Все же наверняка смотрели последний «Форсаж» и обсудили с друзьями машину, улетевшую в космос? Несмотря на то, что идея кажется бредовой, реальные разработки по созданию летающих автомобилей (пусть пока и не в космос) существуют и даже находят приличное финансирование. Какие проекты есть уже сейчас? Что анализируют в NASA, какие автомобильные концерны и стартапы принимают участие в гонке? Как летающий автотранспорт отразится на экологии, мобильности и безопасности в воздушном пространстве? Читайте в этом материале.
Последние новости
Автомобильные новости этого лета и осени показывают, что будущее, описанное в фантастических фильмах и книгах, уже совсем близко. Air Car — летающий автомобиль, который за две с лишним минуты превращается в небольшой самолёт, — впервые этим летом совершил междугородний перелёт в Словакии.
В начале сентября инженеры из NASA совместно с Joby Aviation протестировали новое воздушное такси. Их цель — собрать информацию о характеристиках транспорта и акустические данные для моделирования будущих концепций воздушного пространства. После анализа результатов испытаний получится выявить пробелы в действующих правилах и политиках Федерального управления гражданской авиации.
Мультикоптер или автолёт?
После новостей можно перейти к теории. Существует несколько видов летающего транспорта. Разберём их по нескольким критериям.
Конструкция
Первый — VTOL (Vertical Take-Off and Landing) — аппараты вертикального взлёта и посадки. Они могут подняться и опуститься вертикально, им не требуется место для разгона, работают за счёт винтов и статичных крыльев. Второй вид — автомобили-самолёты, которые могут передвигаться по городским дорогам, винты и крылья у них обычно появляются автоматически и складываются обратно в корпус, а для подъёма нужен разгон по взлётно-посадочной полосе.
«Топливо»
Существуют модели, которые работают за счёт аккумуляторов — eVTOL, есть те, что работают за счёт бензина, а есть гибридные решения, сочетающие оба варианта.
Управление
Часть созданных устройств может управляться только пилотом с необходимыми правами. Таким, к примеру, является проект PAL-V One, двухместный гибридный автомобиль. Чтобы управлять этим транспортом, компания предлагает уже сейчас пройти обучение у экспертов. По окончании небольшого курса водитель получит права на управление автожиром (Gyroplane Private Pilot License (PPL(G)).
С другой стороны, некоторые представители уже предлагают автономный вариант управления средством. Так, например, поступил CEO компании Volocopter Флориан Ройтер на Авиашоу Ошкош. В самом аппарате присутствует только экран, нет никаких рычагов, панелей с кнопками, только планшет перед глазами.
Количество мест
Также транспорт делится на условно малогабаритный — на одного–двух человек, только для пилота и его пассажира, или может работать как аэротакси и принимать до пяти–шести человек.
Что мультикоптеры, что автомобили с крыльями представляют интерес для многих автоконцернов и корпораций, среди которых Rolls-Royce, Fiat Chrysler, Hyundai, General Motors, Uber и другие. По данным сайта EVTOL, каталог летающих автомобилей уже представляет порядка 500 концепций — это идеи как минимум 288 различных компаний-разработчиков. В период с 2011 по 2020 год около 4,5 миллиарда долларов было инвестировано в изучение именно потенциала eVTOL-самолётов, при этом в 2019 и 2020 годах в среднем ежегодно инвестировалось около 1 миллиарда долларов.
Познакомиться с семью популярными моделями летающих машин можно тут
А что в России?
Российские компании тоже стараются зайти на рынок flying cars. В институте теплофизики Сибирского отделения РАН разрабатывают летающий автомобиль «Циклокар». Он развивает скорость до 250 км/ч и летает на расстояние до 500 км.
По данным Autonews, предполагается, что автомобиль будет полностью электрическим или гибридным. Он рассчитан на шесть пассажиров или 600 кг груза. Среди преимуществ — компактность и низкий уровень шума. Сейчас проводят испытания прототипа, а в ближайшие три года создатели обещают запустить серийное производство.
В прошлом году воронежский стартап Scienex выложил первые изображения транспортного средства Flyter. Среди отличий: отсутствие открытых винтов (они встроены в корпус) и крыльев, форма в виде компактной капсулы, что исключает парусность при порывах ветра. Разработчики считают, что их технология отличается от мировых конкурентов. Его планируют использовать в качестве аэротакси.
Другая российская компания, Hover, зимой представила прототип беспилотного воздушного такси. На его разработку было потрачено 3 миллиона долларов. Аппарат выглядит как скелет, в устройстве используется восемь винтов. В прототипе учтён автопилот, а размеры транспорта позволяют парковаться на стандартных местах для машин.
To fly or not to fly?
Споры о том, стоит ли это того и чем грозит появление летающих машин, не утихают. Участники рынка прогнозируют большие изменения. К примеру, NASA активно развивает Urban Air Mobility (UAM) — это безопасная и эффективная система авиаперевозок, в которой все, от небольших дронов с посылками до авиатакси, работают над городскими пространствами и не только.
Среди преимуществ, которые предлагает развитие воздушного транспорта:
разгрузка транспортного трафика;
мобильность;
экологичное передвижение;
сокращение количества ДТП;
сокращение износа общественного транспорта;
развитие системы доставок;
оперативность экстренных служб: медицинских, пожарных, военных;
-
рост и развитие рабочей силы.
Противников развития летающих автомобилей тоже достаточно. В 2017 году в своём интервью Bloomberg Илон Маск нелестно отозвался об этой идее, по крайней мере для путешествий по городу. Он объясняет, что до тех пор, пока действуют законы физики, любой летающий автомобиль должен будет генерировать большую направленную вниз силу, чтобы не дать ему упасть с неба, что означает ветер и шум для тех, кто находится на земле, не говоря уже о мусоре от земли. Он также упомянул ситуацию, когда безответственный хозяин машины будет виновен в том, что колпак от колеса случайно отрубит кому-то голову.
Среди рисков развития воздушного транспорта можно выделить следующие:
безопасность — этот пункт включает безопасность с нескольких сторон:
люди: никогда не знаешь, кто окажется за рулём. Для некоторых машин нужна лицензия пилота, но краткосрочных курсов может быть недостаточно. Поэтому больше надежд на развитие автономного управления;
угроза птицам и насекомым: дополнительные аппараты в воздухе могут негативно сказаться на животном мире, а значит, косвенно коснуться тех, кто внизу;
кибербезопасность — стандартная проблема большинства технических новинок. Необходимо задуматься, как противостоять хакерам, которые могут взломать систему автопилота, коптеров и так далее;
несовершенство конструкции: машины не идеальны, они ломаются, иногда теряют устойчивость и могут помешать большим воздушным судам.
правовое регулирование: сертификацией новых транспортных средств занимается Европейское агентство по авиабезопасности (EASA). Сертификат типа EASA действителен для Европы, а также принимается на 80% мирового рынка, включая США и Китай. В США за нормативную базу отвечает Федеральное управление гражданской авиации (FAA), но общих правил и инструкций полётов всё ещё нет;
отсутствие инфраструктуры: города ещё не готовы к приёму воздушного транспорта, понадобится больше взлётных площадок, парковочных мест, воздушных портов на крышах зданий;
-
стоимость: помимо дорогого ремонта в случае поломки приобретение транспортного средства будет достаточно дорогим. К примеру, AeroMobil планируется продавать за 1,6 миллиона долларов. Что касается аэротакси, даже при прогнозах стоимости 30–50 долларов за поездку, в реальности придётся долго ждать более доступного прайса. Уже сейчас Volocity предлагает перелёт за 300 долларов — никак не похоже на уровень комфорт+ в такси. Ожидаемо, что первые полёты будут опробованы людьми с высоким достатком.
Заглянем за кулисы
В небольшом видео NASA рассказывает, как создаёт безопасную систему контроля воздушного трафика. Сейчас в работе им помогают бывшие пилоты, и всё для того, чтобы когда-нибудь алгоритмы могли работать самостоятельно, без участия людей. Они управляют транспортом в специально созданных симуляторах.
Исследовательскому центру не хотелось бы, чтобы потоками руководили в директивном порядке — указывали, куда поворачивать и где приземляться. Они верят в независимость участников полёта. Поэтому они собирают базу данных, основанную на полётах дронов и информации с симуляторов. Отдельная команда благодаря этим данным пишет алгоритмы, которые делают контроль трафика более цифровым, автономным.
Прогнозы
Как показывают данные первого исследования EASA, проведённого в этом году, жители ЕС положительно относятся к развитию воздушного транспорта. Опрос показал, что 83% респондентов изначально положительно относятся к UAM (Urban Air Mobility), а 71% готовы опробовать услуги. Сильную поддержку получили случаи с ЧП и медицинской транспортировкой.
Что касается экономики, рынок летающих автомобилей, по прогнозу банка Morgan Stanley, к 2040 году может достигнуть 1,5 триллиона долларов, а по более оптимистичным прогнозам — даже 2,9 триллиона долларов.
Как уже говорили выше, участники ожидают создания автоматизированной транспортной системы с учётом воздушных коридоров. Никаких контрольно-диспетчерских пунктов, только алгоритмы. Помимо доставки грузов дронами первоначально будет развита перевозка пассажиров с пилотом на борту. Общая тенденция сформируется в сторону совместных поездок, то есть аэротакси будут популярнее, чем частный транспорт. В итоге пилотирование уступит дистанционному формату или полноценному автономному управлению.
Рост количества летающих автомобилей приведёт к развитию инфраструктуры: нужны будут посадочные площадки, вертопорты с возможностью зарядить или заменить аккумуляторы, здания могут стать выше. Согласно последним новостям, центры летающих такси планируются в 65 городах от Лондона до Лос-Анджелеса в рамках сотрудничества между инфраструктурной фирмой Urban-Air Port и Hyundai Motor Co. Базы появятся в Великобритании, США, Франции, Германии, Скандинавии, Австралии, Южной Корее и Юго-Восточной Азии. Первый объект в Ковентри должен открыться в начале 2022 года.
Возможно, освобождение пространства внизу позволит сократить пробки и расширить парки. По мнению директора Исследовательского института аэронавтики NASA Паримала Копардекара, к 2045 году произойдёт интеграция зелёных и деловых зон, а также снижение влияния автомобилей на окружающую среду. Главное — дожить бы до этого времени.
Немного кино напоследок
Решили собрать небольшую подборку летающих автомобилей из существующих фильмов. Никаких ДеЛориан, спидеров из ЗВ или транспорта из «Бегущего по лезвию». Только настоящие авто, только хардкор.
Ещё можно посмотреть короткометражку Кевина Смита. Она очень смешная.
Летающие автомобили — будущее, которое нас ждёт. Непонятно, насколько быстро, но без сомнения, оно наступит. Эксперты индустрии, пилоты, урбанисты, простые жители наблюдают за разработками: они могут не соглашаться друг с другом, видеть минусы для привычной жизни, опасность для себя и своих семей, или наоборот, ждать с воодушевлением быстрых поездок до дома в час пик, мобильных экологичных путешествий, комфортных бизнес-командировок. Если чего-то и ожидать, то почему бы не этого.
Комментарии (21)
ramiil
25.11.2021 13:59+3Летающие автомобили - это не то, что нам нужно, и даже не то, что мы "просто можем сделать". Короче, вся проблема в стационароном положении этого транспорта. Для того, что-бы автомобиль, поезд, лодка или корабль, повозка, или любой другой подобный вид транспорта стоял на месте, не нужно тратить энергию. Аэромобиль требует постоянную работу двигателей просто что-бы висеть на месте, а самолёт так и вовсе не способен зависать на месте(зато ему нужно меньше энергии для полёта, потому что он в движении как-бы опирается на поток воздуха).
Во вторых, летающий автомобиль и летающий транспорт как таковой увеличивает требование к водителю - он должен уметь маневрировать не только на плоскости(движение вперед и рысканье, в наземных терминах - поворот налево и направо), а в пространстве(три оси плюс движение вперед). Это сложнее.
В третьих, аэромобиль очень опасен не только для пилота и пассажиров, но и для окружающих. Даже относительно лёгкий аэромобиль с малой крейсерской скоростью можно поднять на большую высоту и набрать скорость в пикировании. И конечно же, найдутся лихачи, которые этим воспользуются. А так же террористы-смертники или просто идиоты. Из-за скорости и принципиальной доступности(по факту, а не по правилам) для полёта всего доступного воздушного пространства, опасность намного выше, чем от автомобиля, от которого довольно легко отгородиться.
Далее, любой лётный транспорт - это многократный запас прочности. Если в вашем автомобиле заглохнет мотор во время движения по улице или шоссе, у вас есть шансы съехать на обочину. То же самое и с рулевым управлением и с тормозами. В случае с аэромобилем, отказ двигателя почти всегда значит падение, и скорее всего, смерть. Учитывая стремление всей мировой промышленности оптимизировать затраты за счёт клиента, получается либо "хорошо, но очень дорого" либо "доступно, но очень опасно".
Часть этих пунктов можно нивелировать, сделав аэромобиль беспилотным, но физику не обманешь.
Gordon01
25.11.2021 14:05+6Типичный инвесторский скам.
Вообще, в целом, летающие автомобили — это решение проблемы, которую никто не просил решать.
Ни один из этих "проектов" не рассказывает как они собираются решить проблему шума из-за которого ни один нормальный город никогда не пустит эту дичь к себе.
Непонятно, чем это может быть лучше малых вертолетов и малой авиации, которые существуют и работают уже сейчас.
Пройдемся по пунктам мошенников:
разгрузка транспортного трафика;
Ложь, так как летающие машины прибавятся, а не заменят обычные. Трафик станет хуже.
мобильность;
Просто случайное слово
экологичное передвижение;
Летающий транспорт потребляет в несколько раз больше энергии, чем самый неэффективный вид — автомобиль
сокращение количества ДТП;
Малая авиация — самая смертельная. Логично предположить, что то же самое будет с летающими машинками
сокращение износа общественного транспорта;
Ложь. Чем больше людей пользуются ОТ, тем лучше и наоборот.
развитие системы доставок;
Но что если придумать распределенную систему малых складов, покрывающих места проживания людей и находящихся на небольшом расстоянии от них? А не, тогда получится обычный город с магазинчиками, не интересно, там никому летающие машинки не продашь.
оперативность экстренных служб: медицинских, пожарных, военных;
Если нет пробок и есть выделенные полосы, проблемы не существует.
рост и развитие рабочей силы.
В офисе разработчика летающих машинок и в странах третьего мира, где рабы их собирают. А вот в городах, где они летают, сразу куча людей (продавцы, водители ОТ, водители такси, локальные службы) станут не нужны.
drWhy
25.11.2021 16:06«Только настоящие авто, только хардкор.»
Вспоминается реальный случай, описанный в журнале «За рулём» — инженер установил на свой автомобиль два твердотопливных бустера для транспортных самолётов и испытал на прямом участке горной дороги. Результат — небольшой кратер в скале в конце участка.В копилкуdasFlug
26.11.2021 03:55История про легковушку с ускорителем от тяжелого самолета - городская легенда. Она родилась в начале 90х в новостной группе usenet как хороший кандидат на Дарвиновскую премию. Ей кстати посвящен самый первый эпизод Разрушителей легенд.
Сам сюжет этой истории еще более старый. На каждом советском военном аэродроме свежему человеку рассказывали подобную. Обычно про прапорщика и велосипед или мотоцикл. И всегда случилось это до прихода рассказчика в часть, но истинная правда. Думаю что и у американских авиаторов подобные байки были в ходу.
Ad_Infinitum
25.11.2021 16:28Сведя все плюсы и минусы, думаю первыми должны начать летать экстренные службы.
Тогда не будет особого перегруза в небе, а плюсы очевидны: скорая, пожарные, полиция будут на месте происшествия в считаные минуты. Спасательные и поисковые операции в труднодоступной местности станут проще.
Gordon01
25.11.2021 19:39+1Тогда не будет особого перегруза в небе, а плюсы очевидны: скорая, пожарные, полиция будут на месте происшествия в считаные минуты.
Для этого уже изобрели выделенные полосы.
Спасательные и поисковые операции в труднодоступной местности станут проще.
Для этого уже изобрели вертолеты.
Ad_Infinitum
26.11.2021 03:37Вы правы, но выделенные полосы не ведут по прямой к месту происшествия, значит все таки есть где выиграть время, а иногда важна каждая минута.
А вертолёты не везде могут приземлится, потому что громоздки. Ну и например вертолёт скорой помощи я слышу раз на несколько недель, а то и месяцев. А автомобиль скорой помощи почти каждый день. Ясно что не все случаи требуют такой скорости, но может к кому-то и опоздали на пару минут чтобы спасти.
Или например видел видео с демонстрацией пожара в макете квартиры 1:1. За 10 минут после возгорания, там уже некого и нечего спасать. А что если пожарный десант прилетит за 5 минут и выведет людей, а потом в догонку приедет уже машина с водой для тушения.
Летающие автомобили обещают быть дешевле вертолета, проще в ремонте и меньше в размерах. Города смогут позволить себе иметь больше летательных аппаратов для служб.
Gordon01
26.11.2021 14:24Вы правы, но выделенные полосы не ведут по прямой к месту происшествия, значит все таки есть где выиграть время, а иногда важна каждая минута.
Зато они проще, надежнее, дешевле, изучены, для них готова инфраструктура, обеспечивающая максимальную эффективность и по ним могут ездить 100% транспорта экстренных служб. При всем при этом, они используются преимущественно только в развитых странах западной Европы.
Каким образом добавление летающих автомобилей в уравнение позволит отсталым городам решить проблемы эффективности работы экстренных служб? Им бы разметку научиться на асфальте рисовать в начале, да книги транспортных инженеров из прошлого века.
А вертолёты не везде могут приземлится, потому что громоздки.
Небольшие вертолеты даже меньше какого-нибудь типичного SUV.
Летающим автомобилям также понадобится наземная инфраструктура, те же посадочные площадки, с которых на "обычную" дорогу еще выехать надо и доехать до точки назначения. А там бордовое и 9 баллов, 400 метров едем 10 минут.
RieSet
25.11.2021 18:08Мне кажется, что пандемия показала отсутсвие необходимости перемещать мешки с костями куда либо на регулярной основе, да еще и с повышенной стоимостью и риском.
Я бы делал ставку на технологии цифрового присутствия или эмуляцию присутствия через роботов / аватаров
К примеру:
- небольшие локальные станции роботов / дронов для быстрого оказания экстренной, первой помощи
- наборы позволяющие снять показания пациента неподготовленными людьми и в реалтайме получать указания врача что делать до прибытия скоройОборудовать современное здание такими системами присутствия / помощи дешевле и быстрее чем развивать летающее такси и создавать инфраструктуру для физического перемещения тел.
У нас уже все есть для цифрового телепортирования с копеечной стоимостью одного перемещения
Ad_Infinitum
26.11.2021 03:46Согласен с вами. Выгода здесь огромна и без сомнения это направление надо развивать, но дрон который бы побыстрей забрал пострадавший мешок с костями в больницу, тоже бы пригодился иногда.
RieSet
26.11.2021 03:51Может быть.
Но взлетная площадка у каждого дома рядом с местом для пожарной машины?
Тогда уж к скорой надо винты приделать, пробки перелетать :)
toivo61
26.11.2021 10:26В Австралии, вроде, получилось...
RieSet
26.11.2021 13:17+1Речь про это https://habr.com/ru/post/406421/ ?
Каждая крупная ферма Австралии обязана иметь взлётно-посадочную полосу для лёгких самолётов RFDS, и эта полоса должна поддерживаться в отличном состоянии. Иногда фермеры с вертолётами забирают пациента до дороги, на которую садится самолёт RFDS — в этой ситуации доктор по УКВ-радио сообщает всем внизу, что ему нужна дорога. Одна машина перекрывает дорогу в начале импровизированной взлётно-посадочной полосы, вторая — в конце. Самолёт приземляется, забирает пациента и уходит в госпиталь за 1000-2000 километров.
drWhy
26.11.2021 13:52На материке c минимальной плотностью населения и убийственной фауной, к тому же практически не ограничивающим воздушные трассы рельефом — высочайшая точка 2228 м, сухим предсказуемым климатом и отсутствием зон ограничения полётов по большей части материка воздушный транспорт не просто здравый, а наверно единственный выбор.
Ad_Infinitum
26.11.2021 14:02Так вроде некоторые из прототипов летающих автомобилей уже сейчас размером с обычный автомобиль, допустим пускай даже 2. Можно на парковку или на газон сесть у дома.
В фильме "Особое мнение" продемонстрировали ещё идею сбрасывать спецназ на канатах с летающих дронов на небольшой высоте. В нашем случае если уж не докторов то по крайней мере пожарный десант можно так спускать.
mattroskin
25.11.2021 18:53Очень интересно, но это все фантастика. Сейчас даже дроны килограмовые мало где можно легально запускать, а уж подобные штуки - только в специально отведенных местах в пустыне.
bm13kk
Короткоментражка делает эту статью полезной.