Банки предложили ужесточить механизм работы с денежными переводами для борьбы с мошенничеством, рассказал вице-президент Ассоциации банков «Россия» Алексей Войлуков.

Предлагается два нововведения:

  1. Увеличить срок блокировки сомнительных переводов.
  2. Возвращать средства клиенту, если с ним не удалось связаться для подтверждения операции.

Инициатива обсуждалась на последней встрече служб безопасности крупных банков.

В сентябре 2018 году вступил в силу 167-ФЗ, согласно которому банк-отправитель денежных средств может заблокировать денежный перевод клиента-физлица на два дня, если он содержит признаки совершения операции без согласия клиента. За два дня банк должен получить от клиента подтверждение проведения операции. Если за этот срок связаться с клиентом не удалось и легитимность перевода не доказана, банк обязан возобновить операцию и перевести деньги получателю. В законе не прописано, каким образом следует получить подтверждение, но обычно банки получают его с помощью телефонных звонков.

Мошенники используют эту особенность законодательства, которая обязует банк произвести платёж без уведомления клиента, даже если у транзакции все признаки мошеннической.

Известно, что в обсуждении изменений участвуют «Альфа-банк» и «Открытие», сказали РБК их представители. По их мнению, нынешнюю схему нужно или полностью отменить, или изменить формулировку, чтобы возобновление платежа было опциональным.

«Данные предложения не решают проблему мошенничества, а являются только одним из элементов комплексного решения данного вопроса», — говорит директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.

Впрочем, не все банки поддерживают идею. Например, ВТБ и «Райффайзенбанк» не участвуют в обсуждении этих предложений и не видят необходимости в изменении 167-ФЗ. «Два дня — это достаточный срок для связи с клиентом. Любые блокировки операций повышают затраты и риски банков на сопровождение процесса, а также требуют дополнительных человеческих ресурсов для поддержки этой работы», — сказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.

Комментарии (35)


  1. peacemakerv
    16.12.2019 13:09
    +1

    Телефонный спам уже достиг такого уровня, что впору блокировать все входящие не из Контактов. А если при этом еще и банки перестанут делать то, ради чего существуют (без дополнительного телефонного спама)… то пора запасать ракушки для натуральной оплаты.


    1. Rive
      16.12.2019 13:35

      Есть же репутационные списки (и приложения для смартфонов с ними) для быстрого отсева колл-центров, явных мошенников и прочей братии, которые прибегают к массовой рассылке.

      Если банки повесят уточняющие звонки на отдельные номера (отличные от линии впаривания кредитов), то проблем вообще может не быть.


      1. peacemakerv
        16.12.2019 13:45

        Последние месяцы по вечерам каждые выходные получаю по 2-3 входящих звонка с московскими префиксами. Еще раз — несколько штук за вечер, с разных номеров, т.к. каждый такой номер тут же вношу в «черный список» смартфона. Там обычно один и тот же записанный мужской голос ждет от меня ответа, чтобы начать предлагать.
        Так что опять возвращаемся к ограниченному списку телефонов, чтобы исключить эту ситуацию.


        1. DaemonGloom
          16.12.2019 13:47
          +2

          Есть автоматические чёрные списки. Та же звонилка от Гугла вполне неплохо фильтрует спамеров.


          1. ScreamPassion
            16.12.2019 14:28

            А еще с нее никто мне на тинькофф дозвониться не может, и с пеной у рта потом доказывают что у меня телефон выключен)


            1. tmin10
              16.12.2019 14:31

              Она же блокирует только входящие? Точнее, показывает, что номер потенциально спамный и только.


              1. DaemonGloom
                16.12.2019 14:42

                Да, только входящие. В моём случае блокирует звонки сразу, причём без отображения уведомления. Потом в списке вызовов такие звонки можно посмотреть.
                Если с ней есть проблема с исходящими — это крайне странно.


              1. ScreamPassion
                16.12.2019 15:17

                Я не знаю, блокировка это или фича, и чья вина в этом, но то что с гугловской звонилки нельзя дозвониться на номера тинькофф, факт)


        1. Rive
          16.12.2019 13:49
          +1

          Я про расшаренные между разными пользователями черные списки, носящие рекомендательный характер.
          Когда мне звонят, я вижу количество положительных и отрицательных голосов у входящего номера.


        1. aamonster
          16.12.2019 13:53
          +2

          У вас звонилка только в чёрный список вашего смартфона вносит, что ли? В сеть не репортит? И не проверяет входящие по базам?


          У меня стандартная гугловская звонилка после входящего с незнакомого номера предлагает его или внести в телефонную книгу, или заблокировать и пожаловаться. А почти все спам-звонки сразу приходят с иконкой "стоп" и пометкой "probably SPAM". Яндексовская звонилка afaik делает то же самое.
          А можно эти звонки вообще отключить.


          1. peacemakerv
            16.12.2019 13:57

            Самсунговская звонилка штатная. Походу, надо сменить, спасибо всем за советы.


            1. Mur81
              16.12.2019 14:56

              Для этого есть отдельные приложения, можно саму звонилку не трогать. Я пользуюсь от Касперского. Вроде есть от Яндекса, наверняка ещё какие-то.


          1. thauquoo
            16.12.2019 14:32
            +1

            > У вас звонилка только в чёрный список вашего смартфона вносит, что ли? В сеть не репортит? И не проверяет входящие по базам?

            А это сейчас норма? У меня чёрный список оффлайновый, никуда не синхронизируется.


            1. tmin10
              16.12.2019 15:36

              Да, стандартная звонилка от гугла имеет эту фичу. Спамеры всё равно с разных номеров всегда почти звонят.


        1. garus_ru
          16.12.2019 15:45

          А тут с номера 900 повадились звонить. Вот всё вот это четыре раза «да, подтверждаю» и «это стандартная процедура».
          Перезваниваю сам на 900, спрашиваю, «звонили ли мне, если звонили, то чего хотели?». Естественно, что в ответ было «у нас нет такой информации». Я говорю, ну, соединяйте тогда со службой безопасности. В ответ — «мы не можем».
          Ну и если я не могу получить ни подтверждение, ни опровержение, то для собственной безопасности считаю, что с номера 900 звонят мошенники. Вторую неделю продолжаются звонки.


      1. mayorovp
        16.12.2019 14:51

        Проблема в том, что сами банки с их предложениями кредитов — основные кандидаты в ЧС...


      1. ainoneko
        18.12.2019 08:38

        Если банки повесят уточняющие звонки на отдельные номера (отличные от линии впаривания кредитов), то проблем вообще может не быть.
        Проблем не может не быть, потому что мошенники могут подделать номер (и уже это делают).


  1. Sioln
    16.12.2019 13:18
    +3

    Хорошее предложение. Но так же стоит прописать опцию игнорирования на уровне закона. Чтобы клиент мог явно отказаться. Иначе возможно злоупотребление со стороны банка.


  1. mikaakim
    16.12.2019 13:37

    Сделать бы это опционально и по-умолчанию строго. То есть, если сам на свой страх и риск не разрешишь совершение таких переводов, то работать по схеме.


  1. Temtaime
    16.12.2019 14:48

    Перевод не может быть легитимным. Легитимность — согласие народа с властью.
    Может, легальность?


  1. Neuromantix
    16.12.2019 14:56

    Ну будет новое мошенничество — покупаем что-нибудь, оплачиваем, требуем отправки, после чего не подтверждаем перевод денег. И бороться с ним будет сложнее, чем с нынешним, которое существует только благодаря необучаемости немамонтов.


    1. iig
      16.12.2019 15:14

      Покупаем что-нибудь, не оплачиваем, рисуем квитанцию об оплате в paint, требуем отправки.


      1. Neuromantix
        16.12.2019 15:40

        И я не отправляю до момента прихода денег мне. Обычно делаю так. Если возмущаются — скрин с счета, что деньги не поступили — и мошенники идут лесом.


        1. Wesha
          16.12.2019 17:30

          скрин с счета, что деньги не поступили

          Отрицательные утверждения недоказуемы в принципе. Вы про чайник Рассела слышали?


          1. Neuromantix
            17.12.2019 19:15

            Причем тут это? Нет денег — нет товара. Кому не нравится — у меня не покупают. Тем более что нарисовать квитанцию сложно, а проверить по номеру транзакции можно (как — не знаю, мне говорили, что можно, но я настолько не заморачиваюсь — все сомнительные типы идут сразу в лес)


            1. Wesha
              17.12.2019 20:24

              А у Вас не бывало ни разу такой ситуации, что деньги пришли, товар отправлен, а потом приходит откат транзакции — например, потому что чек, которым оплачивали, оказался фальшивым? (Раньше такое часто случалось — особенно этим грешил Western Union). Из более недавнего — в пятницу ночью мошенник платит через PayPal, тот в воскресенье вечером пытается забрать деньги из банка мошенника, в банке пусто => откат транзакции в PayPal, если Вы к этому моменту Вы уже отослали товар (2 дня ж прошло), то поздравляю тебя, Шарик, ты балбес Вы попали.


              1. Neuromantix
                17.12.2019 20:56

                Не бывало. Вообще за 18 лет торговли на форумах и авито всяких с мошенниками, которых не получилось определить и послать сразу, сталкивался 3 раза, все 3 — без тяжелых последствий (кроме нервотрепки и привычки хранить документы об отправке посылки не менее года). Сюда не входят случаи типа «скажи 3 цифры с обратной стороны карты», «тебе смс придет, скажи код» и тп — эти сразу идут в лес.


          1. 0xd34df00d
            17.12.2019 19:21

            Отрицательные утверждения недоказуемы в принципе.

            Куча математических теорем с вами несогласна.


  1. amarao
    16.12.2019 15:08
    +1

    Заблокировать транзакцию — без проблем. Заблокировать средства транзакции, сделав их недоступными на время "блокировки" транзакции — это неприятно.


  1. BelBES
    16.12.2019 15:30
    +1

    Еще хорошая идея банкам, в целях борьбы с мошенничеством: законодательно запретить менеджерам по работе с клиентами иметь доступ к полной информации по банковскому счету клиентов. Это очень напрягает, когда звонят сотрудники банка с целью впарить какую-то ну очень нужную опцию и при этом начинают оперировать остатками по счетам, ежемесячными движениями средств и тд и тп...


    1. ormoulu
      16.12.2019 15:37
      +1

      Ничеси, а что за банк у вас?


      1. BelBES
        16.12.2019 16:10

        В разной степени я такое видел у многих российских банков, практически при любом звонке с предложением услуг, стоит задать наводящие вопросы (аля "а почему вы считаете, что ваше предложение мне может быть интересно?") и можно ужаснуться тому, насколько простые on-call менеджеры осведомлены о состоянии вашего банковского счета.


        1. SwingoPingo
          16.12.2019 16:57

          Подтверждаю по крайней мере по мобильной связи. Абсолютно не понимаю зачем call центру мои платежи.


  1. Sly_tom_cat
    16.12.2019 16:17

    Ну вот… ЦБ тут (руками НСПК) быстрые платежи вводит (по номеру телефона или QR-коду) всем банкам руки выкручивая (деньги на счету получателя за ~15 секунд, а не по закрытию банковского дня, + комиссии на такие переводы диктует ЦБ), а отдельные банки тут про два дня обсуждают…


  1. Igor_Shumilov
    16.12.2019 16:48
    +1

    Здравствуйте. Я говорю с %CLIENT_NAME%? Мы бы хотели подтвердить Ваш перевод %MONEY_RECEIVER_NAME%. Ну и заодно предложить выгодный кредит по суперсниженной ставке!
    И тут уже просто так не скажешь «не звоните мне больше». Ведь в ответ можно получить «закон обязывает нас звонить».