Краткое содержание предыдущих серий:
Глава 0, в которой перитониты
Автор составляет методику исследования онлайн-курсов, которая дала бы ответы на вопросы:
- Перспектива за платформенным обучением, или тысячи лет эволюции за то, что другая живая обезьяна все равно лучше научит разбивать орех?
- Что ждет среднего QA-выпускника среднего онлайн-курса. Желательно в конкретных числах.
- Расхлебыватели вышеуказанного, а именно ответственные за QA-ресурсы в компаниях - как вам эти вчерашние гуманитарии, прошедшие жернова курсов?
Глава 1, в которой автора разводят на деньги
- Автор ищет QA-эксперта с опытом 15+ лет (на самом деле давно нашел), а также
- Общается с 15 учебными центрами (УЦ), некоторым из которых глубоко параллельно на то, кого и чему учить
- Но находит и тех, которые пытаются ему помочь разобраться в своем будущем
Глава 2.1, в которой легкий испанский стыд и Глава 2.2, в которой сильный испанский стыд
- Автор слушает (там где была возможность) вводные лекции онлайн-обучения для начинающих QA в Яндекс.Практикум, SkyPro, LearnQA, Вселенная тестирования (testuniverse.ru), Qamarathon.online, Be-tester, Бруноям, Тренинги для тестировщиков, Luxoft, Irs.academy, Skillfactory, Skillbox, Geek Brains, Нетология и Otus.
- После некоторых особо эффективных лекций начинает сомневаться в своем IT-опыте с 2000-года и вместе с другими слушателями задается вопросом "JS, CSS, JSON и XML - это одно и то же или я что-то путаю?"
На досуге
Автор создает чек-лист выбора IT-курса и чтобы курсы не зарабатывали на банковских рассрочках студентов пишет к нему дополнения, делится 5-минутным тестом на перспективы в QA и переводит Канера.
Глава 3, в которой объективно оцениваем наполненность курсов
Для этого автор со своим демонстративным незнанием QA, наконец, уходит на второй план и привлекает эксперта с опытом далеко за 15 лет и исключительно в QA. QA-эксперт анализирует наполненность программ, их сроки и среднее еженедельное число учебных часов. Она поможет абитуриентам узнать как про не слишком амбициозные курсы, пропускающие важные части теории, так и наоборот - про курсы, где в относительно небольшое число часов впихнуто невпихуемое. И обучение из-за этого стремительно несется мимо мозгов. Стоит добавить, наш эксперт ежемесячно проводит порядка десятка технических собеседований в одной из крупнейших российских IT-компаний и хорошо представляет, по каким вопросам гоняют в том числе и новичков.
Задача оказалась амбициозной. Однажды автору показалось что эта статья, работа над которой началась еще в ноябре 2021 года, не закончится никогда. Тому было ряд веских причин:
Первая. Не все курсы знают, сколько месяцев необходимо на прохождение курса и сколько часов в неделю необходимо ему уделять. Без этой информации невозможно оценить вменяемость и реалистичность программы для студентов. Конечно, в первую очередь отсутствие внятной продолжительности касается асинхронных курсов. В этим их преимущество - учись в том ритме, в каком хочешь. И их недостаток - можешь выпасть из потока и потом выведением тебя на финишную линию "к трудоустройству" будет заниматься не твой изначальный куратор/ментор. Одна исследуемая студентка учится в SkillBox с 2019 года на одном и том же курсе.
Известный QA-тренер на вопрос "Хотел бы узнать сколько часов теории входит в Ваш курс тестировщика" дословно ответил:
Добрый день, не знаю, гоняю людей по теории почти каждое занятие.
Вторая. Программы курсов невнятные, многое пришлось кропотливо уточнять. Очередной релиз-кандидат этой статьи был показан студентам с самих курсов. И вдруг выяснилось, что в части случаев программа курса содержит то, про что на самом деле в курсе почти не говорится. А где-то содержит то важное, что почему-то не заявлено в программе.
Стоит добавить, что в рассматриваемые курсы добавлен Ksendzov.com, т.к. он достаточно часто обсуждается в чатах новичков.
Напоминаю, что основной анализ проведен QA-менеджером с общим стажем тестирования под 20 лет. Она не аффилирована ни с одним из представленных курсов.
В своих отзывах эксперт никаким образом не ориентировалась на результаты предыдущих этапов исследования автора. Очевидно, что у конкретного учебного центра все может быть замечательно с маркетингом и вводными занятиями, но при этом структура и логика курса могут быть отвратительными.
Благодарю эксперта за участие в проекте, особенно учитывая то, что она потратила на это не один день.
Также благодарю студентов курсов, которые вычитывали релиз-кандидат текста и давали обратную связь о том, как это все происходило внутри курса на самом деле. Иногда эта информация была, скажем так, не очень положительной. Использовалась именно их обратная связь к статье, а не то, что они пишут в журналах проводимого автором исследования - это будет анализироваться позднее.
Сеть более чем полна маркетингововыми отзывами, поэтому, уверен, инсайды от проверенных, действительно обучавшихся на курсе, людей более чем ценны.
Передаю слово QA-эксперту.
SkillBox
Курс: Профессия Инженер по тестированию
Ссылка: https://skillbox.ru/course/profession-test/
Продолжительность: 13+3 месяца
Всего часов: асинхронное обучение
Заявленная нагрузка: 4-6 часов в неделю
Студент #1: Чтобы уложиться в 13 месяцев с изучением всех модулей и доп.информацией, что дают, думаю нужно не менее 40 часов в неделю.
Наполнение курса:
1. Основы тестирования веб-приложений
(Основы тестирования веб-приложений. Тестирование текстовых полей. Тестирование текста, чисел и дат с использованием граничных значений. Что такое хорошая спецификация? Правильное оформление баг-репорта. Тестирование форм регистрации. Тестирование форм авторизации и восстановления паролей. Тестирование дополнительных элементов интерфейса. Расширенные техники тестирования. Тестовые сценарии. Позитивные и негативные тесты. Кросс-платформенное и кросс-браузерное тестирование. Дополнительные инструменты тестирования.)
Курс по тестированию веб-приложений дополняется курсом по веб-верстке из 9 уроков, в котором изучается базовый HTML, базовый CSS, HTML разметка, Flexbox, стили, продвинутый HTML - полезные и нужные знания, однако при этом их было бы неплохо также дополнить знаниями о тест-дизайне и работе с требованиями - иначе получается скорее выхолощенное знание о UI, чем знание именно по тестированию, даже если тест-дизайн изучается позже. Все-таки цель курса - подготовить именно специалистов-тестировщиков.
Студент #2: Я человек без какого-либо опыта, но пожалуй соглашусь! Очень мало теоретической части (которую часто спрашивают на собеседовании), а практическая часть оставляет желать лучшего... Зачастую домашние задания написаны так, что вообще непонятно, что от тебя требуется...
2. Тестирование API
(Чтение данных с сервера. Манипуляция данными на сервере.)
Очень скудное описание раздела, а результат (познакомитесь с сетевой моделью и научитесь искать баги на сервере), кажется, совсем не соответствует его наполнению (опять же - по описанию). В старой версии курса тестирование API и тестирование WebUI было объединено в один раздел, и возможно, это создавало дополнительную путаницу - хотя, конечно, все, как обычно, зависит от способа подачи материала.
3. Универсальные инструменты
(Chrome DevTools как инструмент упрощения тестирования. Chrome DevTools как инструмент локализации ошибок. Chrome DevTools. Дополнительные операции. Системы отслеживания задач. Метрики тестирования и оценка трудозатрат.)
Раздел включает такие разнородные инструменты, как DevTools (основы, вкладки, функции) - поверхностно, Jira - тоже не слишком глубоко - и метрики тестирования. Последние нужны скорее специалисту начиная с уровня Senior - который уже понимает, какая метрика для чего нужна, как ими управлять и как правильно объяснить заказчику значение каждой из них. Джуны же с вероятностью почти 100% даже не увидят Dashboards в Jira с метриками и ничего про них не услышат (разве что в курилке), пока не дорастут до сеньоров.
Студент #1: Согласна на 100%! Метрики нужны, скорее, тестлидам или проджект-менеджеру, ну уж никак не тестеру. Но составители программы в Skillbox считают, что мы должны уметь оценивать прогресс в тестировании, так же как и трудозатраты на него :(
4. Нефункциональное тестирование
(Тестирование требований. Тестирование UI, UX. Приёмочное тестирование. Тестирование безопасности. Серверные уязвимости. Тестирование безопасности. Клиентские уязвимости. Итоговая работа. Ручное тестирование веб-приложений.)
Раздел полезен как ознакомительный, но наличие в нем подраздела “приемочное тестирование” вызывает крайнее недоумение. Приемочное тестирование не является подтипом нефункционального, это отдельная классификация. Еще не слишком понятно, в какой момент объясняют разницу между различными уровнями и типами тестирования - а без этих знаний изучение нефункциональных видов тестирования будет не слишком эффективным.
5. Тестирование мобильных приложений
(Введение в тестирование мобильных приложений. Ориентация и экраны. Эмуляторы и симуляторы. Сборка приложений и продвинутые функции Android Studio и XCode. GPS и батарея. Связь и перехват сетевых запросов. Скриншоты и логи. Итоговая работа. Тестирование мобильных приложений.)
Я бы добавила работу с популярными тулами, например, Charles. Без них тестирование мобильных приложений осуществить будет сложновато. В целом по наполнению модуль выглядит немного сырым.
Автор: Студенты #1 и #2 отметили, что модуль мобильных приложений максимально сырой.
6. Java-разработчик с нуля.
Хорошее наполнение, но мне кажется, слишком много материала для 2 месяцев обучения. Вызывает сомнения факт, что, например, понятие многопоточности будет усвоено в полной мере, если еще месяц назад студент не понимал, что такое примитивы и циклы (даже если заниматься по 8 часов в день).
Студент #1: Точнее: Языки программирования — на выбор Java, JavaScript или Python
7 Автотесты на Java или JS или Python. Базовая часть.
Обидно за XPath-локаторы, они удобнее и, по моему опыту, применяются чаще. Но это не принципиально. А вот то, что PageObject нигде не рассматривается - на мой взгляд, неправильно.
8. Дополнительные курсы.
То, что SQL вынесен в дополнительные курсы - странно, особенно если учесть, что курс готовит автоматизаторов. В прошлой версии курса - “Профессия тестировщик” этот модуль входил в число обязательных для сдачи раздела “Тестирование WebUI” (что немного странно). Курс не очень глубокий, даже до joins дело, если судить по описанию, не доходит.
Студент #1: Да, курс SQL вынесен в допкурс, но пройти мимо него не получится. Примерно в середине курса веб-тестирования вставляют курс по веб-верстке и курс SQL. Далее в модулях 20-24 знание SQL будет необходимо для выполнения заданий по тестированию. Честно говоря, курс по SQL совсем элементарный. Хотя есть ссылки на литературу и доп.источники в интернете.
Еще более странно видеть Git в бонусных курсах - не вполне понятно, как и куда студенты будут коммитить без знания гита. Очевидно, тут принцип тот же: Java не пройти без Git, но он значится как дополнительный. Хочется верить, что прохождение этого модуля все-таки обязательно.
Студент #1: Курс по Git тоже нужно будет изучить практически в самом начале веб-верстки, т.е. в середине курса веб-тестирования. Кстати, курс достаточно подробный.
Итог: Текущий курс по описанию выглядит огромным и с неясным назначением. Теория (судя по программе курса) не рассматривается вообще или рассматривается слабо, программирование объединено с мобильными приложениями и ручным тестированием (в прошлой версии курса было разнесено, видимо, показалось неэффективным), базы данных и git вынесены в отдельные курсы, зачем-то подробно рассматривается нефункциональное тестирование. В результате без должной практики у студента в голове, скорее всего, будет каша, и на выходе получится студент без базы, но с кучей разрозненной информации. Кажется, что старая версия была немного более логичной, хотя к ней тоже, конечно, есть вопросы.
Оценка: 3
Студент #1. Согласна с громадным размером. Но, прошу учесть, что в курсе 'Инженер по тестированию', в сравнении с предыдущим 'Тестировщик' убрали лишние курсы и модули (например, курс продвинутой верстки и дополнителиых 9 модулей базовой верстки).
Не согласна с кашей в голове. Всё рассматривается отдельно, но в совокупности, для понимания, что профессия выходит за рамки просто тестирования - здесь готовят инженеров QA :)
В плане оценки я бы поставила 4-. Из-за того, что информации очень много, и нереально пройти все заявленные курсы и защитить все дипломные за 13+3 месяца. Хотя доступ к платформе 'пожизненный', а на проверку ДЗ, курсовых и дипломных отвели 3 года.
Студент #2. Согласен, теория рассматривается очень слабо.
У меня уже присутствует страх, что в голове какая-то несобранная каша, с непонятными знаниями без практики. Хотя я сам по себе человек-практик. Мне сложно даётся теория, но на практике учусь очень быстро, усваиваю теорию вкупе с практикой намного лучше.
Otus
Курс: QA Engineer. Basic
Ссылка: https://otus.ru/lessons/qa-engineer/
Продолжительность: 4 месяца
Всего часов: 102 академических часа
Студент #3: Не согласен. 28 уроков по 1.5-2 часа - 102 часа не наберется (если не считать домашние задания).
Заявленная нагрузка: 6 часов в неделю
Наполнение курса:
Пожалуй, самое правильное наполнение из всех, а главное - четко понятно, какой специалист должен получиться на выходе.
Модуль 1. Жизненный цикл разработки ПО
1. Качество ПО
Использование mindMap - замечательно. Да и сам модуль, кажется, описывает правильные и нужные понятия.
2. Карта функциональности продукта
3. Багрепорт
Тема, безусловно, нужная, но чем руководствовались составители, помещая багрепорт перед теорией, тест-дизайном и тест-кейсами - не очень понятно. Мне кажется, освоение этой темы лучше откладывать на последние уроки.
4. Знакомство с Confluence & Jira
5. Тесткейсы и чеклисты
Тут вопросов нет. Хотя параметры хорошего тест-кейса я бы добавила.
6. Использование TestIT
7. Что такое требования и какие они бывают
Не очень понятно, почему из всех многочисленных видов требований для практики выбраны именно use cases, хотя остальные виды требований тоже рассматриваются. Но это уже скорее придирки.
Модуль 2. Тест - дизайн
8. Тест-дизайн
9. Классы эквивалентности и граничные значения
10. Тестовая комбинаторика
11. Таблицы принятия решений
12. Тестирование состояний и переходов
Я бы здесь немного расширила понятие классов эквивалентности и рассмотрела связь с другими техниками тест-дизайна.
13. Исследовательское тестирование
Тема интересная, но для новичка необязательная.
Модуль 3. Работа с API
14. Виды http запросов
15. Валидируем http запросы
Все хорошо, хотя не очень понятно, почему в программе упоминается только http, хотя, как выясняется, REST/SOAP тоже рассматриваются.
Модуль 4. Базы данных
16-18. SQL
(Часть 1: что такое СУБД; получение данных; фильтрация данных; операции вычисления и группировки. Часть 2: добавление, обновление и удаление данных. Часть 3: объединение таблиц и разные виды join.)
Этот раздел мне нравится. Все как нужно - ни убавить, ни прибавить.
Модуль 5. Карьера
19. Методики разработки
20. Резюме и собеседования
Почему в этом разделе оказались методологии разработки - не очень понятно, но главное, что они где-то рассматриваются.
Модуль 6 Автоматизация
21. Использование техник тест-дизайна при тестировании API
22. Git на кончиках пальцев
23. Автоматизация на уровне Postman часть 1
24. Автоматизация на уровне Postman часть 2
25. Катит - не катит. Gitlab CI
26. Docker
27. Итоговая консультация по ДЗ 28. Итоговый урок
Прекрасный раздел. Хотя его лучше было бы назвать Postman автоматизация, чтобы не путать студентов и не давать им ложных надежд на Java и Selenium :)
Студент #3. Тут согласен, я сам немного повелся на автоматизацию. По прежнему считаю, что OTUS надо этот курс объединить с JS QA automation. По факту в этом разделе обсуждается работа с Postman на уровне легких JS скриптов и базовых тестов по API. Хотелось бы больше.
Итог: этот курс мне понравился больше других, хотя без распределения теория/практика однозначно сказать, что он хорош, сложно. И - чтобы не было вопросов “а почему 160 часов - это плохо, а 102 - хорошо” - обращаю ваше внимание, что здесь не заявлено изучение какого-то языка. Postman автоматизация действительно изучается гораздо быстрее Питона или джавы с нуля. Нагрузка вполне подъемная, если распределять часы равномерно.
Оценка: 5- (чуть-чуть снизила оценку за непонятные названия модулей и темы, включение которых немного спорно)
Студент #3. Когда я проходил курс, я писал в отзыве, что маловато практики данному курсу, надеюсь её увеличили.
GeekBrains
Курс: Факультет ручного тестирования
Ссылка: https://gb.ru/geek_university/manual-testing
Продолжительность: 10 месяцев
Всего часов: 319 (для информации: еще есть курс "Факультет тестирования, там 613 часов)
Теория, часов: 106 (--//-- 201 час)
Практика, часов: 213 (--//-- 412 часов)
Заявленная нагрузка: 12 часов в неделю.
Наполнение курса:
Четверь I. Основы ручного тестирования
(Основы ручного тестирования: Что такое тестирование и зачем оно необходимо? — Тестирование по чек-листу — Ошибка. Дефект. Отказ — Уровни тестирования — Виды тестирования — Регрессионное тестирование — Отчетность о результатах тестирования — Жизненный цикл ПО)
Как я понимаю, в этом разделе даются основы тестирования, которые потом будут подробнее разбираться в последующих разделах. Если это так - раздел имеет право на существование. Если же после этого раздела к описываемым темам не возвращаются - есть подозрение,что у студента в голове все это отложится не вполне хорошо.
(Основы тест-аналитики: — Анализ требований. Декомпозиция— Тест-дизайн: классы эквивалентности и pairwise— Тест-дизайн: доменный анализ— Тест-дизайн: диаграммы перехода состояний и таблицы принятия решений— Создание чек-листов. Тестовое покрытие— Позитивное и негативное тестирование— Тестирование по пользовательским сценариям— Исследовательское тестирование)
Полезный раздел, но часть понятий сложновата для понимания начинающими. Классы эквивалентности рассматриваются вместе с pairwise, диаграмму переходов и состояний и пр. лучше рассматривать после подробного рассмотрения UML, а доменный анализ (если его рассматривают по книге Копленда) - это вообще сложная вещь для понимания даже мидлами. Еще могу добавить, что для понимания техник тест-дизайна важно постоянно их применять - для написания тест-кейсов, для тестирования различных уровней приложения и т.д. - иначе останется только недоуменный вопрос, а зачем нам это все рассказывали: сложно и неприменимо.
Студент #4. В целом этот курс мне нравится. Но вот в плане практики есть вопросы. В нескольких заданиях для работы используется раздел руководства пользователя одного известного сайта. Соответственно это руководство используется в роли требований или тз. И вот по ним ты делаешь домашку. Вроде как сойдет и жить можно. Но неудобно и некрасиво. С другой стороны, как сказал преподаватель, в оправдание этой схемы - в реальных условиях эта документация может быть ещё хуже. Поэтому возможно для нас это тоже полезно, так приходится больше обдумывать ДЗ.
Четверь II. Тестирование веб-приложений
(HTML/CSS. Интерактивный курс: — Основы реализации веб-приложений — HTML, CSS, JS для тестировщика — Особенности тестирования веб-приложений — Браузерные движки и кроссбраузерное тестирование — Инструменты разработчика Google Chrome — API. SOAP API — REST API — Финальный обзор. Ответы на вопросы)
(Тестирование веб-приложений: — Основы реализации веб-приложений — HTML, CSS, JS для тестировщика — Особенности тестирования веб-приложений — Браузерные движки и кроссбраузерное тестирование — Инструменты разработчика Google Chrome — API. SOAP API — REST API — Финальный обзор. Ответы на вопросы)
Наполнение раздела хорошее, но я бы все-таки
разделила на webUI и REST/SOAP
обязательно добавила лекции (или целый раздел) по архитектуре приложений.
Студент #5: В самом начале курса, на первом же уроке рассказывают про архитектуру. Но кратко, основы основ.
Именно по этому курсу у меня осталась огромная куча пробелов и приходилось самой всё заново разбирать, либо просить помощи в объяснении материала у тестировщика с опытом работы =) Мне преподаватель не понравился, я вообще не понимала что она говорит.
Четверь III. Тестирование мобильных приложений
(Мобильное тестирование. Теория: — Особенности мобильных приложений — Особенности тестирования мобильных приложений. Специфика заведения багов — Тестирование мобильных приложений Android — Среда разработки Android Studio и Android Debug Bridge (ADB) — Тестирование мобильных приложений iOS — Сбор и анализ трафика — API-тестирование мобильных приложений — Тестирование VK Mini Apps)
(Мобильное тестирование. Практика: — Особенности мобильных приложений — Особенности тестирования мобильных приложений — Тестирование мобильных приложений Android — Среда разработки Android Studio и Android Debug Bridge (ADB)
— Тестирование мобильных приложений iOS — Сбор и анализ трафика — Регрессионное тестирование — Практическая работа по материалу всего курса)
Наполнение неплохое, но я бы добавила Charles - он используется повсеместно, и его изучение пригодилось бы студентам.
Четверь IV. Командная работа
(Командная работа: — Введение в Agile — Scrum, Kanban, Scrumban в командной работе — Командообразование и командная работа в Agile — Преодоление конфликтов в Agile-командах)
(Командный проект: — Общее знакомство с продуктом — Регрессионное тестирование. Начало работы в Jira — Функциональное тестирование — Функциональное тестирование + обратная связь — Большое регрессионное тестирование. Отчёт о тестировании от группы — Кроссбраузерное тестирование. GUI + DevTools — Нефункциональное тестирование + надстройки браузеров — Подведение итогов, редактирование резюме)
(Подготовка к собеседованию. Тестирование ПО: — Составление резюме — Поиск вакансий — Вопросы на собеседовании — Подготовка к собеседованию)
Здесь хорошо бы рассмотреть отличия Agile от других методологий, встречи Скрам и каденции Канбан, а также формат требований типа User Story. Так же надеюсь, что есть практика Agile.
Отдельно вынесены сети, SQL, Git.
Для автоматизатора я бы включила все эти модули в основной курс, для ручника обязательны сети и SQL, Git можно сделать опциональным.
Студент #4. Сети ужасный курс. Точнее видео-курс. Я себя к людям далеким от IT никогда не причислял. И ни один курс, ни SQL, ни Git, ни собственно Python у меня не вызывал столько затруднений как Сети. Я написал на этот счет в поддержку. Надеюсь его как-то переделают. Тут в двух словах не опишешь. Но для видео формата, без возможности что-то переспросить у преподавателя понять решительно не возможно там ничего. )))
SQL же, наоборот, очень подробный и хорошо разжеванный курс. Преподаватель тоже отличный. Но я его еще не закончил. Осталось одно занятие и курсовая. Суть курса в том, что мы практически с самого начала по итогам каждого урока создаем свою БД на основе какого-то сайта, который мы можем выбрать сами. По окончании курса сдаем полную БД со всеми разделами с фейковым наполнением.
Насчет Java и Git. Git изучается раньше Java. Поэтому коммитить к началу Java все уже должны уметь. Насколько я понимаю, Git изучается в виде интерактивного курса с любым временем старта изучения. Но при этом на самом курсе по Java потребуют сдавать через коммиты в любом случае. Тот же SQL тоже преподаватель требует сдавать через Git.
И еще. К курсу по мануальному тестированию это не относится, но тем не менее:
Студент #6 с курса "Факультет тестирования ПО": Те, кто Git не прошел, домашку по Java сдает либо просто архивом или файлом, либо изучает приложенную к курсу инструкцию, как коммитить через IDE.
Как они, бедные, на работе будут коммитить без гита...
Относительно тестовой документации. Работа с тест-кейсами преподается в рамках уровней тестирования. Интересно было бы послушать, каким образом дается эта связка, хотя мне представляется, что работу с любой тестовой документацией лучше рассматривать отдельно от других разделов.
О проверке домашних работ. Насколько мне известно, практикуется кросс-проверка самими студентами, причем за найденные ошибки в работе сокурсника полагаются плюшки. Участвуют ли сами преподаватели в контроле плюшек, неизвестно, но сам способ контроля домашних заданий вызывает вопросы. Балл за это точно будет снижен. Мне кажется, эффективность такого обучения сильно падает (хотя, конечно, денег владельцы курса заработают больше).
Еще явно не хватает основ операционных систем - например, Linux - и работы с логами приложений. Без этих знаний новичку будет довольно сложно разбираться с работой софта на уровне бэка и базы и выявлять сетевые и интеграционные проблемы.
Автор: При этом забавно, что в разделе "Ваше резюме после обучения" на лендинге курса в ключевых навыках значится "Владение Linux". Которого на самом деле нет в программе. Маркетологи явно невнимательно перекопировали с другого курса.
Итог: Наполнение местами странное, тест-аналитику можно было бы подсократить, а вот отсутствие некоторых технических тем (Linux, сети, логи) действительно создаст дополнительные сложности в будущей работе. Контроль качества самими студентами не предполагает нормальной обратной связи, студент может не до конца разобраться в какой-то теме и не узнать об этом.
Оценка: 3+ (минус балл за проверку заданий на некоторых модулях студентами)
Netologia
Курс: Тестировщик
Ссылка: https://netology.ru/programs/qa
Продолжительность: 7 месяцев
Всего часов: 276
Теория, часов: 38
Практика, часов: 238
Заявленная нагрузка: 10 часов в неделю
Наполнение курса:
1. Ручное тестирование веб-приложений
(Введение в тестирование ПО. Методы и виды тестирования; Основы клиент-серверного взаимодействия, протокол HTTP, концепция DOM; Работа с DevTools браузера; Введение в SQL. Запросы SELECT, UPDATE, DELETE; Тестирование ПО. Многообразие тестирования; Артефакты тестирования; Инструменты тестирования; Жизненный цикл разработки ПО; Гибкие методологии разработки ПО; Курсовой проект: тестирование сайта крупной компании.)
Наполнение неплохое, но очень много тем для 9 часов теории. Даже если это академические, а не астрономические часы. Есть подозрение, что темы, изложенные в таком быстром темпе, не усвоятся совсем или усвоятся плохо.
Также вызывает вопросы отсутствие тем по тест-дизайну. Они, очевидно, рассматриваются в разделе “Введение в тестирование ПО” - но эта важнейшая тема должна обязательно рассматриваться отдельно.
Также есть вопросы к SQL - если мы рассматриваем только простейшие запросы, то где INSERT? И еще - этого не хватит для устройства на работу…
2. Git
Сам по себе полезный раздел, но по опыту собственного изучения гита и позже участии в обучении младших товарищей - изучать git по видеолекциям крайне неэффективно. Гит - мощная система, не прощающая ошибок (шаг вправо-влево без понимания причин этого шага чаще всего заканчивается git reset --hard). Здесь обязательно нужен наставник на всех этапах изучения.
3. Java для тестировщиков и 4. Автоматизированное тестирование
(Введение в Java: JDK, JRE, JVM, IntelliJ IDEA; Программирование на Java: переменные, операторы, работа с отладчиком; Примитивные типы данных, условные операторы, выход за границы типов и погрешность вычислений; Testability, автотесты, введение в ООП: объекты и методы; Система сборки Maven, управление зависимостями, автотесты на JUnit5; Циклы, параметризованные тесты и аннотации; Выстраивание процесса непрерывной интеграции (CI): Github Actions. Покрытие кода с JaCoCo, статический анализ кода: CheckStyle, SpotBugs; Объектно-ориентированное программирование и проектирование; Объекты с внутренним состоянием, управление состоянием при тестировании; Композиция и зависимость объектов. Mockito при создании автотестов; Наследование и расширяемость систем. Проблемы наследования; Исключительные ситуации и их обработка. Тестирование исключений; Интерфейсы для организации малой связности. Обобщённое программирование (Generics); Collections Framework. CRUD и тестирование систем, управляющих набором объектов)
(Основы автоматизации; Управление состоянием. Continuous Integration; Тестирование веб-интерфейсов. Selenium; Selenide; Patterns; Akita; Docker и Docker Compose; SQL; Репортинг: Report Portal; Приоритеты автоматизации)
Описания этих двух разделов меня немного запутали. Раздел Java содержит описание автотестов, но они же изучаются в следующем разделе. Ну, и есть некоторые сомнения - изучить с нуля Java за такой короткий срок малореально.
Изучается и maven, и gradle - наверное, это хорошо, но на мой взгляд, начинающим хватило бы чего-то одного, а лучше - общих принципов без привязки к maven или gradle.
Дополнительные модули:
HTML/CSS - в принципе, модуль полезный, но описание выглядит немного поверхностным.
Английский для начинающих разработчиков - мне кажется, английский, оторванный от конкретных задач, будет не слишком эффективен. Лучше объяснять англоязычные термины в параллели с рассказом о тестировании. Опять же - не очень понятно, какой начальный уровень английского нужен для прохождения этого модуля? Обычно, если на работе нужен английский, то требуется не ниже Intermediate - тут так же?
Итог: очень мало теории по сравнению с практикой. Мне кажется, с таким малым количеством часов на теорию (а она включает и автотесты, и гит, и нагрузку, и вообще все, что, очевидно, пришло в голову методисту курса) практика особого смысла не имеет. Фактически, все часы практики студент будет мучительно разбираться, что же имел в виду преподаватель под этим понятием, и лихорадочно гуглить все подряд. По нагрузке (если распределять равномерно) получается 9-10 часов в неделю фактически самостоятельного изучения, что возможно, будет эффективно для студентов, привыкших до всего доходить собственным умом (но непонятно, зачем в таком случае вообще платить за курс…) Кроме того, есть сведения, что на курсе часто меняются преподаватели - что ухудшает понимание еще больше… Крайне не рекомендую.
Оценка: 2
Студент #7: Ожидание студента: о, какой классный курс, тут так много информации! Целых 3 языка программирования, тестирование ручное, автоматизированное, нагрузочное, веб, безопасности! Хорошие курсы, я стану профессионалом. Реальность: всё хорошо изучить невозможно, получается только очень поверхностно. Для совсем нулевого уровня (каким я была) не очень подходит - слишком много информации, всё очень быстро.
Betester
Курс: Школа тестировщиков ПО
Ссылка: https://be-tester.ru/
Всего часов: 80
Теория, часов: 30
Практика, часов: 50
Наполнение курса:
1. Цели и задачи тестирования и 2. Виды тестирования
(Понятия QA, QC, Tester. В чем отличия? Почему тестировщики высоко ценятся? Какова цель тестирования? Что такое баг и что такое фича? Основные принципы тестирования; Подходы к тестированию; Тестирование документации; Типы тестирования; Особенности тестирования разных продуктов; Терминология и инструменты тестировщика)
(Виды тестирования; Функциональное тестирование; Тестирование UI; Тестирование; Usability; Тестирование локализации; Кроссбраузерное тестирование; Тестирование безопасности; Нагрузочное тестирование Тестирование производительности; Практика по видам тестирования)
Основные разделы покрыты, тест-дизайн явно не указан, но есть соответствующий раздел в уроке 3.
3. Баг-репорт и 4. Тестовая документация
(Атрибуты баг-репорта; Оформление баг-репорта; Разбор основных ошибок в баг-репортах; Приоритет vs Важность; Практика по баг-репортам; Жизненный цикл бага Техники тест-дизайна)
(Для чего нужна тестовая документация; Артефакты тестовой документации; Учимся составлять тест-план; Описание тест-кейсов; Для чего нужен чек-лист; Практика составления чек-листа; Traceability matrix; Отчеты о тестировании)
Краткое введение есть. Не очень понятно, почему сначала идет баг-репорт, а потом документация, но в принципе, можно и так. Также немного странно, что упор делается на чек-листы, а не на тест-кейсы.
5. Модели разработки ПО
(Модели разработки ПО; Этапы разработки; Требования к продукту; Анализ требований; Тестирование требований; Уровни тестирования; Приемочное тестирование)
Не очень привычная формулировка, но здесь рассматриваются методологии разработки ПО.
6. Базы данных
(Для чего нужны системы управления базами данных; Типы базы данных; MySQL; Backend и Frontend; Примеры использования; Пишем простые запросы в SQL; Практика по запросам; Разбор продвинутых запросов в SQL)
Рассматриваются запросы от простых select’ов до joins.
7. Тестирование API
(Знакомство со структурой клиент-сервисных приложений; Протокол HTTP; Структура запроса/ответа; Виды ошибок в браузере; HTML & CSS в работе тестировщика; Тестирование API; Работа с cookies; Обзор Chrome Dev Tools)
Раздел нужный, но не очень понятно, почему опустили тестирование WebUI.
Рассматриваются только в общих чертах:
Тестирование webUI
Тестирование мобильных приложений
Тест-дизайн
Тест-кейcы
8. Всё о прохождении собеседований + подготовка к удалённой работе
(Контрольный тест; Составляем резюме; Ищем вакансию. Обзор типов компаний; Сопроводительное письмо; Подготовка к собеседованию; Как вести себя на собеседовании; Разбор основных вопросов на собеседовании; Подготовка к работе на фрилансе; Подведение итогов. Вручение сертификатов)
Совсем не рассматриваются:
Принципы коммуникации внутри команды (крайне нужный раздел для тестировщика)
Основы работы с ОС (Linux/Win/Mac) и логами
В качестве выпускной работы предлагается найти и оформить баги в простом приложении типа ListBoxer.
Итог: Многие теоретические вопросы рассматриваются в общих чертах, обучение более глубокому тестированию и локализации дефектов на разных уровнях приложения отсутствует. Подойдет, если вы хотите получить общее поверхностное представление о работе тестировщика, а затем пойти на более подробные курсы или почитать литературу, либо вы эйчар, вам нужно набирать тестировщиков и хотя бы в общих чертах понимать, чем они должны заниматься. Но как курс, после которого есть шанс найти хорошую работу, рассматривать не советую. Полбалла добавлю за стоимость курса - по сравнению с “зубрами” он стоит очень дешево, и за поверхностные знания вы хотя бы заплатите относительно "поверхностные" деньги.
Оценка: 3
Студент #8: Да, не было крайне нужных для тестировщика "принципов коммуникации внутри комады" и основ работы с ОС (Linux/Win/Mac) и логами. Но, сравнив с программами других курсов, я считаю, что оценка занижена
Yandex.Практикум
Курс: Инженер по тестированию
Ссылка: https://practicum.yandex.ru/qa-engineer/
Продолжительность: 4 месяца
Всего часов: 250
Теория, часов: 32
Практика, часов: 49
Самостоятельная работа: 14 часов
Промежуточная аттестация: 124 часа
Итоговая аттестация: 30 часов
Входная диагностика: 1 час
Нагрузка: 20 часов в неделю
Наполнение курса:
0. Основы тестирования
(Чек-листы; Баг-репорт; Тест-кейсы; Самостоятельная работа)
Вызывает удивление то, что курс начинается с чек-листов, баг-репортов и тест-кейсов. Мне кажется, это немного путает студентов. Мое мнение как эксперта - эти темы лучше рассматривать, когда уже понятна суть тестирования - тогда тестовая документация будет восприниматься именно как документирование уже известных вещей, а не как оторванная от жизни непонятная сущность.
Студент #12: Начинается все с бесплатной части! Где объяснено что такое тестирование, какие бывают виды и зачем нужен тестировщик. А уже потом начинаются чек-листы, баг-репорты и прочее.
1. Проектирование тестов
(Введение в профессию; Анализ требований; Тест-дизайн; Тестовая документация; Финальный проект)
Хорошее наполнение раздела. Особенно мне нравится декомпозиция требований, серые зоны и различные схемы для систематизации знаний о приложении
Студент #12: Согласна. База тестирования дана очень хорошо и понятно.
2. Тестирование веб-приложений
(Принципы работы веб-приложения; Задачи тестировщика; Тестирование интерфейса веб-приложений; Кроссплатформенное и кроссбраузерное тестирование; Тестирование вёрстки на адаптивность; Charles; Проектирование тестов; Финальный проект)
С одной стороны - очень хорошее наполнение по тестовым тулам (даже Чарлика вспомнили), с другой - в этом разделе как-то затерялся тест-дизайн, а это очень важная составляющая тестирования, и без нее практическая часть будет не очень понятна. Те методы тест-дизайна, что рассматриваются в этом разделе, объясняются поверхностно и без базы.
Студент #9: В этой теме были представлены такие техники тест-дизайна как: "Таблица принятия решений" и "Попарное тестирование". Но! Настолько кратко, что в итоге осталось абсолютное непонимание как это применить на практике.
3. Тестирование мобильных приложений и API
(Введение в тестирование мобильных приложений; Тестирование мобильных приложений; Тестирование API; Финальный проект)
Замечательно, что тема тестирования мобильных приложений есть, это выгодно отличает Я.Практикум от других курсов: у выпускника выбор будет больше. Но вот по API есть вопросы. Например, почему оно рассматривается после тулов из предыдущего раздела? Насколько глубоко рассматривается REST? Почему рассматривается json, но ничего не сказано про xml?
Студент #12: Есть там и про XML и про много других страшных и непонятных аббревиатур. Рассматривается потому, что давать его раньше- бессмысленно и тяжело для студентов. Все дается на достаточном хорошем уровне для решения базовых задач. Дальше - только совершенствоваться.
4. Основы баз данных
(Знакомство с консолью; SQL как инструмент работы с данными; Отношения между таблицами; Финальный проект)
5. Основы автоматизации тестирования
( Введение в JavaScript; Основные конструкции; Автоматизация; Жизненный цикл разработки; Виды тестирования)
Раздел вызывает недоумение. Почему основы JS - это автоматизация? Как сюда попали ЖЦ разработки и виды тестирования? Очень странно.
Студент #12: Раздел больше ознакомительный. Просто, чтобы заглянуть и ознакомится с Node.js. А ЖЦ разработки и прочее - это в конце повторения материала перед дипломом, что очень и очень полезно.
Итог: Курс, как и be_tester, подойдет для поверхностного знакомства с профессией, но только после него высокооплачиваемую работу вы вряд ли найдете. Тренажер - это интересно, но все интервьюеры любят выяснять, насколько кандидат понимает то, что ему предстоит делать. “Обезьянки” без базовых знаний никому не нужны.
Если действительно проходить курс за 4 месяца, то нагрузка получается слишком большая, параллельно с основной работой будет тяжеловато - возможно, пострадает и работа, и курс. Поэтому лучше выделяйте больше времени.
Оценка: 3
Студент #9: На мой взгляд, очень мало практики. В тренажере совсем простые тесты на закрепление теории, их мало. Практические задания по аналогии с примерами в тренажере. Таких навыков не хватает для выполнения проекта, приходится долго разбираться, возникает много вопросов.
Абсолютно согласна по поводу нагрузки. Заявленных 20 часов в неделю недостаточно. Порой сижу целыми днями в Практикуме. Не представляю, как люди совмещают с работой. Думаю, все же, курс НЕ "с нуля", как сказано в Яндексе.Студент #12: Курс действительно практический. Но знания далеко не поверхностные и с ними можно найти работу.
По загрузке все верно. Объем знаний большой и уделять этому нужно все свое свободное время. С активной работой мало совместим. С декретом и детьми - уже можно, но лучше иметь в запасе время для занятий каждый день.
SkillFactory
Курс: Инженер по ручному тестированию
Ссылка: https://skillfactory.ru/qa-engineer-po-ruchnomu-testirovaniyu
Продолжительность: 4 месяца
Всего часов: асинхронное обучение + онлайн-семинары раз в 1-2 недели
Заявленная нагрузка: 10-12 часов в неделю
Наполнение курса:
Введение в тестирование
Методологии разработки ПО
Тест-дизайн и тест-анализ
Чек-лист и тест-план
Требования и работа с задачами
Системы баг-трекинга
Консоль браузера и UI-элементы на странице
Кроссбраузерное тестирование
Тестирование API с помощью Postman
Тестирование баз данных
Основы тестирования мобильных приложений
Финальный проект и карьерный модуль
Итог: Традиционно забыты темы с операционными системами и коммуникацией в команде, и даже почему-то тест-кейсы, а некоторые темы рассматриваются очень поверхностно. К тому же я никак не могу абстрагироваться и забыть про один случай из практики, когда мне пришлось собеседовать выпускника этих курсов, и я, к сожалению, не увидела не только глубоких знаний, ни даже минимального понимания основ. Было впечатление, что человек нигде не учился и не прочитал ни одной книги, а просто за полчаса до собеседования выучил несколько слов на тему тестирования, совсем не понимая, что они означают. Поэтому любая оценка здесь будет субъективна.
Оценка: не ставлю по изложенным выше причинам.
Студент #10: Ну не так уж там всё плохо. Очень неплохие основы знаний дают, менторы и координаторы отвечают оперативно, всегда стараются помочь. Правда есть менторы - вчерашние выпускники, что естественно не есть гуд. 3+ я бы в целом дал. )
SkyPro
Курс: Инженер по тестированию
Ссылка: https://sky.pro/courses/programming/qa-engineer
Продолжительность: 40 недель
Видеоуроки: менее 2 часов в неделю
Домашняя работа: от 9 часов в неделю
Наполнение курса:
1. Основы тестирования
(1. Основы функционального тестирования 2. Баг-репорты 3. Тест-кейсы и системы управления тест-кейсами Мастер-класс по тест-кейсам Мастер-класс «Уровни тестирования» 4. Уровни тестирования 5. Введение в тест-дизайн. Классы эквивалентности и граничные значения 6. Техники комбинаторики Мастер-класс «Оптимальность выбора тестовых сценариев» 7. Нефункциональные виды тестирования Мастер-класс «Виды тестирования» 8. Регрессионное, smoke и повторное тестирование Мастер-класс «Виды тестирования 2.0» 9. Тестирование документации 10. Техники тестирования документации 11. Метрики и отчетность)
Достаточно хороший набор тем, но спорный принцип курса - минимум теоретических знаний и максимум практики (выше уже писала свое мнение по этому поводу на примере Яндекс.Практикума), не хватает только анализа требований заказчика (впрочем, этой темы нет во многих рассмотренных курсах). По поводу включения в курс метрик тестирования я уже тоже писала: они совсем не нужны джуну, а изучение их без глубокого понимания тестирования совсем не оправдано.
Студент #11: Моё наблюдение - если ограничиться только теми сведениями, что излагаются в теоретической части курса, результат будет нулевой, даже при идеальном учебном плане. Все основы тестирования здесь - краткое изложение общедоступных сведений (например, книга и курс Святослава Куликова есть в бесплатном доступе). За что мы платим деньги - это практические задания, которые, надеюсь, приближены к реальным условиям, по крайней мере, активно используются популярные тулы для тестирования. Для пытливых умов этого старта вполне достаточно, чтобы развиваться дальше. Приведу пример: поработав с баг-трекингом Jira я имею более-менее наглядное представление о работе в Скраме, в отличие от тех, кто пытался зазубрить всю эту японщину по книжке.
Автор на комментарий студента: У меня вызывает большие сомнения, что Scrum можно понять, поработав в Jira. Это примерно как изучать лес, ориентируясь на то что выходит с лесопилки - видишь на два измерения меньше и уже во второй производной.
2. Тестирование API
(1. Введение в тестирование API 2. Инструменты тестирования 3. Postman. Знакомство с инструментом 4. Postman. Заглушки 5. Рабочий проект в Postman Мастер-класс «Postman. Расширенные практики» 6. SOAP 7. Нагрузочное тестирование 8. Введение в автоматизацию тестирования)
Наполнение хорошее. Только не очень понятно, почему есть тестирование API, но нет тестирования WebUI.
3. Тестирование мобильных приложений.
(1. Мобильные приложения и их разновидности 2. Особенности тестирования мобильных приложений 3. Тестирование Anrdoid и iOS приложений 4. Работа с мобильными фермами и снифферинг траффика)
Нет упоминания о тулзах для тестирования мобилок. Возможно, на самом деле они рассматриваются, но не упомянуты в описании модуля.
4. Инструменты тестировщика
(1. CI/CD 2. Git 3. Логирование)
Не очень понятно, насколько глубоко рассматривается каждый из инструментов, а также почему логгирование рассматривается отдельно от API.
Не рассматриваются:
Снова операционные системы (что ж их так не любят-то…)
Снова коммуникации в команде (а без них тестировщик долго не протянет)
Совсем не понятно, где затерялся тест-дизайн
Студент #11: Количество часов очень условно: то, что дано в теории - можно смело сжать в три раза (в смысле, не на 9 месяцев растягивать, а на 3), но с практикой такое не пройдет. Например, вся теория по теме "Уровни тестирования" укладывается в 11 минут. А в практическом задании к этой теме нужно: 1. декомпозировать систему; 2. написать от 3 до 8 интеграционных (!) тест-кейсов; 3. провести по ним тестирование системы; 4. оформить найденные баги в Jira. У всех студентов это занимает более 2 часов, у некоторых больше недели.
Итог: Принцип курса предполагает минимальное количество теории. Уровни тестирования рассказываются за 11 минут, хотя там материала, по моему скромному мнению, минимум на 2 часа, это если не связывать с методами тест-дизайна, а только теорию рассказать, а остальное студент должен нагуглить и изучить сам. При этом есть пропущенные темы и поверхностно изучаемый материал. Как и Я.практикум, курс хорош для понимания, а нужна ли вам эта профессия, но работу после него будет получить трудновато.
Оценка: 3
Ksendzov.com
Курс: Курс тестирования ПО Вадима Ксендзова
Ссылка: Курсы тестирования ПО Вадима Ксендзова (ksendzov.com)
Продолжительность: 3-4 месяца (зависит от группы)
Всего часов: максимально 150 часов
Заявленная нагрузка: 3 раза в неделю по 1-3 часа
Наполнение курса:
1. Базовая теория
Ооочень базовая теория и очень немного. Если у вас нет базы по тестированию, то, скорее всего, будет тяжеловато.
2. Тестирование сервисов
HTTP, JSON, XML, Postman, логи - очень нужные умения и знания, но опять же - они должны ложиться на уже имеющуюся базу.
То же самое могу сказать и про все последующие разделы курса:
Тестирование мобильных приложений
Linux и bash
Базы данных
Нагрузочное тестирование
Основы Python
Основы методологий разработки
Итог: хороший крепкий технический курс от действующего разработчика для уже довольно опытных тестировщиков, которым не нужно разъяснять базовые понятия, которые понимают отличие чек-листа от тест-кейса и тест-плана и знают, как минимум, 3-4 метода тест-дизайна, помимо классов эквивалентности, но немного “плавают” в технической и архитектурной части. Если это про вас - думаю, курс от Ксензова вам очень пригодится. Если вы только думаете “входить в айти” - стоит выбрать другой курс, так как здесь базы вы не получите.
Оценку не ставлю, потому что курс совсем не для начинающих.
Автор: Комментарии студентов получить не удалось, так как три проверенных студента, действительно начавшие обучаться на курсе, на просьбу поучаствовать не отреагировали.
Исходная информация
Как не раз указывали студенты, программа на лендинге часто расходится с реальной программой курса.
Многие курсы достаточно часто обновляют свою программу. Это скорее хорошо - значит, курс развивается на основе обратной связи.
Программы курсов на момент написания статьи сохранены здесь. Но только по тем курсам, которые позволяют скачать программу в pdf. Почему у некоторых курсов такой возможности нет (даже через менеджера) - большой вопрос.
Финальное от эксперта
Мне очень помогли комментарии студентов каждого из курсов, потому что, к сожалению, не проходя курсы, а только читая описание на сайте, бывает тяжело понять, что подразумевается под маркетинговыми выкрутасами, даже если у тебя 20 лет опыта :)
Я честно старалась не ставить всем плохих оценок, много раз пересматривала написанное с целью найти что-то положительное и повысить балл. Но к сожалению, удалось поставить выше четырех только Отусу (что подтвердили отзывы студентов). Его почти догнал GeekBrains, но кросс-проверка заданий без участия преподавателей, конечно, восхищает с точки зрения бизнес-модели, но вряд ли принесет пользу клиентам :) Пришлось все-таки понизить оценку.
Ну, а что до остальных… К сожалению, ничего не смогла сделать, поставила тройки, одну двойку, а кое-где даже постеснялась оценивать.
Отвечая на очевидно возникшие вопросы у выбирающего курсы абитуриента:
- Почему так много курсов получило тройки?
- Потому что их программы слишком перенасыщенны.
- Но что плохого в том, что курс пытается дать студенту как можно больше?
- В том, что объем и качество знаний - это разные вещи. И они, как правило, противоречат друг другу. Маркетологам курсов сложно продать качество, но гораздо проще продать количество. Качество плохо измеримо и поэтому его не демонстрировать. Но зато на лендинге, в маркетинговых материалах и программе курса можно легко впечатлить желающего войти в айти объемом изучаемых тем и инструментов, по которым будут даны навыки.
- Но ведь все эти знания и инструменты добавлены в курсы не просто так, всё это требуется IT-компаниям и тестировщики должны это всё знать?
- Это должны знать мидлы и выше. Как я указывала в статье, некоторые темы вроде метрик тестирования нужны только сеньорам. Принимая на работу джунов, а точнее трейни, компании прекрасно понимают что их горизонт знаний пока еще сильно ограничен и навыков мало. Лучше очень хорошо понимать основы и не знать каких-то подробностей, чем выучить много слов и не понимать, что они значат.
- На что тогда обращают внимание компании?
- Не могу сказать за все компании, но я и мои коллеги обращаем внимание на фундамент и понимание, для чего на самом деле нужны те или иные базовые понятия. Если трейни четко знает виды тестирования, когда какой из них применим и может на практическом примере "разложить" классы эквивалентности и граничные значения не только на числах, то дальше, отталкиваясь от этого фундамента, он быстро дорастет до нужного нам уровня. Если же он этого не знает, но зато, например, уже предпринимает попытки автоматизировать, то его автоматизация будет малоэффективной. Человека надо переучивать с нуля. Тогда уж проще взять человека с улицы, а не с курсов.
- Все равно как-то не очень всё это понимаю.
- Вот вам простой пример. Предоположим, вам давно нравилось изобразительное искусство и вы хотите чем-то таким заняться. Вы пока не очень понимаете, что это могло бы быть, в каком виде и жанре. Вы приходите на курсы, чтобы на выходе начать брать какие-то подработки.
На одном курсе вы коротко проходитесь по теории, а потом вас начинают натаскивать по живописи. Начинаете с классицизма, продолжаете реализмом, сюрреализмом и так далее. Потом вам добавляют гравюры и мозаику. И еще что-нибудь. Ну а что - на том или ином этапе своего творчества художник ведь может пробовать разное, участвовать в различных проектах. На самом деле на выходе с такого курса вы будете уметь все понемногу, но ничто не сможете делать хорошо.
На другом же курсе вам предложат остановиться пока только на рисовании. Но вам расскажут про перспективу, пропорции, про освещение и тени, анатомию человека и его позы, про цвета и золотое сечение. На выходе вы будете понимать базовые принципы изобразительного искусства вообще, будете иметь неплохие навыки рисования и сможете вот это всё полученное проецировать на другие виды искусства уже самостоятельно или с небольшой помощью.
- Так как всё-таки выбирать QA-курс?
- На самом деле всё просто.
Во-первых, послушайте начальные занятия преподавателей нескольких разных курсов. Вам должен быть близок формат подачи, и после каждого занятия у вас в голове должна оставаться некая картинка, базовое понимание того что вам рассказывали. Может быть потребуется что-то погуглить, но уж точно не должно происходить такого "О, нашел на youtube ролик, где все это более понятно рассказывают".
Во-вторых, пообщайтесь с выпускниками этого курса, расспросите их про то, какие темы они в результате хорошо поняли, а какие - не очень. Если из сознания выпали дополнительные темы вроде мобильного тестирования или сетей - то ничего страшного. Если же оказался непонятен тест-дизайн или выпускник не понимает алгоритм поиска баги в трехзвенной структуре - это плохой знак.
- Но если много выпускников после этого курса действительно находит работу - это же хороший знак?
- И выпускники сельскохозяйственного техникума и выпускники Гарварда находят работу. Но это немного разные работы. Понятно, что для трейни в качестве первой работы подойдет любая. И если много выпускников курса находит работу в IT, - это действительно хороший показатель. Но я бы также смотрела и на уровень компаний. Если это компании с именем, которые не "пылесосят" любые кадры с рынка и куда сложно попасть, то это дополнительный сильный показатель уровня курса. В конце концов, вы хотите через несколько лет получать 100 тысяч или 200?
Автор: двигаемся дальше
Беру слово у эксперта обратно.
Наши следующие шаги:
Этап 4: Субъективно оцениваем удовлетворенность студентов курсами. “Я расстроен, так как получил то что хотел, а не то, что как, оказалось, мне было нужно”). В идеале - мониторим карьерные пути.
Этап 5: Субъективно оцениваем удовлетворенность работодателей позавчерашними биологами, строителями, аналитиками (да, бывает и такое) и вчерашними выпускниками-тестировщиками разных УЦ.
Этапы объемные и по срокам автор пока ничего не скажет. На текущий момент в исследовании 100+ студентов. И продолжается прием новых. Так что придется дождаться, пока большинство из них выпустится.
Но зато в ближайшую неделю автор в рамках онлайн-формата "QA-бинго" соберет QA-экспертов из разных курсов, компаний и стран чтобы таки разобраться - какой он, минимальный набор знаний и навыков джуна.
QAsmokeQA
Если не хотите пропустить следующий материал автора, что-то новое в QA-курсах или нюансы QA-собеседований,
подписывайтесь на http://t.me/QAsmokeQA
P.S.
Если вы сейчас как студент проходите курс по QA, заинтересованы в получении максимально качественного образования и готовы делиться удовлетворенностью о ходе обучения, напишите в ЛС. В ответ при возникновении брешей в учебе или сложностей с трудоустройством автор поможет путем бесплатного подключения знакомых топовых менторов.
Если вы в своей компании отвечаете за QA-ресурсы, накопили статистику по приходящим с курсов джунам или просто не удовлетворены входным потоком кандидатов - в том числе и выпускниками образовательных курсов, напишите в ЛС.
Если вы в своем учебном центре выпустили новый QA-курс или обновление существующего, напишите в ЛС. Но только если уверены в его качестве.
Не зарегистрированным на Хабре добро пожаловать https://t.me/I00chukQA
Комментарии (12)
tester_17
16.02.2022 14:57+3есть другая беда - куда более сложная.. это как выйти из айти и куда
ReadOnlySadUser
17.02.2022 08:23+1В России - никуда. Хотя вообще судя по тенденциям, и в России айтишникам перестанут нормально платить. Как тольк интернет-рубильник дернут, так и зарплаты вниз поползут
hateholic64
17.02.2022 08:23Но ведь все эти знания и инструменты добавлены в курсы не просто так, всё это требуется IT-компаниям и тестировщики должны это всё знать?- Это должны знать мидлы и выше.
Вообще не согласен, ищу работу, и требования на Джуна такие же как для мидла. Из ста откликов одно собеседование
belchonokstar
18.02.2022 14:45Чем больше людей, думающих, что они вкатятся в айти, тем жестче Заказчики составляют входные требования, чтоб отсечь тех, кто действительно не способен вкатиться, логически рассуждать, освоить много информации в короткие сроки и правильно ее применять в работе. Джун сегодня должен знать и уметь столько же, сколько мидл 5-7 лет назад. Количество выпускников курсов с трочными оценками от опытных экспертов отрасли, вынуждают ставить на вход все более жесткие фильтры, чтоб пропустить в айти только действительно способных к этому кандидатов.
ole325
18.02.2022 14:34+1Статьи интересные, но проку не много. Если наложить все "должно быть", то почти нечего не останется.
Основная проблема, курсы не ориентированы на обучающихся, их задача как можно больше научить, вместо научить всех. Подходы должны быть разными - для студентов технарей, для "свитчеров" и т.д., так же должно быть разделение по формату обучения, кому то видео нужно, а кто то хочет только конспекты, кто то плохо усваивает, и ему сети не нужны, кто то наоборот может больше узнать.
Как итог, надо расти с наставником или на курсах/стажировке при работе.А еще стоит забыть про "вайти" через QA
Dasha_KorobOk
Как на удивление по-разному люди воспринимают одни и те же вещи. Я учусь в GeekBrains, правда не на курсе ручного тестирования, который анализируется в статье, а на годовом курсе, включающем автоматизацию, но курсы у нас конечно пересекаются. Так вот курс по сетям, который так ругает студент в статье, является одним из моих любимых, он сложный, да, но очень интересный, наполненный и если читать методичку в дополнение к вебинарам, то вполне можно во всем разобраться. И курс Тестирование веб-приложение, про который студент в статье говорит, что "...Мне преподаватель не понравился, я вообще не понимала что она говорит " и мне, и всем в моей группе, кто высказывал свое мнение по этому вопросу, показался самым понятным из пройденных курсов.
100chuk Автор
Лично мне больше интересен вопрос зачем вообще QA-джуну забивать голову канальным сетевым уровнем или NAT. Это явно не входит в рабочий набор для 90% тестировщиков отрасли. Лучше уж нейросети добавить. :)
Очевидно, вам попались разные преподаватели (а методист курса не следит за их выравниванием).
Dasha_KorobOk
Курс по сетям - необязательный для получения сертификата, он доступен для прохождения в течение 2,5 лет с момента покупки курса по тестированию.
Вероятность, что речь идет о разных преподавателях - крайне мала
100chuk Автор
Давайте ради интереса сравним - напишите мне в ЛС фамилию преподавателя, я уточню у первого студента.
tsurugi-no_ken
Вероятно, курсы для понимания требуют входного порога, который у вас имеется, а у студентов его нет.