Когда-то я работал в медицинском Калифорнийском стартапе. Там было 20 человек, но ни одного доктора.
Даже медсестры не было. Зато было 10 программистов. Я сам гуглил бывает ли рак груди у мужчин, про то, что у женщин бывает, я знаю, благодаря Анджелине Джоли. Фиг его знает, сколько американцев лечилось на основе моих ценных рекомендаций американским докторам :)
Я ушел оттуда, потому что не понимал, как я могу определять, какие анализы рекомендовать в выпадашке, если у меня нет медобразования.
У нас с женой договоренность, перед тем как покупать лекарство, она гуглит его, и если там не написано БАД или гомеопатия, то покупает.
Спасибо Яндекс.Медицина, ты торчишь мне 460 рублей за купленный женой Эргоферон. Я считал Я.Медицину адекватной, извините.
Когда я заканчивал университет, в моде были маркетологи. Я был маркетологом, и считалось, что директор по маркетингу — это второй человек после гендиректора.
Все проблемы решались увеличением бюджета на маркетинг. Грязные туалеты? Проведите маркетинг! Закуплено гнилое мясо для колбасы, проведите маркетинг закупщиков или качества.
Расскажу Вам по секрету: если у вас грязные туалеты — нужно дать пендюлей уборщице, а не писать унитазный плагин к 1C.
Ничто не поменялось, просто сейчас программисты вместо маркетологов. Если у вас грязные туалеты, то надо сделать приложение для чистых туалетов, туалеты останутся грязными, но зато дигитализированными :)
Время маркетологов ушло, внезапно все поняли, что они просто сидят и проедают бюджет, готовя отчеты, которые никто не читает и графики которые никто не смотрит, настало время программистов. PEST сменился на REST, SWOT на SOLID, компонентное сегментирование на микросервисы, суть осталась.
Продуктовые проблемы пытаются решить палочкой-выручалочкой, серебряной пулей, роль которой раньше выполнял маркетинг (до этого юристы, кстати), а сейчас IT.
Внезапно появились Яндекс.Такси, Яндекс.Еда, Яндекс.Медицина. Ресторанные, медицинские, логистические бизнесы делают не шоферы, доктора или повара, а программисты.
Яндекс, я пониманию, что каждый джун у вас может написать последний реакт с нуля на листочке, используя корутины в параллельнных горутинах внутри многопоточных нитей на реактивных сервис-воркерах.
Я пониманию, что у вас супербезотказные кластеры кластеров базы данных, внутри которых кластеры, где ни один чертов бит информации не потеряется, даже если произойдет атомный взрыв внутри дата-центра.
Проблема в том, что у вас там не написано, что «Энергоферон — фуфломицин и гомеопатия», а ваша еда гнилая и невкусная, а такси не приезжает. (Про еду и такси я для красного словца, еда — как еда и такси нормальное).
Какой мне смысл делать классный продукт с технической точки зрения, если в самом надежном хранилище данных на Земле, будет написано, что «Гомеопатия — норм»?
И внезапно, сайт написанный на php, jquery, который вместо бд парсит файлик medicine.txt и деплоится на старом системнике под кроватью и падает, когда автор ложится спать и пережимает провод питания, но где написано, что «Эргоферон — Гомеопатия, не покупайте его никогда» — более надежный, защищенный, хороший продукт чем Я.Медицина, где написано,
что «Экспериментально и клинически доказана эффективность применения компонентов Эргоферона при вирусных инфекционных заболеваниях: грипп А и грипп В, острые респираторные вирусные инфекци...» И да я не против рекламы всякого фуфла (бабло есть бабло), но Я.Медицина позиционируется, как справочник.
И да я понимаю, что Я.Медицина написана на последнем реакте, на самом модном кластере nosql БД, и логируется реактивно и многопоточно, согласно вашей статьи в какое-то чертово облако, фиг пойми зачем, если там написано фуфло. Можете залогировать трильярд раз фуфло про эргоферон, но зачем? Мож этот как раз тот случай, когда данные можно и нужно потерять?
В основе продукта лежит идея: В основе Еды должен стоять повар, который мечтает кормить своей вкусной и полезной едой людей, и свежие продукты, а не патроний с постгрей и даже не SWOT-анализ (это из маркетинга). В основе медицины врач, который хочет и умеет лечить людей, а программисты — там сбоку припека. Сайт сделать — делов на пять минут на самом деле. Хороший ли доктор, не зависит от того какой у него сайт. Маркетинг, бухгалтерия, IT — все это вспомогательные службы, удел которых дать рекламу продукту, заплатить налоги и скропать сайтик.
А теперь к выводам:
Моя первая работа была в здании театра Et Cetera, входящем в десятку самых уродливых зданий Москвы (ну потому что внешний вид дизайнил режиссер театра).
Многие архитекторы потребовали, чтоб их имена вычеркнули из этого проекта, хотя они были не виноваты, что здание такое уродливое, они делали систему электроснабжения или фундаменты.
Фердинанд Порше старался чтоб его имя не ассоциировалось с гитлеровскими танками, хотя это были удачные танки с технической точки зрения. У них была профессиональная гордость. Программисты из Я.Медицины? Вы как? Мож сменить свой ник на гите на неузнаваемый?
Программисты часто абстрагируются от реальных задач, типа есть ТЗ по нему и буду делать. Сказано, чтоб очередь держала 200000 в секунду -> буду копать настройки кафки, а зачем пофиг. Пусть ПМ думает. Сказано, что производительность печки была 200 человек в час? Давайте попробуем увеличить температуру. Нельзя написать хороший код, не понимая зачем он, потому что часто, самое лучшее решение не писать его вообще.
Выгорания не бывает, когда результат твоей работы — вылеченные улыбающиеся дети и благодарные люди, быстрые красивые машины или теплые удобные дома. Да просто удобные крепления на сноуборд — уже классно! Зачем столь патетики!?
Выгорание бывает, когда ты три месяца переходил с майскюл на кластер постгри, просто потому что есть бюджет на это… Ну там еще три страницы всяких обоснований конечно, но работало и так, если честно.
Когда ты внезапно и удачно провел рекламную компанию и распродал товар, выгорания не будет. Когда ты три месяца делал стратегический маркетинговый отчет, который никто не откроет, выгорание гарантированно.
Качественный код — это не там где правильные названия переменных, а тот который делает хорошие правильные вещи, который приносит пользу людям. Такой код не дает выгорания.
P.S.: Яндекс, хотите бесплатный аудит вашего кода по медицине? Сотрите его к фигам весь — это правильное решение.
IntActment
Как я понял суть поста вкратце: «программисты, вы же такие умные люди! А раз умные, то это ваш священный долг взять на себя ответственность за действия вашего нанимателя и повлиять на его решения!».
Если проигнорировать тот факт, что ваше негодование направлено немного «не по адресу» и предположить, что вотпрямщас все прочитавшие «одумаются» и «встанут на праведный путь», то, предполагаю, встанет работа немалой части госорганизаций )
dididididi Автор
В контексте смены конституции, вы счас товарища майора нервируете))
staticmain
Ну то есть вы будете увеличивать производительность печки до 250 человек в час?
fireSparrow
Не надо передёргивать.
Одно дело — участвовать в качестве исполнителя в чём-то заведомо порочном, оправдываясь тем, что «я просто исполнял приказ».
И совсем другое дело, когда на технического специалиста пытаются повесить ответственность за просчёты бизнесовой части команды.
staticmain
Те, кто программировали амиго и яндекс.бар — просто выполняли приказ? Или им просто было плевать что они пишут и для каких целей? В статье посыл для второй группы.
MikiRobot
Где же грань, какой продукт «тот самый»? Как понять в какой я группе?
Hardcoin
Нет грани, потому что это не Boolean, а Float.
А понять не сложно. Хотели бы вы, что бы продуктом при случае воспользовались те, кто вам дорог? Что бы ваша бабушка поставила себе Яндекс.Бар? Если не очень хотели бы, то и продукт — не очень.
khim
Ух ты, сколько пафоса. А теперь — внимание вопрос: а понимаете ли вы, что Яндекс.Бар — это вообще не продукт? Вернее… продукт, конечно, но ни разу не продукт для бабушки! Это продукт для другого подразделения всё того же Яндекса. Донадываетесь ли вы о том, что этот «анальный зонд» (как сейчас любят говорит), предназначенный для сбора информации о пользователях — фактически незаменим для создания адекватного поиска? Осознаёте ли вы, что все компании, не имевшие такого, давно и бесповоротно вылетели с рынка поисковых систем?
И вот, зная всё это, вы всё ещё называете людей, делавших Яндекс.Бар, неудачниками?
P.S. Как только появилась возможность Яндекс.Бар был заменён на Яндекс.Браузер, разумеется. И да — спорить по поводу качества бессмысленно: конечно Яндекс.Браузер предоставляет товару (то есть людям, скачивающим этот браузер) бо?льшие удобства. Но как с точки зрения продукта — его качество не сильно отличается от Яндекс.Бара…
Hardcoin
Вы меня с кем-то спутали, видимо. Неудачниками я их не считаю. А вот то, что они посредственную вещь делали — это без сомнения. Вопрос-то был, как узнать, с какой стороны продукт, с хорошей или нет.
Собирать данные можно, представляя хорошую вещь, а можно пропихивать силой то, от чего люди хотели бы избавиться (нет, не все, но немало).
Хром, например, люди добровольно ставят. К тому же ещё и хромиум есть для тех, кто хочет по-меньше данных отдавать. Лучше ли этот продукт, чем Яндекс-бар? Без сомнения.
И не нужно оправданий, мол, продукт был необходим для поиска, а Яндекс меньше Гугла и всё такое.
Речь не о компании, речь о программистах, которые могут заниматься хорошей вещью, а могут — так себе. И в большинстве случаев отличить не так уж сложно.
BarakAdama
Немного странно сравнивать продукты разных эпох. Я.Бара не существует уже лет 8. Его аналог — это Google Toolbar. Тогда поисковые компании еще не начали делать свои браузеры и создавали инструменты для других.
Сейчас же компании создают свои полноценные браузеры. Хром и Я.Браузер. Вместе работают над Хромиумом. Распространяются, как и раньше, одними и теми же способами.
Мне кажется, с каждым годом всё меньше людей помнят реальное состояние тех времён, и всё больше мифов появляется.
VolCh
Вот ГуглТулбар я не помню, а ЯндексБар помню, потому что он "сам" появился.
Am0ralist
Ну вот гуглохромы сейчас тоже «сами» появляются. Такие способы не яндекс придумал, если что. Просто вы не были целевой аудиторией и рынком для гуглобара в тот момент, вот вам и не попадался он
MTyrz
Совсем справедливости ради надо заметить, что гуглобары тоже «сами появлялись». Бывало такое еще задолго до хрома.
И… коронавирус на оба этих бара, и Амигу не забудьте с гардом мейлру, земля стекловатой им обоим. Вот примерно это я и имел в виду, говоря ниже о реакции коллег.
khim
И их вообще нечего не интересует за пределами их квартиры (ну и, возможно, офиса). Отсюда — и победа «зеленобесия» в Европе и куча разных других дурацких эксцессов.
Ваш оппонент же сам заявил: Вот ГуглТулбар я не помню, а ЯндексБар помню, потому что он «сам» появился.
Вот что он сам лично видел — то и правда, а всё остальное — наговоры…
Понятно что при таком подходе никакой спор ни к какому выводу придти не может: люди видят разное и если основной подход — игнорирование объективного, то откуда возьмётся общее мнение?
P.S. Впрочем я как раз Хабр люблю за то, что здесь достаточное количество думающих людей, способных обсуждать не только то, что они видели лично.
VolCh
Где вы это вычитали? От назойливой политики Яндекса я пострадал, от Гугла — нет. Ничего более в виду не имелось.
Am0ralist
Угу, только когда я приходил к людям, которым лично ставил Мозилу, то чаще всего я находил там установленным именно Хром.
Обычно те, кто не пострадали от Хрома оказывается сами просто его использовали и поэтому навязывания оного не замечали.
khim
Вы своё завяление написали в ответ вот на это: Немного странно сравнивать продукты разных эпох. Я.Бара не существует уже лет 8. Его аналог — это Google Toolbar. Тогда поисковые компании еще не начали делать свои браузеры и создавали инструменты для других.
Заметьте — моя претензия не относится к тому что вы не знали о существовании Google Toolbar'а. Всего знать невозможно. Но вот уже когда вы писали ответ про то, что собирать данные можно, представляя хорошую вещь, а можно пропихивать силой то, от чего люди хотели бы избавиться — стоило бы остановиться и задуматься: «а я вообще правду пишу?», «а, может быть, другие, в том числе Google, на самом деле вели себя так же, как Яндекс?».
Но человек, уверенный в том, что всё что он ощущает — и есть вся правда об этом мире, разумеется ничего этого делать не будет. В ответ на объективную критику вашей позиции (объективную — потому что легко проверяемую: Google Toolbar и появился раньше и прожил дольше, чем Яндекс.Бар, а toolbar.google.com — так и вообще до сих пор существует) вы не нашли ничего лучше, кроме как написать то, что вы написали.
При этом вы даже не осознаёте что диалог «вот есть объективные факты» — «но я же вижу что всё не так», фактически, ставит вас на уровень плоскоземльщиков: если я, вот лично я, на Южном полюсе не бывал, то откуда мне вообще знать — существует ли он?
Вот об этом и речь. И да — я знаю, что жить не думая особо о том, что вокруг вас есть огромный мир — проще. Маленькие дети так вообще все считают, что ничего, кроме них, в мире не существуют… но есть и взрослые под 60, у которых до сих пор виновата скамейка.
VolCh
Ещё раз: я свой априори нерепрезентативный случай не выдавал за абсолютный факт. Да, лично для меня, Яндекс большая корпорация зла, чем Гугл. Но никаких обобщений
khim
Ой какая вы лапочка-усипусечка. Не расскажите как Хром в каком-нибудь 2004м году работал и как хромиум выглядел, а? Нет, я знаю что не расскажите. И даже знаю почему. Потому что никакого Хрома в те годы не было, а был, внезапно Google Toolbar. И насаждался он примерно теми же способами, что и Яндекс Бар — только гораздо агрессивнее.
Назад в средневековье? Буракумины и всё такое?
Верной дорогой идёте, товарищи.
MTyrz
Элементарно.
Представьте себе, что вы рассказываете о своей работе. Детям, родителям, школьным друзьям, коллегам на Хабре, попутчикам в поезде и так далее. Их предполагаемая реакция вполне даст вам некоторые ориентиры.
И для затравки: «Я делаю браузер Firefox» vs «Я делаю браузер Амиго».
«С помощью моего сервиса продают сетевое оборудование» vs «С помощью моего сервиса продают оциллококцинум».
«Я работаю в зоопарке» vs «Я работаю в Роскомнадзоре», и так далее.
Am0ralist
«Я сделал так, что поиск Яндекса не ищет по точному соответствию, даже если вы ткнёте в эту галочку»
«Я сделал так, что при поиске в Я.Маркете вам по точному артикулу выпадает список на сто листов с аналогичным товаром, а не только те 19 предложений, который вам обещал яндекс в контекстной рекламе своего поиска».
Вообще изи, как по мне.
MTyrz
Это, я считаю, хорошие пункты в резюме.
Да, ожидаемая должность должна называться, естественно, «креативный маркетолог».
khim
Должен ли человек, это сделавший чуствовать себя неловко от того, что из 100 его друзей 90 будут в восторге от того, что он сделал, на «два с половиной гика» его кроклянут?
Am0ralist
Счастье в том, что ты не можешь найти чистящую ленту LTO в куче предложений простых лент LTO, потому что создателям маркета было пофиг разобраться в чем разница между продуктами и зачем люди ищут по артикулу?
Или в том, что поиск стал нерелевантный от слова совсем и теперь уже даже по русскому сегменту надо использовать гугл?
AnthonyMikh
Вы зачем одно и то же дважды повторили?
ozver
А вы зачем оскорбляете сотрудников зоопарка?
MTyrz
Попрошу не путать.
В зоопарке я сам работал, в отличие от :)
Am0ralist
То есть сервис рекламы, через который постоянно сыплются сайты мошенников — это не «я просто исполнял приказ»? Передаю привет контекстной рекламе яндекса и куче отправленных жалоб на мошенников, чьи сайты на следующий день уже по новым адресам продолжали разводить людей без малейшего изменения самой начинки.
Или где гомеопатию прикрывают, чтоб лучше продавалась?
fireSparrow
Я не спорю с тем, что в явно аморальных вещах не стоит участвовать.
Но не надо увлекаться передёргиваниями и неоправданной категоричностью.
Технические специалисты меньше вовлечены в бизнесовую часть, меньше знают о ней, и их возможность влиять на соответствующие решения очень ограничены.
Что может сделать простой программист? Обычно у него выбор только между работать в данной команде или не работать. И если от откровенно аморальных проектов действительно стоит держаться подальше, то морально безупречных работодателей не существует в принципе. Хотя бы потому, что моральная безупречность — это абстракция, которой в реальности не существует.
Я морально не безупречен, мои близкие люди морально не безупречны, просты люди с улицы морально не безупречны. И к вам тоже это относится, кстати.
Так что требовать от кого-то морально безупречных поступков — это либо глупость, либо лицемерие. Чтобы быть хорошим человеком, достаточно не быть мудаком. А большего достичь невозможно и требовать от других нельзя.
dididididi Автор
Редко кто из программистов делает проги для отслеживания евреев, геев, рекламы наркотиков и алкоголя и что-то откровенно аморальное. Гораздо чаще мы делаем, что-то просто бесполезное, сильно усложненное, чересчур автоматизированное.
И ощущение бесполезности работы, сизифова труда выматывает и приводит к выгоранию.
fireSparrow
С этим не спорю.
Нужно только различать утверждения «создавайте то, что созвучно вашим ценностям, если хотите избежать выгорания» и «раз вы работаете там, где мне что-то не нравится — то вы ничем не отличаетесь от фашистов.»
Держу пари, что в той же контекстной рекламе есть программисты, которые верят, что они помогают формировать цивилизованный рынок рекламы вместо того баннерного ада, который был в интернете на рубеже девяностых и нулевых. И как человек, который хорошо помнит как оно было, я могу сказать, что хотя современная контекстная реклама имеет свои негативные стороны, я рад, что она пришла на смену тому трэшу.
0xd34df00d
Нет. Или не для всех. Не, я серьезно не понимаю, почему этот личный опыт люди так любят обобщать на всех?
Один из самых фановых моих проектов абсолютно бесполезен. А занимайся я чем-то технологически неинтересным, но пусть даже с миллионом улыбок — выгорел бы очень быстро.
UberSchlag
Наверно потому, что повышенный уровень шизоидных черт, акцентуаций — это не то, что люди готовы втащить в колокол гауссова распределения «нормальности». А пресловутая любовь клеить танчики в абсолютном самопогружении — это оно самое.
Для нормального… ладно-ладно, нейротипичного человека отсутствие понимания пользы, конечной точки приложения его труда — весьма выматывающее дело. Да, не сразу, но в подсознанке так или иначе изжога обеспечена и в конце концов либо терпение лопнет, либо падение в штопор.
Инфа не сотка, но опыт общения с хорошими психотерапевтами и наблюдение за людьми как бы намекают на высокую достоверность.
dididididi Автор
Ничосе лексикон))) У вас у самого-то отклонений нет? Это я не с целью обидеть, спрашиваю))) Щас вроде даже модно со слегка поехавшей кукухой быть.
UberSchlag
Приму за комплимент. Сферический нейротипик в вакууме — это что-то очень скучное, по идее.
Отсюда и ответ на вопрос: конечно же есть! Как и у вас, и у всех строчащих каменты)
S-e-n
Вы путаете, суть не в пользе (опять же, для кого?), а в смысле.
В случае с танчиками как раз смысл понятен. И именно поэтому психотерапевты и рекомендуют подобные вещи.
На хабре есть хорошая статья про ненормальность нормальности. Вкратце — штука в том, что этот колокол — не один. И вероятность того, что человек в этих колоколах везде в пределах нормы, исчезающе мала.
0xd34df00d
Так польза есть. Может, например, нравится решать сложные задачи — польза в виде дофамина. Или, например, нравится ощущать, что ты сегодня стал прокачаннее в интересной тебе области — снова польза в виде дофамина (в конце концов она всегда в виде дофамина, но оставим это).
Называть это все шизоидными чертами и акцецнтуациями — это как называть работу из-за миллиона улыбок нарциссизмом или attention whoring'ом.
А, или вы про другую пользу? Про социальную? А почему она — конечная цель? Вы просто подменили одни танчики на другие.
VolCh
Начните с того, что нет единой морали.
fireSparrow
Да, это одна из причин того, почему моральная безупречность — абстракция.
Есть ещё одна причина — никто не может знать абсолютно все последствия своих действий.
sergku1213
Я так понял, что это призыв — делать то за что вам будет не стыдно. В этом случае, так и биохимия, кстати, говорит — у Вас не будет профессионального выгорания. Тут полностью согласен с автором, хотя ситуация глубже выглядит, чем он описал. Хотя бы то, что такой подход добавляет еще один критерий к задаче оптимизации выбора работы и обеспечения доходами себя. А плюсы не очевидны, но велики. Идти на работу каждый день как на праздник! Вкратце: если Вы умны и талантливы, не разменивайтесь на мелочи, ловите журавлей и будет Вам счастье. Ну а остальные… пусть работают за деньги и придумывают себе способы оправдать свое недовольство.Аминь.
somurzakov
когда работаешь над такими хорошими проектами, то помимо внешней мотивации (зп) включается и внутренняя мотивация и продуктивность и удовлетворенность работой увеличивается.
White_Scorpion
А почему только госорганизаций? А как же множество коммерческих продуктов разработанных в стиле: ПМ приходит и просит "Добавить вот сюда кнопочку", а потом радостно рапортует "фича имплементирована", хотя никакая кнопочка там нафиг никому не нужна.