Вместо предисловия

Знаете, как оно часто бывает? Случайно перечитываешь какую-нибудь статью в старом журнале и вдруг возникает желание ещё раз посмотреть на обложку — а действительно ли это старый выпуск n-летней давности? Так бывает и со своими собственными текстами. Читаешь то, что написал несколько лет назад и понимаешь, что воз и ныне там. Например, эту статью я написал в далёком уже 2006 году и без всякой задней мысли отправил прямо в журнал «Компьютерра». Тогда я только защитил кандидатскую, работал преподавателем в вузе и горел желанием изменить мир.

Это была моя первая настоящая большая статья, опубликованная в настоящем журнале. Помню, что я ещё сильно удивился, когда редакция спросила, куда высылать гонорар, и попросила ещё статей. Мне казалось, что просто публикация в этом культовом издании — уже достаточная награда. А о том, что за этот текст любимый журнал заплатит мне приличную сумму, в несколько раз превышающую мой оклад преподавателя, я даже и подумать не мог. Но отказываться от гонораров не стал :)

Я уже давно не работаю в образовательной системе, но с интересом читаю статьи других авторов по этой теме. И знаете что? Мне кажется, что с тех пор в большинстве учебных заведений мало что изменилось: преподаватели всё так же читают скучные, неинтересные лекции, студенты всё так же зубрят устаревшие методички, чтобы сдать экзамен и с облегчением сжечь конспект. Или нет?

Молодой преподаватель в современном вузе — редкость. В большинстве случаев это аспиранты, вынужденные заниматься преподавательской деятельностью, поскольку педагогическая практика в родном вузе обязательна при обучении в аспирантуре. Но есть и такие, которые остаются читать лекции и после защиты диссертации. Их немного, и работают они в основном ассистентами или доцентами за мизерную зарплату. Но они хотят и могут поднять образовательный процесс до современного уровня, сделать лекции по своим предметам по-настоящему интересными и актуальными.

Молодые альтруисты

— Уж и зарплату перестали платить, а они всё ходят и ходят на работу!
— Слушай, а ты с них деньги за вход на работу брать не пробовал?

В прессе всё чаще появляются статьи о бедственном положении российского образования. Авторы спорят, указывают проблемы, предлагают различные пути их решения. Проблемы действительно существуют, и поскольку они касаются непосредственно меня, молодого преподавателя, я внимательно и с интересом изучаю каждую такую публикацию.

Рассматриваемые там проблемы образования можно условно разделить на четыре категории:

  • денег не платят;

  • качество преподавания неуклонно падает;

  • реформы — безусловное зло;

  • единый госэкзамен никому не нужен.

Всё это, конечно, правильно, и я обеими руками проголосую за каждый пункт. Но почему-то мне совершенно не встречаются статьи о том, как же, собственно, поступать в таких стеснённых условиях рядовым преподавателям, тому самому младшему звену: ассистентам, доцентам, аспирантам. Да, не удивляйтесь. В нашей стране ещё остались такие вот молодые «маргиналы», которые за мизерную зарплату, в невыносимых условиях пытаются хорошо делать своё дело. Поверьте, для этого требуется немалая доля альтруизма. Я не нахожу иного объяснения тому, что молодые ребята, у многих из которых есть семья, дети и которые обладают знаниями и опытом, всё ещё остаются в вузах и институтах, а не разбегаются по отечественным и иностранным частным фирмам и корпорациям. Правда, справедливости ради скажу, что ряды бессребреников редеют с каждым годом. По разным оценкам, средний возраст преподавательского состав в высшей школе составляет от 50 до 60 лет. Да, для привлечения молодых преподавателей изобретаются всяческие гранты и поощрения. Но, как заметил один мой знакомый, гранты — это ещё не зарплата. Чтобы их завоевать, надо потратить на подготовку документов много времени, которое можно было бы с большей пользой отдать своей непосредственной работе. Кроме того, гранты выплачиваются единовременно, а жить надо долго. Жить и работать.

Так что же нужно сделать, чтобы работа молодого преподавателя приносила удовольствие и ему, и его ученикам?

В каждом взрослом сидит ребёнок

Я сочувствую матери Купидона. Представляете, чего стоит научить пользоваться сортиром вооружённого летающего мальчика?

Так вышло, что мне приходилось учить в основном уже взрослых людей — от первокурсников до пенсионеров. И с уверенностью могу сказать: в каждом взрослом живёт большой ребёнок. Ну, со студентами всё понятно — весёлый, шумный народ, не прощающий фальши, скуки и незнания преподавателем своего предмета. Но и взрослый человек, садясь за парту, сразу превращается в ребёнка. Я получал огромное удовольствие, наблюдая школьных учителей на курсах повышения квалификации: они перешёптывались на контрольной, старались незаметно достать шпаргалку и по-детски радовались, когда у них что-то получалось на практических занятиях.

Человек, каким бы взрослым и опытным он ни был, остается в душе ребёнком, которому нравится всё яркое и интересное. А студент тем более. Поэтому меня всегда огорчали преподаватели, бубнящие под нос свой предмет, рисуя каракули на доске. Даже самый прилежный студент через час такой лекции сникнет и примется разгадывать кроссворд. Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему убелённые сединами профессора сердятся на недостаток знаний по их предмету, а сами не могут построить лекцию так, чтобы хоть немного систематизировать материал или, по крайней мере, разборчиво писать на доске.

Но есть и другие, те, кто не только знает, но и любит свой предмет и своих слушателей. Те, кто не ленится нумеровать параграфы и темы, аккуратно и понятно рисовать схемы, выделять в лекции главное и второстепенное. Те, кого можно слушать часами, боясь пропустить хоть слово. А если к тому же преподаватель умеет пользоваться мультимедийным проектором и знает, что такое PowerPoint, — ему просто цены нет. Но на то они и жемчужины, чтобы встречаться редко.

Как же быть молодым преподавателям? Знание компьютера в разной степени (обычно на уровне продвинутого пользователя) есть у каждого. Но вот умению интересно говорить, систематизировать и упрощать материал, владеть аудиторией нам, молодым, у преподавателей-перлов (в хорошем смысле этого слова) можно поучиться.

Поучиться хотя бы тому, что мотивация к изучению предмета не возникнет из ниоткуда. Фраза «математика вам будет нужна в дальнейшей жизни, потому что без неё никак» проходила в школе, но в студенческой аудитории уже не катит. Тем более странно слышать её от людей, ведущих занятия на курсах повышения квалификации. Студенты, а люди средних лет — тем более, сами прекрасно знают, что им нужно от жизни в целом и от образования в частности. Логика простая: если предмет не нужен, он должен быть интересным и захватывающим. Конечно, таковым должен быть и нужный предмет. Но сознательные студенты всё же готовы поскучать на неинтересной лекции, если осознают, что вдалбливаемый им материал пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности. Но и терпению самых усидчивых рано или поздно придёт конец.

Итак, чтобы сделать предмет интересным, нужно, повторюсь, помнить, что в каждом взрослом сидит ребёнок. А что мы делаем, чтобы привлечь внимание ребёнка?

  • покупаем яркую, красивую и необычную игрушку или книжку с цветными картинками;

  • рассказываем захватывающую историю или сказку;

  • отвечаем на самые глупые вопросы и даже поощряем их, относимся к ребёнку как к взрослому, как к равному, но при этом говорим с ним на его языке.

Несложные правила, знакомые каждому родителю. Так чем же взрослые хуже? Им ведь тоже хочется игры, красок и интересной сказки. Тем не менее большинство преподавателей в высшей школе пренебрегают этими правилами.

Яркая картинка

Атомы нельзя видеть — их можно только мыслить.

Хороший преподаватель прежде всего должен быть хорошим дизайнером. Не удивляйтесь, именно так. Принято считать, что модное нынче слово «юзабилити» относится к интерфейсам компьютерных программ, веб-дизайну. Но ведь картинка или схема, иллюстрирующая лекционный материал, тоже должна быть не только понятной, но и запоминающейся, легко читаемой. Я уж не говорю о том, что она просто «должна быть».

Информация к учащемуся может поступать разными способами: со словами преподавателя, с текстом и в виде картинок. Разные люди в силу своего внутреннего устройства воспринимают разные типы информации с разной эффективностью. Но все же визуальное восприятие играет для большинства людей более важную роль, нежели всё остальные. Народную мудрость «лучше один раз увидеть» ещё никто не отменял.

Рассмотрим простой пример из школьной физики — изотермический процесс. Не помните, что это такое? Не беда. Чтобы проиллюстрировать, как двигающаяся картинка помогает понять этот процесс, нам нужно знать только то, что есть стакан с поршнем, заполненный газом. Поршень постепенно опускается, точка на графике, соответствующая текущему состоянию газа, перемещается. Представьте две ситуации. Первая, когда преподаватель долго и нудно задиктовывает определение изотермического процесса, пишет формулу и рисует на доске график, говоря, что кривая-де показывает, что там происходит. И вторая, когда преподаватель молча запускает несложную компьютерную анимацию, и на экране изображается стакан с поршнем. Поршень опускается, крестик на кривой перемещается. Рядом написана формула, по которой построен график, ниже аккуратно расписаны все переменные, входящие в эту формулу, а сверху, над поршнем, нарисована стрелка вниз — «давление», которая всё увеличивается. Преподаватель тыкает в картинку указкой и говорит: «Вот, это изотермический процесс». И, как ни странно, всё предельно ясно. А дальше уже можно диктовать определения и пускаться в пространные объяснения о теории и перипетиях этого процесса. Кстати, пример взят из реальной обучающей программы по физике.

Все это хорошо, скажете вы. Но ведь чтобы показать аудитории хоть какую-то картинку, нужно иметь нечто посущественнее коричневой доски из линолеума и огрызка мела, еле умещающегося в пальцах. Для реализации поставленной задачи нужны ноутбук и мультимедийный проектор. С ноутбуком дело обстоит не так уж плохо — у многих он уже есть. Ну а тем, у кого его ещё нет, но и денег особо не водится, могу посоветовать вполне приемлемый вариант покупки б/у компьютера. Напомню, что мы покупаем его не для того, чтобы играть в игрушки, а для того, чтобы нести знания в массы. А для отображения картинок на экране, пусть даже и двигающихся, хватит старенькой 486-й машины, на которую даже у современного российского преподавателя найдутся деньги.

Дело за проектором. Самый дешёвый мультимедийный проектор, который мне удалось найти на просторах Сети, стоит 7 тысяч рублей [напоминаю, что статья была написана в 2006 году]. Прямо скажем, для людей указанной профессии сумма немаленькая (если учесть, что зарплата профессора в государственном вузе составляет 6 тысяч рублей [опять же, на момент публикации статьи в 2006 году]). Тут-то и могут пригодиться те самые гранты и стипендии. Кроме того, не обязательно владеть им лично. Несмотря на бедность большинства российских вузов, такие проекторы уже появляются кое-где на кафедрах. Тут главное войти в доверие к лицу, в чьем сейфе он лежит (обычно это секретарь декана). В общем, выход найти можно.

Когда техника у нас в руках, необходимы программы. Давать рекомендации по использованию того или иного программного обеспечения — неблагодарное дело. Каждый человек, чьи интересы простираются дальше Word’а и «Косынки», имеет целый зоопарк любимых софтинок и готов с пеной у рта доказывать, что они и есть самые лучшие и правильные. Могу только поделиться собственным опытом.

Во-первых, нужно как можно раньше расстаться с PowerPoint’ом. Гораздо больше возможностей предоставляют обычные просмотрщики графических файлов. Когда слайд представлен как картинка, вы можете вытворять на нём все, что угодно и на что хватит фантазии, а не только то, что позволяют скудные возможности PowerPoint’а. Есть огромное количество программ, позволяющих создавать и редактировать растровые изображения.

Во-вторых, неплохо бы использовать для демонстрации не только статичные картинки, но и анимацию. Тут анимационный GIF уже не поможет. Нужно привлекать мощную артиллерию в виде Flash [вот он срез времени — тогда Flash ещё был «мощной артиллерией», а не забытым форматом], видеофайлов или даже собственных или чужих программ.

В-третьих, чрезвычайно удобно использовать универсальные просмотрщики, вроде бесплатного, лёгкого и быстрого IrfanView [а вот он всё ещё существует]. Он хорош тем, что позволяет в цепочке полноэкранного просмотра показывать не только картинки, но и flash-ролики и видеофайлы. Остаётся лишь выстроить нужные файлы по алфавиту в одном каталоге, запустить просмотр первого файла и для перехода к следующему нажимать пробел. Просто и удобно. Ну а для тех, кто любит посложнее, существуют многочисленные программы для создания слайд-шоу с применением различных эффектов и настроек.

Захватывающая история

Бывалые преподаватели советуют время от времени разряжать обстановку в аудитории, рассказав небольшой весёлый анекдот, близкий по тематике к изучаемому материалу. Получается, что, рассказывая что-нибудь нудное и неинтересное, обязательно нужно иногда будить аудиторию от сна. Ну а почему бы всю лекцию не превратить в интересную байку? Так, чтобы не надо было изредка взбадривать аудиторию, а наоборот, чтобы после лекции никто не хотел уходить. У меня есть знакомый астроном, который может говорить про современную астрономию и астрофизику часами. Говорить так, что его слушают затаив дыхание и непоседливые пятиклассники, и убелённые сединами пенсионеры. А рассказывает он про очень сложные вещи — но просто и понятно. И сопровождает свой рассказ картинками, «только что скачанными с сайта NASA».

«Но ведь рассказать интересно можно далеко не всё», — возразите вы. Поверьте, рассказать интересно можно о чём угодно. Достаточно лишь поверить самому, что наука — это не скучный удел книжных червей, а увлекательнейшее занятие. А техника и технология — тем более. Образцом для подражания могут служить книги Перельмана из серии «Занимательная …» или, скажем, советские «Энциклопедические словари юного …».
Просто надо перестать «давать теорию» и начать «давать интересные знания». Любая теория так или иначе связана с практикой. Даже высшая математика. Любая математическая задача имеет свою историю, своё практическое обоснование, свою интригу. Любой раздел школьной и институтской физики связан с современной техникой. В своё время фирма Dorling Kindersley выпустила детскую мультимедийную энциклопедию «От плуга до лазера» (в нашей стране локализованная версия распространяется фирмой «Новый диск»). В ней с помощью весёлых интересных анимаций рассказывается о том, как устроены различные технические устройства и машины — от эскалатора до жидкокристаллического дисплея. Рассказывается детям, которые только начинают изучать физику. И материал изложен так, что даже люди с высшим техническим образованием не могут оторваться от нее, знакомясь с устройством «всяческих железок».

Если вы всерьёз увлечены предметом, который преподаёте, вы всегда можете припомнить с десяток интересных «нетеоретических» примеров по теме своей лекции. Читая лекцию о протоколах POP3 и SMTP, всегда можно рассказать о том, откуда взялась эта заковыристая собачка. И поведать о том, как она называется в разных странах (от хвоста обезьяны до хобота слона). Много времени это не займёт.

В популярном нынче романе «Код да Винчи» [это как смотреть старые записи хит-парадов из 2006-го года] есть хороший пример, показывающий, что такое интересная лекция. В чём выражается частное от двух соседних чисел последовательности Фибоначчи? Красивый набор: соотношение диаметра витков спирали раковины моллюска наутилуса; соотношение диаметра спиралей, по которым вырастают семечки в цветке подсолнечника; спиралеобразно закрученные листья початка кукурузы; расположение листьев на стеблях растений; сегменты частей тела насекомых… Ну и конечно, та самая Божественная Пропорция, о которой можно рассказать на курсах компьютерной графики. Классические произведения архитектуры, Витрувианский человек Леонардо да Винчи (тот самый дяденька в круге и квадрате с четырьмя ногами). Пропорции человеческого тела — это тоже число 1,618. А теперь вспомните, что вам говорили на уроке, где вы изучали последовательность Фибоначчи? Скорее всего, продиктовали определение и изобразили на доске формулу, которую вы аккуратно переписали в конспект.

Возьмём ещё пример из математики, точнее, из геометрии: треугольник. А известна ли вам почти детективная история об окружности девяти точек? Это окружность, на которой всегда лежат основания высот, медиан и середины отрезков прямых от точки пересечения высот до вершин треугольника. Сначала её открыл Эйлер в XVIII веке, а потом по незнанию заново изобрёл Карл Фейербах, родной брат того самого Фейербаха. Или задача Наполеона. Ведь Наполеон, оказывается, был заядлым математиком. И даже составлял геометрические задачи. Рассказывали вам это на уроках математики? Наверняка нет.

И таких примеров можно привести сотни — для разных предметов и дисциплин, от общеобразовательных, вроде математики, химии, физики, до специальных, которые изучаются на старших курсах.

Что наша жизнь — игра

— Милый. Ну что ты всё молчишь и молчишь. Расскажи, о чём ты думаешь.
— Понимаешь, дорогая. Вот если обмотать Землю и Луну медной проволокой в несколько слоёв, то получился бы неплохой генератор переменного тока.
— Фу! Не переменного, а постоянного.

Принцип обучения через игру давно знаком педагогам, работающим с детьми. Но ведь мы с вами договорились, что взрослые, а тем более студенты — те же дети. Устраивать тренинги и ходить паровозиком на лекциях, конечно, чересчур, но вот спроектировать систему управления машиной времени, вместо того чтобы объяснять принципы теории управления на какой-нибудь скучной железке, вполне возможно. Не стесняйтесь, придумывайте самые дикие и неожиданные примеры и аналогии. В энциклопедии «От плуга до лазера», о которой я рассказывал выше, всем заправлял добродушный мамонт. Чего он только ни вытворял по законам физики. А ещё в одной обучающей программе по физике принцип свободного падения иллюстрировался на примере Винни-Пуха с пририсованными к нему векторами. Почему бы вектора, скажем, не пририсовать к Гомеру Симпсону? Я думаю, такой пассаж будет иметь успех среди студенческой аудитории.

Конечно, игра должна соответствовать интеллектуальному уровню аудитории. Не стоит, пожалуй, рассказывать совсем уж детские истории. Но вот выстраивать игровые и абсурдные ситуации, иллюстрирующие и объясняющие материал, можно и даже нужно.

Вовсе не обязательно акцентировать внимание на том, что вы фантазируете. Фантазия и игра должны органично вписаться в изложение материала. Главное, однако, не переусердствовать. Определение веса как «силы, с которой данное тело давит на лежащее под ним тело», данное как-то нашим министром образования, пожалуй, выглядит слишком вызывающе. Всё же формулы и определения должны остаться незыблемыми, предмет, который вы преподаете, искажать не надо.

Не лучшим образом выглядит и задача из детского учебника по арифметике для младших классов: «У кошки Мурки родились щенята, два чёрных и один белый. Сколько всего щенят родилось у кошки Мурки?» (я не шучу, этот учебник действительно издавался большими тиражами). Но вот задачник Григория Остера и его многочисленные клоны — вполне достойный объект для подражания. В любом случае, чувство юмора — вещь индивидуальная, и во всём надо знать меру.

Легче всего запоминается необычное, весёлое, нестандартное. Глупый анекдот вы забудете, смешной — запомните на всю жизнь. В конечном счёте целью нашей деятельности является передача знаний. Причём не путём тупого заучивания, а путём понимания. Инженеру не обязательно помнить, чему равняется удельная проводимость такого-то металла, он всегда может посмотреть её в справочнике. Но вот что такое удельная проводимость, он должен знать хотя бы в общих чертах. В классической литературе приводится удобный и древний способ запоминания материала: человек должен представить себе хорошо знакомый дом и, ходя по нему, раскладывать слова и понятия по комнатам и шкафчикам. Потом, когда надо будет вспомнить то, что он заучил, ему достаточно будет мысленно обойти этот дом по тому же самому маршруту и «собрать» оставленные звенья материала в цепочку. Сложный метод, предназначенный для усвоения больших объемов информации. Пусть ваша лекция станет таким же домом. Но роль комнат в нем будут играть красивые картинки, необычные примеры, яркие образы. Тогда через год вам будет достаточно сказать: «Вспомните Гомера Симпсона, как он падал на кактус. Помните, какие там были вектора?» Конечно, помнят! Такое трудно забыть!

Папа, откуда берутся дети?

Мальчик спрашивает отца:
— Папа, а почему покусанное яблоко темнеет?
Папа, не отрываясь от компа:
— Дело в том, что в яблоке содержится много железа. Когда с мякоти снимается защитная оболочка, кислород, содержащийся в воздухе, вступает в реакцию с железом. Железо окисляется, а окисел железа имеет тёмный цвет.
Мальчик, после долгой паузы, шёпотом, озираясь по сторонам:
— Папа… А ты сейчас с кем разговаривал?..

Однажды, заканчивая читать лекции по не слишком интересному предмету «Устройства и технические средства корабля», я услышал тихую фразу студента: «Жаль, это был единственный предмет, на котором я хоть что-то понимал». Лучшей похвалы моей преподавательской деятельности и не придумать.

Сколько раз сам, будучи студентом, я приходил на первую лекцию по предмету с интересным названием с твёрдым желанием как следует его изучить, аккуратно вести конспект, разобраться в нем досконально. И что же? Понять что-либо не представлялось возможным, поскольку лектор пребывал в твёрдой уверенности, что студенты обладают начальными знаниями в том же объёме, что и он. Представьте, что вам рассказывают об устройстве лампочки, когда вы понятия не имеете о том, что такое электричество. Конечно, большой вины ректора здесь нет, виноваты скорее всего те, кто составлял учебные планы. Но без повторения базовых понятий не должна обходиться ни одна лекция.

Аккуратно вести конспект тоже не всегда удаётся. Складывается впечатление, что многие лекторы читают лекцию для себя. Либо они рассказывают материал в свободном режиме, не утруждаясь диктовкой важного материала, либо ежеминутно перескакивают с места на место, выдавая пассажи вроде: «Ой, а вот здесь, двадцать уравнений назад, я забыл поставить знак плюс». Есть и такие, которые бегают от одного края доски к другому, то тут, то там пририсовывая закорючку, что-то стирая, зачёркивая, перенося. А студенты с интересом наблюдают за ним, делая ставки на то, когда же он наконец споткнётся или упадёт с кафедры. Большинство лекторов вообще никак не структурируют материал: «Сейчас у нас будет следующая тема… Какая там она по счёту?»

Ну и отдельного упоминания достойна особая порода преподавателей, умудряющихся излагать материал на том же языке, на котором написаны их диссертации. Конечно, говорить «А теперь эту вот загогулину мы пофиксим» было бы другой крайностью. Но всё же речь преподавателя, даже на самом сложном предмете, должна быть простой и понятной аудитории.

Давайте не будем повторять ошибки наших профессоров и запомним, что:

  • студенты, пришедшие на нашу лекцию, не знают ничего, и им надо на пальцах быстро объяснять предшествующий материал;

  • всегда нужно иметь в голове (или на бумажке) чёткий план лекции со всеми параграфами. В школьной практике это называется планированием урока. Не обязательно составлять расписание по секундам. Достаточно представлять структуру тем и параграфов и чётко их задиктовывать;

  • всё, что должно быть записано в конспекте у слушателей, должно диктоваться и (или) рисоваться на доске или показываться на экране;

  • нужно общаться со студентами на живом разговорном языке (разумеется, воздерживаясь от местных идиоматических выражений). Не просто читайте лекцию, а беседуйте со студентами, рассказывайте им материал.

Ещё раз подчёркиваю: студенты — это взрослые дети. А дети часто задают глупые вопросы. Никогда и ни при каких обстоятельствах не делайте круглые глаза и не восклицайте: «Как ты можешь этого не знать!» Просто терпеливо и понятно отвечайте на каждый, даже самый глупый вопрос.

Одна наша сотрудница, немолодая дама советской закалки, рассказывала, как в инженерных проектировочных конторах обучали поступивших к ним по распределению выпускников. Сначала опытный сотрудник объяснил им их задачу «по рабоче-крестьянски», то есть не так, как учили в институте, а так, как понятно. А потом говорил: «А теперь задавайте любые, самые глупые вопросы. Никто над вами смеяться не будет». И молодые кадры задавали эти самые глупые вопросы. И постепенно учились тому, чему их так и не научили за пять лет в альма-матер.

Дайте возможность студентам задавать эти самые глупые вопросы. Поверьте, даже отпетый двоечник, начиная что-то понимать, быстро станет отличником. Будьте открытыми для студентов, разговаривайте с ними на их языке. Представьте, что вы программист в крупной фирме, к вам прислали новичка и вы терпеливо на правах гуру учите его языку запросов SQL. Вот увидите, на ваших лекциях уже не будет проблем с дисциплиной.

Заключение

Молодые преподаватели и учёные, которые хотят и могут работать, в силах изменить ситуацию в высшей школе, вывести её на принципиально новый уровень. Они владеют фундаментальными знаниями, хорошо разбираются в современной науке и технике, разговаривают со студентами на одном языке. А чем их привлечь — это уже пусть решает руководство вуза. Главное, чтобы денег за вход на работу не брали.

Статья была впервые опубликована в журнале «Компьютерра» 13 июня 2006 года.

Комментарии (16)


  1. maisvendoo
    19.06.2022 18:37
    +2

    Замечательно. Готов подписаться под каждым словом. Одна из немногих статей здесь на ресурсе, в которой виден большой практический опыт автора. Где преподаете, коллега?


  1. hrozhek
    19.06.2022 18:47
    +4

    Статья мне показалась полезной, спасибо за мотивацию. Впрочем, есть несколько принципиальных проблем (по крайней мере как мне это видится после опыта преподавания в школе и собственного обучения в ВУЗах/общения с преподавателями): незаинтересованность студентов в первую очередь. Также для интересных историй требуется либо недюжинный талант и настроение (не все темы получается рассказать с вдохновением), либо, что скорее, тщательная подготовка. И вот со вторым как раз у нас возникают проблемы. Даже не только со стороны ресурсов, их как раз могут закупать в больших количествах (хотя, если честно, закупают не то, что нужно, а то, где больше откат и моднее название для отчетов). В основном я говорю про человекочасы. Сравните, скажем, команду курса CS50 (хотя бы по количеству ее участников), и преподавателя на полставки у нас, которому надо после пары идти закрывать таски фуллтайм, чтобы жить достойно. Было бы неплохо, чтобы и эту проблему сверху осозновали и пытались решить. Западную систему образования можно не любить за многое, но учитель и преподаватель там ощущается человеком Например, там есть в комплекте с учебником готовые материалы, а не как у нас - просишь родителей купить рабочие тетради, а они на тебя в прокуратуру пишут - буквально недавно школа, где работает моя супруга, начала проходить проверки как раз из-за такого случая. Нет уголовной ответственности за чужих детей, если учитель не виноват в проишествии, а просто "рядом стоял". И тому подобное, что позволяет преподавателю и учителю заниматься своей работой, а не сидеть-боятся, готовить презентации по выходным и писать отчеты в остальное время.


  1. kozlyuk
    19.06.2022 22:07
    +2

    Нормальная мотивация студента учиться — доступ к интересной и прибыльной работе. Закрывать материальные потребности, а рабочее время использовать дважды: чтобы заработать денег и чтобы самореализоваться. Если это есть, студент будет на занятиях работать (осмысливать, задавать вопросы), и хорошие материалы будут просто вишенкой на торте. Если при этом проблема в преподавателе, так взрослые люди могут потребовать замены или найти вуз получше. Дети от 18 лет и старше — не смогут. Дети в школу ходили, потому что так надо, мерилом результата была оценка, и результат был хорош, если они просто делали все то, что просил учитель. Но между выходом из школы в июне и входом в интситут в сентябре — горизонт событий. С точки зрения выпускника ничего не произошло: опять уроки, опять оценки. С точки зрения же внешнего наблюдателя дети провалились во взрослую жизнь. Наивный этот наблюдатель предполагает, что они пошли в вуз по своему выбору, что теперь они работают на себя и ради своего будущего. (В 11 классе у нас перестали проверять ДЗ по математике, а только предлагали задать вопросы, если непонятно — мол, разве людей, которым предстоит ЕГЭ, надо дополнительно мотивировать?)

    Если они не могут без того, чтобы их развлекали и заманивали, у них проблема похуже неуспеваемости — инфантилизм. И не надо его поощрять, ведь они потом не смогут трудиться в нормальных условиях. И нет, они не просто проиграют в жизненной борьбе — работающие люди будут содержать непроизводительную часть общества. Я так не играю!

    Конечно, первокурснику неочевидно, что линейная алгебра действительно нужна для той цели, с которой я начал. Вот здесь проблема с мотивацией объективна: человек, ответственный за свою жизнь, не понимает, почему он должен тратить ее на то, что к цели не ведет (как ему кажется). Но тут разумному студенту достаточно честно показать все дерево целей и какое место в нем занимает предмет. Ловушка в том, что зачастую такого дерева нет! Преподаватели и целые кафедры иногда сами не знают, где потом будут работать выпускники и что им реально нужно. Учебные программы написаны под абстрактные компетенции, которые ни на вопрос студента не отвечают, ни вузам не подсказывают, чему учить. Теоретически студент должен сам строить такое дерево и выбирать образовательную траекторию. Но лично я не верю, что средний молодой человек достаточно разбирается в отрасли и ее перспективах. По опыту онлайн-игр, все вырождается в эффективные "билды", которые и соответствуют специальностям. Вузы должны исследовать "рынок для своей продукции", то есть что нужно от специалистов по профилю, и мотивировать студентов тем, что их готовят так, чтобы они были востребованы. И преподавателей, кстати, тоже: когда знаешь, зачем нужно то, чему учишь, неизбежно изучишь практику и найдешь наглядные примеры.


    1. SerjV
      20.06.2022 00:06
      +2

      Учебные программы написаны под абстрактные компетенции, которые ни на вопрос студента не отвечают, ни вузам не подсказывают, чему учить.

      +

      И преподавателей, кстати, тоже: когда знаешь, зачем нужно то, чему учишь, неизбежно изучишь практику и найдешь наглядные примеры.

      Раньше было не лучше, и на вопрос "а где эта линейка/матан/да даже урматфиз применяется?" ответ преподавателя сводился к "в различных отраслях народного хозяйства".

      Проблема в том, что в текущем варианте образовательных стандартов действительно ВУЗам прямо не указано, чему учить - ВУЗ делает учебные программы сам. А вот сделает он их формально "на отвяжитесь", или учтёт практические потребности профессий, на которые ссылается стандарт - лотерея, но со склонностью к линии наименьшего сопротивления со стороны ВУЗа.

      Теоретически студент должен сам строить такое дерево и выбирать образовательную траекторию. Но лично я не верю, что средний молодой человек достаточно разбирается в отрасли и ее перспективах.

      Для чего, по идее, выбор не должен быть один раз в самом начале и до конца обучения, а с возможностью корректировок или даже смены по мере роста понимания у обучаемого.

      Вузы должны исследовать "рынок для своей продукции", то есть что нужно от специалистов по профилю, и мотивировать студентов тем, что их готовят так, чтобы они были востребованы.

      А еще что-то должно стимулировать ВУЗы это делать, а не просто формально обладая этими возможностями, - идти по линии наименьшего сопротивления (в т.ч. потому, что на исследование рынка надо тратить деньги, а деньги ВУЗ и так найдёт, куда потратить).


  1. samsond78
    19.06.2022 22:23
    +2

    Дальше начала даже читать не стал... Интересным для студентов образование станет только тогда, когда появится заказ из промышленности на специалистов. А промышленность, будучи заинтересованной в качестве подготовки специалистов, начнет сотрудничать с вузами, в том числе, снабжая актуальными данными в своей области, не говоря по материальное обеспечение.


    1. maisvendoo
      19.06.2022 23:39
      +2

      промышленность, будучи заинтересованной в качестве подготовки специалистов, начнет сотрудничать с вузами, в том числе, снабжая актуальными данными в своей области, не говоря по материальное обеспечение.

      С учетом того, что этой самой промышленности на каждый чих повешен гриф коммерческой тайны - не будет она этого делать.

      Интересным для студентов образование станет только тогда, когда появится заказ из промышленности на специалистов

      То ли его нет сейчас? Такой заказ у нашей промышленности есть, и формулируется он чаще всего так - подавай нам восьмирукого Шиву с опытом работы за нищебродскую зарплату.

      Да и студенты в вашей формулировке какие-то через чур сознательные.

      А посыл данной статьи как раз в том, каким должен быть нормальный преподаватель. И, опираясь на свой опыт работы в вузе, могу смело заявить - те тезисы, которые формулирует автор - реально работают.


  1. ArsKam
    20.06.2022 09:47
    +1

    Часто думаю, что обучение в вузах построена от теории к практике, но начинались науки с "яблок на голову" учёных людей, подсматривающих в экспериментах знания, что естественно биологически и стимулирует нейрофизиологически к выяснению причин и связей.

    Вообще, наверное, это лайфхак для обучающего, считать ученика неподготовленным, чтобы адаптировать доступность и точки интереса учебного материала, но и "прощупать" уровень подготовленности слушателей


  1. iiwabor
    20.06.2022 10:10
    +2

    Кроме качества преподавания, важно еще качество студенческого материала.

    Сейчас многие идут в ВУЗы чтобы только получить отсрочку от армии - в моей группе таких было 60% и они не учились от слова совсем.

    Если бы этого не было, то и преподавателям было бы полегче и процесс обучения строился и воспринимался бы совсем по-другому...


  1. Markscheider
    20.06.2022 11:34
    +3

    Рассматриваемые там проблемы образования можно условно разделить на четыре категории:

    <...>

    - единый госэкзамен никому не нужен.

    Был порядком удивлен этим тезисом, пока не увидел, что перепечатываемая статья датируется 2006 годом.

    Да, то, что представлял из себя ЕГЭ 15 лет назад, ничего кроме содрогания вызвать не может. Но сегодняшний ЕГЭ сильно отличается от того в лучшую сторону (неожиданно, но факт) . Как минимум, потому, что убрали главную мишень критиков "постановку галочек". Сейчас задания с выбором вариантов составляют меньшую долю от всех. Много заданий типа "опишите", "расскажите", "докажите", где надо излагать мысли.

    Лично мне ЕГЭ кажется хорошей идеей, как минимум, потому, что выпускникам 11 класса не надо колбасой носиться по вузам, сдавая вступительные экзамены в каждом из них. А вот с равенством абитуриентов (которое и стало лейтмотивом введения ЕГЭ) пока есть недоработки.

    1. Бесит система поправок и коэффициентов. Ну вот прямо до трясучки. Возьмем среднестатистический московский лицей. Такую, знаете, спецшколу, допустим, математическую. И берем районную среднюю школу, вполне себе обычную, с коллективными перекурами шестиклассников на переменках и упомянутыми автором "школьными досками из линолеума". Так вот, а вы знали, что баллы "лицейского" ЕГЭ при финальном подсчете умножают на коэффициент, меньший 1? Ну, типа, они же сильные, у них учителя крутые, давайте уравняем их возможности с обычной средней школой.

      Офигенно мне нравится такая позиция. То есть родители вваливали бабло в репетиторов, чтобы в этот лицей поступить (а иначе туда не попадешь, если не вундеркинд). Дети, в свою очередь, вкалывали как проклятые (и это правда, в лицее расслабленно не поучишься). И на выходе все это срезают коэффициентом. Уравниловка, родом из СССР.

    2. Еще бесит различие заданий к ЕГЭ в разных регионах. Сравнивал лично математику из Н.Тагила (звучит смешно, понимаю) и из МСК. Ну, мягко говоря, разного уровня задачи.

    Про злоупотребления на местах и "100 баллов по русскому" в южных республиках говорить не буду - это не ЕГЭ как идея виноват, а отсутствие должного контроля.

    В общем, хотели как лучше, но получилось только наполовину...

    Простите за многобукф и частичный офтопик.


    1. frezerl
      20.06.2022 16:00
      +2

      Чего, про коэффициент и уравниловку - это правда? Где про это прочитать подобнее? Это же получается, что стобалльники оттуда в принципе не могут выпускаться больше.


      1. Markscheider
        21.06.2022 11:07

        Отвечаю.

        Полез искать пруфы - не нашел. Поэтому имею сообщить следующее:

        • Возможно, по состоянию на 2022 год ситуация изменилась

        • В 2016 году я своими глазами видел методичку с коэффицентами, о которых рассказываю. И лично знаю выпускника лицея, у которого посчитали баллы именно таким образом.

        Понимаю, что "сам видел" - это так себе пруф, но больше ничего нету :)

        Для понимания: баллы, посчитанные по результатам экзаменов и баллы, полученные на выходе - это две большие разницы. Первичные баллы переводятся во вторичные (т.н. тестовые) по особой методичке Рособрнадзора. Она публикуется каждый год (и каждый год - новая).

        Умная цитата

        В результате шкалирования первичные баллы переходят в тестовые, они же вторичные. Шкала для перевода первичных оценок во вторичные основана на разработанной Министерством образования РФ математической модели. Она учитывает множество факторов, в число которых входит и сложность заданий, и статистическая информация по проведению тестирования, и количество заданий.


  1. Veresk
    20.06.2022 12:08
    +1

    Однобокий подход, качество образования это зависимость от параметров материала (студентов), методов обработки (программы и дисциплины) и исполнителя (преподаватели).

    Как не тащи только одну сторону - никуда не доберетесь, басню одна Крылова все помнят.

    В реальности в процессе обучения постоянно нужна проверка качества, студент может учиться дальше? В идеале он еще и хотеть должен, но это уже отдельная тема. На стадии "может" начинается конфликт, студент считает одно, преподаватели другое в результате могут быть академический отпуск или отчисление.

    Следующий момент "компетенции" и дисциплины, у нас используется аналитическая геометрия на старших курсах, но вот объяснить первокурснику зачем она там нужна... не так чтобы просто, у него еще нет представления о задачах, которые так удобнее решать.

    В контексте "считаем что студент не знает ничего" и объяснения на пальцах - вообще профанация идеи. Одно дело когда группа подзабыла за 2-3 года какие то мелочи, термины или формулы, но если они забыли логику предметов, которые были раньше - такие студенты не могут учиться. Слабо представляю профильный предмет, который можно рассказать не опираясь на предыдущие курсы. Или будет описательный рассказ, который забудут после сессии и не смогут воспользоваться.

    В конце концов, следует понять и студенту и ВУЗу и преподавателю - что они хотят сделать:

    1) вырастить специалиста, с рабочим кругозором в специальности, пониманием основных течений;

    2) выпустить техника с базовым набором рабочих алгоритмов, понимаемых на уровне "делай так и только так";

    3) выпустить человека с дипломом/сертификатом, способным сдать выпускные испытания (не суть в какой форме);

    4) отработать повинность и освоить средства, выделенные на образование.

    Самое "смешное" тут необходимость учета возможностей, если студент не может в абстрактное мышление - шансов, что он будет заниматься многомерными пространствами параметров, немного мягко говоря. И наоборот, если преподаватель в предмете понимает на уровне первой линии консультантов - дела не будет.


  1. akinava
    20.06.2022 23:31
    +1

    Реформы не зло и не добро, это инструмент. Но важно кто и как его применяет.

    ЕГЭ, привел выпускной экзамен к единому стандарту тем самым оголив систему образования и её недостатки.


  1. alexhott
    21.06.2022 07:09
    +1

    И с 2006 года стало только хуже.


  1. itooljj
    21.06.2022 09:26
    +1

    Также многие преподаватели забывают, либо вообще не знают особенности человеческой психики. А именно - не все люди могут 2 академических часа слушать материал, какой бы интересный он ни был. Внимание будет рассеиваться. но мне вспомнился один преподаватель, он вел инженерный предмет, человек из практики, пришел в наш институт читать лекцию не из за денег, признания, а для того, чтоб делиться опытом. И он делал так : рассказывал из практики что сейчас он делал за эту неделю. Слушал что говорим мы. Потом мы слушали материал. Он видел что большая часть внимания аудитории начинала рассеиваться. Садился, и начинал говорить про отвлеченную тему. Вообще любую. Тема находила отклик у нас, мы подхватывали. И сейчас понимаю что он ловко нами управлял, нашим вниманием. И после окончания курса он поставил оценки всем не ниже 4ки. Но в нашей группе нашлось несколько человек, которым понравилось изложение материала, у нас был пробужден интерес через докладчика, через его персону. И с нами уже отдельно он работал углубленно. Оценки нам поставил 5, но каждый из нас осознавал что эта оценка была заслуженной наградой, но при этом мы получили нечто большее, а именно - знания!


  1. greenkey
    22.06.2022 01:40

    Как уже выше заметили, все изменится естественным образом, как только начнет расти ПРЕСТИЖ вузов. И качество студентов, и качество преподавателей. И их работа. И их доходы.

    Даже пояснять это как-то нелепо. Устраивать шоу доцентам, с их нищенской зарплатой, это, как-то, весьма странно.

    А престиж начнет расти, когда, опять же, правильно тут заметили - это будет кому-то нужно в стране. Высокотехнологичное конкурентное производство?

    Правильно было бы поднять сейчас школьное образование, которое также находится в глубочайшей дыре (это, к слову, подняло бы и качество студентов). СПО восстановить. С вузами, пока все очень сложно.