Статья может быть крайне интересна всем тем, кто хочет получить профильное IT-образование, и просто всем неравнодушным.
Вместо предисловия
Почему я вообще имею право говорить об этом? 4 года обучения по специальности «информационные системы и технологии» за плечами. Живу в сравнительно небольшом городе (до миллиона жителей) и обучался в местном университете.
Я больше чем уверен, что опыт в передовых вузах страны разительно отличался бы от того, что есть на данный момент у меня, однако далеко не у всех есть возможность связать свою жизнь с топовыми IT-вузами, поэтому наверняка многие студенты, текущие и бывшие, поддержат мое видение. Если заинтересовало, то добро пожаловать под кат!
Приемная кампания
Кажущийся уже далеким 2016 год. Я узнал результаты ЕГЭ, не был ими сильно доволен, но и расстроенным меня не назвать. В моем городе, если ты хочешь получить специальность в области информационных технологий, то есть всего 2 вуза (и 2 факультета соответственно). Из-за страха ли, глупости или же не самых высоких баллов возможность уехать из города исчезла, поэтому после начала приемной кампании мои документы оказались в обоих вузах.
Долго изучались различия двух факультетов, в чем разница между классическим и политехническим образованием, опрашивались знакомые, находились бывшие выпускники. Но когда начались дни открытых дверей, меня, на тот момент большеглазого абитуриента, поразили те речи, что говорили деканы и преподаватели обоих факультетов. Все они сулили знания и незабываемый жизненный опыт, обещали сделать из меня настоящего специалиста. Даже если я буду туп как пробка. Тогда, вдохновившись перспективами, я все же выбрал один из университетов.
Первый курс
Мы, первокурсники, все с горящими глазами пришли на пары, готовые впитывать знания, словно губка. Мы готовы были свернуть горы. Мы изучали алгебру и квантовую физику, готовили рефераты по Грозному и играли в волейбол на физкультуре. Но на первом курсе наш корабль «победа» впервые ударился о риф действительности. И первые две буквы пошатнулись.
Тогда мы пришли на профильные пары, предмет назывался просто «информатика» и призван был рассказать нам что к чему и научить писать простейшие программы на языке си. Преподаватель честно спросил: «Поднимите руку те, кого сюда насильно запихнули родители».
Надо ли говорить, что ни одна рука в аудитории не была поднята.
Тогда преподаватель сообщил нам, что коль скоро все пришли учиться по своей воле, то и спрашивать со всех будут в полном объеме. Что же, справедливо, конкуренция и жестокие требования должны взрастить из нас матерых программистов.
За первые 2 месяца мы узнали как создать неразрывный пробел в ворде, поставить 3 вида дефиса, как создать график в экселе, как автоматически создать список литературы. Но мы не унывали, все на благо.
Потом началось программирование, тут у нас загорелись глаза. Мы с усердием писали сортировки, находили минимальные и максимальные элементы в массивах, реализовывали банальную стеганографию и программировали много других крутых штук. Вопрос как это мне поможет в реальной жизни оставался где-то далеко, за горизонтом. Учебная программа есть и она себя оправдывает.
К концу первого курса у нас начались основы веб — разработки. HTML, CSS, JavaScript. И тогда в наши головы начали закрадываться мысли, что преподаватели знают не все. Но пришлось отмести все подозрения, впереди ждало еще 3 увлекательных года.
Второй курс
Тут началось самое интересное. Веб-разработка, базы данных, программирование различных систем, ООП. Иными словами полный набор всего, от чего заинтересованный студент будет возбужденно бегать и не спать ночами. Мы с энтузиазмом обменивались кусочками кода и решениями, обсуждали лекции, пробовали разные библиотеки и фреймворки. Жизнь бурлила и небо на горизонте было чистое.
Но как всегда не обошлось и без ложки дегтя во всем этом техническом безумии. У нас начались курсовые и расчетно-графические работы. Для тех, кто не знает или просто уже подзабыл, суть этих пугающих слов заключается в том, что нужно сделать большую работу по теме, оформить ее с титульным листом, использованной литературой и прочим необходимым, записать на диск и сдать в архив. Тогда мы впервые столкнулись с тем, что обычно зовется бюрократией. Помимо самой работы, которая обычно была интересной, предстояло выполнить еще тонну неинтересной работы. Но и тут мы не унывали. До нас прошли десятки тысяч студентов, пройдем и мы.
Начиная с 1 курса мы ходили на всякие конференции, митапы, лекции, хакатоны. Там были настоящие профессиональные разработчики, спецы своего дела. Те, кого можно назвать амбассадорами местного IT. Мы, затаив дыхание, впитывали каждое их слово. И где-то там, на задворках сознания, студенты 2 курса начали понимать, что настоящая разработка и университет сильно отличаются. Профессора и разработчики говорят о разных вещах. И живут разными идеями. В университете слово «GraphQL» вызывало недоумение, а на конференциях фраза «3 нормальная форма базы данных» влекла за собой странные искривления лиц у профессиональных разработчиков. Словно их попросили заполнить 25 бланков в МФЦ.
Тогда и случилась моя первая работа. Я пришел на проект, воодушевленный и частично возвеличенный тем, чему я научился в универе. Я знал многое об ООП, знал про триггеры в базах данных и что такое декартово произведения множеств. А вот как пользоваться git-ом я не знал. Первые 2-3 месяца на работе больно ударили по моей самооценке. Пришло осознание, что я ничего почти не умею. А вуз хоть и дает знания, но немного другие, их трудно применить в реальной разработке. Для этих знаний даже слово особое есть — академические.
Третий курс
Третий курс можно назвать бессонным. Задания становились сложнее, теперь нужно было сделать не 3 класса и соединить их, а реализовать целую систему. Теперь появились нейронные сети и экспертные системы. Java и С# уступили пальму первенства LISP-у и PROLOG-у. От последнего волосы на затылке до сих пор напряженно шевелятся.
Но тут мы все почувствовали, что что-то не то. Наш код больше не смотрели (да и как посмотреть 40 систем студентов и все оценить). Смотрели на то, что мы принесли. А еще больше оценивалось то, насколько быстро и грамотно оформлен отчет. Бумаги стали главенствовать в мире вуза. Объем текста, правильная ученая степень принимающего курсовую, нумерация страниц с нужной стороны и список литературы не меньше 15-30 пунктов. Казалось, что все забыли, что мы здесь учимся компьютерным технологиям. Мы все думали, что нас хотят плавно переквалифицировать в офисных клерков, которые перекладывают бумаги со стола на стол. Мы словно попали в «Замок» Кафки, где все так заняты, что бумаги лежат на полу и упираются в потолок.
Тем временем все новые знания, которые нас драйвили, мы получали на работе. Правильно выстроенные абстракции, уместное наследование, Event Loop и незаметные, но такие важные http заголовки. Университет все больше расходился с тем, что мы делали. Это удручало. Нам хотелось узнавать нечто такое, что сделает из нас настоящих гуру, однако этого не случалось. Познавать все самое сложное приходилось самим.
Четвертый курс
Мы забыли что значит программировать в вузе. Мы делали все больше отчетов, мы изучали различные IDEF — диаграммы, UML — диаграммы, стандартизацию ПО. Я искренне надеюсь, что это было не зря и когда-то эти знания придут на помощь.
На работе мы начали получать лычки мидлов. Кто-то уже, собрав волосы назад, несется к гордой позиции сеньор-инженера.
А в университете мы делали отчеты. Все это напоминало какую-то странную игру, где все играют друг против друга. И казалось, что 70% процентов того, что мы делали, не нужно никому. И все хотят просто проскочить эти формальности, чтобы двинуться дальше. Универ начал отходить на 2 план жизни, там больше не было того, что заставляло глаза гореть.
Иногда мы программировали. Но код наш был уже никому не интересен. Главное, чтобы что-то работало. И отчет был написан. Да, это во многом похоже на современные реалии. Но в вуз идут учиться, чтобы грамотный профессор указал на то, в чем ты не прав. А это случалось все реже.
И вот, мы на финальном участке. Впереди 2 месяца учебы, сессия, 2 практики и защита диплома. Но тут, словно ньютоново яблоко, всю мировую общественность неприятно уязвил в маковку коронавирус. И мы все ушли на дистанционное обучение. Нет. Мы все ушли на «дистанционное обучение». Наша система дистанционного образования по внешнему виду и функционалу напоминала двач (или любой другой форум десятилетней давности), а почти все, и студенты, и преподаватели, возжелали как можно скорее миновать эту веху и закончить. Все было очень сумбурно и непонятно.
2 месяца дома. 12 часов за компьютером (работа, диплом), сон, 12 часов за компьютером. Было не легко. И вот ПО написано с применением самых свежих технологий, лучшие подходы реализованы, такое не стыдно показать лиду. Дальше осталось месяц писать бумаги. Отчеты по практикам, диплому, бесконечные исправления, доработки. Трижды я исправлял формат подписи к картинкам во всех документах.
Zoom, защита, вопросы. Пять.
Спустя месяц мне вручают корочку. Пусть синюю, но заслуженную. Взгляд на нее запускает в голове целый калейдоскоп мыслей, воспоминаний и эмоций.
Очень грустно было осознавать, что текст твоего диплома прочитали дважды и больше его не увидит никто. Никто и никогда. Код реализованной системы вряд ли смотрели. 2 месяца разработки лишь создали багаж опыта. Но я и этому рад.
Итоги
В заглавии был вынесен вопрос — стоит ли оно того. Объективный ответ дать трудно. Это прекрасная академическая база. Университет дал уйму знаний, которые не даст работа. Я до сих пор помню об алгоритме Форда-Фалкерсона, пусть это и вряд ли мне пригодится. Можно эффектно козырнуть в курилке. Университет закаляет, учит действовать быстро и четко в сложных и порой абсурдных ситуациях, учит воспринимать неидеальную действительность, жить с нею, работать и побеждать.
С другой стороны, если есть желание быстро освоить какие-то технологии и, что называется, войти в IT, то высшее профильное образование вряд ли верный путь. ВУЗ может выступать как прочный фундамент, на котором потом можно будет выстроить свою карьеру.
Не стоит ждать, что университет сделает из студента разработчика уровня senior. Этот путь у каждого свой. У ВУЗа своя дорога, своя цель. Это самобытная культура, тут свои ритуалы, множественные запреты и табу. Порой даже кажется, что это сумасшедший дом. Но друзья говорят, что я оптимист, и я считаю, что многое не прошло даром.
Да, в университете много минусов. Да, все не идеально. Да, бюрократия и отчеты. Да, есть самодуры и звезды, с которыми невозможно общаться. Но есть и динамика. И она положительная.
Я искренне верю, что наше образование преодолеет все барьеры на своем пути и придет к финишу в числе первых.
P.S.
Хотелось бы отметить, что это первая моя публикация, поэтому очень приветствуется обратная связь, критика и указания на недочеты :)
DmitryOlkhovoi
В универе я научился договариваться, работать в команде, и думаю только ради этого опыта оно того стоило. По знаниям сказать сложно, в большей степени все самоучки. Но, что это какой-то косяк наших универов тоже не совсем правда. У меня коллеги выпускники гарварда и прочих пафосных вузов. Хотя «по идее» они должны быть круче
ProFfeSsoRr
Вот я часто встречаю такой отзыв об универе и не пойму: а школа, школа-то как прошла без умения договариваться и работать в команде? Почему это многие относят аж к универу, а не к последним школьным классам?
epeshk
Школу можно пройти вообще не задумываясь об умении работать в команде. Те же олимпиады школьников — в большинстве, индивидуальные, т.к. направлены на отбор для поступления в ВУЗ. Есть и командные, например ВКОШП, но он, насколько мне известно, никаких льгот для поступления не даёт.
В универе же нет глобальной цели оценивать каждого по отдельности, коллектив уже собран по интересам, а не по признаку места жительства (как в обычных школах), что даёт больше возможностей для командной работы — ICPC, CTF, Евробот, другие командные контесты, где есть реальная потребность общаться, чтобы получить результат.
Командная работа же внутри вузовских курсов — имхо, лотерея: зависит от того, как реализована. Мой универ был несомненно лучше описанного в статье, но командная работа в обязательных курсах была сделана чисто для галочки. Так что и в ВУЗе можно её полностью пропустить, если не заниматься тем, что называют пренебрежительным словосочетанием extracurricular activities, хотя это как раз то, на что стоит потратить время во время учёбы
Moondown
Ой господа. У меня вообще история вхождения в мир ИТ наверное как у каждого второго парня в этом мире. Была школа… года так 90ые… кассетные компы (в училище) еще помню козу надо было перевести с берега на берег и что бы волк не съел.
В общем моя история началась с комп клуба и тогда я ушел с головой в игры. Потом заинтересовался, а как оно все работает и так подошел плавно к системному администрированию.
Да, я знаю много всего, но не всё.
В школе у меня не было информатики, что очень жаль. Такая школа была. Но прошел я великий путь в 20 лет от комп клуба, училище, университет (который я не закончил (извините)), но больше всего я приобрел опыта от жизни и когда мне доверяли сделать какую то вещь, даже если я косячил.
Сейчас я обучаюсь Питону на одном из бесплатном курсе и многое еще впереди и я честно не жалею, что ушел из университета.
Я жалею об одном, у меня не было в школе компов для изучения азов программирования, которые я сейчас стараюсь наверстать, но увы в жизни я теперь не так свободен, как в школе, что бы уделять этому время.
ProFfeSsoRr
JC_Fruit
Вспоминая школу — любая попытка организовать командную работу была обречена на провал. Максимум, на что можно было рассчитывать — «дай списать матешу» перед уроком. Да и вообще в половине случаев можно было не делать домашнее задание и не потерять вообще ничего. И это учитывая, что я учился в лицее, в физико-математическом классе (лицей лицею рознь, понимаю). А еще учитывая, что в школу идут все подряд…
В университете же уже ко второму-третьему курсу большинство групп начинало хотя бы делиться сделанными лабораторными работами друг с другом, те, кто поактивнее — спрашивать у старших курсов про новых преподавателей и распределять билеты перед экзаменами. А самые отчаянные иногда и совсем хитрые тактики придумывали, вроде писать лекции по очереди или на разных предметах
epeshk
В своём исходном комментарии я уже написал, что командная работа в основной программе может быть формальностью, и что её можно пропустить, но при этом появляется возможность участвовать в дополнительных командных активностях.
Ну и не для всех знания, даваемые в универе сложные, не всем они нужны, кто-то будет вполне успешно "срезать углы". Универ — лишь возможность прокачать свои знания и навыки, дальше всё зависит от ученика, гарантий никто не даёт
MayRiv
А что, школа подготавливает к работе в команде и способности договариваться? Не помню ни одного взаимовыгодного сотрудничества между учениками в школе, и ни одного договора с учителем, где он относился к нам как к равным, а не глупым детям. Всю школу я прошёл в режиме сингл-плеера, а вот в универе уже учился взаимодействовать с другими людьми.
funca
В советской школе для тимбилдингов была пионерия, являвшаяся мощным источником разных таких активностей, которую в процессе реформирования образования благополучно проимели. Сейчас остаются лишь командные виды спорта и какие-то неформальные активности типа кружков.
VolCh
Видимо, школа школе рознь. В моей пионерия была для галочки. Марши, речевки и т. п. Даже будучи "звеньевым" просто шёл первым.
OldPilot
Т.е. подразумевается, что назначение на роль певца, автоматически наделяет персонажа голосом? И должна ли команда принуждать тех, кто не горит желанием играть в эти игры? ;)
Поддержу funca, пионерия генерировала немало поводов для командной работы + кружки и секции в ДК. Так как я командный игрок, с удовольствие принимал участие практически во всех движухах. Ничего плохого не могу сказать, про этот период жизни.
Но, что сейчас «все плохо» — не согласен. Классические кружки/секции/музыкалка и т.п. остались. Было бы желание. У меня старшая к исходу дня валилась с ног быстрее папы. :)
VolCh
Подразумевается, что под командной работой обычно имеют в виду нечто другое, чем простое марширование и пение песен. Например, достижение общей разделяемой цели. У нас общая цель если была, то "отметиться, чтоб не исключили, но и не высовываться, чтобы не продвинули".
Simplevolk
Не только в режиме single-player, но иногда и на уровне «невыносимо».
Где-то должны выдавать ачивки за это.
sumanai
В стиме, когда игру «Школа» туда завезут. Правда некоторые ачивки несовместимы, нужно будет несколько раз пройти.
sumanai
Но главное чтобы концовок как в School Days не было, ЕВПОЧЯ.
ProFfeSsoRr
samodum
Какая ещё школа? Школа не имеет никакого значения в реальной жизни, кромы базовых навыков — читать/считать/писать
Nick0las
Школы бывают очень разные. В хорошем случае школа дает достаточно много знаний по базовым предметам таким как математика, физика, химия, география, биология,… В хороших школах неформальное общение между учениками, олимпиады и кружки по интересам способствуют изучению того что интересно. Я так программировать в школе научился — были кружки и была группа людей увлеченных предметом. Но увы бывают и совсем другие школы…
ProFfeSsoRr
saboteur_kiev
В школе и в универе разные бюрократические требования.
За отчисление из школы идет разбирательство. За неперевод в следующий класс идет разбирательство.
Поэтому в школе за уши тянут вверх, спрос минимальный, учебная программа рассчитана на очень среднего человека (среднее образование).
В институте иначе.
Не сдал на отлично — вон с бюджета.
Не сдал вообще — вылетел, отлично, меньше гемора, больше военнообязанных.
В школе ты еще ребенок, несовершеннолетний, полная ответственность на родителях.
В институте — совершеннолетний. Имеешь право работать. Часть студентов живет в общаге, впервые вкусив жизнь без надзора, и с персональной ответственностью за то, что будешь сегодня жрать.
В школе большинство живет рядом, родители друг друга знают, расписание, домашку — все можно спросить у соседей.
В институте — ты должен сам найти, у кого что можно узнать, но если это будет регулярно, тебя пошлют, и мама не поможет.
Опять же гораздо больше сложных «политических» моментов. В школе физическая сила значит много, в институте меньше, во взрослой жизни еще меньше.
be_a_dancer
Чушь. Хоть с 3 на 2 перебивайся, главное сесии закрывай хотя бы со 2 раза, никто тебя не выгонит с универа и уж тем более с бюджета.
У меня за все обучение в универе только одна сессия с двумя дисциплинами была закрыта на 3, но тем не менее, у многих на 3 закрывались сессии целиком — и ничего, сидели на бюджете.
Alex_Tver
Наверное, имелось ввиду не с бюджета, а со стипендии.
Насколько я знаю, с тройками и/или с пересдачами её уже нигде не дают.
mayorovp
Никакой ошибки. Стипендии могут лишить, но с бюджета не выгонят. Потому что за каждого бюджетника универ получает деньги от государства. Кстати, контрактников тоже не выгоняют, им вообще иногда разрешается на следующий курс с несданным экзаменом переходить.
JerleShannara
ПФФФ, у нас в группе с бюджета таки попёрли такого «7 хвостов за семестр — пофигу, пересдам на следующем курсе», когда некоторые хвосты у него висели пару лет. Да, для этого надо постараться, но это реально.
Apollon_Diamed
Согласен, знаю вузы, в том числе в котором сам учился, где студентов тянут за уши до конца. Не закрыл ты сессию сейчас, тебя не отчисляют даже если ты год или два не сдаешь долги по той сессии. Как на очном факультете, так и на заочном. Конечно мой вуз был далеко не самым престижным, но у моей жены вуз был получше (в другом городе — милионнике), но истории те же.
Mykola_Von_Raybokobylko
Скажу даже больше, даже злостных рас… дяев дотянут до последнего курса. Три года забил на учебу, автоматом написали академ, потом когда заведение закрывали нужна была правильная статистика, позвонили и попросили год поприсутствовать, год отбыл вручили диплом и учебное заведение в тот же год ликвидировали.
Но это не везде и не со всеми)
anonymous
Я не знаю, где учились вы, но в УрФУ (вуз считается лучшим на Урале) все ровно так же как в школе. Насколько понимаю я, дело в том, что каждый бюджетник — это денежки для универа и отчислять бюджетников никто не хотел.
saboteur_kiev
Прошу прощения, я учился до того, как появились контрактники, тогда (90е) все было примерно так. У нас часть народа наглухо зарылась в общаге играть по сети в разные компьютерные игрушки. Из примерно 300-400 человек 12 вылетело за один год, заигрались.
aafin
Дело не в контрактниках а в подушевом финансировании. Это как если бы птицефабрике платили за количество яиц в инкубаторе. Понятно, что очень скоро это буде сероводородофабрика.
А за контрактников вуз получает даже меньше денег чем за бюджетников кстати.
saboteur_kiev
Я имел ввиду тех, кто получает стипендии.
Ну и да, в плане вылета из универа я больше вспоминал мое время, сейчас учитывая контракты и бюджет это не так.
Но в школе все равно отношение более внимательное. Стараются вытягивать, сообщают родителям, обращают внимание одноклассников, чтобы подтянули именно знания. А в универе просто ставят уд и все.
VolCh
И сейчас сообщают родителям, что студент на грани отчисления. По крайней мере в КНУ
Nick0las
Зависит от института. Есть требования министерства образования о соотношении числа студентов и преподователей. Поэтому не всегда отчисления всех неуспевающих студентов возможны.