![](https://habrastorage.org/webt/g0/sp/aw/g0spawz9ndoxbpgo0chxmm-ocsu.jpeg)
Когда Илон Маск запустил в космос кабриолет, интернет наполнился возмущёнными комментариями неравнодушной общественности: что за глупая идея и к чему это бесполезная вещь в космосе? Лучше бы запустил что-нибудь полезное для науки! Однако до автомобиля Маска в космосе оказалось немало непонятных и, в общем, бесполезных вещей: грампластинка в межзвёздном пространстве, осколочное ядро на Луне, одноцентовая монета на Марсе, игрушки у Юпитера, и вообще непонятная загогулина в поясе астероидов…
Космонавтика изначально несла не только научное и военное, но и пропагандистское значение, и Гагарин на орбите, и Армстронг на Луне выполняли прежде всего государственные задачи, а не научные или технические. Полёты в космос были демонстрацией технического, экономического и идеологического превосходства, что подкреплялось полезной нагрузкой идеологического содержания. Позже коммерческие компании переняли это свойство космоса используя его в рекламных целях, но это тема для отдельного разговора.
![](https://habrastorage.org/webt/ko/gu/nx/kogunxaimjr2d1hmi79iyw9eriq.jpeg)
Первый спутник был технологическим демонстратором, который показал возможность советских ракет совершать орбитальные запуски. Он же продемонстрировал возможность использовать космос в качестве пропаганды или, как сейчас говорят, пиара. Лучше всего этот эффект выразил Стивен Кинг в своих воспоминаниях о 4 октября 1957 года.
Первые лунные советские станции «Луна-1» и «Луна-2» уже несли на себе не только научную и технологическую, но и идеологическую нагрузку: металлические ленты с названием и гербом запустившей страны, и… ядра. Точнее осколочные гранаты с советскими гербами на каждом «осколке». Это была оригинальная система мягкой посадки, которая срабатывала у самой поверхности. Сами аппараты не тормозились и врезались в лунный грунт на скорости около 3 км/с, но при взрыве ядра часть осколков разлеталась вверх чем тормозила свою скорость столкновения с Луной. В итоге какие-то гербы СССР должны были сохраниться.
![](https://habrastorage.org/webt/id/dy/8n/iddy8ndmu90jfadvx6zypcsa2be.jpeg)
Советский Союз практически на каждую межпланетную миссию добавлял идеологическую нагрузку. И если внимательно поискать, то на каждой «Луне», «Марсе» или «Венере» можно найти лик Владимира Ильича или советский герб. Такие эмблемы назывались «вымпелы». Подробнее об этом можно прочесть в книге «Вымпелы летят к планетам».
![](https://habrastorage.org/webt/nn/ke/je/nnkejebn6s8k63uma9yjfunpjr8.jpeg)
К примеру, «Луна-9» первая совершила мягкую посадку на естественный спутник Земли, и её пятиугольный вымпел стал основой советского знака качества.
![](https://habrastorage.org/webt/u6/om/_u/u6om_uetn96zclylp9yv2yfejps.jpeg)
Чаще всего размер вымпелов был небольшим — с медаль или около того. Однако, когда позволяли баллистические условия и запас топлива, размер можно было и увеличить. Например, на ногах «Луны-17», высадившей «Луноход», разместилось целых три профиля вождя мирового пролетариата и пара советских флагов на жёстком каркасе.
![](https://habrastorage.org/webt/nd/l9/k5/ndl9k5fw_ffj6o444vzq70wdqva.png)
По фотопанораме от «Лунохода» сложно определить размер этого вымпела и флага, однако мне удалось увидеть музейный земной образец этого пятиугольника, и оказалось, что он размером с небольшую тарелку.
![](https://habrastorage.org/webt/x_/pt/n3/x_ptn3xbjq6brpg4amomr3mdqe8.jpeg)
NASA тоже не упускало возможности добавить космонавтике идеологии. Лунные флаги, установленные астронавтами — это именно пропаганда достижений конкретного государства. На Луне сейчас находится шесть американских флагов, пять из которых по-прежнему стоят на поверхности. Правда, предполагается, что краска на ткани уже разрушилась от солнечного ультрафиолета и флаги имеют просто белый цвет.
![](https://habrastorage.org/webt/xr/q-/lu/xrq-luka8ftutvlwrmuwzo7wl0w.jpeg)
Хотя NASA старалась позиционировать себя как авангард всего человечества, и их послания в космос носили общечеловеческий характер.
![](https://habrastorage.org/webt/w5/iu/aa/w5iuaa8zkymto0l1dt4sbnxadpe.jpeg)
Табличка на ноге лунного модуля Apollo 11 гласит «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества». На борту Apollo 11 были небольшие флаги всех стран ООН, их вернули на Землю и подарили представителям этих стран с небольшими фрагментами лунного грунта. Советский флаг и крупицы грунта можно увидеть сейчас в Мемориальном музее космонавтики в Москве.
Во время разных экспедиций Apollo на поверхности Луны, кроме научного и технического оборудования, доставили соколиное перо, семейную фотографию, мяч для гольфа и часть клюшки, монету и памятник…
![](https://habrastorage.org/webt/l3/oc/hf/l3ochfbbkkukl2fsnhwrsn5l2xy.jpeg)
Мемориал всем погибшим астронавтам представляет из себя 9-сантиметровую алюминиевую стилизованную фигурку человека. Рядом на металлической пластине размещён список погибших на тот момент астронавтов и космонавтов, в том числе перечислены Гагарин, Комаров, Волков, Добровольский и Пацаев. Первоначально статуэтка задумывалась просто как первая художественная инсталляция на Луне, символизирующая человечество, но вместе со списком погибших это стало мемориалом.
Запуски автоматических межпланетных станций к внешним планетам, а по сути первых звездолётов, создали новые идеологические задачи. Теперь понадобилось не просто похвалиться своими космическими достижениями перед соседними государствами, но и создать послание внеземным собратьям по разуму. С такими идеями создавались т.н. «пластинки Пионеров», размещённые на борту станций Pioneer-10 и -11.
На позолоченной пластине гравировкой нанесены фигуры мужчины и женщины, и графические пояснения о месте происхождения космического аппарата. Чтобы послание дольше сохранилось в межзвёздном пространстве и не стерлось от столкновений с космической пылью, его запрятали поглубже в конструкцию.
![](https://habrastorage.org/webt/be/59/fz/be59fzfccsktevsmidjbfs5fs2e.jpeg)
Следующие звездолёты серии Voyager понесли на борту ещё более сложные послания — золотые грампластинки. На позолоченных пластинках к другим звездам понеслись звуки природы, голоса людей, приветствие на разных языках Земли, музыка и картинки.
К XXI веку отношение к инопланетным посланиям сменилось, теперь считается, что лучше раньше времени не извещать Вселенную о нашем существовании, поэтому следующий земной посланец, способный покинуть Солнечную систему — исследователь Плутона New Horizons, содержал гораздо меньше информации о землянах. Зато на борту аппарата оказалась часть землянина — прах первооткрывателя Плутона Клайда Томбо.
![](https://habrastorage.org/webt/o0/0e/ny/o00eny-x1pj-kwlvigrxor3b9pk.png)
В межпланетной космонавтике подход к «бесполезной нагрузке» тоже изменился. Теперь она выполняет задачи популяризации космических исследований, т.е. больше профориентационное значение чем политическое.
Например, к Юпитеру на борту зонда Juno полетели три копии алюминиевых фигурок LEGO по программе сотрудничества NASA и производителя игрушек. Фигурки из космического алюминия изображают римского бога-громовержца Юпитера, его супругу Юнону и астронома Галилео Галилея. Цель такого запуска — популяризация космонавтики и космического конструирования у самого молодого поколения. От итальянских же партнёров по проекту добавилась небольшая мемориальная табличка тоже в память о Галилее, открывшем первые 4 спутника Юпитера.
![](https://habrastorage.org/webt/nu/58/hr/nu58hrontsopfdo81lj0p5xzxmm.jpeg)
На Марс отправлено немного символичных или шутливых посланий. Советские марсианские аппараты трижды касались Красной планеты, но лишь однажды посадка прошла мягко — у «Марса-3». Вероятно, на его борту доставлен и традиционный вымпел. «Марс-6» тоже пытался сесть, но разбился, хотя вымпел мог сохраниться.
Американцы не сразу приступили к отправке «сигналов марсианам». Первые аппараты NASA, кажется, обошлись без символичной нагрузки, но перед запуском марсоходов Spirit и Opportunity американское Планетное сообщество выступило с инициативой размещения «солнечных часов» на борту марсохода.
![](https://habrastorage.org/webt/vk/yo/mv/vkyomvxnhf1mfg3sx22o5ffrfbw.png)
Такое устройство приносит и практическую пользу: сразу после посадки позволяет определить положение солнца на небе, и направить на Землю радиоантенну. На корпусе «часов» размещаются цветовые метки, для калибровки баланса белого фотокамер марсохода, но кроме этого есть и надписи и рисунки, не связанные с наукой.
Кроме того, манипулятор Opportunity нёс флаг США, как символ памяти погибшим в террористическом акте 11 сентября 2001 года. А марсоход Spirit стал марсианским мемориалом катастрофы шаттла Columbia.
![](https://habrastorage.org/webt/gk/ne/vo/gknevomsny7xlp_yrkpetwwxz6q.jpeg)
На марсоходе Curiosity, кроме солнечных часов, добавили ещё портрет марсианина, одноцентовую монету, изображение флага США, и автограф Барака Обамы.
![](https://habrastorage.org/webt/ak/d_/lo/akd_lovl9podfh9hdprdaowi5ec.jpeg)
Новый марсоход Perseverance рекордсмен по количеству «пасхалок». Там и эмблема в честь медиков-борцов с коронавирусом, и рисунок динозавра, и даже марсианский метеорит, который силами землян вернулся на родную планету.
![](https://habrastorage.org/webt/wo/35/ql/wo35ql688rypurrymyngiduh9sw.jpeg)
Цифровая эпоха принесла новые возможности. Так сейчас практически на каждую межпланетную станцию NASA «регистрирует на рейс» — записывает данные всех желающих на флешку, и отправляет её к другим планетам. Сейчас в России похожую возможность на околоземной орбите предлагает компания «Геоскан» на своем малом околоземном спутнике.
Перед запуском японской автоматической межпланетной станции Hayabusa 2 к астероиду Рюгу тоже вели сбор имён всех желающих. Но вместо флешки, нанесли эти имена гравировкой на внутреннюю поверхность оболочки маркерных шаров, сброшенных на астероид. Hayabusa 2 использовала эти метки для более точного составления 3D модели астероида, и использовала её для последующего сбора грунта.
![](https://habrastorage.org/webt/c9/ng/oy/c9ngoymwxjqjmwmfthegygrpljk.gif)
Как правило, во время запуска автоматических межпланетных станций учёные сталкиваются с ограничением грузоподъёмности ракеты и вынуждены сокращать массу полезной нагрузки. Но такое случается не всегда, например вместе с той же Hayabusa 2 отправился «первый художественный спутник» Artsat — Deep Space Sculpture (DESPATCH). Это массивная пластиковая спираль, распечатанная на 3D принтере и навитая на антенну радиопередатчика.
![](https://habrastorage.org/webt/oz/7b/er/oz7berng8s1w06y-fhwpvqhvvdg.jpeg)
Технически Artsat чем-то повторял первый советский спутник: блок батарей, радиопередатчик, простые радиосигналы. Задача у него была тоже простая — лететь в межпланетном пространстве вокруг Солнца, и пищать в радиолюбительском диапазоне пока не сядут батареи.
Что он и сделал став самым далеко звучащим радиолюбительским объектом в космосе — последние его сигналы поймали с расстояния, в десять раз превышающее расстояние до Луны.
Пожалуй, самое содержательное послание в космосе отправилось на Луну в 2018 году на борту израильского аппарата Beresheet. В составе аппарата был пакет из 25 тонких никелевых пластин. На пять из них лазерной литографией нанесли детские рисунки, израильские литературные и религиозные произведения и инструкцию по созданию DVD проигрывателя. Остальные 20 пластин представляли из себя уже DVD-диски, заполненные самой важной информацией о человечестве. В отличие от американских Voyager, это послание адресовано прежде всего будущим землянам, а не инопланетянам.
![](https://habrastorage.org/webt/te/ec/n0/teecn0mddmzmnhrwh5otgto51m4.jpeg)
Beresheet разбился при посадке, но, вероятно, диски сохранились. Когда состоялось прилунение, то «упаковщики» дисков признались, что между пластин добавили ещё тихоходок и капли своей крови, никому не сообщив об этом до старта.
Конечно, вся вышеперечисленная «бесполезная нагрузка» имеет небольшой размер, и, вероятно, поместилась бы в багажнике Tesla, запущенной на Falcon Heavy. Но в случае с автомобилем есть и техническая польза. Электромобиль Tesla Roadster выполнил роль весового макета полезной нагрузки ракеты. Многие российские комментаторы не стеснялись в выражениях относительно бесполезности такого запуска, но наша родная «Ангара-А5» уже дважды запускала ещё менее стильный весовой макет.
![](https://habrastorage.org/webt/oi/ed/3j/oied3jatrbhy86h0w4wn-znbiwi.jpeg)
А в марте 2021 года ракета «Союз-2», вместе с корейским спутником и группой попутных аппаратов, вообще отправила на околоземную орбиту вот такую алюминиевую «табуретку».
![](https://habrastorage.org/webt/fh/5f/0l/fh5f0lk8ftg4hy2fmkkmkpntpxy.jpeg)
Изначально на её месте должен был стоять малый разгонный блок американской фирмы Momentus, но основатель этой компании Михаил Кокорич написал у себя в фейсбуке излишне эмоциональное «поздравление» с 12 апреля, после которого стало ясно, что на российских ракетах его изделия не полетят. А потом компания не успела изготовить аппарат. В результате вместо аппарата в космос отправился т.н. dummy sat — весовой макет.
Сейчас мировая космонавтика переживает два противоположных процесса: снижение массы космических аппаратов за счёт миниатюризации электроники, и снижение стоимости ракетного запуска за счёт многоразовых технологий. Это значит, что в ближайшие годы будет всё больше возможностей запуска чего-то не имеющего научного или технического значения, но несущего культурный, маркетинговый, религиозный или ещё какой-нибудь смысл, а значит странных вещей в космосе будет больше.
![](https://habrastorage.org/webt/ou/g5/kh/oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png)
Комментарии (70)
CleverFoxforeve
10.11.2021 12:32а мне интересно!) Была недавно в музее космонавтики и видела эти "вымпелы" но думала это сувениры для сотрудников....
Zelenyikot Автор
10.11.2021 14:12Это и были сувениры для сотрудников и начальства, но особой ценности им добавляло именно то, что такие же улетели в межпланетное пространство.
fedorez
10.11.2021 12:36В результате вместо аппарата в космос отправился т.н. dummy sat — весовой макет.
на момент написания своего фейсбучного сообщения Кокорич уже давно не имел отношения к компании Momentus, причем настолько не имел, что был даже забанен в её твиттере. скорей всего дело именно в неготовности изделия.
Zelenyikot Автор
10.11.2021 13:54+2У него там более интересная и запутанная история, но конкретно с Роскосмосом он испортил отношения именно своим постом на 12 апреля. И речь про 12 апреля 2020 года, тогда он был в Momentus на весь пакет акций.
ComodoHacker
10.11.2021 21:56+3А где-то, кроме фейсбука, можно ознакомиться с этим "поздравлением"?
sv_sc
11.11.2021 10:42+8Видимо, что-то подобное:
"«Никогда ни понимал этих розовых соплей по поводу Дня космонавтики. Нищая страна, генеральный конструктор с переломанной в сталинских лагерях челюстью, немецкие технологии - все это ради создания оружия убийства миллионов людей для защиты тоталитарной идеологии и как побочный продукт - полёт человека в космос. Наряду с культом Дня победы, День космонавтики - это пропагандистский приём, чтобы создать мифологию режима престарелого бессильного правителя. Особенно смешно это на фоне Роскосмоса, который за 30 последних лет не сумел запустить даже одного исследовательского аппарата к Луне или другим планетам. Убогое кладбище советского хлама», - говорится в сообщении.
На заявление Кокорича ответил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
«У бывшего руководителя Dauria Aerospace, «энтузиаста космоса» Михаила Кокорича после переезда в США как-то быстро взгляды поменялись. Как говорится, ничего личного, только бизнес. «Свободный мир», видимо, на многое ему глаза открыл», - говорится в сообщении. "
Wesha
11.11.2021 20:50+3Нищая страна, генеральный конструктор с переломанной в сталинских лагерях челюстью,
Жалко, что не уточнил, какой челюстью — левой или правой.
drobzik
10.11.2021 13:08+9и, вероятно, поместилась бы в багажнике Tesla, запущенной на Falcon Heavy
Не поместилась бы — там лежал чайник Рассела :)SerjV
10.11.2021 13:51+2С автографом Рассела, конечно же? )
(хотя запустить этот несчастный чайник "на историческое место", конечно, было изысканным издевательством - пришлось бы менять аргументацию в вечных срачах...)
Wesha
10.11.2021 17:54+1Но всё равно никто не смог бы доказать, что он там есть — он же в багажнике, телескоп не поможет!
SerjV
10.11.2021 21:07+2Не, это Чайник Шрёдингера - пока не откроем багажник не узнаем, есть он там или нет. А открыть багажник никто не даст - к машине ж можно космотуристов возить, так что портить достопримечательность никто не позволит, еще и охрану выставят ;)
lain8dono
10.11.2021 13:25+2Пару раз отправлял своё имя на Марс.
JerleShannara
10.11.2021 21:27+11NASA приняло участие в поддержке пиратства — к солнцу улетел серийник Windows XP
garwall
10.11.2021 14:42+1К XXI веку отношение к инопланетным посланиям сменилось, теперь считается, что лучше раньше времени не извещать Вселенную о нашем существовании, поэтому следующий земной посланец, способный покинуть Солнечную систему — исследователь Плутона New Horizons, содержал гораздо меньше информации о земляна
Все-таки мне кажется, тут дело не в этом, а в том, что умерла некая пионерская романтика космоса. Взгляд на нее, как на символ будущего и прогресса. И это, наверное, даже в чем-то печально.
just_maksim
10.11.2021 14:55+2Меня очень много лет забавляет возможность того, что идея Moon Museum была воплощена и уже полвека на луне лежит
пластинка со стилизованным автографом Энди Уорхола
Zelenyikot Автор
10.11.2021 15:14Да, мой обзор не исчерпывающий, а то пришлось бы целый каталог составлять )
pythe
11.11.2021 12:01Но как минимум в него стоило бы добавить про прах Юджина Шумейкера на Луне. Что, кстати, окончательно закрывает вопрос "были ли американцы на Луне?" - как минимум один американец до сих пор там :)
Справедливости ради, человек, которым тот прах был при жизни, в высшей мере достойная личность.
MaximRV
10.11.2021 18:14+1Вернуть на Марс кусок, это действительно прикольно.
Wesha
10.11.2021 19:55+8Прикольно?! Вселенная, понимаешь, миллионы лет тужилась, пыжилась, чтобы этот кусок на Землю закинуть — а тут припёрлись какие-то Циолковские и вернули всё как было!
MaximRV
10.11.2021 20:07Ну так... в том и прикол. Ирония же.
Wesha
10.11.2021 21:56Ну, для каких-то людей превратить то, что другие люди тысячи лет делали, тужились, пыжились, в обломки — тоже типа прикол.
MaximRV
11.11.2021 06:56Ну, для каких-то людей превратить то, что другие люди тысячи лет делали, тужились, пыжились, в обломки — тоже типа прикол.
Жёсткие у вас аналогии.
chptr-one
10.11.2021 19:59+1Если бы знать, чем всё это обернётся, то первая миссия на Луну вполне могла бы доставить туда мусорный контейнер. Это было бы весьма символично. А потомки бы уже придумали
как это монетизировать https://perito-burrito.com/posts/nepal-garbage-artWizard_of_light
11.11.2021 09:16+1первая миссия на Луну вполне могла бы доставить туда мусорный контейнер
Ну не то чтобы контейнер, но доставили...
nickolas059
10.11.2021 20:11+2Пришельцы спустя миллионы лет найдут табличку с динозавром и людьми и решат, что людей динозавры съели :) А другие пришельцы научатся говорить привет на многих земных языках! Полезно!
stroitskiy
10.11.2021 22:45-2>Сейчас мировая космонавтика переживает два противоположных процесса: снижение массы космических аппаратов за счёт миниатюризации электроники, и снижение стоимости ракетного запуска за счёт многоразовых технологий.
А пруфы про удешевление запусков будут? Что то у Илона свет Маска совсем не дешевле получается, а как раз наоборот;MyshinyjKorol
10.11.2021 23:12+260 млн это для американских ракет совсем недорого, да и для мира в общем-то тоже. Протоны в конце 00х стоили 80-100 млн, а сейчас 65. Среди легких ракет была востребована (и пока еще эксплуатируется) Пегас с 450 кг на орбиту стоимостью в 56 млн. А электрон хоть и выводит почти в два раза меньше 250 кг, но стоит 5-7 млн.
stroitskiy
11.11.2021 01:01-8Очень взросло сказать что Протоны и некие Фалконы это ракеты одного ценового сегмента.
Плюс с 2015 года вообще особо нет цифр по запускам. Но если сравнить союз который возит на МКС грузы и Фалкон- то тут они берут 120 млн и не краснеют. Так чего там удешивили?MyshinyjKorol
11.11.2021 02:47+5Эм, что не так со сравнением Протонов и Фалконов? Они действительно из "одного ценового сегмента" и прямые конкуренты, у них одинаковая грузоподъемность в одноразовом варианте и 24 против 16 тонн в многоразовом. Цены на протоны были снижены в связи с этим, что указывается официальной причиной и сама цена официальна. Но я не столько сравнивал их, сколько отвечал на вопрос про снижение стоимости запусков. Оно коснулось не только протонов. Были сильно снижены цены на дельты-4 и атласы-5, емнип и на арианы (но незначительно). Антарес, полетевший в начале 10х, тоже стоит дешевле атласов (по крайней мере официально, хотя он как раз никогда не запускался отдельно от КК для коммерческих заказчиков). Снижение стоимости закладывается в разработку новых ракет, так ариан-6 должен стоить дешевле своего предшественника.
Что же до Фалкона, то он является одной из наиболее дешевых ракет в мире в своем классе.
Но если сравнить союз который возит на МКС грузы и Фалкон- то тут они берут 120 млн и не краснеют.
На МКС грузы возит космический корабль. Надо понимать, что это не просто запуск ракеты с полезной нагрузкой заказчика, но и сама полезная нагрузка. Плюс к этому в отличие от запуска ракеты, где обязательства спейсов заканчиваются на выведении на установленную переходную орбиту и отделении спутника, они занимаются обеспечением миссии все время от запуска до возвращения корабля обратно с грузом. Это услуга совсем другого рода чем просто запуск. И если сравнивать, то надо брать даже не просто цену союза с прогрессом, но вообще все расходы на миссию. И все равно это будет бессмысленное сравнение, поскольку мы никогда не возили для НАСА грузы. А вот просто запуск союза (ракеты) для коммерческого заказчика стоит 48 млн, притом, что выводит союз примерно в два раза меньше, чем Фалкон в многоразовом варианте.
stroitskiy
11.11.2021 22:14TLDR;
этой дискусии в различных вариациях уже лет 10, и особо ничего не поменялось.
Проблема гипотетических 62 миллионов за запуск в том, что это особо не проверишь. Как и в случае Роскосмоса.
NASA получает за каждый запуск фиксированные суммы размера 300-400млн и выбирает поставщика, причем не смотря на пару запусков военныйх спутников за 80-90 млн - NASA все равно предпочла ULA(Boeing and Lokhid Martin) c их ценой по 100-150 млн за запуск. Я это к тому, что деньги которые получит SpaceX не совсем отражают стоимость запуска для заказчика, который уже заплатил 400 миллионов, а как NASA там будет разбираться с вендором- ему от этого не холодно, ни жарко, ведь например у SpaceX нет своего космодрома и оборудования для запуска, сколько уходит денег на эти вещи мы не знаем, как и например сколько стоит содержание 3х российских космодромов.
Второе это то что например на МКС летают в основном не Протоны и Драконы, а Союзы, которые могу меньше поднять, но и стоят существенно дешевле за запуск. И если в грузовой Прогрес все помещается- то запуск Союза просто выгоднее.
Я выше ступил - признаю, Протон и Фалкон корректно сравнивать, но подразумевал, то что выводы спутников надо сравнивать с аналогичными выводами спутников, а полеты на МКС- со стоимостью полетов Союзов(учитывая выводимый груз). И тут мы не видим ни обещанной в 10 раз ниже стоимости полета ни меньше 1к баксов за килограмм выводимого груза.MyshinyjKorol
12.11.2021 09:38+1Так о чем вы хотели поговорить - о снижении цен на запуски в индустрии или о стоимости/выгодности Фалконов? Видимо все-таки о втором, раз сведения о снижении стоимости на перечисленные выше ракеты не вызывают отклика. Можно и об этом.
этой дискусии в различных вариациях уже лет 10, и особо ничего не поменялось.
Проблема гипотетических 62 миллионов за запуск в том, что это особо не проверишь.Дискуссии никак не может быть десять лет, т.к. в 2011 даже версия была еще 1,0 и число запусков 2. И поменялось с тех пор очень многое - число запусков, успешное возвращение и повторная эксплуатация ступеней. Все это можно использовать для оценки экономической эффективности.
62 млн вовсе не гипотетические - известно довольно много коммерческих контрактов по такой или близкой цене начиная с иридиумов (а это несколько запусков). То что известны не все контракты ничего не меняет, имеющихся достаточно, чтобы доказать актуальность официальной цены, а что кто-то может быть и платит больше за дополнительные услуги вполне нормально.
NASA получает за каждый запуск фиксированные суммы размера 300-400млн и выбирает поставщика, причем не смотря на пару запусков военныйх спутников за 80-90 млн - NASA все равно предпочла ULA(Boeing and Lokhid Martin) c их ценой по 100-150 млн за запуск.
Это явно не так работает, о чем можно судить хотя бы по количеству запусков не за 300-400. Стоимость запуска входит в стоимость программ, а их надо обосновывать и им не следует раздуваться сверх меры. НАСА имеет возможность выбирать на что тратить свой бюджет, некоторые программы закрываются из-за недостатка бюджета. Плохо понимаю о каком предпочтении ULA идет речь - НАСА достаточно часто выбирает и спейсов. Но да, они как и военные не могут заказывать запуски только у них, какими бы дешевыми те не были, т.к. лоббирование и требования поддерживать нескольких поставщиков.
Дальше я вовсе ничего не понял, кроме космодрома. Но космодром у спейсов есть. Они арендуют площадки для запусков и обустраивают их за свой счет.
Второе это то что например на МКС летают в основном не Протоны и Драконы, а Союзы, которые могу меньше поднять, но и стоят существенно дешевле за запуск. И если в грузовой Прогрес все помещается- то запуск Союза просто выгоднее.
Простите, но тут какая-то невразумительная мешанина. Даже непонятно о каких союзах вы говорите - ракетах или кораблях. Протоны на МКС вовсе не летают (не считая вывода науки). Пилотируемые драконы нынче летают примерно так же часто как и союзы, которые пилотируемые корабли, а грузовые как прогрессы. Стоимость ракеты союза самой по себе не сильно дешевле стоимости фалкона, как я уже замечал выше (48 млн/62 млн), эта разница невелика на фоне стоимости кораблей и обеспечения миссии. Запуск прогресса не может быть выгоднее для НАСА, т.к. мы никогда не возили для них грузы и совершенно неизвестно какая была бы цена.
выводы спутников надо сравнивать с аналогичными выводами спутников, а полеты на МКС- со стоимостью полетов Союзов(учитывая выводимый груз). И тут мы не видим ни обещанной в 10 раз ниже стоимости полета ни меньше 1к баксов за килограмм выводимого груза.
Именно, что запуск спутников надо сравнивать с запуском спутников, а полеты кораблей снабжения друг с другом, а не с выводом спутников. Так вот 62 млн это стоимость запуска спутника их надо сравнивать со стоимостью Союза в 48 млн, а всякие 150+ млн это доставка грузов и людей на МКС и тут надо смотреть стоимость миссий прогессов и союзов (КК) целиком (ага и для НАСА, помним, что трое астронавтов для стоили 270 млн, а четверо 360, если бы влезали).
Далее, никто не обещал десятикратного снижения стоимости за счет Фалконов, они и разрабатывались как промежуточный вариант. Смешно полагать, что такое снижение будет достигнуто по щелчку пальцев - со времени начала самых первых разработок прошло немногим более 15 лет. Ну и 1к баксов за кг это было про цену спутников на низкую орбиту, а не кг чистого груза на МКС.
Zelenyikot Автор
12.11.2021 12:48+4этой дискусии в различных вариациях уже лет 10
Эти дискуссии разводят только те, кто не понимает или не хочет понимать разницу между запуском спутников и космических кораблей.
По факту у SpaceX цены примерно такие:
$54M — льготный запуск Falcon 9 с многоразовой ступенью (возможно сейчас уже не актуально)
$62М — коммерческий запуск Falcon 9
$90-100М — запуск госконтракту Falcon 9
$120М — запуск Falcon 9+Dragon
$410М — запуск по госконтракту Falcon 9+Crew Dragon (причем в эту сумму включена стоимость разработки Crew Dragon).
У наших расценки примерно такие:
$20M — ракета «Союз» по госконтракту
$40М — ракета «Союз»+«Прогресс»; ракета «Протон» по госконтракту
$45M — ракета «Союз» коммерческий запуск
$50M — ракета «Союз»+«Союз-МС» по госконтракту
$65M — ракета «Протон-М» коммерческий запуск
$90M — ракета «Ангара А5» по госконтракту
$100M — ракета «Союз»+«Союз-МС» коммерческий запуск
Самая большая попаболь наших ракетостроителей, что в США государство платит больше чем коммерческие заказчики. У наших же главными кормильцами были именно иностранные коммерсы (особенно когда «Протон» стоил $100М), но потом пришел Маск обвалил цены и перетащил клиентов.
И да, прямой конкурент тяжелой ракеты Falcon 9 — это именно тяжелая ракета «Протон». Со средним «Союзом» фальконы можно сравнивать только обсуждая цены за килограмм на низкую орбиту или кресла на МКС.stroitskiy
14.11.2021 21:59А откуда инфа по цене запусков? Можно ссылок?
Что касается предмета обсуждения, то как в статье, так и в каждом утюге мы слышим, что многоразовые технологии и лично Илон снизили цены ниже плинтуса- вот это и есть предмет, а не кто там кручу или дешевле на 10 млн
- кроме Спейс-Х в США есть еще комерческие подрядчики и у них сильно дороже и они не сдают позиции
- понятно что каковы бы не была стоимость - своего провайдера будут предпочитать Роскосмосу- просто потому что Россия это противник
- Непонятно как "многоразовые" ступени удешевляют запуски если запуск одноразового Протона аналогичен Фалкон9 по цене
- Слова о том что запуски можно сделать в 10 раз дешевле и по 1к долларов за тонну- постоянно приписывают Илону, если надо отправлюсь на поиски первоисточника.
- И понятно, что пока на рынке был один Роскосмос - он завышал ценник как монополист. Потому появление любого конкурента обвалило бы цены, но не в 10 разZelenyikot Автор
14.11.2021 22:13+1Инфа из открытых источников. Приводить их вам я, конечно, не буду. Часть из них есть на Хабре.
Да, лично Илон снизил цены вывода на ГСО на 38%, на попутные малые спутники на 50%.
— потому Маск и молодец, что если б не он, цены не снижались бы;
— мы говорим о коммерческих запусках, а их заказчики далеко не всегда в США, даже скорее чаще всего не в США;
— стоимость запуска одноразового Протона удешевляют рабочие Центра Хруничева из своей зарплаты;
— Да Илон объявлял цель снизить цены в десять раз, пусть и ошибся в пять раз, но даже двукратное снижение — это революция;
— Роскосмос никогда не был монополистом на коммерческом рынке, у него всегда Ариан был в конкурентах и «Морской старт» временами.
MyshinyjKorol
15.11.2021 22:11кроме Спейс-Х в США есть еще комерческие подрядчики и у них сильно дороже и они не сдают позиции
Вы специально игнорируете сведения из моих ответов? Ну как так не сдают позиции, когда цена на минимальную версию Атласа снизилась со 180 млн до 110. Дельт-4 перестает производится, на тему последних пяти запусков любопытная статья, из которой можно заметить, что цена непосредственно на контракт по производству был в 2016-17 260 млн, а в 2018 450 за 3.
Непонятно как "многоразовые" ступени удешевляют запуски если запуск одноразового Протона аналогичен Фалкон9 по цене
Ну так, что запуск Фалкона в одноразовом варианте стоит 90 млн, а в многоразовом 60.
lain8dono
11.11.2021 03:31+8Очень взросло сказать что Протоны и некие Фалконы это ракеты одного ценового сегмента.
Понимаю ваш сарказм. Протоны перестают производить, а линейка Falcon развивается. Ну не переживайте, лучше послушайте, как чудесно поёт Рогозин.
vanxant
11.11.2021 10:22Среди легких ракет была востребована (и пока еще эксплуатируется) Пегас
Надо же, оказывается, оно до сих пор летает!
Zelenyikot Автор
12.11.2021 12:29Нет, уже не летает. У NASA и Пентагона теперь RocketLab есть.
Lexxnech
12.11.2021 16:32Последний запуск был этим летом и вроде как о прекращении эксплуатации не объявляли.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 13:35Хм, действительно. Я был уверен, что всё, учитывая её цену, но, видимо, у военных свои соображения.
phenik
11.11.2021 06:32что за глупая идея и к чему это бесполезная вещь в космосе?
Космоархеологи будущего будут очень признательны предкам за все эти артефакты. В музеях наши потомки будут тыкать пальцем в кабриолет Маска и умиляться) Как умиляемся мы глядя на рубила первобытных людей.Wesha
11.11.2021 07:04+2А по особо праздничным дням его могут даже зарядить от кваркового генератора и торжественно проехать на чуде древности вокруг сепулькария!
alan008
11.11.2021 08:53>>Когда состоялось прилунение, то «упаковщики» дисков признались, что между пластин добавили ещё тихоходок и капли своей крови, никому не сообщив об этом до старта.
Да они те еще затейники. Забавно, если при взрыве тихоходок разметало по Луне, а потом их обнаружит какая-то другая миссия.
isden
11.11.2021 10:17а потом их обнаружит какая-то другая миссия.
Причем живыми.
balamutang
11.11.2021 13:05Кровососущие тихоходки - это наверно не то что хотелось бы встретить
gaba_m
11.11.2021 17:41+1... перемалывающими мощными когтями и зубами тонны скальных пород в поиске мизерного количества необходимых питательных веществ, защищенными метровым роговым слоем от ионизирующего излучения, по прочности не уступающему бетону и передающими из поколения в поколение память о расе, обрекшей их на такое существование.
Wesha
11.11.2021 20:58...остаётся добавить их экскременты, которые кое-кто использует в пищу, и мы придём к чему-то ужасно знакомому...
iwnw
11.11.2021 10:49К XXI веку отношение к инопланетным посланиям сменилось, теперь считается, что лучше раньше времени не извещать Вселенную о нашем существовании
А то вдруг злые пришельцы отследят наш аппарат, вторгнутся на Землю и всех поработят :)
Вот это меня всегда удивляло — неискоренимая, наивная вера в то, что эти маленькие «человеческие метки» не затеряются в бескрайнем космосе, а непременно долетят до каких-нибудь инопланетян и расскажут им много интересного о нас. Если существуют другие высокоразвитые цивилизации — то им эти кусочки металла и пластика нафиг не нужны, у них более совершенные методы познания космоса и общения (и да, про нас они скорее всего и так уже знают более чем достаточно). А если их уровень будет плюс-минус как наш, и они вдруг найдут нашу метку, можно не беспокоиться — даже ответа не будет. Или он придет настолько далеким нашим потомкам, что им это будет уже совсем неинтересно…
Javian
полуофф О советских вымпелах на АМС, если кому интересно тему узнать глубже
http://mentallandscape.com/V_Pennants.htm