Все персонажи являются вымышленными. Любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.

- Скажи, пожалуйста, когда будет готово описание и функционал по нашим it-продуктам?

- Ну, слууууууушай, сейчас очень большой объем работы. Быстро точно не сделаю. Давай в понедельник? Или лучше во вторник. — Устало говорит очень хороший начальник (но пока еще не директор).

- Очень хороший начальник, нам очень нужна эта информация, чтобы мы могли объяснить заказчикам разницу в возможностях наших продуктов и политику ценообразования.

- Ага, - говорит он, что в переводе с корпоративного языка нашей компании означает: «Иди в жопу, сейчас вообще не до твоей задачи».

В понедельник, разговор повторяется, потом повторяется снова. Больше двух недель требуется для того, чтобы результат был стабильно – нулевым.

Пока задача с описанием функционала продуктов не двигается и вопросы висят там, где они висят, команда менеджеров по продажам замирает в ожидании. Бессмысленным кажется поиск новых потенциальных заказчиков, проведение переговоров и презентаций. Потому что новым заказчикам на переговорах и в разговорах очень хочется знать: 

  • можно ли добавить перламутровых пуговиц;

  • сколько это будет стоить;

  • есть ли возможность укоротить подол;

  • почему так дорого; 

  • а где собственно платье во всем этом и т.д. 

Все эти ответы есть у тех, кто конструирует платья и принимает активное участие в его производстве. Только времени на то, чтобы рассказать об этом нет, потому что конструкторы и производители заняты созданием новых платьев и штопаньем старых. 

Уходя из дуальности, где каждый участник непременно или хороший или плохой, станет очевидно, что очень хороший начальник вовсе не главный злодей или засланный враг в девственное лоно нашей (кажется, теперь не нашей, а вашей) компании. Наоборот, он работает и живет в соответствии с принципами, правилами и выстроенными бизнес-процессами компании, в которой работает. В его списке приоритетов именно то, что транслируется и исполняется сюзереном и командой топ-менеджеров.

Поэтому происходящее внутри – это совокупность всех действий, мыслей, идей, слов и поступков команды и СЕО, которые принимает заданную парадигму и транслируют ее внутри компании. Если кого-то не устраивает действующая парадигма, он в ней просто не живет или как минимум предпринимает попытки изменить.

 Возвращаясь к очень хорошему начальнику. В основе принятия его решений лежит мысль о том, что наибольшая степень важности всей it-компании (как системы) присутствует в том, что делает его подразделение и за что конкретно он несет ответственность. А так как коммерческий отдел ввиду исторических факторов и частой смены трудовых договоров не сформировал своей ценности, то в единый контур, образующий выручку и влияющий на непрерывную цепочку в производстве, топ-менеджментом и СЕО он не включен.

Что это значит?

В некоторых случаях интеллектуальный продукт и его возможности могут быть раскрыты только после его адаптации в каждом конкретном случае. Эта зона ответственности в it-компаниях принадлежит отделу внедрения или аналогичному подразделению (разработчики, аналитики, продакты), которое в зависимости от сложности проекта и списка предстоящих задач может быть представлено как в большем, так и меньшем составе. Весь процесс адаптации продукта или его внедрения можно условно разделить на этапы:

  1. Сделка.

  2. Адаптация продукта.

  3. Постобслуживание.

Логично предположить, что на каждом этапе должен существовать свой результат, документ и выстроенные процессы, позволяющими контролировать качество проведенной работы и степень удовлетворенности заказчика.

Для нашей (пардоньте) вашей it-компании эти важные элементы сформированы только на первых двух этапах. 

  1. Сделка – подписанный контракт с условиями+$$.

  2. Адаптация продукта – акты приема-передачи+$$.

  3. Постобслуживание – ничего, потому что ничего и потому что акт и денюжки получены, а дальше голубчики сами.

Для монополистов третий этап не является важным, потому что к этому моменту заказчик уже подписал договор, уже потратил много денюжек и для того, чтобы обосновать уход и смену продукта, требуются стальные яйца высокая степень влияния и экспертности. 

На конкурентном рынке, важность третьего этапа очевидна. Компании важно понимать, что конкретно происходит на третьем этапе, как много ресурсов требуется заказчику для качественного постобслуживания и как много ресурсов компания отдает фактически, какова рентабельность, как собираются данные на этом этапе, как их интерпретируют и главное, что с ними делают потом. Т.е. к каким управленческим решениям это приводит. 

Очень много внимания и сил внутри компании сюзерена направлены на первые два этапа, но если первый целиком лежит на плечах отщепенцев  менеджеров по продажам, и каждый конкретный менеджер варится в своих задачах самостоятельно, то на втором этапе работает команда. И хотя сроки первого и второго этапа от начала до получения документов и денюжек примерно одинаковые, более сложным считается второй, а более значимыми людьми в компании тоже вторые. Почему? 

Как минимум для этого есть 2 причины. 

Первая: на втором этапе большее число людей страдает задействовано в работе.

Вторая: если акта по второму этапу не будет получено, прощай остаток денюжек, надежды на получение новых денюжек и здравствуй, плохая репутация.

Именно поэтому все пыхтят и молятся на участников второго этапа, а после подписания актов пьют за здравие их нервной системы и ангельское терпение.

И если французы говорили ищите женщину, то в бизнесе в качестве причины следует жить в парадигме «ищите денюжки». Пока взор топ-менеджмента с молитвами, ожиданием долгожданных актов направлен на ВТОРОЙ этап, первый никому не интересен кроме самих менеджеров по продажам. Наверное, мысль, что некому будет адаптировать да внедрять на втором этапе, если на первом будет ноль, не столь очевидна как кажется на первый взгляд. 

Если к вышесказанному добавить регулярные унижение критику и обесценивание огромной работы, которую делают менеджеры по продажам, вопросиков станет еще меньше. 

Прикидываю в уме, насколько стремительный карьерный рост сложится у очень хорошего начальника в следующих главах моей книги и как много времени ему потребуется для описания продуктов.

Комментарии (7)


  1. spesso
    10.03.2022 11:27
    +1

    Ну вот, писюны отложили в сторону и взялись обеими руками за " девственное лоно ", что следующее? Жду с нетерпением.


    1. sasha_firsova Автор
      11.03.2022 22:56

      ахах, очень смешно комментарий, хотя тональность не понятна)


  1. Memphiss
    12.03.2022 19:28
    +1

    У software development life cycle есть свои этапы и сроки. Мне бы посмотреть на вашу Jira.

    А в Agile есть ещё и инструменты для связи членов команды и документирования бесед. Документирования - значит записи. Мне интересно, как записываются обещания (видео, email-ы, системы логгирования, дневники).

    Значит плохо настроены процессы - это раз. Кабанчик хотят, чтобы "фигачили по ночам после работы" и ещё вместо умелого сбора требований и инструкций хотят, чтобы была двойная работа: сначала изобретение, а потом ПОЛНАЯ переделка без увеличения бюджета. (Я бы взглянул, насколько полная проектная документация).

    Не удивительно, что разрабы поняли, что делают Филькин труд и перестали уважать.

    Хотя даже если так - переделки в следующем спринте. А на ранних стадиях показывайте прототип в той же Figma.


    1. sasha_firsova Автор
      13.03.2022 10:51

      Благодарю вас:)

      Про Jira и работу с бэклогом в компании я позже напишу.


  1. XaBoK
    13.03.2022 14:51

    Вы упустили один важный момент, хотя и описали ситуацию сдувающегося бизнеса со всех сторон. По вашему описанию - это в прошлом успешная компания, которая переросла себя (мозг и культуру организации). Между производством и продажей есть конкуренция. Её истоки обычно лежат в первых успехах. Когда первые платья были готовы и пошли в серию, то появился перекос в сторону продаж - они стали самыми главными. Продукт уже есть, трат за поддержку пока ещё нет и продажа почти полностью идёт в прибыль. Лет через 5 вы получаете ситуацию, когда прибыль намного меньше, так как нужно тратиться на доработку и поддержку. А значит начинают разгонять продажи на новую скорость. Те, по уже сложившейся культуре, обещают клиенту "всё", "быстро" и "дешево" - полностью игнорируя нужды и расходы разработки. Продавец проходит первый этап (подписание), получает премию и похвалы, а потом второй этам (разработка) проваливает сроки и качество (так как контракт изначально был не реальным и/или убыточным). Поэтому хорошему начальнику иногда прихожиться затягивать первую стадию и кормить продажи завтраками - это его единственный инструмент ограничить поток проблем на подответственном ему этапе.


    1. sasha_firsova Автор
      13.03.2022 21:32
      +1

      перекоса в продажах не было никогда, тк фокус у всех на актах и внедрении. для роста - это плохо, тк в верхней воронке недостаточно лидов.

      я опишу последовательно в новых частях детали.


      1. XaBoK
        13.03.2022 23:24

        То, что я видел в нескольких крупных компаниях с продуктом, который был прибыльным и успешным в последние 10 лет - компания застревала в своём успехе и не реагировала на изменения обстановки. Большие ресурсы бросали на продажи и удержание клиентов. А продукт был уже аутсайдером рынка и вся "борьба" за продажи была вливанием денег в маркетинг и понижением цены.