вооружений» была прекращена стандартизацией вида лодок. В современности на лошадях можно на островах агломерации.
lexnekr
Это не отменяет того факта, что постоянные жители островов работают преимущественно на туристов. Как в статье замечено, гондольеры — потомственная профессия. Я даже слышал байку, мол есть ценз оседлости, т.е. в гондольеры берут только тех, кто родился и жил всю жизнь в островной части Венеции, т.е. своего рода требование прописки.
P.S. В любом случае, я не знаком со статистическими данными. Как и автор в этом вопросе я опираюсь только на байки и домыслы.
Nomad1
Гондрльеров — 424 мужчины + 1 женщина и это закреплено в законе. Лицензия только через профсоюз, а реально передается по наследству. Зачем и почему — хз, традиция такая.
П.С. Ещё бывают дожди. Точнее даже Дожди. Тогда снова достают аварийные помосты и резиновые сапоги.
balexa
Насчет 1 женщины не знаю, там совсем недавно, буквально 10 лет назад первая женщина стала гондольером. Кстати, она сменила позже пол и после операции стала мужчиной.
KorP
Простите, а это Хабр? Ресурс про IT?
lexnekr
Формально статью, похоже писали про водный транспорт в корп блог Туту.ру (т.е. компании, занимающейся как раз транспортом).
Но получился да, сборник туристических баек.
Milfgard Автор
Хабр — ресурс про ИТ, про научпоп и всякое рядом. Исторически сначала от него отделился GT как раз, чтобы научпоп был отдельно, а потом он же был объединён снова. Обратите внимание на хабы «Транспорт» и «Урбанизм».
REPISOT
-Как пропатчить KDE под FreeBSD
Javian
Считайте это пятничной публикацией для отдыха мозга. Хабр заботится о здоровье работников IT.
Exesium
>публикацией для отдыха мозга
Спасибо. Всегда хотел это сформулировать своими словами, но у вас наиболее точно это получилось сделать.
Заходя на любимый ресурс и вообще читая статьи на хабре, хочется видеть не только профессиональные топики, а именно такие вот статьи, чтобы почитать и получить эстетическое удовольствие. А автору хочу выразить огромное спасибо, лично его статьи заставляют меня верить в людей, мир и во все необычное.
0xd34df00d
Хотелось бы видеть больше тематических статей, а то с этим последнее время что-то совсем напряг.
kababok
Простите, а вот я инженер-электромеханик — мне разрешено на Хабре писать и комментировать?
KorP
Вопрос не в том, кто вы, а какой контент несёт этот материал. Ну вот представьте такую статью на auto.ru — логично бы она там смотрелась? Вроде и про транспорт, но как то совсем нет.
kababok
А вот мои статьи, которые с высокими оценками — их лучше сюда или на тот же auto.ru? ;)
KorP
Не увидел у вас статей «с высокими оценками». Бегло пролистал — у вас там вроде про электромобили, встраиваемую технику и тд, чем это не IT в отличие от рассказов о городе и его устройства, где ни слова про технику...? Для Туту это нормальный и тематический пост, но не для хабра (так же как и посты про стоматологию и прочее), можно много говорить, что даже ITшникам это интересно, но это же не значит, что надо писать тут обо всём. Ну и относить такие статьи к научпопу… в общем платные блоги испортили хабр
kababok
Использую метод RageQuit :
а как давно вы открывали статьи за, скажем, 2010 год, что утверждаете, что ресурс "уже не торт"? :)
KorP
Хотите сказать, что в 2010 здесь было так же много статей про путешествия, игры, мотоциклы и стоматологию?
kababok
Статей было меньше, по многим тематикам не было вообще — и в целом они были, скажем так, проще по качеству.
И, да — я видел только одну статью про мотоциклы, которая прежде всего имела в виду обеспечение безопасности окружающих, в том числе — читателей этого ресурса.
В чём же состоит "мотоциклетная проблема"?
KorP
В чём именно проблема — мною написано в первом камменте.
kababok
Знаете, к примеру, в больших европейских технокорпорациях вопросу обеспечения безопасности труда сотрудников, предупреждению аварий и несчастных случаев и терапии здорового жизненного уровня уделяется достаточно немало внимания.
Т.е. для меня появление ранее и наличие сейчас таковых статей — показатель роста, положительного развития, взросления и углубления ресурса.
Вы не согласны?
KorP
Нет. Если я захочу почитать про здоровье, путешествие, мотоциклы, любую другую тему — я пойду на портал, посвящённый этому.
kababok
Знаете, я уже относительно большой дядя с семьёй и всякими увлечениями — мне попросту некогда просеивать максимально возможное количество источников информации.
Поэтому я только рад, что могу смотреть разноплановые статьи (человеческого большого и сложного формата) с возможностью разных фильтраций и упорядочиваний именно на одном портале.
Плюс, механизмы общественного регулирования действуют и здесь — вы же не обсуждаете сейчас "бирюзовый подход" и "крайние книги". ;)
KorP
Как раз то сборная солянка здесь и общественное регулирование не совсем тематических постов делают этот ресурс, как чисто ITшным — совершенно бесполезным, т.к. найти уже что то нужное становится очень сложно. найти тематические ресурсы по разным направлениям, которые могут меня заинтересовать, при помощи гугла занимается минуту, а вот другого хорошего ITресурса, коим был Хабр когда то — уже не найти. Увы.
Milfgard Автор
Вы забываете, что и разделение, и слияние были сознательными действиями. Что может говорить о том, что с разделением ресурсы в целом развиваются хуже.
kibergus
Между прочим, серия статей про то, что провода не надо скручивать, в свое время отхватила огромное количество плюсов и комментов. Серия статей про заземление была тоже хороша. Так что да, разрешено и поощряется. А вот статья про хлебушек когда-то не прошла.
Milfgard Автор
+257 — нормально так не прошла.
Pro-invader
Интересно, как там электроснабжение устроено?
Milfgard Автор
Покупают у нас газ после референдума за отмену ядерной энергии (это эхо Черонбыля). Основной луч — кабель по дну с материка. А вот уже разводка от понижающего трансформатора феерическая из-за особенностей исторического объекта.
Whuthering
Milfgard Автор
Да и да.
perfect_genius
Всякие Uber у них запрещены?
SamaRazor
Uber в Италии номинально имеется, но по факту имеет следующие проблемы:
Есть он в очень ограниченном количестве мест, типа Милана, а приличная часть Италии это сабурбия, со всеми вытекающими. В этой сабурбии без машины мягко говоря плохо, но цены на владение автомобилем конские. Если нужно в сколь приличный город, то начинаются проблемы с местными ограничениями.
Чтобы водить убер — нужно иметь лицензию таксиста. Их можно продать если она у тебя есть, но цена конская, в силу очень сильной ограниченности — профсоюзы, сэр.
В итоге получается, что убер вроде как и есть, но проехать от одного конца Милана до другого выйдет в МРОТ в РФ, что сами понимаете. А больше его почти нигде и нет.
perfect_genius
Я имел в виду Uber для лодок. Выходит, лодочникам тоже придётся иметь дорогую лицензию.
Lissov
Есть маленький строгий профсоюз таксистов, город с небольшим населением и лодку купить (точнее, парковку) достаточно непросто. Плюс туристы, которые либо поедут на вапоретто, либо хотят сервис и «таксо». В общем, не получается там Uber.
MaximChistov
В Милане только Uber Black, если ничего не поменялось.
roscomtheend
Всякий лодкашеринг тоже, думаю, не очень. Что интересно — доплыл ты в театр, а как лодку припарковать? Одно дело аристократ с водителем: он — в театр, водитель — к родному столбу (по окончании повторить, вышел раньше — послал почтовую рыбку), другое — сам. Приплыл, пришвартовался к последней лодке и поскакал по ним? А вот эти "тротуары, заканчивающиеся у канала", как оттуда выбраться? И куда потом лодку? Столб вбивают у какой-то стены, пришвартовался к нему и вплавь домой?
"Не воспринимайте каналы как препятствия, воспринимайте как транспортные артерии". Сразу, как научусь ходить по воде (как-то это удалось одному сказочному персонажу, но в реальности с этим проблема).
olekl
А добавьте еще интересных законов, вроде того, что за съесть свой бутерброд на главной площади или прилечь на скамеечку где угодно можно весьма нехилый штраф выгрести :) Ну или что во всей Европе валидация жд билета происходит внутри поезда, и только на участке Венеция-Местре — снаружи, до входа в поезд, в не слишком бросающихся в глаза автоматах валидации. В общем, много разных black patterns там можно найти для ловли туристов и пополнения бюджета…
Milfgard Автор
Я думаю, про Венецию лучше отдельно когда-нибудь позже, там много интересных инженерных и управленческих решений. Что меня поразило — так это Серениссима, то есть, по факту, империя без земель. Надо очень сильно умудриться такое построить с точки зрения руководства проектом.
sergeyns
Ну не знаю, в Риме электричка до аэропорта точно так же устроена — валидация на входе на платформу. Чуть не попали на штраф, вспомнили об этой фигне за 5 минут до отправления — бегал от вагона к валидатору…
dimm_ddr
Lissov
В Австрии 100% государственных ж/д снаружи, а частные как правило внутри и редко снаружи — они не работают с государственными валидаторами а строить свои хотят не все.
Думаю, в остальной европе так же зависит от собственности.
MaxDamage
Не скажу за все города и поезда, но обычно городские — на платформе, региональные и междугородние — контроллером внутри.
GunNer2019
В окрестностях Барселоны автоматы валидации тоже стоят на платформе.
tabmoo
Вы откуда все это взяли? Про валидацию внутри поезда, скамеечки и прочее?
На Сан Марко полно мест для сидения, которые видны невооруженным глазом. Гоняют только тех, кто слепы и их не видит. Внутри города все сидят где попало, никакие лодки с полицескими никуда не приезжают через 5 минут, как об этом везде пишут.
Корте Морозино, туалеты и все остальное находятся одним кликом на бесплатной карте в смартфоне.
Ну и так далее.
Венеция — это реально место, где проверяется IQ.
Например, кем нужно быть, чтобы около Риальто попадать в ваши black patterns и переться в платный туалет, когда бесплатный в 50 метрах?
olekl
Про туалеты я вроде не писал. В междугородних поездах по Италии билеты проверяются кондукторами внутри поезда. Сидеть на скамейках можно, а вот лежать — нет. И то, что полицейские не приезжают на каждое нарушение — не отменяет сам закон…
tabmoo
Мой ответ шире того, что Вы написали. Он о подготовке к поездке и о реальном (не)соблюдении законов в Венеции. Посыл такой, что начитавшись в интернете страшилок можно испугаться и не поехать, а на самом деле — почти все из этого ерунда.
Проверка или непроверка билетов кондуктором и их валидация это разные вещи.
Вы либо валидируете билет в желтом автомате на платформе (проставляете станцию, дату, время), либо покупаете билет, где все это уже написано (валидирован по умолчанию). Проверить могут любой билет, в том числе в региональном поезде внутри. Кое-где есть даже турникеты.
Один раз я не успел валидировать на платформе и сразу обратился к сотруднику в поезде, он мне ручкой все написал на билете и поставил подпись.
Lissov
Была недавно история с немцами, которым пару тысяч штрафа выписали. Но они чуть ли не палатку поставили и кофе варили на месте — в принципе, в немечком парке это без проблем, а вот в Венеции нельзя.
И да, в Европе отлично работает поговорить с сотрудниками. Обычно, если обратился к ним первым — простят и помогут. А сот если молчишь и контролёр спросил билет — то уже поздно и будет штраф.
Art3
Спасибо за интересный рассказ, но такое количество посредственных фотографий не красит статью, а наоборот.
gatoazul
Как в такой сырости дома вообще стоят? Разве она не действует и на коммуникации, и на фундамент?
kababok
Много где слышал/читал, что фундаменты домов стоят на сваях из лиственницы (в некоторых источниках — сибирской лиственницы). А эта древесина хорошо сопротивляется гниению.
Там в летние месяцы вот прям реально жарко и солнце печёт — постройки хорошо просыхают.
Плюс, это же морская вода — там свои нюансы.
igrushkin
на сибирской лиственнице
Goodkat
Так и стоят.
Гниют и разваливаются, постоянно ремонтируются, многие стянуты скобами и тросами, чтобы не развалились окончательно.
igrushkin
очень много каналов было засыпано австрийцами, когда Венеция было под ними
dragonnur
Палка не бакен, а веха. А так всё супер, спасибо большое!
Milfgard Автор
Точно. Исправил.
Dmitry88
А наводнения бывают?
Lissov
Написал ниже. В ноябре два раза в день некоторые улицы заливает до 20-30 сантиметров. Это интересно посмотреть.
Раз в год а то и реже бывает по метру, несколько лет назад было 2 метра. Но тогда туристам там уже делать нечего.
keslo
«Штука на носу» не просто для красоты. Высота штуки выбирается такой, что если она пролезла под мостом по высоте, то и вся гондола пролезает.
Milfgard Автор
Эта штука тогда называется «пассажир».
Lissov
А сзади есть ещё одна штука, называется гондольер, и она обычно немного выше так как стоит.
Забавно кататься в небольшие приливы — когда гондольер перед мостом разгоняется и садится рядом, и почти цепляешься головой. Ещу немного… и уже перестают катать :)
burzooom
наши бы ложили бы в гондолу песок, что б осадку до краев уменьшить. 100 баксов есть 100 баксов
General_Failure
В детстве плавал с родителями на сухогрузе. Помню — чтобы порожняком пролезть под московскими мостами, трюмы заливали водой.
Один раз прожектор на крыше рубки чуть не снесли, дядьки быстронахом залезли и опустили его :) Успели, мост не зацепили :)
up7
Повышенная влажность и сырость не очень хорошо для здоровья. Ну и дома какие-то облупленные.
Whuthering
lexnekr
Это ещё относительно приличные фото. В целом весь город такой и даже ещё более облезлый.
Velaga
Красивый, волшебный, но очень дорогущий город. Как там живут местные, для меня загадка.
Goodkat
Там есть (были) дешёвые магазины для местных — без всяких вывесок, за неприметными дверями.
Случайно попал в такой — цены на продукты были значительно ниже, чем в магазинах для туристов.
Ну и про красивый и волшебный… По-моему, это старый облезлый воняющий гнилью город. Но я там в мае был, летом может он и правда красивый и волшебный, как просохнет :)
tabmoo
Да, ездить в Италию нужно летом, лучше в июле, чтобы было солнце и почти без дождей. А насчет гнили — там вообще нет запахов. Съездите в Ля Специю, узнаете про запахи. ))
puyol_dev2
Очень красивый своеобразный город, особенно в солнечную погоду. Лучше всего гулять по узким улочкам самому по острову по районам Сан-Марко, Сан-Поло и Санта-Кроче. Особенно в 2х последних не много туристов
Cast_iron
Очередная статья от Milfgard'a. Туту удачно вложились.
Color
Вроде вижу, что блог Туту, а слог знакомый-знакомый...
Lissov
Прекрасное описание!
Чуть добавлю от себя. Идеальное время для посещения Венеции — ноябрь. Отели дешевле (и сильно), туристов гораздо меньше, видно город, можно без очередей заходить в достопримечательности.
И вот это самое интересное в ноябре. Наводнения 2 раза в день по расписанию, которое Вам выдадут в отеле. Феерично выглядит, когда на площади Сан Марко из ливнёвок начинает булькать вода, поднимаются лужи, и уже скоро уровень воды доходит до нескольких сантиметров.
Но не стоит это смешивать с указанными в статье «полтора метра» — тогда уже такие тротуары не помогут. Это всё таки для регулярных нескольких сантиметров.
В ноябре крайне рекомендуется взять резиновые сапоги. Либо же можно купить в любом магазине — например Prada с соответствующим ценником. Но тут надо быть осторожным, и желательно ходить за местными. Как видно на фотках, некоторые улицы приходят к каналам. И вот оказаться самим в центре лужи, когда дна не видно и непонятно где может начаться канал — незабываемое впечатление :)
А в ноябре можно торговаться, у нас был почти час за 80. А знакомую вообще покатали бесплатно, за то что была одна и улыбалась гондольеру.
Уточню, что обычно «лодка» это старая гондола. То есть за полтора евро можно несколько минут прокатиться на гондоле, вот такой лайфхак.
Это часть услуги — если заплатил за презд, то можно фотографировать его, с ним, выкладывать куда угодно. Ну и реклама тоже.
А если повезёт, то некоторые поют. Вроде как по правилам должны уметь петь все, но не все это делают.
Кстати упомянутые «поворотники голосом» это не главное. Главное — подавать голос когда выплываешь из-за угла. Гондольер в отличии от таксиста стоит сзади и гораздо меньше видит, потому они голосом между собой договариваются о приоритете. Весьма колоритно услышать свист из-за угла, и потом мы останавливаемся и ждём, и только через несколько секунд из-за поворота проплывает другая гондола.
Мне также очень нравится уйти пешком из туристической зоны — либо в сторону моря к морскому училищу, там отличный парк. Либо наоборот пойти пешком к вокзалам — это не так далеко. Там и архитектура менее туристически-ухоженная и оттого более милая, тёплая и настоящая; и еда дешевле, вкуснее, и как-то атмосфернее.
kababok
Да, там вообще стоит ходить пешком и вдали от туристических потоков — масса любопытного.
И забавно, что в июне после примерно 20:00 город ну вот прям резко пустеет — а после заката почти никого и не встретить. :)
Lissov
И это логично. Потому что в городе гостиниц мало и они дорогие. Остальные туристы машиной или поездом с материка, и им надо успеть вернуться.
kababok
Подтверждаю — очень прикольный лайфхак, вчера о нём уже лень писать было. :)
Ermak
В городках лагуны Венеции можно взять моторную лодку напрокат, без лицензии. И кататься между островами. Швартоваться, гулять по осровам. Нельзя только в Гранд канал заезжать.
AlexElkin
Узнал много нового про… гробовщиков России…