image

Вот вы имеете матрицу заинтересованных сторон, списки влиятельных противников и ярых защитников. Имеете понимание, кем и кого нейтрализовать в случае чего. Вы прячете эту матрицу от глаз и надеетесь, что ею воспользоваться не придётся: «как-то пронесёт». Но вот представьте, приходит та самая ситуация, когда этим пониманием надо воспользоваться.

Если вы внешний менеджер проекта то, в принципе, вы вольны поступать по ситуации так, как будет лучше для проекта, не считаясь ни с кем. Не обращаете внимание на чины и имена.
Но если ы внутренний, то вам надо быть аккуратнее. Ведь вам после проекта, возможно, ещё работать в этой организации. Ещё одним фильтром для вас должен стать ваш персональный комфорт работы в организации.

Идеально, если вы сможете начать нейтрализацию влиятельных противников так, чтобы вы персонально при этом для них никак не «засветились». Дайте информацию помимо прочего Спонсору, чтобы он сам пошел «на разборки». Забросьте ему удочку через кого-то. Закиньте инфо влиятельным противникам через их окружение (или их же, извините за сленг, «шестёрок» и «стукачей»), чтобы их спровоцировать на общение со Спонсором или выступление на управляющем проектном комитете. Используйте управляющий комитет.

Ваша главная задача «не проспать»: как только вы видите готовящееся противостояние проекту – сразу стоит обнажить конфликт и «спровоцировать бой», а не ждать, когда ударят в наиболее неподходящий для вас момент.

Не стоит самим «лезть на рожон», будучи внутренним проектным менеджером. Вам может быть намного лучше, если проект приостановят или вообще отменят, чем «пасть в борьбе за правое дело». Тем более, это работа Спонсора и Заказчика — ломать внутриорганизационные барьеры, а также «бороть ветряные мельницы» высших эшелонов власти.

В общем, взвесьте всё, в том числе и как будет лучше для вас персонально (а не для компании или проекта). Я ниже расскажу одну поучительную историю – но выводы из неё уже делайте сами.

Было дело


В одной организации запустили проект преобразований телекоммуникационного подразделения (выделенное предприятие связи, обслуживающее другие предприятия холдинга).

Изначально, уже в оргдизайне данного холдинга, был заложен конфликт: ИТ-департамент, с которым связисты были тесно связаны, исторически подчинялся финансовому директору, а подразделение связи – операционному директору. То есть, находились в разных «вертикалях власти».

У финансового директора с самого прихода в компанию было видение «слить» это предприятие с подчиненным ему ИТ-департаментом. Но операционный директор видел трансформацию по-другому – и запустил проект с изменения процессов и технологий, а также использования аутсорсинга, не подразумевающий просто «слияния».

Менеджер проекта (девушка-технарь, 33 года) взялась за дело и начала двигать проект. Чувствуя покровительство Спонсора, она двигала проект, невзирая на все нападки. Она умело и профессионально «ставила на место» и демонстрировала некомпетентность финдира в технических вопросах и по проекту в целом (а финдир, как назло, всё больше и больше пытался влезть и разобраться – но получалось просто у неё это из ряда вон плохо).

Она не побоялась пойти на конфронтацию с HR-директором, который находился в коалиции с финансовым. Сразу же «гасила» все нападки и помехи проекту, привлекая Спонсора, чтобы «размазывать» HR и финансового директора. Также, проектный менеджер на управляющем комитете при любом удобном случае целенаправленно формировала мнение, что «кадровик и бухгалтер» противники проекта (делала это с целью, чтобы никто из управляющего комитета всерьёз не воспринимал их высказывания в адрес неё и проекта — у неё это неплохо получилось).

Проект закончился успешно. Наш проектный менеджер получила более высокую должность уже в операционном подразделении, непосредственно в вертикали Спонсора.

Но, через 7 месяцев, Спонсор принял предложение о работе в другой компании и в другой стране. После его ухода, проектный менеджер не смогла работать нормально: и финансовый, и HR-директор «взялись» за неё и её подразделение. Грамотно, монотонно, рутинно создавая ей ежедневные проблемы на ровном месте.

Закончилось все тем, что проектный менеджер покинула компанию (предварительно получив предложение о работе от конкурента и выбив из текущего работодателя полугодовую выходную компенсацию). Но нервы ей здорово потрепали.

А после её ухода финдир в конце концов всё равно получила своё – предприятие связи вошло в состав подчиненного ей ИТ-департамента. Но это уже совсем другая история и не о проектном менеджменте.

Комментарии (8)


  1. akomiagin
    20.01.2022 17:57
    +3

    Интересный кейс, но все же, как стоит действовать ? Есть какие то best practice или все по ситуации?


    1. rootzero Автор
      20.01.2022 18:18

      Просится ответ по ситуации. Но ей было бы эффективнее пытаться работать со всеми заинтересованными сторонами (вкл. кадровика и буха), а не стать на путь жесткой их нейтрализации ЛИЧНО (т.е., «вызывать огонь на себя»). Если это и было необходимо — то лучше для этого было привлекать Спонсора. Как раз в этом одна из ролей Спонсора. Именно Спонсор «тяжёлая артиллерия» для проектного менеджера, которая решает серьёзную проблематику проекта в части всех организационных проблем «поставить на место» влиятельных врагов замысла или личных недоброжелателей проектного менеджера.


      1. Andruh
        21.01.2022 21:22
        +1

        Что это за теория такая с ролью Спонсора? Кто там ещё? Заказчик, враги и защитники, матрица конфронтации, стукачи и шестёрки?? Я, конечно, слышал рассказы про то как снимают одного человека в руководстве крупной некоммерческой компании и целое дерево из сотен никчемных сотрудников подминают: "берут в плен" или медленно выживают... Но я не мог представить, что на полном серъёзе и с таким азартом кто-то придумывает модели этой войны в банке пауков. Ведь банку мы всё-таки выбираем и есть более интересные и созидательные способы работать и соотноситься с людьми.


  1. hw_store
    21.01.2022 01:49
    +3

    Писать "Вы" с заглавной буквы допускается только в случаях, когда Вы, автор, обращаетесь к кому-то лично. Если же вы (в данном случае я пишу не только для автора, но и для других читателей) обращаетесь к абстрактной аудитории, то слово "вы" следует писать с маленькой буквы. Это же относится и к случаю, когда обращение просходит к конкретным лицам, но числом более одного.


    1. rootzero Автор
      21.01.2022 13:37
      +1

      Исправил, спасибо. Знал про такое написание. Был взволнован на момент публикации.


  1. Dr_Dash
    21.01.2022 06:53
    +1

    Мораль не очень прослеживается.

    Я столкнулся с подобной айти компанией. Производит лабораторные установки. Имеется тоталитарного склада ума ведущий инженер-программист, не разбирающийся в электронике, разбирающийся в прогаммировании на уровне однопоточных дельфи приложений которые делают одно и то же - моделируют численно физические процессы и отображают в 3дэ через опенгл. Предпочитает туповатых, но послушных. Тем, кто с ним дискутирует ответ: "ты много разговариваешь"

    Директор - любимчикам(3 человека) потакает, нелюбимчиков морально принижает.

    В результате атмосфера в точь как описано в посте. Все друг другу вредят. Электроника (единственного толкового) выдавили так позорно, что он не оставил никакой документации. Подставы всякие мелкие.

    Итог - директор задекларировал новую парадигму: "сложные приборы у нас не получаются, будем делать только простые"

    Отсюда мораль - эти пройдохи конечно добились своего и отомстили толковому менеджеру, но кто в проигрыше это ещё как посмотреть.


    1. Andruh
      22.01.2022 09:50
      +1

      Ну это и понятно: внутренняя борьба всегда идёт за счёт ресурсов компании. Долго это может продолжаться только для монополистов, обычно аффилированных с государством. В условиях рыночной конкуренции бороться надо с конкурентом и наслаждаться работой в слаженном коллективе.


  1. Grigorenkovic
    21.01.2022 11:21
    +2

    Классная история. "Для того, чтобы бороться со злом, его нужно обнажить"