Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно продвигает поправки к закону о защите конкуренции. В четвертый антимонопольный пакет поправок вошло предложение ФАС штрафовать компании за недобросовестное использование элементов чужого бренда. Размер штрафа варьируется от 1% до 15% от оборота фирмы.
Государственно-правовое управление (ГПУ) президента и Минэкономразвития выступили против проекта. Они опасаются ослабления конкуренции и появления дополнительных проблем у предпринимателей. Российский союз промышленников и предпринимателей также был не согласен с предложением: для чего нужны нововведения, если можно подать возражения в Роспатент и в суд на регистрацию бренда. ФАС подкорректировала документ с учетом замечаний и направила его в правительство.
Сейчас штраф за использование чужого товарного знака закреплен в Кодексе об административных нарушениях (КоАП), напоминает начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции антимонопольной службы Яна Склярова. ФАС не пытается переписать закон, а просто предлагает запретить копировать и незарегистрированные обозначения, например, дизайн, фирменный стиль и другие индивидуальные черты, которые уже используют конкуренты на рынке.
По данным начальника правового управления ФАС Сергея Пузыревского, в 2014 году зафиксировано более 200 нарушений, связанных с товарными знаками. Ущерб от такой недобросовестной конкуренции может быть очень велик, это и удар по стоимости бренда, и уход части потребителей, которые были введены в заблуждение, полагает исполнительный директор содружества «Русбренд» Алексей Поповичев. Название товара может быть другим, но шрифт или оформление продукции может напоминать уже известный продукт и у правообладателя должны быть инструменты для борьбы с такими нарушителями, поясняет он.
Штрафы будут грозить всем компаниям, развивающим собственные бренды, опасается партнер Goltsblat BLP Елена Трусова. Суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС предлагает ее фактически устранить, отмечает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов.
Сейчас ГК РФ предусматривает выплату компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Компаниям проще обратиться в суд и получить компенсацию по его решению, отмечает юрист крупной компании: штраф ФАС пойдет в бюджет, и компания от этого ничего не выиграет, а штраф в 1% от оборота может и не нанести значительного вреда недобросовестному конкуренту.
Есть случаи, когда нарушения формально не подпадают под КоАП. Например, появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак на класс одежды, хотя есть такой же знак, зарегистрирован другим производителем, выпускающим часы. В Роспатенте идет регистрация именно по классу продукции. ФАС не ограничена в сборе доказательств по расследованию, это и запросы на предоставление документов, и рейды. У компаний и судов таких инструментов доказательств нет, рассказал «Ведомостям» управляющий партнер KK&P Максим Кульков.
Государственно-правовое управление (ГПУ) президента и Минэкономразвития выступили против проекта. Они опасаются ослабления конкуренции и появления дополнительных проблем у предпринимателей. Российский союз промышленников и предпринимателей также был не согласен с предложением: для чего нужны нововведения, если можно подать возражения в Роспатент и в суд на регистрацию бренда. ФАС подкорректировала документ с учетом замечаний и направила его в правительство.
Сейчас штраф за использование чужого товарного знака закреплен в Кодексе об административных нарушениях (КоАП), напоминает начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции антимонопольной службы Яна Склярова. ФАС не пытается переписать закон, а просто предлагает запретить копировать и незарегистрированные обозначения, например, дизайн, фирменный стиль и другие индивидуальные черты, которые уже используют конкуренты на рынке.
По данным начальника правового управления ФАС Сергея Пузыревского, в 2014 году зафиксировано более 200 нарушений, связанных с товарными знаками. Ущерб от такой недобросовестной конкуренции может быть очень велик, это и удар по стоимости бренда, и уход части потребителей, которые были введены в заблуждение, полагает исполнительный директор содружества «Русбренд» Алексей Поповичев. Название товара может быть другим, но шрифт или оформление продукции может напоминать уже известный продукт и у правообладателя должны быть инструменты для борьбы с такими нарушителями, поясняет он.
Штрафы будут грозить всем компаниям, развивающим собственные бренды, опасается партнер Goltsblat BLP Елена Трусова. Суть конкуренции и заключается в соперничестве брендов, а ФАС предлагает ее фактически устранить, отмечает член рабочей группы по развитию конкуренции экспертного совета при правительстве Алексей Ульянов.
Сейчас ГК РФ предусматривает выплату компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Компаниям проще обратиться в суд и получить компенсацию по его решению, отмечает юрист крупной компании: штраф ФАС пойдет в бюджет, и компания от этого ничего не выиграет, а штраф в 1% от оборота может и не нанести значительного вреда недобросовестному конкуренту.
Есть случаи, когда нарушения формально не подпадают под КоАП. Например, появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак на класс одежды, хотя есть такой же знак, зарегистрирован другим производителем, выпускающим часы. В Роспатенте идет регистрация именно по классу продукции. ФАС не ограничена в сборе доказательств по расследованию, это и запросы на предоставление документов, и рейды. У компаний и судов таких инструментов доказательств нет, рассказал «Ведомостям» управляющий партнер KK&P Максим Кульков.