Олег — фронтенд-разработчик в крупном видеосервисе (и попутно выпускник Академии). Он только недавно начал работать, но уже согласился ответить на некоторые вопросы от подписчиков нашего комьюнити-чата в Телеграме, которым интересно, как всё устроено в реальной работе.
Передаём слово Олегу.
Какие в основном задачи дают на работе?
Таски абсолютно разные — от вёрстки чего-нибудь до написания компонентов на React. Но верстать что-то с нуля и придумывать свои стили нет необходимости, всё заточено под скорость и понимание происходящего. Навык чтения чужого кода вообще вышел на первое место.
В компаниях, которые давно стоят на ногах, есть дизайн-системы, от которых верстальщики отталкиваются, делая свою работу. Ушло довольно много времени, чтобы хотя бы въехать в систему, устройство сетки на проекте, всех миксинов и так далее.
Таска — это что-то глобальное или что-то маленькое?
Смотря какая :)
Задачу может поставить дизайнер, совсем ничего не понимающий в проекте, где необходимо залить файлики по заготовленному линку. А может прийти тимлид с такой задачей, что закопаешься запросто.
Чаще всего нужно шерстить тонны документации, чтобы начать выполнять работу, без этого никуда. И ура, документация у нас шикарная.
Дают коммитить в мастер? Если нет, то когда обещают?
Коммитить в мастер нельзя без предварительного ревью кода. Никто, абсолютно никто не может закоммитить в мастер без одобрения со стороны старших коллег.
Коммитить в мастер — не круто.
Круто — не срывать сроки, писать легко поддерживаемый код и быть молодцом.
Насколько сильно рабочие задачи отличаются от учебных проектов? В чём основные отличия?
Первое, с чем я столкнулся — огромный незнакомый проект. Это довольно сильно бьёт по срокам и заставляет долго его изучать (долго — две-три недели), а первые задачи делать практически вслепую, по документации.
Рабочий проект может быть написан 5-10 лет назад, а иногда и раньше. Кодовая база обновляется, но не всё так быстро. Встречается незнакомый синтаксис, в этом случае непонимание решается Гуглом или с помощью коллег.
Работа — это не только я и задача, которую я решаю. Есть ещё много заинтересованных людей, которые так или иначе вносят корректировки, поэтому в работе важно быть гибким.
Часто ли ставят задачи, решение которых ты сходу не можешь придумать?
В 95% случаев решение задачи неизвестно, но, скорее всего, такую задачу уже решали, и можно подсмотреть, узнать, раскопать, проследить. Бояться этого абсолютно не нужно, никто в компании не ожидает от нового сотрудника каких-то сверхзнаний или быстрого решения задачи.
Единственная валюта — горящие глаза.
Чего больше на работе, вёрстки или кодинга? То есть HTML+CSS или JavaScript?
В моём случае это очень сильный микс — есть и вёрстка, и кодинг. Наверстал, обернул логикой, встроил в проект, отдал.
Вёрстка — 30%, JavaScript — 70%
Соблюдают ли семантику в рабочих проектах?
Да, конечно. Вопрос читабельности и поддержки кода всегда актуален, поэтому семантика важна.
Какие темы стоило лучше изучать, а какие не стоило зазубривать?
Я бы точно не стал зазубривать вёрстку, а просто набил бы руку. Вёрстку важно «считывать». Падает глаз на блок, в голове готовое решение по сетке и стилям для этого блока.
Зубрить вообще странно, но если очень хочется с чего-то начать, то предложил бы основы JavaScript. Сильно никто гонять по ним не будет, но фундамент должен быть прочный.
После каких именно курсов ты нашёл работу?
Я прошёл четыре курса — два по вёрстке и два по JavaScript.
Зная о том, как выглядит реальная работа, ты бы оставил всё как есть в своем обучении, или изменил бы подход?
Да, я бы оставил всё как есть :)
Академия мне дала ровно тот базис, которые помог мне сделать тестовое задание и начать работать. Все усваивают информацию по-разному, но я точно ощущал, что дай мне чуть больше — и я захлебнусь.
Мой подход был банален, я уделял по 4-5 часов учебе через день в течение года, мои навыки оттачивались и я становился увереннее в том, что делаю, а потом и в том, что говорю.
Какие три совета по учёбе и работе ты нынешний дал бы себе в первый день обучения?
Не так всё это и страшно, бояться не надо.
Не бойтесь спрашивать и будьте открытыми к людям: так рост увеличивается в 2-3-n раз, это очень важно.
Не зазубривайте, а вникайте в суть происходящего в коде. Сначала это очень сложно, ведь в голове нет интерпретатора — она только учится. Нужно преодолеть этот барьер, чтобы читать и сразу понимать код.
Вопросы на собеседовании были сложнее реальных задач или на их уровне?
Вопросы на интервью были легче, чем реальная работа. Важно понимать, что люди, в первую очередь, нанимают людей. Сойтись духом, характером и почувствовать, что у вас есть «коннект» — 50% успеха.
Также стараются нанять людей, в которых видят потенциал (но я пока не подскажу, как его определить).
Весь тот ворох технологий в списке требований в вакансии — это реально всё нужно уметь на практике?
Да, это всё действительно нужно.
Нельзя на какой-то одной технологии разработать большой проект. Нужен список технологий. Быть экспертом в языке, понимать, как работает сборщик, откуда берет файлы, что с ними делает, куда отправляет — важно, это есть везде. Работаю со всем, что заявлено в вакансии.
Например по Gulp и Webpack ни одного вопроса не слышал ни разу, а вот про вёрстку и JavaScript — 99%, технологии действительно используются. Их нужно хотя бы чуть-чуть понимать, чтобы они не вызывали реакцию «а это ещё что такое?».
На какую примерно зарплату стоит рассчитывать джуну?
Если я не ошибаюсь, в Москве это 80—120 тыс, в зависимости от компании. В регионах, конечно, может быть меньше, но удалёнку никто не отменял.
Какой объём работы ты выполняешь за день/неделю?
В строчках кода оценить? :)
Мой рабочий день — 10-11 часов, за это время на прошлой неделе я успел сделать две рекламные интеграции на телевизоры и поучаствовать в редизайне блока цен на сайте.
Все мы когда-то начинали где-то работать, и нет ничего страшного в том, чтобы задавать вопросы. Спрашивайте (или рассказывайте) в комментариях о том, что было непонятно вам перед началом карьеры.
Комментарии (17)
wkia
15.11.2021 12:08+6Мой рабочий день — 10-11 часов
Простите, что?!
Это реклама рабства или установка для новичков, типа "по-другому в айти вы не войдёте"? Олег как-то немножко забыл сказать, 11-часовой рабочий день - это его собственное решение, или работодатель иначе денег не будет платить?
htmlacademy
15.11.2021 14:50+1Это история конкретного выпускника. На данный момент у него сложился такой рабочий график — на старте работы в новой компании часто бывают овертаймы, даже без смены деятельности. Мы сомневаемся, что есть требование по переработке от работодателя.
Это не значит, что мы приветствуем овертаймы, но также мы не можем отрицать, что в каких-то компаниях они иногда случаются.wkia
15.11.2021 15:38+1Ну так и спросили бы, если не приветствтуете и сомневаетесь.А без этого создаётся впечатление, что это норма, работать по 10-11 часов в день: "о чем молчат джуны? о том, что работать придется по системе 996, как в китае"
eaa
15.11.2021 19:14Но вообще в реалиях жизни, я не видел еще ни одного перспективного джуна, который бы работал меньше 10 часов. Те, кто работает меньше, обычно не растут. Просто наблюдение.
Nameisconfidentialinfo
23.11.2021 00:51Полностью согласен. Джунов/трейни рынок не щадит. Да и 10 часов так-то не очень много если семьи и личной жизни нет(шутка ли?). Но всё-таки о ментальном здоровье хотя-бы изредка надо вспоминать иначе появляются жуткие загоны и стрессы. У меня такое было. Работал много, но дико накручивал себя из-за чего страдали моменты вроде коммуникации. В итоге не взяли.
boogiedimik
15.11.2021 19:46+2на моем первом (нынешнем) месте работы ращработчиком, когда я первые несколько раз «засиделся» попросили так больше не делать без острейшей необходимости. мол, нужен я тут со свежей головой, а не уставший после некоторого отрезка. очень удивился, ибо я джун-войтивайтишник и думал, что так будет лучше первое время.
Petrvictorovich
24.11.2021 15:36Интеллектуальная работа по 10 часов - не может быть эффективной.
Самообучение - это как-раз то, что делается ВНЕ работы - когда ты сам можешь ставить себе задачи за рамками повседневной рутины. Иначе - "некогда учиться".eaa
24.11.2021 16:22Это все относительно. Например работа тимлида не заканчивается в момент, когда он встал из-за компа, обычно голова работает и в транспорте, и по дороге домой, и т.д. Когда я был джуном, я многие идеи придумал, пока шел из дома на работу или назад. Сидеть в выходные и пересобирать ядро в модеме до 4х утра в старые добрые времена студенчества - это норма. Здесь скорее вопрос в том, что надо постоянно учиться и на работе, и дома, и везде, где только можно, впитывать знания, чем больше, тем лучше. Если же голова перестает работать в момент выхода с работы - то на такой скорости обычно далеко не уедешь.
tolmachinski
15.11.2021 12:28+1Когда ждать 16 вопросов новичку в бэкенде?)
DDroll
Коммитить в мастер вообще не стоит, если это не хотфикс, необходимый бизнесу. Откройте для себя практику релизов.
storoj
Это всего лишь репозиторий, зачем так категорично заявлять, что "в мастер не стоит коммитить"? Какая разница как именно попадут изменения в ветку X?
Smerig
Согласен, у каждого может быть свой GIT Flow.