Основатели компании Creative Motion Илья Сухарев и Владислав Чернов делятся опытом монетизации своих продуктов для WordPress.



В настоящее время, WordPressв на наших территориях не очень популярен, но в мире он покрывает более 28 процентов Интернета. В WordPress более 150 000 плагинов и тем, что составляет более 1,3 миллиарда загрузок только на WordPress.org. Это реально мощная платформа, позволяющая вести прибыльный бизнес по производству плагинов.

Однако, когда мы исследуем пространство более тщательно, мы обнаруживаем, что только 5% продуктов имеют платное предложение. Вы можете подумать, что эти 5 % владеют 99 процентами рынка, но на самом деле это далеко не так.

Монетизируемые элементы составляют только 22 процента от общего числа активных элементов. Большая часть установленных и активных плагинов и тем на рынке WordPress полностью бесплатны. Не все разработчики WordPress монетизируют свой труд.

С технической точки зрения, разработка распределенного программного обеспечения с открытым исходным кодом, такого как плагин WordPress или тема, довольно проста. Комбинация PHP и JavaScript / HTML, вот и все — вы готовы развернуть свой продукт WordPress!

Нет необходимости в серверах для запуска вашего программного обеспечения, вам не обязательно много знать о базах данных, а объектно-ориентированное программирование даже не требуется. Фактически, многие из самых популярных плагинов и тем в экосистеме WordPress были созданы разработчиками-самоучками.

Существуют и очень сложные плагины с большим количеством логики, а также плагины «Serviceware», которые обертывают облачный сервис. Но это исключения.

В некотором смысле WordPress демократизировал не только публикацию, но и развитие. Комбинация слабо типизированного внутреннего языка, такого как PHP, отличной документации и возможности использовать код GPL других разработчиков, превратили десятки тысяч пользователей WordPress в программистов начального уровня.

Следует отметить тот факт, что вам не нужен сервер, чтобы предлагать свой продукт в репозитории WordPress.org это палка о двух концах, что делает разработку и сопровождение проекта относительно легкими, но при этом очень ограниченным.

А вот когда дело доходит до превращения плагина или темы в коммерческий продукт (то есть бизнес плагины), это совершенно другая история. Технически это намного сложнее и многослойнее, чем создание плагина / темы и не имеет ничего общего с функциями вашего модуля.

Основные (технические) проблемы монетизации продуктов WordPress


Проработав несколько лет в WordPress мы определили основные технические проблемы, связанные с монетизацией и вот, что узнали:

Сбор платежей


Это очевидно: если вы хотите начать бизнес в WordPress, вам придется собирать деньги. В приеме платежей так много разных аспектов и изменяющихся обстоятельств, что трудно понять, с чего начать.

Самым простым решением было бы зарегистрироваться с помощью платежного шлюза, который предлагает автономное решение для оплаты, такое как PayPal (при условии, что PayPal поддерживается в вашей стране). Вы сможете создать настраиваемую ссылку для оформления заказа и добавить эту ссылку в желаемое место в бесплатной версии плагина.

Это хорошее начало для сбора первых долларов, но это не надежно. Все популярные шлюзовые решения, такие как PayPal, Stripe, Braintree или Authorize.net, не будут размещать ваш код Pro, не будут обрабатывать управление лицензированием, и лучшее, что вы получите от них, помимо фактической обработки транзакций — электронное уведомление о покупке.

Чтобы автоматизировать процесс, вам нужно будет интегрировать API этих сервисов в свой продукт и запускать процессы, чтобы открывать ссылку для скачивания профессиональной версии или автоматически отправлять zip-архив по электронной почте после покупки.

Вы можете попытаться реализовать эти обратные вызовы API в своем бесплатном программном обеспечении, но это означает, что вы будете передавать свою лицензию и логику «обработки пост-платежей» кому угодно. Если вы хотите защитить этот механизм, он должен работать на вашем сервере и синхронизироваться с логикой уровня лицензирования.

Лицензирование программного обеспечения


Как только пользователь получит вашу версию Pro, если у вас нет какого-либо механизма лицензирования, вы ничего не сможете сделать, чтобы помешать им использовать его на нескольких сайтах, отправлять друзьям, делиться им на Facebook или даже загружать это как торрент в инет.

Очевидная причина, по которой вам следует проявлять осторожность — потеря дохода. Если вы продаете лицензию на каждый сайт за 100 долларов в год, и один клиент устанавливает свою единственную копию на 10 разных сайтах, то вы в убытке на 900 долларов.

Еще одна важная причина — поддержка. Раз вы предоставляете приоритетную поддержку платным клиентам, как вы узнаете, является ли человек, который связался с вами, реальным клиентом или только что загрузил ваш код в виде торрента?

Когда вы хотите защитить свое платное предложение, а не основывать свое лицензирование только на доверии, вам необходимо иметь уровень управления лицензированием, чтобы только платные клиенты имели доступ к вашему платному программному обеспечению.

Безопасный хостинг кода


Из-за ограничений репозитория WordPress.org, а именно — «все должно быть бесплатно», размещение в репозитории премиальных плагинов или тем запрещено. Более того, при предложении продукта freemium платные функции вашего продукта не допускаются в репозиторий.

Вы можете зарегистрироваться в одном из популярных сервисов Git, таких как GitHub или BitBucket, или разместить его без какого-либо решения для управления версиями в облачном хранилище, таком как Amazon S3. Какой бы хостинг вы ни выбрали, вам нужно будет написать ряд разрешений, чтобы ограничить доступ к репозиторию / облачным файлам только для клиентов, у которых есть действующая лицензия.

Программные обновления


Когда дело доходит до обновлений версий, хорошая новость заключается в том, что WordPress поставляется с механизмом обновления программного обеспечения как часть ядра. К сожалению, этот механизм работает только с официальным API WordPress.org, поэтому вы не сможете использовать его для своего PRO кода.

Поскольку PRO код должен храниться во внешнем репозитории, в вашем PRO коде требуется дополнительный логический уровень для управления механизмом обновления программного обеспечения по умолчанию для работы с вашей конечной точкой API.

Вам нужно будет разработать и предоставить вашу конечную точку RESTful API механике обновления программного обеспечения. Логика, стоящая за этой конечной точкой, должна проверять, есть ли у вызывающего сайта действующая лицензия. Если это так, проверьте, есть ли более новая версия программного обеспечения, и верните безопасный URL-адрес для загрузки последней PRO версии.

Если вы хотите сделать этот API безопасным, вам придется настроить SSL и добавить уровни аутентификации и авторизации. Связано ли это с ядром вашего плагина или темы? Точно нет. Но это необходимое условие, если вы хотите монетизироваться самостоятельно.

К сожалению, вышеупомянутые моменты — лишь верхушка айсберга. Если вы хотите автоматически отправлять счета-фактуры, предоставлять бесплатные пробные периоды, подписку на службы поддержки, продавать европейским клиентам или продавать из Европы, все довольно быстро станет беспорядочным.

Когда мы запустили свой первый плагин Clearfy, в первый месяц мы продали лицензий на сумму всего 1350 долларов. Только тогда мы поняли, что создание плагинов и их продажа — два совершенно разных навыка.

Для успешных продаж, помимо технических проблем, программистам приходится быть ещё и маркетологами (дизайнерами, составителями контента, экспертами по SEO, специалистами по безопасности и службой поддержки).

Добавьте это к тому факту, что, если вы хотите монетизироваться самостоятельно, вам нужно будет запустить несколько серверов и погрузиться в серьезную бэкэнд-работу. Под силу ли это одиночкам? Наш опыт показывает, что без слаженной командной работы продвинуться на этом рынке не представляется возможным.