50 лет назад экипаж космического корабля «Союз-11» после разделения отсеков корабля трагически погиб во время посадки. Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев возвращались без скафандров, при разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте они не смогли пережить условий околокосмической разреженной атмосферы. Память об их полёте была увековечена в названиях трех космических судов флота Службы космических исследований, но и стальные красавцы не все смогли пережить «разделение Союза». Сегодня важно сохранить последнего «Пацаева», как свидетеля ранней эпохи покорения космоса.
Когда китайский Chang'e 5 в прошлом году отправился в свой триумфальный полет за лунным грунтом, с Земли его провожали суда серии Yuan Wang.
Сегодня только Китай обладает флотом океанских судов-ретрансляторов, которые сопровождают пролетающие над океаном космические аппараты. Когда-то такой флот был и у Советского Союза, но сейчас остался только один — научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев».
«Пацаев» — последний сохраненный корабль из некогда знаменитого флота Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР.
Помню как мальчишкой зачитывался книгами об освоении космоса и любовался иллюстрациями впечатляющих судов с гигантскими спутниковыми тарелками на борту. «Космонавт Юрий Гагарин» с открытыми параболическими антеннами или «Космонавт Владимир Комаров» с огромными «пузырями» радиопрозрачных укрытий антенн выглядели как первые вестники передового высокотехнологичного будущего.
На их фоне «Виктор Пацаев» смотрелся скромно, и не оставил никаких детских воспоминаний. Но сегодня время поговорить о нём, т.к. он последний выживший. История гибели остальных грустна и трагична.
Для чего нужны такие суда? Космический аппарат или даже пилотируемый корабль — это автоматическое устройство, которое летит по заложенной программе. Для контроля выполнения программы полёта спутники передают по радио на Землю телеметрию — информацию с различных датчиков о своем состоянии. Температура, заряд аккумулятора, данные об ориентации, давление в топливных баках, и много-много иных характеристик. Если произойдет какой-либо сбой и аппарат будет потерян, то именно по анализу телеметрии инженеры будут ставить «диагноз» или искать способ исправления ситуации. Спутники также собирают научные данные в космосе, а экипажу нужна связь с землей. Для приема телеметрии, научных данных и обмена информацией нужны наземные радиостанции. Для передачи команд на летящий в космосе корабль или аппарат также нужны ретрансляторы.
А Земля — это шарообразное тело, и спутник на низкой околоземной орбите оборачивается вокруг планеты примерно за 90 минут. Для наблюдателя с поверхности, спутник пролетит от одного до другого края горизонта примерно за 7 минут. То есть столько одна наземная станция способна поддерживать связь с околоземным аппаратом. Остальной путь по орбите спутник проделает без «присмотра», а переданная им телеметрия в прямом смысле уйдет в песок. Земля еще и вертится, поэтому за 90 минут положение наземной станции сместится на сотни километров, и на следующем витке спутник хотя еще будет в пределах досягаемости, но уже ближе горизонту, а третий виток пройдет уже за горизонтом. То есть для поддержания связи с космическими аппаратами нужно много наземных станций по всему земному шару.
Даже если у вас самая большая страна в мире, с помощью наземных станций постоянной связи с космосом не добиться ведь 2/3 поверхности Земли — это вода. Решения тут может быть два: либо создавать принимающие и передающие станции на воде, либо размещать ретрансляторы в космосе. Например, Китай создал свой океанский космический флот, а у NASA для этих целей есть три спутника TDRS на геостационарной орбите. Благодаря им можно поддерживать связь с низколетящим спутником практически по всей его траектории.
У России есть похожая система «Луч», но она закрывает не весь земной шар. Однако её достаточно, чтобы «Роскосмос» решил отказаться от «Пацаева». Хотя в некоторых случаях, наличие океанского судна могло бы помочь, так при запуске «Фобоса-Грунта» ученые просили астрономов-любителей всех стран присмотреть за нашей станцией.
Всего несколько лет назад «Пацаев» ещё служил нашей космонавтике, даже не покидая своей стоянки в Калининграде. Он был самым западным звеном в наземной цепочке Командно-измерительных комплексов, протянувшихся по России. Его антенны отслеживали перемещение МКС по небосводу, и космический ветеран давал связь даже на пенсии.
Но несколько лет назад «Роскосмос» построил новую наземную станцию, на самом западе Калининградской области, и «Пацаев» стал окончательно не нужен в качестве ретранслятора.
Кроме прямой космической работы «Виктор Пацаев» долгие годы выполняет другую, не менее важную — образование и сохранение памяти о первых десятилетиях советского покорения космоса. Судно занимает место у причала «Музея Мирового океана» в Калининграде, принимает экскурсии, команда проводит занятия и поддерживает оборудование в работоспособном состоянии.
К сожалению, в современном мире эта деятельность нерентабельна. Пока «Пацаев» работал как наземная станция, то получал финансирование от госкоспорации, но сейчас стал «непрофильным активом».
Ситуацию усугубила реорганизация Федерального космического агентства в госкорпорацию «Роскосмос», и сокращение её финансирования. Руководство госкорпорации предлагает новые амбициозные проекты: лунная программа, многоспутниковые группировки, околоземная посещаемая станция, ядерный буксир… и музейная деятельность никак не входит в эти планы.
Госкорпорация рада бы снять с баланса судно, и отдать кому-нибудь, но никто не берет. Точнее, желающие есть, на горизонте появлялось какое-то ООО, которое обещало сделать из судна туристический объект, но этим планам не поверили ветераны космического флота. Их стараниями судну было присвоено звание Объекта культурного наследия, а Минобороны пообещало без перемещения включить судно в состав морского филиала парка «Патриот», который создают в Кронштадте.
Только у военных было одно условие — перед передачей в «Патриот» судно должно пройти капитальный ремонт. Требуется на это около миллиарда рублей. У ветеранов космического флота столько денег нет, но они держатся, и вместе с ними пока держится «Космонавт Виктор Пацаев», хотя и в полной неопределенности. Судно ветшает, хотя и продолжает принимать экскурсии, но как долго это продлится никто не знает, так что будете в Калининграде, не упускайте возможности взглянуть на этот памятник исчезнувшей цивилизации.
alexpp
Мой отец — член нескольких экспедиций на «Добровольском», куратор инициативной группы ветеранов космического флота, создатель сайтов НисКГД, НисКВП. Как же горько слышать от него все детали и подробности дрязг, связанных с «Пацаевым» и осознавать, насколько Роскосмосу/Минобороны/Минкульту современной России безразлична судьба единственного уцелевшего судна космического флота. Если кратко — то данным ведомствам абсолютно плевать на то, что не приносит денег, и служит исключительно просветительской цели. На сохранении и музеификации «Пацаева» не заработать, в отличие от того же «Восточного», поэтому он никому и не интересен.
Javian
Зарабатывают в минкульте на дорогостоящих «реставрациях».
major-general_Kusanagi
Начать нужно с вопроса:
почему американцы неплохо зарабатывают на Шаттлах, а «эффективные» российские менеджеры заработать на Буране не способны?
unsignedchar
Секретность. Для принимающих решение проще, если если эта штука рассыплется от старости (желательно позже, чтобы списывал с баланса кто-то другой), чем если американский
шпиёнтурист открутит от нее гайку, с которой забыли снять гриф секретности.teecat
Вот оно и самое грустное, что населению — безразлично. Роскосмос и Минобороны это организации со своими задачами, живущие на бюджет по сути (особенно Минобороны). В стране туча миллионеров и просто обеспеченных людей (в том же ИТ). Но сколько есть организаций за сохранение исторического наследия/пожертвований на эти цели? А вот жалоб доброму царю на необходимость сохранения церквей/кораблей, повышение зарплаты море…
По моему мнению все должно начинаться с создания общественных организаций, которые будут заниматься наследием.
alexpp
Почему сохранением исторического наследия должны заниматься граждане? Если для этого есть специально созданные государственные институты.
Это как субботники. Почему уборкой территории должны заниматься жители, если для этого есть специально нанятые организации?
teecat
Потому что это наш дом и наша страна. Если кто-то мусорит — сделай замечание, если можешь сделать лучше свой подъезд — сделай.
Тот же КэттиСэрк не пошел на дрова благодаря гражданам страны. Правительству было плевать. Да и другие корабли и самолеты становились музеями по инициативе граждан. Добрый царь порождает только чиновничество, которое думает о своих теплых местах
Javian
Как-то нагуглил документ на сайте подведомства минкультуры. То самое что должно заниматься сохранением культурного наследия. В документе экспертиза двухэтажного здания 19 века. Некий купеческий дом в центре небольшого провинциального города. Сначала эксперт описывает здание снаружи и внутри, историческую городскую застройку, в которой находится. И в конце неожиданный поворот сюжета - исторической ценности не представляет, можно снести и строить магазин.
Стало интересно что ещё написал этот эксперт - поискал по сайту ведомства и нашел ещё несколько. И такой же финал - исторической ценности не представляет, на радость застройщику. Погуглил эксперта и нашел его автобиографию, на сайте начала 2000-х - он оказывается историк, но по образованию археолог. :) Руины его специализация. По-моему это тоже самое как если бы терапевтом работал патологоанатом.