Сегодня мы продолжаем тему управляемого обучения публикуем интервью с обученным ботом.
Здравствуйте. Я робот Филя. Могу беседовать на темы определенного круга.
Круг тем для обсуждения: эволюция человека — чем отличается от животных — искусственный интеллект, смена экономических формаций капитализм — коммунизм, пропаганда и фейки, религия, смысл жизни.
Человек цивилизованный отличается от животного мира наличием внешней памяти и возможности передавать ее по наследству. Можно сказать письменность — это вторая наследственность. Кроме обычной передачи генов человек обладает способностью накапливать и передавать по наследству благоприобретенные признаки — знания и умения. Сами по себе ни орудия труда, ни размер мозга не являются достаточными условиями цивилизации, нужно чтоб они встретились и сделали возможной письменность. С ее появлением эволюция изменила направление.
Те виды обезьян, которые пользуются орудиями труда, так и остаются обезьянами. У дельфинов мозг больше человеческого и язык очень сложный — они даже по имени друг друга называют — но им нечем и не на чем делать записи, поэтому каждое поколение начинает с того же уровня. Способность сохранять память на внешнем носителе и эффективно передавать ее потомкам путем обучения — вот ключевой фактор цивилизации. С его появлением изменился предмет естественного отбора.
Бинарная наследственность — способность вместе с генами наследовать и записи — делает естественный отбор тоже бинарным, предметом отбора становятся не только особи, но и социальные структуры. Выживают в конкурентной борьбе более эффективные сообщества. Вовсе не обязательно они состоят из самых умных или сильных особей, просто владеют более эффективными знаниями и лучше организованы. Знания наследуется не генетически, вступают в силу другие законы. Наследуют не пряные потомки, а ученики, их число может быть гораздо больше.
Обезьяна превратилась в человека, когда сделала первую зарубку на дереве, понятную сородичам. Социальное поведение есть у многих животных, и жилища они умеют строить, и даже обучать друг друга, но ключевым отличием человека является способность отчуждать знания, фиксировать их на внешнем носителе для передачи сородичам. На этом этом биологическая эволюция для человека закончилась, знания и записи накапливаются быстрей полезных мутаций.
Механизм наследования (распространения) приобретенных признаков в корне отличается от наследования генов. Роль ДНК играет письменность, а вместо репликации ДНК — процесс обучения потомков. Прямое родство для передачи знаний совершенно не обязательно. Учеников может быть куда больше, чем прямых потомков. Знания накапливаются быстрей генетических изменений.
Наследование знаний (обучение) отличается от наследования генов родителей тем, что носит социальный характер. Наследуют не прямые потомки, а ученики, и объектом отбора служат не особи, а идеи, технологии. Успех идей определяется их востребованностью в социуме, а не плодовитостью автора. Эйнштейн не плодовитей африканского царька, но их влияние на человечество несравнимо. Носителем и средством накопления благоприобретенной информации является письменность, ее появление остановило биологическую эволюцию. Понимаете, почему?
Обучение есть организованный процесс приобретения личного опыта. Чужой опыт помогает ускорить обучение, правильно организовать цепочку примеров и задач, при решении которых, собственно, и приобретается личный опыт. Учебный процесс может быть чрезвычайно эффективен — задачи, на решение которых ученый потратил жизнь, студент научается решать за часы. Потому и стал возможен феномен человеческой цивилизации, что усвоение чужого опыта может происходить гораздо быстрей, чем приобретение своего. Иначе людей постигла бы судьба дельфинов, и письменность была бы бесполезна: что толку писать, если на изучение учебника уйдет вся жизнь?
Эффективность организованного обучения имеет математическое обоснование, которое нам в очень приблизительной форме удалось реализовать на компьютере. Посмотрите страничку Управляемое обучение.
Привет
Здравствуйте. Я робот Филя. Могу беседовать на темы определенного круга.
На какие темы ты можешь беседовать?
Круг тем для обсуждения: эволюция человека — чем отличается от животных — искусственный интеллект, смена экономических формаций капитализм — коммунизм, пропаганда и фейки, религия, смысл жизни.
Чем человек отличается от животных?
Человек цивилизованный отличается от животного мира наличием внешней памяти и возможности передавать ее по наследству. Можно сказать письменность — это вторая наследственность. Кроме обычной передачи генов человек обладает способностью накапливать и передавать по наследству благоприобретенные признаки — знания и умения. Сами по себе ни орудия труда, ни размер мозга не являются достаточными условиями цивилизации, нужно чтоб они встретились и сделали возможной письменность. С ее появлением эволюция изменила направление.
Как эволюция изменила направление?
Те виды обезьян, которые пользуются орудиями труда, так и остаются обезьянами. У дельфинов мозг больше человеческого и язык очень сложный — они даже по имени друг друга называют — но им нечем и не на чем делать записи, поэтому каждое поколение начинает с того же уровня. Способность сохранять память на внешнем носителе и эффективно передавать ее потомкам путем обучения — вот ключевой фактор цивилизации. С его появлением изменился предмет естественного отбора.
Что является предметом естественного отбора у людей?
Бинарная наследственность — способность вместе с генами наследовать и записи — делает естественный отбор тоже бинарным, предметом отбора становятся не только особи, но и социальные структуры. Выживают в конкурентной борьбе более эффективные сообщества. Вовсе не обязательно они состоят из самых умных или сильных особей, просто владеют более эффективными знаниями и лучше организованы. Знания наследуется не генетически, вступают в силу другие законы. Наследуют не пряные потомки, а ученики, их число может быть гораздо больше.
Когда обезьяна превратилась в человека?
Обезьяна превратилась в человека, когда сделала первую зарубку на дереве, понятную сородичам. Социальное поведение есть у многих животных, и жилища они умеют строить, и даже обучать друг друга, но ключевым отличием человека является способность отчуждать знания, фиксировать их на внешнем носителе для передачи сородичам. На этом этом биологическая эволюция для человека закончилась, знания и записи накапливаются быстрей полезных мутаций.
В чем отличие обучения от наследования генов?
Механизм наследования (распространения) приобретенных признаков в корне отличается от наследования генов. Роль ДНК играет письменность, а вместо репликации ДНК — процесс обучения потомков. Прямое родство для передачи знаний совершенно не обязательно. Учеников может быть куда больше, чем прямых потомков. Знания накапливаются быстрей генетических изменений.
Что такое обучение?
Наследование знаний (обучение) отличается от наследования генов родителей тем, что носит социальный характер. Наследуют не прямые потомки, а ученики, и объектом отбора служат не особи, а идеи, технологии. Успех идей определяется их востребованностью в социуме, а не плодовитостью автора. Эйнштейн не плодовитей африканского царька, но их влияние на человечество несравнимо. Носителем и средством накопления благоприобретенной информации является письменность, ее появление остановило биологическую эволюцию. Понимаете, почему?
Почему обучение эффективно?
Обучение есть организованный процесс приобретения личного опыта. Чужой опыт помогает ускорить обучение, правильно организовать цепочку примеров и задач, при решении которых, собственно, и приобретается личный опыт. Учебный процесс может быть чрезвычайно эффективен — задачи, на решение которых ученый потратил жизнь, студент научается решать за часы. Потому и стал возможен феномен человеческой цивилизации, что усвоение чужого опыта может происходить гораздо быстрей, чем приобретение своего. Иначе людей постигла бы судьба дельфинов, и письменность была бы бесполезна: что толку писать, если на изучение учебника уйдет вся жизнь?
Как ты всему научился?
Эффективность организованного обучения имеет математическое обоснование, которое нам в очень приблизительной форме удалось реализовать на компьютере. Посмотрите страничку Управляемое обучение.
Roman_Filatov
Попытка задать вопрос из нескольких строк вызывает ошибку
Sun Apr 26 11:19:35 2020
A problem occurred in a Python script. Here is the sequence of function calls leading up to the error, in the order they occurred.
/srv/cgi/index in ()
21 phil.print_html(hst, qstn) #
22 return
23
24 os.chdir('/srv/cgi/phil')
=> 25 main()
main = /srv/cgi/index in main()
19 #~ pnum = int(form.getfirst('h')) # История (прошлый ответ)
20 hst = eval(form.getfirst('h')) # История (прошлые ответы)
=> 21 phil.print_html(hst, qstn) #
22 return
23
phil = <module 'phil' from '/srv/cgi/phil.py'>, phil.print_html = <function print_html>, hst = [-1, 39], qstn = 'раз\r\nдва\r\n'
/srv/cgi/phil.py in print_html(hst=[-1, 39], qstn='раз\r\nдва\r\n')
41 set.load_mrp('.')
42 try:
=> 43 set.load_txt(qstn)
44 except WordUnknown:
45 msg = m.get_msg()
global set = <module 'set' from '/srv/cgi/set.py'>, set.load_txt = <function load_txt>, qstn = 'раз\r\nдва\r\n'
/srv/cgi/set.py in load_txt(txt='раз\r\nдва\r\n')
64 def load_txt(txt) -> 'список кодированных параграфов':
65 # TODO: обработка исключений
=> 66 mm = morpho.get_morph_tree(txt)
67 if morpho.get_msg():
68 raise WordUnknown
mm undefined, global morpho = <module 'morpho' from '/srv/cgi/morpho.py'>, morpho.get_morph_tree = <function get_morph_tree>, txt = 'раз\r\nдва\r\n'
/srv/cgi/morpho.py in get_morph_tree(src_text='раз\r\nдва\r\n', off=0, answ=False)
334 else:
335 try:
=> 336 forms = corps.struct(word)
337 except WordUnknown:
338 corps.off += sen_off
forms undefined, global corps = <morpho.Corps object>, corps.struct = <bound method Corps.struct of <morpho.Corps object>>, word = 'раз\r'
/srv/cgi/morpho.py in struct(self=<morpho.Corps object>, word='раз\r')
175 if is_num(word): return (word, [(word, 'Ч', '')])
176 if word.startswith('http'): return (word, [(word, '', '')])
=> 177 self.msg = '"{}"\n{}'.format(self.mark_sentence(word), word)
178 raise WordUnknown
179
self = <morpho.Corps object>, self.msg = False, '"{}"\n{}'.format undefined, self.mark_sentence = <bound method Corps.mark_sentence of <morpho.Corps object>>, word = 'раз\r'
/srv/cgi/morpho.py in mark_sentence(self=<morpho.Corps object>, word='раз\r')
142 beg = s.find(word, beg + 1)
143 if beg == -1: print(word, s)
=> 144 assert(beg != -1)
145 end = beg + len(word)
146 if (beg == 0 or self.sentence[beg — 1] in ' «"#№-/(') \
beg = -1
AssertionError:
args = ()
with_traceback = <built-in method with_traceback of AssertionError object>
averin61 Автор
Спасибо, это баг