Большую часть жизни я работал в небольших компаниях и стартапах. В таких, где при должной инициативе ты становишься универсальным солдатом, способным выполнить практически любую функцию: зачастую сам принимаешь решения и несешь за них ответственность, сам проводишь переговоры и выполняешь реализацию.
К крупным компаниям и корпорациям я тогда относился скептически – как с точки зрения сотрудничества, так и с точки зрения потенциального места работы. Сотрудничество с крупной компанией для меня означало одно – все будет происходить очень долго. Как работодатели крупные компании тоже не привлекали, поскольку те, о которых я хотя бы что-то слышал, имели репутацию “так себе работодателя” с высокими требованиями, низкими зарплатами и флером токсичных отношений в коллективе. Что было с ними (или со мной) не так? В этом и хочу разобраться в этой статье.
Гипотеза “долготы”
Я думаю, те, кому доводилось с “высоты” стартапа или малого бизнеса взаимодействовать с той или иной корпорацией, меня сейчас поймут. Если вы начали сотрудничество, то не ждите быстрых решений и согласований. На формирование каждого документа уйдут месяцы, а решения будут приниматься неделями. Если вы пришли с вопросом, то будьте готовы пройти добрых (или не очень) 3-5 человек, прежде чем найдете нужного респондента. Так думал и я, предполагая, но не будучи уверенным, что же на самом деле происходит “внутри”.
Вторая мысль, которая шла бок о бок с мыслями о скорости крупных компаний, была о стоимости их услуг. Примерно тот же сервис в формате b2b у них стоил на порядок дороже, чем, например, в организации, в которой на тот момент работал я. И это порождало резонные вопросы: а кто покупает эти услуги с еще одним нулем в конце строки, и в чем причина этого выбора? И, если услуги стоят так дорого, то, вероятно, и выполняющие их сотрудники должны получать ежемесячную смс-ку о зачислении суммы на один знак больше, чем у меня?
Забегая вперед, скажу, что ответ на второй вопрос не однозначен. Персонального профита действительно больше, но выражается он не только в рублях. Подробнее расскажу в выводах. Для ответа же на первый вопрос достаточно было понимать, как устроена рыночная экономика, а еще быть наблюдательным и попытаться найти “10 отличий” между стартапом и корпорацией.
Я понимал, что всему “виной” процессы, и ощущал острое желание систематизировать происходящее в моей ежедневной рутине и выйти на новый уровень. Но тут вставал еще вопрос подхода к систематизации: чтобы процесс работал, его нужно описать и выполнять. И, в идеале, описать так, чтобы выполнять его хотелось, а, выполняя, осознавать полезность своих действий — это мне казалось высшим пилотажем. Для того, чтобы воплотить подобную систематизацию в жизнь, не достаточно прочитать пару умных книжек – нужна была практика и эксперименты, а в идеале, в совокупности с накопленным опытом. Нужно было изучать, какие инструменты работают, а какие нет.
Начав внедрять процессы на прежнем месте, я, спустя время, понял, что аудитория, на которую они применяются, достаточно мала и некоторые, внедряемые действия излишни. А излишних действий нормальный человек будет стараться избежать.
И здесь мы встречаемся с саботажем выполнения инструкций. Приведу пример: если мы говорим о двух инженерах, которым нужно работать сообща, им будет проще обменяться знаниями по телефону, чем вести базу знаний в какой-либо третьей системе. И никакие увещевания о том, что мы скоро возьмем третьего инженера, которому это пригодится, не будут работать. Только когда они на практике объяснят одни и те же инструкции несколько раз разным людям, придет понимание, что база знаний – не такая уж плохая затея.
Это лишь короткий пример, подобных кейсов за 2 года «систематизации» возникало много. А скорость внедрения, и, главное, полезность процессов оставляли желать лучшего. Я понимал, что время работает против меня, а производимые усилия приносят меньшие результаты и стал думать о вариантах, которые есть лично у меня.
Вижу цель, не вижу препятствий
Тяга к систематизации из инженерного бэкграунда и желание улучшать, да так, чтобы без “душноты”, поставили передо мной вызов: “Найти за месяц относительно крупную компанию с поставленными, экологичными процессами и устроиться в эту компанию на работу.”
Вызов был принят и начался поиск.
Здесь нужно отметить, что большого опыта трудоустройства у меня не было, последние два работодателя меня вообще перекупили, и это в итоге сработало против меня. Зато на моей стороне был трехлетний опыт собеседований соискателей себе в команду и в компанию. Итак, резюме написано, порталы с вакансиями заменили время в соцсетях, а отзывы о работодателях я стал читать чаще, чем новости. Итог?
Добро пожаловать в мир интервью
За месяц поисков я прошел чуть меньше десятка собеседований. Нужно заметить, что они были абсолютно разными. А уж про степени странности и подходы к проведению собеседований можно писать отдельную статью.
Я не углублялся в теорию найма, но мне было очень странно, например, рисовать буквально собственный портрет, в одной из компаний, прямо на месте между заполнением анкеты и вызовом к руководству, или рассказывать о взаимоотношениях с однокашниками в школе и универе, при том, что это было 15 лет назад. Некоторые компании с порога напоминали советские бюрократические машины, а некоторые, наоборот, выглядели отъявленными разгильдяями. Были в моем списке были и компании, где я действительно хотел оказаться, но по разным причинам мы друг другу не подошли.
Место, куда я пришел и в итоге остался, с самого начала произвело действительно хорошее впечатление. Да, и квесты пришлось пройти на некоторых этапах собеседования, и тестовые домашние задания выполнить – но вся коммуникация была очень экологичной.
По итогам месяца у меня на руках было 2 оффера и муки выбора. Вторая компания предлагала больше денег в моменте и более понятные и знакомые задачи, и это было очень заманчиво. Но я искал перспективы и те подходы к бизнесу, за которыми я “охотился”. Те, кто оказывался перед таким выбором, поймут меня. Невозможно собрать всю информацию о работодателе за период фазы рекрутинга и сделать полностью рациональный выбор. Плохие отзывы в сети будут вгонять в сомнения, а профессиональная работа HR и PR-служб будут создавать яркую оболочку вокруг, возможно, не такого уж яркого спектра задач и обязанностей. Выбираем мы зачастую сердцем. И свой выбор я сделал.
Все потрогать и узнать
Так я оказался в волшебном мире процессов и стал с любопытством ребенка разглядывать, трогать и изучать происходящее вокруг. Пришел я на позицию старшего администратора проектов, а потому изучать приходилось не только процессы своей компании, но и не менее крупных компании клиента. Это доставляло еще больший восторг и развивало кругозор семимильными шагами, раскладывая весь прошлый опыт по полочкам.
Катализатором ускоренного изучения являлось еще и желание повысить свой грейд. Ведь целился я изначально на позицию «руководителя проектов», но в силу отсутствия достаточного количества опыта и регалий, пришел на грейд ниже и хотел, как можно скорее наверстать. К слову, мне это удалось меньше, чем через год.
Что касается процессов, поначалу нравилось все. Начиная от процесса адаптации нового сотрудника и заканчивая сложными производственными процессами по выделению ресурсов на проект или планированием загрузки команды на ближайшие полгода. Со временем я стал обнаруживать недочеты и шероховатости, но и здесь на помощь приходили процессы. Я знаю, что у меня всегда есть возможность дать экологичную обратную связь о работе коллег или предложить идею, как можно улучшить процедуру или ввести новую. И также знаю, что моя обратная связь будет услышана, оценена и реализована.
Так вот ты какой, цветочек аленький. Выводы
Скажу честно, адаптация из эдакого нонконформиста в сотрудника крупной компании далась непросто, но, на мой взгляд, прошла успешно и принесла пользу и мне, и компании. Я получил понимание о работе структур не по книгам и учебникам, а потрогав систему изнутри.
Стало ясно, что длительность происходящих согласований и скорость принятия решений связана не с чьей-то ленью или забывчивостью. А с тем, что таких согласований происходят десятки, а то и сотни. Документы готовятся долго потому, что проходят многоуровневый контроль, а контрагенты тщательно проверяются.
Высокая стоимость услуг – плата за надежность. Организм, который вырос до размеров нескольких тысяч сотрудников, можно по праву считать надежным. Производительность крупной компании выше в разы не только благодаря параллельно идущим процессам, но и более высокой эффективности работы каждого звена, каждого сотрудника. Я даже осмелюсь утверждать, что, если вы заточены под командную работу, то в большой компании ваша продуктивность будет выше. Здесь нужно отметить, что риски снижаются как для клиента, покупателя услуг, так и для работников.
Клиент сотрудничает с надежной компанией с большим опытом в данной области и наличием всех необходимых лицензий. Работник, как я и говорил в начале статьи, получает дополнительные бенефиты, помимо более высокой оплаты труда. Это своевременные выплаты, оплата обучения, повышения квалификации, забота о здоровье сотрудников: оплата занятий спортом, расширенная страховка, трансфер до места работы и материальная помощь в разных жизненных ситуациях. Эти и другие преимущества делают крупную компанию привлекательным исполнителем и работодателем по сравнению с мелкой.Ответ на вопрос, почему мне не может ответить первый же респондент, тоже был найден. Каждый сотрудник – винтик в огромном очень сложном механизме и несет ответственность только за те процессы и задачи, глубокой компетентностью в которых обладает. Широкая экспертиза — это хорошо, но высокая точность лучше. Да, возможно, ответ не будет получен быстро, но зато, он будет максимально точным и не потребует дополнительных разъяснений.
Экологичные и понятные процессы существуют. Главное, что касается качества процессов, я не был разочарован. Первое впечатление было оправдано. Экологичные и понятные процессы существуют. И существуют здесь в компании, в которой я работаю уже два с половиной года, в компании, которая может быть устойчивой, благодаря выверенным процессам и гибкой, насколько может быть гибкой большая корпорация. Я изменил отношение к большим организациям, они больше не вызывают у меня раздражения и страха, потому что я понимаю истинные причины происходящего. А, понимая их, испытываю уважение и гордость от того, что являюсь частью этого огромного сложного организма, от того, что работаю плечом к плечу с профессионалами.
Думаю, сложно поспорить спорить с тем, что большой лайнер в бурю в море, при правильном управлении, будет гораздо устойчивее маленькой рыбацкой шлюпки. Так же и с большой компанией. При правильном менеджменте корпорация более устойчива к кризисам и финансовым штормам, а, следовательно, способна надежно защитить плывущих на ней сотрудников.
Комментарии (3)
BaskakoffMike
19.05.2022 09:38+1Еще можно было бы упомянуть, что процент вероятности наличия самодурства в маленькой компании намного выше на квадратный метр))) В больших компаниях тоже некоторые вопросы решаются только при выходе практически на высший менеджмент, но это реально, а во-вторых пройдя фильтрацию через коллег и линейных, идея уже кристализуется и получит аппрув. Вероятность плохого настроения, "уходи, не мешай" и т.д. все же минимальная на большом корабле, т.к. менеджмент не занимается всем и вся от стратегии, до воды в офисе.
AlexNomad
Так что же это за экологичные процессы в крупной компании?
LuggerFormas
>профессиональная работа HR и PR-служб будут создавать яркую оболочку вокруг
Ну Вы не понимаете, ТАМ они есть, точно-точно! Попейте еще водички...