Резкий переход на удаленную работу для многих превратился в настоящее испытание. Большая часть сотрудников Localization и Support — отделов студии Plarium Krasnodar — уже около пяти лет работает удаленно, но за прошедший месяц им тоже пришлось преодолеть некоторые сложности. Мы попросили ребят дать несколько советов, как эффективно организовать удаленную работу и что важно учитывать.
На подготовительном этапе принимается много важных решений, учитывается правовая часть, подписываются дополнения к трудовым договорам… Но заострить внимание хочется на том, что повлияет на весь дальнейший рабочий процесс.
Важно подумать о психологическом состоянии сотрудников, для которых удаленная работа в новинку. Дать им понять: руководство знает, что делает, все спланировано, они в надежных руках. Здесь не последнюю роль играет уверенность самого руководителя. Также стоит учитывать, что ничего не успокаивает лучше четко налаженных рабочих процессов: каждый сотрудник должен понимать, как ему действовать в новых условиях, — и не должен чувствовать затруднений.
Кстати о налаженности процессов: если раньше у вас не было инструмента для постановки задач, то теперь он однозначно нужен: на устных договоренностях и электронной почте далеко не уедешь. Каким будет таск-трекер — зависит от нужд компании. У нас есть опыт работы со множеством инструментов, и среди них:
Сев за домашние компьютеры, ваши сотрудники начнут потихоньку забывать, что они — команда. К коллеге теперь не подойти, в перерыве ни с кем не встретиться, поэтому кто-то будет чувствовать недостаток информации. На удаленке особенно важно давать команде задания, которые подталкивают к общению друг с другом. Нужно постараться организовать общее информационное поле, чтобы каждый смог участвовать в обсуждении рабочих вопросов. Для этого хорошо подходят видеоконференции, которые способствуют большему вовлечению, продуктивному и легкому общению.
Не видя человека, узнать о его состоянии довольно сложно. Если работник не привык самостоятельно сообщать о возникающих трудностях, то руководитель может остаться в неведении и не суметь предотвратить усугубление ситуации. Настройте своих подчиненных на максимальную открытость, сообщите о вашей готовности помогать в случае необходимости. Участвуйте в жизни команды, назначьте личные и общие созвоны. Чем явственней ваше присутствие, тем лучше работник почувствует поддержку (но не перегибайте палку!).
Нельзя допускать эмоциональной изоляции и отстраненности сотрудника, так вы рискуете получить вместо команды группу отчужденных людей, не заинтересованных в качестве выполняемой работы. Организуйте пространство для неформального общения в коллективе — чаты для флуда в мессенджерах, группы в социальных сетях с новостями компании или отдела — и рассказывайте в них о том, например, что было сделано на прошлой неделе или будет сделано в ближайшую, обменивайтесь мемами. Если вы любите нестандартные решения, то можно пойти дальше — современные технологии позволяют организовать даже корпоративное интернет-радио.
На удаленной работе значение интернет-коммуникации возрастает в разы. Важно обсудить с командой, отрегулировать самые разные формы взаимодействия, которые позволили бы всем оставаться в одном инфополе, быть вовлеченными — и не мешать работать друг другу. Приведем несколько правил, которые могут оказаться вам полезны.
Мы используем несколько инструментов коммуникации:
Формат удаленки неизбежно вызывает вопросы о контроле продуктивности сотрудников и качества их работы. Руководитель оказывается в ситуации, когда он не может просто окинуть взглядом офис и проверить занятость своих подчиненных — кто работает, а кто пропал куда-то. У него возникает вполне объяснимое стремление ужесточить контроль, но это стремление стоит сдерживать, ведь оно может помешать подчиненным работать.
Есть программы, которые в течение дня собирают аналитику с рабочего стола на компьютере сотрудника, например Screenshot Monitor. Они могут быть полезны, если оплата труда почасовая и руководителю важно знать, отсиживает человек свои часы или отрабатывает. Кроме того, используя такие инструменты, можно своевременно реагировать, когда сотрудник делает серьезную ошибку или его показатели снижаются — в общем, когда требуется помощь.
Однако, по нашему опыту, эффективность подобных инструментов неоднозначна: это иногда демотивирует, особенно представителей творческих профессий. Мы не рекомендуем вводить дополнительные виды отчетности или требовать от людей постоянно подтверждать присутствие на рабочем месте. Лучше отталкиваться от следующей мысли: если качество результата не вызывает вопросов, то можно считать, что обязательства перед работодателем выполняются.
Как не упустить ничего важного? Предлагаем небольшой чеклист.
Но самый главный признак, который поможет вам понять, что переход на удаленку был успешным, таков: основные процессы продолжают выполняться и эффективность команды не снижается. Интересно заметить, что многие сотрудники, работая дома, демонстрируют даже большую продуктивность, чем в офисе. Очевидно, в удаленке есть и плюсы, и минусы, но нет ничего, с чем нельзя было бы справиться. Удачи!
Подготовка
На подготовительном этапе принимается много важных решений, учитывается правовая часть, подписываются дополнения к трудовым договорам… Но заострить внимание хочется на том, что повлияет на весь дальнейший рабочий процесс.
Важно подумать о психологическом состоянии сотрудников, для которых удаленная работа в новинку. Дать им понять: руководство знает, что делает, все спланировано, они в надежных руках. Здесь не последнюю роль играет уверенность самого руководителя. Также стоит учитывать, что ничего не успокаивает лучше четко налаженных рабочих процессов: каждый сотрудник должен понимать, как ему действовать в новых условиях, — и не должен чувствовать затруднений.
Кстати о налаженности процессов: если раньше у вас не было инструмента для постановки задач, то теперь он однозначно нужен: на устных договоренностях и электронной почте далеко не уедешь. Каким будет таск-трекер — зависит от нужд компании. У нас есть опыт работы со множеством инструментов, и среди них:
- Jira — может подойти в качестве основного менеджера задач для всех отделов, задействованных в работе над продуктом;
- Hansoft — гибкая система, позволяющая детально отслеживать рабочие процессы и затрачиваемое время;
- Asana — простой инструмент с интуитивно понятным интерфейсом, удобен для небольших команд;
- Trello — еще более простой вариант, старая добрая «доска» для ведения задач;
- Google Sheets — лидер нашего списка с точки зрения простоты и доступности, позволяющий настроить процесс отслеживания задач под себя, использовать различные формулы и диаграммы, форматировать документы для более удобного восприятия информации.
Остаемся на связи
Инфополе команды и взаимоподдержка
Сев за домашние компьютеры, ваши сотрудники начнут потихоньку забывать, что они — команда. К коллеге теперь не подойти, в перерыве ни с кем не встретиться, поэтому кто-то будет чувствовать недостаток информации. На удаленке особенно важно давать команде задания, которые подталкивают к общению друг с другом. Нужно постараться организовать общее информационное поле, чтобы каждый смог участвовать в обсуждении рабочих вопросов. Для этого хорошо подходят видеоконференции, которые способствуют большему вовлечению, продуктивному и легкому общению.
Не видя человека, узнать о его состоянии довольно сложно. Если работник не привык самостоятельно сообщать о возникающих трудностях, то руководитель может остаться в неведении и не суметь предотвратить усугубление ситуации. Настройте своих подчиненных на максимальную открытость, сообщите о вашей готовности помогать в случае необходимости. Участвуйте в жизни команды, назначьте личные и общие созвоны. Чем явственней ваше присутствие, тем лучше работник почувствует поддержку (но не перегибайте палку!).
Нельзя допускать эмоциональной изоляции и отстраненности сотрудника, так вы рискуете получить вместо команды группу отчужденных людей, не заинтересованных в качестве выполняемой работы. Организуйте пространство для неформального общения в коллективе — чаты для флуда в мессенджерах, группы в социальных сетях с новостями компании или отдела — и рассказывайте в них о том, например, что было сделано на прошлой неделе или будет сделано в ближайшую, обменивайтесь мемами. Если вы любите нестандартные решения, то можно пойти дальше — современные технологии позволяют организовать даже корпоративное интернет-радио.
Правила общения онлайн
На удаленной работе значение интернет-коммуникации возрастает в разы. Важно обсудить с командой, отрегулировать самые разные формы взаимодействия, которые позволили бы всем оставаться в одном инфополе, быть вовлеченными — и не мешать работать друг другу. Приведем несколько правил, которые могут оказаться вам полезны.
- Поддерживайте порядок в чатах, найдите и используйте подходящий именно вам мессенджер, настройте списки бесед и контактов так, чтобы не теряться в возросшем количестве каналов.
- Подумайте об альтернативных средствах связи и случаях, когда ими нужно воспользоваться. У сотрудников должна быть возможность позвонить коллеге на мобильный или домашний телефон, если тот не отвечает на сообщения или если вопрос проще обсудить устно.
- Позаботьтесь о том, чтобы у каждого сотрудника было все необходимое для видеосозвонов (наушники, камера). Не стоит недооценивать этот формат коммуникации: он здорово восполняет нехватку невербальных сигналов — жестов, мимики — и снижает вероятность многозначной трактовки, что часто бывает при переписке.
- Настойчиво стучась к коллеге в чат или пытаясь срочно ему дозвониться, мы можем не видеть, как в тот же момент к нему стучатся еще несколько человек, требуя внимания, а сам коллега катастрофически занят. Пользуйтесь статусами в мессенджерах, например, или Google Calendar — любым инструментом, который позволит учитывать занятость друг друга.
Мы используем несколько инструментов коммуникации:
- Google Hangouts — для видеовстреч с сотрудниками разных отделов. Очень удобен, поскольку есть синхронизация с Google Calendar, которая позволяет всем увидеть, когда назначено собрание;
- Slack — для быстрых незапланированных созвонов;
- Discord — для непрерывного взаимодействия с командой. Сидя в «комнате», можно устно обратиться к коллеге в любой момент. Такой формат создает эффект присутствия и поднимает командный дух.
Контроль качества
Формат удаленки неизбежно вызывает вопросы о контроле продуктивности сотрудников и качества их работы. Руководитель оказывается в ситуации, когда он не может просто окинуть взглядом офис и проверить занятость своих подчиненных — кто работает, а кто пропал куда-то. У него возникает вполне объяснимое стремление ужесточить контроль, но это стремление стоит сдерживать, ведь оно может помешать подчиненным работать.
Есть программы, которые в течение дня собирают аналитику с рабочего стола на компьютере сотрудника, например Screenshot Monitor. Они могут быть полезны, если оплата труда почасовая и руководителю важно знать, отсиживает человек свои часы или отрабатывает. Кроме того, используя такие инструменты, можно своевременно реагировать, когда сотрудник делает серьезную ошибку или его показатели снижаются — в общем, когда требуется помощь.
Однако, по нашему опыту, эффективность подобных инструментов неоднозначна: это иногда демотивирует, особенно представителей творческих профессий. Мы не рекомендуем вводить дополнительные виды отчетности или требовать от людей постоянно подтверждать присутствие на рабочем месте. Лучше отталкиваться от следующей мысли: если качество результата не вызывает вопросов, то можно считать, что обязательства перед работодателем выполняются.
Резюме
Как не упустить ничего важного? Предлагаем небольшой чеклист.
- Команда находится в одном информационном поле — благодаря регулярным созвонам, общей рассылке на почте, чатам в мессенджерах.
- Все появляются на рабочем месте без опозданий — это можно отследить по активности в общем чате или во время ежедневных утренних созвонов.
- Каждый специалист точно знает, чем и когда заниматься. Ему доступен таск-трекер, рабочие инструкции, четко прописанные должностные обязанности. Вы можете в любой момент посмотреть статус выполнения всех текущих задач и оценить нагрузку команды.
- Работают общие каналы и нормы интернет-коммуникации. Сотрудники знают, где получить нужные сведения, как связаться с коллегами, администрацией или системными администраторами в случае необходимости.
- Вся административная документация ведется правильно и в полном объеме. Даже работая удаленно, люди могут уйти в отпуск, взять больничный и т. д.
Но самый главный признак, который поможет вам понять, что переход на удаленку был успешным, таков: основные процессы продолжают выполняться и эффективность команды не снижается. Интересно заметить, что многие сотрудники, работая дома, демонстрируют даже большую продуктивность, чем в офисе. Очевидно, в удаленке есть и плюсы, и минусы, но нет ничего, с чем нельзя было бы справиться. Удачи!