Всем привет. Следующую статью, в преддверии старта курса «Team Lead 2.0», написал один из наших подписчиков. А как вы переходили на удаленку? Пишите в комментарии о своем опыте.
Практически все компании, в том числе IT, а также косвенно относящиеся к этой сфере, испытывают сейчас проблемы, связанные с переходом на удаленку. Какие рекомендации сформировать своим работникам? Какую линию поведения стоит выбрать начальству? Как выстраивать коммуникацию? Мы разберем некоторые проблемы, связанные с переходом на удаленную работу.
Техническая сторона процесса
Проблема заключается в развертывании процесса удаленной работы всей команды. В частности, мой знакомый тестировщик первую неделю самоизоляции почти ничего не делал и не потому, что не хотел или что-то в этом роде, а потому, что никто из его отдела не знал, как поднять k8s на своей локальной машине и почему-то работа отдела была так выстроена, что никто не смог помочь ему поднять сервер для тестирования. Но такие проблемы продолжались первые несколько дней, потом работа более-менее выстроилась.
На другой работе сотруднику дали доступ с айпи только домашнего компа, и потом, когда он захотел переехать на дачу, пришлось настраивать целый VPN. И пускай с точки зрения соображения безопасности это было верно, это потребовало много времени на настройку.
Я надеюсь, что к настоящему моменты вы смогли перестроить свой пайплайн разработки для работы на удаленке. В другом случае, нужно что-то делать, иначе итог будет печален.
Когда удаленка не в радость
Одна из самых больших проблем, которые возникают в удаленной работе — это, вне сомнения, размывание линии работа/дом. Вполне известный всем удаленщикам эффект, при котором твоя работа, которую ты делаешь дома, из стандартных 8-9 растягивается до 15 и у тебя просто не остается какого-то личного своего времени, в которое ты имеешь полное право на то, на что хочешь. Теперь ты не можешь после окончания своего рабочего времени написать «прости, я не в офисе, не могу решить проблему», потому что в домашнем офисе ты на работе практически все время.
Решение Решение здесь напрашивается достаточно простое: каждому сотруднику необходимо самостоятельно выстроить свои временные зоны совместно с работодателем, иначе это закончится выгоранием через несколько месяцев. Вы далеко не первый it — специалист, оказавшийся на удаленке, так что стоит использовать опыт коллег.
Во-первых, составьте себе временную зону под физические упражнения. Согласно статистике со StackOverflow, большинство программистов не выполняют физические упражнения, однако сейчас ситуация несколько иная — для хорошего функционирования организма вам нужны физические нагрузки, некоторый моцион. В идеале это нагрузка соответствующая как минимум 10000 шагов (вам стоит изучить рекомендации по этой теме). Это могут быть либо просто физические упражнения, либо бег по утрам (но так как в некоторых регионах нашей страны почему-то нельзя выходить на улицу (естественно без объяснения причин, почему же нельзя в одиночку бегать по парку утром или вечером, и как это повлияет на распространение коронавируса), либо один из самых идеальных вариантов — это беговая дорожка на балконе или в хорошо проветриваемой комнате, но такой вариант позволить могут не все).Кроме бега, вам конечно стоит попробовать и другие физические упражнения на статику, некоторые полезные можно найти здесь. Кроме физических нагрузок, вам нужно определенным образом выстроить режим работы. Несмотря на то, что сотрудники находятся на удаленке, а значит постоянно готовы работать, это не означает, что можно грузить их вопросами по работе 24/7 и пытаться выжать на удаленке из них еще больше, такая история закончится плохо. Любой человек с опытом удаленной работы подтвердит, что попытка работать больше чем 5/2 по 8-9 часов в день, чревата расшатанным здоровьем и быстрым выгоранием. Сотрудники должны по возможности следить за режимом (этот вопрос приобретает особенную важность в связи физическими нагрузками, потому что не получил физическую нагрузку в достаточной мере -> не смог вовремя уснуть -> не смог выспаться -> постепенно разрушил режим сна -> потерял продуктивность -> выгорел). И несмотря на «сейчас будет кризис, а значит нам нужно разрабатывать больше продукта», «людям не надо тратить свое время на дорогу до работы, а значит они должны потратить его на работу», начальник должен стараться более точно описывать задачи и требовать их выполнение в срок. Что касается физических нагрузок и расписания, здесь IT — департаменты традиционно проявляют некую сдержанность в указании сотрудникам, что им надо сделать. Поэтому если вы еще не выкатили вашим сотрудникам список рекомендаций на время самоизоляции (соблюдение режима, физические нагрузки, расписание работы/отдыха, то я рекомендую вам это сделать, пока ваш IT — департамент не начал демонстрировать первые признаки выгорания).
Потеря ощущения целостности с коллективом
Пока вы работаете очно в офисе, вы постоянно встречаетесь с коллегами, здороваетесь с ними за руку, получаете совместные положительные эмоции на днях рождениях и корпоративах. Однако на самоизоляции становится куда сложнее поддерживать контакт — появляется чувство, что вы никак не связаны с этой компанией и этих людей особо не знаете, теряется чувство личной принадлежности к коллективу и важность поддержания нормальных личных отношений (они же мои друзья и боевые товарищи, как я могу их подвести). Поэтому и мотивация в таких случаях начинает страдать — ведь кроме денежной мотивации (которая в период самоизоляции тоже плохо работает, потому что по сути все, на что ты можешь сейчас тратиться — только еда и небольшое улучшение бытовых условий, поездки за границу, какие-то оффлайн развлечения пока откладываются на неизвестный срок), у работника есть еще и нематериальная мотивация в виде связи с коллективом, в которой он себе может быть даже напрямую не отдает отчет — но она все равно крайне важна.
Решение Постарайтесь поддерживать связи и по вопросам, не связанными с рабочими. Организуйте на какой-нибудь платформе для массовых встреч регулярные (но не больше 1 раза в неделю, лучше 1-2 раза в месяц) встречи в формате Show & Tell, в которых можно поздравлять тех, у кого был день рождения/праздник или произошли какие-то другие приятные события, не связанные напрямую с работой. Постарайтесь организовать какое-то подобие совместного досуга коллег — к примеру, кооперативные интеллектуальные игры, совместные ланчи по вебкам и что-нибудь в таком роде. Создайте отдельный канал в Slack, близкий по содержанию к курилке, где люди могут обсудить то, что их связывало в свободное время на работе — где можно обсудить свои хобби, личные проблемы, последние новости…
Удаленная коммуникация
Ну, казалось бы, здесь вопросов особо не будет, и особенно на этом разделе я останавливаться не хочу. Здесь можно сделать несколько замечаний:
— Постарайтесь по возможности включать вебки, чтобы ощущать личное общение со своими собеседниками (если конечно у них есть для этого возможность потому, что люди у которых нет своего отдельного пространства, будут чувствовать себя некомфортно, если их попросят демонстрировать своих домашних)
— Zoom на самом деле не так уж и хорош;
— Дискорд хорош, но иногда сервера не выдерживают перегрузки пользователей;
Кроме этого, будьте готовы к тому, что самоизоляция еще затянется на минимум два месяца (не стоит быть наивным и думать, что это скоро закончится). Поэтому, если в вашей компании сейчас происходит какое-то движение сотрудников (смена команды/расширение/открытие нового IT-департамента/перенос часть разработки на аутсорс (потому что зачем теперь нанимать дорогих специалистов из вашего города, если удаленного вы можете нанять его из любой точки в мире)), то вам стоит озаботиться созданием своей собственной вики об отделах компании, кто в ней начальник, и какие у кого обязанности/кто у кого в подчинении, потому что сейчас вы не можете сделать оффлайн экскурсию и сотрудники могут испытывать чувство потерянности и не знать к кому обратится (если вы не знаете, на какой платформе все это писать, вот эта вроде зарекомендовала себя достаточно хорошо. А не знать к кому обратиться, часто равно нерешенная проблема -> потерянное время -> потерянные деньги.
Мотивация сотрудника
Вопрос мотивации на удаленке стоит поставить отдельно. Что должно двигать сотрудника вперед? Лично я работаю в нескольких местах и в каждом из них была трогательная и долгая часовая речь начальника для всех сотрудников о том, что сейчас кризис и «это непросто» если опустить все детали. Некоторые начальники даже оказались не готовы к речи на удаленную аудиторию (произносить речи подобного характера без реакции аудитории достаточно тяжело, надо сказать), и кроме того, не смогли сформировать линию дальше «окей, работаем в условиях кризиса дальше».
Здесь стоит вопрос, насколько велико доверие сотрудников к вам. Стоит задуматься, а есть ли у вас точные план действия на текущий кризис (в котором условия ведения бизнеса на самом деле вполне ясны), и готовы ли вы их озвучивать.
Во-первых, надо дать понять сотрудникам, что кризис это история про выживание компании и по результатам кризиса большая часть компаний закроется, но какая-то останется на плаву, а в награду, выжившим достанется часть рынка. Поэтому грамотные и умные решения сейчас ценны как никогда. Если сейчас у вас никаких изменений в клиентуре и монетизации нет, это не повод утверждать «работает как работали». Вы не работаете как работаете, потому что на вас оказывает влияние как минимум переход на массовую удаленку. Поэтому покажите людям, куда они должны развиваться сейчас -> перестроиться в соответствии с рекомендациями, которые я приводил выше; быть готовыми к резкому ухудшению ситуации вследствие кризиса. Если же ситуация для вас ухудшается, вам стоит высказать идею о том, что кризис проходят только те, кто готов меняться -> и если вы не продемонстрируете сотрудникам, что компания меняется, вас не должна удивлять волна сомнений, стоит ли работать в этой компании дальше.
Бесплатный вебинар: «Управление удаленной командой»