В этом туториале описан алгоритм поиска в глубину (depth first search, DFS) с псевдокодом и примерами. Кроме того, расписаны способы реализации поиска в глубину в C, Java, Python и C++.

“Поиск в глубину” или “обход в глубину” — это рекурсивный алгоритм по поиску всех вершин графа или дерева. Обход подразумевает под собой посещение всех вершин графа.

Алгоритм поиска в глубину

Стандартная реализация поиска в глубину помещает каждую вершину (узел, node) графа в одну из двух категорий:

  1. Пройденные (Visited).

  2. Не пройденные (Not Visited).

Цель алгоритма состоит в том, чтобы пометить каждую вершину как “Пройденная”, избегая при этом циклов.

Алгоритм поиска в глубину работает следующим образом:

  1. Начните с того, что поместите любую вершину графа на вершину стека.

  2. Возьмите верхний элемент стека и добавьте его в список “Пройденных”.

  3. Создайте список смежных вершин для этой вершины. Добавьте те вершины, которых нет в списке “Пройденных”, в верх стека.

  4. Необходимо повторять шаги 2 и 3, пока стек не станет пустым.

Пример реализации поиска в глубину

Предлагаю рассмотреть на примере, как работает алгоритм поиска в глубину. Мы будем использовать неориентированный граф с пятью вершинами.

Неориентированный граф с пятью вершинами
Неориентированный граф с пятью вершинами

Начнем мы с вершины “0”. В первую очередь алгоритм поиска в глубину поместит ее саму в список “Пройденные” (на изображении “Visited”), а ее смежные вершины — в стек.

Выберите элемент (вершину) и поместите его в список “Пройденные”.
Выберите элемент (вершину) и поместите его в список “Пройденные”.

Затем мы берем следующий элемент сверху стека, т.е. к вершину “1”, и переходим к ее соседним вершинам. Поскольку вершина “0” уже пройдена, следующая вершина “2”.

Обход элемента на вершине стека.
Обход элемента на вершине стека.

Вершина “2” смежна непройденной вершине “4”, следовательно мы добавляем ее наверх стека и проходим ее.

Вершина “2” смежна непройденной вершине “4”, следовательно мы помещаем ее в верх стека.
Вершина “2” смежна непройденной вершине “4”, следовательно мы помещаем ее в верх стека.
Добавляем вершину “4” в список “Пройденные” после прохождения.
Добавляем вершину “4” в список “Пройденные” после прохождения.

После того, как мы пройдем последний элемент (вершину “3”), в стеке не останется непройденных смежных вершин, и таким образом мы завершили обход графа в глубину.

После проверки всех смежных вершин для вершины “3” стек остался пустым, а значит алгоритм обхода графа в глубину завершил свою работу.
После проверки всех смежных вершин для вершины “3” стек остался пустым, а значит алгоритм обхода графа в глубину завершил свою работу.

Псевдокод поиска в глубину (рекурсивная реализация)

Ниже представлен псевдокод для алгоритма поиска в глубину. Обратите внимание, что в функции init() необходимо запускать функцию DFS на каждой вершине. Это связано с тем, что граф может иметь две разные несвязанные части, поэтому для того, чтобы убедиться, что мы покрываем каждую вершину, мы должны запускать алгоритм поиска в глубину на каждой вершине.

DFS(G, u)
    u.visited = true
    for each v ∈ G.Adj[u]
        if v.visited == false
            DFS(G,v)
     
init() {
    For each u ∈ G
        u.visited = false
     For each u ∈ G
       DFS(G, u)
}

Реализация поиска в глубину на Python, Java и C/C++

Ниже приведены примеры реально кода алгоритма поиска в глубину. Код был упрощен, чтобы мы могли сфокусироваться на самом алгоритме, а не на других деталях.

# Алгоритм поиска в глубину на Python


# Алгоритм
def dfs(graph, start, visited=None):
    if visited is None:
        visited = set()
    visited.add(start)

    print(start)

    for next in graph[start] - visited:
        dfs(graph, next, visited)
    return visited


graph = {'0': set(['1', '2']),
         '1': set(['0', '3', '4']),
         '2': set(['0']),
         '3': set(['1']),
         '4': set(['2', '3'])}

dfs(graph, '0')
// Алгоритм поиска в глубину на Java
import java.util.*;
 
class Graph {
  private LinkedList<Integer> adjLists[];
  private boolean visited[];
 
  // Создание графа
  Graph(int vertices) {
    adjLists = new LinkedList[vertices];
    visited = new boolean[vertices];
 
    for (int i = 0; i < vertices; i++)
      adjLists[i] = new LinkedList<Integer>();
  }
 
  // Добавление ребер
  void addEdge(int src, int dest) {
    adjLists[src].add(dest);
  }
 
  // Алгоритм 
  void DFS(int vertex) {
    visited[vertex] = true;
    System.out.print(vertex + " ");
 
    Iterator<Integer> ite = adjLists[vertex].listIterator();
    while (ite.hasNext()) {
      int adj = ite.next();
      if (!visited[adj])
        DFS(adj);
    }
  }
 
  public static void main(String args[]) {
    Graph g = new Graph(4);
 
    g.addEdge(0, 1);
    g.addEdge(0, 2);
    g.addEdge(1, 2);
    g.addEdge(2, 3);
 
    System.out.println("Following is Depth First Traversal");
 
    g.DFS(2);
  }
}
// Алгоритм поиска в глубину на C
 
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
 
struct node {
  int vertex;
  struct node* next;
};
 
struct node* createNode(int v);
 
struct Graph {
  int numVertices;
  int* visited;
 
  // Нам нужен int** для хранения двумерного массива.
  // Аналогично, нам нужна структура node** для хранения массива связанных списков.
  struct node** adjLists;
};
 
// Алгоритм
void DFS(struct Graph* graph, int vertex) {
  struct node* adjList = graph->adjLists[vertex];
  struct node* temp = adjList;
 
  graph->visited[vertex] = 1;
  printf("Visited %d \n", vertex);
 
  while (temp != NULL) {
    int connectedVertex = temp->vertex;
 
    if (graph->visited[connectedVertex] == 0) {
      DFS(graph, connectedVertex);
    }
    temp = temp->next;
  }
}
 
// Создание вершины
struct node* createNode(int v) {
  struct node* newNode = malloc(sizeof(struct node));
  newNode->vertex = v;
  newNode->next = NULL;
  return newNode;
}
 
// Создание графа
struct Graph* createGraph(int vertices) {
  struct Graph* graph = malloc(sizeof(struct Graph));
  graph->numVertices = vertices;
 
  graph->adjLists = malloc(vertices * sizeof(struct node*));
 
  graph->visited = malloc(vertices * sizeof(int));
 
  int i;
  for (i = 0; i < vertices; i++) {
    graph->adjLists[i] = NULL;
    graph->visited[i] = 0;
  }
  return graph;
}
 
// Добавление ребра
void addEdge(struct Graph* graph, int src, int dest) {
  // Проводим ребро от начальной вершины ребра графа к конечной вершине ребра графа
  struct node* newNode = createNode(dest);
  newNode->next = graph->adjLists[src];
  graph->adjLists[src] = newNode;
 
  // Проводим ребро из конечной вершины ребра графа в начальную вершину ребра графа
  newNode = createNode(src);
  newNode->next = graph->adjLists[dest];
  graph->adjLists[dest] = newNode;
}
 
// Выводим граф
void printGraph(struct Graph* graph) {
  int v;
  for (v = 0; v < graph->numVertices; v++) {
    struct node* temp = graph->adjLists[v];
    printf("\n Adjacency list of vertex %d\n ", v);
    while (temp) {
      printf("%d -> ", temp->vertex);
      temp = temp->next;
    }
    printf("\n");
  }
}
 
int main() {
  struct Graph* graph = createGraph(4);
  addEdge(graph, 0, 1);
  addEdge(graph, 0, 2);
  addEdge(graph, 1, 2);
  addEdge(graph, 2, 3);
 
  printGraph(graph);
 
  DFS(graph, 2);
 
  return 0;
}
// Алгоритм прохода в глубину в C++
 
#include <iostream>
#include <list>
using namespace std;
 
class Graph {
  int numVertices;
  list<int> *adjLists;
  bool *visited;
 
   public:
  Graph(int V);
  void addEdge(int src, int dest);
  void DFS(int vertex);
};
 
// Инициализация графа
Graph::Graph(int vertices) {
  numVertices = vertices;
  adjLists = new list<int>[vertices];
  visited = new bool[vertices];
}
 
// Добавление ребер
void Graph::addEdge(int src, int dest) {
  adjLists[src].push_front(dest);
}
 
// Алгоритм 
void Graph::DFS(int vertex) {
  visited[vertex] = true;
  list<int> adjList = adjLists[vertex];
 
  cout << vertex << " ";
 
  list<int>::iterator i;
  for (i = adjList.begin(); i != adjList.end(); ++i)
    if (!visited[*i])
      DFS(*i);
}
 
int main() {
  Graph g(4);
  g.addEdge(0, 1);
  g.addEdge(0, 2);
  g.addEdge(1, 2);
  g.addEdge(2, 3);
 
  g.DFS(2);
 
  return 0;
}

Сложность алгоритма поиска в глубину

Временная сложность алгоритма поиска в глубину представлена ​​в виде O(V + E), где V — количество вершин, а E — количество ребер.

Пространственная сложность алгоритма равна O(V).

Применения алгоритма

  1. Для поиска пути.

  2. Для проверки двудольности графа.

  3. Для поиска сильно связанных компонентов графа.

  4. Для обнаружения циклов в графе.


Приглашаем всех желающих на открытый урок в OTUS «Теория графов. Термины и определения. Основные алгоритмы», регистрация доступна по ссылке.

Комментарии (3)


  1. Druj
    13.04.2022 15:31
    +4

    Сегодня вроде не первое апреля


  1. gdt
    13.04.2022 17:09

    Но ведь можно же взять стек и складывать вершины туда (очередь для поиска в ширину), что позволяет легко и просто избавиться от рекурсии...

    Что самое интересное, этот подход и описан в начале. Конечно, рекурсия тоже использует стек в каком-то роде :)


  1. VaalKIA
    14.04.2022 02:48
    +1

    Использовал как-то такой алгоритм, для закраски. Как правильно написали, O(V), то есть, в худшем случае, закрасив пустой лист, размером несколько мегабайт, мы потом ещё на откате просматриваем V сохранённых на стеке. То есть, сама суть как можно более глубокого погружения, говорит нам о том, что мы пройдём до упора и запомним все развилки, даже если через них будет проходить путь (например, движение змейкой). В общем, алгоритм старается отложить как можно больше на потом, того, чего откладывать и не стоило. В те временf X*Мб на стеке, было равносильно memory exception, а запомнился мне он тем, что если его потимизровать и он ничего не отложит на потом, то всё равно полная глубина выжрет самой записью вызова на стеке как минимум V. В итоге, медленный фронт волны ака поиск в ширину, кажется расточительным, но по сравнению с этим — нет.