Привет, Хабр! Сегодня в продолжение темы продакт-менеджмента мы поговорим о выстраивании партнерских отношений, поиске каналов и, конечно, о святая святых любого бизнеса — о продажах. В этом посте вы найдете информацию о работе с дистрибьюторами, выстраивании стратегии продаж, примеры win-loss анализа и многое другое. Так что всех заинтересованных прошу под кат!
— Продолжение следует
Любой бизнес – это взаимоотношения. Вы постоянно контактируете не только с клиентами, но и с другими компаниями. А учитывая, что доля инноваторов, готовых попробовать что-то новое, как правило, не превышает 2-3% (об это подробнее ниже), любые контакты нам на руку, ведь они помогут предложить продукт максимально широкому количеству потенциальных потребителей.
Партнеры – это неотъемлемая часть современного бизнеса, в том числе если вы разрабатываете ПО. Партнеры становятся вашими проводниками, так как предлагают продукт своим клиентам, вашими помощниками в продвижении, вашими советниками по развитию продукта и фундаментом для ваших предложений.
Поэтому, если вы хотите зарабатывать больше, минимизируйте свое участие в не основных процессах. Вместо этого по максимуму сотрудничайте с партнерами. Ведь они как минимум лучше делают то, на чем специализируются.
Более того, в современных условиях цепочки получения ценности подразумевают участие самых разных компаний, каждая из которых выполняет свою функцию. На картинке ниже — value chain для решений в сфере Интернета вещей. В нее входит 7 различных компонентов, и каждый из них должен кто-то обеспечивать. Одни компании делают приложения, другие — умные модули, третьи выпускают сенсоры, четвертые обеспечивают платформу, на которой все это работает. Кроме этого кто-то занимается поддержкой сети подключения, а другие фирмы ведут разработку бэкенда. Если хотя бы один элемент выпадет, пропадает весь смысл в решениях, которые ждет конечный пользователь.
В вопросах продвижения продукта можно выделить 4 основных направления. Именно так сделал Эдмунд МакКарти в своей книге 1964 года (да-да, с тех пор почти ничего не изменилось). Он сформулировал концепцию четырех P, которые позволяют добиться цели — то есть заработать на своем продукте.
Product — необходимо наличие самого продукта
Price — нужно определить правильную цену
Promotion — требуется рассказать о продукте людям
Place — нужно организовать место (в широком смысле слова), где люди могут приобрести ваш продукт.
Именно для достижения этих целей выстраиваются отношения с партнерами. И первым делом речь идет о дистрибуции и методах продаж.
На картинке выше представлены разные схемы “путешествия” продукта от производителя к потребителю. Вы можете продавать напрямую, либо действовать через агентов. Поставлять свои решения розничным продавцам или оптовикам, работать через 4 ступени дистрибуции или вообще запустить франчайзинговую сеть.
Главное, чтобы ваш продукт стал доступен самому широкому спектру потребителей. Сотрудничество с партнерами позволяет увеличить охват рынка, а также повысить эффективность своей работы за счет сокращения количества контактов (ведь их берут на себя партнеры).
При этом создание канала дистрибьюции позволяет одновременно решить массу сопутствующих задач:
Однако кроме партнерских отношений вам нужно выстроить саму схему продаж. И сделать это должен именно CEO. А поскольку Product Manager — это mini-CEO, который курирует свой продукт, навыки продаж ему просто необходимы.
Некоторые могут думать, что “продажи — это для других”. Один человек даже сказал мне: «Я – последний человек про которого можно подумать, что я буду продавать». Самое интересное, что он как раз был руководителем отдела продаж.
Все дело в том, что многие хотят просто нанять сейлза, который решит все проблемы и организует продажи. Существует миф о том, что обаятельный, знающий подход к людям рубаха-парень может запросто продать все, что нужно, если он нацелен на закрытие сделок.
В реальности все иначе. Потому что нет лучшего продажника (сейла), чем основатель и идеолог продукта. Ведь у вас уже есть уникальные преимущества, которые могут сделать из вас очень сильного продажника:
Ведь если задуматься, ключевая роль фаундера – не только создавать продукт, но и разговаривать с пользователями, чтобы понимать их нужды и развивать продукт в правильную сторону. Если задуматься, каждую секунду своего рабочего дня ты занимаешь только двумя задачами:
Но общение с пользователями – это и есть продажи! Слушать пользователей – это и есть большая часть процесса, который называется «продавать».
А теперь очень важная и секретная информация!
Продавать продукт надо еще до того, как он создан! Это прекрасно понимают на Западе, и поэтому мы часто сталкиваемся с тем, что нам пытаются продать какие-то идеи и концепции. Тем самым менеджеры собирают информацию о потребностях потенциальных клиентов, а также обеспечивают хорошую узнаваемость бренда и продукта, о которых мы уже говорили здесь.
Итак, разобравшись, что продажи — это одна из задач CEO и менеджера продукта, стоит понять, в чем заключается наша миссия с точки зрения продаж. А она заключается в том, чтобы найти инноваторов! Это люди, которые готовы попробовать что-то новое, даже если о нем еще никто не знает, даже если продукт еще не очень удобный, даже если не сделаны все интеграции и так далее…
В своей книге “Диффузия инноваций”, Эверетт Роджерс подчеркивает, что людей, готовых на это — лишь 2,5%!
Только после первой пробы инноваторами продуктом могут начать пользоваться early-adopters. Поэтому для начала вам во что бы то ни стало нужно найти свою первую сотню потенциальных клиентов, и если два из них захотят купить продукт — это успех! В вопросах продвижения чего-то нового большую роль играет закон больших чисел, и здесь оказываются полезны все возможные контакты.
Достучаться до людей можно через свои связи и по знакомству. Это хорошо работает, потому что ваши знакомые могут быть погружены в ту же тему и им не придется долго объяснять, зачем нужен ваш продукт.
Найти контакты можно на конференциях. Но только не на больших монстроподобных ивентах, в которых царит хаос и участвуют толпы людей. Я бы советовал посещать небольшие конференции, где у людей есть возможность пообщаться друг с другом. Кстати, вы можете спросите у коллег, на какие конференции они ходят. На некоторые можно купить билет, но большинство из них — вообще бесплатные. Вы можете попросить о организаторов список участников и запланировать кулуарное общение, встречи по 15-20 минут, предварительно написав этим людям.
Задача такого общения — найти проспекты, то есть людей, заинтересованных в продукте. На подобных переговорах нужно выяснить, подходит ли проспекту продукт и если нет — то почему.
Несмотря на негативное отношение большинства к рассылкам, холодные email оказываются очень результативными для установления контактов. Нет, это не спам и не шаблонные рассылки. Холодные письма нужно писать, придерживаясь четких правил:
Вот пример неплохого холодного email
Тимофей,
Меня зовут Василий и я основатель компании Мегакорп.
Моя компания разрабатывает новую технологию, которая позволит снизит затраты на бухгалтерскую отчетность на 80%.
Я подумал, что тебе может быть интересно узнать как эта технология может помочь в твоем бизнесе. Я могу показать свежую версию, которая только что вышла.
Я был бы рад получить обратную связь, даже если ты в данный момент не заинтересован в этом решении.
У тебя будет 20 минут на этой неделе? Я доступен во вторник в 11 или 12, если это удобное время для тебя.
Василий
Допустим, вы придумали, что будете писать в холодных email. Возникает проблема поиска адресов. Повторюсь, безликие базы и листы рассылок не подходят!
Вместо этого вы можете:
При этом не стоит думать, что вы получите сразу большой отклик. Согласно воронке продаж, на первом этапе из 100% потребителей (то есть всего рынка) вашими реальными заказчиками могут стать только 2%!
Нужно сосредоточиться не на рекламе и “втюхивании”, а на общении. Именно поэтому сейлз-менеджер, который задает наводящие вопросы и слушает клиента имеет больше шансов закрыть сделку.
Нужно узнать, в чем проблема заказчика? Какая у него потребность? Как можно решить актуальную задачу? Как здесь может помочь наш продукт? Почему человек вообще захотел встречаться/говорить с вами — чего он ищет?
При этом каждый лид нужно доводить до конца (делать follow up). Ниже приведена схема “обработки” клиента, которая длилась 3 месяца. В результате был заключен контракт на 1,5 миллиона рублей. Но если бы продажник бросил это дело на каком-то этапе, этих денег бы не было!
При этом не нужно злиться. У людей своя жизнь. свой бизнес, свои проблемы. Это вам нужно подписать контракт. Так что не стоит спорить по мелочам, соглашайтесь с поправками и замечаниями, если они не принципиальны.
Но если клиент говорит, что ему чего-то не хватает, не нужно вестись на эту уловку. Ведь добавление функционала не приведет автоматически к продаже. Поэтому на любые дополнения в контакте можно реагировать моментально, а брать на себя обязательства по доработке стоит только вместе с обязывающим контрактом или в случае наличия массовых запросов со стороны разных потребителей. Не спешите удовлетворять все запросы — отправляйте их в бэклог!
Помните, что в начале вашего бизнеса вам нужны обязательства, валидация и выручка. Многие клиенты просят предоставить им пробную версию, но делать этого не стоит кроме тех случаев, когда Free Trial и так есть в вашей стратегии.
Дело в том, что “Бесплатный trial” не дает ни обязательств, ни валидации, ни выручки. Лучше предложить сомневающемуся заказчику годовой контракт с возможностью расторжения в течение 30 дней, если ему не понравится продукт. При таком подходе пользователь точно испробует продукт, проверит его, и вы получите валидацию. А действием по умолчанию является фактическое приобретение продукта или лицензии, а не прекращение “пробных 30 дней”, после чего нужно будет снова идти к этому клиенту и разговаривать.
Кроме этого в вопросах организации продаж нужно соблюдать несколько простых правил:
Последняя тема, на которой мне хотелось бы остановиться сегодня — это win-loss анализ или, говоря другими словами, ревизия результатов рыночный борьбы вашего продукта с конкурентными решениями. Такой анализ открывает путь к повышению выручки (revenue growth) и удержанию выручки (revenue retention).
В ходе win-loss анализа обычно проводят следующие выкладки:
Closed Lost analysis
Closed Win analysis
Для того, чтобы провести Closed Lost Analysis нужно:
При этом каждая из причин поражения должна стать толчком для изменений.
Клиент оставил текущее решение – Спросите, какое? Почему он так решил?
У клиента нет бюджета – Но решение интересно? Тогда обратитесь через год!
Клиенты не отвечают на предложения – Значит нужно лучше прорабатывать лиды, целевую аудиторию, усиливать маркетинг
Выбраны продукты конкурентов – Какие? Почему? Как мы можем от них отстроиться?
Высокая цена – Были ли скидки для этих клиентов? Что мы можем сделать с ценовой политикой?
Не подошло лицензирование – Может быть стоит пересмотреть нашу политику?
Не хватает функционала – Сделать запрос на разработку и обновить RoadMap
Подвело качество или надежность – Провести анализ слабых мест
Продукт показался сложным – Поставить задачу для UX\UI исследования и доработки интерфейса
Полное погружение в потребности клиентов — единственный путь для вывода нового продукта на рынок. Но на практике такая коммуникация и является продажами в глубоком смысле этого слова. Каждый менеджер по продукту, а также идеолог и CEO должен понимать все процессы, рассмотренные в нашем посте, чтобы сделать продукт прибыльным и обеспечить верный вектор его развитию.
В следующем посте, который будет завершающим в нашем цикле публикаций по управлению продуктами, мы рассмотрим стадии развития продукта и поговорим про менеджмент на всех этапах эволюции программного решения.
> Видео-запись всех лекций курса доступна на YouTube
Оглавление курса
- Роль менеджера по продукту и фреймворк
- Сегментирование рынка и конкурентный анализ
- Пользовательские персоны
- Проверка гипотез
- Позиционирование продукта
- Дорожная карта продукта
- Составление требований для разработки
- Бизнес-модель и Бизнес-план
- Финансовый план и ценообразование
- Запуск ИТ-продукта и проведение маркетинговой кампании
- Партнерства. Каналы дистрибуции. Продажи < Вы здесь
— Продолжение следует
Любой бизнес – это взаимоотношения. Вы постоянно контактируете не только с клиентами, но и с другими компаниями. А учитывая, что доля инноваторов, готовых попробовать что-то новое, как правило, не превышает 2-3% (об это подробнее ниже), любые контакты нам на руку, ведь они помогут предложить продукт максимально широкому количеству потенциальных потребителей.
Партнеры – это неотъемлемая часть современного бизнеса, в том числе если вы разрабатываете ПО. Партнеры становятся вашими проводниками, так как предлагают продукт своим клиентам, вашими помощниками в продвижении, вашими советниками по развитию продукта и фундаментом для ваших предложений.
Поэтому, если вы хотите зарабатывать больше, минимизируйте свое участие в не основных процессах. Вместо этого по максимуму сотрудничайте с партнерами. Ведь они как минимум лучше делают то, на чем специализируются.
Более того, в современных условиях цепочки получения ценности подразумевают участие самых разных компаний, каждая из которых выполняет свою функцию. На картинке ниже — value chain для решений в сфере Интернета вещей. В нее входит 7 различных компонентов, и каждый из них должен кто-то обеспечивать. Одни компании делают приложения, другие — умные модули, третьи выпускают сенсоры, четвертые обеспечивают платформу, на которой все это работает. Кроме этого кто-то занимается поддержкой сети подключения, а другие фирмы ведут разработку бэкенда. Если хотя бы один элемент выпадет, пропадает весь смысл в решениях, которые ждет конечный пользователь.
В вопросах продвижения продукта можно выделить 4 основных направления. Именно так сделал Эдмунд МакКарти в своей книге 1964 года (да-да, с тех пор почти ничего не изменилось). Он сформулировал концепцию четырех P, которые позволяют добиться цели — то есть заработать на своем продукте.
Product — необходимо наличие самого продукта
Price — нужно определить правильную цену
Promotion — требуется рассказать о продукте людям
Place — нужно организовать место (в широком смысле слова), где люди могут приобрести ваш продукт.
Именно для достижения этих целей выстраиваются отношения с партнерами. И первым делом речь идет о дистрибуции и методах продаж.
На картинке выше представлены разные схемы “путешествия” продукта от производителя к потребителю. Вы можете продавать напрямую, либо действовать через агентов. Поставлять свои решения розничным продавцам или оптовикам, работать через 4 ступени дистрибуции или вообще запустить франчайзинговую сеть.
Главное, чтобы ваш продукт стал доступен самому широкому спектру потребителей. Сотрудничество с партнерами позволяет увеличить охват рынка, а также повысить эффективность своей работы за счет сокращения количества контактов (ведь их берут на себя партнеры).
При этом создание канала дистрибьюции позволяет одновременно решить массу сопутствующих задач:
- Транспортировку может взять на себя один из партнеров;
- Хранение может быть организовано на партнерском складе;
- Продажи могут вести партнеры разных уровней;
- Масштабирование продукта можно делать вместе с партнерами;
- Реклама может быть запущена вместе с партнерами;
- Time-to-market сокращается, если вы пользуетесь готовой цепочкой поставок;
- Финансовая поддержка может стать одним из факторов сотрудничества, если партнера заинтересовал ваш продукт;
- Вы можете получить маркетинговую поддержку от партнера, если у него уже выделен бюджет на маркетинг.
Продажи
Однако кроме партнерских отношений вам нужно выстроить саму схему продаж. И сделать это должен именно CEO. А поскольку Product Manager — это mini-CEO, который курирует свой продукт, навыки продаж ему просто необходимы.
Некоторые могут думать, что “продажи — это для других”. Один человек даже сказал мне: «Я – последний человек про которого можно подумать, что я буду продавать». Самое интересное, что он как раз был руководителем отдела продаж.
Все дело в том, что многие хотят просто нанять сейлза, который решит все проблемы и организует продажи. Существует миф о том, что обаятельный, знающий подход к людям рубаха-парень может запросто продать все, что нужно, если он нацелен на закрытие сделок.
В реальности все иначе. Потому что нет лучшего продажника (сейла), чем основатель и идеолог продукта. Ведь у вас уже есть уникальные преимущества, которые могут сделать из вас очень сильного продажника:
- Вера в продукт;
- Ваша страсть;
- Отраслевой опыт.
Ведь если задуматься, ключевая роль фаундера – не только создавать продукт, но и разговаривать с пользователями, чтобы понимать их нужды и развивать продукт в правильную сторону. Если задуматься, каждую секунду своего рабочего дня ты занимаешь только двумя задачами:
- Создаешь продукт и Разговариваешь с пользователями;
- Создаешь продукт и Разговариваешь с пользователями;
- Создаешь продукт и Разговариваешь с пользователями.
Но общение с пользователями – это и есть продажи! Слушать пользователей – это и есть большая часть процесса, который называется «продавать».
А теперь очень важная и секретная информация!
Продавать продукт надо еще до того, как он создан! Это прекрасно понимают на Западе, и поэтому мы часто сталкиваемся с тем, что нам пытаются продать какие-то идеи и концепции. Тем самым менеджеры собирают информацию о потребностях потенциальных клиентов, а также обеспечивают хорошую узнаваемость бренда и продукта, о которых мы уже говорили здесь.
Найдите свои 2,5%!
Итак, разобравшись, что продажи — это одна из задач CEO и менеджера продукта, стоит понять, в чем заключается наша миссия с точки зрения продаж. А она заключается в том, чтобы найти инноваторов! Это люди, которые готовы попробовать что-то новое, даже если о нем еще никто не знает, даже если продукт еще не очень удобный, даже если не сделаны все интеграции и так далее…
В своей книге “Диффузия инноваций”, Эверетт Роджерс подчеркивает, что людей, готовых на это — лишь 2,5%!
Только после первой пробы инноваторами продуктом могут начать пользоваться early-adopters. Поэтому для начала вам во что бы то ни стало нужно найти свою первую сотню потенциальных клиентов, и если два из них захотят купить продукт — это успех! В вопросах продвижения чего-то нового большую роль играет закон больших чисел, и здесь оказываются полезны все возможные контакты.
Достучаться до людей можно через свои связи и по знакомству. Это хорошо работает, потому что ваши знакомые могут быть погружены в ту же тему и им не придется долго объяснять, зачем нужен ваш продукт.
Найти контакты можно на конференциях. Но только не на больших монстроподобных ивентах, в которых царит хаос и участвуют толпы людей. Я бы советовал посещать небольшие конференции, где у людей есть возможность пообщаться друг с другом. Кстати, вы можете спросите у коллег, на какие конференции они ходят. На некоторые можно купить билет, но большинство из них — вообще бесплатные. Вы можете попросить о организаторов список участников и запланировать кулуарное общение, встречи по 15-20 минут, предварительно написав этим людям.
Задача такого общения — найти проспекты, то есть людей, заинтересованных в продукте. На подобных переговорах нужно выяснить, подходит ли проспекту продукт и если нет — то почему.
Холодные email
Несмотря на негативное отношение большинства к рассылкам, холодные email оказываются очень результативными для установления контактов. Нет, это не спам и не шаблонные рассылки. Холодные письма нужно писать, придерживаясь четких правил:
- Персонализированные — вы должны знать, кому вы пишете
- Короткие — буквально несколько предложений
- Конкретные — нужно четко продумать, что вы хотите сообщить
- Содержащие “call to action” — не просто информация, а предложение пообщаться
- И главное, их цель – выйти на разговор и выслушать (а не продать)
Вот пример неплохого холодного email
Тимофей,
Меня зовут Василий и я основатель компании Мегакорп.
Моя компания разрабатывает новую технологию, которая позволит снизит затраты на бухгалтерскую отчетность на 80%.
Я подумал, что тебе может быть интересно узнать как эта технология может помочь в твоем бизнесе. Я могу показать свежую версию, которая только что вышла.
Я был бы рад получить обратную связь, даже если ты в данный момент не заинтересован в этом решении.
У тебя будет 20 минут на этой неделе? Я доступен во вторник в 11 или 12, если это удобное время для тебя.
Василий
Откуда брать адреса?
Допустим, вы придумали, что будете писать в холодных email. Возникает проблема поиска адресов. Повторюсь, безликие базы и листы рассылок не подходят!
Вместо этого вы можете:
- Обмениваться визитками на конференциях
- Находить контакты в LinkedIn и других соцсетях
- Собирать контакты на веб-сайте в обмен на «бонус» — информацию, исследование, какие-то спецпредложения
При этом не стоит думать, что вы получите сразу большой отклик. Согласно воронке продаж, на первом этапе из 100% потребителей (то есть всего рынка) вашими реальными заказчиками могут стать только 2%!
Нужно сосредоточиться не на рекламе и “втюхивании”, а на общении. Именно поэтому сейлз-менеджер, который задает наводящие вопросы и слушает клиента имеет больше шансов закрыть сделку.
Нужно узнать, в чем проблема заказчика? Какая у него потребность? Как можно решить актуальную задачу? Как здесь может помочь наш продукт? Почему человек вообще захотел встречаться/говорить с вами — чего он ищет?
При этом каждый лид нужно доводить до конца (делать follow up). Ниже приведена схема “обработки” клиента, которая длилась 3 месяца. В результате был заключен контракт на 1,5 миллиона рублей. Но если бы продажник бросил это дело на каком-то этапе, этих денег бы не было!
При этом не нужно злиться. У людей своя жизнь. свой бизнес, свои проблемы. Это вам нужно подписать контракт. Так что не стоит спорить по мелочам, соглашайтесь с поправками и замечаниями, если они не принципиальны.
Но если клиент говорит, что ему чего-то не хватает, не нужно вестись на эту уловку. Ведь добавление функционала не приведет автоматически к продаже. Поэтому на любые дополнения в контакте можно реагировать моментально, а брать на себя обязательства по доработке стоит только вместе с обязывающим контрактом или в случае наличия массовых запросов со стороны разных потребителей. Не спешите удовлетворять все запросы — отправляйте их в бэклог!
Помните, что в начале вашего бизнеса вам нужны обязательства, валидация и выручка. Многие клиенты просят предоставить им пробную версию, но делать этого не стоит кроме тех случаев, когда Free Trial и так есть в вашей стратегии.
Дело в том, что “Бесплатный trial” не дает ни обязательств, ни валидации, ни выручки. Лучше предложить сомневающемуся заказчику годовой контракт с возможностью расторжения в течение 30 дней, если ему не понравится продукт. При таком подходе пользователь точно испробует продукт, проверит его, и вы получите валидацию. А действием по умолчанию является фактическое приобретение продукта или лицензии, а не прекращение “пробных 30 дней”, после чего нужно будет снова идти к этому клиенту и разговаривать.
Кроме этого в вопросах организации продаж нужно соблюдать несколько простых правил:
- Не забывайте, что расходы на маркетинг и продажи сопоставимы с расходами на разработку. Продукт не будет “продавать себя сам”, на это тоже нужны ресурсы.
- Не нанимайте сотрудников отдела по продажам пока сами не продадите достаточно много, чтобы окупать сотрудников
- Если вы сами «не можете продавать», то хотя бы один из со-основателей должен хотеть или уметь это делать.
- Учитывайте личные качества сотрудников отдела продаж
- Одни сами разберутся и научатся, а также уговорят любого без подсказок
- Другим нужны материалы: презентации, скрипты, battlecard
Анализ Win-loss
Последняя тема, на которой мне хотелось бы остановиться сегодня — это win-loss анализ или, говоря другими словами, ревизия результатов рыночный борьбы вашего продукта с конкурентными решениями. Такой анализ открывает путь к повышению выручки (revenue growth) и удержанию выручки (revenue retention).
В ходе win-loss анализа обычно проводят следующие выкладки:
Closed Lost analysis
- Какие общие паттерны у сделок которые мы проиграли?
- Что нам надо добавить или сделать, чтобы их выиграть?
Closed Win analysis
- Что общего у сделок, которые мы выиграли?
- Как нам лучше использовать наши сильные стороны и выиграть еще больше сделок?
Для того, чтобы провести Closed Lost Analysis нужно:
- Собрать все вводные детали о сделке
- Зафиксировать их в инструментах для продаж (например, в Salesforce)
- Получить обратную связь от клиентов
- Оценить недополученную выручку
- Провести опрос внутри отдела продаж, расставить приоритет и определить вес каждой причины
- Подготовить результат анализа и передать его менеджеру продукта
- Модифицировать дорожную карту (roadmap) по итогам анализа, чтобы до 70% фичей в роадмапе были из этого источника
При этом каждая из причин поражения должна стать толчком для изменений.
Клиент оставил текущее решение – Спросите, какое? Почему он так решил?
У клиента нет бюджета – Но решение интересно? Тогда обратитесь через год!
Клиенты не отвечают на предложения – Значит нужно лучше прорабатывать лиды, целевую аудиторию, усиливать маркетинг
Выбраны продукты конкурентов – Какие? Почему? Как мы можем от них отстроиться?
Высокая цена – Были ли скидки для этих клиентов? Что мы можем сделать с ценовой политикой?
Не подошло лицензирование – Может быть стоит пересмотреть нашу политику?
Не хватает функционала – Сделать запрос на разработку и обновить RoadMap
Подвело качество или надежность – Провести анализ слабых мест
Продукт показался сложным – Поставить задачу для UX\UI исследования и доработки интерфейса
Заключение
Полное погружение в потребности клиентов — единственный путь для вывода нового продукта на рынок. Но на практике такая коммуникация и является продажами в глубоком смысле этого слова. Каждый менеджер по продукту, а также идеолог и CEO должен понимать все процессы, рассмотренные в нашем посте, чтобы сделать продукт прибыльным и обеспечить верный вектор его развитию.
В следующем посте, который будет завершающим в нашем цикле публикаций по управлению продуктами, мы рассмотрим стадии развития продукта и поговорим про менеджмент на всех этапах эволюции программного решения.
> Видео-запись всех лекций курса доступна на YouTube
dedmagic
Хаб "ASP" видимо по ошибке указан.