Чем отличается продвижение продуктов и услуг в Рунете и США, к чему готовиться при выходе на новый рынок и какие ожидания сформировать? На эти вопросы я постараюсь ответить с помощью конкретных примеров.
Примечание: Я профессионально занимаюсь маркетингом уже десять лет, последние четыре из них — на рынке США, и два года параллельно развиваю свой SaaS-стартап. Так что все подходы, изложенные в статье, я тестирую на этом продукте и частенько пишу об этом на Хабре.
Работа со СМИ: сложно, дорого, имиджево
В России основатели стартапов и вообще не самых больших компаний имеют все шансы попасть в СМИ. Мне лично известны случаи, когда журналисты РБК, Forbes, VC.ru, Rb.ru, «Секрета Фирмы», Inc Russia и других площадок были вполне открыты к холодным обращениям стартаперов и искренне интересовались их проектами, успехами, выражали готовность если не опубликовать материал сразу, то дать пару советов о том, какие моменты стоит подтянуть для публикации в будущем. Это связано с не таким уж огромным рынком онлайн-проектов любой более-менее заметный продукт привлекает внимание. —
В США ситуация заметно отличается. По данным исследований, здесь больше всего стартапов. По официальной статистике на 2020 год, в стране было 804 398 компаний младше одного года. В России же за тот же период было открыто немногим больше 200 тысяч компаний (а закрылось, к слову, более 500 тысяч). В Штатах конкуренция в разы выше, население больше, онлайн-СМИ и техноблоги существуют дольше.
В итоге получается, что любой журналист и техноблогер в США получают огромное количество запросов от различных компаний. Разбираться во всем этом у них нет сил и желания, чему способствуют и жесткие редакционные политики. Остается всего пара способов засветиться в СМИ:
Таргетированные контакты с журналистами. Вы можете провести домашнюю работу, отобрав десятки журналистов, которые пишут о вашей отрасли или конкурентах, и, «заточив» питч с учетом этого, отправить им материалы о проекте. Никаких гарантий публикации.
Работа с контрибьюторами. Во многих СМИ есть понятие контрибьютора, то есть внештатного автора-эксперта, который пишет колонки на темы своей экспертизы. Такие авторы иногда берут комментарии сторонних экспертов или упоминают какие-то технологии и продукты в своих статьях. Многие из них захотят денег за небольшое упоминание, и по-прежнему здесь нет гарантий публикации.
Реклама услуг контрибьюторов в онлайн-СМИ
Покупка нативной рекламы. Спонсорские материалы и в России-то зачастую стоят неоправданно дорого (сотни тысяч рублей за статью), в США ситуация ничуть не лучше. Популярное медиа может запросить и $10 000, и $20 000 за публикацию. Из плюсов — есть гарантия выхода.
Органический интерес. Если вы делаете новый Facebook, ваш проект развивается с бешеной скоростью или вы придумали уникальную технологию — журналисты могут заинтересоваться вами органическим образом. В таком случае о вас напишут множество СМИ и блогов, но вероятность такого развития событий каждый должен оценивать самостоятельно.
Из всех этих вариантов реальные продажи могут давать первый и последний. Если о вашем продукте выйдет полноценная статья, которую затем издание проанонсирует в своих соцсетях, вы получите действительно мощный охват. Платные же статьи и материалы контрибьюторов, как правило, размещаются в специальных разделах и не попадают в анонсы в соцсетях. В таком случае публикация несет чисто имиджевый смысл: вы сможете повесить ссылку и логотип издания на сайт, в раздел Press, похвастаться перед партнерами и инвесторами, но не более того.
Контент-маркетинг: гипотезы, эксперименты, метрики
Контент-маркетинг во многих российских компаниях до сих пор в большой степени хаотичен, эмоционален и не контролируется в полной мере маркетологами. В итоге зачастую существуют сложности с постановкой целей, оценкой результатов и, как следствие, системностью работы.
США же по сути родина контент-маркетинга, где он развивается уже более десяти лет. Здесь есть best practices, множество экспертов, профильных многомиллионных компаний. Кроме того, та же самая конкуренция, о которой мы говорили выше, заставляет людей работать на повышение эффективности.
Это значит, что, во-первых, у задач есть ответственные — и контент-маркетингом занимаются маркетологи. Во-вторых, они подбирают метрики для каждого шага в маркетинговой стратегии, от стоимости производства контента до его распространения и атрибуции продаж.
Для этого настраивают цели в Google Analytics, прокидывают конверсии в системы продуктовой аналитики вроде Amplitude, строят воронки и анализируют способы повышения конверсии и сопутствующие инструменты на каждом шаге.
В итоге становится реально проследить влияние на результаты бизнеса каждой конкретной статьи и почтовой рассылки. Для многих российских компаний такой уровень аналитики — абсолютно обычный для США — оказывается чем-то слишком сложным. Как результат, им тяжело конкурировать с местными стартапами, которые привлекают больше инвестиций и грамотнее могут их потратить.
Вот отличный материал о подходах к оценке ROI контент-маркетинга и выбору метрик.
Лидогенерация: персоны, воронки, ROI
Аналогичным образом в США подходят и к так называемой лидогенерации. Говоря простым языком, это поиск потенциальных покупателей для определенного продукта в онлайне. Чаще всего услуги по лидгену подходят компаниям сегмента b2b, и американские sales-менеджеры неплохо умеют автоматизировать процесс поиска лидов.
Обычно это работает так: совместно с product-оунерами или основателями стартапа маркетолог создает персоны, то есть максимально точно описывает портрет потенциального покупателя. Например, HR-менеджер в компании сектора IT и Finance, работающей на востоке США, 200–500 сотрудников.
После этого составляется список таких компаний, а с помощью инструментов вроде Sales Navigator в LinkedIn ведется поиск людей в нужных должностях.
Источник: Martechtoday.com
Потом там же, в LinkedIn, им пишут сообщения для достижения определенных целей — от старта триала до выхода на звонок для демо. При этом сообщения идут цепочками, а лидов группируют в зависимости от их реакций: добавил в друзья, но не ответил, ответил, но не пришел в триал, послушал демо, но не купил.
По ходу общения и с помощью специализированных сервисов, вроде Hunter, выясняют email лида, что дает возможность совершить с ним еще несколько касаний посредством цепочки писем. Сопровождение лидов ведут в CRM, вроде Pipedrive:
В итоге у компании есть выстроенный процесс работы с потенциально интересными лидами, вовлечения их в воронку и «дожатия» на последующих этапах. Все лиды кластеризованы, и для каждой группы подобраны месседжи и предложения.
Пока что в очень маленьком количестве российских компаний сегмента SMB и стартапов я видел похожие процессы.
Чек-лист: как выстроить маркетинг и продажи «по-американски»
В заключение составим небольшой чек-лист шагов, которые помогут выстроить процесс продвижения компании, ее продуктов и услуг по актуальным в США моделям:
Сформируйте ожидания. Если у вас нет ничего из описанного выше, от аналитики до процессов холодных продаж, их придется выстраивать. На всё это нужно время, и к этому нужно быть готовым.
Пообщайтесь с теми, кто умеет делать нужные вам вещи. В США люди не стесняются консультироваться и нанимать подрядчиков, чтобы понять, как правильно делать конкретные вещи, и затем реализовать это внутри компании.
Самое главное — постановка задачи. Прежде чем начинать маркетинг и продажи, вам нужно определиться с тем, что и кому вы предлагаете. Если вы еще не знаете ответов на эти вопросы, то маркетинг следует направить на привлечение первых клиентов, которые позволят получить ответы. И только потом стоит переходить к продажам. А зарабатывать непонятно на ком и как — не самая рабочая стратегия.
Выбирайте инструменты продвижения своего уровня. Если у вас небольшой стартап, без масштабных успехов и лучшей на рынке технологии, то вам нет большого смысла попадать в Forbes и TechCrunch. Лучше инвестировать ресурсы в контент-маркетинг, SEO, лидогенерацию. Это позволит получить пользователей и клиентов быстрее и дешевле.
Cегодня мы затронули только некоторые важные вопросы маркетинга и организации продаж в США. В следующих статьях я расскажу о важности входящих коммуникаций, запуске рекламы не для слива бюджета, работы с пользователями для снижения churn, стратегиях апсейла и др.
Max900k
маркетинг в России это либо обман явный, либо завуалированный под «кучу работы». Но все равно обман.Вытягивание денег из клиента.
alexlash Автор
Ну не соглашусь, просто системность на совсем другом уровне, как со стороны бизнеса, так и со стороны маркетологов. Поэтому и нужно изучать опыт и перенимать лучшие практики на рынке Штатов
site6893
все так, а причина в том что на територии постсовка нормального маркетолога, который понимает что делает, найти практически нереально. Осюда и безсмысленные дергания, и сливы бюджетов в пустую.