Я люблю 1С. Возможно, больше всего за то, что самое лучшее она оставляет партнёрам и пользователям. Без иронии.

Что написано в назначении любой конфигурации? Если кратко, то две вещи: учёт и управление. Учёт в 1С давно и хорошо сделан. Всегда можно сделать лучше, но эту волшебную фразу можно применить к чему угодно, кроме игры «Сапёр». А управление?

Все классики и новаторы говорят, что основа управления – планирование. Неважно, жёсткое и формальное, гибкое и «человеческое», скользящее или железобетонное, но планирование есть всегда. В жизни есть. Даже если план никуда не записан, он всегда есть. Может по-разному называться, но это план.

И все руководители этого мира (кроме тех, кого вот-вот выгонят за профнепригодность) занимаются, в первую очередь, управлением. Которое, если утрированно упростить, заключается в выполнении плана. Ну и любимых всеми «корректирующих действиях», призванных «направить сигнал по цепи обратной связи», чтобы «изменить поведение системы». Для того, чтобы система план выполнила.

Нет плана – нет управления. В жизни и план, и управление – есть. В 1С управления нет. Потому что плана нет. Потому что системы планирования во всех конфигурациях 1С нельзя просто взять и использовать – обязательно нужна кастомизация. Это нормально и понятно – нельзя за разумные деньги изготовить систему планирования, которая устроит всех. А неразумные деньги есть только у Илона Маска.

Вот и оставляет 1С эту тему партнёрам – дорабатывайте на месте, чтобы у клиента появилось планирование и, следовательно, управление. Чтобы было, как в буклете написано: учёт и управление.

А партнёры далеко не всегда могут это сделать. Потому что привыкли больше полагаться на 1С и конфигурацию, чем на собственные знания и навыки. Чтобы посчитать себестоимость, надо сделать вот это, это и вон то. Если что-то не получается – спросить у коллег или разработчиков. Всё, алгоритм простой.

А про планирование спросить не у кого. В 1С не знают – партнёрам же отдали тему. Партнёры не знают, потому что не умеют осваивать незнакомые области знаний за свой счёт. Читать книги партнёрам запрещает религия. Приглашать консультантов со стороны или посещать тематические обучения можно, только стоимость не превысит 1 тысячу рублей – это месячный бюджет франча на развитие. И на эти деньги надо ещё коврик под дверь купить.

Остаётся спрашивать у клиента. Один из сотни может объяснить, что такое планирование в его случае. Не сразу, а лет через 5-10 после эксплуатации системы. Поэтому нормальные, работающие системы планирования, да чтоб на 1С, появляются очень редко. Пусть будет 1%.

Делим пополам – останутся те, кто от планирования сумел к управлению перейти. Ужас, осталось 0.5%.

Теперь переворачиваем стакан и обнаруживаем совершенно противоположную, радостную картину: 99% клиентов сидят и ждут, чтобы кто-то пришёл и сделал им планирование. Просто представьте себе размер рынка, количество предприятий нужного вам сектора, и алчно улыбнитесь: они все ждут решения одной-единственной задачи. Не от 1С, а от вас, партнёры и программисты. Больше некому.

Вся грязная работа там уже сделана. Учёт ведётся, месяц закрывается, зарплата считается, отчётность отправляется, синхронизация выполняется, эмуляторы удалены. Тёплый, сладкий, вкусный клиент с простой задачей, решения которой он ждал изначально.

Ну разве не прелесть? Огромный рынок, созданный 1С. Как её можно после этого не любить?

Комментарии (23)


  1. ComodoHacker
    12.01.2022 19:24
    +1

    Есть примеры из категории "1%"?

    У кого они спрашивали?


  1. z0ic
    12.01.2022 20:13
    -10

    Давненько я не встречал 1C на практике, многие перешли на собственные решения. Всю бухгалетрию среднестатистического предприятия можно уложить в пару js скриптов, плюс красивая SVG графика и вывод в PDF. Это я уже не говорю про обновление информации в реальном времени, GraphQL и другие полезные фишки.


    1. Naf2000
      12.01.2022 20:43
      +20

      Одна беда - 1С уже давно как не только бухгалтерия. Ну и про пару скриптов так толсто, что даже тонко.


    1. DMGarikk
      12.01.2022 20:56
      +18

      Всю бухгалетрию среднестатистического предприятия можно уложить в пару js скриптов

      слабо написать учет зарплаты в паре js скриптов?
      а учет НДС и НП?

      бухгалтерия, это не купил-продал, вывел дивиденты, там от одного только расчета авансовых курсовых разниц и НДС от него, если у вас валюта фигурирует, крышу снесет даже специализированной системе (видели рублевые суммы с 5 цифрами после запятой? а я так делал чтобы цифры сходились… а какой нормальный человек задумается, что это за сумма в 1,12034 рублей? давайте покажите пару строчек js кода с такой бухгалтерией, посмеемся)
      даже всякие пальцатые SAP зачастую выгружают данные в 1С и там делают расчеты налогов


      1. Kyrych
        13.01.2022 09:16

        Вы уж простите, но налоги не самая сложная область с точки зрения математики и алгоритмов. Впрочем бывает и проще, но всё же кто хоть раз кванты сдавал НДС не испугается :)


        1. DMGarikk
          13.01.2022 11:38
          +1

          но налоги не самая сложная область с точки зрения математики и алгоритмов.

          не сложная конечно, там везде плюс минус разделить

          только если вспомнить что там еще есть такая штука как разные периоды действия разных правил расчетов, всё становится гораздо интереснее
          допустим есть 3 месяца, в 1 месяце налог считается одним способом, во второй другим в третий третьим, вам аванс заплатили в 1 месяце, товар поставили во втором, а потом вернули в третьем… а теперь посчитайте налог простым алгоритмом


        1. 1099511627776
          13.01.2022 12:36

          >кванты сдавал НДС не испугается

          Ну за нездачу квантов светит минимум пересдача, максимум - взятка преподу

          А вот за несдачу НДС прилетит как минимум со стороны государства да в таком объеме что никаких квантов не хватит расчитаться


      1. nirom
        13.01.2022 11:27

        Насколько я, как 1с-ник помню, в js даже decimal не поддерживает, т.е. 0.1 + 0.2 != 0.3

        Веселая бухгалтерия будет.

         


    1. heiheshang
      13.01.2022 10:16
      +1

      Как вы оптимистично, а отчеты вы так же бодренько будите ваять и формы печатные документов, а методичиским указаниям минфина, налоговой как будите отслеживать ?


  1. sap058
    12.01.2022 20:36

    Как действующий финдир подтверждаю вышесказанное, есть учёт, планирование отсутствует.

    Поэтому приходится привлекать Эксель на помощь

    На рынке правда есть Бит финанс, слышал что работает, сам пока раздумываю о его внедрении. И жаль, что 1С об этом сама не думает.


    1. DMGarikk
      12.01.2022 21:00

      И жаль, что 1С об этом сама не думает.

      она не особо хорошо и думает, там где думает… ихние конфы уже давно превратились в таких адских монстров что лучше уж бы такого не было


    1. appolitgad
      14.01.2022 12:30

      Работаем на БИТ'е. Очень не однозначная штука. Массивная и запутанная. Если в организации есть понятие как "проект", БИТ слаб. Управление проектами лучше, но плохо стыкуется с бухгалтерией. УП рассматривали для себя, но в силу взаимодействия с БУ "онлайн" отказались. К сожалению аналогов на рынке нет.


  1. panvartan
    12.01.2022 20:45
    +2

    Планирование - это философский камень современной экономики - удачи в поисках.


    1. vya
      14.01.2022 02:01

      Если прекратить гадать и вернуть рыночные отношения в b2c, то найдётся.


  1. mSnus
    13.01.2022 03:47
    +2

    Так если 1С не решает задачу планирования, может, стоит оставить её только для учёта, а планирование решать другими инструментами?)


    1. appolitgad
      14.01.2022 12:32

      План-факт собирать потом долго. Бухгалтерский и Управленческий учёт в таком случае плохо "гармонизуется".


  1. JavaED
    13.01.2022 04:54
    +2

    Заголовок не соответствует содержанию, этому рынку уже более 20 лет и он известен всем причастным к учёту.


  1. AzIdeaL
    13.01.2022 08:29
    +1

    Спасибо! Без прекрас и затей, респект!

    Тонкий намёк на толстые обстоятельства: у Вас нет 1С:ERP?!

    Тогда... Тогдда-ааа... ТОГДА МЫ ИДЁМм Квамм!!!)))


  1. nirom
    13.01.2022 09:00
    +1

    Если брать такие конфигурации как ЗУП и, в меньшей степени, БП - то да, для партнеско-франчайзиноговой сети это рай: фактически они получают ежемесячный доход в виде ИТС и не парятся.

    Но если взять такие конфигурации как УТ11, КА2 и недай бог ERP, то тут франчи смело берутся, но быстро садятся в лужу: максимум что могут сделать - загрузить кое-как данные, и то длится это будет не меньше года, сменится 5-6 исполнителей, ну и нервотрепку вы поимеете соответствующую.

    Жаль, в итоге получается, что франчайзи могут себе позволить гнобить и персонал, и клиентов. Причина, наверное, - неконкурентый рынок и только поэтому пасхальный.


    1. DMGarikk
      13.01.2022 12:19

      справедливости ради, если вы любую систему уровня ERP будете внедрять, это превратится в адскую нервотрепку, причин тут много, начиная от некомпетентности внедренцев (учитывая дефицит персонала как и во всей отрасли) так и некомпетенции тех кому это всё внедряют


  1. Crazyvlad
    13.01.2022 09:38

    Чтобы правильно планировать, нужно правильно поставить цели. А аналитиков на всех не хватит - и эта проблема не решаема.


    1. LARII
      13.01.2022 10:15

      Чтобы правильно планировать, нужно планировать по правилам. А вот с правилами как раз и проблема. Есть правила основанные на классических методах: балансовом, расчетно-аналитическом, экономико-математическом, графоаналитическом, программно-целевом и "велосипедах".

      Но не один из них не учитывает многомировую квантовую интерпретацию Эверетта.


  1. Fragster
    13.01.2022 17:50

    Ну, планирование планированию рознь. Например планирование производства и закупок по методу "буфер-барабан-веревка" - есть. Отслеживание устаревания производимой продукции и планирования упреждающей её адаптации под новые реалии - нет.