Представляем вашему вниманию заметку Джиллиан Тетт, обозревателя Financial Times, о возможных причинах возникновения интереса жителей Афганистана к криптовалютам.
На прошлой неделе Абдул Уэйкил, называющий себя «исследователем административных наук, исламского банковского дела и финансов Афганистана», опубликовал в Твиттере призыв, адресованный новому правительству Кабула. «Талибан, тебе стоит подумать об использовании биткоина для того, чтобы избежать негативных последствий от американских финансовых санкций» - написал он, отметив, что в этом случае удастся уменьшить эффект изоляции от международной банковской системы, основой функционирования которой являются доллары.
Некоторые подписчики Уэйкила согласились с автором только частично: «Талибан определенно должен рассмотреть криптовалюту, но биткоин требует избегать, ведь он очень нестабилен». И это абсолютно верно. Несмотря на то, что у нас нет возможности идентифицировать тех, кто выдавал такого рода высказывания, цены на биткоин недавно взлетели до небес.
Тот факт, что подобные разговоры начались уже через несколько недель после произошедшей смены власти в Афганистане, говорит о многом. В прошлом, когда подобные страны погружались в хаос, богачи находились в сильной зависимости от бумажных денег (например, долларовых купюр) или драгоценных металлов (например, золота). Иногда они прибегали к цепочкам исламских посредников (такая услуга называется Хавала), чтобы отправлять деньги за границу. Сейчас криптовалюты становятся все популярнее; и да, возможно, они все еще находятся на стадии зарождения, но следует задуматься над темами, связанными с факторами доверия и отношения к существующей в мире кредитной системе, независимо от того, насколько далеко мы живем от Афганистана, и привлекает ли нас биткоин.
Проблема, о которой мы сейчас говорим, должным образом определена в последней статье Хен-Тюн Шина – профессора экономики в Принстоне и главного экономиста Банка международных расчетов (BIS). В своей работе он утверждает, что для экономиста один из лучших способов взглянуть на криптовалюты, эквивалентные биткоину – это признать, что они имеют ценность исключительно в результате того, что люди решили создать блокчейн-технологию ради новых способов обеспечения доверия.
Но процесс создания блокчейна с использованием вычислительных мощностей и последующего заключения сделок неразрывно связан с большими финансовыми издержками. Как правило, цены, связанные с системой «распределенного доверия», эквивалентной криптовалюте, намного выше традиционных альтернатив. Наиболее показательный пример связан с доверенным учреждением в традиционной финансовой системе, таким как Федеральная резервная система США, которая обеспечивает более эффективный и менее затратный метод доверия к эмитируемой валюте.
Однако, как отмечает Шин, в разных случаях цены на блокчейн действительно кажутся гораздо менее обременительными, чем опасности, связанные с борьбой с дискредитированными учреждениями (что эквивалентно провалу власти) или попытками получить доступ к дефицитным платежам в долларах США (если, скажем, они запрещены). «Чтобы понять крипто-сферу, для начала стоит подумать о том, насколько надежна центральная власть — хорошее ли у вас управление и подотчетное центральное финансовое учреждение?» - говорит Шин. «В случае, если вы находитесь в нестабильной или авторитарной системе, или состояние вашего государства катится по наклонной, вам выгоднее иметь прочную децентрализованную систему. Но это, конечно, недешево».
Многие растущие рынки попадают в тот же лагерь. После того, как Chainalysis (агентство кибераналитики и аудита) совсем недавно проводило свой ежегодный сбор данных по использованию криптовалют в 154 странах, самыми популярными среди них (с точки зрения применения криптовалют в финансовых операциях) стали Вьетнам, Индия, Пакистан, Украина, Кения, Нигерия, Венесуэла, Того и Аргентина. Единственная развитая страна, вошедшая в десятку – это США, которая заняла восьмое место.
Что касается Афганистана, то по прошлогодней информации, Кабул находился почти в конце рейтинга. Возможно, это иллюстрировало низкое доверие к власти или наличие доступа к долларовым купюрам, по крайней мере, для элиты. Другое более вероятное объяснение заключается в том, что исторически в Афганистане Интернет используется крайне редко. Настолько редко, что количество пользователей составляет примерно одну седьмую от пользователей в Кувейте, согласно данным Всемирного банка.
Несмотря на это, в последнем рейтинге к текущему моменту Афганистан внезапно поднялся на двадцатую строчку. «В этой стране зарождается крипто-экономическая система», - написали Chainalysis в Твиттере. «Но нужно учитывать, что наши метрики формируются на основе показателей, зависящих от данных о покупке электроэнергии и использовании Интернета жителями различных стран».
В чем же причина? Возможно, это связано с попытками талибов уклониться от санкций. Однако, по сообщениям кабульских СМИ, некоторые образованные и относительно состоятельные афганцы также начали использовать криптовалюты для хранения сбережений, перевода денег за границу или получения денежных переводов от членов семьи за пределами страны.
Некоторые жители Афганистана, говоря другими словами, руководствуясь экономической мотивацией вынуждены были сопоставить затраты и выгоды соответствующие методу, описанном Шином, и по всей видимости они сочли использование криптовалют весьма разумным. Криптовалюты по всей видимости, больше имеют смысл в Гиндукуше, чем Силиконовой долине, где такие «светила», как Илон Маск, генерят везде, где только можно, биткоин-мемы, но так и не могут вдохновить американцев. Вся эта история поразительна тем, что Интернет может распространять инновации изначально незапланированным маловероятным образом, с последствиями, которые могут быть как позитивными, так и негативными.