иллюстрация автора Fpeniche

В первые десятилетия XXI века популярность ретрофутуризма высока. Слова «киберпанк», «стимпанк», «дизель- и атомпанк» часто звучат при описании новых тайтлов в компьютерных играх, кино и аниме. Знатоки щеголяют терминами «нанопанк» и «биопанк», погружаясь в споры о жанровой границе стим- и дизельпанка.

Везде от вики и до лурка висят краткие пояснения о сути жанров ретрофутуризма и разнице между ними. Увы, они часто довольно-таки однообразны, и лично мне всегда хотелось почитать чуть более глубокий разбор с элементами СПГС. Ну а раз хотелось – почему бы не рискнуть написать свой вариант? Чем и попробую заняться.

▍ Киберпанк: отец-основатель


Про киберпанк, причины его зарождения в Америке рубежа 70-х и 80-х годов, и популярности именно в США и Японии у меня есть отдельная статья, посему слишком растекаться по древу не будем.

Если кратко – в то время в Штатах совпало несколько трендов. Нефтяной кризис с резким ростом цен на нефть наложился на глухое разочарование от того, что виделось поражением революции хиппи – и вполне реальное поражение во Вьетнаме. Экономика пребывала в кризисе, производства закрывались и уходили к дешёвой рабочей силе Азии.


Промзоны, бедные районы, пустоши становились всё более опасным местом из-за роста преступности, подстёгнутой безработицей. Социальное расслоение, несколько сглаженное экономическим ростом и обществом потребления 50-х и 60-х, вновь резко обострилась. Один за другим гремели скандалы вокруг сильных мира сего: политики, военачальники и корпоративные боссы раз за разом оказывались коррумпированными ворами, лицемерными лжецами и циничными убийцами. Атмосфера напоминала российские 90-е.

Изменились и субкультуры. На место отвергавших мир консервативных родителей, политиков и военных, но веривших в светлое будущее нового мира хиппи пришли разочаровавшиеся уже решительно во всём панки, зло плевавшие на общество и любые его ценности как таковые. В глазах обывателей уличные банды и устрашающе выглядевшие панки сливались в единый образ угрозы «нового агрессивного варвара» – и порой это соответствовало действительности.


В это же самое время происходила стремительная электронная и цифровая революция. Дешёвая и качественная японская электроника завалила Америку. Компьютеры из громоздких специализированных устройств для учёных и инженеров превращались в предмет массового использования, всё более причудливые гаджеты и промышленные роботы не сходили со страниц прессы и экранов ТВ.

Один из девизов панк-культуры гласит «будущего нет», и это тоже очень близко киберпанку. Точнее, в нём оно технически и есть, но там всё ещё хуже – и то, что при этом ещё и высокотехнологичнее, это «хуже» только усугубляет. Суть киберпанка часто описывают фразой «High tech – low life». В момент зарождения киберпанка как жанра это вполне точно описывало наблюдаемую вокруг реальность США начала 80-х, и казалось, что дальше будет только хуже. Именно из этого черпали вдохновение Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, авторы «Блейдраннера» и многие другие.


Слово «киберпанк» из одноимённого рассказа Брюса Бетке изначально имело совершенно буквальное значение: его персонажем был панк-хакер с ирокезом. Более точной характеристики жанра, соединившего кибернетичность с атмосферой «панка», антисоциального бунта среди общественного бардака, экономических бедствий и каких-то крайне сомнительных личностей во власти.

Да, в 1981 США возглавил Рейган, и через несколько лет его «рейганомика» выведет Америку на новый активный рост – но жанр уже успел родиться. И на фоне восстановления экономики он только крепче покорял сердца, как тремя десятилетиями ранее подчёркнуто мрачный и безысходный нуар прекрасно «заходил» стремительно богатеющим американцам 50-х.


Миры мрачных кибертрущоб на фоне сверкающих неоном небоскрёбов, конфликты отчаянных хакеров-бунтарей или честных детективов с жестоким миром корпоративного беспредела, где трудно понять, где кончаются советы директоров и начинается якудза, стали фактом мировой культуры.

А когда реальность победившей информационной революции – несмотря на вполне реальное high tech low life, в которой мы живём – оказалась совсем непохожей на то, что описывали классики жанра, киберпанк был осмыслен как один из жанров ретрофутуризма. То есть, того, как люди прошлого видели будущее из своего времени.


К тому времени уже успел родиться и самый сферический в вакууме пример ретрофутуризма: стимпанк.

▍ Стимпанк – он же паропанкъ


Шестерёнки. Шестерёнки everywhere – именно так выглядит сферический в вакууме образ стимпанкового персонажа, устройства или пейзажа. Казалось бы – ничего общего с эстетикой киберпанка. Однако стимпанк как популярный и актуальный жанр родился из киберпанка самым непосредственным образом. Именно стимпанк имеет больше всего общего с киберпанком из всех прочих жанров «панк-ретрофутуризма» — и больше всего оснований называться «панком».
Эстетика и технологии стимпанка – это примерно то, как видели будущее люди с середины XIX по начало ХХ века, время бурного развития технологий и всё более вездесущих паровых машин. Поэтому главным классиком «стимпанка до стимпанка» со всем основанием можно назвать основателя жанра научной фантастики – Жюль Верна.


Именно потому лозунг high tech low life справедлив и для стимпанка. Это и в реальности был мир жёстких социальных контрастов и напряжённости, нищеты пролетариев и роскоши промышленных магнатов, а также стремительного, фантастического развития технологий на фоне глубокого экономического расслоения и общественной напряжённости. Всё это весьма напоминало Америку начала 80-х – только было гораздо более жёстким и жестоким.

Стимпанк действительно очень похож по духу на киберпанк. Только на место коррумпированных CEO глобальных корпораций в сияющих неоном меганебоскрёбах в стимпанке оказываются прожжённые дельцы-магнаты, развращённые аристократы и коррумпированные министры в роскошных дворцах с вышколенной прислугой. Им противостоят вместо хакеров учёные и инженеры, путешественники и детективы.


Кругом декаденты и революционеры-карбонарии, тайные ложи и религиозные фанатики. Мир стимпанка тоже глубоко урбанистичен – но вместо кибергетто это бесконечные чадящие заводы и погружённые в нищету рабочие кварталы, соседствующие с районами дорогих особняков и магазинов в эстетике модернизма и неоготики. Над всем этим почти неизбежно парят ребристые дирижабли, порой колоссальных размеров, а на рейдах стоят ощетинившиеся стволами причудливые броненосцы.

Злодеем, как и в киберпанке, может оказаться не корпорация или якудза, а чей-то изощрённый ум – но тут это будет не возненавидевший человеческое общество хакер и не слетевший с катушек искусственный интеллект, а какой-нибудь байронический безумный профессор, слегка опереточный злодейский злодей.


Ну а неким условным аналогом японского извода киберпанка, где вместо хакера-одиночки и бунтаря в центре сюжета стоят честные сотрудники спецслужб, частенько, впрочем, влетающие в конфликт с собственной системой, можно назвать детектива Эраста Фандорина. Кстати, Шерлок Холмс – тоже вполне «стимпанковский» персонаж, что нередко ныне и обыгрывается.

Произведения, которые можно было бы назвать стимпанком, в немалом количестве возникали и до формального зарождения жанра, немало их появилось уже в 60-е. Слово «стимпанк» стало прямой калькой со слова «киберпанк». Его в 1987 году придумал по прямой аналогии с киберпанком писатель Кевин Джетер, чтобы охарактеризовать тексты, описывающие альтернативно-исторические миры, похожие на викторианскую Британию XIX века с паровыми машинами и прочей ретро-эстетикой. Ранее он называл то, что писал сам, а также его коллеги Тим Пауэрс и Джеймс Блейлок, «фэнтези в гонзо-исторической манере», и краткий термин оказался удачным.


Ну а вслед за рождением термина и ростом популярности жанра отцы-основатели киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг опубликовали в 1990-м году свой классический роман в стиле стимпанка «Разностная машина». Он заслужил большую популярность — и понеслось.
Дальше были «Лига выдающихся джентльменов», «Дикий, дикий Запад», третий «Назад в будущее», «Хроники хищных городов», «Ходячий замок» Миядзаки, «Syberia», «BioShock Infinite»,«Dishonored» и множество других произведений.

Есть у стимпанка и свои поджанры. Например, «царьпанк» – паропанк с русской экзотикой, доходящей до развесистой клюквенности про казаков и медведей с самоварами водки, примером которого можно назвать роман и сериал «Тень и кость».


Часто говорят, что если в кадре есть устройства с двигателями внутреннего сгорания – то перед нами уже дизельпанк. Это не совсем так. В «позднем» стимпанке порой хватает явно не паровых технических устройств, взять хотя бы «Лигу выдающихся джентльменов».

Да и один из первых и до сих пор ярчайших выражений эстетики того, что позже назовут стимпанком, фильм 1965 года «Большие гонки» — уже имеет многие характерные черты жанра, но выстроен вокруг трансконтинентальной гонки на отнюдь не паровых автомобилях.

Из всех жанров ретрофутуризма стимпанк, пожалуй, имеет самое большое количество активных приверженцев. Стимпанк-фесты или мероприятия с активным участием любителей стимпанка существуют по всей планете, порой в самых неожиданных местах. И пусть порой количество шестерёнок доходит до абсурда, а загадочные агрегаты «под бронзу» с «паровыми котелками» и «манометрами» не имеют и тени функциональности – фэндом стимпанка огромен, многообразен и живее всех живых.


Грань между стимпанком и дизельпанком тоньше, многограннее и неопределённее просто потому, что соответствующие эпохи – в отличие от стим- и киберпанка – непосредственно соседствовали и вытекали одна из другой. Исторической «точкой перехода» во многом можно назвать Первую мировую войну: в которую мир вошёл под звон шпор, блеск кирас и эполет, с аристократами, дредноутами и цеппелинами – а выехал из туч отравляющих газов на танках под рёв многомоторных дальних бомбардировщиков и революционных демонстраций.

В этом плане верхней временной границей стимпанка можно назвать мир польского художника Якуба Ружальского (из-за частой записи его фамилии Różalski упрощённым под англоязычную аудиторию шрифтом чаще известный как Розальский), чьи арты про альтернативный паропанковый 1920-й год легли в основу игр «Scythe» и «Iron Harvest». Уже никаких викторианских аристократов, шестерней и цилиндров, по полям Полании и Руссвета бродят замысловатые боевые шагающие машины, поддерживаемые лавами конницы и небесными крейсерами. По виду они явно выглядят работающими на дизельном топливе – но часто просто утыканы подчёркнуто паровыми трубами.


И всё же значительная часть эстетики мира «Серпа» Ружальского уже относится к следующему жанру: дизельпанку.

▍ Дизельпанк: романтика небес


Дизельпанк – жанр «панка», занимающий почётное третье место после кибер- и стимпанка. Он уже заметно отличается по духу и сути от двух «старших братьев», и несколько менее популярен в смысле активной фан-базы. Стимпанк-фесты, по крайней мере, встречаются несравнимо чаще, чем дизельпанк-фесты. Зато, в отличие от стимпанка, дизельпанк пользуется «читом»: почти автоматическим интересом огромного количества любителей истории мировых войн ХХ века.

Сам термин появился только в 2001 году по аналогии со стимпанком как маркетинговый ход – но оказался удачным, востребованным и зажил своей жизнью.


Дизельпанк — это альтернативные миры, похожие на период интербеллума: 20-е и 30-е годы ХХ века между двумя мировыми войнами, а также часто и сами эти войны. Это уже время не перехода от сословного общества к промышленному капитализму на фоне декаданса и революционной напряжённости, а эпоха грандиозных социальных, индустриальных и архитектурных экспериментов конструктивизма, арт-деко и неоампира. Паровые машины стремительно вытеснились двигателями внутреннего сгорания, бензиновыми и дизельными – откуда и название жанра. Это мир построения утопий и тоталитарных режимов, торжества демократий, коммунизма и фашизма на обломках империй, колоссальных мировых войн. На место аристократов и дельцов приходят харизматичные вожди, генералы и бюрократы, а разведывательные игры ведут уже не шпионы с кинжалами, а могущественные спецслужбы.


Дух момента перехода от мира паропанка к дизельпанку довольно точно уловлен в последнем советском фильме про Шерлока Холмса «Двадцатый век начинается», где гениальному сыщику приходится бороться уже не со зловещим гением Мориарти.

В этом случае «панка», в отличие от кибер- и стимпанка, обычно, оказывается, гораздо меньше. Его герои часто тоже асоциальны, но иначе, чем в стим- и киберпанке. Большое место в дизельпанке занимают лётчики и авиация. Дирижабли в нём тоже встречаются – но уже более совершенные и заметно более редкие, чем в стимпанке. Дизельпанк – это царство авиаторов: вполне историчная деталь, ибо в эпоху интербеллума знаменитые лётчики-рекордсмены во многих странах имели статус, сравнимый со звёздами кинематографа.


Авиаторы, пилотирующие причудливые самолёты 20-х и 30-х годов, оказываются либо главными героями, либо его сюжетно важными соратниками. Часто они – ветераны мировой войны, не сумевшие найти себя на «гражданке», то самое «потерянное поколение» из книг Хэмингуэя и Ремарка. Здесь же нередки воздушные пираты на гидропланах и летающих авианосцах.

Безумные учёные никуда не делись, и в дизельпанке их амбиции могут достигать ещё большего размаха – особенно на службе у воинственных государств. Помимо самолётов в наличии радио и первые телеэксперименты, радиация и лучи смерти, супертанки и суперлинкоры, вундерваффе и шушпанцеры. На смену бронзе и латуни стимпанка приходит до блеска отполированная сталь, на смену цилиндрам и очкам-гогглам – лётные шлемы. Миры дизельпанка колеблются на грани не революции, а очередного блицкриг-вторжения или мировой войны.


Если миры киберпанка и стимпанка подчёркнуто урбанистичны, то в дизельпанке гораздо больше внимания уделяется экзотическим странам и континентам. Джунгли Амазонки и пустыни Египта и Аравии, арктические пустоши и пики Гималаев, отдалённые атоллы и оживлённые тропические порты. Тут обычны мистические тайны древних цивилизаций, всяческие книги и саркофаги, которые лучше не открывать.


Вообще таинственность, загадочность, секретность хоть седой древности, хоть современных на момент событий произведения спецслужб, политических заговоров и секретных проектов – очень характерная черта дизельпанка.

Наверное, первым примером жанра, ещё несущим немало черт «стимпанка-до-стимпанка», можно назвать «Метрополис» Фрица Ланга. Сюда же, в категорию отцов-основателей эстетики будущего жанра относятся фантастика Герберта Уэллса и Александра Беляева, фантастические фильмы 20-х и 30-х годов под тревожное завывание терменвокса.


К образцам дизельпанка относятся не только «Небесный капитан: мир будущего» и «Ракетчик», обычно приводимые в примеры жанра. В той или иной степени дизельпанком можно обозвать почти любое произведение по заданной эпохе, имеющее характерные черты жанра, не существовавшие в реальности, образцы техники и явную неисторичность происходящего. К ним вполне можно отнести и классическую трилогию про Индиану Джонса, и «Мумии», и российский сериал «Шпион», чьё действие разворачивается в мире грандиозной Москвы, где полностью реализованны конструктивизм и сталинский ампир.

Советским дизельпанком можно назвать «Аэлиту» и «Роковые яйца», «Тайну двух океанов» 1956 года – как и одноимённый роман 1938 года, а также многочисленные и ныне забытые романы и повести фантастики СССР эпохи интербеллума . Ну и «Хорошо забытое старое», мультипликационная квинтэссенция советской НФ того времени.


В какой-то степени даже «Порко Россо» Миядзаки, «Корто Мальтезе» и диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах» — тоже яркие примеры дизельпанка. И даже Лавкрафт, особенно его поздние интерпретации вроде компьютерных игр – по современным меркам в изрядной степени дизельпанк.

▍ Атомпанк


Последний из жанров «панка», получивший широкое распространение. Если условной гранью стим- и дизельпанка была Первая мировая война, то границей дизель- и атомпанка становится уже конец Второй мировой с её финальным аккордом, ядерными ударами по Хиросиме и Нагасаки.

Романтика разгоревшейся к концу 40-х годов холодной войны, космической и ядерной гонки сверхдержав, их шпионских игр и интриг – это атомпанк. Это эстетика 50-х и 60-х. Америка 50-х с её яростным уютом, становлением общества потребления и шпиономанией маккартизма, плавно переходящая в психоделико-сексуальную революцию 60-х с хиппи, космосом и рок-н-ролом на фоне Карибского кризиса и прочих опасных военно-шпионских авантюр.


Если классические фильмы про Индиану Джонса были типичным примером дизельпанка, то «Королевство хрустального черепа» с тщательно собранными приметами 50-х — это уже скорее атомпанк.

Самолёты ещё больше сверкают полированной сталью – но становятся реактивными. На место вундерваффе приходят ядерные бомбы, ракеты и спутники, космические полёты. Атомпанк гораздо ярче любых своих коллег по ретрофутуризму: это время ярчайших красок металла и пластика, стремительных и дерзких форм.


В мире атомпанка царят атмосфера секретности, шпиономания и ещё более могущественные спецслужбы, чем в дизельпанке. Если символический герой дизельпанка – это авиатор, то героем атомпанка чаще оказывается суперагент. Здесь тоже часты экзотические места и страны, но в них чаще разворачиваются не авантюры путешественников, а шпионские игры или спецоперации Холодной войны. Само собой, почти везде оказываются суперсекретные базы. Возможно, со сбитыми летающими тарелками и даже инопланетянами: тема внеземных пришельцев и вообще космоса тут достигает своего пика.


Впрочем, часто злодеем в атомпанке оказывается не «вражеская» сверхдержава и даже не сошедшие с ума «свои» генералы и политики с ядерной кнопкой, а разного рода суперзлодеи с секретными базами и гипертехнологиями, против которых готовы объединяться даже ЦРУ и КГБ.
Да-да, постфактум ранние «Джеймсы Бонды» с Коннери, а также французские комедии про Фантомаса смотрятся как представители жанра атомпанка. Сюда же можно отнести чёрную комедию Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил ядерную бомбу» о холодной войне, переходящей в ядерную. Ну и «Остин Пауэрс» с «Агентами АНКЛ», конечно, вместе с «Фоллаутом».


Атомпанк, продолжая неразрывную последовательность альтернативно-исторических жанров с раннего стимпанка середины XIX века, упирается в конец 60-х или начало 70-х годов. В какой-то степени упоротой постироничности можно назвать символическим финалом эстетики атомпанка «Страх и ненависть в Лас Вегасе».

А что же дальше?

Дальше змея ретрофутуризма кусает себя за хвост. Потому что уже вот-вот упрётся в то самое время, когда родился киберпанк. Но уже не совсем в киберпанк.


Устоявшегося названия для жанра всё ещё нет, хотя с середины 2010-х он обрёл изрядную популярность на волне всеобщего увлечения синтвейвом и ретровейвом. Иногда его называют кассет-панком и формикапанком, но эти названия «не на слуху». Этот жанр описывает время зарождения киберпанка, с 70-х до ранних 90-е годов – но уже не «изнутри», а в ностальгической перспективе взгляда из 2010-х и 2020-х.

Снова много неона, японских надписей, трущоб и технологий, но тот мир, который для современников был пугающим и неопределённым, теперь выглядит ностальгически уютным.
Примеров жанра в кино или литературе не так уж много, этот жанр гораздо популярнее в треках и видеоклипах, ибо родился уже в эпоху YouTube и стриминговых сервисов. В качестве примеров можно вспомнить «Кунг Фьюри», «Атомная блондинка» и, пожалуй, «Внутри Лапенко». Это, в общем-то, не киберпанк, даже невзирая на Хакермэна – но, как и прочие «панки», доводят дух и эстетику эпохи его зарождения до особо концентрированного градуса.


Ещё часто перечисляются клокпанк, нанопанк, биопанк, стоунпанк — но как сколько-то заметные и масштабные явления о них говорить пока что сложно. Все прозвучавшие панк-жанры, кроме киберпанка — изначально ретрофутуристичны, и даже сам киберпанк теперь стал ретрофутуризмом, начинаясь как вполне научно-фантастические попытки угадать будущее. Все они касаются технологического прогресса – и потому на времена до массовой индустриализации XIX века не «ложатся». Даже хронологически примыкающий к стимпанку гипотетический «наполеон-панк» звучит глубоко инородно – и свёлся бы к обычной альтернативной истории.

А ещё интересно: как будет называться «панк-жанр», описывающий наше время?

Комментарии (40)


  1. mSnus
    21.08.2021 14:27
    +1

    Простите, но почему вы относите киберпанк к ретрофутуризму? Это как раз про технологии будущего, а не прошлого.

    Возможно, вы имели в виду "технопанк"? Тогда сюда и Мэд Макс впишется))


    1. Kenya-West
      21.08.2021 15:34
      +5

      почему вы относите киберпанк к ретрофутуризму?

      Дело в том, что в киберпанке отражены страхи, что Япония продолжит стремительно развиваться и де-факто покорит Америку экономически, и японцы будут везде. Будущее, которое у нас не случилось. Вот почему.

      В реальности же эти страхи сейчас вызывает Китай.


      1. mSnus
        21.08.2021 15:46
        -4

        Ну а где в этом всём ретро?


    1. grizzly_8
      21.08.2021 17:18
      +2

      Формально нет, фактически да. Ретрофутуризм - это описание мира согласно представлениям о будущем, соответствующим определенной эпохе и уже устаревшим к моменту написания. Так что тут только спор о том, в какой момент те или иные идеи - социальные и технические - стали неактуальны.


      1. mSnus
        21.08.2021 20:28
        +2

        ...жанр фантастики, описывающий мир будущего, базирующегося на технологиях (а также моде, стилистике и т. д.) прошлого или настоящего, которые в реальном мире, как правило, вышли или выйдут из употребления

        (С) Вики

        То есть если автор решает, что его сцена будет основана на использовании в будущем технологий прошлого: паровые машины, судовые дизели, дирижабли, рыцарские доспехи -- это ретрофутуризм.

        А по вашей трактовке ретрофутуризм -- это Жюль Верн получается. Нет, это просто старая фантастика.


        1. grizzly_8
          22.08.2021 13:18

          автор решает, что его сцена будет основана на использовании в будущем технологий прошлого

          Тут весь нюанс в том, чьего будущего. Если автора и читателя, то автору придется объяснять этот регресс и на выходе получится что-то вроде постапокалипсиса. А ретрофутуризм описывает будущее с точки зрения эпохи, в которой эти технологии были распространены. Ретрофутуризм - это фактически вариант альтернативной истории, описывающей прошлое, которое могло бы быть, но уже не будет. Скажем, классическая "Машина различий" описывает не будущее авторов, но близкое будущее викторианской эпохи с определенными допущениями. Есть, кстати, известный рассказ Фредерика Брауна "Волновики", как инопланетяне отменили человечеству электричество, и тому пришлось вернуться в паровую эпоху, вот это - не ретрофутуризм, потому что предлагает читателю вариант его собственного будущего.

          Не поленился зайти на вики. Вы не полностью процитировали. Вот как там дальше:

          Иначе говоря представления о будущем из прошлого.


        1. SadOcean
          30.08.2021 16:50

          Ну трактовка в вики верная - это мир будущего в представлении человека из прошлой эпохи, где технологии будущего базируются на развитии технологий из прошлого, вместе с модой и представлениями из прошлого.

          Суть в том, что сейчас мы видим, как технологии развивались на самом деле, что самолеты вытеснили дирижабли, а электричество и двс - паровые машины, поэтому представления о мире с гиганскими дирижаблями и паровыми роботами выглядят наивными.

          И да, многие рассказы Жюля Верна - это очевидный ретрофутуризм (но он не был таковым на момент создания, что важно)


          1. mSnus
            30.08.2021 18:00

            Да нет же, это не мир будущего в предоставлении человека из прошлого. Я не могу никак понять, почему вы так трактуете достаточно четкое определение.

            Это мир будущего, в котором вместо футуристичных технологий (телепорты, силовые поля, сверхсвет) используются технологии прошлого: паровые машины, дирижабли, воздушные шары, бронза вместо стали и пластика и т.д. Всё. Никаких "человеков из прошлого" и из взглядов в определении нет.

            Именно поэтому киберпанк никак не является ретрофутуризмом.


            1. SadOcean
              10.09.2021 23:19
              +1

              Я тоже не понимаю, как можно сделать ваш вывод.

              Прямые цитаты из ру вики "Иначе говоря представления о будущем из прошлого..."
              Из англ - "Retrofuturism (adjective retrofuturistic or retrofuture) is a movement in the creative arts showing the influence of depictions of the future produced in an earlier era."
              Ретрофутуризм (прилагательное ретрофутуризм или ретрофутуризм) - это движение в изобразительном искусстве, демонстрирующее влияние изображений будущего, созданных в более раннюю эпоху.

              То есть Жюль Верн пишет фантастические рассказы - чистый футуризм про прогресс, подводные лодки, механизмы. Проходит время, мы видим как на самом деле изменился мир, представления Верна - это ретро. Ретро-футуризм.
              Мы смотрим на фантастику Замятина или рассказы Циолковского - футуризм. Проходит 30 лет, ракеты действительно летают в космос, но мы не завтракаем на Юпитере. Сейчас эти представления - наивны. Ретрофутуризм.

              На заре компьютерной эпохи, когда компьютеры - диковинка и дорогое оборудование для серьезного бизнеса, сети только появились, Гибсон пишет рассказ про компьютеры в каждом доме, виртуальную реальность, хакеров, супер технологичность японцев и т.д.
              Киберпанк - футуризм.
              Проходит 35 лет, компьютер в каждом кармане, виртуальная реальность и сеть - реальность, мы уже буквально живем в киберпанке, но это не такой киберпанк. Представления о будущем устарели, это ретрофутуризм.
              И все произведения, где используются нереализованные футуристические идеи прошлого - паровые авианосцы, гигантские дирижабли, хакеры в модных очках виртуальной реальность - ретро.
              Такие рассказы можно писать и сейчас - а что было бы если бы электричество не стало основой и автоматизацию делали на пару, а эстетика была бы свойственна эпохе пара.
              Это - ретрофутуризм.
              Рассказы же, в которых солдаты будущего используют композитные доспехи и лазерные мечи - не ретрофутуризм, а просто фантастика. Они могут соседствовать, а могут не соседствовать с современными представлениями о будущем - дронам, ракетам, диверсантам, экзоскелетам.
              Через какое то время часть ожиданий о будущем, описываемых сегодня тоже устареют и станут для людей будущего ретрофутуризмом.


    1. SadOcean
      21.08.2021 18:14
      +1

      Потому что это будущее для прошлого.

      Такое будущее, которое представляли 40 лет назад для 2020.

      Сейчас мы тут, и видим как это будущее выглядит, в 80-х представляли не это.

      Поэтому и ретро футуризм - старые представления о будущем.


      1. mSnus
        21.08.2021 20:33

        Ответил выше)


    1. lunacyrcus
      21.08.2021 18:41
      +1

      Так вроде логично, киберпанк это технологии будущего, но так или иначе представлены в ретро-представлении (и в этом плане даже современные представления будут ретро, т.к. если такое будущее и наступит, то скорее всего оно будет выглядеть совсем иначе чем удастся представить это). Ну и тем более еще что часто в нем эти будущие технологии сочетаются с чем-то архаичным.


    1. Erwinmal Автор
      21.08.2021 19:15
      +1

      Постфактум, из настоящего времени это и есть уже ретрофутуризм, как и Жюль Верн. Взгляд на будущее из прошлого.


      1. mSnus
        22.08.2021 05:30

        Взгляд на будущее из прошлого -- это не ретрофутуризм.

        Ретрофутуризм -- это когда в будущем используются технологии далёкого прошлого.

        Почему вы решили, что ваше определение правильное, а в Вики -- нет? На что опираетесь?


        1. AlexSkvortsov
          22.08.2021 13:06

          Имхо. Корректным способом категоризации любого типа объекта может быть лишь тот, который не требует внешней по отношению к объекту информации.

          Пример:
          Вы нашли книгу, где описываются шагающие города на паровых двигателях. Вы не знаете ни автора, ни года написания. Лишь текст, который Вы можете прочитать.

          Однозначно определить жанр книги Вы сможете только если использовать подход автора статьи. Определение из Вики будет бесполезно - оно не может использоваться, если неизвестен автор и год написания.

          Исходя из такой логики я склонен считать, что определение из википедии некорректно.

          Отдельно хочу отметить, что википедия сейчас является авторитетным источником информации, однако любой авторитет хотя и является аргументом в споре, но не может быть ключевым аргументом.

          Более такого, я склонен называть википедию "слабым" авторитетом. Это не научная статья, прошедшая ревью десятка ученых с мировым именем, автором может быть любой школьник.

          Сильнейшим же аргументом является подход строгой логики. Так что в данном случае суть спора в значительной степени сводится к тому, с чего я начал. То есть, можем ли мы считать корректным способ категоризации, для применения которого нам недостаточно наблюдать объект, но также надо получить о нем стороннюю информацию? Я считаю, что нет. По опыту, технари с этим в большинстве соглашаются, а гуманитарии - нет. (в гуманитарных науках вообще очень распространен подход привязки категоризации ко времени создания)

          Пипец простыня вышла)))


    1. karachun92
      22.08.2021 04:39

      Киберпанк это представление о будущем в 1980х годах.


  1. azTotMD
    21.08.2021 15:02
    +1

    рекомендую книгу "Путешествие Иеро" про постядерный мир


    1. juray
      21.08.2021 22:49
      +2

      Ну это уже пост-ап.

      Можно сказать, Фоллаут — тоже пост-ап, но тут все-таки очень сильно просвечивает технологический мир, который был до катастрофы, а продукты довоенных технологий сохранились в достаточном количестве (причем достаточно большей частью футуристических — энергетическое оружие, силовая броня, роботы, ИИ и т.п. — наряду с банальным огнестрелом). И цивилизация потихоньку возрождается практически в тех же структурах, яркий пример чего — НКР. Некоторые сообщества имитируют более древние общественные формы, но это больше похоже на какой-то «косплей»

      В «Иеро» от старого мира остались только смутные легенды и мифы, а какие-то остатки технологий проходят по категории «редкие артефакты». А новая цивилизация явно совсем иная, чем была в прошлом. То есть тут нет ни ретро, ни футуризма — чистейшая фэнтези.

      Что интересно, киберпанк и пост-ап вполне могут сочетаться. Примером может служить сеттинг серии игр Borderlands — в наличии и могущественные корпорации с орбитальными городами и хайтек, и low-life в трущобах на планетах. А пост-ап тут локального характера, в масштабах одной планеты — Пандора, где была активная жизнь фронтира, и бац, глобальное отступление, инфраструктура кое-где еще работает (поезда на антиграве), но на большей части территории разруха и покинутые останки машинерии. Засилье отмороженных банд прилагается.

      Вообще, у пост-апа и фронтира есть много общего. Самое главное — в обоих случаях развитая цивилизация, плодами технологий которой пользуется местное население, находится «за кадром», только в случае фронтира она отделена от места действия пространством (её здесь еще нет), а при пост-апе — временем (уже нет). В обоих случаях формы общественной организации и ведения хозяйства тяготеют к тем, которые были присущи оставленной за скобками цивилизации на её ранних этапах развития (а также возможно, сохранившийся где-то «в глубинке»). Так, для если цивилизация является калькой с США (в Borderlands на это сильно похоже), или и есть США (Fallout) — ее фронтир описывается таким жанром, как вестерн. И элементы вестерна проглядывают и в Борде, и в Фолле.


      1. azTotMD
        22.08.2021 00:38

        А мне как раз это и нравилось в Иеро. Описание мира, который откатился в первобытную эпоху, когда человеку снова приходится отвоёвывать у стихии каждую пядь земли. Ну это и тематично, ведь радиактивное заражение - оно надолго. Когда начал играть в фаллаут (так получилось, что начал со второй части) мне показалось, что вот она - игра про это, про мир скатившийся в каменный век после атомной войны. Там же начинаешь среди дикарей, с копьём и т.д. Ну и первый город он тоже такое впечатление производит - какой-то осколок цивилизации. А потом, конечно, я несколько разочаровался. Так и не прошёл эту игру.


        1. juray
          22.08.2021 01:00
          +1

          Ну кому что.
          Просто данная статья — про ретрофутуризм, и Иеро тут не в тему, в отличие от Фоллаута.

          Так-то если классифицировать виды постапокалиптики по разным параметрам, то Иеро и Фолыч оказываются сильно разнесены именно что по шкале присутствия материнской цивилизации. Рядом с Иеро по этому параметру находится «Водный мир» — так же цивилизация стерта почти полностью.

          А вы не читали цикл «Земля во власти волшебства» Саберхагена? Тоже по всем канонам — фэнтези, при этом постапокалиптика (в ходе ядерного армагеддона поменялись законы природы, и мир из технологичного стал магическим).


          1. azTotMD
            22.08.2021 23:39

            Нет не читал. И я не считаю "Иеро" фэнтези - да, там есть немножко сверхестественного - предсказание будущего и телепатия. Но большая часть всё-таки описание вполне естественных последствий атомной войны


  1. Alexufo
    21.08.2021 16:09
    +3


    1. Alexufo
      21.08.2021 16:53

      в детстве ездил на нем, а потом убрали эту офигенную ветку.


    1. mviorno
      21.08.2021 20:28

      Косогорский металлургический?


      1. Alexufo
        21.08.2021 21:44

        ага


  1. raamid
    21.08.2021 17:25
    +2

    А ещё интересно: как будет называться «панк-жанр», описывающий наше время?

    Коронапанк же :)


    1. Alex_Mtrskn
      21.08.2021 18:35

      Ну не. Это уже постапокалипсис. А вот мир, в котором страны по какой-либо причине изолировались друг от друга и перемещения строго ограничены, можно назвать маск-панк


    1. alecv
      22.08.2021 12:38
      +1

      Построить полноценный сеттинг сложновато, а так - это "биопанк"
      P.S. Было похожее в аниме "Бомба-вонючка".


    1. NookieGrey
      24.08.2021 11:45

      Кстати очень интересно, действительно сейчас по логике статьи должен зарождаться свой панк, на фоне протестов против "чипирования", локдаунов, масок и тп

      Возможно не как новый жанр, а как новое дыхание для биопанка, который в свою очередь больше про зомби и мутантов конечно, а сейчас немного другая действительность


  1. lunacyrcus
    21.08.2021 18:44

    А ещё интересно: как будет называться «панк-жанр», описывающий наше время?

    Может какой-нибудь "интернет-панк") TCP-панк) HTTP-панк, TLS-панк, whatever, но может правда что-то связанное с интернетом т.к. именно интернет 1 с наиболее важных частей этой вот эпохи.

    А в (неочень) отдаленном будущем наверно космо-панк уже пойдет.


    1. raamid
      18.09.2021 16:54
      +1

      Разбирался недавно с webpack, и из головы не выходила мысль, что это самый настоящий вебпанк.

      Судите сами: вместо того, чтобы как раньше скопировать файлы на сервер, сейчас нужно установить node, webpack, webpack-cli, плагины к вебпаку, настроить webpack.config.js, package.json, описать лоадеры, точки входа и точки выхода, настроить девсервер,


  1. Tsvetik
    21.08.2021 20:42

    Last Exile в качестве дизельпанка уже рекомендовали?


  1. juray
    21.08.2021 23:14
    +2

    Помимо технологий и общественных тенденции, стимпанк и дизельпанк также используют разную эстетику. Вы уже упомянули ар-деко, присущее дизельпанку. Для стимпанка же характерно ар-нуво.
    Чтобы назвать термин для стиля атомпанка, у меня уже не хватает искусствоведческих познаний. Ну собственно, вон у вас на иллюстрации с автомобилем — яркий пример.

    Фоллаут, кстати, помимо этого стиля (очевидный пример — автомобили «Корвега»), сохраняет и ар-деко (по контенту F3, F4 и F76), но в основном в архитектуре и скульптурах — что можно объяснить тем, что и то и другое построено раньше, еще в дизельную эпоху.

    Ну натуральное ар-деко же
    image

    image

    А пример того, что дизельпанк может быть обращен не в небо, а наоборот, под воду — это первый и второй биошоки.
    Кстати, девиз Восторга — «No Gods or Kings, Only Man» вполне можно соотнести с дизельпанком в целом.


  1. fndrey357
    22.08.2021 09:45
    +1

    Перефразируя одного известного персонажа: Стимпанк, кибер панк — нас и здесь неплохо кормят…
    Вообще получается что Русские кинематографисты предвидели все. А если посмотреть на 20-е годы — Дейнека, Шухов, Маяковский — еще пару стилей можно найти. А фотки Родченко?

    Я понял — из всего что увидел — рисунки — дизельпанк это мое, вещи — стимпанк — это мое.


  1. Self_Perfection
    22.08.2021 11:36

    Flintstones и Jetsons отнесёте куда-нибудь?


    1. Alex_Mtrskn
      22.08.2021 15:23

      Дино-панк или архо-панк. Хотя я не совсем уверен, что там именно атмосфера *-панка. Все же там нет упадка цивилизации, а скорее несоразмерный времени прогресс

      А Jetsons не знаю что это.


  1. alecv
    22.08.2021 13:05

    Есть у стимпанка и свои поджанры. Например, «царьпанк» – паропанк с русской экзотикой

    Чаще это иронично называют "бояръ-аниме" (именно так, а твердым знакомъ :) ). Например, проект "Киберслав".


  1. grizzly_8
    22.08.2021 13:22

    Про нынешнюю эпоху будут писать что-нибудь с упоминанием биг-даты и раннего AI. В этом смысле интереснее, что именно сделает эти вещи устаревшими.


  1. bat654321
    22.08.2021 16:56
    +1

    Всё таки "-панк" - это в первую очередь протест. А если в произведении нет протеста, а есть только антураж, то нет и панка.

    Антураж сам по себе ничего не значит. Автор волен поставить себе какие угодно декорации. Книга пишется как правило для оной-единственной ключевой идеи. Ну или на выходе получается Донцовщина.


  1. eugeneyp
    23.08.2021 10:05

    На текущий момент атомная станция, это паровая турбина где пар получается не за счет угля или газа, а за счет нагрева воды энергии распада частиц. К чему будет отнесено футуристическое будущее основанное на мини реакторах? Стим-панк, нуклеар-панк ?