
Всем привет! В феврале на YouTube канале “Мамкин дизайнер”, автором которого является руководитель UX-направления Usetech Евгений Шевцов, вышел новый подкаст. Гостьей этого выпуска стала Илона Саркисова, Lead UX/UI в EPAM, автор телеграм-канала “Поясни за UX” и основательница Community Z в Санкт-Петербурге.
В студии Евгений и Илона поговорили о том, как начинался карьерный путь Илоны и как организованы рабочие процессы в EPAM, об образовании, дизайн-культуре и о том, как реагировать на критику в ходе работы. Но давайте обо всем по порядку.
???? Подписывайтесь на наш YouTube канал и Habr Blog, чтобы не пропустить новости из мира IT и новые выпуски подкаста.
Как Илона оказалась в дизайне и попала в EPAM?
Илона начинала свой путь в EPAM (международная IT компания, резидент Белорусского парка высоких технологий, со штатом в 58 800+ сотрудников и отделениями в более чем 40 странах мира) с выступления на конференции ProfsoUX 4,5 года назад. ProfsoUX – это главное UX-событие в России, которое ежегодно собирает до 500 участников из разных городов и стран. Там ее заметили сотрудники компании и пригласили к себе. В компанию она пришла миддлом, а сейчас Илона Lead UX/UI. За это время команда дизайнеров в EPAM выросла с 15 до 80 человек. Звучит впечатляюще!
Сейчас зоны ответственности Илоны достаточно широки: от организации дизайн-команды (если она есть на проекте), до консультирования и организации проекта с продакт-менеджером. По словам Илоны, плюс организации проекта с продакт-менеджером в том, что ты можешь влиять на проект с самого начала.
Процессы в компании выстроены так, что если ты работаешь на проекте в одиночку, коллеги всегда могут тебе помочь в общем чате. Также можно сделать рассылку на всех сотрудников EPAM, и тогда тебе помогут зарубежные коллеги: поделятся кейсами или дадут совет. В компании нет соревновательного элемента – все пытаются друг другу помочь, несмотря на то, что дизайн – творческая профессия с высокой конкуренцией.
“Главное — спрашивать” – говорит Илона. Это качество позволило ей вырасти в EPAM, потому что она не боялась этого делать. Страх задавать вопросы может быть связан с несколькими причинами: вы боитесь, что ваш вопрос окажется глупым, стесняетесь или думаете, что вас посчитают назойливым. Однако умение задавать вопросы – очень полезный навык, особенно на начальном этапе.
Путь в дизайн у Илоны был таким: сначала она хотела быть журналистом, но потом решила пойти в IT и поступила в Университет ИТМО на программирование сетей и связей, получила опыт в программировании и верстала на Java. В 2013-2014 годах стала изучать профессии в IT, нашла статью по UX и решила пойти в эту сферу.
Илона закончила бакалавриат и магистратуру в ИТМО, и сейчас преподает там авторский курс “UX и проектирование интерфейсов”.
Смеется, что между ИТМО и EPAM есть мост, по которому студенты идут сначала в UX Lab, а затем в EPAM.
Расскажем подробнее, что UX Lab – это программа для специалистов, у которых есть небольшой опыт в UX/UI. После подачи заявки вы проходите отборочный этап в виде нескольких интервью, тестового и конкурса портфолио, и в случае успешного прохождения попадаете на трехмесячную стажировку.
Онлайн и офлайн образование в сфере дизайна
Обсуждая учебу в бакалавриате и магистратуре мы подняли вопрос о том, насколько важно высшее образование в дизайне.
“Высшее образование дает базу знаний из разных областей, и эти знания можно применять в жизни” – отмечает Илона, однако практических знаний в дизайне ты не получаешь. В процессе выполнения заданий в онлайн школе у тебя появляется понимание, что ты можешь делать.
Много где учат графическому дизайну, а именно – инструментам, потому что чаще всего дизайн воспринимается как художество. Но UX/UI – это про исследования, которые помогают определить, для какого пользователя сделан сервис, какие у него боли, что ты можешь сделать, чтобы улучшить этот сервис. Сначала это анализ и исследование, а затем решение задачи. В этом и есть проблема образования: студентов не учат рассуждать, не рассказывают о процессе исследования.
Дизайн-культура у заказчиков: существует ли она?
Илона работала в основном с зарубежными клиентами, поэтому отмечает, что у европейских клиентов дизайн-культура и понимание UI выше, чем у США. Важно уметь убедить клиентов о том или ином решении: почему нужен именно такой дизайн?
“Важно получить кредит доверия от клиента. Когда ты приходишь на проект на начальном этапе, у тебя его ноль. Тебе нужно показать, что ты эксперт и знаешь, что делаешь. Можно предыдущие кейсы использовать, можно разговаривать, можно презентации готовить, показывать как крупные компании делают. Это долгий процесс, можно несколько месяцев этим заниматься” – говорит Илона.
Если возникает конфликт между двумя сторонами, нужно поступать экологично и пытаться найти баланс. Например, если вы считаете, что решение негативно повлияет на пользователя – приводите примеры и аргументы или полностью снимайте с себя ответственность. Это не значит, что вы плохой дизайнер, ведь зачастую конфликты связаны с техническими ограничениями и бюджетом, на которые вы не можете повлиять.
Конечно, в работе над проектом не обойтись без критики, как конструктивной, так и деструктивной. В любом случае нужно уметь принимать ее. Конструктивная критика по мнению Илоны – когда человек рассуждает с позиции пользователя и приводит адекватные аргументы, почему это решение будет неудобным. Все остальное – это деструктивная критика, и от этого нужно уходить.
Есть несколько вариантов, как это сделать: отбросьте эмоции, постарайтесь найти компромисс, задайте человеку вопросы и попросите конкретизировать проблему. Если решить вопрос вдвоем не получается, то обратитесь за помощью к третьей стороне, например, в EPAM это ресурсный менеджер.
Полную версию записи подкаста вы найдете по ссылке – https://www.youtube.com/watch?v=WMT5hPiKIpg
???? Смело задавайте свои вопросы в комментариях, на площадках и делитесь своим мнением.