Бывает, что энтузиасты воссоздают старые музыкальные инструменты по описаниям в книгах, изображениям на фресках, найденным во время раскопок деталям. Но некоторые собирают уникальные муз. девайсы с нуля и передают наработки в open source. Сегодня расскажем о таких проектах — девайсе, объединившем черты траутониума и континуума, «карманном» органе и кастомном launchpad’е.
Инструмент — три в одном
Команда инженеров-энтузиастов из Швейцарии разработала гаджет, сочетающий особенности терменвокса, траутониума и континуума. Устройство назвали Chimaera. Во время игры музыкант перемещает пальцы со специальными кольцами — в них встроены магниты — вдоль датчиков. Увеличивая или уменьшая расстояние до деки, можно менять высоту и громкость звука. Этот процесс выглядит так:
Инструмент также способен имитировать драм-машину, электрогитару и даже пианино. Основу Chimaera составляют сто шестьдесят датчиков Холла, которые измеряют величину магнитного поля. Они выстроены в одну линию на расстоянии пяти миллиметров друг от друга. Так, поле от магнита на пальце музыканта воздействует сразу на несколько сенсоров, что делает звучание многогранным.
Процессор преобразует аналоговый сигнал в цифровую последовательность, которая поступает на компьютер или другую акустическую систему. Передача данных идет по протоколу Open Sound Control через UDP и TCP. Также Chimaera состоит из двух печатных плат и опционального деревянного кейса. Все компоненты открыты: схемы имеют лицензию CERN OHL v.1.2, а код прошивки — Artistic License 2.0 [за исключением нескольких скриптов — у них Zlib]. Авторы говорят, что для сборки Chimaera достаточно базовых навыков в пайке SMD — инструкции есть тут.
«Карманный» орган
В то время как Chimaera похож на достаточно экзотические инструменты, Pocket Organ объединяет звучание пианино, гитары, барабанов и органа в компактном форм-факторе. Он представляет собой контроллер размером со смартфон. На правой стороне устройства расположились нотные клавиши, а на левой — кнопки громкости, управления тональностью и генерации лупов. Есть и небольшой OLED-дисплей с сервисной информацией. Оценить систему можно в этих видео на Facebook.
Проект пережил целых семнадцать итераций. Сперва разработчик — музыкант Томас Темпи — использовал обыкновенные силиконовые клавиши. Однако так и не сумел добиться четкой реакции на силу нажатия и перешел на емкостные сенсоры.
Автор мини-системы выложил в открытый доступ инструкции по её сборке, заготовки для 3D-принтера и схему печатной платы. Но большинство необходимых компонентов имеет корпуса QFN и 0402. Их не очень удобно паять в домашних условиях.
Digital Warrior
Еще один open source инструмент, на который стоит обратить внимание, — это MIDI-контроллер Digital Warrior. Его автор — композитор из Берлина — вдохновлялся такими системами, как Ableton Push и NI Maschine.
Устройство представляет собой стальную прямоугольную коробочку. С внешней стороны установлены шестнадцать светящихся клавиш и четыре энкодера. Все они позволяют управлять акустическим семплами [в том числе 64 встроенными].
Что интересно, у Digital Warrior был предшественник — Digital Warrior MK1. По сравнению с ним у текущей версии есть несколько улучшений. Она имеет Jack 3.5 и специальные контакты для подключения к пинам основной микросхемы. С их помощью можно кастомизировать контроллер.
Код прошивки разработчик выложил на GitHub. На сайте автора также есть схемы и пошаговая инструкция с фото для сборки собственной версии «цифрового воина». Хотя некоторые пользователи отмечают, что руководство не исчерпывающее.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
Новые музыкальные инструменты — кто их делает и кто на них играет
-
DIY-музыка — проекты, которые помогут погрузиться в тему
P.S. Наша новогодняя распродажа — сотни товаров из разнообразных категорий со скидками до 60%. Плюс — идеи для подарков и тематические хиты.
Комментарии (22)
pkashtanov
19.12.2021 02:05Спасибо за хорошую статью. Эх, хочу сам электронный саксофон сварганить, все времени нет.
michael108
19.12.2021 15:21Не совсем понятно — в карманном органе используется программный синтез звука или спец микросхема синтезатора?
GospodinKolhoznik
Chimaera прям интересный инструмент. Терменвокс в теории обладал огромным потенциалом, но очень сложен в освоении, за все время так и не появилось ни одного музыканта умеющего на нем играть. Chimaera выглядит как будто немного проще, но наверняка всё ещё очень сложно. Быть может однажды появится виртуоз, который освоит химеру и покажет миру как она может звучать. Поясню свою мысль - да на видео показано, как она звучит в руках создателя, но это все равно, что судить о звучании например виолончели не по игре профессионалов, а по тому, как на ней играет человек на 3й день обучения.
uvelichitel
На видео этой Chimaera у исполнителя два всего кольца -- на левой и правой руке. А традиционный гитарист при игре может использует все пальцы обеих рук, то есть 10. У традиционного гитариста, стало быть, разнообразие управляющего воздействия существенно выше. Что даёт ему возможность создавать более сложные композиции. https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_необходимого_разнообразия
Daddy_Cool
Электрогитаристы играют по сути одним «пальцем» правой руки — медиатором, а Джанго играл к тому же и только двумя пальцами левой (не от хорошей жизни конечно). www.youtube.com/watch?v=PQhTpgicdx4 С. Маврин играет аналогично.
В классике — четыре пальца левой, четыре правой.
Пианисты самые продвинутые в этом смысле.
А вот флейтисты, вокалисты… вообще «однострочники». Музыка она в голове.
Впрочем статистически вы видимо правы — ведь фортепиано захватило мир классической музыки.
Refridgerator
Вы забыли «дворовой» стиль игры на гитаре — боем, и его обобщения, где можно ещё ритм на деке отстукивать) Плюс отдельный момент — это возможность контролировать громкость отдельно взятой ноты и различные варианты её глушения.
Daddy_Cool
Сейчас посчитаем. Четыре пальца левой + два правой для «боя». Вполне кстати способ. Я играл-играл классику, а по подъездному — не умел. ))) Потом девушка из параллельного класса научила, а она училась играть как раз в подъезде.
regamad
https://youtu.be/bKGIYNNyYRk
Daddy_Cool
Да, лихо. Меня скорее удивляет, что этот способ игры еще не очень популярен.
Refridgerator
Потому что это очень сложно и требует умения играть на фортепиано. Я посмотрел другие ролики этого человека — они не менее круты и академическое образование хорошо видно.
Daddy_Cool
Возможно дело в том, что гитара распространена в первую очередь в эстрадной музыке — а там такая сложность (я имею ввиду, что можно реализовать полноценное двухголосье) избыточна. Те же клавиши в эстраде занимают достаточно скромное место. А в классике нужны акустические инструменты, а этот двуручный тэппинг не будет звучать без усиления.
Пианино кстати достаточно простой инструмент на начальном этапе. По сравнению с гитарой и скрипкой. Ну или сложность другого рода — там меньше возможностей управления звуком, соответственно меньше возможностей накосячить. Игра новичка на пианино звучит нормально, на гитаре — терпимо, на скрипке — ужасно.
Refridgerator
Ну а я вот клавишные не осилил) Зато совмещать игру боем с голосоведением в классическом стиле оказалось не так уж и сложно. Чисто классическая гитара, особенно с нейлоновыми струнами, слушателей из моего окружения не привлекает. И тот же Бах, сыгранный на электрогитаре, звучит интереснее, чем на классике. Ну а эхо на комбике вполне эффективно маскирует косяки исполнения.
Daddy_Cool
Новомодный фингерстайл?
Это просто разное. Чтобы было интересно нужно восприятие нюансов. Классики в этом смысле плохо воспринимают и электро и даже просто металлические струны. Ну и наоборот очевидно работает.
Я поиграл на электро с перегрузом… понял, что главное — попасть по струнам, а дальше примочки всё за тебя сделают. )))
Daddy_Cool
На терменвоксе вроде играют.
www.youtube.com/watch?v=figB0COyi4U
www.youtube.com/watch?v=MKzQMsNp2PY
dydyman
В копилку.
GospodinKolhoznik
Ой, был неправ - умеют.
Просто я несколько лет назад видел передачу посвященную терменвоксу, там в студию приходили мастера игры на нём, так вот они когда демонстрировали инструмент прямо лажали, чувствовалось, что в ноты немного не попадают. Я тогда решил, что ну раз уж эти мастера не могут в ноты попасть, то наверное никто не может. А в этих двух видео люди играют классно.
nochkin
Кстати, на первом видео это внук изобретателя.
nochkin
Какой критерий "музыканта, умеющего играть на терменвоксе"? Вроде достаточно много народа умеет играть.
GospodinKolhoznik
Да, я уже понял, что есть хорошие исполнители. Это я просто видел плохих, и решил что хороших не существует.
nochkin
Буквально этим летом я был особенно впечатлён когда смог даже вживую послушать одного из таких. Очень здорово когда это прямо перед тобой происходит.