![](https://habrastorage.org/webt/6u/ud/fa/6uudfaszgbyerivfab_zbjamyze.jpeg)
С чего все началось?
Стандартную уборку салонов обычно проводят во время смены между рейсами. Данные процедуры могут включать сбор мусора, вытирание поверхностей различными дезинфицирующими средствами и проч. Однако во времена covid-19 многое изменилось. Стоит также отметить, что рядом авиакомпаний еще до начала пандемии проводилась более тщательная уборка салонов, которая включала даже распыление аэрозоля во время полета (практика применения в Австралии). По большей части речь идет о перевозчиках, которые летают в Азию, но не только. Во многих странах требуется, так называемая, «дезинсекция самолетов», прибывающих из мест, где распространяются болезни, передающиеся насекомыми.
Пандемия
Во времена пандемии ряд авиакомпаний расширили списки мероприятий и закупили дополнительные специальные дезинфицирующие средства и аппараты для аэрозольной обработки салонов.
![](https://habrastorage.org/webt/vw/7p/fo/vw7pfokcz3a_jp5oqbefqma7ti8.jpeg)
Aircraft fogging. Delta.
Вместе с тем, когда все только начиналось, в отдельных случаях салоны обрабатывали только тряпками и салфетками. Вручную.
![](https://habrastorage.org/webt/gz/bl/z0/gzblz0qhur0qdjjemvc_jsc6evm.jpeg)
Обработка салона Singapore airlines. Фото: Jeremy Long.
Достаточно взглянуть на салон самолета, и возникают вполне очевидные вопросы. Насколько тщательно протерли кресла? Все ли откидные столики обработали? А ручки? Подлокотники, кнопки, вентиляцию? И т.д. В современных лайнерах таких деталей много. В данном случае аэрозоль является следующим шагом в обеспечении безопасности: он способен проникать в труднодоступные места, а также экономит время на обработку.
![](https://habrastorage.org/webt/s4/ps/vo/s4psvoblvvrjfarbci09mmginy0.jpeg)
Обработка салона самолета Thai Airlines прибывшего из Китая. 28 Января 2020.
С развитием пандемии ряд авиаперевозчиков закупил оборудование для распыления аэрозоля на своих бортах. К примеру, это сделали три крупнейшие авиакомпании США Delta, United, American, и они не единственные. Другими авиакомпаниями также применялась подобная практика: Royal Jordanian, Qantas, Vietnam Airlines, Korean и проч.
![](https://habrastorage.org/webt/je/bk/bz/jebkbzsventzvob6f81c3cn9_ak.jpeg)
Обработка салона во Frontier Airlines.
![](https://habrastorage.org/webt/ov/vs/tr/ovvstra30hmvtsck3dej8epdrtk.jpeg)
Обработка салона в United (фрагмент видео).
Использовались различные дезинфицирующие средства. По одним информация имеется, по другим – нет. В Delta, к примеру, ограничились заявлениями, что средство зарегистрировано в EPA (Агентство по охране окружающей среды США), и оно является высокоэффективным и используется на всех транстихоокеанских рейсах, прибывающих в США. Korean Air сообщала, что использовала MD-125, разбавленную версию моющего раствора D-125, которая применяется в различных отраслях промышленности. Сообщается, что MD-125 действует против 142 бактерий и вирусов, включая сальмонеллу, птичий грипп, ВИЧ и корь. В Qantas писали о Viraclean – дезинфицирующем средстве сиднейской компании Whiteley Corp.
![](https://habrastorage.org/webt/2v/xn/qk/2vxnqk35f0sjjsidn4dnuhlnjvq.jpeg)
Обработка салона. Фото businesstraveller.com
В методах обработки аэрозолем также есть свои нюансы. Чаще можно встретить специализированные мобильные распылители мелкодисперсного аэрозоля. На это важно обратить внимание, ведь вместе с этим применяли и опрыскиватели.
![](https://habrastorage.org/webt/j2/kt/xu/j2ktxugptud1pkbpb93cwdd6wnm.jpeg)
В чем разница? Распрыскиватели уступают мелкодисперсному аэрозолю, который в виде тумана проникает в труднодоступные места, заполняя весь объем помещения.
![](https://habrastorage.org/webt/f-/r8/h7/f-r8h7xpi8vgpqnivykx-e-gevy.jpeg)
Обработка Boeing 787 прилетевшего из Уханя. Фото Royal Jordanian airlines.
Дисперсность аэрозоля может варьироваться от наиболее крупных капель в 50-100 мкм. при орошении, до более мелких – 3,5-10 мкм. Ниже дисперсность – выше проникающая способность и эффективнее обработка (CОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЕЗИНФЕКЦИИ И БОРЬБЫ С ИСМП. «Санэпидконтроль. Охрана труда» №4 2019 / ЛПУ). Одним из главных плюсов мелкодисперсного аэрозоля является еще и то, что он одновременно способен обеззараживать воздух. В отличие от крупных капель, которые почти сразу падают на обрабатываемую поверхность, туман с дезинфицирующим средством держится в воздухе и оседает постепенно.
Новые вызовы
«Чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности пассажиров, начиная с полуночи 25 марта 2020 года, авиакомпания Vietnam Airlines будет опрыскивать и дезинфицировать весь парк своих воздушных судов дезинфицирующим средством при посадке в Ханое, Дананге, и Хошимине. Vietnam Airlines – единственная авиакомпания во Вьетнаме, которая ежедневно дезинфицирует все эксплуатируемые самолеты», – Vietnam Airlines.Выше один из примеров того, как авиакомпании начинают работать в новых реалиях. Это рынок, и никто не отменял того, что когда полеты снова начнут возобновлять, то люди будут больше доверять тем авиакомпаниям, которые принимают максимум мер для обеспечения безопасности.
![](https://habrastorage.org/webt/jj/2c/im/jj2cimjsb-xtunglfbzyvpdvkyu.jpeg)
Фото Vietnam Airlines
Процедура обработки во Vietnam Airlines, к примеру, включает в себя два этапа: распыление аэрозоля и очистка оборудования специальным раствором. В авиакомпании также рассказали, что помимо дезинфекции самолета после каждого полета, дезинфицирующее средство будет также распылятся и оставляться на всю ночь.
Vietnam Airlines не единственный перевозчик, принимающий данные меры.
Авиакомпании рассказывают и показывают, как и что они делают. Своими новыми технологиями в рамках «Delta Clean» делятся Delta airlines.
Aircraft Fogging Enhances Customer Safety | Delta Air Lines.
Delta будет выполнять санитарно-гигиеническую обработку каждого рейса с помощью электростатических распылителей.
Авиакомпания сообщала, что с 1 апреля все самолеты Delta на внутренних перелетах будут подвергаться специальной очистке салона в течение ночи. Самолет будет также обрабатываться перед каждым полетом. С начала мая авиакомпания начала дезинфицировать самолеты перед каждым вылетом.
Представленные примеры не единичны. С одной стороны, это, безусловно, забота о безопасности, однако вместе с этим – работа с клиентами и однозначное послание: «с нами летать безопасно».
Значимость расширения мер дезинфекции на воздушных судах становится со временем более очевидной. Агентство OAG, которое занимается аналитикой данных по перевозкам в гражданском секторе, сообщало, что дезинфекция самолетов и в аэропортах, вероятно, станут главными шагами, необходимыми, чтобы люди начали снова летать.
![](https://habrastorage.org/webt/gx/ym/n-/gxymn-wh_8psv7-fsovhibmro4g.jpeg)
Данные OAG.
По данным агентства, эти меры окажут более значимый эффект, чем снижение стоимости тарифов на перелеты.
amarao
А как это помогает от соплей и слюней больного человека два ряда назад, пускающего оные сопли и слюни в воздух в течение 6 часов?
remzalp
Ну теперь заразятся лишь пара сотен, а не пара сотен и еще пара следующих рейсов
rjhdby
Сопли и слюни довольно тяжелы и не умеют летать, только если их специально навесиком не запустили.
Ну и где-то слышал, что в плане очистки и обновления воздуха в салоне в самолётах всё прямо вот очень хорошо. Но это за что купил...
amarao
Ого. Осталось тогда выяснить, почему воздушно-капельный путь основной...
rjhdby
Потому, что одно дело, когда вам в лицо чихнули и совсем другое, когда чихнули в спинку кресла
amarao
А как же расстояние в два средних медведя и всё такое? Тут были studies, что при работающей вентиляции при длительной экспозиции вообще чуть ли не 9 метров.
Я бы поверил, что оно такое супер всё втягивающее, если бы не экспириенс на расстоянии 3 рядов от туалета. Если после тучного дяди от сортира пованивает на 3 ряда, то и корона там летать тоже будет.