![](https://habrastorage.org/webt/kt/bv/bj/ktbvbjjyg97gludrj_igncthi-y.jpeg)
Новая российская ракета «Союз-5» разрабатывается с применением современной технологии — сварки трением с перемешиванием. Недавно я рассказывал, как в Подмосковье специалисты компании S7 Space для своей ракеты осваивают такую сварку. Теперь же удалось стать свидетелем первых шагов в постижении этой технологии уже на государственном ракетно-космическом предприятии РКЦ Прогресс в Самаре.
Сварка трением с перемешиванием (не путать с обычной сваркой трением) вошла в ракетостроение ещё в 90-х годах, когда её стали использовать при изготовлении топливных баков американских челноков Space Shuttle. В России тогда строили ракеты по прежним чертежам и по освоенным технологиям. Начать внедрение сварки трением с перемешиванием (СТП) удалось только в новых российских ракетах. Первой стала модульная «Ангара», сейчас СТП применяется на омском ПО «Полёт» для сварки топливных баков универсальных ракетных модулей «Ангары».
![](https://habrastorage.org/webt/pm/w2/sy/pmw2symr15p1-2km2k_1zlyes8s.png)
Ракетные баки — это одновременно и корпус ракеты, который должен выдерживать высокие вертикальные нагрузки и сохранять лёгкость. Раньше использовали просто толстые листы алюминия, подобный тому, что лежит в музее «Самара космическая».
![](https://habrastorage.org/webt/gj/2d/it/gj2ditdrkoln604ipiqxj6-1jk4.jpeg)
Сейчас же стенки баков делают в виде т.н «вафли». Вафельная панель изготавливается из толстого алюминиевого листа с помощью фрезеровки, так, чтобы снизить массу панели, но сохранить значительную прочность с помощью оставленных рёбер жёсткости. Именно они и создают сходство с известным кулинарным продуктом.
Так изготавливают корпуса центрального блока американской сверхтяжёлой ракеты SLS и ступени тяжелых ракет Atlas и Vulcan, так делают нашу «Ангару», делали «Протон» и теперь «Союз-5». Такая же «вафельная» технология применялась при производстве модулей российского сегмента МКС и для современных американских космических кораблей.
«Вафля» — это не единственный способ изготовления ракеты, например, SpaceX делает иначе, и S7 Space идёт следом, но, видимо, «Роскосмос» решил идти классическим путём.
![](https://habrastorage.org/webt/5b/vr/mo/5bvrmognosbx1upbfdbgbzmq7dm.jpeg)
Сварка топливных баков трением с перемешиванием применяется для соединения вафельных панелей в кольцо — обечайку, и для сварки обечаек друг с другом. Для этого можно применять и обычную аргонную электродуговую сварку (точнее MIG, где используется гелий), но СТП выигрывает конкуренцию с электросваркой, по ряду признаков (автоматизация, отсутствие расходных материалов, упрощённая постобработка).
Любопытно, что, например, при производстве Vulcan фрезеруется плоская «вафля», а потом элементы закругляются и свариваются в обечайку.
![](https://habrastorage.org/webt/gg/ey/zw/ggeyzwpvi9olcsipr06kqe1gseo.png)
И на «Ангаре», кажется, тоже.
![](https://habrastorage.org/webt/sy/bj/ma/sybjmaywvg1forpt8-jm07m8nwo.png)
Для «Союза-5» предполагается изготовление обечайки из толстых листов алюминия, а фрезеровка проводится уже после сварки в кольцо.
Сегодня самарский РКЦ Прогресс «как сосиски» продолжает выпускать трёхступенчатую ракету «Союз-2», которая конструктивно и технологически идёт ещё от «королёвской семёрки». Шестьдесят лет назад ракета Р-7 запустила первого человека на орбиту, а сейчас «Союз-2» продолжает выводить и пилотируемые корабли «Союз-МС», и выполнять грузовые запуски, в том числе по коммерческим международным контрактам. Вместе с группой журналистов и блогеров и мне удалось взглянуть и на это легендарное место.
![](https://habrastorage.org/webt/-s/k4/wa/-sk4wanbenvbqke3nby2ye4eepg.jpeg)
Космонавтика — очень консервативный вид деятельности, принцип «работает — не трогай» действует в ней в полной мере, поэтому и сегодня технологии «Союз-2» мало отличаются от тех, с которых начиналась «семёрка».
В 2021 году в Самаре начали производство первых элементов конструкции будущей средней ракеты «Союз-5». Она будет в полтора раза выше «двойки» и в два раза грузоподъёмнее.
![](https://habrastorage.org/webt/kz/hd/d7/kzhdd7hpgtzng0ijypy30xuopdg.jpeg)
Новая ракета позволила начать внедрение и новых технологий. Под производство «Союза-5» сейчас модернизируется исторический цех, созданный полвека назад для советской сверхтяжёлой ракеты Н-1.
![](https://habrastorage.org/webt/yr/dg/um/yrdgumaqgrkd0_iprfh4xvku8rg.jpeg)
Это фото снято на Байконуре в 70-е, но оно хорошо подходит, чтобы передать масштаб сборочного комплекса и в Самаре.
Впоследствии здесь же создавалась и другая отечественная «царь-ракета» — «Энергия».
![](https://habrastorage.org/webt/jq/3i/zm/jq3izm6kykv26x1b-lurshjbffy.jpeg)
Теперь здесь должна разместиться линия полного цикла производства новой ракеты «Союз-5», так, чтобы в одни ворота въезжали грузовики с листами алюминия и ракетными двигателями, а с другого выезжали готовые ракетные ступени. Возможно в будущем «Союз-5» станет основой для многомодульной российской сверхтяжёлой ракеты, и тогда в третий раз этот цех оправдает свой циклопический размер.
Двигатель на «Союзе-5» будет РД-175МВ, который развивается от РД-170, созданного для боковых ускорителей «Энергии» и впоследствии применявшийся на ракете «Зенит». Собственно, «Союз-5» это и есть «импортозамещенный» «Зенит», чьё украинское производство сейчас прекратилось. Первый РД-175МВ уже отправился с подмосковного «Энергомаша» в Самару.
![](https://habrastorage.org/webt/22/lw/hg/22lwhge_vfqyhxy4qyz-yb0elkw.jpeg)
Разработка «Союза-5» ведётся за счёт финансирования по Федеральной космической программе, но РКЦ Прогресс сумел привлечь и «внебюджетное» финансирование: льготный заём в размере 750 млн руб от Фонда развития промышленности (входит в группу ВЭБ.РФ). Для ФРП это способ поддержать производство одновременно двух предприятий: РКЦ Прогресс, для закупки сварочного оборудования, и чебоксарский «Сеспель», производящий это оборудование. По инициативе ФРП нашей группе журналистов и блогеров и обеспечили посещение ракетного производства.
Вообще, в РКЦ Прогресс, наверно, самое жёсткое по ограничениям невоенное предприятие «Роскосмоса». Я несколько раз бывал на предприятии, но не дальше административной части, и даже так пропускали, только избавив на проходной от всей техники сложнее шариковой ручки. Сейчас же провезли целый автобус народа с телефонами и фотоаппаратами, за такое и 750 миллионов отдать не жалко.
Правда производство «Союза-2» удалось посмотреть без фототехники — только показали и рассказали. В компенсацию прислали несколько кадров от пресс-службы. Хотя, как оказалось, эти кадры публиковались и ранее, но, поскольку производство не менялось десятилетиями, тут всё практически так же, как и оставил Королёв (утрирую).
![](https://habrastorage.org/webt/og/8k/gh/og8kghzy2mr5fcek0sltcnnbrha.jpeg)
Зато станок сварки трением с перемешиванием отдали на полное растерзание фотографам и операторам.
![](https://habrastorage.org/webt/6f/bi/3y/6fbi3yx1b2lhxumvibp1077vups.jpeg)
В цехе будущей ракеты полным ходом идёт реконструкция, и пока вокруг состояние «квартиры подготовленной к евроремонту», наиболее страшные части от наших камер загородили импровизированной ширмой и просили не снимать по сторонам. Освещение тоже оставляло желать лучшего, не то что в соседнем цехе.
![](https://habrastorage.org/webt/_i/o-/pq/_io-pqhwj2btpphvihddmwrilus.jpeg)
Главный «виновник торжества» первый здешний СТП-станок вовсю работал, любопытных журналистов никто не остановил, и они начали штурм. В этом можно заметить разницу между классической электродуговой сваркой и СТП. Никаких искр в стороны не летит, можно безопасно находиться рядом с работающим станком и наблюдать формирование шва.
![](https://habrastorage.org/webt/rj/fy/yk/rjfyykxvi5tlsgtryrb-hzegpbs.gif)
Сам станок состоит из мощной станины (синего цвета), рабочей части (белый окрас), и оснастки, которая удерживает заготовки (жёлтые).
![](https://habrastorage.org/webt/ql/bv/t0/qlbvt0pk9z6ptgjk1djdxsmngxw.jpeg)
Рабочая часть может передвигаться по трём осям.
![](https://habrastorage.org/webt/4h/ke/_n/4hke_ncylbutx2d7x5ncudrbczs.gif)
Главную работу выполняет вращающийся механизм, напоминающий бур или короткое сверло, задача которого вкручиваться в металл, и разогревать его своим вращением.
![](https://habrastorage.org/webt/nd/w9/ts/ndw9ts86duvu3qxfq2exatpamlk.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/v3/tu/lf/v3tulfdni5_h1wodoin80t19kzg.gif)
Видео СТП из другого места от «Сеспель».
Для демонстрации технологии, нам показали сваривание двух алюминиевых плит толщиной около 2 см.
![](https://habrastorage.org/webt/ud/v0/x8/udv0x8proqu-zai5zor8yvwra2k.jpeg)
Некоторые журналисты решили, что это вообще первый шов для этого станка, хотя рядом лежали пробные уже сваренные плиты.
![](https://habrastorage.org/webt/kh/23/st/kh23stuzf-ojbfh_1ravaxl-yly.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/mx/bv/1a/mxbv1a_o11ldteb_ijfp5hw9xtm.jpeg)
Рядом со сваренным листом, также незамеченными, лежали образцы после механических испытаний на растяжение и сгибание.
![](https://habrastorage.org/webt/hz/s6/eq/hzs6eq93nokjosbo6fbzvjyvtq4.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/zw/4p/fp/zw4pfp_tp9vkqegervui3oeo8fo.jpeg)
Нынешний директор РКЦ Прогресс Дмитрий Баранов делился с журналистами подробностями технологии, рассказывал про испытания и обещал, что первая ракета в 2023 году будет готова к старту с космодрома Байтерек.
![](https://habrastorage.org/webt/x4/jo/jg/x4jojgbphjygomuyiax9dd6zmio.jpeg)
Байтерек, это совместный российско-казахстанский проект, который планируется создать на Байконуре, на основе пусковых площадок, оставшихся от «Зенита». Насчёт перспектив частного космодрома «Морской старт», ответ был, что в принципе и оттуда возможно пускать новую самарскую ракету «При готовности всей необходимой инфраструктуры». Иными словами, никто производимую на госпредприятии ракету специально для частной S7 Space готовить не будет, а старты будут, если частник подготовит всё необходимое. Но, в принципе, если «Союз-5» будет во всём взаимозаменяем с «Зенитом», то на «Морском старте» ничего и менять не надо, хотя диаметр ракеты точно различается — наш толще.
Для РКЦ Прогресс сварка трением с перемешиванием это новая технология, и пока настройку ведут специалисты изготовителя станка.
![](https://habrastorage.org/webt/fa/lj/ck/faljck6sth7urytgfpxs6dn_9ga.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/wt/mj/ov/wtmjovxhfuhwy6yg_gqw2losuow.jpeg)
Неподалеку от первых экспериментов с СТП идёт изготовление уже полноценных ракетных баков, точнее их инженерных макетов.
![](https://habrastorage.org/webt/sf/x8/f6/sfx8f6kkzx-nhsd5bt_qg_hkqay.jpeg)
Ими занимаются здесь с февраля и уже начинают испытывать.
![](https://habrastorage.org/webt/wj/cm/ln/wjcmlny4qelqgwmor3n7gqf1goa.gif)
Но изготавливают по старинке — электродуговой сваркой. И все предыдущие баки «Союза-5», о которых отчитывался «Роскосмос», изготавливались так же.
![](https://habrastorage.org/webt/4s/_4/xh/4s_4xhl7psdu9q_7y1njhkydj8y.jpeg)
Такой подход применили для ускорения сроков разработки и начала комплексных испытаний ракетных ступеней. С точки зрения конструкции ракеты не так принципиально каким методом сварены баки, поэтому их статические испытания уже идут, а к концу 2021 года предприятие готовится начать комплексные испытания ступеней. Ступень от бака отличается тем, что это уже полноценная действующая система с баками, трубопроводами, системой управления, кабельной сетью, и установленным двигателем.
В принципе, сваренный электродуговой сваркой бак можно использовать и в полноценной ракете, как в своё время производили «Зениты». Не исключена вероятность, что для исполнения сроков поставки первой ракеты к 2023 году, её соберут из сваренных электрической дугой баков, до завершения внедрения технологии сварки трением с перемешиванием.
В этом можно увидеть даже некоторое родство с принципами компании SpaceX, которая разработку и модернизацию ракеты ведёт эволюционно, одновременно с развитием производственных мощностей.
![](https://habrastorage.org/webt/-i/1r/kp/-i1rkpakcnqnczqb96nihizgthu.jpeg)
Выражаю признательность пресс-службам ФРП, РКЦ Прогресс и «Роскосмоса» за помощь в организации съёмок.
![](https://habrastorage.org/webt/ou/g5/kh/oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w.png)
Комментарии (79)
ABHuman
12.11.2021 13:11Можно автора попросить не использовать сокращение СТП, которое имеет стойкое и другое понятие в производственном мире?!
Zelenyikot Автор
12.11.2021 13:19+18Попросить можно, удовлетворить просьбу нельзя. В производственном мире много производств и много аббревиатур. Применение СТП для обозначения технологии сварки уже состоявшийся факт. Например 1, 2, 3, и ГОСТ в том числе.
ABHuman
13.11.2021 11:42В производственном мире много производств и много аббревиатур.
Вы не поняли. Производств много, но для всех СТП - это сокращение означает "стандарт предприятия", а не какой-то термин относящийся к тому или иному производству, технологии или отрасли. Но на нет и суда нет.©
Komrus
13.11.2021 11:54+4Ну не знаю…
У меня вот при виде аббревиатуре СТП сразу всплывает в памяти «Средняя Точка Прицеливания» ;)
А википедиа аж вообще как вариант расшифровки предлагает «психотропное соединение класса амфетаминов» :)ABHuman
13.11.2021 12:08Я согласен, что расшифровать можно по-разному, но у вас же контекст статьи посещение производства. А вот с производством и терминологией на нём википедия частенько не дружит и её приходится поправлять, включая правильное написание терминов. В частности, добавлять вторую "т" во "фреттинг-коррозию" и т.п. Поэтому источник не исчерпывающий.
Ок, будем считать, что я слишком "приварился" :) к этому сокращению с другим пониманием.
scream_r
13.11.2021 17:04+2Это обычная беда для аббревиатур. Их свойство by design. Поэтому правилом хорошего тона является использование аббревиатур только в пределах одного текста и расшифрованных в его начале.
omega-hyperon
12.11.2021 13:23Вафля уже больше 50 лет применяетсяв конструкции баков и у нас, и тем более у них. Достаточно вспомнить тот же "Протон", или " Титан".
Zelenyikot Автор
12.11.2021 13:26+4Но раньше её варили аргоном.
dragonnur
13.11.2021 13:02Мне кажется или для 144 тушканов и чего-то военного её вообще травили химией?
Bedal
13.11.2021 21:14+2причём «горячая» сварка шов с пониженной прочностью и порождает напряжения в материале, так что в некоторых случаях нужно сваренные детали отпускать.
Сварка перемешиванием _не_ создаёт напряжений. Воздействие локально и температуры гораздо ниже, так как не требуется достичь расплавления, а только лишь понизить предел пластичности. Заодно и с окислением проблемы нет, так что и аргон с гелием не нужны.
Шов получается равнопрочным с основным материалом.
Radiohead72
13.11.2021 13:16С вафлями все не так просто как кажется. На Дельтах и Атласах используют треугольный узор вафли. Более выгодный квадратный применили на Вулкане.
Вот тут инженер ULA рассказывает почему так получилось - https://m.youtube.com/watch?v=o0fG_lnVhHw&t=530s
dragonnur
14.11.2021 09:36Интересно, а нет ли возможности «катать вафлю»? Т.е. в какой-то момент прокатные валы вместо гладких оказываются сами «в клеточку»?
Radiohead72
14.11.2021 10:19Точность обработки не та. Накатка это по сути та же штамповка. Ниже есть ссылка в которой указана точность разных методов обработки.
Julegg
12.11.2021 14:03+5Сейчас же провезли целый автобус народа с телефонами и фотоаппаратами, за такое и 750 миллионов отдать не жалко.
Правда производство «Союза-2» удалось посмотреть без фототехники — только показали и рассказали. В компенсацию, прислали несколько кадров от пресс-службы.
В своё время работал там и поэтому вот этот вопрос (как пропустили такую толпу лиц да ещё и с камерами?) возник с прочтением первых же абзацев.
А вообще рад за Прогресс. После того, как «Рысачок» свернули я вообще перестал в перспективы завода верить.
Buhram
12.11.2021 17:59+1Сейчас же стенки баков делают в виде т.н «вафли».
В общем-то, вафлю еще на УР-500 использовали, а не только сейчас.Zelenyikot Автор
13.11.2021 10:19Ну, сейчас же используют тоже.
Buhram
13.11.2021 12:16По тексту можно сделать неправильные выводы.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 12:49Добавил про «Протон».
Buhram
13.11.2021 13:14Я упомянул Протон чтобы показать что уже в 60-х годах применяли такую технологию. Другие ракеты делались тоже с использованием вафельных конструкций)
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=15879.0
Zelenyikot Автор
13.11.2021 13:38Как я понял вафельные панели на «Зените» не выполняют несущих функций, только в межбаковых проставках увидел, а сами баки гладкие.
Bedal
13.11.2021 21:17Их делали выгрызанием из толстой заготовки, механическим или химическим. Это ограничивало размеры и добавляло ненужные швы.
Ну, или сваркой, что для тонкостенных конструкций порождало коробление и снижение прочности.
santa324
12.11.2021 21:26+1Так зачем сварка трением если и по старинке можно? Уменьшат толщину листа когда перейдут на СТП?
Было бы интересно не только картинки посмотреть но и про технические подробности почитать.
abutorin
12.11.2021 21:57+3Так зачем сварка трением если и по старинке можно?
По старинке сложнее. Извините за тавтологию это более "технологичная" технология.
order227
13.11.2021 12:54+1Это технологичнее, дешевле и прочность шва выше + все сильно лучше с пористостью
dragonnur
13.11.2021 13:04+1С порами лучше всего в вакууме. Но камера получается великовата.
order227
13.11.2021 21:42+1Все так, электронно-лучевая сварка это лучшая технология в плане качества, но как вы верно заметили - камера размером с ангар это сложно реализуемо и невероятно дорого. Что-то похожее есть на "Звездочка" (Северодвинск), но установка по факту уникальная и вроде все таки несколько меньше диаметра Союза-5.
yogene
13.11.2021 13:04+3СТП это чрезвычайно перспективный вид сварки для своей области применения. Его сильная сторона в том, что соединение образуется без плавления, а в пластичном состоянии, что исключает многие негативные металлургические процессы в металле зоны сварки и перегрев материала, являющийся в т. ч. причиной возникновения сварочных напряжений и деформаций. В результате имеем однородное соединение, сразу после сварки упрочнённое за счёт наклёпа (нагартовки). Держал в руках артефакт - образец таврового соединения, выполненного СТП как раз на "ЧП Сеспель" (с этой компанией и её директором Владимирим Бакшаевым знаком в рамках многолетнего сотрудничества). Поначалу думал, что фейк, что это тянутый профиль, а не сварка. Однако, изучив направление следов прокатки на пластинах (оказались взаимоперпендикулярны), понял, что это соединение отдельных деталей.
Chamie
13.11.2021 02:51+3А можете пояснить такую вещь? Этого не разглядеть на фотографиях, или «вафля» там — это просто вафля, т.е., вертикальные стенки плоские, как на тюбингах в метро, а не «двутавр» как в изогриде. Зачем тогда её фрезеруют, почему просто не отливать?
Как тюбинги для метрополитенаAlexArt84
13.11.2021 09:10+2Имхо, при отливки очень часто образуются дефекты. Где-то они допустимы при определенной норме, ну а в космосе получается - нет.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 10:25+2Похоже двутавром там не пахнет, ни у нас
ни у них
Вероятно, фрезеровка по листу получается дешевле или качественнее чем литьё под давлением.abutorin
13.11.2021 11:59+2Фрезеровать в мелкосерийном производстве действительно дешевле.
Но при такой фрезеровке похоже 80% заголовки уходит в стружку. Сам лично наблюдал "маток" стружки диаметром 1.5 метра образовавшийся при токарной обработке шпангоута для какого-то космического корабля на Энергии.
order227
13.11.2021 12:59+3Стружка прекрасно перерабатывается + отлить заготовку таких размеров без дефектов практически невозможно + для литья алюминия использую сплавы соответственно литейные с худшим механическими свойствами, чем условный АМц или АМг.
abutorin
13.11.2021 13:22Стружка прекрасно перерабатывается
Видимо я сильно отстал в технологиях. Будучи еще студентом тоже задавался таким вопросом. Но даже на кафедре мех. обработки преподаватели говорили переработка стружки дело не простое. Большая часть просто сгорает при переплавке.
А то что сделать такую отливку я полностью согласен. Тут очень большой размер. Не очень силён в обработке давлением, но возникает глупый вопрос, а как насчет проката?
order227
13.11.2021 21:39+1Все верно, если речь идет об обработки "черной" конструкционной стали, то есть всякие Ст3 и подобный шерпотреб, то экономически просто не выгодно. А вот если речь идет о высоколигированных сталях и тем более о цветных металлах, то экономика сразу становится интересной. Цветные металлы и дорогие и для их переплавки надо намного меньше энергии, температуры плавления ниже. Выгорание оно конечно есть, но это около 10-15% обычно, все равно выгодно.
а как насчет проката?
Прокаткой такую "вафлю" не получить как мне кажется, а главное любая обработка давлением требует последующей термообработки, чтобы снять механические напряжения в заготовке. Когда заготовки большие это становится дорогой операцией, да и зачем если ее можно избежать.
При мелкосерийном, почти штучном производстве обработка резанием это просто и выгодно. Так же это очень хорошо предсказуемый процесс без особых дефектов типа раковин при литье или пор.RTFM13
14.11.2021 22:57В плане окисления как раз железо сравнительно легко восстанавливается из оксидов нагреванием, а алюминий и другой цветмет в основном только электролизом.
Состав уходит даже при переплавке крупных кусков.
dragonnur
13.11.2021 13:05+3Литьё таких тонких деталей огромной площади потребует высоченного давления и всё равно будет содержать «килограммы дефектов на квадратный метр».
Nashev
14.11.2021 13:12Интересно, а вафлю нельзя ли сделать экструзией? Несколько более хитрое сопло, с управляемым переменным сечением (выдвижными секциями) и вроде бы могло б неплохо получаться...
dragonnur
14.11.2021 18:47+1Выше в треде говорят, что даже прокатом (а это калиброванные валы) точность получится хреновая. Алюминий всё-таки не пластик.
Chamie
14.11.2021 22:44Так отливать не финальную деталь, а заготовку, которая толще её во всех местах и потом дошлифовывается/дофрезеровывается до точной — всё равно должно быть намного быстрее, чем отфрезеровывать от плиты алюминия 90% материала. Напоминает сцену из старого мультика, где спички делались из целого бревна. Каждая.
dragonnur
16.11.2021 10:04Литьевые сплавы ещё и менее прочные, механически дообрабатывать их - хуже, чем нормальный прокат резать. Быстрота мало что значит, когда изделие штучное, их не надо пулять по пяти штук в час.
axe_chita
13.11.2021 05:09+1Спасибо за рассказ, и дай бог что бы на «Прогрессе» с «пятеркой» все было в порядке, и по планам.
Evgo55
13.11.2021 10:25Удивительно. Читал, в космонавтике не используют новейшие технологии. Ни в NASA, ни у нас.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 10:26+2Там не используют процессоры последних поколений из-за уязвимости перед космической радиацией, а в металлообработке в некоторых местах и до 3D печати уже добрались.
Evgo55
14.11.2021 07:13Если более точно, то я читал примерно в таком виде:
При рассмотрении заявок на внедрение каких-либо устройств, если в тексте встречаются слова "новый метод" (или "новая технология", не доподлинно помню), NASA их сразу же отклоняет.
Из чего я сделал вывод, что космонавтика в принципе очень консервативна и не любит новшеств.
Допускаю, что я путаю одно с другим и технологии производства могут быть самыми передовыми, а древними сами устройства, как более отработанные.
Допустим, не новейшие жидкокристаллические мониторы, которые могут плохо себя повести в космосе, а старые добрые электронно-лучевые, о которых всё известно. Или старые алюминиевые тубы для пищи, а не новые полимерные. Ну, это я как пример, на самом деле я не знаю, что за мониторы используют космонавты на орбите и из каких тюбиков едят.
Zelenyikot Автор
14.11.2021 19:26+2Тут всё очень просто: любая новизна — это повышенный риск столкнуться с какими-нибудь новыми эффектами, которые могут вылезти в космическом пространстве. Например тот же пластик «газит», т.е. выделяет нежелательные соединения в атмосферу станции или испарения в вакууме могут, например, загадить какую-нибудь точную оптику. Чтобы «выловить» все опасности новизны нужны сертификационные испытания, а это новые расходы и затраты времени, т.к. лучшая сертификация — это летные испытания, а ближайшего подходящего запуска приходится ждать иногда годами. Собственно, поэтому NASA охотно играется со всякими студентами и частниками, они могут своих экспериментах, и отчасти за свой счет, опробовать различные новые технологии, которые потом уже пойдут и во «взрослую» космонавтику. МКС для этого тоже подходит.
yogene
13.11.2021 10:27+5В разделе о дуговой сварке неточность затесалась. По видимым частям оборудования можно определить, что это сварочная система Fronius TPS/i (красиво жить не запретишь :)) и сварочный трактор FlexTrack 45. На фото не аргонодуговая в общепринятом смысле (TIG - неплавящимся электродом в среде защитных газов), а MIG - сварка (в инертных газах проволочным плавящимся электродом). На последнем фото "рогах" у источника как раз моток обрезанной проволоки висит.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 10:27А можете пояснить почему MIG нельзя назвать аргонодуговой?
yogene
13.11.2021 10:39+4Во-первых, это устоявшееся "неформальное" и не совсем точное обозначение TIG-процесса (специалисты, причастные к сварке, вас поймут именно так), а во-вторых, технически этот термин не совсем корректен, т. к. в большом диапазоне применений, особенно по алюминиевым сплавам в аэрокосмической отрасли, в качестве защитного газа используются аргоногелиевые смеси или чистый гелий.
Тем не менее, если ты никак со сваркой не связан, то в теме разобрался очень неплохо, видел статьи и тексты от, вроде бы, сварочных людей, но написанные так, что как будто "зайцев" нахватался - глаза жжёт и плакать хочется.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 11:39+4Спасибо. У меня отец сварщик, но не думаю, что это так передается )
Да, на фотках увидел баки с гелием.
Imobile
13.11.2021 10:41+1В глаза бросается полное отсутствие чистоты процесса.
В кадрах стоят люди без головного убора, но явно теряющие волосы, потом в уличной одежде в цеху. Да и в целом нет чистоты нет в цехах, а еще нет аккуратности в расстановке, потом эти детали непонятно как таскать, все мешает.
Zelenyikot Автор
13.11.2021 11:44В цехе «Союза-5» идет монтаж оборудования и реконструкция, никакой чистоты там и не должно быть.
А в цехе сборки «Союза-2» достаточно чисто. Электронику там нет собирают, волосы ронять можно. Стерильность тоже не нужна, это на Марс не летит.Imobile
13.11.2021 15:03+1Да ладно, недолжно быть?
Я на улице возьмусь за масло, а потом за алюминий, замучаетесь варить. А что до волос волос, сейчас да, качество сварки не пострадает, а потом топливо зальете, она все волосы вымоет, и клапан забьет. Ах да за успешные запуски никто медалей не раздает, а потом обратным продувом или еще хитропаленым способом вернут аппарат на орбиту, тогда да, будет о чем вспомнить
Стерильность тоже не нужна, это на Марс не летит.
такими стараниями она и из цеха прямиком на металлолом пойдет. Вспоминаю как брат рассказывал, как он проходил практику на одном оборонном предприятии в Калининской области. Там девушки паяли микросхемы. Так принесла в цех пирожки в масле, съела там где и паяет, потом по рукам масло течет, а она паяет. Так они даже не понимают и не видят, потом про стерильность байки рассказывают, сам слышал как сын такой мамаши рассказывал и доказывал мне с пеной у рта, что там чисто как в лаборатории было)))
yogene
13.11.2021 15:24Я на улице возьмусь за масло, а потом за алюминий, замучаетесь варить.
И часто это у тебя с улицы руки в масле? Перед сваркой в любом случае обезжиривание и промывка.
dragonnur
14.11.2021 10:03+3Я помню, как летом 1989 года в жару за 30 в НИИ молодайки-операторши туфлёй заклинили гермодвери и что-то запихали в датчик закрытия, «потому что холодно» (к управляющей гермозоной и техпроцессами в ней ЕС ЭВМ подавался осушенный и охлаждённый до 16-18 Ц воздух, частью ещё дополнительно очищался фильтрами и шёл в саму гермозону). Дежурный холодильщик запустил на всю железку агрегаты вместе с резервными, я снаружи после своей смены на лавочке мороженое лопал и наблюдал картину: из подвала громыхают компрессоры, наверху воют вентиляторы, сбоку от градирни пар в небо столбом — за счёт испарения части воды был резерв по холодопроизводительности и фреон сильней захолаживался относительно воздуха, а температура, как потом рассказывал холодильщик, хоть бы хны — упрямо лезла и лезла вверх.
Инженер (очень немолодой и заслуженный был дед-фронтовик под 70 лет) наверх побежал, думал, с датчиками проблемы, увидел раскрытые настежь двери, в которые затекал с улицы горячий летний воздух и, как говорится, на месте фалломорфировал. Скандалище был ой-ёй, операторшам влетело по первое число. А расшифровку произошедшего, в честь чего «праздник холодильников» случился, я уже от того инженера (и других, у кого на производстве в гермозоне проблемы попёрли) в курилке на следующий день услышал.
Zelenyikot Автор
14.11.2021 19:30+3У РД-171 расход топлива 2,5 т в секунду. Это сколько надо скальпов кинуть в топливный бак, чтобы волосами топливопровод забился?
yogene
13.11.2021 12:37Согласен с предыдущим мнением: при работе с алюминием и его сплавами требуются определённые условия, однако это касается прежде всего микроклимата, а именно влажности воздуха, и борьбы с технологическими загрязнениями (масла, эмульсии, металлическая и минеральная пыль и частицы от мехобработки и т. д.) От того, что кто-то натрясёт перхоти на будущий шов, качество не пострадает.
Make_Pic
14.11.2021 12:47Все бы хорошо, но вроде совсем недавно остановили программу по разработке "Союз-5" в угоду ""супер"" ракете "Ангара". (слово супер я да же два раза в кавычки взял)
Zelenyikot Автор
14.11.2021 19:31Вы ошибаетесь, не останавливали «Союз-5». Он в Федеральной космической программе, и до 2025 года никуда из неё не денется.
GM-2
15.11.2021 06:10+1И опять эта идиотская вафля во времена когда Фалькон-9 со своими стрингерами и 20 тоннами топлива на тонну конструкции скоро в музей пойдет. Про многоразовость можно и не спрашивать.
VaalKIA
16.11.2021 14:04+2Я правильно понимаю, что сначала согнуть и сварить, а потом отфрезеровать легче, потому что фрезеровка исправит появившиеся дефекты и неровности, а в обратном порядке. наоборот, может погнуть уже тонкие структуры, как сминается трубка при сгибе?
Если да, тогда можно фрезеровать не прямоугольники, а соты, ведь теперь не надо сопрягать швы и ячейки, насколько я знаю, подобная структура выигрывает по физическим параметрам. Что производитель говорит по поводу структуры ячеек?
teecat
17.11.2021 17:57А с какой ракеты пример стенки бака без вафли? И может кто подскажет — с какой ракеты внедрили вафельные стенки баков?
Javian
офф а что на надписи? Сначала показалось что это по-итальянски и пытался угадать фирму производителя https://hsto.org/webt/4h/ke/_n/4hke_ncylbutx2d7x5ncudrbczs.gif
Zelenyikot Автор
Скорее латынь. Или китайский.
![](/img/image-loader.svg)
Javian
Возможно на китайском. Пошел искать продукцию на сайте чебоксарского «Сеспель» - это не производитель станков, а производитель прицепов и ёмкостей. Фразу на официальном сайте можно понять, что они купили оборудование для сварки:
drWhy
А как будет «талреп» по китайски?
Вроде бы могут сами.
Javian
Несколько больше информации, но не серийное изделие - "разработчики надеются, что новинка станет доступна для широкого спектра предприятий"
abutorin
Ну так всегда нужно с чего-то начинать. Сеспель этим занимается, потому что для них "сварка баков" это основное направление деятельности, им автоматизация в этом вопросе очень даже кстати. А серия всегда начинается с опытных образцов.
Javian
На месте космонавта я бы волновался, участвуя в тестировании качества сварки нескольких баков с десятками тонн топлива и окислителя. Эти баки несколько отличаются от автоцистерн по нагрузке на стенки, швы и т.д.
Остается надеяться ,что качество швов тестируется по всей длине каким-то автоматическим современным способом.
abutorin
Тогда вам даже не будучи космонавтом уже следует волноваться, т.к. по дорогам общего пользования ездят цистерны сделанные этим производителем.
А вопрос контроля он никак от этого не зависит. Сварной шов и так нужно контролировать.
sshikov
Этот «современный способ» называется гелиевый течеискатель, и ему уже лет 50 минимум.
dragonnur
У автоцистерн изгибные нагрузки в разы больше.
Zelenyikot Автор
Я тоже удивился, когда на их сайте нашел цистерны и не нашел СТП, потом оказалось, что они отдельный сайт сделали только под сварку. Я его в тексте указывал, если б вы по ней сходили, то не возникало бы вопросов о причастности сеспеля.