Сайт и его составляющие – это нематериальный актив компании. Если посмотреть статистику с 2017 по 2019 год, то мы увидим, как сильно увеличилась доля нематериальных активов в самых крупных мировых компаниях. Так, в компании «APPLE» процент НМА за два года увеличился на 15%, в Microsoft Corp на 12%. Да и в целом доля НМА от общей стоимости активов компаний поражает: она варьируется в диапазоне 65-90% и зачастую стоит дороже, чем вся материальная собственность компании.

https://reputationcapital.blog/2017/07/cena-nematerialnyh-aktivov-v-2017-godu/
https://reputationcapital.blog/2017/07/cena-nematerialnyh-aktivov-v-2017-godu/
https://brandirectory.com/download-report/brand-finance-gift-2019-full-report.pdf
https://brandirectory.com/download-report/brand-finance-gift-2019-full-report.pdf

Так почему мировые бизнес-гиганты делают акцент на НМА? По данным опроса международной консалтинговой компании «Deloitte» нематериальная собственность позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия, его узнаваемость и репутацию. Кроме того, раскрученный бренд приносит в два раза больше прибыли, чем материальные активы. В начале бизнес-пути в первую очередь научитесь создавать и защищать интеллектуальную собственность. И тогда НМА будут приносить гораздо большую прибыль, чем вы в них закладывали.

Что такое сайт как интеллектуальная собственность с точки зрения ГК РФ?

Сайт — это сложный объект интеллектуальной собственности, состоящий из нескольких «слоёв»:

  •  название сайта (доменное имя);

  • исходный код;

  • дизайн сайта;

  • контент (содержание, наполнение сайта);

  • элементы сайта (сервис, приложение или алгоритм).

Все составляющие сайта можно защитить как различные объекты интеллектуальной собственности (например, домен – как товарный  знак, исходный код – как программу ЭВМ и др.). И охраняться они будут в соответствии со ст.4 ГК РФ. Чтобы сайт стал охраноспособным и приносил пассивный доход, нужно получить патент на сайт, позаботившись о защите каждого его элемента. Об этом и не только рассказываем дальше.

Защищаем доменное имя

Доменное имя, или название сайта, всё чаще становится предметом споров в современном бизнес-пространстве. Его покупают и перепродают, отбирают и снова выставляют на продажу: домен стал настолько привлекательным активом, что за него могут судиться несколько лет. Но само по себе название сайта не является интеллектуальной собственностью. Оно получает правовую охрану только тогда, когда становится товарным знаком. Если позволить себе не использовать точные юридические термины, то можно говорить о получении «патента на домен».

Правовую защиту домена можно получить двумя способами:

  1. Зарегистрировать его как словесный товарный знак;

  2. Зарегистрировать его как комбинированный товарный знак (когда домен сливается с логотипом компании или другим уникальным изображением).

В первую очередь проверьте его уникальность: домен не должен копировать и совпадать до степени смешения с уже зарегистрированными обозначениями. Узнайте прямо сейчас, свободно ли доменное имя, которое вы хотите зарегистрировать: проверить можно тут.

После успешной проверки начинайте собирать документы для подачи заявки в Роспатент. Среднее время ожидания получения патента на домен – 17 месяцев.

Если у вас нет домена, но есть аккаунт в социальных сетях с уникальным названием (например, instagram.com/beautyclinic/…, где уникальным является словесное обозначение «beautyclinic»), вы также можете зарегистрировать его как товарный знак. Свидетельство о регистрации товарного знака на доменное имя даёт вам право не только использовать обозначение в рекламе, но и пресекать его незаконное использование на сторонних сайтах.

Дата получения патента на домен как товарного знака очень важна, и с этой точки зрения показательна история американской компании « Microsystems Technology».

В 2004 году они разработали программу AnyDoc и сразу же защитили товарным знаком. Однако о сайте, вероятно, не подумали, и когда им понадобился домен AnyDoc.com, они обнаружили, что он занят. « Microsystems Technology» на правах владельца товарного знака «AnyDoc» обратились в суд, но проиграли его. Компания предложила владельцу домена продать его, но безуспешно. После десятка неудачных переговоров корпорации пришлось купить другой домен.

Однако случаев, когда судебный спор выигрывали владельцы товарного знака, намного больше. В российской практике суд, как правило, на стороне правообладателя товарного знака, и наши коллеги уже рассказывали об этом.

Поэтому регистрируйте домен или аккаунт как товарный знак и смело предъявляйте претензии всем, кто незаконно его использует.

Как запатентовать код сайта?

Можно защитить не только внешние, видимые результаты интеллектуальной деятельности, но и его код. Вне зависимости от того, кто его создавал – вы лично с группой разработчиков или сторонняя фирма – код является активом вашей компании и его интеллектуальной собственностью. В отличие от доменного имени код программы регистрируется как объект авторского права.  В ГК РФ есть пометка, что по своей правовой структуре программа для ЭВМ (далее – код) равноценна литературному произведению или произведению искусства. Это значит, что на протяжении жизни авторы программы обладают правами на неё.

В чистом виде код программы не имеет материальной ценности. Однако если поставить его на баланс фирмы для дальнейшей оценки, код станет нематериальным активом. Для этого требуется регистрация патента на сайт в Роспатенте в качестве программы для ЭВМ. К заявке прилагается:

А) сжатое описание программы;

Б) распечатанный код (или же его часть) для дальнейшей экспертизы.

Регистрация кода может понадобиться вам, если:

  1. Вы работаете по госконтракту: нельзя участвовать в тендерах без патента на код сайта.

  2. Планируете продать код или передать право собственности по лицензии.

  3. Необходимо подтверждение, что код принадлежит вам.

С 1 января 2021 года от уплаты НДС освобождаются компании, чей доход основан на разработке и предоставлении лицензий на программы для ЭВМ. Главное условие получения льготы - включение программы для ЭВМ в единый госреестр Минкомсвязи.

Как защитить приложение, алгоритм или сервис?

Предположим, ваша компания разработала и запустила мобильное приложение. Или создала сервис, позволяющий оформить кредит на товары/услуги в режиме «онлайн». Данный объекты можно защитить, запатентовав их в качестве изобретений.

Об этом подробно рассказывали наши коллеги, добавим лишь то, что в России такой способ патентования сайта приобрел популярность благодаря ЗАО «Лаборатория Касперского» и ООО «Яндекс».

Шрифт – это тоже объект авторского права?

Да, и не только шрифт, но и различные изображения, графики, видео и тексты являются охраноспособными элементами и защищаются на основании ст. 1259 ГК РФ. Вы можете получить патент на контент, защитив сразу всё содержание сайта. 

Чтобы фотографии с сайта или шрифт, используемый в заголовке страницы, стали объектом авторского права, они:

  1. Должны быть уникальны.

  2. Созданы при помощи интеллектуальных и творческих усилий.

  3. Имеют внешнее выражение (например, на бумаге или электронных носителях).

В спорах о принадлежности данных элементов тому или иному автору главное – наличие договора с дизайнерами, по которому они передают право на использование созданного шрифта, изображения и т.п.  Лучше, если это будет не лицензионный договор, а договор с пометкой об отчуждении авторского права. Так вы легко докажете авторские права в случае спора.

В нашей стране суд чаще всего принимает сторону собственника авторских прав. Если у вас есть патент на контент, вы с бо?льшей вероятностью защитите его в суде. Так было с фирмой ИП Варламова, которая подала иск на ООО «Про-мебель» за нарушение авторских прав на фотографии. Истец изготавливал мебель на заказ, а фото готовых работ выкладывал в интернете. Обнаружив, что этими фотографиями незаконно пользуется ответчик, он обратился в суд и потребовал компенсацию в размере 140 тысяч рублей. Иск был удовлетворён.

Описанные выше объекты авторского права достаточно поставить на баланс фирмы на основании договора с автором или трудового договора (если автор – это штатный сотрудник). Особо ценные объекты можно депонировать (зафиксировать факт авторства) в КОПИРУСЕ.

Патент на дизайн сайта и интерфейс

Когда пользователь заходит к вам на сайт, он автоматически начинает взаимодействовать с его интерфейсом – иконками, базовыми изображениями, 3D-моделями, модульными окнами и т.д. Интерфейс – это целая система разнообразных и уникальных элементов, которые можно защитить как промышленный образец.  

Какие элементы интерфейса можно патентовать?

  • иконки (например, иконки с выпадающим меню уже запатентованы);

  • паттерны в интерфейсах;

  • анимированные элементы (провести влево, чтобы открыть другое окно);

По времени патент на дизайн сайта оформляется от года до двух лет. По результатам проверок выдаётся патент на 5 лет, который можно продлевать до 4 раз.

Кроме того, можно дополнительно защитить дизайн интерфейса патентом на изобретение как метод взаимодействия с пользователем: так делают зарубежные корпорации, например, APPLE, SAMSUNG и др.

Так, кажущийся таким привычным жест “проведи вбок, чтобы разблокировать экран” был запатентован компанией APPLE ещё в 2005 году. С этим патентом связано громкое судебное дело, где Apple требовала с компании “Samsung” 120 миллионов долларов за незаконное использование этого интерфейса. (Суть дела здесь)

Таким образом, патентование сайта возможно при наличии у вас прав на его элементы: кода, интерфейса, домена, контента и др.

Почему затраты на разработку сайта считаются активом (доходом)?

Сайт – это нематериальный актив компании, стоимость которого складывается из расходов на разработку. Главное условие его постановки на баланс фирмы в качестве НМА – наличие патента на сайт. Права на него у вас появляются автоматически, если сайт разрабатывали штатные сотрудники. И приобретаются на основании договора о передаче прав, если сайт заказывали у сторонней фирмы.

Сайт нетрудно поставить на баланс фирмы, поскольку это интеллектуальная собственность, способная приносить прибыль. А любая интеллектуальная собственность должна числиться в списке нематериальных активов компании. 

Как увеличить капитализацию компании за счет НМА

Любой нематериальный актив, будь то дизайн сайта, доменное имя или логотип, способны увеличить доход компании. Есть два варианта, как это сделать:

  1. Создать новый НМА;

  2. Выявить нужный из списка имеющихся путём инвентаризации НМА.

Практика показывает, что у любой компании есть нематериальные активы, о которых они даже не подозревают. Представьте, что у вас есть статья на сайте, которая с каждым месяцем приносит всё больше трафика. Следовательно, статья увеличила свою ценность и может стать нематериальным активом компании. Проведите переоценку интеллектуальной собственности, и её ценность станет более ощутимой. Один из самых эффективных методов оценки – доходный. Он давно признан российской и международной отчётностью и позволяет быстро увеличить капитализацию. 

Оценка позволит вам подтвердить реальную стоимость НМА, чтобы легко указать её цену в случае продажи. В судебных спорах вы сможете взыскать не минимальную стоимость НМА, а оценочную (она в разы больше номинальной). И самый ощутимый плюс – увеличение чистых активов компании за счёт отражения реальной стоимости НМА на балансе.

В чём ещё выгода оценки НМА?

  1. Получение кредита под залог интеллектуальной собственности в МСП банке. Малому бизнесу неохотно дают кредиты: велик риск, что предприятие обанкротится и выплачивать будет некому. Благодаря нацпроекту поддержки малого и среднего бизнеса это стало возможным: под залог имеющейся у вас интеллектуальной собственности можно получить кредит по ставке до 8,5% годовых. (Постановление

  2. Вы сможете улучшить бухгалтерскую отчётность перед проведением аудита. А это, в свою очередь, привлечёт больше потенциальных инвесторов. 

  3. Выход на IPO для привлечения инвестиций. Перед появлением на публичном рынке вы должны осознавать реальную ценность компании и грамотно преподносить это другим. Другими слова, ваша фирма должна быть привлекательной изнутри, а в этом не обойтись без оценочных мероприятий. 

  4. Расширение бизнеса через продажу франшизы или лицензии. Цена франшизы может быть больше, если у вас есть отчёт оценщика о стоимости товарного знака.

План действий для увеличения капитализации: 

  1. регистрируете патент на сайт;

  2. ставите его на баланс;

  3. получаете отчет оценщика с оценкой доходным методом;

  4. увеличиваете чистые активы за счет НМА. 

Учимся на чужих ошибках: почему бизнес терпит убытки?

Российский бизнес мог бы зарабатывать на 5 трлн рублей в год больше, если бы уделял достаточное внимание интеллектуальной собственности. Об этом сообщает ассоциация IPChain и НИУ ВШЭ. Так, упущенные доходы от экспорта объектов, права на которые не охраняются, оценивается в 2,2 трлн руб., а ущерб производственной отрасли из-за некачественной работы с ИС – 3,5 трлн руб.

Основной барьер для развития рынка интеллектуальной собственности – это отсутствие системного подхода к работе с ней. Доля интеллектуальной собственности в структуре активов даже крупнейших компаний в России (КАМАЗ, Северсталь и др.) не превышает 12%.

Для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень дохода и создать доверие потребителей к бренду, необходимо убедиться в том, что вы используете все доступные вам способы защиты своих активов и оцениваете их по реальной стоимости. Потерять свою уникальность – интеллектуальную собственность – легко, а вот восстановить её уже намного сложнее.

Зарегистрируйте её и примите к учёту как можно скорее, чтобы реализовать максимальный потенциал и не дать другим вас опередить.