Когда Илон Маск запустил в космос кабриолет, интернет наполнился возмущёнными комментариями неравнодушной общественности: что за глупая идея и к чему это бесполезная вещь в космосе? Лучше бы запустил что-нибудь полезное для науки! Однако до автомобиля Маска в космосе оказалось немало непонятных и, в общем, бесполезных вещей: грампластинка в межзвёздном пространстве, осколочное ядро на Луне, одноцентовая монета на Марсе, игрушки у Юпитера, и вообще непонятная загогулина в поясе астероидов…
Космонавтика изначально несла не только научное и военное, но и пропагандистское значение, и Гагарин на орбите, и Армстронг на Луне выполняли прежде всего государственные задачи, а не научные или технические. Полёты в космос были демонстрацией технического, экономического и идеологического превосходства, что подкреплялось полезной нагрузкой идеологического содержания. Позже коммерческие компании переняли это свойство космоса используя его в рекламных целях, но это тема для отдельного разговора.
Первый спутник был технологическим демонстратором, который показал возможность советских ракет совершать орбитальные запуски. Он же продемонстрировал возможность использовать космос в качестве пропаганды или, как сейчас говорят, пиара. Лучше всего этот эффект выразил Стивен Кинг в своих воспоминаниях о 4 октября 1957 года.
Первые лунные советские станции «Луна-1» и «Луна-2» уже несли на себе не только научную и технологическую, но и идеологическую нагрузку: металлические ленты с названием и гербом запустившей страны, и… ядра. Точнее осколочные гранаты с советскими гербами на каждом «осколке». Это была оригинальная система мягкой посадки, которая срабатывала у самой поверхности. Сами аппараты не тормозились и врезались в лунный грунт на скорости около 3 км/с, но при взрыве ядра часть осколков разлеталась вверх чем тормозила свою скорость столкновения с Луной. В итоге какие-то гербы СССР должны были сохраниться.
Советский Союз практически на каждую межпланетную миссию добавлял идеологическую нагрузку. И если внимательно поискать, то на каждой «Луне», «Марсе» или «Венере» можно найти лик Владимира Ильича или советский герб. Такие эмблемы назывались «вымпелы». Подробнее об этом можно прочесть в книге «Вымпелы летят к планетам».
К примеру, «Луна-9» первая совершила мягкую посадку на естественный спутник Земли, и её пятиугольный вымпел стал основой советского знака качества.
Чаще всего размер вымпелов был небольшим — с медаль или около того. Однако, когда позволяли баллистические условия и запас топлива, размер можно было и увеличить. Например, на ногах «Луны-17», высадившей «Луноход», разместилось целых три профиля вождя мирового пролетариата и пара советских флагов на жёстком каркасе.
По фотопанораме от «Лунохода» сложно определить размер этого вымпела и флага, однако мне удалось увидеть музейный земной образец этого пятиугольника, и оказалось, что он размером с небольшую тарелку.
NASA тоже не упускало возможности добавить космонавтике идеологии. Лунные флаги, установленные астронавтами — это именно пропаганда достижений конкретного государства. На Луне сейчас находится шесть американских флагов, пять из которых по-прежнему стоят на поверхности. Правда, предполагается, что краска на ткани уже разрушилась от солнечного ультрафиолета и флаги имеют просто белый цвет.
Хотя NASA старалась позиционировать себя как авангард всего человечества, и их послания в космос носили общечеловеческий характер.
Табличка на ноге лунного модуля Apollo 11 гласит «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества». На борту Apollo 11 были небольшие флаги всех стран ООН, их вернули на Землю и подарили представителям этих стран с небольшими фрагментами лунного грунта. Советский флаг и крупицы грунта можно увидеть сейчас в Мемориальном музее космонавтики в Москве.
Во время разных экспедиций Apollo на поверхности Луны, кроме научного и технического оборудования, доставили соколиное перо, семейную фотографию, мяч для гольфа и часть клюшки, монету и памятник…
Мемориал всем погибшим астронавтам представляет из себя 9-сантиметровую алюминиевую стилизованную фигурку человека. Рядом на металлической пластине размещён список погибших на тот момент астронавтов и космонавтов, в том числе перечислены Гагарин, Комаров, Волков, Добровольский и Пацаев. Первоначально статуэтка задумывалась просто как первая художественная инсталляция на Луне, символизирующая человечество, но вместе со списком погибших это стало мемориалом.
Запуски автоматических межпланетных станций к внешним планетам, а по сути первых звездолётов, создали новые идеологические задачи. Теперь понадобилось не просто похвалиться своими космическими достижениями перед соседними государствами, но и создать послание внеземным собратьям по разуму. С такими идеями создавались т.н. «пластинки Пионеров», размещённые на борту станций Pioneer-10 и -11.
На позолоченной пластине гравировкой нанесены фигуры мужчины и женщины, и графические пояснения о месте происхождения космического аппарата. Чтобы послание дольше сохранилось в межзвёздном пространстве и не стерлось от столкновений с космической пылью, его запрятали поглубже в конструкцию.
Следующие звездолёты серии Voyager понесли на борту ещё более сложные послания — золотые грампластинки. На позолоченных пластинках к другим звездам понеслись звуки природы, голоса людей, приветствие на разных языках Земли, музыка и картинки.
К XXI веку отношение к инопланетным посланиям сменилось, теперь считается, что лучше раньше времени не извещать Вселенную о нашем существовании, поэтому следующий земной посланец, способный покинуть Солнечную систему — исследователь Плутона New Horizons, содержал гораздо меньше информации о землянах. Зато на борту аппарата оказалась часть землянина — прах первооткрывателя Плутона Клайда Томбо.
В межпланетной космонавтике подход к «бесполезной нагрузке» тоже изменился. Теперь она выполняет задачи популяризации космических исследований, т.е. больше профориентационное значение чем политическое.
Например, к Юпитеру на борту зонда Juno полетели три копии алюминиевых фигурок LEGO по программе сотрудничества NASA и производителя игрушек. Фигурки из космического алюминия изображают римского бога-громовержца Юпитера, его супругу Юнону и астронома Галилео Галилея. Цель такого запуска — популяризация космонавтики и космического конструирования у самого молодого поколения. От итальянских же партнёров по проекту добавилась небольшая мемориальная табличка тоже в память о Галилее, открывшем первые 4 спутника Юпитера.
На Марс отправлено немного символичных или шутливых посланий. Советские марсианские аппараты трижды касались Красной планеты, но лишь однажды посадка прошла мягко — у «Марса-3». Вероятно, на его борту доставлен и традиционный вымпел. «Марс-6» тоже пытался сесть, но разбился, хотя вымпел мог сохраниться.
Американцы не сразу приступили к отправке «сигналов марсианам». Первые аппараты NASA, кажется, обошлись без символичной нагрузки, но перед запуском марсоходов Spirit и Opportunity американское Планетное сообщество выступило с инициативой размещения «солнечных часов» на борту марсохода.
Такое устройство приносит и практическую пользу: сразу после посадки позволяет определить положение солнца на небе, и направить на Землю радиоантенну. На корпусе «часов» размещаются цветовые метки, для калибровки баланса белого фотокамер марсохода, но кроме этого есть и надписи и рисунки, не связанные с наукой.
Кроме того, манипулятор Opportunity нёс флаг США, как символ памяти погибшим в террористическом акте 11 сентября 2001 года. А марсоход Spirit стал марсианским мемориалом катастрофы шаттла Columbia.
На марсоходе Curiosity, кроме солнечных часов, добавили ещё портрет марсианина, одноцентовую монету, изображение флага США, и автограф Барака Обамы.
Новый марсоход Perseverance рекордсмен по количеству «пасхалок». Там и эмблема в честь медиков-борцов с коронавирусом, и рисунок динозавра, и даже марсианский метеорит, который силами землян вернулся на родную планету.
Цифровая эпоха принесла новые возможности. Так сейчас практически на каждую межпланетную станцию NASA «регистрирует на рейс» — записывает данные всех желающих на флешку, и отправляет её к другим планетам. Сейчас в России похожую возможность на околоземной орбите предлагает компания «Геоскан» на своем малом околоземном спутнике.
Перед запуском японской автоматической межпланетной станции Hayabusa 2 к астероиду Рюгу тоже вели сбор имён всех желающих. Но вместо флешки, нанесли эти имена гравировкой на внутреннюю поверхность оболочки маркерных шаров, сброшенных на астероид. Hayabusa 2 использовала эти метки для более точного составления 3D модели астероида, и использовала её для последующего сбора грунта.
Как правило, во время запуска автоматических межпланетных станций учёные сталкиваются с ограничением грузоподъёмности ракеты и вынуждены сокращать массу полезной нагрузки. Но такое случается не всегда, например вместе с той же Hayabusa 2 отправился «первый художественный спутник» Artsat — Deep Space Sculpture (DESPATCH). Это массивная пластиковая спираль, распечатанная на 3D принтере и навитая на антенну радиопередатчика.
Технически Artsat чем-то повторял первый советский спутник: блок батарей, радиопередатчик, простые радиосигналы. Задача у него была тоже простая — лететь в межпланетном пространстве вокруг Солнца, и пищать в радиолюбительском диапазоне пока не сядут батареи.
Что он и сделал став самым далеко звучащим радиолюбительским объектом в космосе — последние его сигналы поймали с расстояния, в десять раз превышающее расстояние до Луны.
Пожалуй, самое содержательное послание в космосе отправилось на Луну в 2018 году на борту израильского аппарата Beresheet. В составе аппарата был пакет из 25 тонких никелевых пластин. На пять из них лазерной литографией нанесли детские рисунки, израильские литературные и религиозные произведения и инструкцию по созданию DVD проигрывателя. Остальные 20 пластин представляли из себя уже DVD-диски, заполненные самой важной информацией о человечестве. В отличие от американских Voyager, это послание адресовано прежде всего будущим землянам, а не инопланетянам.
Beresheet разбился при посадке, но, вероятно, диски сохранились. Когда состоялось прилунение, то «упаковщики» дисков признались, что между пластин добавили ещё тихоходок и капли своей крови, никому не сообщив об этом до старта.
Конечно, вся вышеперечисленная «бесполезная нагрузка» имеет небольшой размер, и, вероятно, поместилась бы в багажнике Tesla, запущенной на Falcon Heavy. Но в случае с автомобилем есть и техническая польза. Электромобиль Tesla Roadster выполнил роль весового макета полезной нагрузки ракеты. Многие российские комментаторы не стеснялись в выражениях относительно бесполезности такого запуска, но наша родная «Ангара-А5» уже дважды запускала ещё менее стильный весовой макет.
А в марте 2021 года ракета «Союз-2», вместе с корейским спутником и группой попутных аппаратов, вообще отправила на околоземную орбиту вот такую алюминиевую «табуретку».
Изначально на её месте должен был стоять малый разгонный блок американской фирмы Momentus, но основатель этой компании Михаил Кокорич написал у себя в фейсбуке излишне эмоциональное «поздравление» с 12 апреля, после которого стало ясно, что на российских ракетах его изделия не полетят. А потом компания не успела изготовить аппарат. В результате вместо аппарата в космос отправился т.н. dummy sat — весовой макет.
Сейчас мировая космонавтика переживает два противоположных процесса: снижение массы космических аппаратов за счёт миниатюризации электроники, и снижение стоимости ракетного запуска за счёт многоразовых технологий. Это значит, что в ближайшие годы будет всё больше возможностей запуска чего-то не имеющего научного или технического значения, но несущего культурный, маркетинговый, религиозный или ещё какой-нибудь смысл, а значит странных вещей в космосе будет больше.
Комментарии (70)
CleverFoxforeve
10.11.2021 12:32а мне интересно!) Была недавно в музее космонавтики и видела эти "вымпелы" но думала это сувениры для сотрудников....
Zelenyikot Автор
10.11.2021 14:12Это и были сувениры для сотрудников и начальства, но особой ценности им добавляло именно то, что такие же улетели в межпланетное пространство.
fedorez
10.11.2021 12:36В результате вместо аппарата в космос отправился т.н. dummy sat — весовой макет.
на момент написания своего фейсбучного сообщения Кокорич уже давно не имел отношения к компании Momentus, причем настолько не имел, что был даже забанен в её твиттере. скорей всего дело именно в неготовности изделия.
Zelenyikot Автор
10.11.2021 13:54+2У него там более интересная и запутанная история, но конкретно с Роскосмосом он испортил отношения именно своим постом на 12 апреля. И речь про 12 апреля 2020 года, тогда он был в Momentus на весь пакет акций.
ComodoHacker
10.11.2021 21:56+3А где-то, кроме фейсбука, можно ознакомиться с этим "поздравлением"?
sv_sc
11.11.2021 10:42+8Видимо, что-то подобное:
"«Никогда ни понимал этих розовых соплей по поводу Дня космонавтики. Нищая страна, генеральный конструктор с переломанной в сталинских лагерях челюстью, немецкие технологии - все это ради создания оружия убийства миллионов людей для защиты тоталитарной идеологии и как побочный продукт - полёт человека в космос. Наряду с культом Дня победы, День космонавтики - это пропагандистский приём, чтобы создать мифологию режима престарелого бессильного правителя. Особенно смешно это на фоне Роскосмоса, который за 30 последних лет не сумел запустить даже одного исследовательского аппарата к Луне или другим планетам. Убогое кладбище советского хлама», - говорится в сообщении.
На заявление Кокорича ответил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
«У бывшего руководителя Dauria Aerospace, «энтузиаста космоса» Михаила Кокорича после переезда в США как-то быстро взгляды поменялись. Как говорится, ничего личного, только бизнес. «Свободный мир», видимо, на многое ему глаза открыл», - говорится в сообщении. "
Wesha
11.11.2021 20:50+3Нищая страна, генеральный конструктор с переломанной в сталинских лагерях челюстью,
Жалко, что не уточнил, какой челюстью — левой или правой.
drobzik
10.11.2021 13:08+9и, вероятно, поместилась бы в багажнике Tesla, запущенной на Falcon Heavy
Не поместилась бы — там лежал чайник Рассела :)SerjV
10.11.2021 13:51+2С автографом Рассела, конечно же? )
(хотя запустить этот несчастный чайник "на историческое место", конечно, было изысканным издевательством - пришлось бы менять аргументацию в вечных срачах...)
Wesha
10.11.2021 17:54+1Но всё равно никто не смог бы доказать, что он там есть — он же в багажнике, телескоп не поможет!
SerjV
10.11.2021 21:07+2Не, это Чайник Шрёдингера - пока не откроем багажник не узнаем, есть он там или нет. А открыть багажник никто не даст - к машине ж можно космотуристов возить, так что портить достопримечательность никто не позволит, еще и охрану выставят ;)
lain8dono
10.11.2021 13:25+2Пару раз отправлял своё имя на Марс.
JerleShannara
10.11.2021 21:27+11NASA приняло участие в поддержке пиратства — к солнцу улетел серийник Windows XP
garwall
10.11.2021 14:42+1К XXI веку отношение к инопланетным посланиям сменилось, теперь считается, что лучше раньше времени не извещать Вселенную о нашем существовании, поэтому следующий земной посланец, способный покинуть Солнечную систему — исследователь Плутона New Horizons, содержал гораздо меньше информации о земляна
Все-таки мне кажется, тут дело не в этом, а в том, что умерла некая пионерская романтика космоса. Взгляд на нее, как на символ будущего и прогресса. И это, наверное, даже в чем-то печально.
just_maksim
10.11.2021 14:55+2Меня очень много лет забавляет возможность того, что идея Moon Museum была воплощена и уже полвека на луне лежит
пластинка со стилизованным автографом Энди Уорхола
Zelenyikot Автор
10.11.2021 15:14Да, мой обзор не исчерпывающий, а то пришлось бы целый каталог составлять )
pythe
11.11.2021 12:01Но как минимум в него стоило бы добавить про прах Юджина Шумейкера на Луне. Что, кстати, окончательно закрывает вопрос "были ли американцы на Луне?" - как минимум один американец до сих пор там :)
Справедливости ради, человек, которым тот прах был при жизни, в высшей мере достойная личность.
MaximRV
10.11.2021 18:14+1Вернуть на Марс кусок, это действительно прикольно.
Wesha
10.11.2021 19:55+8Прикольно?! Вселенная, понимаешь, миллионы лет тужилась, пыжилась, чтобы этот кусок на Землю закинуть — а тут припёрлись какие-то Циолковские и вернули всё как было!
MaximRV
10.11.2021 20:07Ну так... в том и прикол. Ирония же.
Wesha
10.11.2021 21:56Ну, для каких-то людей превратить то, что другие люди тысячи лет делали, тужились, пыжились, в обломки — тоже типа прикол.
MaximRV
11.11.2021 06:56Ну, для каких-то людей превратить то, что другие люди тысячи лет делали, тужились, пыжились, в обломки — тоже типа прикол.
Жёсткие у вас аналогии.
chptr-one
10.11.2021 19:59+1Если бы знать, чем всё это обернётся, то первая миссия на Луну вполне могла бы доставить туда мусорный контейнер. Это было бы весьма символично. А потомки бы уже придумали
как это монетизировать https://perito-burrito.com/posts/nepal-garbage-artWizard_of_light
11.11.2021 09:16+1первая миссия на Луну вполне могла бы доставить туда мусорный контейнер
Ну не то чтобы контейнер, но доставили...
nickolas059
10.11.2021 20:11+2Пришельцы спустя миллионы лет найдут табличку с динозавром и людьми и решат, что людей динозавры съели :) А другие пришельцы научатся говорить привет на многих земных языках! Полезно!
stroitskiy
10.11.2021 22:45-2>Сейчас мировая космонавтика переживает два противоположных процесса: снижение массы космических аппаратов за счёт миниатюризации электроники, и снижение стоимости ракетного запуска за счёт многоразовых технологий.
А пруфы про удешевление запусков будут? Что то у Илона свет Маска совсем не дешевле получается, а как раз наоборот;MyshinyjKorol
10.11.2021 23:12+260 млн это для американских ракет совсем недорого, да и для мира в общем-то тоже. Протоны в конце 00х стоили 80-100 млн, а сейчас 65. Среди легких ракет была востребована (и пока еще эксплуатируется) Пегас с 450 кг на орбиту стоимостью в 56 млн. А электрон хоть и выводит почти в два раза меньше 250 кг, но стоит 5-7 млн.
stroitskiy
11.11.2021 01:01-8Очень взросло сказать что Протоны и некие Фалконы это ракеты одного ценового сегмента.
Плюс с 2015 года вообще особо нет цифр по запускам. Но если сравнить союз который возит на МКС грузы и Фалкон- то тут они берут 120 млн и не краснеют. Так чего там удешивили?MyshinyjKorol
11.11.2021 02:47+5Эм, что не так со сравнением Протонов и Фалконов? Они действительно из "одного ценового сегмента" и прямые конкуренты, у них одинаковая грузоподъемность в одноразовом варианте и 24 против 16 тонн в многоразовом. Цены на протоны были снижены в связи с этим, что указывается официальной причиной и сама цена официальна. Но я не столько сравнивал их, сколько отвечал на вопрос про снижение стоимости запусков. Оно коснулось не только протонов. Были сильно снижены цены на дельты-4 и атласы-5, емнип и на арианы (но незначительно). Антарес, полетевший в начале 10х, тоже стоит дешевле атласов (по крайней мере официально, хотя он как раз никогда не запускался отдельно от КК для коммерческих заказчиков). Снижение стоимости закладывается в разработку новых ракет, так ариан-6 должен стоить дешевле своего предшественника.
Что же до Фалкона, то он является одной из наиболее дешевых ракет в мире в своем классе.
Но если сравнить союз который возит на МКС грузы и Фалкон- то тут они берут 120 млн и не краснеют.
На МКС грузы возит космический корабль. Надо понимать, что это не просто запуск ракеты с полезной нагрузкой заказчика, но и сама полезная нагрузка. Плюс к этому в отличие от запуска ракеты, где обязательства спейсов заканчиваются на выведении на установленную переходную орбиту и отделении спутника, они занимаются обеспечением миссии все время от запуска до возвращения корабля обратно с грузом. Это услуга совсем другого рода чем просто запуск. И если сравнивать, то надо брать даже не просто цену союза с прогрессом, но вообще все расходы на миссию. И все равно это будет бессмысленное сравнение, поскольку мы никогда не возили для НАСА грузы. А вот просто запуск союза (ракеты) для коммерческого заказчика стоит 48 млн, притом, что выводит союз примерно в два раза меньше, чем Фалкон в многоразовом варианте.
stroitskiy
11.11.2021 22:14TLDR;
этой дискусии в различных вариациях уже лет 10, и особо ничего не поменялось.
Проблема гипотетических 62 миллионов за запуск в том, что это особо не проверишь. Как и в случае Роскосмоса.
NASA получает за каждый запуск фиксированные суммы размера 300-400млн и выбирает поставщика, причем не смотря на пару запусков военныйх спутников за 80-90 млн - NASA все равно предпочла ULA(Boeing and Lokhid Martin) c их ценой по 100-150 млн за запуск. Я это к тому, что деньги которые получит SpaceX не совсем отражают стоимость запуска для заказчика, который уже заплатил 400 миллионов, а как NASA там будет разбираться с вендором- ему от этого не холодно, ни жарко, ведь например у SpaceX нет своего космодрома и оборудования для запуска, сколько уходит денег на эти вещи мы не знаем, как и например сколько стоит содержание 3х российских космодромов.
Второе это то что например на МКС летают в основном не Протоны и Драконы, а Союзы, которые могу меньше поднять, но и стоят существенно дешевле за запуск. И если в грузовой Прогрес все помещается- то запуск Союза просто выгоднее.
Я выше ступил - признаю, Протон и Фалкон корректно сравнивать, но подразумевал, то что выводы спутников надо сравнивать с аналогичными выводами спутников, а полеты на МКС- со стоимостью полетов Союзов(учитывая выводимый груз). И тут мы не видим ни обещанной в 10 раз ниже стоимости полета ни меньше 1к баксов за килограмм выводимого груза.MyshinyjKorol
12.11.2021 09:38+1Так о чем вы хотели поговорить - о снижении цен на запуски в индустрии или о стоимости/выгодности Фалконов? Видимо все-таки о втором, раз сведения о снижении стоимости на перечисленные выше ракеты не вызывают отклика. Можно и об этом.
этой дискусии в различных вариациях уже лет 10, и особо ничего не поменялось.
Проблема гипотетических 62 миллионов за запуск в том, что это особо не проверишь.Дискуссии никак не может быть десять лет, т.к. в 2011 даже версия была еще 1,0 и число запусков 2. И поменялось с тех пор очень многое - число запусков, успешное возвращение и повторная эксплуатация ступеней. Все это можно использовать для оценки экономической эффективности.
62 млн вовсе не гипотетические - известно довольно много коммерческих контрактов по такой или близкой цене начиная с иридиумов (а это несколько запусков). То что известны не все контракты ничего не меняет, имеющихся достаточно, чтобы доказать актуальность официальной цены, а что кто-то может быть и платит больше за дополнительные услуги вполне нормально.
NASA получает за каждый запуск фиксированные суммы размера 300-400млн и выбирает поставщика, причем не смотря на пару запусков военныйх спутников за 80-90 млн - NASA все равно предпочла ULA(Boeing and Lokhid Martin) c их ценой по 100-150 млн за запуск.
Это явно не так работает, о чем можно судить хотя бы по количеству запусков не за 300-400. Стоимость запуска входит в стоимость программ, а их надо обосновывать и им не следует раздуваться сверх меры. НАСА имеет возможность выбирать на что тратить свой бюджет, некоторые программы закрываются из-за недостатка бюджета. Плохо понимаю о каком предпочтении ULA идет речь - НАСА достаточно часто выбирает и спейсов. Но да, они как и военные не могут заказывать запуски только у них, какими бы дешевыми те не были, т.к. лоббирование и требования поддерживать нескольких поставщиков.
Дальше я вовсе ничего не понял, кроме космодрома. Но космодром у спейсов есть. Они арендуют площадки для запусков и обустраивают их за свой счет.
Второе это то что например на МКС летают в основном не Протоны и Драконы, а Союзы, которые могу меньше поднять, но и стоят существенно дешевле за запуск. И если в грузовой Прогрес все помещается- то запуск Союза просто выгоднее.
Простите, но тут какая-то невразумительная мешанина. Даже непонятно о каких союзах вы говорите - ракетах или кораблях. Протоны на МКС вовсе не летают (не считая вывода науки). Пилотируемые драконы нынче летают примерно так же часто как и союзы, которые пилотируемые корабли, а грузовые как прогрессы. Стоимость ракеты союза самой по себе не сильно дешевле стоимости фалкона, как я уже замечал выше (48 млн/62 млн), эта разница невелика на фоне стоимости кораблей и обеспечения миссии. Запуск прогресса не может быть выгоднее для НАСА, т.к. мы никогда не возили для них грузы и совершенно неизвестно какая была бы цена.
выводы спутников надо сравнивать с аналогичными выводами спутников, а полеты на МКС- со стоимостью полетов Союзов(учитывая выводимый груз). И тут мы не видим ни обещанной в 10 раз ниже стоимости полета ни меньше 1к баксов за килограмм выводимого груза.
Именно, что запуск спутников надо сравнивать с запуском спутников, а полеты кораблей снабжения друг с другом, а не с выводом спутников. Так вот 62 млн это стоимость запуска спутника их надо сравнивать со стоимостью Союза в 48 млн, а всякие 150+ млн это доставка грузов и людей на МКС и тут надо смотреть стоимость миссий прогессов и союзов (КК) целиком (ага и для НАСА, помним, что трое астронавтов для стоили 270 млн, а четверо 360, если бы влезали).
Далее, никто не обещал десятикратного снижения стоимости за счет Фалконов, они и разрабатывались как промежуточный вариант. Смешно полагать, что такое снижение будет достигнуто по щелчку пальцев - со времени начала самых первых разработок прошло немногим более 15 лет. Ну и 1к баксов за кг это было про цену спутников на низкую орбиту, а не кг чистого груза на МКС.
Zelenyikot Автор
12.11.2021 12:48+4этой дискусии в различных вариациях уже лет 10
Эти дискуссии разводят только те, кто не понимает или не хочет понимать разницу между запуском спутников и космических кораблей.
По факту у SpaceX цены примерно такие:
$54M — льготный запуск Falcon 9 с многоразовой ступенью (возможно сейчас уже не актуально)
$62М — коммерческий запуск Falcon 9
$90-100М — запуск госконтракту Falcon 9
$120М — запуск Falcon 9+Dragon
$410М — запуск по госконтракту Falcon 9+Crew Dragon (причем в эту сумму включена стоимость разработки Crew Dragon).
У наших расценки примерно такие:
$20M — ракета «Союз» по госконтракту
$40М — ракета «Союз»+«Прогресс»; ракета «Протон» по госконтракту
$45M — ракета «Союз» коммерческий запуск
$50M — ракета «Союз»+«Союз-МС» по госконтракту
$65M — ракета «Протон-М» коммерческий запуск
$90M — ракета «Ангара А5» по госконтракту
$100M — ракета «Союз»+«Союз-МС» коммерческий запуск
Самая большая попаболь наших ракетостроителей, что в США государство платит больше чем коммерческие заказчики. У наших же главными кормильцами были именно иностранные коммерсы (особенно когда «Протон» стоил $100М), но потом пришел Маск обвалил цены и перетащил клиентов.
И да, прямой конкурент тяжелой ракеты Falcon 9 — это именно тяжелая ракета «Протон». Со средним «Союзом» фальконы можно сравнивать только обсуждая цены за килограмм на низкую орбиту или кресла на МКС.stroitskiy
14.11.2021 21:59А откуда инфа по цене запусков? Можно ссылок?
Что касается предмета обсуждения, то как в статье, так и в каждом утюге мы слышим, что многоразовые технологии и лично Илон снизили цены ниже плинтуса- вот это и есть предмет, а не кто там кручу или дешевле на 10 млн
- кроме Спейс-Х в США есть еще комерческие подрядчики и у них сильно дороже и они не сдают позиции
- понятно что каковы бы не была стоимость - своего провайдера будут предпочитать Роскосмосу- просто потому что Россия это противник
- Непонятно как "многоразовые" ступени удешевляют запуски если запуск одноразового Протона аналогичен Фалкон9 по цене
- Слова о том что запуски можно сделать в 10 раз дешевле и по 1к долларов за тонну- постоянно приписывают Илону, если надо отправлюсь на поиски первоисточника.
- И понятно, что пока на рынке был один Роскосмос - он завышал ценник как монополист. Потому появление любого конкурента обвалило бы цены, но не в 10 разZelenyikot Автор
14.11.2021 22:13+1Инфа из открытых источников. Приводить их вам я, конечно, не буду. Часть из них есть на Хабре.
Да, лично Илон снизил цены вывода на ГСО на 38%, на попутные малые спутники на 50%.
— потому Маск и молодец, что если б не он, цены не снижались бы;
— мы говорим о коммерческих запусках, а их заказчики далеко не всегда в США, даже скорее чаще всего не в США;
— стоимость запуска одноразового Протона удешевляют рабочие Центра Хруничева из своей зарплаты;
— Да Илон объявлял цель снизить цены в десять раз, пусть и ошибся в пять раз, но даже двукратное снижение — это революция;
— Роскосмос никогда не был монополистом на коммерческом рынке, у него всегда Ариан был в конкурентах и «Морской старт» временами.
MyshinyjKorol
15.11.2021 22:11кроме Спейс-Х в США есть еще комерческие подрядчики и у них сильно дороже и они не сдают позиции
Вы специально игнорируете сведения из моих ответов? Ну как так не сдают позиции, когда цена на минимальную версию Атласа снизилась со 180 млн до 110. Дельт-4 перестает производится, на тему последних пяти запусков любопытная статья, из которой можно заметить, что цена непосредственно на контракт по производству был в 2016-17 260 млн, а в 2018 450 за 3.
Непонятно как "многоразовые" ступени удешевляют запуски если запуск одноразового Протона аналогичен Фалкон9 по цене
Ну так, что запуск Фалкона в одноразовом варианте стоит 90 млн, а в многоразовом 60.
lain8dono
11.11.2021 03:31+8Очень взросло сказать что Протоны и некие Фалконы это ракеты одного ценового сегмента.
Понимаю ваш сарказм. Протоны перестают производить, а линейка Falcon развивается. Ну не переживайте, лучше послушайте, как чудесно поёт Рогозин.
vanxant
11.11.2021 10:22Среди легких ракет была востребована (и пока еще эксплуатируется) Пегас
Надо же, оказывается, оно до сих пор летает!
Zelenyikot Автор
12.11.2021 12:29Нет, уже не летает. У NASA и Пентагона теперь RocketLab есть.
Lexxnech
12.11.2021 16:32Последний запуск был этим летом и вроде как о прекращении эксплуатации не объявляли.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 13:35Хм, действительно. Я был уверен, что всё, учитывая её цену, но, видимо, у военных свои соображения.
phenik
11.11.2021 06:32что за глупая идея и к чему это бесполезная вещь в космосе?
Космоархеологи будущего будут очень признательны предкам за все эти артефакты. В музеях наши потомки будут тыкать пальцем в кабриолет Маска и умиляться) Как умиляемся мы глядя на рубила первобытных людей.Wesha
11.11.2021 07:04+2А по особо праздничным дням его могут даже зарядить от кваркового генератора и торжественно проехать на чуде древности вокруг сепулькария!
alan008
11.11.2021 08:53>>Когда состоялось прилунение, то «упаковщики» дисков признались, что между пластин добавили ещё тихоходок и капли своей крови, никому не сообщив об этом до старта.
Да они те еще затейники. Забавно, если при взрыве тихоходок разметало по Луне, а потом их обнаружит какая-то другая миссия.
isden
11.11.2021 10:17а потом их обнаружит какая-то другая миссия.
Причем живыми.
balamutang
11.11.2021 13:05Кровососущие тихоходки - это наверно не то что хотелось бы встретить
gaba_m
11.11.2021 17:41+1... перемалывающими мощными когтями и зубами тонны скальных пород в поиске мизерного количества необходимых питательных веществ, защищенными метровым роговым слоем от ионизирующего излучения, по прочности не уступающему бетону и передающими из поколения в поколение память о расе, обрекшей их на такое существование.
Wesha
11.11.2021 20:58...остаётся добавить их экскременты, которые кое-кто использует в пищу, и мы придём к чему-то ужасно знакомому...
iwnw
11.11.2021 10:49К XXI веку отношение к инопланетным посланиям сменилось, теперь считается, что лучше раньше времени не извещать Вселенную о нашем существовании
А то вдруг злые пришельцы отследят наш аппарат, вторгнутся на Землю и всех поработят :)
Вот это меня всегда удивляло — неискоренимая, наивная вера в то, что эти маленькие «человеческие метки» не затеряются в бескрайнем космосе, а непременно долетят до каких-нибудь инопланетян и расскажут им много интересного о нас. Если существуют другие высокоразвитые цивилизации — то им эти кусочки металла и пластика нафиг не нужны, у них более совершенные методы познания космоса и общения (и да, про нас они скорее всего и так уже знают более чем достаточно). А если их уровень будет плюс-минус как наш, и они вдруг найдут нашу метку, можно не беспокоиться — даже ответа не будет. Или он придет настолько далеким нашим потомкам, что им это будет уже совсем неинтересно…
Javian
полуофф О советских вымпелах на АМС, если кому интересно тему узнать глубже
http://mentallandscape.com/V_Pennants.htm