Первый выпуск мы начинаем с рассказа о том, что в целом представляет собой работа в игровой индустрии, что представляет собой рынок игр – сколько людей играет в игры и сколько эти игры зарабатывают. А также знакомство с ведущими и их личные истории о том, как они попали в геймдев.

Ведущие выпуска     

Вячеслав Уточкин Олег Доброштан

Приглашенный гость

Александр Мураш

Путь экспертов

Олег Доброштан: в геймдеве с 2006 года, начинал свой путь с директора по маркетингу, работал в нескольких российский и международных компаниях.

Вячеслав Уточкин: директор образовательных программ по игровой индустрии ВШБИ НИУ ВШЭ. 

Александр Мураш: в геймдеве с 2015 года, занимал менеджерские позиции, на текущий проект занимаюсь развитием команды в 101ХР. 

Для кого подкаст?

Идея подкаста пришла нам во время игры в настолку “Gamedev Sim”, где вы можете почувствовать себя в роли директора игровой студии и принимать верные решения. Очень много людей, кто хочет попасть в геймдев, но не знает как это сделать. Особенно с учетом того, что работодатели ищут людей с опытом, а у людей либо вообще нет опыта, либо они переходят из другой сферы.  Первым таким инструментом стало образование. А в рамках общего ознакомления мы решили запустить подкасты, где и будем рассказывать что представляет собой  игровая индустрия, как в нее попасть. Мы очень надеемся, что это поможет людям найти свой вектор развития, даст ответы на многие интересующие вопросы и повысит шансы попасть в тот самый геймдев. 

Почему стоит идти на работу в игровую индустрию, истории попадания в геймдев

Во-первых геймдев индустрия, в которой крутятся большие ресурсы и деньги, и за счет этого можно себя хорошо обеспечивать. Второе, это то, что геймдев это сама по себе работа, с которой хочется связать свою жизнь, на нее глаза горят и хочется постоянно что-то делать, идти на работу, а уходить не хочется. 

Олег о том как попал в геймдев: “Я работал в ритейлере “Евросеть”, в определенный момент я понял, что жизнь превратилась в ожидание пятницы и выходных, а значит надо что-то менять. Я выложил резюме на headhunter и через пару месяцев звонков, мне позвонила девушка и спросила не хочу ли я пройти собеседование на директора по маркетингу в компанию “Бука”. Они меня позвали на собеседование, мы пообщались, мне дико понравилось, на удивление, я им тоже понравился, хотя кандидатов было много, в том числе с MBA, но я очень много говорил про игры, хотя до этого был не в игровой индустрии. Собственно не удивительно, все свободные деньги я тратил на игры и все, что с ними связано, включая все журналы и новости. Людям было понятно, что я люблю игры и в них как игрок разбираюсь, плюс опыт в маркетинге и я приступил к работе. Это было божественно.” 

Вячеслав: “На своем примере расскажу, что около десяти лет назад я работал в банке. Работа была скучная, неинтересная, уже по дороге на работу думаешь о том, когда пойдешь домой. И уже работая директором в банке, я подал резюме на младшего геймдизайнера и мне повезло, меня взяли, причем не младший дизайнером, а продюсером. Но в тот момент было легче попасть в индустрию без опыта. И все изменилось в работе, перестаешь ждать конца рабочего дня и думаешь, что не хватает времени на все. И когда занимаешься любимым делом и финансы приходят. Когда я сменил сферу, мой доход в три раза уменьшился, но при всем при том, очень быстро вернулся на тот же уровень.”

Александр о своем пути в геймдев: “Моя история похожа с вашими. С самого детства обожал игры. По жизни я был неплохим менеджером по продажам, работал в нескольких компаниях и, в принципе, меня все устраивало, но хотелось быть причастным к тому, что тебе нравится. Еще заметил, что я люблю говорить об играх, но в моих кругах это не находило отклика. Коллеги не понимали моего увлечения, да и друзья периодически спрашивали : “Тебе заняться нечем что ли?”. Я был конечно удивлен. И тогда я и понял, что я хочу работать с людьми, которым это нравится. И тут я узнал, что есть позиции, на которых активно ищут людей, я пришел к Олегу на собеседование. Прошел стандартные три этапа и занялся проектом. Они как раз искали менеджера, который любил игры.”

Сколько людей играет в игры? Сколько зарабатывают игры?

Есть такая компания Newzoo, на которую все ссылаются, когда дело касается статистики и маркетинга в игровой индустрии. И эта компания на момент 2019 года посчитала, что в игры играло 2.3млрд человек. Скорей всего эта цифра больше, но даже с таким значением, это треть населения, что неудивительно. Что же касается денег, которые крутятся в геймдеве, то по данным все той же компании, на 2019 год индустрия заработала 138,7 млрд долларов. Это больше, чем все видеосервисы. По их прогнозам за 2021 она принесет 178 млрд и 2022-196 млрд, но они как уважающие себя аналитики занижают цифры, по факту цифры больше оказываются. Это связано с тем, что растет мобильный рынок, на нем уже полноценный тайтлы выходят, а средний возраст игроков 35 лет, это взрослые люди, а не дети, которые украдкой от родителей тыкают в кнопки. 

Сам сектор игр делится на три составляющих: 

  • Мобильный сектор, который занимает около 45% от всего рынка. Большое распространение объясняется за счет распространения, большая часть населения имеет мобильные телефоны.

  • Консоли составляют 32%.

  • ПК. Его объем 23%. Но этот сектор еще делится на множество: клиентские, браузерные, где совершенно разные миры. 

Что касается России, то у нас развит мобильный рынок. Вспомним ту же компанию Playrix с их Gardenscapes, Homescapes. 

За всю историю рынка игр, самая зарабатываемая игра - это Space Invaders, которая вышла еще на аркадных платформах. Она заработала 13 млрд долларов за свою жизнь. Второе место занимает Pacman, на третьем месте онлайн игра World of Warcraft.

Кто что делает при разработке, вход в индустрию, мероприятия

Есть два основных способа попасть в игровую индустрию:

  1. Пойти на работу в игровую компанию и работать там за зарплату. Игровых компаний очень много. Мы специально подготовили список игровых компаний  в России. Там вы можете ознакомиться с существующими компаниями и их проектами и найти то, что вас заинтересует. 

  2. Другой способ это инди-разработка. В этом случае разработчики не зависят ни от какой компании, а делают сами свои проекты, иногда собирая инвестиции. Это рискованный способ, но есть много историй успехов, когда такие проекты приносят большие деньги. 

Более подробно о всех направлениях мы будем рассказывать на наших подкастах, куда будем приглашать разных экспертов и задавать им вопросы. 

Независимо от того, какой способ мы выбрали, надо понимать из каких этапов состоит разработка игр. Собственно есть два этапа разработки: непосредственно разработка игр и оперирование. Основная цель разработки - создать конечный продукт, который можно запустить на рынок. Команду разработки можно разделить на 4 группы: 

  1. Технари: программисты, администраторы баз данных, сисадмины, серверные, клиентские программисты.

  2. Художники. Сюда также относятся и аниматоры, моделлеры, иллюстраторы, концепт артисты, все, кто отвечает за визуальную часть.

  3. Идеологи: геймдизайнеры, продюсеры, те, кто отвечает за игровую логику. 

  4. Отдельная категория включается в себя остальных специалистов, которые так или иначе участвуют в проекте: тестировщики, финансисты, проект менеджеры.

Что же входит в оперирование:

Задача оператора - взять готовую игру, запустить ее и заработать денег, при этом она должна нравиться игрокам. В эту группу тоже входит много людей: маркетинг, PR, коммьюнити менеджеры, локализаторы, дизайнеры и IT специалисты, бухгалтеры, юристы, биздев, продюсер оперирования.

Есть еще один способ попасть в около игровую индустрию - это различные блогеры, стримеры, игровые журналы и журналисты, киберспорт, который набирает популярность, косплееры, модеры, и даже ивенты, такие как “Игромир”. 

Вопросы-ответы

В: На сколько игровая индустрия открыта?

О: Раньше индустрия была менее открыта, но рынок был меньше. Индустрия была новая, только развивалась. Тогда чаще смотрели на кандидата непосредственно, если где-то не дотягивал, то могли подучить. Сейчас индустрия стала более открытой, но требования к соискателям, конечно, выросли. Это объясняется тем, что компании выгоднее нанять человека с опытом, чем тратить время и ресурсы компании на его обучение. И на фоне этого получается парадокс: компании нужны новые сотрудники, но компания не хочет брать человека без опыта, а где взять опыт, если не берут в компанию без него. Это и сподвигло на создание образовательной программы, чтобы увеличить вход в игровую индустрию. За 6 лет мы увидели, что это работает. 

В: Когда человеку стоит идти в игры, а когда не стоит?

О: Самое главное перед тем как идти в игровую индустрию, когда у вас еще нет опыта или вы хотите из другой сферы перейти, это правильное целеполагание, правильные установки и правильное понимание зачем вам это. Если вы любите играть в игры, что является ведущим для человека, который хочет работать в геймдеве, и хотите связать с этим свою деятельность, то это главное. Когда ты не собираешься пополнять свой багаж знаний играми и их истории, лучше не идти в индустрию. Рано или поздно поймут, что ты играешь в узкое направление игр, а не интересуешься всем. Также если ты хочешь быстро поднять денег, то тоже не стоит тратить свое время на индустрию. Надо изначально настраиваться на жесткую работу и уметь управлять собой и постоянно учиться. Если вы ищете тихую гавань, со спокойным графиком “пришел-поработал-ушел”, то геймдев не про это. Тут очень часто бывают форс мажоры и срочные правки “вот уже вчера”.

Полезные ссылки