Работа в самом большом Open Space может показаться адом, но только не для Андрея. Два с половиной года назад он отправил свое резюме в Facebook, который предложил ему место в компании и организовал переезд из Израиля в Кремниевую долину.
Андрей – бывший инженер IBM. В интервью на нашем YouTube-канале он немного рассказал о том, почему выбрал Facebook, как компания развивает амбициозные проекты и заботится о своих сотрудниках.
В статье небольшая выжимка из часового интервью.
Полное видео прикрепляем ниже.
У Facebook самый большой Open Space в мире площадью 40 тыс. кв.м.
Здание компании было построено в два этапа: в первый год закончили одну половину, на следующий – вторую. На данный момент идет пристройка третьей части.
В здании есть лишь только один этаж, где непосредственно работают сотрудники. Внизу – парковка для машин, а на крыше – парк, где можно устроить перерыв и прогуляться на свежем воздухе. В целом, чтобы добраться с одного конца здания до другого, потребуется около 15 минут. Настолько оно длинное.
Facebook очень серьезно относится к своим сотрудникам, ведь они – главный актив компании. В здании постоянно происходят улучшения условий труда. Например, было создано специальное освещение для того, чтобы минимизировать нагрузку на глаза при работе с компьютером.
Компания предоставляет автобусы, которые привозят сотрудников каждое утро на работу и развозят их после обеда, есть почта, прачечная, спортивный зал. Даже есть сервисный центр, где можно сделать мелкий ремонт машины.
И, конечно же, здесь есть рестораны и столовые. Facebook сам закупает продукты и не жалеет на это денег. Если сравнивать обыкновенный ресторан, в день его посещают около 100 человек, а в одном здании Facebook их около 5 тыс. И всех нужно кормить. Поэтому на выбор сотрудникам есть две большие столовые и три специфических ресторана с азиатской, средиземноморской и индийской едой. Благодаря этому еда очень вкусная и разнообразная. Андрей подчеркивает, что после того, как он устроился в Facebook, набрал пару лишних килограмм.
Еще одна интересная особенность компании – у всех сотрудников одинаковые рабочие места. И не важно, ты – Марк Цукерберг, вице-президент или простой инженер-разработчик. Совещания проходят всегда в стеклянных будках, как бы подчеркивая открытость работы компании. Шторки очень редко опускаются.
Еще касательно открытости: еженедельно Марк Цукерберг выступает перед сотрудниками. В течение недели команды собирают вопросы и устраивают голосование. Цукерберг готовится и подробно отвечает на три вопроса, набравших больше всего голосов. После этого микрофон становится доступен каждому, у кого остаются еще вопросы, на которые он хочет получить ответ. В целом, зал с трудом вмещает 1 тыс. человек, но в интернете можно посмотреть трансляцию.
В компании пять ценностей:
1) Build social value («?создай ценность для общества»). Задача сотрудников не просто принести прибыль в компанию, но и создать в первую очередь ценность для пользователей. Когда создавался Facebook, никто не предполагал, что компания превратится в гигантское рекламное агентство.
2) Move fast («?двигайся быстро»). Когда-то у Facebook был слоган «?move fast and break things» («?двигайся быстро и ломай вещи»). Когда Марк давал показания в конгрессе, каждый вопрос, который ему задавали, был связан с этим слоганом. Многие считали, что именно из-за него компания все делала тяп-ляп, что и привело к проблемам с конфиденциальностью. Но это не так. Этот слоган касается именно инженерной культуры Facebook. Он призывает людей не бояться ошибок. Ведь из-за страха можно упустить возможность создать что-то новое и оригинальное.
3) Be bold («?будь смелым»). Этот принцип тоже связан с постоянными новшествами. Его идея заключается в том, чтобы не бояться и брать на себя риски. Facebook диктует: рискуйте и не бойтесь делать ошибок. Это позволяет компании оставаться на плаву, так как в последнее время мир меняется очень быстро, и если ты не адаптируешься к изменениям, то корпорация замедляет свой темп, остается позади или совсем перестает существовать.
4) Be open ( «?будь открытым»). Вся информация и данные компании доступны для всех. Любой может пойти и достать нужную информацию – код, данные, метрики и т.д. Это очень удобно, потому что зачастую, бывает, тебе нужно что-то от другой команды, и в других компаниях ты можешь целыми годами бегать за ними и просить доступ. Здесь же все иначе.
5) Focus on impact ( «?фокусируйся на влиянии») Здесь речь идет о приоритетах.
Как и в любой другой компании, в Facebook есть метрики, которые касаются сохранения количества пользователей и донесения ценности продукта. Например, есть метрика CAU, Care About Users – «?забота о пользователях». Любой новый продукт будет оцениваться на том, как он повлияет на юзера. Другая метрика MSI, Meaningful Social Interaction – «?значимое социальное взаимодействие». Она оценивает, насколько пользователь вовлечен в продукт.
«?Каждую неделю в компанию приходит поток новых кандидатов. Три года назад в моем потоке было около 150 человек на место. Весь процесс проходит очень быстро и эффективно. У меня это заняло не больше 2 месяцев, начиная с первого контракта с рекрутером и заканчивая получением предложения. Причем весь процесс найма в основном проходил, когда я и моя семья жили в Израиле.
Я попросил друга передать мое резюме. Причем это никоим образом не может повлиять на твой шанс попасть в компанию. Возможно, что это лишь ускорило процесс рассмотрения моего резюме. Буквально на следующий же день мне позвонил рекрутер и назначил телефонное интервью. Всего у меня было их два. После этого меня пригласили в США и купили билет на самолет. Здесь я прошел около 5 интервью, в основном с инженерами.
В целом, интервью может проводить любой сотрудник. В компании даже есть курсы по обучению того, как проводить собеседования. Зачем? Потому что в компанию еженедельно приходит огромное количество соискателей, и интервью должно проводиться ответственно и быстро.
По моему опыту во многих компаниях на собеседованиях много внимания уделяется таким вопросам, как: «?Расскажите о себе. Чем занимались? Где работали? Что вам нравится и не нравится?». В Facebook все иначе. Знакомство проходит за 2 минуты, и остальные 95% времени кандидаты пишут код. Причем не важно, на какую должность ты рассчитываешь – начальника или инженера. Все пишут код.
Во время собеседования ты не выбираешь какую-то конкретную команду. Хотя есть такие случаи, когда для определенного проекта требуется специалист с какой-то узкой направленностью. В большинстве же случаев Facebook нанимает простых инженеров.
Если ты успешно прошел интервью, для тебя и другой новой группы инженеров проводится так называемый Bootcamp. На протяжении как минимум 5 недель максимум 8-9 недель люди слушают лекции, проходят курсы и привыкают к тому, как происходит работа в Facebook. И это первый этап.
Дальше люди начинают общаться с разными командами, узнавать, чем они занимаются, и собственно выбирать подходящую для себя команду. У новобранцев есть наставник, который помогает им во время их обучения и адаптации. Но он не может привлекать новичков к своему проекту. Для этого есть определенный день, когда в одном месте собираются все команды и новые сотрудники.
В целом, весь этот процесс очень длинный. Проходит 3-4 недели, пока человек знакомится с начальником, инженерами и их работой. В это время он уже может брать на себя какие-то задачи по написанию кода.
«?Задача начальника в Facebook – продвигать своих сотрудников. Я не помню всех критериев, по которым оценивается сотрудник в компании, хотя мне периодически приходится делать это. Раз в полгода мы все даем друг другу обратную связь. Для этого мы пишем рецензии на себя, коллег и начальника. Этот процесс называется Performance Review.
Проводится он два раза в год, и это не просто формальность. Это очень серьезный процесс, люди к нему готовятся и боятся. Задача менеджера собрать весь фидбэк воедино и дать каждому члену команды оценку. Однако, у каждого начальника может быть свой собственный узкий кругозор, потому что у него, например, всего 5 работников, и он может сравнить их только друг с другом. Поэтому после проставления оценок руководители собираются вместе и обсуждают своих подчиненных и проставленные оценки. Это очень долгий и серьезный процесс. И судя по всему он работает, потому что все работники стараются всегда сделать свою работу лучше и качественнее.
Андрей – бывший инженер IBM. В интервью на нашем YouTube-канале он немного рассказал о том, почему выбрал Facebook, как компания развивает амбициозные проекты и заботится о своих сотрудниках.
В статье небольшая выжимка из часового интервью.
Полное видео прикрепляем ниже.
Условия труда в Facebook
У Facebook самый большой Open Space в мире площадью 40 тыс. кв.м.
Здание компании было построено в два этапа: в первый год закончили одну половину, на следующий – вторую. На данный момент идет пристройка третьей части.
В здании есть лишь только один этаж, где непосредственно работают сотрудники. Внизу – парковка для машин, а на крыше – парк, где можно устроить перерыв и прогуляться на свежем воздухе. В целом, чтобы добраться с одного конца здания до другого, потребуется около 15 минут. Настолько оно длинное.
Facebook очень серьезно относится к своим сотрудникам, ведь они – главный актив компании. В здании постоянно происходят улучшения условий труда. Например, было создано специальное освещение для того, чтобы минимизировать нагрузку на глаза при работе с компьютером.
Компания предоставляет автобусы, которые привозят сотрудников каждое утро на работу и развозят их после обеда, есть почта, прачечная, спортивный зал. Даже есть сервисный центр, где можно сделать мелкий ремонт машины.
И, конечно же, здесь есть рестораны и столовые. Facebook сам закупает продукты и не жалеет на это денег. Если сравнивать обыкновенный ресторан, в день его посещают около 100 человек, а в одном здании Facebook их около 5 тыс. И всех нужно кормить. Поэтому на выбор сотрудникам есть две большие столовые и три специфических ресторана с азиатской, средиземноморской и индийской едой. Благодаря этому еда очень вкусная и разнообразная. Андрей подчеркивает, что после того, как он устроился в Facebook, набрал пару лишних килограмм.
Еще одна интересная особенность компании – у всех сотрудников одинаковые рабочие места. И не важно, ты – Марк Цукерберг, вице-президент или простой инженер-разработчик. Совещания проходят всегда в стеклянных будках, как бы подчеркивая открытость работы компании. Шторки очень редко опускаются.
Еще касательно открытости: еженедельно Марк Цукерберг выступает перед сотрудниками. В течение недели команды собирают вопросы и устраивают голосование. Цукерберг готовится и подробно отвечает на три вопроса, набравших больше всего голосов. После этого микрофон становится доступен каждому, у кого остаются еще вопросы, на которые он хочет получить ответ. В целом, зал с трудом вмещает 1 тыс. человек, но в интернете можно посмотреть трансляцию.
По каким принципам и ценностям работает Facebook
В компании пять ценностей:
1) Build social value («?создай ценность для общества»). Задача сотрудников не просто принести прибыль в компанию, но и создать в первую очередь ценность для пользователей. Когда создавался Facebook, никто не предполагал, что компания превратится в гигантское рекламное агентство.
2) Move fast («?двигайся быстро»). Когда-то у Facebook был слоган «?move fast and break things» («?двигайся быстро и ломай вещи»). Когда Марк давал показания в конгрессе, каждый вопрос, который ему задавали, был связан с этим слоганом. Многие считали, что именно из-за него компания все делала тяп-ляп, что и привело к проблемам с конфиденциальностью. Но это не так. Этот слоган касается именно инженерной культуры Facebook. Он призывает людей не бояться ошибок. Ведь из-за страха можно упустить возможность создать что-то новое и оригинальное.
3) Be bold («?будь смелым»). Этот принцип тоже связан с постоянными новшествами. Его идея заключается в том, чтобы не бояться и брать на себя риски. Facebook диктует: рискуйте и не бойтесь делать ошибок. Это позволяет компании оставаться на плаву, так как в последнее время мир меняется очень быстро, и если ты не адаптируешься к изменениям, то корпорация замедляет свой темп, остается позади или совсем перестает существовать.
4) Be open ( «?будь открытым»). Вся информация и данные компании доступны для всех. Любой может пойти и достать нужную информацию – код, данные, метрики и т.д. Это очень удобно, потому что зачастую, бывает, тебе нужно что-то от другой команды, и в других компаниях ты можешь целыми годами бегать за ними и просить доступ. Здесь же все иначе.
5) Focus on impact ( «?фокусируйся на влиянии») Здесь речь идет о приоритетах.
Как и в любой другой компании, в Facebook есть метрики, которые касаются сохранения количества пользователей и донесения ценности продукта. Например, есть метрика CAU, Care About Users – «?забота о пользователях». Любой новый продукт будет оцениваться на том, как он повлияет на юзера. Другая метрика MSI, Meaningful Social Interaction – «?значимое социальное взаимодействие». Она оценивает, насколько пользователь вовлечен в продукт.
Как устроиться в Facebook
«?Каждую неделю в компанию приходит поток новых кандидатов. Три года назад в моем потоке было около 150 человек на место. Весь процесс проходит очень быстро и эффективно. У меня это заняло не больше 2 месяцев, начиная с первого контракта с рекрутером и заканчивая получением предложения. Причем весь процесс найма в основном проходил, когда я и моя семья жили в Израиле.
Я попросил друга передать мое резюме. Причем это никоим образом не может повлиять на твой шанс попасть в компанию. Возможно, что это лишь ускорило процесс рассмотрения моего резюме. Буквально на следующий же день мне позвонил рекрутер и назначил телефонное интервью. Всего у меня было их два. После этого меня пригласили в США и купили билет на самолет. Здесь я прошел около 5 интервью, в основном с инженерами.
В целом, интервью может проводить любой сотрудник. В компании даже есть курсы по обучению того, как проводить собеседования. Зачем? Потому что в компанию еженедельно приходит огромное количество соискателей, и интервью должно проводиться ответственно и быстро.
По моему опыту во многих компаниях на собеседованиях много внимания уделяется таким вопросам, как: «?Расскажите о себе. Чем занимались? Где работали? Что вам нравится и не нравится?». В Facebook все иначе. Знакомство проходит за 2 минуты, и остальные 95% времени кандидаты пишут код. Причем не важно, на какую должность ты рассчитываешь – начальника или инженера. Все пишут код.
Во время собеседования ты не выбираешь какую-то конкретную команду. Хотя есть такие случаи, когда для определенного проекта требуется специалист с какой-то узкой направленностью. В большинстве же случаев Facebook нанимает простых инженеров.
Если ты успешно прошел интервью, для тебя и другой новой группы инженеров проводится так называемый Bootcamp. На протяжении как минимум 5 недель максимум 8-9 недель люди слушают лекции, проходят курсы и привыкают к тому, как происходит работа в Facebook. И это первый этап.
Дальше люди начинают общаться с разными командами, узнавать, чем они занимаются, и собственно выбирать подходящую для себя команду. У новобранцев есть наставник, который помогает им во время их обучения и адаптации. Но он не может привлекать новичков к своему проекту. Для этого есть определенный день, когда в одном месте собираются все команды и новые сотрудники.
В целом, весь этот процесс очень длинный. Проходит 3-4 недели, пока человек знакомится с начальником, инженерами и их работой. В это время он уже может брать на себя какие-то задачи по написанию кода.
Развитие членов команды внутри Facebook
«?Задача начальника в Facebook – продвигать своих сотрудников. Я не помню всех критериев, по которым оценивается сотрудник в компании, хотя мне периодически приходится делать это. Раз в полгода мы все даем друг другу обратную связь. Для этого мы пишем рецензии на себя, коллег и начальника. Этот процесс называется Performance Review.
Проводится он два раза в год, и это не просто формальность. Это очень серьезный процесс, люди к нему готовятся и боятся. Задача менеджера собрать весь фидбэк воедино и дать каждому члену команды оценку. Однако, у каждого начальника может быть свой собственный узкий кругозор, потому что у него, например, всего 5 работников, и он может сравнить их только друг с другом. Поэтому после проставления оценок руководители собираются вместе и обсуждают своих подчиненных и проставленные оценки. Это очень долгий и серьезный процесс. И судя по всему он работает, потому что все работники стараются всегда сделать свою работу лучше и качественнее.
fougasse
Вот это вот «Это очень серьезный процесс, люди… боятся.» — это, простите, дичь.
Почему инженер должен бояться? Почему ФБ считает, что страх — это норма для работника? Или это не так?
Что за аггресивный пиар работы в ФБ начался?
skywalk7
А вы не боитесь написать честный открытый отзыв на своих коллег на основании которого им начислят или не начислят премию и примут решение о карьерном росте?
Я вот боюсь до сих пор, просто научился с годами эффективнее контролировать страх :)
Все мы смелые за глаза.
TheGodfather
А чего бояться? Ну т.е. если коллега молодец и ты прям видишь как он фигачит — так и пишешь. Если коллега норм, не блестает, но и не косячит — что-нибудь стандартное пишешь, ок-ок, ну хорошо. А если коллега дно, за которым тебе фиксить приходилось несколько раз, и на контакт он не идет, и фидбек личный не принимает — ну что поделать, значит на ревью можно так и сказать «так и так, вот у чувака тут и тут есть косяки, ему бы улучшить это и это». Без адекватного фидбека никто не сможет понять, над чем ему работать.
adictive_max
А если он фигачит, а ты этого просто не замечаешь?
Или наоборот, он отлично имитирует бурную деятельность, а у тебя нет компетенций чтобы это распознать.
А если тебе отдавали фиксить только малую часть от его работы, а всё остальное было нормального качества?
Или вообще, вы поспорили с кем-то «а говно ли последний эпизод ЗВ», и он вам чисто из принципа занизит рецензию.
ИМХО, подобный подход — это попытка переложить ответственность за управленческие решения с руководителя на персонал.
TheGodfather
Если «рецензия» — это «кол» и все, то это процесс сломан :) Я общался с парой людей из соседней команды, где практикуют 360 — и это обычно выглядело как менеджер, пишущий мне емейл типа «О, Вася из моей команды сказал, что с тобой работал. Можешь написать, как Вася вообще был?». И, я конечно не знаю, как это вами воспринимается, но я врядли буду буллшитить менеджеру другой команды «просто так».
И опять же, если у вас 360, то за условный квартал, условный Вася, скорее всего, успел пообщаться как минимум с десятком людей в и вне вашей команды. И если из 10 фидбеков типа «рокстар» есть один «кол», то это outlier. И при правильно построенном процессе такое врядли повлияет на итоговую оценку на ревью. В этом и фишка — регулярный фидбек с разных сторон. Закон больших чисел.
lamerok
Зачем вообще писать что-то на коллег?
Либо он делает работу хорошо и качественно, либо нет.
Есть куча механизмов определить это без "доносов" на коллег.
ABBAPOH
так перформанс ревью же так работает — все пишут отзывы на всех с кем работали в этом полугодии. по итогам этих отзывов дают или не дают бонусы.
lamerok
У нас так было, очень часто получается так, что если кто-то в контрах, то друг на друга пишут вату, особенно, если начинают кучковаться. Одна кучка плохо про другую кучку.
Потом мы ушли от этого, стали делать не так… Оценка работы проходит в команде, например скрам, каждый отчитывается, что сделал вчера, что сегодня будет делать. Вся команда(в том числе менеджер) его слушает, если каждый раз задача не сделана, и отмазки, то самому стремно становится, все делают, а ты нет.
Можно конечно валить и давать самые сложные задачи, поэтому свободные задачи выбирают сами разработчики, сделал — взял новую. Так сказать, саморегуляция. Перфоманс оценивается по объективным задачам — сколько времени делалась задача, сколько недочетов найдено по факту в задачах, на пиир ревью, сколько задач вообще сделано и так далее.
А все эти отзывы — это субъективная хрень. Не понравился человек, можно вату накатать… На работе — работа и только работа :)
fougasse
За спиной — я их не пишу.
И стараюсь подобные поползновения в свою сторону пресекать.
funca
А почему нет? Хотите жить как в сказке? Тогда сначала будет страшно, потом смешно, а в конце все будет хорошо. Либо понты, облом и поражение. Смотря на чьей вы стороне.
sshikov
>Что за аггресивный пиар работы в ФБ начался?
Ну, прикиньте… денег у ребят дохрена. А репутация, прямо скажем, так себе. Сливы персональных данных на сторону, цензура… Качество приложений (основных, я не беру во внимание whatsapp, например) — без слез смотреть сложно, что веб, что мобильное (временами было вообще непригодным, такое впечатление, что просто никто не тестировал перед выпуском).
И при этом попытки заявить, что у них «ценности»:
В принципе, попытки исправить такое положение пиаром — не удивительны. Получается ли? Ну судя по -12 у данного поста — примерно так же, как делать приложения ;)
VIkrom
Ну так у них же в ценностях есть Be open — вот персональные данные и открыты, для правильных людей))