Быть просто ритейлом, банком или пиццерией стало немодно. Традиционный, успешный бизнес стремится отойти от былых побед, устремившись на скоростной поезд до станции «цифровое будущее». Группа «М.Видео-Эльдорадо» в этом смысле не исключение.
Споры о том, победит ли онлайн традиционные форматы бизнеса, ведутся уже лет 20, и пандемия только разогрела дебаты. Да, мы чаще заказываем еду для себя и кота домой, но и потребность потестить ноутбук или смартфон перед покупкой тоже осталась. Удобно, когда сервис «бесшовный» – выбрал в приложении, посмотрел в магазине, кликнул, оплатил, получил. Гибридные модели, объединяющие и онлайн, и реальную жизнь, на пике роста в самых разных сферах — обучении, ритейле, медицине, финансах.
Какие ИТ-разработки и экспертиза нужны гибридным бизнесам, почему нельзя взять и закрыть магазины и как это связано с инновациями, рассказывает директор по цифровой трансформации Группы «М.Видео-Эльдорадо» Виктория Кунина.
ДОСЬЕ
Виктория Кунина возглавляет дирекцию по цифровой трансформации «М.Видео-Эльдорадо» с конца 2020 года. Является экспертом в проектном управлении и имеет большой опыт внедрения масштабных трансформационных изменений.
Карьеру начала в компании Deloitte в 2004 году, где проработала пять лет в качестве консультанта по трансформации логистических и производственных процессов, а также внедрению информационных систем.
Присоединилась к компании «М.Видео» в 2009 году и прошла путь от руководителя проектов до директора подразделения, координирующего запуск инноваций в компании, принимала активное участие во всех ключевых изменениях бизнеса.
В 2017 году возглавила интеграционный офис по объединению «М.Видео» и «Эльдорадо» в единую группу. Окончила Московский государственный индустриальный университет по специальности «Прикладная информатика в экономике» в 2005 году.
Сейчас все резко захотели быть ИТ-компаниями. Вы не исключение? Зачем?
– «Захотелось» — не тот термин. Сеть «М.Видео» запустила онлайн-магазин в 2000 — двадцать лет назад, в 2015 мы уже работали как омни-ритейлер, то есть, сайт и магазины были синхронизированы, и мы предлагали единые цены и сервисы во всех каналах. Если говорить о бэк-процессах, то мы достаточно давно используем предиктивную аналитику для поставок товаров в магазины, блокчейн для расчетов с поставщиками и биометрию для учета рабочего времени. Так что мы не новички в технологиях, и этот опыт нам сильно помог в пандемию.
Активный рост онлайн нам не помешал, наоборот, мы его возглавили. И хочется большего. Мы видим большой потенциал в собственной бизнес-модели, объединяющей онлайн и магазины.
Покупателям нужен быстрый, я бы сказала, моментальный, доступ к онлайн-заказам, возможность протестировать что-то перед покупкой, возможность в конце концов, разделить с кем-то ответственность за крупную трату. Это дают магазины. Если они являются продолжением онлайн-платформы, мобильных технологий, если в основе всех процессов там лежит аналитика данных.
Сейчас наш уровень цифровизации — это 55-60 процентов, для ритейла вполне уверенный. В ближайшие два года мы хотим увеличить его почти в полтора раза — как с точки зрения клиентских сервисов, сделав основой мобильные решения, так и усовершенствовав внутренние бизнес-процессы. В планах за два года эволюционировать из традиционной розничной компании в технологическую, с уровнем цифровой зрелости бизнеса на уровне 75-77 процентов.
Хороший лозунг, конечно. Но все-таки, когда от слов вы планируете переходить к делу?
– На самом деле, за последние несколько лет, мы серьезно продвинулись в цифровой трансформации. Замечу, что цифровизация для нас – это не только IT.
Мы параллельно двигаемся сразу по трем направлениям: формирование команды, разработка продукта, управление процессами цифровой трансформации. В 2020 году число штатных разработчиков заметно возросло. Например, команда Data science увеличилась в три раза. В 2021 году мы планируем нанять еще 600 программистов и технологических экспертов.
Сегодня нам нужны архитекторы, Java-разработчики, руководители QA, Product owner-ы (менеджеры по управлению продуктами), аналитики, Data science. Если у вас есть амбиции и желание сделать что-то в масштабах страны, смело стучитесь в наши двери, работы хватит на всех.
Но зачем тратиться на дорогую внутреннюю разработку, куда дешевле нанять внешних программистов на аутсорсинге?
– Мы считаем, что цифровые сервисы должны рождаться внутри компании, потому, как мы лучше знаем свой бизнес и своих клиентов. Вообще, на мой взгляд, для Группы «М.Видео-Эльдорадо» настало время инсорсинга – мы готовы запускать цифровые проекты силами внутренних исполнителей.
Сегодня соотношение аутсорсинга к инсорсингу у нас примерно 75:25 процентов. В ближайшие 2 года компания планирует изменить соотношение инсорсинга к аутсорсингу до 70:30.
Звучит несколько «шапкозакидательски», конечно. Не боитесь не справиться со столь амбициозной задачей?
– Возможно, не все цифровые проекты компании пока на виду. Но наши ребята из команды разработки делают реально крутые вещи. В конце 2020 года компания приняла решение уйти от централизованного управления изменениями, переформатировав дирекцию по бизнес-трансформации в вариант кросс-команд внутри бизнес-единиц Группы.
Таким образом, в каждом проекте, будь то электронная коммерция или направление развития внутренних микросервисов (HR, бухгалтерия, финансы, ЭДО), сегодня работает универсальная команда: Product owner, архитектор, команда разработки со 100-процентной загрузкой.
В результате бизнес формулирует гипотезу, а разработчики «делают эту сказку былью». Дальше проект или «летит» или мы его допиливаем, и тогда он точно «полетит».
Но это на словах. На деле, все гораздо масштабнее. Например, в 2020 году нами на основе Яндекс.Облака была построена инфраструктура для аналитики данных и машинного обучения. Также, был внедрен инструмент Tableau для построения интерактивных дашбордов.
Кроме того, были запущены рекомендательные сервисы по подбору товаров в онлайн и рознице. Мы «запилили» чат-бот, покрывающий 30 % тематик и полностью автоматизирующий 17 % обращений клиентов в контактный центр. Были созданы тепловые карты магазинов и бот для оповещения продавцов об очередях и «одиноких покупателях» по данным с камер видеонаблюдения. И все это за один только 2020 год!
Кстати, онлайн продажи в 2020 году выросли в 5 раз («Здравствуй, коронавирус!»). Так что пришлось всерьез озадачиться развитием интернет-магазина, обновлением наших мобильных приложений.
А можете пояснить логику развития самописных микросервисов, при наличии развитых ERP-систем типа SAP или Oracle?
– Никто не отказывается от проверенных временем решений. Просто, если тебе нужно здесь и сейчас «накатить» простенький скрипт, упрощающий жизнь продавца, бухгалтера или финансиста, в большой системе тебе придется полжизни искать концы. С написанием собственных микросервисов, скорости увеличиваются в разы. Да и нервные клетки сохраняются лучше.
Но при таком подходе у вас же повсюду будут «костыли» и «зоопарк» из непонятных решений. Ушел программист из компании и унес сакральное знание о том, как все устроено и работает?
– На самом деле, никто у нас не изобретает велосипед. Мы пишем на Java и других распространенных языках программирования. Кроме того, мы следим за тем, чтобы наша архитектура не выбивалась из общих отраслевых стандартов.
А можете рассказать о ноу-хау или каких-то прорывных технологиях, которые вы сегодня развиваете? Может дронов дрессируете на доставку или дополненную реальность планируете внедрять в скором времени?
– Честно говоря, слабо себе представляю, как дроны потащат холодильник через всю Москву. Или стиральную машину, например. Хотя не исключаю, что логистика, особенно в части использования беспилотных автомобилей в ближайшие пять лет существенно изменится. Вообще, мы вкладываем серьезные ресурсы в машинное обучение, Big Data, предиктивную аналитику. Все это влияет на продажи и лояльность наших покупателей.
Способность предвосхитить ожидания клиента – палочка-выручалочка для ритейлера. К тому же, есть в этом что-то магическое. Хотя под капотом у нас весьма продвинутая система рекомендаций. Уже сегодня, посещая наш сайт, вы можете увидеть в разделе «С этим товаром покупают» или «Хиты продаж» наиболее релевантные вашим интересам позиции.
Скажите, как вы делите зоны ответственности? Есть офис цифровой трансформации, есть ИТ. Кто главный?
– Здесь все просто: ИТ и офис по цифровой трансформации имеют прямое подчинение генеральному директору.
Офис цифровой трансформации отвечает за фокус на цифровизации, продуктовую методологию и прозрачность по прогрессу. За ИТ реализация и технологическое обеспечение нашей деятельности.
На самом деле, программисты – двигатель, сердце нашей цифровизации. Они обеспечивают перестройку производственных процессов и архитектуры на микросервисную в ключевых блоках. У них реализация отделимых и гибких ключевых канонических сервисов, создание центров компетенций в ИТ и BigData.
За ними остается ключевая задача в обеспечении гибкости и надежности ИТ-ландшафта компании, развитие платформы данных и работа с данными для создания сервисов в цифровых продуктах, построение целевого производственного процесса для систем DevSecOps.
Хорошо, допустим, убедили и я собрался прийти к вам в компанию. Куда стучаться?
– Самое простое, зайти на сайт: jobinme.mvideoeldorado.ru/it. Там все описано, написано, рассказано и показано. Нужно заполнить анкету и добро пожаловать на борт! Кстати, можно задавать вопросы в комментариях к этому посту или написать в личку. Все расскажем, покажем, объясним.
Внутри у нас очень интересно. Когда меня спрашивают, зачем крутому программисту идти работать в Группу «М.Видео-Эльдорадо», я обычно говорю, что от наших масштабов и амбиций может голова закружиться. Главное, чтобы не очень долго она кружилась, работы много. Важно все успеть!
P.S. Из жизни программиста Группы «М.Видео-Эльдорадо»: взгляд изнутри
Александр Зеленюк, руководитель департамента развития технологической платформы, дирекции информационных технологий Группы «МВидео-Эльдорадо»:
- Я возглавляю центр компетенций разработки программного обеспечения по разным направлениям (java, бэкенд и др.) и DevOps.
Кроме того, в моем ведении есть команда, создающая платформы core-сервисов (бэкенд-микросервисы) для использования в направлениях, связанных с нашим непосредственным бизнесом, ориентированных на продажи, логистику и ценообразование. Это всевозможные сервисы поиска товаров, их каталогизации, большой логистический конгломерат сервисов, сервисы персонализации и рекомендации цен с учетом географических особенностей клиентов и другие.
Наши разработки сегодня успешно применяются в рознице, в логистике и управлении работой складов, офисных функциях. Замечу, что все это сделано внутри, собственными силами на базе Open source инструментария. Для бэкенда мы используем преимущественно java или node.js, задумываемся над тем, чтобы начать использовать go.
На данном этапе мы формируем продуктовые команды, под каждое из условных направлений, поделив их по поддоменам: «каталог», «цены и промо», «клиенты», «персонализация», «логистический блок» и так далее. Для этого мы уходим в различные технологии. Мы активно используем service Mesh, мигрируем нашу инфраструктуру в Облака (здесь мы в «Яндексе»). Строим различные Kubernetes-кластера для различных сервисов.
На самом деле, определенный челлендж заключается в том, что на данном этапе мы испытываем дефицит в людях. Второй вызов – строительство микросервисной архитектуры, базирующейся на различных Open source решениях. Это своего рода лоскутное одеяло. Но мы с ним успешно справляемся.
Прежде всего, у нас есть единое комьюнити разработчиков. Несмотря на то, что люди закреплены за конкретными проектами, мы стараемся регулярно проводить ротацию сотрудников из одной зоны в другую, организовывать обмен знаниями в формате developers sync или hands. На подобных встречах ребята рассказывают о реализуемых проектах, делятся лайфхаками в рамках внедряемых решений.
Кроме того, чтобы упорядочить создаваемую архитектуру, у нас есть пространство в Confluence, где мы ведем единый реестр всех сервисов, где описана их функциональность и технологическая составляющая (из чего они состоят и как они эксплуатируются с точки зрения инфраструктуры и кода).
Вообще, наша команда способна работать практически в любых условиях. Мы стартовали с проектом упомянутых выше бизнесовых микросервисов в начале 2020 года, в канун пандемии. Собрали условную Dream Team или «Команду спецназа» и начали делать микросервисы. Да, иногда это продукты «из-под ножа», выражаясь кулинарной терминологией, но и драйв от такой скорости и свободы — особенный.
За несколько недель мы умудрились успешно реализовать интеграции с тремя провайдерами такси, научились доставлять наши товары из закрытых магазинов на такси за пару часов, научились доставлять в партнерские пункты выдачи товаров, интегрировались с «Почтой России», «Пятерочкой».
Примечательно, что часть этих проектов долго лежала в бэклогах. Иногда по полгода, восемь месяцев. А здесь, в условиях высокой концентрации каждого члена команды и фокусировке на поиске оптимальных решений в условиях изоляции, а также при наличии «спецназа разработчиков», мы умудрились справиться со всем этим полугодичным бэклогом меньше чем за месяц.
Сегодня у нас есть условно три больших направления развития. Первая – большая, платформенная часть, с общими микросервисами. Второе направление – онлайн опыт покупателей. Это все что касается любых онлайн каналов коммуникаций и точек касания с покупателем. Это и мобильное приложение, и интернет-магазин, и социальные сети и так далее.
И третье – диджитализация пространства наших магазинов и привнесение максимального онлайн опыта внутрь розничной сети. Учитывая, что все больше людей приходят к нам со смартфонами, планшетами и умными часами, хочется, чтобы при визите к нам все эти устройства несли пользу своим владельцам и нам конечно же.
Все эти амбициозные задачи, как вы понимаете, требуют все больше рабочих рук, растущих из плечей и грамотных мозгов внутри компании. Поэтому, всячески призываю талантливых разработчиков смелее приходить к нам.
Приходя сегодня в «М.Видео-Эльдорадо» у вас есть уникальная возможность получить клевые проекты и повзаимодейстовать с тем же «Мейлом» или «Яндексом».
А еще, можно посмотреть на мир продуктовой разработки не глазами чувака, который пишет софт для другого софта. В нашем случае есть возможность создавать решения, которые приносят реальную пользу конкретным людям. Если вы приходите в магазины «М.Видео-Эльдорадо», у вас есть все шансы ощутить качество и пользу от своей работы на себе.
Кроме того, учитывая, что одним из трендов, закрепленном в стратегии компании, значится развитие перспективных технологий, у наших разработчиков есть уникальная возможность стремительно в них преуспеть. Компания в этом точно поможет. Ресурсы и нужные потенции для этого, определенно, есть.
Добро пожаловать!
ADiaikin
А с Вузами планируете работать? Так чтобы в рамках базовых кафедр воспитывать своих разработчиков?
itrulezz
Добрый день! Планируем обязательно
alex-rudin
Странно. Может, они у вас и работают, но больше выглядит, что большинство студентов и выпускников работают исключительно в зале