Все персонажи и события являются вымышленными. Любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.
- Сашуля, ты мне нужна. Значит у нас есть контракт и по нему мы второй год несем убытки. Я в пятницу еду на переговоры к одной стерве и нужно найти весомые аргументы, чтобы мы могли переподписать договор на выгодных для нас условиях. Ну и не потерять заказчика.
- Так, поняла. А у кого есть все вводные?
- Финансовые данные можешь взять у директора по денюжкам, а по стратегии переговоров можешь обратиться к развивающему директору по продукту.
- Сделаю.
Слово «убыток» для проекта или контракта не должно быть чем-то пугающим. По крайней мере сразу. Минус возможен на первых этапах реализации проекта. Разобраться с перспективами помогает финансовая модель, внутри которой анализируются доходы и расходы, а также накопленный от проекта денежный доход (нарастающим итогом). И исходя из анализа финмодели делаются выводы, продумываются дальнейшие шаги и принимается решение о целесообразности старта проекта или его отмене.
Директор по денюжкам был очень обеспокоенным. Оно и понятно, в случае прихода акционеров, очень много вопросиков будет и к нему. Кроме того, именно на директоре по денюжкам лежит задача по денежному потоку, а следовательно ответственность за предотвращение кассовых разрывов и наличие средств на счете для оплаты всех потребностей компании (аренда, заработные платы, премии, покупка железа, устрицы в честь великого праздника – пятницы и т.д.). Поэтому любой минусовый проект или проекты кроме самого убытка, угрожают нехваткой кэша, уменьшает чистую прибыль и как следствие негативно влияет на рентабельность бизнеса в целом. Поэтому все эти чрезмерно радостные возгласы кажутся немного излишними и необоснованно оптимистичными:
- Ой да, х***я! Зато проект дает сорок восемь миллионов выручки!
- Сашуля, это вообще не убыток, это…инвестиция.
- Я считаю, что это перспективный проект.
- Да расслабься ты, переподпишем контракт, делов-то!
У директора по денюжкам (так как именно он аккумулирует все данные по платежам и поступлениям) уже была собрана финансовая модель, учтены фактические расходы и доходы за два года.
Все врут, даже цифры. При хорошем обращении можно любой негативный тренд представить как позитивный и наоборот, но в некоторых случаях, цифры бывают очень красноречивы и их невозможно двояко интерпретировать.
-Хм, получается, что мы каждый месяц по этому проекту несем расходы на двенадцать миллионов рублей, а от заказчика получаем четыре?
- Все верно. И это я еще не учитывал часы работы ребят из нашей команды, которых мы туда периодически привлекаем.
- А почему ты учитываешь аренду офиса для этого проекта, ведь …?
- Потому что офис находится в другом городе. Там же (не у нас) числятся все сотрудники по этому проекту… и не только.
Как европейские бренды и компании в целях экономии оптимизации затрат привлекают к работам индийских разработчиков, бангладешских кассиров для онлайн обслуживания в супермаркетах и пр., так и сюзерен содержит и нанимает команды из российской глубинки. Это так приятно - платить кому-то меньше.
- А можно ли что-то в этих расходах сократить?
- Я не уверен. Как ты видишь расходы на маркетинг составляют большую часть затрат в рамках данного проекта. Управлять ими непонятно как. Ну, т.е. если сократить рекламу, то может не быть нужного числа лидов, которые не сможет обработать команда, лиды не перейдут дальше по воронке и следовательно мы не сможем выполнить условия контракта. Ребята пробовали интуитивно что-то менять, но зависимость между деньгами и лидами внутри каждого канала – не очевидная по их словам.
- Но тогда получается, что проект будет всегда убыточен, потому что .. потому что мы б***ь предложили цену в три раза ниже себестоимости?!
- Получается так.
- Скажи, я правильно понимаю, что такой убыток был с самого начала проекта?
- Ага. Просто до моего прихода его никто не считал, но я уже год всем говорю, что этот проект убыточный для нас и с ним что-то надо делать.
Ну, т.е. вы терпите убыток, потому что просто про****ись и не посчитали экономику. И теперь, с одной стороны вам нужно закрыть убыток (из своего кармана), а с другой стороны – сделать все возможное, чтобы акционеры, которым вы вешаете на уши лапшу о перспективах и миллиардах, которые заработаете для них, не просекли, что вообще-то все всё в современной и перспективной IT-компании считают ж***й.
- Привет, СЕО попросил мне подключиться к проекту и помозговать над тем, как можно было бы аргументировать повышение цены в два раза. Расскажи, пожалуйста, какой план-то?
- Я все придумал! Мы так делали оффер в *** (и дальше название очень модной компании из очень теперь недружественной страны).
- Отлично, а детали?
- Мы просто …(мхатовская пауза!).. разделим затраты на основные и маркетинговые. И скажем, что теперь маркетинговые затраты – это проблема заказчика. Мы или подпишем отдельный договор на сумму маркетинговых затрат, либо обяжем заказчика самостоятельно размещать рекламу и собирать лиды, а мы будем просто их обрабатывать. А?
- Классно, конечно. Но зачем заказчику это делать?
- Потому что мы несем убыток!
Очень хотелось ответить на это в фольклорном стиле: «Раньше надо было думать», но не стала.
- Есть две новости. Плохая и хорошая. С какой начать? – Спрашиваю сюзерена.
- С плохой.
- На первый взгляд, у заказчика нет объективных причин подписывать допсоглашение на повышение стоимости контракта.
- А хорошая?
- У развивающего директора по продукту есть план идти в переговоры с заказчиком с предложением перевесить на них наши маркетинговые затраты.
- Ой, да знаю я. Это смешно. С этим предложением его просто пошлют на ***. Это так не работает. Я ж не просто так тебя привлек к задаче.
- Я поняла, нужен план Б.
Любые переговоры строятся на понимании того, кто твой оппонент: что он хочет, чего боится, о чем мечтает, чем живет и дышит. Нахождение у него болевых точек является стратегически важной для вас информацией. Той, через которую вы можете понять, КАК вам рассказать о своем предложении так, чтобы оно было услышано верно.
Для этого вы собираете информацию. Сайт практически любой крупной компании предлагает читателю ознакомиться со стратегией развития (тут вы берете мечты, желания и одновременно боли). Вторым и третьим важным источником информации являются финансовые отчеты и новостные ленты (заявления о падении выручки, проблемах с сервисом, открытии новых точек продаж и др.), для вас это информация об исходной точки, по которой вы можете оценить - есть ли шансы у компании попасть в светлое будущее, описанное в стратегии. Собранная информация и анализ помогают понять через что лучше всего заходить со своим предложением.
Компания (назовем ее П), входит в холдинг Х и в годовых отчетах и докладах ее показатели в сравнении с другими компаниями той же группы намного скромнее. Зная, что все цифры в стратегиях и оценках завышены и выправлены с оговорками для нужного контекста, можно предположить, что в лучшем случае у компании П в финрезе стоит зеленый ноль, а в худшем убыток.
Это означает, что в случае, если компания П не исправит ситуацию – полетят головы и будет приниматься решение на самом верхнем уровне о целесообразности закрытия бизнеса или смене ТОП-менеджмента. Акционеры, всевозможные члены правления и советы по советам директоров свои денюжки считать умеют и из-за плохого менеджмента или ввиду отсутствия перспектив на рынке закрывать из своего кармана чужой убыток не собираются.
Проанализировав ситуацию (емкость рынка, факторы, возможность роста, конкурентов и финрез) стало очевидно, что рынок, на котором работает компания П сокращается, ввиду:
- уменьшения численности искусственно выведенного в СССР «среднего класса»;
- снижения реальных доходов и обеднения населения;
- резкого снижения трафика ввиду неэффективности бизнеса, ориентированного на продажи в ТЦ (это произошло после появления страшного и очень выгодного для некоторых вируса).
Вопрос закрытия компании П – объективно представлялся вопросом времени. Или в лучшем случае это будет решение о какой-то масштабной трансформации бизнеса.
Ввиду шаткости положения, основная задача компании П сводилась к обеспечению максимально хороших результатов. Так как услуга, которую предоставляла компания сюзерена напрямую влияла на выручку П, следовательно, отказ от этой услуги, повлек бы огромные финансовые потери и создал бы ненужные риски и угрозы.
Понимая вышесказанное, дальнейшая работа представлялась делом механики и подсчета, правда с элементами партизанского маркетинга.
Вы накидываете варианты развития событий (в случае СЕО – их было четыре) и просчитываете сколько будет стоить каждый из них вариантов для компании П. Выстраивание нового бизнес-процесса, а особенно сложного (в этом смысле перестройка с большого аутсорс решения – адовый ад) требует много ресурсов, времени и несет при этом огромные риски, ввиду своей многофакторности.
Получившаяся развилка решений для компании П выглядела следующим образом:
1. Согласиться с повышением цены в два раза.
Суммарная стоимость контракта для компании П = Х.
2. Расторгнуть контракт и самостоятельно выполнять услугу.
На реализацию и выход на плановые показатели потребуется от полугода, а затраты составит 2Х от решения 1. При этом данному решению характерны высокий риск по увеличению бюджета и срокам проекта, плюс перспективы получить от вышестоящих за нерациональное расходование средств и возможные убытки.
3. Уйти на аутсорс 1.
Стоимость решения составляет 4Х, при одновременном отсутствии у крупных поставщиков ресурсов на реализацию 100% объема услуги для компании П. Необходимость некоторого времени на переход новой модели управления и взаимодействия с командой по аутсорсу 1.
4. Уйти на аутсорс 2.
Стоимость решения Х при одновременных рисках невыполнения требуемого объема услуги и невозможность для некоторых подразделений компании П предоставления данной услуги, ввиду особенностей самого формата аутсорса 2.
Исходя из вышесказанного становилось очевидно, что у компании П (при том, что она очень модная, классная и привыкла, что при ее появлении все хлопают в ладошки) нет особенно выбора, кроме как согласиться на двукратное увеличение стоимости контракта.
Для этого сюзерену нужно было просто объяснить математику, достать свои яички и морально быть готовым (в случае наступления помешательства у оппонента) к расторжению контракта.
- Сашуля, я все понял. Огонь.
Через несколько дней во время очередного заседания простигосподитопменеджмента, СЕО радостно объявил:
- Мы продавили двукратное увеличение стоимости по контракту с П! Развивающему директору по продукту надо проконтролировать переподписание допника и назначить дату.
Забегая вперед (и продолжая повторять), скажу, что нет такой задачи, которую бы ТОП-менеджмент IT-компании сюзерена не мог бы про***ть.
Сначала были праздники, потом восстановление сил после праздников, потом настройка на рабочий лад, а потом бац и 24 февраля.
Эта песня хороша, начинай сначала:
- Это инвестиция, а не убыток!
- Зато у нас есть регулярная выручка и крупный заказчик, которого мы отобрали у самого ***!
- Да мы по году получаем сорок восемь миллионов!
ПС Обложка - кадр из фильма "Закрыть гештальт", реж. М. Пежемский, 2022
Комментарии (8)
saipr
14.08.2022 12:12+1Эта песня хороша, начинай сначала:
- Это инвестиция, а не убыток!
- Зато у нас есть регулярная выручка и крупный заказчик, которого мы отобрали у самого ***!
- Да мы по году получаем сорок восемь миллионов!
Короче, сказка про белого бычка...
xeeaax
14.08.2022 14:29+1-Хм, получается, что мы каждый месяц по этому проекту несем расходы на двенадцать миллионов рублей, а от заказчика получаем четыре?
- Но тогда получается, что проект будет всегда убыточен, потому что .. потому что мы б***ь предложили цену в два раза ниже себестоимости?!
Однако считать так и не научились...
angrysioux
14.08.2022 19:48+7из вики
Графома́ния (от греч. γράφω — писа́ть, чертить, изображать и греч. μανία — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п.
Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писать художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей[1]. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию[2].
SerjV
15.08.2022 17:47помнится с прошлого раза не закончили, там был вопрос о реальных компетенциях Сашули - каковы они и какого уровня? ;)
Вообще тут наблюдается ситуация:
- Сашуля сама не из ИТ
- Сашуля говорит тривиальные вещи, правда, не относящиеся к ИТ
- руководство ИТ-компании почему-то их не понимает...
- при том, что ИТ-продукт сам себя продаст только если он включен в реестр отечественного ПО, имеет сертификаты ФСТЭК и ФСБ, и для покупателей эти требования обязательны.
- а чтобы продать продукт в отличной от указанный выше ситуации, надо учитывать те самые тривиальные вещи, которые почему-то не понимают.Но чтобы говорить об этом - надо понять всех участников процесса.
kisskin
16.08.2022 19:54+1Так и осталось непонятным почему, если
по этому проекту несем расходы на двенадцать миллионов рублей, а от заказчика получаем четыре?
то цену подняли в 2 раза, а не в 3?
Coytes
Вполне мог был быть и пятый вариант - параллельно искать компанию на аутсорс, с суммой контракта от 1-1.5Х.