В январе я участвовала в своем первом геймджеме — Global Game Jam 2022, в Стамбуле. На джеме все участники писали игры на движках — ибо надо быстро. Игровой движок — это физика, рендеринг, скрипты, искусственный интеллект. Создавать игру с нуля или пользоваться движком — вопрос вкуса. Вон, Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы писать на нем игру.

Я обратила внимание, что большинство студентов использовали либо Unity либо GameMaker. Сама я питаю нежные чувства к Construct, но на нем всего одна команда делала игру. Я решила поискать альтернативу для себя, заодно запилила подборку бесплатных движков для начинающих (а может и продолжающих) игроделов.

Еще я веду канал в Telegram GameDEVils (на русском) и блог на Substack (на английском), делюсь там клевыми материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр).

Популярные движки Steam и itch.io


Вот статистика, игры на каких движках выкладывают в Steam:



Топ-11 движков в Steam:

  1. Unity (27148)
  2. Unreal (6869)
  3. GameMaker: Studio (2806)
  4. RPGMaker (1938)
  5. Ren'Py (1235)
  6. XNA (572)
  7. Adobe AIR (398)
  8. Godot (384)
  9. Cocos2d (326)
  10. MonoGame (280)
  11. Construct (201)


И на каких движках чаще публикуют на itch.io:



Топ-11 движков на itch.io:

  1. Unity (82 000)
  2. Construct (18 300)
  3. GameMaker: Studio (12 100)
  4. Godot (8 640)
  5. Twine (7 800)
  6. Unreal Engine (4 800)
  7. Bitsy (4 800)
  8. RPG Maker (4 500)(не бесплатно, но есть триалка)
  9. PICO-8 (4 200)($15)
  10. Ren'Py (3 100)
  11. LÖVE (1 500)


1. Unity




На Unity разработали много игр, прям МНОГО. Вот ссылочка на Википедию. Unity поддерживается на iOS, Android, Windows Phone, Tizen и Fire OS.

Если оборот или объем привлеченных инвестиций не превышает $100 тыс. за последние 12 месяцев, то можно пользоваться бесплатной подпиской Personal.

Про Unity на Хабре:



2. Unreal




Игровой движок от компании Epic Games, тоже очень популярный, вот список игр из Википедии.

Unreal Engine бесплатный аж с 2015 года, но разработчики игр должны передавать 5% от выручки с продаж игры компании Epic Games, если ежеквартальная выручка превышает $1 000 000.

Про Unreal на Хабре:



3. GameMaker: Studio2




Интерфейс Game Maker объединяет в себе редакторы спрайтов, объектов, комнат, скриптов, а также тайм-лайнов (последовательностей действий с привязкой по времени), путей (маршрутов) движения и констант. Летом 2021 года YoYo Games сделали беплатный доступ без ограничений по времени. Изначально они выдавали триалку только на месяц, для знакомства. Правда экспортировать на бесплатной версии можно разве что на GXC.

За базовую подписку CREATOR (≈ 80 руб./мес.) появляется экспорт для Windows, macOS и Linux. За INDIE (≈ 260 руб./мес.) появляется экспорт для HTML5 и мобилки.

Проблема GameMaker, и других движков типа «наведи и щелкни» в том, что разработчики более ограничены. С другой стороны, GameMaker популярен, потому что позволяет создать игру без предварительных навыков программирования.

Про GameMaker на Хабре:



4. Godot




Открытый кроссплатформенный 2D и 3D игровой движок под лицензией MIT, который разрабатывается сообществом Godot Engine Community. Среда разработки запускается в Linux, BSD, macOS и Windows. Godot поддерживает GDScript (свой собственный язык), C++ и C#. Плюс есть еще средство для создания привязок к другим языкам — GDNative. Сообщество поддерживает Rust, Nim, JavaScript, Haskell, Clojure, Swift и D.

Про Godot на Хабре:



Cocos2d




Крос-платформенный опенсорсный фрейворк для разработки игр и приложений, преимущественно для мобилки с лицензией MIT. Cocos2d-x развертывается в iOS, Android, HTML5, Windows и Mac.

Фреймворк поддерживает создание 2D и 3D игр, предоставляет такие функции, такие как рендеринг графики, графический интерфейс, аудио, сеть, физика, пользовательский ввод и т.д. Ядро написано на C++ и поддерживает разработку на C++, Lua или JavaScript. У фрейворка есть множество ответвлений: Cocos2d-ObjC, Cocos2d-x, Cocos2d-html5 и Cocos2d-XNA.

Про Cocos2d на Хабре:



5. Construct




Ноу-код движок для создания 2D игр. Запускается в браузере, работает из десктопа офлайн. Движок не дает большой гибкости, как GameMaker, и также дружелюбен к новичкам без технического бэкграунда + на ютубе выложена куча туториалов.

Есть бесплатная версия Construct, основное ограничение — 2 слоя и максимум 25 «событий» (если авторизоваться, то 50 «событий») в проекте. За события считается любое действие / поведение объекта. Но чтобы попробовать, и даже собрать элементарный платформер — хватает. Персональная лицензия стоит около $5.

6. Twine





Платформа для интерактивного сторителлинга и визуальных новелл, бесплатная, с бесплатной публичной лицензией (GPL).



Чтобы создать простенький сторителлинг с помощью Twine, код писать не нужно. Но можно. Можно дополнить свои истории с за счет переменных, условной логики, изображений, CSS и JavaScript.

Про Twine на Хабре:



7. Adobe AIR SDK (HARMAN)




Кроссплатформенный движок (Windows, OS X, Linux, QNX, Android) от компании Adobe, которая пару лет назад передала на нее права компании HARMAN. Этот движок можно использовать бесплатно, если вы зарабатываете менее 50 тысяч долларов в год. Движок все еще популярен в Steam, от части из-за адаптаций браузерных игр на Flash.

На Хабре про AIR:



8. Ren'Py




Опенсорсный движок для создания визуальных новелл в 2D-графике с бесплатным коммерческим использованием.

Про Ren'Py на Хабре:



9. Bitsy




Крошечный онлайн редактор для мини-игр. Это какой-то супер-милый проект и милым сайтом. Разработчик выкладывает логи проекта на itch.io. И там же можно поиграть в игры, сделанные с помощью Bitsy движка.

10. LÖVE




Фреймворк для создания 2D игр на Lua. Он бесплатный, с открытым исходным кодом и работает на Windows, Mac OS X, Linux, Android и iOS. Лицензия zlib, позволяет свободное использовать движок даже в коммерческих проектах с закрытыми исходниками.

Про LÖVE на Хабре:



11/12. XNA и/или MonoGame



Microsoft еще лет 10 назад сказали, что не будут больше выпускать обновления для Microsoft XNA Game Studio. У этой платформу есть приемник — проект MonoGame, представляющий собой кроссплатформенную open-source реализацию XNA с дополнительными возможностями. MonoGame позволяют разрабатывать под Windows, Mac OS, Linux, iOS, Android, PS4, PSVita, Xbox One и Nintendo Switch. Язык разработки игр — C#.

НЕбесплатные движки с itch.io и Steam


PICO-8


Это игровая консоль, которая имитирует ограниченные графические и звуковые возможности 8-битных систем 1980-х годов. Можно единоразово приобрести за $15.



RPG Maker


Это серия движков для создания РПГ, точнее JRPG, японских ролевых игр. Для RPG Maker тоже нет бесплатной подписки, но есть пробная триалка. RPG Maker поддерживает только Windows. В Steam он лежит для разовой покупки от 500 до 3000 рублей, в зависимости от продукта, там есть несколько «комплектаций». Менять скрипты под себя можно на Ruby-подобном языке.

Начиная с RPG Maker MV используетcя JS вместо Ruby, т.е. версии с 2015 года и позже.


Больше бесплатных движков


Вот бонусом еще 11 бесплатных вариантов движков:

1. Amazon Lumberyard




Бесплатный кросс-платформенный игровой движок, разработанный Amazon. Визуальная технология Lumberyard основана на CryEngine, но команда разработчиков Amazon уже внесла в систему значительные обновления. Роялти нет, лицензионных сборов нет. Amazon зарабатывает деньги через Amazon Web Service. Естественно, у этого игрового движка прекрасная совместимости с AWS. Помимо бесшовной интеграции с AWS, Lumberyard также предлагает интеграцию с Twitch.

Про Amazon Lumberyard на Хабре:



2. Solar2D (бывший Corona SDK)


Кросплатформенный движок с открытым исходным кодом для создания мобильных 2D-игр и приложений. Поддерживает такие платформы, как Android, iOS, Kindle, macOS, Windows, Linux. Предусмотрена сборка веб-приложений (HTML5). Solar 2D использует интегрированный Lua, наложенный поверх C++ / OpenGL.

Про Solar2D на Хабре:



3. jMonkeyEngine




Движок с открытым исходным кодом, написанный на Java для создания игр и приложений для Android или iOS. Точнее jMonkeyEngine — это набор библиотек для низкоуровневой разработки, а в высокоуровневый инструментарий его превращает интегрированная среда разработки, к примеру jMonkeyEngine 3 SDK.

Про jMonkeyEngine на Хабре:



4. SpriteKit


Это движок для 2-D игр, разработанный Apple и предназначенный для устройств Apple.

Про SpriteKit на Хабре:



5. Box2D




Физический движок от разработчика из Blizzard Entertainment, написан на C++, лицензия MIT.

Про Box2D на Хабре:



6. LibGDX


Кросплатформенная среда разработки на Java, которая предоставляет унифицированный API для создания 2D- и 3D-игр. LibGDX дружит с движком Box2D (физика реального мира), можно добавить поддержку TrueType шрифтов или работать с 3D объектами.

А еще коммьюнити LibGDX проводит геймджемы раз в сезон (март, июнь, сентябрь, декабрь), вот ссылочка на подробную информацию: Game Jams.

Про LibGDX на Хабре:



7. Urho3D




Бесплатный 2D и 3D игровой движок, запускается на Windows, Linux, macOS/iOS/tvOS, Android, и даже на Raspberry Pi и в браузере. Вики Urho3D содержит всю инфу для начала работы с движком, включая практические руководства по настройке.

Про Urho3D на Хабре:



8. CryEngine




Если вы использовали версию движка 5.5+ и заработали 5000$, то придется выплачивать 5% от прибыли. Если вы используете более ранние версии, то можете подать заявку на освобождение от выплат.

Про CryEngine на Хабре:



9. Panda 3D


Движок с открытым исходным кодом для 3D-игр. Язык разработки игр — Python. Сам движок написан на C++ и использует автоматический wrapper-генератор для предоставления полной функциональности движка в интерфейсе Python. Panda 3D может работать практически на всех основных платформах.

10. Bitty




Небольшой кроссплатформенный движок и опенсорсный фреймворк для создания 2D-игр на Lua…

11. Phaser




HTML5-опенсорсный движок для тех, кому хочется писать JavaScript or TypeScript браузерные 2D игры. Для начала работы с движком создатель предлагает просто начать вносить свои правки в уже существующие общедоступные игры и смотреть, что из этого получается. Плюс есть форум, где чувачки из комьюнити активно отвечают.



Кстати, про геймджем по-турецки скоро отдельный пост запилю. Вот пока моя фотка во время джема:



(Это я в шапочке, честное слово)

Еще про игры:





Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).




Комментарии (15)


  1. k12th
    12.04.2022 13:24
    +1

    В RPG Maker уже не Ruby, а JS (рендеринг на Pixi.js).


    1. Asya_Dyu Автор
      12.04.2022 13:32

      Упс. Спасибо!
      Начиная с RPG Maker MV используется JS вместо Ruby, т.е. версии с 2015 года и позже.


  1. MagisterLudi
    12.04.2022 13:42

    Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы писать на нем игру.


    Джонатан Блоу вообще пишет свой язык программирования, чтобы (Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы (писать на нем игру).)


    1. Asya_Dyu Автор
      12.04.2022 13:46

      Ах, даже так… спасибо, упустила.


      1. pecheny
        12.04.2022 16:38
        +1

        К слову о самописных движках и языках, есть и более успешные примеры. Heaps, который есть в чарте steam, часть игр на нем и язык программирования, на котором он написан – за одним авторством. И движок, и язык пользуются самостоятельным успехом. Например, 11 строка из чарта стима – openfl/lime, тоже написаны на haxe, как и heaps.
        Ах да, все это бесплатно и опенсорсно, т.ч. в высшей степени заслуживает упоминания в соответствующих разделах.


  1. loginmen
    12.04.2022 13:53

    Adobe AIR SDK (HARMAN) без vpn выдает 403

    Cтранно видеть Box2D среди игровых движков. Тогда почему нету в списке Bullet или PhysX? Они равнозначны, только трехмерные. Я к тому что не стоит смешивать физические движки и игровые, в которых физика как часть.

    Есть еще движок OGRE, но он больше графический, но есть версии с физикой.

    Еще NeoAxis у которого `3% роялти, когда ваш продукт будет успешным. Первые $200,000 USD дохода не облагаются роялти.`

    Еще отечественный unigine, есть free версия, но кастрированная


    1. Asya_Dyu Автор
      12.04.2022 13:58

      Adobe AIR SDK (HARMAN) без vpn выдает 403

      Сорри, в России сейчас очень много что без vpn не работает.

      Box2D скорее в контексте LibGDX.

      Спасибо большое за дополнение, позже обновлю и добавлю ваши варианты.


  1. wyfinger
    12.04.2022 15:39
    +1

    В один из отпусков поставил себе задачу написать игру для мобилки, абсолютно без опыта выбрал Corona SDK (сейчас Solar2D). Тогда положительное впечатление от движка оставило то, что документация написана просто и понято, т.е. с моим плохим знанием английского я мог читать без переводчика.


    1. Asya_Dyu Автор
      12.04.2022 16:12

      Класс, а игра сохранилась?


      1. wyfinger
        12.04.2022 16:40
        +1

        Вот здесь есть ссылка на apk: www.youtube.com/watch?v=mlFh7fXGXHs
        На Google Play меня забанили, так и не понял за что.


        1. Asya_Dyu Автор
          12.04.2022 16:44

          Спасибо


  1. domix32
    12.04.2022 17:40
    +1

    Новый модный молодежный ржавый движок Bevy наверное тоже стоило добавить. Ну и один из крупнейших JS движков pixi.js тоже.


    1. Asya_Dyu Автор
      12.04.2022 17:54

      Да, спасибо, pixi.js выше советовали, позже обновлю и добавлю.


  1. Suvitruf
    12.04.2022 23:30
    +2

    Вот статистика, игры на каких движках выкладывают в Steam
    Метод, используемый SteamDB, определяет движок по наличию определённых файлов, что сразу исключает игры на том же LibGDX, где на выходе один бинарник. Не самый точный метод.


    1. Asya_Dyu Автор
      13.04.2022 20:52
      +1

      Спасибо, учту на будущее.