Вместо введения
Я опробовал на себе все рассмотренные методы запоминания информации, но мне больше всего помогли сетка знаний, заинтересованность в объекте запоминания, дворец памяти и система Лейтнера. Но все люди разные, так что не стоит думать, что вышеобозначенные методы лучше остальных.
Статья является выжимкой моих знаний, как теоретических, так и практических, о запоминании. Примерно два с половиной года тому назад я задался целью научиться запоминать быстрее. В итоге я пишу эту статью, чтобы поделиться опытом и дать некоторые теоретические знания в одном месте, которые обычно даются разрозненно.
Что ты получишь?
Из этой статьи ты узнаешь способы запоминания информации. В ней будут рассмотрены плюсы и минусы различных методов, а в заключении мы, как это ни удивительно, подведём итоги.
Зачем быстро запоминать?
В современном мире стало очень легко учиться. Теперь не обязательно ходить в институт, чтобы получить профессию, чего уж говорить о более простых вещах? Новый рецепт салата, как кататься на коньках или же основы языка жестов – всё это стало легко найти в интернете. Это сильно меняет жизнь людей. В наши дни важно понимать что важно, а что вторично, но, даже проведя такой отбор информации, остаётся очень много важных сведений. А ведь интернет не единственный источник знаний, есть ещё школы, университеты, библиотеки. Так что проблема запоминания становится острой темой.
Подопытный Сергей
Допустим, у нас есть Серёжа. Он, как и все в детском саду № 24 его одногруппники и одна одногруппница, изучает язык программирования python, а к концу года ещё и должен показать курсовую работу с работающим чат-ботом. До срока сдачи курсовых остаётся месяц и вот Сергей вспоминает, что учится в институте и что ему тоже надо делать курсовую. Как говорится, учение – свет, а неученье – армия тьма, так что наш персонаж замотивирован не быть отчисленным. Учился он не очень прилежно, так что знаний у него почти нет. Теперь ему придётся выучить огромный объём информации за короткий срок.
На самом деле, развитый навык запоминания пригодится и вполне себе серьёзным людям в самых обыкновенных ситуациях. например, JavaScript программисту при освоении очередного фреймворка, начинающему бизнесмену при изучении налогового кодекса, Александру Македонскому при подготовке похода в Персию, чтобы запомнить имена всех своих солдат, старшекласснику при подготовке выступления перед классом о принципе работы трансформатора.
А дальше что?
Ну, вот мы разобрались, что умение запоминать быстрее пригодится для достижения жизненных целей, сэкономит время, да и вообще полезный навык, а дальше что? Теперь, когда наши цели ясны, найдём способы запоминать быстрее и поможем Сергею выпутаться из непростой ситуации, в которую загнала его лень.
Заинтересованность и первичные знания
Тот пункт, без которого остальные будут плохо работать. Это основа основ. Так что постарайся быть заинтересованным и иметь первичную сетку знаний (сетка знаний помогает запоминать только при изучении нового). Если человек не заинтересован, то и результат будет посредственным - тут всё ясно. Несколько интереснее дело обстоит с сеткой знаний.
Когда-то давно я прочитал книгу Павла Палагина «Скорочтение на практике», оттуда я почерпнул концепцию сетки знаний. Представим знания в виде падающих объектов. Мелкие объекты будут нюансами, владение которыми делает из человека профессионала своего дела, а крупные – базовыми знаниями. Наша сетка, постепенно становясь мельче, должна задержать объекты. И чем больше объектов задержано, тем эффективнее мы учимся. Суть в том, что изначально у нас почти нет сведений об изучаемом предмете и наша сетка практически ничего не задерживает. Нам нужно сделать её мельче для более эффективного обучения. В этом могут пригодиться как общие знания (возможно даже из совершенно другой области), так и базовые знания об изучаемом предмете.
Так что рекомендация из этого раздела следующая: сначала нужно стать заинтересованным в изучении чего-то, нужно замотивировать себя, затем нужно получить базовые знания по этой теме. Это обеспечит более быстрый дальнейший рост.
Вариативная часть
Так мы плавно переходим к самим методам запоминания. Их можно объединять, а можно пользоваться только одним из перечисленных. Тут важно помнить, что главную роль играет качество владения методом, а не количество применяемых методов.
Ассоциации и образы
Первый способ – ассоциации. Суть метода в том, чтобы связать новые знания с уже имеющимися с помощью образов.
Сергею нужно запомнить синтаксис асинхронных функций. Он уже знает синтаксис обычных функций, так что ему нужно связать эти два понятия и заменить return на await. Осталось подкрепить это образом и лучше необычным. Он идёт в гугл переводчик и узнаёт, что await переводится на русский как ждите. Так ему приходит в голову дядя регулировщик, который показывает жестом ждать, пока другие процессы в виде машин проезжают по перекрёстку.
Метод истории
Этот метод поможет запомнить последовательность объектов. Всего лишь нужно воспользоваться тем фактом, что мозг лучше запоминает истории и скрепить несколько объектов одной историей. Лучше, если история будет красочной.
Серёжа решает таким образом запомнить план прототипа своей программы. План простой:
В файле main создать и запустить бота, если главный файл запущен, а не импортирован
Вынести все повторяющиеся части в файл config
В файле handlers написать функцию с использованием нейронных сетей, которая будет отвечать на любой текст пользователя своим связным текстом
Ничего лучше, чем просто представить, как он всё это последовательно делает, Серый не придумал, но и так сойдёт. Свою историю он немного приукрасил деталями разработки и так запомнил план прототипа программы.
Структурирование
Если бы у нашего героя не получилась история, то он непременно бы обратился к этому методу. Да, иногда с историями не прокатывает. Бывают не творческие люди, плохое настроение и так далее. Допустим, мы не смогли придумать историю. Что делать в таком случае? – структурировать объекты.
Суть метода в том, чтобы разбить на группы запоминаемые элементы. Например нам нужно в Ашан. Запомним список покупок:
стиральный порошок
яйца
колбаса
тесто
мочалка
яблоки
мыло
скалка
гель для душа
Структурируем его и получим:
яйца, тесто, яблоки, скалка – для яблочного пирога
стиральный порошок, гель для душа, мочалка, мыло – в ванну
колбаса – завтрак
Такое запомнить уже гораздо легче.
Тезисный конспект
Тот факт, что мозгу нужно напомнить информацию и он её дальше вспоминает сам мы можем использовать нам на благо. Всего-навсего составлять тезисный конспект статьи (лекции, книги, видеоурока, нужное подставить) на листочке или в заметках в телефоне. Например, тезисный конспект этой статьи может выглядеть следующим образом:
Сетка знаний
Ассоциации
Истории
Структурирование
Тезисный конспект
Мнемотехники
Дворец памяти
Система Лейтнера
Остальное мозг вспомнит сам, если ты вообще пытался это запомнить.
Мнемотехники
По моему мнению, самый неоднозначный вариант из всех мною рассматриваемых здесь. С одной стороны, эффективность и простота, с другой – а попробуй сам придумать что-то похожее на Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. На такое однозначно уйдёт много времени.
Суть в том, что из-за рифмы легко запомнить некоторую последовательность слов, из которой, следуя простому правилу, восстанавливается исходная. Вот только не все из нас поэты.
Дворец памяти или метод Цицерона
Представим себе хорошо известное помещение, например, свою школу. Мысленно пройдёмся по всем кабинетам, вписывая образы запоминаемого в окружающую обстановку. Через некоторое время можно будет мысленно пройтись в том же порядке по той же школе, внимательно разглядывая всё вокруг. Так мы вспомним всё, что запоминали. Только что мы воспользовались дворцом памяти.
Метод Цицерона – тот же дворец памяти, но в масштабе комнаты. Вместо помещения представляем себе некоторое хорошо известное помещение и размещаем необходимые образы там в некотором порядке, чаще всего это делается по или против часовой стрелки.
Карточки и система Лейтнера
В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз открыл кривую забывания или кривую Эббингауза, согласно которой спустя неделю после изучения некоторой информации в памяти человека остаётся лишь десятая часть от изученного. Для лучшего понимания проблемы ниже приведён график.
Кривая забывания – явление неизбежное и не важно, пользуемся мы дворцом памяти или мнемотехниками.
Как выяснилось, бороться с негативным влиянием этой кривой на память эффективнее всего с помощью интервальных повторений. В 70-х годах 20 века немецкий учёный и журналист Себастьян Лейтнер предложил самый удобный способ интервальных повторений, который используется до сих пор – систему Лейтнера, более известную как метод карточек или карточки Лейтнера.
Сергей твёрдо решил запомнить, что await – ждите, чтобы его ассоциация лучше работала. Пользуясь этим методом, он вырезал себе карточку произвольного размера и на одной её стороне написал await, а на другой – ждите. Через определённое время вернулся к карточке и повторил. Структурируем процесс:
Вырезать карточку, произвольного размера из произвольного материала, на котором можно писать
С одной стороны написать первую часть понятия
С другой - вторую часть понятия
-
Повторить через следующие промежутки времени:
5 минут
20 минут
1 час
5 часов
1 день
7 дней
Но это в общих чертах. Теперь некоторые нюансы для большей эффективности применения.
Если у тебя имеется несколько карточек, с которыми ты работаешь, то можно их повторять все подряд, а можно те, что хуже запоминаются, отложить в другую группу, чтобы отдельно повторить. Тут всё на твоё усмотрение.
Лучше всего концентрироваться на одной теме за раз, чтобы знания не перемешивались, впрочем, это касается не только карточек.
Стоит просматривать карточку не один раз, а два или три, так информация быстрее откладывается в памяти и её проще оттуда достать.
Заключение
Все приведённые способы запоминания можно использовать в связке, можно пользоваться только некоторыми, как Сергей, можно выбрать любимчика и довести его до совершенства. Всегда есть выбор, но никогда не стоит забывать о кривой Эббингауза и заинтересованности запомнить конкретную информацию.
Надеюсь, данная статья дала тебе всё необходимое для того, чтобы начать запоминать информацию быстрее.
@EasyRememberBot — бот в telegram, который делает систему Лейтнера проще и мобильнее, а твои повторения информации с её помощью – более частыми.
Комментарии (4)
PANDor
07.01.2022 23:01+3Кроме "запоминания", есть еще не более важное "понимание". Как бы мы хорошо не запомнили какие-то тезисы или большие тексты, они без применения и глубого понимания рано или поздно забудутся. А вот то что мы понимаем или используем, остается с нами на очень долгое время (как езда на велосипеде).
Мой метод быстрого понимания путем комбинации методов описанных в статье: Конспект (краткий пересказ материала) → Структура (основные объекты и субъекты материала) → Схема взаимодействий (история, действия). Ну а дальше составить карту вопросов и ответов к материалу и несколько раз, через материалы спрашивать себя. Еще лучше, попытаться кого-то новым знаниям обучить.
PS: Хотелось бы еще статью про методы "скоростного понимания" в андрогогике.
cepera_ang
Ctrl-F -> Anki -> Not found -> минус. (шутка)
А если серьезно, то странно читать в статье 2022 года про кривую Эббингауза и систему Лейтнера и ни единого упоминания про Anki или SuperMemo. Как будто прогресс остановился на бумажных карточках, повторяемых по фиксированному интервалу.
Andruh
А вот кроме Anki появилось что-нибудь? Я просто пробовал лет 8-9 назад, там было всё как-то убого и не user-friendly. Хотя уже тогда это было главным синонимом метода интервального повторения. Есть ли аналоги с каким-то богатым функционалом определения знаний, а не только вопрос-ответ? При этом информацию приходится копировать, если источники знаний находятся где-то вовне. Например, некоторые знания в PIM (personal information manager) хочется загнать в интервальное повторение. Насколько я помню, тогда не было другого решения кроме как копировать, что очень неудобно и неправильно.
Кстати, гибридная программа PIM + интервальное повторение мне тоже не нравится (смотрел Obsidian - там всё совершенно никак, ещё хуже чем в Anki много лет назад). Всё-таки программа для персонального повторения должна быть одна и уметь содержать информацию как собственную, так и по ссылкам на разнообразные внешиние источники.
cepera_ang
С точки зрения самой механики интервального повторения лучше Анки особо ничего и нет, а с учётом доступности на всех платформах + синхронизация и плагины от комьюнити, то и вообще ничего лучше. Спартанский интерфейс, но и функциональность от него требуется небольшая — заводить карточки, вопрос-ответ, управлять расписанием. Самые большие пользователи — студенты-медики, там вообще жуть, колоды под сотню тысяч вопросов, тысячи карточек в день и т.д. На втором месте наверное учащиеся азиатским языкам и где-то далеко в конце всякие программисты/инженеры, готовящиеся к CCIE.
Такого, чтобы и управление знаниями и интервальное повторение, имхо, нет, чтобы была прям солидная методика работы, всё разрозненно. Энди Матушак пытается этот вопрос проработать и пилит заметки на тему и инструменты для авторов контента, чтобы сразу встраивать повторение в процесс изучения материала, см. https://quantum.country/
Вообще, что хранить в системе SRS — вопрос сложный, это же как кеш для процессора, туда нужно помещать только реально оперативную информацию, поиск которой даже секунд 10 будет слишком долгим, PIM — это кеш-второго уровня или оперативка, где за секунд за 30 нужно находить информацию, а для остального есть гугл и там за десять минут можно найти всё, что угодно по области в которой ты имеешь представление как искать и за пару часов составить представление о новой.