Недавно Грете Тунберг предложили осла в качестве самого экологичного транспорта… и тут возникает вопрос! А что если бы действительно шведская активистка выбрала бы гужевой транспорт? Какие варианты возможны сейчас?

Вариант №1


Грета является убежденной сторонницей поездов. Проблема данного вида транспорта в его не всегда «чистых» источниках энергии для движения.

Одним из вариантов решения проблемы может быть конный привод, а точнее сочетание ж/д вагона и конной тяги.


Сейчас «конки» уже практически не используются, но все еще остаются места где они сохранились.



В Австралии в городе Виктор-Харбор работает трамвай-конка. Эта линия выполняет функции перевозки туристов на остров с пингвинами, и проходит полностью по дамбе-мосту.



«Конка» Douglas Horse Tramway расположенная на острове Мен продолжает работать, несмотря на попытки ее закрыть. В отличие от австралийской линии ее используют и как обычный транспорт.

Кроме традиционного привода вагона-конки были и другие.

Например в начале был циклопед.



Идея была простая — соединить лошадь и беговую дорожку.

Конструкция создана британским математиком и изобретателем Томасом Шоу Брандретом в 1829 году. Вес был около 3 тонн, а максимальная скорость — 8—9,6 км в час.



Более совершенный привод был разработан в 1850 году итальянцем Клементе Массерано. Главной доработкой было наличие коробки передач, что позволило буксировать 30 вагонов даже при подъёме на склон при наличии всего 2 — 4 лошадей. КПП позволяло передвигать состав как в прямом, так и в обратном направлениях, и даже отключать передачу момента на колеса для остановки.

Практически достигнутая скорость — 11 км/ч, а в теории было возможно ускорить поезд до 24—33 км/ч.

Конечно конно-железнодорожный транспорт сейчас мало применим для перемещения на большие расстояния, но на отдельных участках пути это все же возможно.

Вариант №2


Движение по ж/д пути не единственный способ использования живой силы.

Так в наше время есть возможность использовать кареты похожие на те что были в 19 веке. Один из самых традиционных вариантов — кареты амишей в США.




Характеристики этого транспортного средства традиционные — одна лошадиная сила в натуральном эквиваленте.

Материалы современные, как и некоторые технологии…

Кузов сделан из фибергласа, а отдельные элементы из алюминия. Окна отделываются дубом или буком, внутренности — плюшем. Все деревянные части к тому же подвергаются термической обработке для стойкости.

Пневматических шин нет, а вместо них колеса из металла или из твердой резины на ободе. Амортизация ходовой тут может быть как с помощью ленточных пружин(рессор), так за счет пневмо-подушек!

Тормоза могут быть как барабанные, так и дисковые.



Электрика присутствует в минимальном количестве чтобы соответствовать правилам дорожного движения. В Огайо и Пенсильвании повозки по закону должны быть оснащены фонарями и 99% повозок имеют приборную доску, на которой установлено управление освещением. Есть передние фары, задние габариты и указатели поворотов.

Для работы электрооборудования используется аккумуляторы идентичные таким же в строительных инструментах. На многих «багги» для поддержания заряда батарей может быть установлен генератор.

Для безопасности кареты амишей так же имеют очистители стекол, зеркала заднего вида и стоп-сигнал.



Внутри «начинка» бывает разной. Могут присутствовать опции в виде отопления кабины пропаном, держателей для чашек и спидометрa (что при средней скорости от 5 до 8 миль выглядит странно).

Средняя стоимость повозки $8000. Срок службы 20 — 30 лет с возможностью капремонта (некоторые отремонтированные «тачки» ходят до 50 лет!).

В салоне может ехать в зависимости от конструкции от 5 до 6 пассажиров.

Управлять повозкой разрешено амишу любого возраста, и права на этот вид транспорта не требуются, как и номерные знаки (кроме штата Индиана где требуют установку номеров в обязательном порядке).

Неплохой способ вернутся в 19 век в 21-ом да?

К сожалению амиши ограничены в творческом процессе совершенствования своих «багги» традициями и правилами общины. Несомненно есть и продвинутые кареты с солнечными панелями на крыше , но многое по-прежнему остается под запретом.

Больше перспектив у этого направления при использовании в качестве карет автомобилей.

Так еще в годы Депрессии (1929?1933) в результате проблем с топливом в США и Канаде многие автовладельцы переделывали свои автомобили в гужевые машины. В США их называли «повозки Гувера» (по имени тогдашнего президента страны), а в Канаде — «багги Беннетта» (в честь премьер министра того времени).



Для преобразования автомобиля в повозку снимали все «лишнее» (двигатель, кпп и т. д.).



Вместо двигателя устанавливали кресло кучера с поводьями в тех автомобилях, где это можно было сделать без проблем.

После окончания голодных 30-х многие владельцы переделывали свои автомобили обратно на ДВС-тягу, но часть таких повозок так и остались на конной тяге (видимо это уже не имело практического смысла по причине износа «кареты»).

Идея автомобиль + лошадь не умерла и в наше время, и иногда получает продолжение…



В Ливии используют сочетание верблюды + джип.


В дальнейшем скорее всего при тенденции развития автопилота и электромобилей может появится смысл совмещения этого транспорта с лошадью. Подобная фантазия пока представлена только в рамках мечтаний дизайнеров.



В 2017 году итальянская дизайн-студия Camal нарисовала концепт гибридной кареты Viva.

Беспилотник-карета по задумке дизайнеров будет иметь 3 режима работы.

Первый традиционный — с помощью лошадей, что позволит в движении заряжать аккумуляторы. Два других предполагают помощь электромотора в движении когда лошади начнут уставать, и даже движение без конной тяги (автономно).

Характеристики Viva схожи с автомобильными.

Длина — 7 м; Ширина — 2.5 м; Высота — 2 м. Салон четырехместный. Максимальная скорость в безлошадном режиме по логике концепта может быть и автомобильной.

Есть у этого сочетания лошади и кареты и ряд очевидных недостатков.

1. Несмотря на наличие у животных «подгузников» некоторое количество отходов все же может попасть на дорогу.

2. Аэродинамика бегущей лошади не лучше чем у коровы, а управляемость при маневрах и торможении слабая. Не стоит забывать об явно не эстетичном виде и запахе от «живого переднего привода» кареты.

Решение второй проблемы было найдено в 20 веке… надо было просто установить телегу впереди лошади!

История знает ряд примеров таких карет.



Например этот экипаж перевозил в 1905 году коньяк.



А этот только водителя и пассажира.

В 21 веке нашли уже более прогрессивную концепцию кареты с лошадью позади телеги, которая решает и первую проблему.

Вариант №3


Развитие технологий на данный момент расширило возможности использования беговых дорожек для лошадей.


Так в 2007 году в ОАЭ изобретатель Хади Мирхеджази (Hadi Mirhejazi) впервые создал конемобиль с беговой лентой внутри. Назвал он этот аппарат — Naturmobile.



Лошадь размещена внутри корпуса похожего на теплицу за водителем, и бежит на дорожке с небольшим подъемом переднего края с практически постоянной скоростью (не более 20 км/ч). Внутри для непарнокопытного есть все условия для комфорта — кондиционер, корм и вода перед мордой, а боковые тонированные панели кузова защищают от лучей солнца.

Привод колес тут электрический, а конный привод выполняет функцию генератора, заряжая батареи. По причине гибридности силовой установки конь внутри может иногда и не бежать когда устанет. Особенностью стимуляции животного к бегу является гуманный способ ускорения — лошадь бежит от того что в начале пара электромоторов начинает раскручивать бегущую дорожку не оставляя животному выбора. Когда же животное перешло на неспешную рысь – моторы отключаются, и машина начинает двигаться только за счёт живого мотора.

Максимальная скорость этого аппарата планируется в рамках 60 — 80 км/ч, а достичь таких показателей должна помочь 20-скоростная коробка передач.

Правда похоже на импульсорию?

Выхлоп машины т. е. Отходы жизнедеятельности лошади попадая на ленту дорожки проворачиваясь падают в специальный поддон внизу. А состояние животного водитель контролирует с помощью датчиков температуры животного и температуры воздуха внутри бегового отсека. Дополнительно планируется установка датчика считывания пульса.

Весит автомобиль без лошади около 300 кг, внутри есть место для водителя и пассажира. Все попутные признаки автомобиля так же присутствуют.
Лошадь достаточно крупный «мотор», и может не совсем удобный по габаритам. Поэтому возможно есть смысл применять не беговой дорожке и других животных. Изначально Грете предлагали ослов, однако в истории можно найти и другие варианты.
P.S. — Несмотря на то что гужевой транспорт считается анахронизмом, в новостях иногда попадаются сообщения об возвращении «живой тяги». Нашумевшее решение в Омской области не единственный пример.

Комментарии (48)


  1. Dekmabot
    28.12.2019 12:14

    Экологичность — да, но зачем мучить лошадок, пусть себе пасутся на травке)


    1. tvr
      28.12.2019 12:30

      Экологичность — да, но зачем мучить лошадок, пусть себе пасутся на травке)

      Правильно — рикши рулят!


      1. baratorch
        29.12.2019 20:11

        Поправка: белые мужчины рикши!


        1. GeorgKDeft Автор
          30.12.2019 22:57


          1. Zenitchik
            31.12.2019 00:01

            Общего плана нет. Как прямо как в Голливуде. Уроды.


  1. tim2018
    28.12.2019 12:27
    +2

    Для начала:
    1. Тягловые животные преобразуют в механическую работу 15-20 % энергии употребленной пищи
    2. Биохимический двигатель, лошадь, вырабатывал в виде отходов за сутки 8 — 20 кг навоза, 3 -5 литров мочи. Ежедневно на улицы Нью-Йорка поступало более 1000 тонн навоза и 500 кубометров мочи. Навоз собирали в кучи и увозили не каждый день. Моча не убиралась. Было выгодно интенсивно использовать лошадей 1 — 2 года и заменять свежими. Загнанные животные иногда выбрасывались на улицу (хотя это было запрещено), где умирали от голода.


    1. Deaddy
      28.12.2019 12:45
      +3

      Убежденных «зеленых» не проймешь какими-то там фактами.


      1. fougasse
        28.12.2019 17:36
        +2

        Веганы тоже не заморачиваются вопросами, что делать с животными


    1. GeorgKDeft Автор
      28.12.2019 21:15
      +1

      Забыли добавить что еще навоз который раньше легко уходил за нормальную цену к концу 19 века мало того что перестали покупать — стали брать плату за его вывоз!!!

      Но если серьезно на лицо перепроизводство индивидуальных транспортных средств в городе, и вроде бы решение в то время имелось (общественный конный транспорт), но вот развитие электромобилей и паровых экипажей того времени поставили вопрос по другому… забавно — похоронив постепенно гужевой транспорт в городе, очевидные лидеры электро и паро-транспорт проиграли ДВС-мобилям (которые просто не имели шанса на массовость использования рядом с лошадьми, так как в отличии от бесшумного пара и электричества грохотали так, что лошади шарахались, а попутные запахи плохо сгоревшего топлива намекали на печальную перспективу при массовом использовании).


      1. stilic
        29.12.2019 11:12

        которые просто не имели шанса на массовость использования рядом с лошадьми, так как в отличии от бесшумного пара и электричества грохотали так, что лошади шарахались


        Ерунда.
        Лошадь нужно просто поготовить психологически.

        Ведь лошади и в сражениях использовались с огнестрельным оружием вовсю — а там грохот кругом.


        1. GeorgKDeft Автор
          29.12.2019 11:25

          Ведь лошади и в сражениях использовались с огнестрельным оружием вовсю


          Ключевой момент в открытом поле, при атаке, на таких же лошадей… но вот в тесном переулке города, когда на коня прет пыхающий, грохочущий аппарат конь начинает слегка переживать. Особенно конь начинает переживать когда он привык перемещаться в обычном темпе, а рядом проносится что то быстрое, вонючее и тарахтящее (хотя почему только коня? Людей ведь то же иногда слегка пугает перемещение некоторых лиц на аппаратах с неисправным глушителем рядом?)


          1. stilic
            29.12.2019 15:21

            Ключевой момент в открытом поле, при атаке, на таких же лошадей… но вот в тесном переулке города, когда на коня прет пыхающий, грохочущий аппарат конь начинает слегка переживать.


            Современные лошади вполне себе нормально по городам перемещаются.
            И пофигистически относятся к резким гудкам автомобильным.


            1. GeorgKDeft Автор
              29.12.2019 20:16

              Но и современные машины явно тише старых. Плотность «живого транспорта» в городе сейчас так же намного меньше. Тут надо сравнивать именно с тем периодом, чтоб понятнее было.


  1. ks0
    28.12.2019 12:47
    +2

    Еще бонусом и автопилот 5 уровня


    1. balamutang
      28.12.2019 13:24

      Ну такой себе автопилот, 'попал под лошадь' — обычный заголовок для времен гужевого транспорта. Сама лошадь не наступит, но на то как и по ком проедет телега ей пофиг, она себя с ней не ассоциирует


      1. fougasse
        28.12.2019 17:35
        +1

        Лошадь вполне себе наступала.


    1. Max-812
      28.12.2019 14:08

      Планы этого автопилота могут сильно не совпасть с планами пассажиров. А остановить гужевую лошадь, которая понесла — куда сложнее чем верховую под всадником, скажем. Потому как контроля на порядок меньше.


  1. LibrarianOok
    28.12.2019 16:11

    Беличье колесо присобачить и сунуть туда Грету. С её энергией и целеустремлённостью она и двух ослов заменит.


  1. ComatoZZZ
    28.12.2019 17:34

    Лучше уж солнечные панели чем животные.


  1. iig
    28.12.2019 19:38

    Самый эффективный конемобиль — лёгкая одноместная коляска с большими колесами. Почти как велосипед для человека. А тащить 300 кг аккумуляторов это как-то по очень зеленому.


    1. GeorgKDeft Автор
      29.12.2019 09:07

      Так электро-велосипед то же тяжелее обычного, но в плане удобства для живого «мотора» лучше.

      Натурмобиль это по сути тот же электро-велосипед, только для лошади.


      1. iig
        29.12.2019 10:37

        В электровелосипеде аккумулятор заряжают от розетки, и велосипедист потом катается не напрягаясь. Коню эта методика тоже должна понравиться :)
        А если конь крутит генератор (КПД) через трансмиссию (КПД), заряжает батарею (КПД), чтобы крутить двигатель (КПД) — это коню может и не понравиться.


        1. GeorgKDeft Автор
          29.12.2019 10:49

          Я думаю процесс спуска с горки ему понравится больше… движение есть — а ноги передвигать не надо! Заодно и батарею зарядить можно.

          Тем более водитель с пассажирами могли бы и не сачковать, и крутить педали!


          1. LibrarianOok
            29.12.2019 10:57

            Просто ехать верхом, без всех этих досужих придумок.


            1. tvr
              29.12.2019 11:20
              +1

              без всех этих досужих придумок.

              типа седла, стремян и поводьев.
              А лошадь каждый раз брать рандомную из пасущегося поблизости табуна.


              1. LibrarianOok
                29.12.2019 12:08

                Мустанга. Стремена придумали бледнолицые.


              1. Zenitchik
                30.12.2019 12:32

                Я слышал про одного мерина, который любил на рыси внезапно ногу менять.
                Наездник, если оказывался к этому не готов, получал седлом.


            1. GeorgKDeft Автор
              29.12.2019 13:03

              Неудобно… и конь устает быстро, и конечно уровень комфорта минимальный!



              Если уже говорить о максимальном облегчении, то этот вариант может подойти (есть еще где то на просторах интернета карета где лошадь под повозкой с огромными колесами… жаль найти не могу).



              Это вариант с колесами лучше… карета поляка Станислава Барыка (1883 год).


  1. kolu4iy
    28.12.2019 21:49
    +2

    А выбросы метана на 100 км тоже надо посчитать, а то как бы парниковый эффект не усилился от такого транспорта.


    1. GeorgKDeft Автор
      29.12.2019 09:04

      Это еще в 19 веке не было проблемой.

      Так в то время появилась самая первая биогазовая установка, которая была построена в Бомбее (нынешний Мумбай, Индия) еще… в 1859 году. В 1895 году биогаз применялся в Великобритании для уличного освещения. Логично что часть рабочего материала для биогаза брали от самого крупного производителя отходов в городе?



      А так эта установка примерно выглядела.


  1. bormanman
    28.12.2019 22:25
    +6

    В опросе не хватает пункта «Пусть Грета пешком ходит».


  1. 411
    29.12.2019 00:32
    +1

    Ну для Греты обязательно нужно создать Гретмобиль. Конструкция должна иметь 4 колёса и сиденье. Двигаться в нужном направлении должна засчет криков Греты о том, что средство передвижения должно ехать и везти её куда нужно.


  1. Zmiy666
    29.12.2019 02:52
    +3

    С конями куча проблем.
    Начнем с того что отработанных коней надо утилизировать, а срок их службы меньше, чем у ДВС. В отличии от машин, отработанные кони — биологические отходы, требующие особого обращения — их не вывезти на полигон ТБО.
    Хороший конь стоит на уровне капремонта ДВС. Б/У кони будут дешевле, но потреблять топливо будут как новые, а вот работать будут гораздо хуже.
    Так же коней где-то придется производить и в отличии от ДВС, которые могут лежать на складе годами — конь быстро портиться. Не говоря уже о том, что нельзя будет заказать коней в китае с доставкой, а нужно будет производить по месту жительства. Срок производства коня — несколько лет. Выхлоп от коней весьма существенный — мало нам коровы напердели, так еще и кони добавят. Так же следует понимать, что кпд коня весьма низкое, а топливо для него содержит очень мало энергии по сравнению с бензином. Для своевременной подачи топлива коням — придется засадить разной ботвой обширные площади, вырубив остатки лесов и отжав у людей часть кормовой базы. Для доставки топлива коням нужны будут кони, много коней. Само топливо — сезонное и храниться так же не долго, требуя специальных условий. Если оно кончиться внезапно (например неурожай/мор/ошибка расчетов) то большая часть коней навсегда выйдет из строя оставшись без топлива. Опять же отходов конь производит весьма не мало — и хуже всего, что эти отходы твердые. Чтоб их вывозить нужны буду еще кони и много коней. Даже если сами отходы использовать как удобрение/топливо это не отменяет масштабной логистической сети для их сбора. Больше коней богу коней!
    К тому же кони весьма опасны — у них открытые движущиеся части, так что люди будут периодически попадать в них или получать травмы подойдя слишком близко. К тому же у коней иногда сбоит автопилот и включается полный ход на ровном месте и это никак не лечиться. Ну и напоследок — коня нельзя поставить во дворе и забыть до весны — он очень быстро выйдет из строя — увы, но он потребляет топливо всегда, независимо от режима эксплуатации, так что даже просто на неделю в гараж поставить и забыть — нельзя. Опять же конь требует определенных температурных режимов для работы и хранения в -20 на улице в режиме ожидания он быстро выйдет из строя, а летом в жару его мощность сильно падает, особенно при высоких нагрузках, при этом вероятность полного отказа возрастает многократно, конь требует активного охлаждения.
    Ну и на ТО коня так же придется гонять регулярно, как и менять зимние/летние подковы.
    Так что конь — совсем не годиться на замену ДВС/электро в массовом применении.


    1. GeorgKDeft Автор
      29.12.2019 10:21

      Ну и на ТО коня так же придется гонять регулярно, как и менять зимние/летние подковы.


      Не факт…


      1. Zmiy666
        29.12.2019 11:31

        факт… это летние подковы… зимой конь требует для передвижения шипов, иначе ступи на обычную раскатанную лужу он рискует полностью потерять управление и вообще завалиться на бок. Посмотрите в на ютубе, чтоб бывает с оленями и лосями вылезшими на лед — их приходиться тягать к берегу веревкой волоком, потому как сами они встать на лед не в состоянии — ноги разъезжаются.


        1. GeorgKDeft Автор
          29.12.2019 12:19

          Так в чем проблема? В инете можно найти и шипованные лошадиные ботинки.


          1. Zmiy666
            29.12.2019 12:48

            ну так то да, все уже давно продумано. Тут важен факт, что переобувать коня придется… и довольно часто, вплоть до того, что рано утром ехать на шипах, а вот днем — когда все растает — уже на обычных резинках. Все же конь требует куда больше внимания чем машина, на которой некоторые люди колеса вообще не меняют, предпочитая ездить медленно, аккуратно и в пределах города


            1. syrslava
              29.12.2019 13:03
              +1

              /del/


            1. GeorgKDeft Автор
              30.12.2019 10:29

              ну так то да, все уже давно продумано. Тут важен факт, что переобувать коня придется… и довольно часто, вплоть до того, что рано утром ехать на шипах, а вот днем — когда все растает — уже на обычных резинках


              Так это же не резина на автомобиле… тут запас «резины» можно прям на коне везти, и «шиномонтаж» легко в ручную сделать можно без балансировки!


              1. iig
                30.12.2019 13:43

                "«шиномонтаж» легко в ручную сделать можно без балансировки"


                Нужно только немного опыта и специфические инструменты. Не зря же в кавалерии этим занимались специально обученные люди. Собственно, с шиномонтажом та же ситуация.


      1. saege5b
        29.12.2019 16:11

        Раз в месяц к ветеринару, профилактически.
        А то, и на конину не продашь.


    1. ashed
      29.12.2019 11:25

      Весьма напомнило хабрапост "Вы неправильно пишете животных".


  1. Virgo_Style
    29.12.2019 11:57

    Максимальная скорость этого аппарата планируется в рамках 60 — 80 км/ч, а достичь таких показателей должна помочь 20-скоростная коробка передач.

    Но не всякий водитель станет так разгоняться, зная, что при столкновении в него сзади придет полтонны лошади.


  1. bioxakep
    29.12.2019 14:08

    Для использования Греты в качестве гужевого транспорта понадобится много, много Грет:). Но подозреваю, что биореакторное решение Луговского будет иметь намного больший КПД за счет того, что под метан легко переделывается любой существующий автомобиль с установкой ГБО.


    1. somebody4
      30.12.2019 18:33

      Если взять Гретту и анти-Гретту, то в результате аннигиляции получится достаточно энергии чтобы ею снабжать среднего размера город, в течении целого года.


  1. akryukov
    30.12.2019 13:56

    Один из плюсов гужевого транспорта — для него не нужно чистить дороги от снега. Повозки смогут поменять колёса на лыжи и катать прямо по снегу, как в средние века.


    1. Zenitchik
      30.12.2019 14:11

      Повозки смогут поменять колёса на лыжи и катать прямо по снегу, как в средние века.

      А могут не менять лыжи на колёса — это эффективно круглый год, если дороги не мостить (двойной выигрыш).


  1. T-minus
    31.12.2019 19:10

    А чего от этой Греты у многимх подгорает? Ну ездит и ездит, кому мешает.