Все персонажи и события вымышленны. Любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.
- Какой бюджет, это план продаж! Ну скоооолько можно? - катает глаза кверху развивающий директор по продукту.
- Может хватит уже словечками иностранными сыпать невпопад?
- Ты вообще неправильно произносишь слова на английском. Помолчал бы уж! - укоризненно добавляет директор по денюжкам.
- И этот человек мой начальник! - говорит развивающий директор сидящему рядом коллеге.
- Если ты такое покажешь сюзерену, он тебя уничтожит, - говорит директор по операциям.
Именно так разговаривал с продающим директором практически каждое совещание топ-менеджмент. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного. Рабочая перепалка. На самом деле это последовательная и планомерная травля, с целью принуждения к увольнению неугодного члена команды - продающего директора, который просто надоел сюзерену.
Людям нравится, когда их любят. Особенно это нравится травмированным, закомплексованным людям, т.е. тем, у кого с сознательностью не очень.
Если такой человек входит в состав топ-менеджмента, то любое непопулярное решение такой человек стремится совершить чужими руками.
Увольнение - это непопулярное решение. Как правило незрелые люди из топ-менеджмента не готовы к открытому диалогу. В случае если требуется уволить сотрудника, руководством создаются условия, чтобы человек принял “самостоятельное” решение об уходе. Этого удается добиться с помощью психологического давления и перекладывания ответственности за диалог на плечи директора по людям. Как правило, в таких ситуациях происходит следующая развилка:
Нежелательный сотрудник уходит “по собственному желанию” в короткий промежуток времени;
Находится человек, чьими руками убирают того, кто убираться сам не желает (увеличение нагрузки, фиксирование ошибок, опозданий, недочетов в работе и пр.);
Психологическое давление усиливается до тех пор, пока сотрудник не принимает решение об уходе.
Небольшие компании в привлечении клиентов и для совершения продаж используют связи и контакты своих сотрудников. Именно так, как правило, происходит наращивание продаж и рост выручки. Недостаток такого подхода в том, что это дорого в длинной перспективе и требует постоянного притока новых сотрудников, имеющих контакты и качественные выходы на ЛПР (лиц, принимающих решение).
Чем в более крупной компании работает кандидат, тем желаннее и важнее его заполучить к себе в трудовой коллектив небольшой фирмы.
Со временем КПД такого человека (после его перехода из крупной фирмы в небольшую) неуклонно снижается. Очевидно, что компании без системного подхода и стратегии в продажах заинтересованы в непрерывном притоке новой крови новых ресурсов и регулярном пережевывании новых людей. Для того, чтобы приходило новое, нужно чтобы старое также регулярно уходило.
Продающий директор много лет назад работал в крупной зарубежной компании и логично, что сюзерен возжелал его, воображая себе миллионные контракты, которые тот ему принесет со своей телефонной книжкой.
Прошло время, контакты закончились. Возможно, их масштаб был сильно переоценен или со временем обесценен. В любом случае, выжав из продающего все, что можно и осознав, что больше поиметь нечего - сюзерен задумался о том, как бы попрощаться с директором так, как будто это решение самого продающего директора.
- Да какой из него директор!
- Сашуля, ты видела, как он делает трехлетний план продаж?
- Столько лет слушаю от него одно и то же.
Не важно, есть ли навыки планирования и менеджмента у продающего директора (или любого другого сотрудника) и насколько справедливым являются комментарии сюзерена. Такие диалоги должны происходить открыто и тет-а-тет. Важно уважать человеческое достоинство и личность. Потому что как бы нам не вдалбливали в голову, что человек в бизнесе - это всего лишь расходный материал, это устаревшая, нерабочая концепция, на которой к счастью, больше далеко не уехать.
Лицемерие становится все труднее прятать, а неудобные вопросы рвутся с губ и задаются прямо в лицо:
- Если сотрудник настолько плох, отчего с ним не попрощались во время испытательного срока?
- Может быть потому что за три месяца сложно использовать все человеческие ресурсы и задействовать все его связи?
- Отчего никто не следит за показателями эффективности на регулярной основе и за тем, что каждый делает в компании, но в удобный момент времени достает из управленческого шкафчика методичку по KPI?
- Понимаю что наем - это дорогой бизнес-процесс, отчего на адаптацию, развитие , вовлечение, обратную связь не был направлен фокус внимания?
- Может быть потому, что высокий спрос и огромное желание большого числа людей попасть в IT, дает возможность прокручивать человека в корпоративный фарш?
Травля неугодного, (а неугодным может стать любой сотрудник компании: надоел, что долго работает, перестал нравиться руководству, стал много говорить о проблемах в управлении, говорит о менеджерских ошибках, нужно закрыть дыру и сократить кассовый разрыв и т.д.) начинается по нарастающей.
Сначала в ход идут уничижительные шуточки, пренебрежительное отношение, издевки со стороны сюзерена. Потом начинается планомерное изолирование неугодного сотрудника от тела СЕО: сокращение числа совместных встреч, личного общения, уменьшение числа новых проектов и т.д.
Когда ожидаемый эффект от издевок не достигается, начинается моббинг на общих совещаниях, в том числе на встречах с акционерами и в вышестоящих кругах, чтобы с одной стороны дискредитировать человека, а с другой стороны продемонстрировать мягкость и доброту сюзерена.
Общую модель поведения и сам моббинг потом подхватывает топ-менеджмент. Сначала начинаются неявные выпады, которые со временем переходят в более агрессивную форму проявления пренебрежения. После чего подобная модель поведения спускается на уровень подчиненных.
Попадая в коллектив, вы видите открытое пренебрежение к одному человеку, дышите, опыляетесь им. Оно проникает в вас. И вот проходит день-неделя-месяц, и вы не замечаете, как вместе с другими катаете глаза на очередную корявую фразу продающего директора. Вы настолько проникаются общей идеей объединения против «плохого сотрудника», что происходит когнитивное искажение и принятие концепции о том, что все беды компании происходят из-за одного конкретного человека. И нет, не из-за СЕО.
В помощь к этому действенному методу зачастую применяют наем нового сотрудника, как правило сильного и амбициозного, ориентированного на результат, чтобы его руками «убрать» того, кто не уходит самостоятельно из компании даже под действием продолжающегося моббинга. Работа и совещания становятся зрелищным гладиаторским боем в реальном времени.
Часто, любители кровищи, вместо найма нового человека, предлагают повышение уже работающему сотруднику - будущему новому лидеру:
- Слушай, кажется, продающий директор не справляется.
- Что думаешь по поводу того, чтобы занять его место?
- Я вижу в тебе потенциал и мне кажется ты сможешь стать лидером, но только вот у самого тебя не все ладится.
- Я слышал, что менеджеры по продажам тебя не уважают.
- Мы конечно, можем просто убрать всю команду и набрать новых, но нам хотелось бы, чтобы в руководстве работали люди, которым я могу верить, готовы ради меня цели на все. Ты из тех, кто готов на все?
- Хотя, ты конечно, можешь как раньше говорить, что тебя это все не интересует. Согласен, продающий директор - это моя проблема. Опять же на рынке труда сейчас очень неспокойная ситуация. Ты иди, подумай, за кого ты: за тех кто тебя не уважает и смеется за твоей спиной или за того, кто готов дать тебе полный карт-бланш и сделать настоящим, мать его, коммерческим директором в крутой it-компании.
И тут, чтобы выжить, кажется можно и нужно пожертвовать кем-то другим . Почему бы не своими коллегами? Ведь новыми лидерами не рождаются, а становятся. Значит нужно убрать тех, кто не нравится сюзерену. Мир суров, если не ты, то тебя.
Чтобы выполнить задачу от СЕО и уволить неугодных сотрудников нужно немного: вызвать чувство вины, показать, что это не ваше решение, а сюзерена и по ситуации добавить стыда или страха. Как правило мужчинам отсыпается стыд, а женщинам страх.
- Ты плохо работаешь, у тебя очень низкие показатели. Мы долго ждали, когда же ты покажешь результат.
- Жалели тебя и не говорили с тобой все это время. Но ты не понимаешь намеков и принимаешь ситуацию как должное.
- Мы планируем сокращение штата и решили, что ты сам захочешь уйти. Ты ведь понимаешь, что будучи взрослым сильным мужиком просто просиживаешь штаны в нашей компании. А мог бы работать.
- Ты подаешь плохой пример коллективу. Все же видят, что ты не дорабатываешь и обсуждают это между собой.
- Думаю, ты и сам понимаешь, что слабоват для нашего сложного it-продукта. Вон, девчонки, продают, а ты все никак. Что будем делать?
- Давай ты как взрослый мужик, просто возьмешь и напишешь заявление по собственному желанию? И эти две недели можешь вообще в офис не ходить. Как тебе мое крутое предложение?
Проверенная схема в руках козла отпущения нового лидера работает вне зависимости от пола, квалификации и должности. Почти конвейер.
- Коллективу с тобой некомфортно работать, понимаешь?
- У тебя вообще проблемы дома. Мы все об этом знаем и обсуждаем на совещаниях. Как ты планируешь работать дальше?
- Ты недисциплинированная и плохо работаешь.
- А что твои проекты? Это заслуга не твоя. Тебе просто повезло.
- Ты посмотри на себя, как ты выглядишь? Разве так выглядят лидеры и успешные люди?
- Сюзерен держал тебя все это время из жалости, но больше это не может продолжаться.
- На тебя все смотрят и ты подаешь плохой пример. У тебя бардак в папках, не приведена в порядок база, комментарии не обновлены. Мы не хотим тебя увольнять по статье, но ты же понимаешь, что нам придется?
- Давай по-хорошему? Ты напишешь заявление и просто уйдешь.
- Проекты твои мы все заберем, я как новый лидер их закрою.
- Мы хотим, чтобы ты ушла и готовы приложить максимум усилий для этого. Ты же не хочешь, чтобы мы сделали так, что в этом городе у тебя не будет работы в принципе
Люди живые и психологическая травля, устраиваемая в компании рано или поздно приведет к результату. Даже толстокожий продающий директор спустя время уговорами или угрозами согласился выехать из своего стеклянного кабинета, подписать допсоглашение и быть пересаженным в оупен спейс - поближе к выходу.
Для тех, кто не реагирует на манипуляции и продолжает отстаивать свою позицию применяются другие инструменты. Такого человека максимально изолируют, запрещают общаться с ним, демонстративно замолкают, когда он проходит мимо или заходит в общее помещение.
Во время регулярных встреч, на которых спрашивают о том, не готов ли человек уйти по собственному желанию, транслируется мысль, что сотрудник делает что-то очень постыдное, проявляя упорство и отстаивая свои трудовые права. И вся стая весь коллектив против него.
Забавно, что никто из тех, чьими руками проводится моббинг не осознает возможные последствия от подобных действий. Человеки очень хрупкие создания. Психологическое давление, травля и моббинг часто приводят к депрессии, психическому расстройству, инфаркту, инсульту или суициду. Согласитесь, сложно будет потом объяснить другим и себе, что все это потому, что:
- Да вы его пайплан видели?
- Она написала в статье, что у меня писюн, а не ЧЛЕН!
Моббинг почти всегда носит скрытый характер и регулярно применяется в it-компании сюзерена. Он представляет собой вертикальный тип и используется на первых порах губами топ-менеджмента. Повестку и персону нон-грата назначает СЕО. В модели дети-отец вертикальный моббинг хорошо адаптируется и демонстрирует вполне приятный для сюзерена результат.
В этом смысле моббинг, устраиваемый мне топ-менеджментом не отличался изобретательностью и новыми инструментами от тех, что применялись в it-компании до моего прихода. Чем меньше вы реагируете, тем больше давление и инструментов применяется по отношению к вам. Время и сила давления работают против вас.
Что помогает держать в таких случаях?
Принципы и четкая уверенность о том, что то, что ты делаешь - важно. И если сейчас отступиться от своих ценностей и принципов, то может быть от тебя самого ничего не останется.
Для российского менеджмента характерна высокая степень адаптивности и услужливости. Фразу: «Кризис-время возможностей» некоторые воспринимают слишком буквально, пытаясь вылезти из кожи вон, чтобы заслужить кивок благодарности и похвалу своего сюзерена.
В обществах, где человеческая жизнь - ничтожна, а за слова можно не отвечать - нет никаких гарантий, что завтра на месте изгоя не окажется тот, кто еще вчера высокомерно говорил:
- Ты что врешь? Лучшее, что ты можешь сейчас сделать - это уволиться, чтобы мы как можно скорее смогли забыть, что ты вообще работал в нашей компании.
ПС С другой стороны, может быть, это какая-то вселенская проверка? И лучшее, что могло случиться с тобой, после подписания трудового договора с подобной компанией - это смена работы и этот опыт, в котором ты победил, потому что выбрал себя?
ПС Обложка - Фото с исторической реконструкции гладиаторских боёв в современном Лондоне
Комментарии (12)
slavanikolsky
18.09.2022 13:21Прочитал.
Согласен, что в тексте все вымышлено и никакого отношения к реальному it не имеет.
ПС
Если сотрудник уволиться не хочет, его без компенсации не уволить. Автор, изучайте трудовое законодательство.
lymes
18.09.2022 15:13+1Я не поклонник этой серии опусов о «сюзерене», но я за справедливость. Поэтому погуглите что такое «моббинг», а если есть воображение, то можете ещё представить каких пределов может достичь травля моббингуемого сотрудника.
slavanikolsky
18.09.2022 15:58У меня богатый опыт противостоять любой форме корпоративного насилия. Важно верить, что ты сильнее и тогда они начинают сдаваться. Формы ответа могут быть разными.
ПС
Погуглите "секта", поймёте, что моббинг это не так страшно.
lymes
18.09.2022 17:44+1Богатый опыт это хорошо. Вот только богатый опыт противостояния унижениям и насилию наверное так себе. Удачи вам))
beeptec
19.09.2022 12:27Но ведь чаще бывает так, когда руководству навязано о тебе мнение, при этом руководство не хочет рыться в междоусобных разборках сотрудников и он принимает решение вопреки логике. Будь у Вас хоть 7 пядей во лбу, но Вы плывете против течения... И тут риторический вопрос, что я делаю в этом гадюшнике с его смотрителями?
Максимум что Вы в такой ситуации можете хорошо сделать, так принять решение свалить, лечь на стол директора, рассказать ему о том, как у него все прогнило на корабле и всунуть ему письмо с ходатайством об увольнении. Хотя такие директора по своей натуре трусливы перед массами и приложат все силы чтоб Вас оформили по тихому.
ProstakovAlexey
18.09.2022 19:58А если он работает за среднерыночную ЗП и даже ниже рынка ( т.к. устроился 3 года назад) и начинают травить. Почему бы не закинуть резюме и не уйти через пару месяцев? Не знаю как у менеджеров, но в ентерпрайз java проекты +- одинаковые по стеку и интересности.
SerjV
18.09.2022 23:52Если сотрудник уволиться не хочет, его без компенсации не уволить. Автор, изучайте трудовое законодательство.
Если очень-очень захотеть, то можно. Но обычно в эту процедуру играть не хочется (в связи с перспективой последующего судебного процесса и отсутствием специалистов, способных провести процедуру так, чтобы суд не признал увольнение незаконным), а потому в определённых кругах считается, что лучше, если увольнение будет по инициативе работника (по принципу "сам ушел - сам и дурак").
Вот с тем, что цикл - не про IT, согласиться можно. И было бы интересно видеть не просто перечень частных ситуаций, возможных в любой компании в любой сфере деятельности, а анализ того, как именно конкретная ИТ-компания докатилась до жизни такой.
angrysioux
18.09.2022 19:59+9Ну какой к черту моббинг. У этой барышни 24 опуса, из которых только 4 выше минуса. Это говорит о том, что подавляющее большинство "умоляют" ее больше не писать статеек. Несмотря на это она с упорством, достойным лучшего применения, штампует свои "сузерены-пиписьки". На мой взгляд это значит, что ей глубоко насрать на чужое мнение. Скорее это моббинг с ее стороны.
Я стараюсь не замечать эти приступы графомании, но невозможно все время переступать через собачье дерьмо. Надо либо ходить другой дорогой, либо что-то делать с владельцами.
funca
18.09.2022 23:03Сюзерен читал тебя все это время из жалости, но больше это не может продолжаться. На тебя все смотрят и ты подаешь плохой пример. Давай по-хорошему? Ты напишешь максимум ещё одну главу и просто уйдешь.
gennayo
Одно не понятно - а при чëм здесь IT?