В одном человеке редко сочетаются качества музыканта и инженера. Но французский скрипач Лоран Бернадак (Laurent Bernadac) — именно такой человек. Его последний проект называется 3Dvarius — это первая в мире электрическая скрипка, напечатанная на 3D-принтере.
Хотя скрипка названа в честь знаменитого мастера Антонио Страдивари, но с его изделиями у 3Dvarius мало общего. На самом деле электроскрипка — совершенно новый музыкальный инструмент, чья форма, вес и звучание алгоритмически рассчитаны и оптимизированы на компьютере. Возможно, это своеобразное послание из будущего, где инструменты будут рассчитывать и печатать по индивидуальным заказам музыкантов.
К тому же, инструменты из синтетических материалов более надёжны, пишет Wired. Первым в мире производителем виолончелей и скрипок из углеродного волокна была компания Luis and Clark. В начале 2000-х один из владельцев этой фирмы Луис Легуйя (Luis Leguia) вышел на озеро покататься на катамаране в одиночку. Оказалось, что в тишине слышно, как вода завихряется вокруг и создаёт специфический «музыкальный» гул при соприкосновении с корпусом катамарана из углеволокна. Луис позже сделал прототипы, которые отлично звучали. Фирма продала полторы тысячи инструментов, и за пятнадцать лет только три из них потребовали ремонта.
Однако в мире классической музыки очень сильны традиции. Например, скрипки Страдивари ценят за их прославленное звучание, хотя ни слепые опросы, ни акустические тесты не могут выявить существенной разницы между звучанием скрипки Страдивари и любой другой качественной скрипки. Учёные и скрипичные мастера годами спорят, что же особенного в скрипках великого итальянца.
Из-за приверженности традициям музыкальные инструменты до сих пор делают по старинке: скрипки из дерева покрывают лаком.
Лоран Бернадак уверен, что с помощью 3D-принтеров и новых материалов «скрипачи разработают новые звуки и новые техники игры, и новый музыкальный репертуар». Возможно, так и будет.
Комментарии (25)
m03r
26.08.2015 10:58-3Спешу вас огорчить, композиторы разработают новые звуки и новые техники игры, и новый музыкальный репертуар
на обычных скрипкахMeklon
26.08.2015 11:11+7Отвратительно, на мой немузыкальный вкус.
m03r
26.08.2015 18:39Я не утверждал, что Дорохов войдёт в десятку классиков начала XXI века, и привёл это произведение в качестве примера ультраавангардных экспериментов.
Хотя, подозреваю, более умеренный и более признанная музыка Сендо Вам тоже будет не по вкусу.KonstantinSoloviov
28.08.2015 17:00+1Прекрасно или ужасно — не понял пока…
напомнило это :)
youtu.be/6H1_a9cHeTY?t=3801
А, вообще — интересно…
Ей! Зачем заминусовали человека-то?
dead_undead
27.08.2015 23:36Дааа, а я то думал Джон Зорн это дохера авангард =)
Fuzzyjammer
27.08.2015 23:47На правах оффтопа, у Зорна очень много легкой приятной музыки, к примеру: https://youtu.be/c4eO2o9u1j0?t=35m19s (да и вообще весь концерт хорош). Хотя уже следующий трек может показаться «слегка авангардным» (по меркам двадцатилетней давности).
dead_undead
27.08.2015 23:56Знаю, это я так, шуткую =)
A Vision In Blakelight мне очень понравился, и ещё вот этот концерт просто шикарный.
Всё никак не доберусь до Electric Masada.
Pinsky
26.08.2015 11:16В мой хейтлист добавился пункт — изображение из скрипки электрогитары(обратное там уже давно).
Удивлен, что необработанного звука так и не было — видимо совсем уныл.
P.S. Всегда считал электрогитару и гитару разными инструментами, со скрипками так же.dead_undead
27.08.2015 23:35Пэйдж ведь кстати играл смычком на электрогитаре.
Pinsky
29.08.2015 18:35Я тут скорее о Мальмстинах всяких и прочих неоклассиках, а не об альтернативном звукоизвлечении)
mib
Но это-же не скрипка, а электро-гитара. Ну тоесть можно на что угодно натянуть несколько струн, поставить звукосниматель и прогнать через компютер. Скрипка звучит корпусом, резонирует, излучает десятки гармоник…
berezuev
Быть может, я сделаю для вас открытие, но электрогитара тоже звучит корпусом и резонирует…
Не нужно лезть с комментариями, если вообще не знакомы с предметом
mib
Вовсе не обязательно так хамски отвечать, достаточно написать, что я заблуждаюсь.
В общем, мне почему-то всегда казалось, что электро-гитары делают «цельными и не резонирующими» для того, чтобы на них не воздействовали звуковые волны из мощных концертных акустических систем.
berezuev
Прошу прощения, если нахамил. Просто не люблю, когда с такой уверенностью делают такие уверенные заявления.
А вообще, по теме, электрогитары делаются из цельного массива дерева именно для хорошего резонанса.
Под каждый элемент гитары (корпус, гриф, накладка грифа) подбирается определенный сорт дерева. Оно довольно долго высушивается. Затем, придается определенная форма (которая тоже влияет на звук, кстати говоря). Более того, даже порожки имеют значение.
Sadler
Давайте, я отвечу Вам вежливо. На самом деле дека электрогитары должна резонировать, и их оценивают по такому параметру, как сустейн, то есть длительность звучания, которая как раз является следствием резонанса корпуса. Электрогитары практически без деки тоже существуют, и, хотя их звучание значительно короче, они тоже находят своё применение.
Fuzzyjammer
Я бы не сказал, что звучание последних короче, они же, по сути, обладают «сквозным» грифом (в кавычках — потому как гриф там ни через что насквозь не проходит, деки же нет), что очень хорошо для сустейна. (к примеру, у стика чапмана при полном отсутствии деки сустейн на зависть тяжелым сплошным лесполам). Зато они намного тише, что используется в т.н. сайлент-гитарах для домашних занятий.
KKaysin
Видео, согласен, не дает представления о звучании инструмента.
Но идея-то заключается в том, что можно средствами компьютерного моделирования поэкспериментировать с формами и материалами корпуса и распечатать именно ту форму, которая обеспечит нужное звучание: те самые десятки гармоник
m03r
Форма формой, но для звучания не менее важен материал — определённое дерево определённой степени высушенности (как раз для того скрипки и покрывают лаком, чтобы они не пересыхали).
Fuzzyjammer
Вопрос — а является ли нужное звучание обязательно тем, что мы привыкли слышать? Цельнокорпусная электрогитара звучит совершенно иначе, чем акустическая гитара с установленными звукоснимателями, а акустическая «американская» или полу-акустическая гитара не похожа на маленькую классику с жильными/нейлоновыми струнами. Пианино родесса очень далеко от фортепиано со струнами, а фортепиано не похоже на клавесин. Тем не менее, спустя какое-то время эти инструменты очень прочно заняли свою нишу. Возможно, эксперименты с формой скрипки (или не скрипки), невозможные при использовании дерева, дадут жизнь какому-либо ответвлению. Например, вопрос довольно актуален для альта — классическая его форма не позволяет получить сравнимый (со скрипкой) по качеству и громкости звук, т.к. более низкий строй требует большего резонатора, но больше его делать некуда — исполнителю будет не взяться за гриф.
m03r
Много хорошей музыки написано в расчёте именно на звучание классической скрипки. Именно поэтому старинная музыка звучит лучше на старинных инструментах (несмотря на их технологическое несовершенство). А особенности тембра альта — некоторая матовость и приглушённость — с успехом используются композиторами для достижения нужных эффектов, например, в начале первой части 6-й симфонии Чайковского.
Sadler
Акустическая симуляция и печать из пластика для того и нужны, чтобы не рассчитывать на особенности конкретного композита, при этом максимизировать резонанс на необходимых частотах и исключить его на всех остальных.
Идентичные деревянные инструменты с одного завода могут сильно отличаться по звучанию. Цельнолитые инструменты из однородного пластика должны быть куда более предсказуемыми. Вопрос лишь в том, возможно ли симулировать «классическую» характеристику резонанса в пластике.
m03r
Возможно, из моих предыдущих комментариев могло показаться, что я ярый приверженец «натурального». Это не так. Я всего лишь хочу указать на несколько фактов:
1) Пусть меня поправят специалисты, но мне кажется, что не для любого материала вообще можно разработать такую форму которая (а) укладывается в определённые ограничения (в данном случае — «скрипкоподобие», чтобы можно было держать в руках) и (б) обладает наперёд заданными акустическими характеристиками. Очень грубый пример: что бы ни вырезать из резины, звучать как скрипка это не будет.
2) Численное моделирование резонансных характеристик определённой формы требует большого количества вычислений, и, боюсь, достаточной точности соответствия будет достичь непросто (если вообще возможно, см. пункт 1).
3) Наконец, трудности будет вызывать более или менее точное измерение акустических характеристик традиционной скрипки: разные способы звукоизвлечения в сочетании с различными струнами, смычками, подставками и канифолями (а всё это очень даже влияет на звук) дают невообразимое множество вариантов взаимодействия источника колебаний (в первую очередь — передающихся от струн на верхнюю деку через подставку) с собственно корпусом инструмента.
Поэтому мне кажется, что симулировать «классическую характеристику» довольно сложно, если вообще возможно.
А возможность получить «в пластике» то, что звучит точно так же, как симуляция — это очень хорошо.
Sadler
1) для 3d-принтеров тоже можно использовать различные материалы. Если не подойдёт один, всегда можно попробовать другой материал с другими характеристиками, это несложно.
2) сегодня говорить о недостатке ресурсов не приходится. Даже телефоны сейчас бывают мощнее суперкомпьютеров не такого уж далёкого прошлого. Лишь бы алгоритм был нормально реализован.
3) если мы говорим о резонансе как основной функции деки, то для его измерения на скрипке даже играть не нужно: измерять надо на чистом тоне, пропущенном через деку, снимать вибродатчиками в нескольких точках. Соответственно, получим графики Гц/дБ, к ним и подгоняем модель. Естественно, заранее надо проверить, насколько точно симуляция соответствует реальности. А струны, смычки и канифоль едва ли нужно печатать на принтере, можете использовать купленные в магазине.
Кстати, я тут подумал, а ведь 3d-принтеры открывают возможности для использования генетических алгоритмов в дизайне продукции. Не знаю, насколько это полезно, но должно быть весело.