Предисловие
Раньше очень часто я был в недоумении, когда я что-то говорю собеседнику, а он не может меня понять. ”Ведь я же говорю все логично”- такие мысли сидели в моей голове. И до меня не сразу дошло, что это логично находится в МОЕЙ голове, а не в голове собеседника. Мы живем разными жизнями, у нас разные окружения, разное восприятие мира, разные системы ценностей. Поэтому иногда разговор на одном языке перерастает в то, что два человека не могут друг друга понять, как будто они говорят на разных наречиях.
Постановка проблемы
Попробуйте сказать слово “программа” людям связанным с IT и с организацией мероприятий. Спросите какие у них ассоциации. Скорее всего первые ответят про программное обеспечение, вторые скажут про программы мероприятия. Покажите космический аппарат художнику и инженеру и посмотрите кто на что будет обращать внимание. Первый будет смотреть на то как этот аппарат выглядит, второй пытаться понять как он работает.
Разные люди обращают внимания на разные вещи, и акцентируют внимания на разных вещах.
Когда на работе мы будем объяснять начальнику как здорово было бы внедрить новую дорогую фичу, которая будет радовать пользователей или ускорит наш сайт(программу), возникает вопрос так ли она нужна. Начальнику надо рассказывать про то сколько денег принесет эта новая фича, как она повысит лояльность пользователей, как можно будет сократить расходы на оборудование.
С этим можно столкнуться и во время образовательного процесса. Когда профессор читает лекции студентам, он, в силу того, что сильно образован, мало акцентируют внимание на простых вещах. Почему? Да потому, что для профессора они элементарны, он сталкивался с ними множество раз и они очень базовые для него. Но он забывает про то, что он читает не для таких же профессоров, а для неопытных студентов, которые только осваивают курс и для этих эти вещи далеко не всегда даются также просто, как их лектору.
В общем: наши собеседники это не мы. Они могут мыслить по-другому, а важными для них могут быть другие вещи.
А что с этим, собственно говоря, делать
Надо учиться ставить себя на место другого человека и развивать способность к эмпатии. Обычно можно вычислить, на какие вещи стоит делать упор, когда вы хотите донести для человека мысль максимально ясно.
Например: у меня есть ученица из 9 класса, которая занимается музыкой. Ей надо было привести примеры алгоритмов и объяснить что это такое. Стандартные определения и примеры из учебников не особо внесли ясности что это такое, по одной простой причине — ей не были не интересны. А по этому не было ощущение нужности и для неё это было не важно. Можно повторить 10, 20, 30 раз. Толку будет ноль. Поэтому я привел простой для неё пример, с которым оно постоянно работала: музыкальное произведение. С понятным и важным для НЕЁ примером тема усвоилась гораздо проще. И с другими учениками, я стал поступать аналогично, спортсменам приводить примеры с траекторией трюков, ребятам занимающимся яхтингом с яхтами и т.д. Как ни странно все понимали темы гораздо быстрее, чем на примерах не особо интересных для них и самое главное качественней.
Этот принцип работал у меня и с объяснениями тем для одногруппников. Когда пришлось объяснять девочке принцип ООП на профилях из Инстаграм. И в работе, когда я не отказывал в исполнении сложной задачи потому что это она была сложной технически и не настолько важной, а говорил работодателю сроки и стоимость.
Итог
Мы все разные люди. Поэтому при общении надо стараться, подбирать слова понятные и близкие, в первую очередь, для собеседника. Иначе какой смысл вести диалог на непонятном другому человеку языке. Проще тогда обсудить вопросы с резиновой уточкой.
PS
Изображения взято с: www.pressfoto.ru/image-450410
Atrax
Какое поразительное открытие — у каждого человека свои интересы, опыт и понятийный аппарат. Но, видится мне, девочка с пониманием ООП на инстаграммных примерах будет довольно бесполезной в команде разработчиков, если при этом ОСТАЛЬНОЙ ее понятийный аппарат не будет синхронизирован. Это весьма "симптоматическое" фрагментарное обучение — вместо формирования цельной картины мира.
Понимание полезности умения говорить на языке собеседника, конечно, прекрасно. Но только в первом приближении, не возводя в принцип обучения. Ибо путь изначально порочный.
mikolaschka Автор
Абсолютно согласен, что у человека должно быть видение цельной картины мира и что для продуктивной работы в команде, надо чтобы весь понятийный аппарат был синхронизирован. Про обучение думаю, что такой метод подойдет для ранних этапов. Когда человеку можно объяснить какие-то базовые вещи, а он решит, хочет ли дальше вникать в изучаемый предмет или же ему ближе другие темы.