Статья раскрывает тему прямых и косвенных механизмов развития сотрудников и продуктовых команд внутри компании. К прямым механизмам относятся коучинг, менторство, терапия, тренинг и консультация, спонсируемые и поддерживаемые на уровне руководства компании. К косвенным относятся такие механизмы, как культура фасилитации встреч и мероприятий, а также проявляемые стили управления в зависимости от ситуации. Проявление косвенных механизмов зависит от знаний и опыта сотрудников с руководящей функцией как лидера мнения.
В статье предложена система метрик для измерения и дальнейшего анализа атрибутов сложившейся системы развития сотрудников внутри организации.
Остальные части программы оценки готовности к трансформации:
SCRUM: Понимание и применение фреймворка
SCRUM: Разработка и поставка продукта
SCRUM: Гибкое управление продуктовыми направлениями
Фасилитация встреч и мероприятий
Способ и характер организации встреч внутри группы людей определяет возможность личностного и командного роста. Фасилитация — искусство направления групповой дискуссии в конструктивное и продуктивное русло. Фасилитатор отвечает за планирование и организацию необходимого процесса, тогда как группа людей отвечает за предоставление содержания с учётом своей экспертизы.
Фасилитация помогает организовать события, ориентированные на достижение цели в рамках эффективного использования времени, а также вовлечения участников в дискуссию — предоставление возможности всем высказать мнение, создание атмосферы, где можно быть услышанным и владеешь принятыми решениями.
Характеристика | Метод исследования | Метрика |
Роль фасилитатора | Наблюдение за выделением роли фасилитатора в компании. | Отсутствует выделение и признание роли на уровне компании — 0 баллов Роль фасилитатора проявляется у сотрудников с неруководящими функциями — 1 балл. Сотрудники с руководящими функциями выполняют роль фасилитатора — 3 балла. Присутствует выделение и признание роли на уровне компании — 5 баллов. |
Знания фасилитатора | Наблюдение за проявлением знаний фасилитатора в рамках: — Цель события. | Слабое развитие системы знаний фасилитатора — 0 баллов. Сильное развитие системы знаний фасилитатора — 5 баллов.
|
Навыки фасилитатора | Наблюдение за проявлением навыков фасилитатора: — Ясное выражение мыслей. | Слабое развитие системы навыков фасилитатора — 0 баллов. Сильное развитие системы навыков фасилитатора — 5 баллов. |
Правила организации | Наблюдение за проявлением правил организации и проведения событий: — Цель события и ожидаемый результат. | Правила фасилитации не устанавливаются — 0 баллов. Правила фасилитации устанавливаются для событий — 3 балла. Для периодических событий правила зафиксированы в едином месте (например, confluence) — 5 баллов. |
Техники фасилитации | Наблюдение за проявлением различных техник при фасилитации событий: — Брейншторминг. | Техники фасилитации не выделяются и не используются — 0 баллов. Ограниченное использование техник фасилитации — 3 балла. Проявление гибкости в использовании техник фасилитации в зависимости от ситуации — 5 баллов. |
0–19 баллов — низкий результат, характеризующий слаборазвитую культуру фасилитации событий в компании. При данном результате выделяется директивный способ организации, целью которого является трансляция задач от сотрудников с руководящими функциями без процессинга и обсуждения с исполнителями. Рекомендуется разработать программу культивации философии фасилитации на уровне среднего менеджмента компании.
20–25 баллов — высокий результат, характеризующий устоявшуюся культуру фасилитации событий внутри компании, целью которой является создание удобных механизмов для владельцев содержания. Данный способ организации событий предоставляет модель «встреча-развлечение», на которой у участников формируются доверительные отношения, целеполагание и вовлечённость в ожидаемый результат. При данном результате рекомендуется сделать акцент на развитие личностных характеристик сотрудника с функциями фасилитатора.
Методы развития продуктовых команд
Наличие в компании гибкой системы практик личностного и командного роста позволяет сформировать и укрепить устойчивую позицию HR-бренда, в которой сотрудник видит горизонт развития в контексте развития компании. Можно выделить следующие методы развития продуктовых команд:
Коучинг — метод тренировки, в процессе которой устанавливаются цели для достижения. В свою очередь, коуч-тренер помогает команде достигнуть данные цели, используя знания предметной области, навыки межличностного общения и фасилитации.
Менторство — метод тренировки, при которой происходит трансляция шаблона знаний и опыта от спонсора-ментора для формирования необходимых паттернов профессионального поведения. Для успешной реализации данного метода необходимо наличие у ментора ярко выраженной экспертизы в предметной области и лидерские качества.
Терапия — метод, позволяющий сотруднику или продуктовым командам снять с себя психологические или физические симптомы профессиональной нагрузки с помощью выстроенного доверия и возможностью быть услышанным.
Тренинг — метод, при котором эксперт в предметной области делиться знанием и опытом с применением разработанных методических материалов. Целью данного процесса является предоставление новых знаний и инструментов для группы сотрудников в короткий промежуток времени.
Консультация — метод, позволяющий функциональным подразделениям компании или продуктовым направлениям получить независимую оценку эксперта для решения бизнес проблемы в части организации работ производственных направлений.
Характеристика | Метод исследования | Метрика |
Коучинг | Наблюдение за принципом целеполагания команд продуктовых направлений. | Отсутствует роль, которая помогает команде ставить и достигать цели — 0 баллов. Команда проявляет принцип самоорганизации для установки цели — 1 балл. Выделяется роль коуча, которая помогает команде ставить и достигать цели — 3 балла. Выделяется роль коуча, признанная на уровне компании, которая помогает команде ставить и достигать цели — 5 баллов. |
Менторcтво | Наблюдение за проявлением данного метода при адаптации нового сотрудника или горизонтальном карьерном росте. | Отсутствует роль, которая помогает адаптироваться сотрудникам — 0 баллов. Проявление принципа самоорганизации при адаптации — 1 балл. Выделяется роль ментора, которая помогает сотруднику с адаптацией — 3 балла. Выделяется роль ментора, признанная на уровне компании, которая помогает сотруднику с адаптацией — 5 баллов. |
Терапия | Наблюдение за существованием механизмов психологической разгрузки. | Сотрудники не привыкли делиться переживаниями — 0 баллов. У сотрудников есть неофициальные каналы, где они могут поделиться переживаниями — 1 балл. У сотрудников есть официальные каналы, где они могут поделиться переживаниями с возможностью быть услышанными компанией — 3 балла. Выделяется роль сотрудника, к которому можно обратиться за поддержкой и психологической разгрузкой — 5 баллов. |
Тренинг | Наблюдение за подходами обмена знаниями и опытом внутри компании. | Внутри компании тренинги не проводятся — 0 баллов. Тренинги имеют несистемный характер проведения — 1 балл. Существует комьюнити экспертов для проведения тренингов — 3 баллов. Существует комьюнити экспертов, поддерживаемого компанией, для проведения тренингов — 5 баллов. |
Консультация | Наблюдение за подходами обмена знаниями и опытом снаружи компании. | Компания замкнулась в себе и ограничивает общение с внешним миром в части развития собственных подходов — 0 баллов. Компания принимает активное участие в семинарах и воркшопах — 3 балла. Компания принимает активное участие в семинарах, существуют партнёрские отношения с проверенными консультантами — 5 баллов. |
0–10 баллов — низкий результат, характеризующий отсутствие у компании осмысленного подхода к развитию и адаптации кадров. В случае динамической среды стартапа может наблюдаться эмоциональное выгорание сотрудников на горизонте испытательного срока. В случае умеренной корпоративной среды наблюдается проявление низкой культуры развития сотрудников, как осознанный выбор компании для снижения затрат рынка низкотехнологичной продукции. При данном результате целесообразность разработки программы обусловлена видением инвесторов в части долгосрочности нахождения компании на рынке, а также высокотехнологичностью продукции.
11–20 баллов — средний результат, характеризующий ограниченный набор методов развития продуктовых команд или не системность их использования. В случае динамической среды стартапа может наблюдаться эмоциональное выгорание сотрудников на горизонте одного года. В случае умеренной корпоративной среды может проявляться фрустрация и стагнация в развитии профессиональных навыков и знаний у сотрудников. В первую очередь рекомендуется сделать акцент на развитие менторства и системы тренингов для сотрудников.
21–25 баллов — высокий результат, характеризующий зрелую систему развития и поддержки продуктовых команд. В арсенале компании имеются все доступные методы для формирования у сотрудников необходимого проактивного паттерна отношения к труду, новых навыков и знаний. При данном результате компания осознаёт необходимость инвестицией в человеческий ресурс, так как он является потенциалом роста продуктовых направлений. Рекомендуется рассмотреть создание образовательного комплекса (аналоги GeekBrains, SkillFactory и т.д.) в периметре компании в целях становления и развития кадрового резерва.
Стили лидерства
Подходы и стили лидерства определяют развитие команд в сторону директивного и процедурного или кооперативного и творческого взаимодействия. В силу того, что лидеры являются агентами изменений, их особенности личности и темперамента будут проецироваться на выстраиваемые процессы в продуктовой команде. Компании необходимо тщательно относиться к подбору сотрудников с руководящими функциями с позиции ярко выраженных стилей лидерства.
Характеристика | Метод исследования |
Стиль коуча | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — оказывает поддержку сотрудникам; |
Стиль идеолога | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — настойчивый; |
Стиль слуги | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — мотивация команды; |
Стиль автократа | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — самоуверенность; |
Стиль невмешательства | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — проявление эффективного делегирования; |
Стиль демократа | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — ценит групповую дискуссию; |
Стиль темпа | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — устанавливает высокие стандарты профессионализма; |
Стиль трансформатора | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — имеет уважение со стороны команды; |
Cтиль операционный | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — ценит корпоративную структуру; |
Cтиль бюрократа | Наблюдение за проявлением следующих особенностей у сотрудников с руководящей функцией: — ориентированный на детали и задачи; |
Определение интегральной шкалы оценки свойства «стили лидерства» не целесообразно. Каждый стиль может быть в зависимости от конъюнктуры и ниши рынка, которую занимает компания.
Стоит отметить, что для компаний-стартапов, специализирующихся на выпуске новых продуктов на рынок, для поиска устойчивой бизнес-модели необходимо иметь самоорганизующуюся рабочую среду с идеологией, креативностью и свободой мысли. Для создания и поддержки данной среды, отлично подойдут лидеры мнения со следующими стилями: идеолога, слуги, трансформатора, темпа.
В свою очередь, компании, нащупавшие устойчивую бизнес-модель для продукта, начинают искать возможности для его масштабирование на новые рынки и новых клиентов. Для осуществления данных целей хорошо подойдут следующие стили лидерства: коуча, невмешательства, демократа по отношению образованных продуктовых команд на этапе стартапа.
Для развития продуктовых команд противопоказано иметь лидеров с ярко выраженными стилями: автократа, операционный, бюрократа. Данные стили будут сдерживать развитие продуктового направления и развитие самоорганизующихся команд из-за особенностей внутренних качеств лидера.
Ekstrem
А в SCRUM точно есть то что вы в статье написали?
SCRUM, XP — горизонтальные практики, которым нужно чтобы люди были вовлечены, т.е. наименее отчуждены в процессе труда. А вот метноры, коучеры, психологи, управленцы — это пережиток прошлых производственных отношений, в которых эти фреймворки не работают.
Вопрос про стили управления вообще к SCRUM не могут иметь отношения.
Стрённый материал, который говорит о положении дел в компании.
ngekht
Скрам-гайд описывает как работает команда, но команда не работает в вакууме. :-)
Откуда команда берет новых людей? Ищет и учит сама? А откуда берутся заказчики? Опять сама команда? А откуда у команды берутся производственные цели? Тоже сами себе придумывают? И таких моментов выходящих за рамки того что делает скрам-команда можно на войну и мир перечислить.
Нет, я допускаю существование сферической команды в вакууме которая может, умеет и хочет делать все. Но почему-то большинство практиков Agile согласны скорее с утверждением что самоуправление лучше всего работает если границы этого самого самоуправления четко установлены.
Ekstrem
Моей команде коучи не нужны. А начальников с "авторитарным стилем" сильная команда оставит в одиночестве.
Лично у меня тогда претензии к упоминанию скрама в этом материале.
Работу HR'ов конечно не делаем, но интервью провести можем.
Да, внутри обучение мы организуем сами, пытаемся создавать условия для того чтобы такое обучение имело свои плоды.
Вы их тоже не находите — вас находит "человек" с деньгами и вы за зарплату общаетесь с заказчиками. А вот если себя не обманывать, то производственные цели будут совпадать с целями организации, не правда ли? Нужен отдельный человек который их перепишет?
Нет таких моментов. Для Scrum и XP есть некоторое множество подходящих задач. Если коротко: это массовый продукт и вы изначально не знаете что именно нужно пользователю (потому что пользователь и сам не знает). ВСЁ!!! См.подробнее.
Ваша сентенция о неполноценности скрам-команды базируется на социал-дарвинизме или том что вам самому выгоднее разделять функциональные обязанности и усиливать эксплуатацию ваших сотрудников?
Вы просто не понимаете что это не вопрос вашего таланта или софтскилов, а вопрос денег. Вы понимаете почему существуют стартапы которыми управляют люди вообще без опыта?
ngekht
Моя "сентенция" базируется на принципе распределения обязанностей, присущему экономическим отношениям в эпоху капитализма и описанного в экономической науке еще в XVIII веке.
В остальном — я не вижу о чем тут можно спорить. Я нигде не утверждал что причиной того что команда не делает всё является её неполноценность, и нигде не утверждал что все это за команду делаю некий абстрактный "я". Я единственное что тешу себя тем, что все ваши хамские высказывания основаны на неприязни ко мне лично, а не на системном отношении ко всем остальным. Потому что я в интернете давно и к людям любящим хамить с безопасного расстояния привык, а вот неприглядное восприятие инженеров, которые позволяют себе разговаривать с остальными языком "настоящего эффективного манагера"(tm) таки сильно бьет по всей профессии.
А про ваши утверждения о том, что никакой полезной деятельности кроме у самой команды нет — могу только развести руками. Если чтения в школе сказки Салтыкова-Щедрина про двух генералов не хватило — дискуссия в формате комментариев тут не поможет. Хорошо, хорошо, конечно же булки растут на деревьях.
p.s. Комментарий общий — кому действительно интересна тема о полезности — в Agile действительно эту часть упустили практически во всех источниках. Лучше копнуть до корней в виде Гемба Кайзен — там вопрос непроизводительной деятельности рассмотрен очень хорошо, он там называется Muda и бывает двух типов — тот которого можно избежать и тот которого избежать нельзя, потому что без него остановится производство. К сожалению очень многие "гуру" вот этой тонкой разницы не понимают.
tkachsta Автор
Спасибо, что указали на ошибку. В действительности, в статье описаны стили лидерства а не управления.