В прошлый раз мы попробовали разобраться в том, что вообще такое NFT. Из этой части вы узнаете как выглядел процесс перерождения технологии организации данных в медиавирус.


Криптоархеологи проводят самые настоящие раскопки блокчейнов в попытке обнаружить токены, которые могли бы считаться первыми NFT. Из-за разногласий по поводу формулировки требований к NFT имеют право на существование разные мнения, но превалирует версия, что смарт-контракт Terra Nullius, появившийся 7 августа 2015 г. был первым в своём роде.

Ссылки: [Анонс на reddit] [Код контракта]

Функционально это была демонстрация возможности записывать произвольные данные в блокчейн: пользователи могли создать токен, содержащий некое текстовое сообщение. Каждый токен маркировался уникальным порядковым номером, но отсутствовала возможность поменять владельца, то есть их было невозможно продать.

image

Не так давно на базе первых сообщений были сделаны современные NFT, что позволяет удобно почитать послания от первых криптонавтов для потомков.

Для особых ценителей старины существует возможность потыкать ручками в содержимое токенов тут.

image

Игра Blockplots (второе название Etheria 1.1) была запущена 29 октября 2015 г. Пользователи покупали участки на карте, которые потом можно было перепродавать другим участникам. В блокчейне каждый кусочек виртуальной землицы был представлен как отдельный токен. Именно наличие функции смены владельца является причиной, по которой этот вид токенов борется за право называться первыми NFT в истории.

image

На тот момент идея продавать кусочки виртуальной собственности уже давно была неновой. В 2005 году некий находчивый студент придумал веб-сайт Million Dollar Homepage для креативного сбора средств на оплату учёбы. Идея сайта заключалась в продаже места на пустой картинке размером 1000x1000 пикселей. Покупатели размещали на выкупленной площади изображение и ссылку на свой ресурс. Один пиксель стоил один доллар, через полгода после запуска сайта молодой человек собрал свой миллион.

image

Именно этот сайт стал вдохновением для разработчика по имени William Entriken (@fulldecent), айтишная активность которого настолько бурная, что его эксперименты даже засветились в журнале Хакер.

Блокчейн Ethereum давно привлекал интерес Уильяма. Имея за плечами серьёзный опыт разработки, Уильям видел себя в роли организатора, его целью было собрать группу единомышленников для нового проекта. Среди существовавших идей его сразу заинтересовали неразмениваемые токены, так как ему показалось, что именно NFT должно было раскрыть настоящий потенциал распределённых реестров, хотя на тот момент подобное мнение мало кто разделял.

Так совпало, что именно тогда уже вовсю гудел проект CryptoKitties, который стал первым NFT-проектом, вызвавшим широкий общественный резонанс. Милые картинки с котиками, игровая механика, построенная вокруг скрещивания и система аукционов привлекли столько внимания, что игра достигла грандиозного коммерческого успеха.

image

В игре CryptoKitties токены представляют котиков. Игроки обменивают NFT (как бы котиков) на криптовалюту Ethereum. Игровой процесс включает размножение и торговлю, пользователи стремятся заполучить самые редкие породы, чтобы заработать на их продаже. Все процессы в игре выполняются с помощью смарт-контрактов. Не только транзакции, но и данные о котятах находятся в блокчейне. Есть два способа заполучить котёнка. Первый — это победить на аукционе. Аукционы позволяют получить котёнка навсегда или в аренду. Другой вариант — это размножение. Чтобы «создать» нового котёнка необходимо иметь доступ к двум родительским особям. Рост системы опирался на желание игроков заполучить самых дорогих котят и выгодно их продать. Подробный анализ справедливости игры на англ. языке

image

Из-за технических и экономических проблем проект затух через год и про него почти забыли, но в 2021 г. вместе со вспышкой интереса к NFT внимание к котятам в блокчейне снова вернулось.

А в начале 2018 желанием повторить успешную идею загорелось множество разработчиков, которые были вынуждены искать помощь в разработке стандартов на NFT, так как на тот момент не существовало единого мнения относительно правильного устройства этой штуковины. Несколько конкурирующих команд работали над проектами экосистем, состоящих из смарт-контрактов, кошельков и торговых площадок.

Личные таланты и работоспособность Уильяма привели его к роли ведущего автора стандарта ERC-841, который позже был переименован в ERC-721. Получившийся стандарт был позитивно принят сообществом, работа над альтернативными вариантами была остановлена, и в течение нескольких лет не было предложено никакой замены. 6 июня 2018 г. работа над ERC-721 была официально завершена.

Посмотреть подробное перечисление заметных проектов в мире NFT можно там.

image

▍ Начало настоящего хайпа


NFT длительное время оставалось словом известным лишь специалистам по криптовселенным, больше обозначением технологии организации данных, чем поводом для широкого обсуждения. Проекты, использовавшие подобные токены, возникали и исчезали, но никакого внимания технические детали не привлекали. Внезапно в начале 2021 года неразмениваемые токены вырвались за рамки профессиональных форумов и стали большим явлением, брендом с собственным рынком. Давайте посмотрим на динамику поисковых запросов по этой теме.

image

Список стран, из которых приходило больше всего запросов, выглядит очень странно. В первых строчках нет ни США, ни других стран, население которых объективно обладают средствами для рискованных инвестиций. Зато мы видим Китай, откровенно небогатые страны и страны, известные финансовыми «услугами». Причины такого распределения должны нам рассказать много нового о том, как используется NFT. А пока обратим внимание на пик, возникший в феврале 2021 г. Что же тогда случилось?

image

Источник: DappRadar

К тому времени рынок «продажи» цифрового искусства посредством токенов уже появился, но отношение к нему было на уровне очередной высокотехнологичной забавы. Шум возник вокруг видеоролика CrossRoad за авторством компьютерного художника с ником Beeple, дело происходило на криптобазаре «Nifty Gateway (NG)», где эта работа была впервые продана за 66_666 $ пользователю Pablo (@pablorfraile). Сам NFT содержал ссылку на короткий анимационный ролик, который символически связан с выборами в США в 2020 г. Pablo затем выставлял на продажу этот лот несколько раз, значительно увеличивая цену, в феврале 2021 некто anonymous10 приобрёл его за 6_600_000 $ и передал пользователю Delphina Leucas (@babybeluga). Продажи цифровых фантиков за десятки и тысячи долларов на фоне криптобума никого до этого момента не шокировали, но мир не смог не обратить внимания на то, что какая-то непонятная нелепица стала объектом многомиллионных сделок. Это запустило снежный ком невероятных продаж, и процесс начал сам себя подогревать.

image

Будет ли рынок двигаться дальше или три миллиарда это потолок? Пока неизвестно, прошло слишком мало времени, чтобы судить. Являются ли 200_000 кошельков, совершавших операции, уникальными пользователями? Нет, один пользователь может использовать несколько кошельков по самым разным причинам. Почему распределение по сумме сделок не является нормальным? Скорее всего, провал в распределении связан с существованием как минимум двух разных целей совершения сделок. Небольшие суммы — это то, что соответствует декларируемому назначению NFT: игровые покупки, коллекционирование, пожертвования и баловство. Крупные сделки являются клубком из разных причин, которые сводятся к двум базовым: погоня за прибылью и ЧСВ (чувство собственной важности).

▍ Анализ регионального интереса


Возвращаясь к странному списку стран, проявивших интерес к NFT, стоит воспользоваться свежими данными по поисковой активности за последние три месяца. В таблице ниже проранжированы регионы по количеству запросов, начиная с самых активных, раскраска ячеек соответствует классификации стран по ВВП+ППС на душу населения.

image

Вместо ожидаемой картинки, повторяющей распределение богатства в мире, имеем топ, в котором одновременно присутствуют богатые, умеренно обеспеченные и совсем грустные страны. Похоже, что NFT привлекает тех, кто активно ищет новые формы заработка в силу бедности или, наоборот, развитости финансовой системы. Чтобы продвинуться дальше, следует пристально посмотреть на Китай, который славится любовью к технологиям и имеет очень давнюю историю развития крипторынка.

▍ Анализ китайского крипторынка


Что нам могут рассказать Google Trends? Вот список тем, интересовавших пользователей, которые искали информацию про NFT:
Тема Пояснения
Искусство Имеются в виду продажи цифрового искусства посредством NFT
Binance Самая известная криптовалютная биржа
OpenSea Один из самых популярных NFT-базаров
Банковские переводы -
Токены -
Торговые площадки Имеются в виду NFT-базары
Кошелёк Подразумевается личный счёт для операций в блокчейне
Discord Мессенджер, в котором происходит максимум общения по разным темам, которые касаются NFT
Аватар Подвид NFT-картинок для аватарок
Взаимозаменяемость -
Цифровое творчество -
Обезьяна Имеется в виду известный набор NFT „Bored Ape Yacht Club“
Ковыряния среди расширенных запросов на keywordtool.io, к сожалению, не выявили никаких неожиданных применений NFT в Китае. Похоже, придётся копать ещё глубже.

Давайте посмотрим, какие выводы можно сделать из новостей про китайский крипторынок:
  1. Китай занимается регулированием биткоина больше 10 лет.
  2. Запрет легальных обменников криптовалюты привёл к росту использования неофициальных децентрализованных бирж.
  3. В 2013 банкам было запрещено прикасаться к биткоину, но человечки тут же насочиняли массу схем с промежуточным обменом живых денег на что-то, что позволяло продолжать покупать и продавать криптовалюту.
  4. Недавно майнинг был убит совсем, а вместе с ним любые операции с криптовалютой объявлены незаконными, что имеет последствия в отличие от простых запретов.
  5. Все биржи, которые, изворачиваясь, продолжали работать, свернулись окончательно.
  6. Раздавив то, до чего было легко дотянуться, власти устроили подводный пожар, заставив мигрировать схему «децентрализованная основа + старая инфраструктура» в сторону бурного развития децентрализации.
  7. Взорвался ранее маргинальный рынок DeFi (децентрализованные финансы), который за пару ближайших лет предложит аналоги всех финансовых схем видимого мира и создаст новые инструменты. При этом у DeFi не может быть регуляторов. Это будет похоже на наивный финансовый мир конца XIX века, умноженный в миллионы раз.
  8. С точки зрения официальных регуляторов, DeFi — это анонимные программисты, создающие всё новые блокчейн-сети для анонимных пользователей. Как говорится, нельзя запретить песнь соловья, нельзя запретить пользователю запускать программу на его собственном компьютере, нельзя запретить отправлять и получать данные (даже для одного приложения это выльется в бесконечную гонку в роли догоняющего, воевать против экспоненциального роста — только выключать физическую сеть). Самих блокчейн-сетей пока ещё несколько десятков, но все они раскиданы по тысячам компьютеров в мире, никакое правительство в одиночку не способно остановить этот процесс.
  9. Люди, что создают такие проекты, сами выбирают степень взаимодействия с реальным миром. По щелчку пальцев они вольны поменять страну проживания и целевой рынок. Подчинение локальным законам для них — это мера осознанного выбора.
  10. Всё это звучит слишком анархично, технологические реализации пока больше напоминают ранний интернет: пионеры с барабанами под руководством финансистов удачи, но при наблюдающемся давлении со стороны регуляторов на беспорядочные денежные массы, это явление ждёт сумасшедший рост и оформление во что-то гигантское.
  11. Можно относительно понятно запретить явные криптовалюты. В то же время перестрелять всё семейство DeFi крайне затруднительно, во-первых, без 100 грамм невозможно понять, что несёт риски криптовалют, а что безобидно, а, во-вторых, Китай сам заинтересован в легальных криптофинансах и давно поддерживает крупные эксперименты с управляемыми блокчейнами.
  12. В результате сложилась странная ситуация, что можно плодить блокчейны без токенов. При этом в запретах под словом «токен» имеется в виду значение «криптовалюта». Хотя технически токеном является что угодно, привязанное к пользователю блокчейна. NFT, похоже, не вызывают вопросов у китайских регуляторов, но компании, работающие с NFT, стараются не использовать это название, вместо этого общепринятым стал термин Digital Collection.
  13. Китай официально объявил о запуске в конце января 2022 г. одобренной государством сети Blockchain Services Network (BSN) для размещения правильных NFT. Инфраструктура зовётся BSN-Distributed Digital Certificate (BSN-DDC). Считается, что барьером для незаконной деятельности будет обязательное подтверждение личности пользователей.
  14. На легальных NFT-базарах запрещена перепродажа новых приобретений в течение полугода.
Если совместить приведённые выше факты с тем, что Китай — это богатая высокотехнологичная страна с огромным населением, которая давно варится в теме криптотехнологий, то получается, что нет ничего странного в высокой поисковой активности по теме NFT на фоне мирового ажиотажа. Было бы интересно обнаружить, что-то необычное, но, увы.

▍ Кто, кто в теремочке живёт?


Кипр, Гибралтар, Латвия, Филиппины, Косово, Армения, Афганистан, Босния и Герцеговина, Нигерия, Венесуэла. Почему эти страны объединяет повышенный интерес к NFT? По поисковым запросам из этих регионов ничего интересного обнаружить не удалось, кроме термина nft airdrop. Это словосочетание везде находится в первой десятке, за ним кроется бесплатная раздача NFT с целью накопления аудитории вокруг дальнейшей продажи картинок.

Прошла примерно неделя разбора потоков информации, прежде чем наконец-то удалось составить грубую классификацию людей, активно принимающих участие в теме NFT. Следующая картинка вместе с пояснениями являются субъективным авторским мнением и претендуют лишь на создание начального понимания:

image

«95%» — Бо́льшая часть населения Земли пока никак не участвует в этом балагане.

«Дети» — продвинутые несовершеннолетние, что получили уникальный шанс вырваться из многовековой финансовой дискриминации и поучаствовать в этой игре, которая самых талантливых и удачливых делает богатыми. Свободных денег у них обычно нет, поэтому путь к успеху пролегает через терпеливое участие во множестве мусорных акций по раздаче бесплатных криптоактивов и зависание в криптоиграх, что позволяет единицам таки получить нормальные деньги. Понимание рынка у большинства находится на уровне «мне сказали и я побежал». Самые целеустремлённые занимаются созданием и продвижением своих коллекций NFT.

«Бедняки» — жители бедных стран, которые отличаются от «детей» лишь жизненным опытом выживания на задворках капитализма, а также небольшими сбережениями. Делают всё то же самое. Их мотивация состоит в том, что небольшая копеечка, которую можно выбить из этой истории сравнима или превышает обычный доход.

«Инвесторы» — широкая группа людей, которая включает не только профессиональных спекулянтов, главное что объединяет этих людей — это фрагментарное понимание происходящего на уровне восхищённых статеек. Здесь же находятся «коллекционеры», «меценаты», инстаграмные выпендрёжники, криптоцыгане и гаджетоманы.

«Криптонавты» — крепкие айтишники, которые имеют средства, знания и интерес к покорению цифровых вселенных.

«Мамонты» — незамеченные в движении мысли ультрабогатые гомоэректусы, мотивированные чужими историями успеха.

«Киты» — те же «инвесторы», только обладающие большими возможностями. Большинство «китов» являются различными формами коллективного управления чужими средствами. Термин позаимствован из английского интернета, в котором словом whales обозначают пользователей, ведущих самые большие криптосделки.

«Акулы» — кукловоды, которые получают ожидаемую выгоду по сложным схемам, и чаще всего дело не в само́й торговле.

«Криптодиваны» — фанатики криптосвободы, для которых ценность процесса на порядки превышает заинтересованность в материальной выгоде.

Так получается, что население небогатых стран интересуется NFT не от хорошей жизни. Логическая цепочка начинается с того, что срабатывают только NFT-проекты с большой аудиторией. Непонятно, является ли это умыслом или побочным эффектом, но возможность получить мизерный процентик от больших криптопотоков привлекли в мир NFT огромные массы владельцев дешёвых андроидов. Они буквально содержат себя и свою семью на средства, полученные от игры на смартфоне. Звучит слишком странно, чтобы быть правдой. Действительно, не всё так прямолинейно и просто, поэтому давайте разберём, что же это за игры такие.

▍ Криптоигры


Значительную часть экономики NFT составляют игры (сhain games, nft games), они привлекают возможностью постоянного заработка как будто без заметных вложений. Флагманом этого сегмента является игра Axie Infinity. Появившись в 2018 году, она быстро превратилась в самую популярную за счёт переизобретения старых механик на базе блокчейна. Игроки собирают виртуальных героев, которые называются Акси. Каждый Акси уникален и (сюрприз!) привязан к своему NFT, сама игра заключается в дуэлях монстриков, победитель получает немного внутреннего криптобабла, которое используется для расширения зоопарка и покупки криптоземли. Игра притягивает толпы игроков только экономической составляющей, играть там не во что. Все монстрики разделяются по «уникальности», а значит, по силе спроса на них. Зафиксирована покупка Аксика за 368_000 $, так что какие шутки. Криптобабло называется Smooth Love Potion (SLP), его тоже можно продавать и покупать на биржах.

Конечно, ничего принципиально нового не произошло. Игровые предметы с персонажами давно продаются в реальном мире с помощью разных схем, разница только в том, что раньше это были закрытые локальные рынки, на которых действовали только фанаты конкретной игры. Добавление блокчейна всего лишь упростило доступ к этому рынку перекупщиков, которые могут единообразным образом зарабатывать на ликвидных активах из разных игр, надувая ценность NFT-рынка.

image

Существует две причины, почему криптовалюта игры обладает ценностью: коллективные ожидания и способ применения. Люди сами придают ценность токенам игры, надеясь, что токены станут ценными. Как с любой другой криптовалютой или обычным финансовым рынком, позитивная вера в токены становится стоимостью токенов. Второй причиной является наличие полезного применения, токены необходимы для процедуры выращивания новых персонажей. Наличие такого постоянно растущего спроса сглаживает спекулятивные просадки цены токена.

Сочетание комплекса факторов приводят в такие проекты множество игроков из бедных слоёв населения по всему миру. Анализ, проведённый компанией Navik, показал, что по состоянию на август 2021 года опытные игроки зарабатывали выше среднего уровня для Филиппин (41,49 $/день), а большинство игроков зарабатывало чуть больше минимума (7,03 $/день). Такое стало возможно благодаря наличию официального способа сдачи в аренду ценных питомцев, что позволяет людям без значительных вложений участвовать в битвах с другими сильными персонажами и, соответственно, получать заметные выигрыши, из которых владельцу питомцев выплачивается вознаграждение. Самостоятельное вхождение в игру возможно при наличии трёх персонажей, которых надо купить, что может обойтись в сумму, превышающую 1000$, поэтому вариант с арендой является выходом для игроков без бюджета.

Поработившая игровой мир концепция free-to-play, начинает агрессивно отодвигаться концепцией play-to-earn. Этот термин обозначает категорию игр, в которых блокчейн используется для поощрения игроков цифровыми объектами, имеющими ценность внутри криптовселенной, в случае успеха игры эта ценность начинает выражаться в реальных деньгах. На сегодняшний день существуют десятки игр с огромной аудиторией: Gods Unchained, Alien Worlds, Splinterlands и Uplands. В самом Axie Infinity количество активных игроков превышает два миллиона. Пока в одних странах геймеры задаются вопросом «Запустить модный Axie или бесполезный Fortnite?», в других странах вопрос звучит иначе: «Заработать деньги в Axie или на заводе?».

Sky Mavis (разработчик Axie Infinity) недавно запустили автоматическую биржу Katana, где монеты Axie Infinity можно обменять на криптовалюту Эфир, что соединило напрямую игру и бурно растущий рынок DeFi, а сама Katana быстро попала в число самых востребованных сервисов. Axie Infinity притягивает воспроизведением экономической модели реального мира и размытой границей между миром воображаемых и настоящих денег. В игре есть валюта, активы и рынок рабочей силы, которые тесно переплетены. Игроки, у которых нет времени, но есть деньги, передают в аренду свои цифровые активы игрокам, у которых полно времени, но нет денег.

Концепция play-to-earn является воплощением другой концепции «инвестирование для развлечения», то есть вложение денег ради получения удовольствия от азарта и удовлетворения любопытства. Игроки становятся винтиками живой модели капитализма, пусть и в сильно урезанном формате: наёмный труд, инвестирование, потери и приобретения, которые имеют выражение в реальных деньгах. Людям нравится прямая зависимость между усилиями, смекалкой и результатом, то что остаётся лозунгом капитализма, но эволюционно давно исчезло. Подобные игры выводят тиражируемую в некоторых кругах фразу «каждый должен быть инвестором» на новый уровень. Буквально каждый! Ребёнок, заключённый, военнослужащий, вне зависимости от местоположения и дохода, каждый может хотя бы почувствовать себя инвестором, а может даже заработать. Геймификация инвестирования в самом органичном воплощении. Больше нет нужды работать в офисе, больше нет нужды выживать на доллар в день, NFT игры — это комфортное воплощение надежды на хорошую жизнь в условиях общемировой тряски. Если у вас что-то зачесалось, то следует чётко понимать, что это не раздача халявы, без вложения средств вам придётся долго искать незанятое приглашение на наёмничество, но гораздо хуже, что доходы напрямую связаны с притоками новых игроков и уже длительное время они падают (см. SLP Price Chart).

Примитивная экономика Axie Infinity имеет примитивные проблемы, персонажи бессмертны, их количество растёт, то есть они дешевеют. Какое влияние в долговременной перспективе окажут такие игры на слабые экономики — тоже вопрос. Это может привести к инфляции, а может произойти рост доходов в аналоговом секторе, в качестве компенсации ухода в криптомир рабочих рук. Не следует забывать, что сама игра не децентрализована, ничто не мешает разработчикам продать свою долю игровой криптовалюты и выключить сервера, NFT-монстры останутся у пользователей, но их цена рухнет.

Сама игровая составляющая больше похожа на декорацию, её можно легко убрать, что обнажит такую схему: пользователи обменивают криптовалюту на фантики, обладание фантиками приносит ежедневный доход тугриками (при условии захода в игру), тугрики и фантики можно обменять на криптовалюту, игровая активность на доход влияет незначительно, так как верхняя планка сильно ограничена, величина дохода зависит от ценности имеющихся фантиков и количества новых покупок фантиков всеми пользователями. Если добавить необходимость платить за вход в игру, то наблюдаются все признаки пирамиды, но действительная судьба проекта зависит от того, смогут ли организаторы ловко подстраивать экономику, чтобы не распугать игроков, смогут ли подогревать интерес.

▍ Какую инвестиционную ценность имеет NFT?


Если желание собирать крошки, падающие с большого пирога, не вызывает недоумения, то к покупке NFT c картинками есть много вопросов. Никаких особых прав NFT не создаёт, но почему его покупают? Множество людей совершает сделки, они платят настоящие (иногда космические) деньги, откуда появляется стоимость у NFT?

Развитие технологий в очередной раз заставляют нас пересматривать устоявшиеся парадигмы. Но является ли NFT новой технологией? Тесные границы искусства в начале XX века были взорваны водородной бомбой под названием „Чёрный квадрат“, это постулирование идеи разрыва между реальным миром и миром, который можно создать воображением. «Чёрный квадрат» был манифестом, кричащим, что описание реального мира — это лишь симпатичная конструкция посреди бесконечного поля комбинирования элементов информации, символ не обязан иметь форму своего значения, ссылка равноценна содержанию.

Похожие на NFT явления существуют давно. Игровые предметы продаются за огромные деньги с 90-х, а донаты? Уже есть целое поколение, которое не считает странным добровольно бросать деньги в пустоту и испытывать от этого приятные ощущения. Большинство случайных покупок NFT — это в чистом виде пожертвования.

В интернете процветает эпоха «инфлюенсеров», привлечь внимание = привлечь деньги. Если к торговле несуществующими предметами добавить блокчейн, то получается новый рок-н-ролл. NFT отлично укладывается в современную культуру, точнее, не сам NFT, а то чем он стал вместе со своей медиаобёрткой. Именно вся эта праздничная мишура и конфетти, абсурдность и бессмысленность, сопровождающаяся лавинообразным ростом внимания, это всё созвучно с культурой хайпа. В медиапространстве покупка дорогущего автомобиля и NFT выглядит одинаково, причём доказать наличие NFT проще, тем более инстаграм создаёт ощущение, что ролс-ройс сейчас есть у каждого дурачка. NFT не может столько стоить? Фабричная майка тоже не могла стоить 3000 $, пока не нашёлся первый покупатель. Роскошь напоказ потеряла связь с золотом вслед за долларом. Дорогая вещь может отличаться от дешёвой только биркой, в случае NFT даже вещь уже не нужна. За миллион долларов можно купить IZVESTNOST, которую при удачном стечении обстоятельств получится натурально перепродать.

Подобный вид социального поведения не является чем-то новым, сжечь миллион ради видеоролика уже банально и не экологично, хотя NFT добавляет в медиабезумие элемент правдивости, имитаторы не смогут извлечь пользы из новой реальности, в которой все действия проверяемы и находятся на виду у всех.

С помощью NFT можно построить учёт чего угодно множеством разных способов, но именно аналогия владения оказалась гениальной находкой для популяризации малопонятной технологии. Явление существования высокой субъективной ценности знакомо каждому. В самом начале жизни люди отчуждены от владения чем-либо и поэтому статусом собственности наделяются палки, стёкла, любые безделушки, которые чем-то выделяются. Но представьте, что будет, если встретятся несколько владельцев похожей квазисобственности? Они будут обмениваться.

Когда подобным занимаются взрослые, это называется коллекционированием. У взрослых есть настоящие деньги, если они готовы платить за что-то, неизбежно появится рынок и ценообразование. Именно поэтому второй идеей, которая всплывает в контексте NFT — является коллекционирование. Коллекционированием пытаются оправдать покупку бесполезных виртуальных жетонов без содержания, хотя с тем же успехом можно собирать случайные числа.

В следующей части наконец-то спустимся на грешную землю и перейдём к вопросам, которые касаются непосредственного участия в этом странном шоу.


Комментарии (6)


  1. Schayba9
    28.02.2022 19:40

    так что там с криптоархеологами?

    А то получается как в той юмореске:"Вот вы копаете, копаете и копаете. Может быть вы находили какие-нибудь реликвии?" ...


  1. mister_pibodi
    28.02.2022 20:20

    Этот намазанный NFT-маслом палец при скролле смотрится очень похабно)


    1. man_of_letters Автор
      28.02.2022 22:51
      +2

      Я попробовал. Действительно, очень похабно. Спасибо!


      1. VIPDC
        01.03.2022 09:41
        +3

        Порнхабно


  1. overload1
    28.02.2022 21:02

    Спасибо за обзор nft и технологий.

    Читал первую статью из которой почерпнул для себя важную информацию. Так же и из этой статьи открылись некоторые не очевидные моменты.

    Читали ли Вы книгу «How to NFT» от CoinGecko?
    Если да, то что можете сказать про неё?


    1. man_of_letters Автор
      28.02.2022 22:54

      Книгу не читал. Судя по содержанию, интересны начало и конец. Если простое любопытство, то достаточно погуглить пункты содержания.